Урок русского языка "употребление ь знака для обозначения грамматических форм". Правила употребления ъ и ь знаков

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

Правила употребления ь и ъ знаков

1. Для обозначения мягкости согласных кроме шипящих) буква ь пишется:

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех – (двухъярусный ).

2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Лестью – в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака)

  • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
  • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
  • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
  • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

Разделительные Ъ и Ь знаки

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Учитель : Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Ребята, прочитайте слова, появившиеся на доске. Что их объединяет с точки зрения написания? (Слайд №7)

повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков;

Ученики: Ъ знак выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

IV .Мотивация к формированию новых знаний и формирование новых знаний.

научиться дифференцировать условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме.

Дидактическая – формировать навык правильного понимания функции знаков; Формировать умения правильного употребления знаков.

Задание Работа с правилом (стр. 35). Прочитайте текст, поставьте возможные вопросы к тексту? Когда в словах пишется Ъ знак? После какой морфемы в слове пишется твердый знак? Перед какими буквами пишется твердый знак? В каком случае после приставок пишется Ъ знак? (Если приставка заканчивается на согласную).

Предметные знания : Знают правила употребления ъ и ь знаков, различают их роль в словах.

Понимание. . Устная работа (упр. 84) Объяснить употребление знаков, выстраивая рассуждение – объяснение.

Иногда играет смыслоразличительную роль. Кров-кровь, мол-моль, кон-конь, жар – жарь. В некоторых словах имеет нулевое значение рожь(рош) семьсот (симсот).

Тип урока

Употребление буквы Ь

1) на конце существительных мужского рода после ши­пящих согласных: меч, нож;

2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: боль­ ница, скользит, стекольщик;

1) на конце существительных женского рода: ночь, тишь, мощь;

Буква ь употребляется для обозначения мягкости согласного, для обозначения раздельного произношения звуков (разделительный мягкий знак) и для обозначения ряда грамматических форм.

1) перед буквами е, ё, ю, я, и внутри слова (не после при­ставок), например: вьюга, пьеса, семья, дьяк, вьюн;

Разработка урока по русскому языку — Урок Ъ и Ь знаки — 5 класс

3. Внутри слов буква Ь знак употребляется после мягкого Л, стоящего пред любым согласным. (вольный, мельница, сельдь) но не пишется между двумя мягкими ЛЛ(аллея Иллюзия, коллизия,

Разберите эти слова по составу. В чем разница в их строении? (В первой группе Ъ знак стоит после приставки, во втором случае Ь знак находится в корне слова. Что общего заметили? (Перед знаками стоят гласные. е, е,ю, я).

Исходя из темы урока, определите: каковы наши учебные задачи на данном уроке? Верно: Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются, закрепить навык правописания, слов с этими буквами, уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

Разъяснил, воробьи, съел, варенье, льет, веселье, объедки, трехъярусный, подъем.

Тип урока : повторение, закрепление и обобщение знаний о Ъ и Ь знаках.

Учитель. Ребята, представьте, что кто-то пришел и похитил эти буквы. Они кричали,

Употребление буквы Ь

2) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных: (много) туч, крыш, пастбищ;

1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день, камень;

Для обозначения грамматических форм мягкий знак пишется:

4) между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо).

2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость, злость;

2) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, наотмашь (‘исключения: уж, замуж, невтерпёж);

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

П р а в и л а.

1. Разделительный 6 пишется перед буквами е, ё, ю, яв сле-

дующих случаях:

а) после приставки, оканчивающейся на согласную, напри-

мер: въезд, объем, предъюбилейный, объявление;

б) в иноязычных по происхождению словах после приставки

на согласную (об-, ад-, диз-, ин-, ттер-, кон-, контр-, об-, суб-,

транс-) или составной частицы пан-, например: адъютант, инъ-

екция, конъюнктура, объект, субъект, панъевропейский;

в) в сложных словах, первую часть которых составляют чис-

лительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный.

П р и м е ч а н и е. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: детясли.

2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

а) перед буквами е, ё, и, ю, я внутри слова не после при-

ставки, например: портьера, сырье, воробьиный, вьюга, кресть-

б) в некоторых иноязычных словах перед о, например: поч-

тальон, шампиньон.

§ 12. БУКВА Ь КАК ЗНАК МЯГКОСТИ

П р а в и л а. Для обозначения мягкости предшествующего

согласного ь пишется:

А) на конце слова: нить, пить, площадь, семь;

б) в середине слова для обозначения мягкости согласного,

стоящего перед твердым согласным: свадьба, молотьба, резьба,

просьба, тьма, меньше;

в) в середине слова между двумя мягкими согласными в том

случае, если при изменении слова или в родственных словах

второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою

мягкость: возьми (ср. возьму), просьбе (ср. просьба); но: бантик (ср.

бант), резня (ср. резать);

г) после мягкого л независимо от того, твердый или мягкий

согласный за ним следует альт, бальзам, вскользь, польза, сельдь;

д) в формах творительного падежа множественного числа:

детьми, людьми, лошадьми;

е) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, в се-

редине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числи-

тельных, оканчивающихся на -дцать, в конце слова: пятнад-

цать, девятнадцать, двадцать. (О правописании числительных

см. также § 27.)

П р и м е ч а н и е. В сочетанияхяи, чи, нч,рч, чк, щи, рщ, нщ

мягкий знак не пишется: ранний, ночной, венчик, порча, печник,

помощник, фонарщик, загонщик.

БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

П р а в и л а. Как показатель грамматической формы ь пи-

а) в именительном и винительном падежах единственного

числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-

дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-

тельного падежа множественного числа);

б) в неопределенной форме глагола: учить - учиться,

спать - выспаться;

в) в форме повелительного наклонения: взвесь - взвесьте,

взвесьтесь; сыпь - сыпьтесь, сыпься;

г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь -

заглядываешься; строишь - строишься. (О правописании ь в гла-

гольных формах см. также § 31.)

Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

щенные буквы.

1.1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей (П.).

2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-

сать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим

(Г.). 3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько

любимых его п...ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их

манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур...ян

рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-

ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно

выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз...яренная река пенилась и схле-

стывала волнами гранитные парапеты набережной

(Гори/.). 8. Порой выходила группа от..,экзаменовавших-

ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или

озабоченно - о возможности провала (Кор.). 9. Повар

давал им {матросам] вываренное бул...онное мясо (М. Г.).

10. Среди большой чистой площадки на высоком п...е-

дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).

11. Вот нам и еще один компан...он для пикника (Купр.).

12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ,..ятный

лазурный простор (Гладк.). 13. При малейшем из...яне в

костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-

жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-

кар.). 14. Мы уж с отцом от...ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы

отходили на север, прикрываясь все время сильными

ар...ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-

от...емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с...у-

зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-

стал день прем...еры, подготавливавшейся свыше

полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред...явили Фокину ряд

требований, и прежде всего о повышении заработной

Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в...кжи из бре-

зента (Закр.).

II. 1. В городке было сконцентрировано несколько

батал...онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-

об...емлющие задачи построения бесклассового обще-

найти в магазинах Глав...ювелирторга. 4. Во время ре-

монта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.

иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы

работы позволили с...экономить много времени и средств.

7. Активная контр...атака противника поставила в зат-

руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-

ту переводчика облегчил недавно изданный трех...языч-

ный словарь. 9. В такую в...южную ночь нетрудно было

сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-

редки были заморозки, и листья на дерев...ях с...ёжи-

лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-

ментов была использована фельд...егерская связь.

12. Проверив, прочно ли прикреплены п...ексы, лыж-

ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-

боту, нужно объективно оценивать свои возможности.

14. Денежные знаки старого образца были из...яты из

обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-

бое явление природы казалось людям сверх...естествен-

ным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с

какими-то четырех...элементными соединениями. 17. В

основе таких теорий, как пантюркизм, пан...японизм,

лежат не столько религиозные, сколько политические

цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-

вершил транс...европейский перелет за несколько ча-

сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь

избавиться от тяжести под...яремной жизни в условиях

крепостничества. 20. Сначала производились натурные

с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны

кинофабрики.

III. 1. Прос...ба моя состоит в следующем. 2. Дождик

сеялся все мел...че и мел...че. 3. На землю легла измо-

роз.... 4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора,

в который тянет апрел...ской свежест...ю. 5. Ему не сиде-

лос.... 6. Он учит.-.ся катат...ся на кон...ках. 7. Короткий

зим...ний день начинал смеркат...ся. 8. С ним все нян...-

чилис.... 9. Помощ...ник был старательный и толковый.

л...дистым и в...южным. 11. Нян...ка любила возит, .ся с

дет...ми. 12. Л...няные головы белели во т...ме. 13. Я боюс...

сер...езно увлеч...ся. 14. И нечему дивит...ся: как дере-

ву с огнем ДРУЖИТ...СЯ? 15. Захочеш... - доб...еш...ся.

16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес. 17. Поза-

бот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой. 18. Не

плач...те, угеш...тес.... 19. Заступитес... за слабого. 20. Брос...-

те ругат...ся.

IV. Изморос..., кол...цо, сел...д..., декабр..,ский,

мен...ше, Куз...ма -Куз...мич, Сил...ва, Ал...бина, Пал...-

мира, ал...ергия, БОЗ...НЯ, свар...щик, пес...ня, рож...,

дач..., доблест..., плеч..., весен...ний, проч...ный, ян-

вар... ский.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ГЛАСНЫЕ ЫИ Я ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

П р а в и л а:

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо

и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-

рать - разыграть; искать - подыскать.

П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.

П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно

произношению.

2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по

общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:

межинститутский, сверхиндустриализация.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-

тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-

иорданский, панисламизм.

Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.

Безыдейное произведение, без...менная речка, без-

Нвентарное хозяйство, безынициативный работник,

безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-

д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-

ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-

ное число, пред...юньские события, -транс...райская

магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,

тические противоречия.

Тема: Употребление ъ (ер) и ь (ерь). Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

Цели: сформировать твердое представление о правописании мягкого и твердого знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков; видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи; воспитывать стремление к грамотной речи; гордость за свой язык и его неповторимость.

Задачи:

обучение студентов практическим приемам использования теоретических положений;

приобретение студентами умений и навыков использования различных методов в решении конкретных практических задач;

развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;

повторение и закрепление знаний;

развитие научного мышления, речи;

применение навыков сотрудничества, общения с аудиторией.

Оборудование: Таблица «Мягкий знак после шипящих в конце слова», текст «Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)», текст песни группы «Алиса» (Альбом «Сингл», 2010 г.) «Твердый знак».

Вид занятия: интегрированное.

Образовательные технологии : интерактивные, развивающие, игровые.

Методы проведения занятия: словесный, наглядно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, релаксационная пауза, словарная работа, создание облака ассоциаций, работа с опорными схемами.

Критерии оценивания:

"5" ставится, если студент выполнил все задания верно.

"4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

"3" ставится за работу, в которой правильно вы-полнено не менее половины заданий.

"2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

"1" ставится, если студент не выполнил ни одного задания.

Ход занятия

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

3. Сообщение темы и задач занятия.

4. Вступление преподавателя

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы?

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак - на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт - лошадью).

В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш , ж в русском языке всегда твердые).

Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

II. Актуализация знаний.

1. Используя метод мозгового штурма, составить опорную таблицу «Употребление Ь и Ъ знаков»

Уточнение преподавателя:

Буквы ъ (ер) и ь (ерь) в современном русском языке не обозначают звуков, хотя в древнейшую пору они являлись очень краткими звуками [о] и [е]. Сейчас буквы ъ и ь - это формальные разграничители согласных звуков, одним из которых является [j],

ср.: съезд [сjэст], съёмка [сjомка], бьют [б"jyт], бурьян [бyp"jaн] и т.п.

Употребление ъ

Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставок, оканчивающихся на согласную: безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, съемный и др. В однокоренных словах изъять, объять, необъятный, объятие, отъять, неотъемлемый и др. пишется Ъ, так как исторически здесь корень -я-(соответствующий корням -им-, -ем-, ср.: вз-я-ть - вз-им-ать, отъ-я-ть - от-ым-ать - разг.), а приставки оканчиваются на согласную. Этот же корень находим в словах объ-ём, подъ-ём, разъ-ём-ный и др.).

Уточнение преподавателя:

1) Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), оргединица, а также на сложные слова, которые пишутся через дефис, типа пол-юрты, пол-ядра, тред-юнионы;

2) в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный);

3) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

ад-, диз-, ин-, кон-,

4) после морфем, близких к приставкам: контр- (в значении «против»), пан-, транс-: адъюнктура, адъютант, дизъюнктивный, инъекция, конъюнктура, конъюнктивный, контръярус, панъевропейский, трансъяпонский.

Уточнение преподавателя:

Перед другими гласными Ъ не пишется: контражур, контратака, контрудар, панатлантический, трансурановый и др.

Примечание. Внутри слова (не после приставки) пишется Ъ только в некоторых словах: фельдъегерь, объект, субъект. В слове интерьер пишется Ь, так как здесь нет приставки.

Употребление Ь

Буква ь употребляется не только как разделительный, но и как знак обозначения мягкости согласного, а также как средство различения морфологических признаков.

1. Разделительный Ь пишется:

1) внутри слова (не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я: вальяжный, вьюга, бурьян, интервью, лисья и др.;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, павильон, почтальон, синьор, шампиньон; в собственных именах: Кола Брюньон.

Уточнение преподавателя:

Слово фортепьяно и производное от него фортепьянный имеют орфографические варианты: фортепиано, фортепианный.

2. Как средство обозначения мягкости предшествующего согласного буква Ь пишется:

1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь; на конце первой части сложных слов: медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий.

Уточнение преподавателя:

Предлог близ пишется без мягкого знака в отличие от существительного близь;

различаются также существительные гнус (мошкара) и гнусь (прост. «нечто мерзкое, гнусное»);

2) в середине слова между двумя мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (возьму), восьми (восьмой), о просьбе (просьба),

но: бантик (бант), теснить (тесный), резня (резать);

3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: косьба, молотьба, горько и др.; также после мягкого л [л"] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза.

3. Как средство различения морфологических признаков Ь употребляется у существительных женского рода (в отличие от существительных мужского рода), ср.: ночь, печь, мощь,

но: меч, плащ;

в повелительной форме глаголов: плачь - плачьте,

но: плач (громкий);

в наречиях и частицах, оканчивающихся на шипящий (кроме наречий уж, невтерпеж, замуж): вскачь, невмочь, сплошь, лишь и др.

4. Буква Ь не пишется в следующих случаях:

1) между двумя мягкими согласными л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюзия, ралли и др.;

2) в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: мошенничать, конченный, корчма, наборщик, сочный, мощный и под.;

3) между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания Ь после л: параллельный): гвоздь, месть, порознь, смерть, смерч, власть и т.п. Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ср.: [гвос"т"], [см"эр"т"]).

II. Контроль исходного уровня знаний

1. Самостоятельно заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в школе.

Часть речи

не пишется

Существительное

Прилагательное

2. Проверка самостоятельной работы.

Ь на конце слов после шипящих

Часть речи

не пишется

Существительное

женского рода 3 склон. в им.п

тишь, дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п: нож, меч

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: решение задач

Прилагательное

кратких прилагательных: могуч, певуч

настежь, навзничь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

1. в н.ф. гл.: беречь, жечь

2. в повелит. наклон. глагола: спрячь, замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь, поёшь

вишь, бишь, лишь, ишь

3. Работа на карточках

Упражнение 1.

Спишите, вставляя, где необходимо, Ь или Ъ.

Ад...ютант, ад...ектив, без...ядерный, бревен...чатый, бур...ян, гил...отина, гон...щик, интерв...ю, из...ян, клян...чить, компан...он, кур...ер, восем...сот, милл...он, необ...ятный, об...егорить, об...ятый, об...ективный, об...ескураженный, об...ездчик, от...явленный, пред...являть, пред...усмотреть, пред...осенний, п...едестал, пред...юбилейный, пан...европейский, помещич...ий, раз...удалый, руж...ем, рыбач...его, раз...уверить, раз...яренный, сверх...ядовитый, с...экономить, сверх...естественный, с...емный, трех...язычный, двух...этажный, трех...осный.

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах. Проблемное задание.

Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях.

1 группа

Адъюнкт - адекватный,

безатомный - безъядерный,

двухэлементный - двухъякорный,

инъекция - инструкция,

контригра - контръярус.

2 группа

Межинститутский - межъязыковой,

обучить - объявить,

панамериканский - панъяпонский,

разобщить - разъединить,

развязать - разъярить.

2. Индивидуальный опрос. Выступление перед аудиторией.

Раскрывая скобки, образуйте слова с приставками. Употребите, где необходимо, ъ и ь. Объясните аудитории написание и значение слов.

(опрос 5 студентов):

Без- (аварийный, емкостный, апелляционный);

об- (яснительный, явиться, учить, ехать, есть);

от- (экзаменовать, явленный, учиться, ездить, бить);

раз- (единенный, езженный, сад, общить);

сверх- (мерный, емкий, естественный, штатный, урочный).

3. Комментированный диктант.

Продиктуйте, объясняя написания слов.

(студенты диктуют по цепочке):

1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (Маяковский).

2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Толстой).

3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Чехов).

4. Долины ноч... еще об...емлет (Пушкин).

5. Она стоит у бюста, опершись на п...едестал, и следит за ним (Гончаров).

6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (Пушкин).

7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Чехов).

8. В начале под...ема Герберт заметил свежие следы, принадлежавшие каким-то крупным животным, возможно опасным хищникам (Жюль Верн).

9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Горький).

10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Толстой).

11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черкасов).

12. И гул под...емлется кругом (Лермонтов).

13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Толстой).

14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матерью (Л. Толстой).

15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. Павлов).

16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Горький).

17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами (Чехов).

4. Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

Употребление буквиц Еръ (Ъ) и Ерь (Ь)

Каждый ребенок перед поступлением в школу вынужден учить буквы русского алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д. И практически для каждого процесс изучения родного языка уже в самом начале превращается в пытку. Ребенок видит перед собой мяч и легко запоминает слово "мяч". "Машинка", "кукла", "книга"… Каждое слово ассоциируется с предметом в его руках и легко запоминается. А что же такое А, Б, В, Г, Д? Ответ на этот вопрос детскому сознанию найти непросто. Да и не каждый взрослый сможет объяснить семантику родного алфавита. Почему русский алфавит носит именно такие названия букв? Какова история родной азбуки, что собой представляла буквенная система в разные исторические эпохи? Куда исчезли некоторые буквы, например, Ъ и Ь? Вопросов очень много, а ответов еще больше.

Буквицы Еръ и Ерь в древнерусском письме обозначали короткие гласные звуки, и передавали образ сотворения в различных фазах:

Еръ означает, что это надо создавать (процесс создания).

Ерь означает, что это уже создано (законченный вариант творения).

Передаваемый этими буквами смысл легко усвоить на конкретных примерах: слово «сон» на древнерусском языке имело написание СЪНЪ (кстати, наличие чередования в современном язык о//ноль звука как раз и объясняется написанием этого слова через редуцированный гласный), в корне слова для передачи звука использовался Ъ (ер), значение слова передает нам смысл создания определенных условий для реализации явления, а в слове ПЬНЬ (современное «пень») буква Ь передает значение того, что уже совершено с предметом. На самом деле так и есть: дерево превратилось в пень после того, как распил дерева уже произвели.

И если изначально они хоть кратко, но звучали, то после того, как христиане произвели подмены (Еръ - краткая «О»; Ерь - краткая «Е»), они стали звучать только под ударением.

Вот примеры употребления данных буквиц:

ПОСТЪ (полное очищение собственных телес) - т.е. сотворяем очищение тела, система находится в процессе творения, поэтому стоит буквица Еръ.

ЛЬСЪ (лес) - в данном слове употребляется две формы, т.е. лес уже есть (Ь), но при этом он продолжает расти, значит находится в процессе творения (Ъ).

ЛЬНЬ (лень) - здесь нет никакого сотворения, всё прекратилось.

ПЬНЬ (пень) - уже ничего не растёт. Множественная форма «пьньки» или «пьни», т.е. ударение переносится на последнюю букву. Но не надо путать со словом «пни» — подзатыльник этажом ниже (шутка).

МЪХЪ (мох) - множественная форма «мъхи», ударение переносится, а употребительное указание «мъхъмъ» (мохом или мхом) всё поросло.

РЪТЪ (рот) - когда детей спрашивают: «Чем дышать надо?», они отвечают «рътъмъ» (ротом), т.е. дети лучше знают родную речь… но потом их начинают «учить». Советские грамотеи придумали правило исчезающих букв, поэтому дети начинают путаться, буква есть, но она исчезла. Куда она исчезла? А им в ответ: «так положено», и приучают говорить неправильно.

МЬСТЬ (месть) - и другая форма «мьстьилъ» (мстил), т.е. сместилось ударение.

ЛЬСТЬ (лесть) - льстьилъ (льстил).

КЪНИГА (конига или книга) - основа слова «КЪН» (кон) - это высший устой; «И» — союзная форма; «ГА» — путь. Т.е. кънига - это устой, описывающий жизненные пути, или читаем справа — «двигаться в соответствии с устоем». КЪН - это устой, то что принято нашими Родичами. А всё что за устоем, что не вписывается - это «закон».

КЪНЯЗЬ (конязь) - хранитель устоя, дословно «светлый на Земле хранитель устоя», т.е. тот, кого избрали для сохранения Кона. Правильно читается «конезь», четвёртая буквица Енъ (е-носовое).

КЪНУНГЪ (конунг) - тот, кому доверено перенести Кон в другое место. Т.е. выбирали человека, которому доверяли, и он переносил устой, объяснял людям, что надо его соблюдать. Поэтому, когда в Скандинавию ушли наши Рода, там появились конунги. Сейчас переводчики говорят, что Конунг, это тоже Князь; но это не так, конунг ПЕРЕНОСИТ, а князь ХРАНИТ.

Видите, какие богатейшие и глубинные образы.

Кроме того, впервой русской азбуке, созданной просветителями, братьями Кириллом и Мефодием, буква Ъ была 29 буквой, обозначающей сверхкраткий гласный звук, и использовалась, чтобы правильно разбивать строку на слова (до перехода к применению пробелов). Например: къБогомъизъбраномуцарю.

Утрата «Ь» и «Ъ» повлияла и на правописание приставок на «зэ» и «эс», появилось новое правило: перед глухим пишем глухой, перед звонким звонкий. Например, слово «бессилие». На конце приставки пишем букву «эс», т.к. корень начинается с глухого согласного [с]. Это современное правило. А ранее все было проще, приставки «бес» вообще не существовало, всегда на этом месте писалась буква «зэ» БЕЗЪСИЛИЕ, так как после приставки стоял редуцированный звук. Запоминать правила никакие не требовалось. Когда убрали из языка «ненужные» буквы, появилось новое правило.

Дизайнеры, стилизуя текст под начало века, стараются взять шрифты «а-ля рюс» и после каждой конечной согласной в слове поставить твердый знак. В основном такое творчество является примером очень плохого вкуса и безграмотности. Правила старой орфографии были чуть сложнее и не ограничивались расстановкой твердых знаков на конце слов.

Вопросы к тексту

Определите стиль и тип текста.

Обозначьте тему и основную мысль текста.

Составить план текста.

Подготовить 3 вопроса к одногруппнику по тексту.

Составления облака ассоциаций

Процесс творения  сотворение  создание  искусство  мир  БОГ  результат  действие.

Ролевые игры на основе текста

«Я - писатель» (объяснить идею создания данного текста),

«Я - экскурсовод» (провести экскурсию по древнерусскому алфавиту).

IV. Подведение итогов. Релаксационная пауза.

Прослушивание песни «Твердый знак» в исполнении группы «Алиса»

(Альбом «Сингл», 2010 г.)

Работа с текстом песни

Там, где спесь кичится норовом,
Где богема чаще с говором,
время - как песок,
Каменеет для раскаянья,
Тает в ломаном кривлянии
с пятки на носок.

В подковерной казуистике
Гниль шельмует правду мистикой,
тина - что вода.
Там в дебатах между тризнами,
Подтираясь эвфемизмами,
кроют в три ряда.

Как мне
страх и сомнения
Взять в кулак.

В бой слов
вызвать к радению
Твердый знак.

Где блукают в круг да около,
Называя жабу соколом -
веры на пятак.
Где согласных на «и краткое»,
Превращают острым в гладкое,
ставлю «твердый знак».

Между сутью и прочтением
Траектория горения,
вам ли трактовать?
Кто догонит, с тем останется,
Кто возьмет, с того и станется -
твердых не подмять!

Задания к тексту

Объяснить значения словосочетаний «спесь кичится норовом», «богема чаще с говором», «время - как песок», «каменеет для раскаянья», «в подковерной казуистике», «гниль шельмует правду мистикой».

Как художественная речь способствует выражению замысла автора?

Объясните жанровое и видовое своеобразие произведения.

V. Задания для самостоятельной работы.

Выполнить тестовые задания:

Вариант 1

1. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) реч..ка, обез..яна, лиш..

2) спряч.., л..стить, нян..чить

3) неб..ющийся, настеж.., под..ячий

4) без..ядерный, призадумаеш..ся, нож..

2) исполнить туш.., ветер свеж..

3) отвлеч..ся от дела, пять дач..

4) несёш..ся с горы, озимая рож..

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ.., уже брееш..ся

3) дорогая брош.., береч..ся от огня

4) упасть навзнич.., компот из груш..

1) сорвать ландыш.., явная фальш..

2) атлет могуч.., помоч.. друзьям

3) надееш..ся на лучшее, ждать невтерпёж..

4) просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом

1) разберёш..ся во всём, с узких плеч..

2) боевой клич.., пробить бреш..

3) суп горяч.., покориш..ся судьбе

4) разреж.. полностью, купить щёлоч..

1) ты веселиш..ся от души, лес дремуч..

2) зажеч..ся от ветра, попасть в пустош..

3) прилетел грач.., плохо отражаеш..ся

4) прилеч.. отдохнуть, сыграть туш..

1) Утро начинает..ся с маминой улыбки.

2) Нам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

3) После напряжённого рабочего дня хорошо спит..ся.

4) Одной рукой узла не завяжеш..

Вариант 2

1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) выбьеш..ся в люди, надеть плащ..

2) любиш.. науку, береч..ся от напастей

3) день хорош.., неукротимая мощ..

4) большой тираж.., отреж..те хлеб

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) спелый овощ.., пришлось напряч..ся

2) мягкий калач.., намаж..те маслом хлеб

3) леч.. спать, полная чуш..

4) соревнуеш..ся с ними, играют туш..

3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) упрочиваеш.. позиции, вкусный калач..

2) съеш..те пирожок, гореч.. во рту

3) создать роскош.., выйти замуж..

4) охраняемый багаж.., длинная реч..

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) искусный трубач.., попасть в глуш..

2) быстро состариш..ся, ударить наотмаш..

3) настич.. неприятеля, костюм хорош

4) сжеч.. мусор, решить пять задач..

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отправ..те, взять на абордаж.., спрячеш..ся

2) надсеч.., горюч.., милых барышен..

3) проч.., разбираеш..ся, девят..сот

4) звер..ский, впряч.., реч..

6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) занавес..те, стакан вишен.., пустош..

2) вол..номыслие, ухаживаеш.., из старинных чаш..

3) вафел..ница, пренебреч.., какая-то блаж..

4) уйдёш.., из тёмных чащ.., бел..чонок

7. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

1) Чудным звоном заливает..ся колокольчик.

2) Ссорит..ся по пустякам могут только неумные люди.

3) Нам не удаст..ся сегодня попасть на спектакль.

4) За ветром не угониш..ся.

VI. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение, отвечая на вопросы:

История буквиц ЕР и ЕРЬ.

Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

В каких случаях используется Ъ?

2. Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

Основная:

Глазунова О.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.И. Глазунова. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2015. - 243 с.

Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А.М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 334с.

Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]; под общ.ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена. - Москва: Юрайт, 2014. - 505с.

Дополнительная:

Валгина Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М: АСТ, 2009. - 432 с.

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 6-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 287с.

Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2011.

Розенталь Д.Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - Москва: Мир и Образование, 2015. - 702с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: