Предложения с существительными именительный падеж и винительный. Отличие винительного падежа от именительного

Учащиеся очень часто сталкиваются с необходимостью определять падеж имен существительных. Это необходимо делать, например, когда нужно проверить написание безударной гласной в окончании. Трудность возникает во время различения именительного и винительного падежей, т.к. вспомогательные вопросы к словам, употребляемым в данных падежах, практически одинаковы.

Инструкция

  • Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, поставить вопрос к слову. Слова, относящиеся к именительному падежу, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?Если вы поставили вопросы КОГО? или ЧТО?, то перед вами имя существительное, употребленное в форме винительного падежа.
  • Определите, каким членом предложения является существительное.Если слово является подлежащим, т.е. главным членом предложения, то оно употреблено в форме именительного падежа.Винительным падежом обозначается слово, которое является в предложении второстепенным членом, прямым дополнением.Например, предложите ребятам определить падеж имен существительных в данном предложении.
    Девочка пишет письмо.Попросите их поставить вопросы к словам, определить, каким членом предложения они являются. Они должны прийти к следующему результату. Слово "девочка" отвечает на вопрос КТО?, является подлежащим, значит употребляется в именительном падеже. А слово "письмо" является второстепенным членом предложения, прямым дополнением. Оно отвечает на вопрос ЧТО? и, следовательно, употребляется в винительном падеже.
  • Обратите внимание школьников на то обстоятельство, с предлогом или без него употребляется имя существительное.Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.
  • Стоит также при определении падежа сравнивать окончания в словах. Так, в именах существительных первого склонения будут окончания А, Я, если они стоят в форме именительного падежа. Соответственно, в винительном падеже - У, Ю. Например, в у существительного первого склонения "стена" окончание А. Оно употреблено в именительном падеже. Слово "стену" имеет окончание У. Значит, у него винительный падеж.
  • Падеж указывает на роль слова в предложении. Можно использовать фразу-помощник КТО ДЕЛАЕТ ЧТО для различения именительного и винительного падежей.

Как отличить Именительный падеж от Винительного?

  1. Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа - кто? что? Например: (кто?) девочка, (что?) мячик.
    А вопросы винительного падежа - кого? что? . Например: сказал (кого? что?) слово, сделал (кого? что?) работу.
    Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) мячик - это существительное стоит в винительном падеже.
    Так же:
    1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические
    функции: в именительном падеже роль подлежащего, в винительном
    дополнения.
    2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
  2. Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
  3. Именительный отвечает на вопросы кто, что...а винительный кого, чего
  4. Нужно задавать два вопроса: кто? что? - Именительный, (винить) КОГО? что? - Винительный. Также КОГО? чего? - Родительный.
  5. Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например:кто?(лисица)
    Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)

  6. Задавать сразу два вопроса: кого? чего? - родительный; кого? что? - винительный.
    Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ - родительный падеж, если СЕСТРУ - винительный.
  7. Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
  8. Кто, что? без предлогов, в предложении всегда - подлежащее
    Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.
  9. Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что?) , а винительный (кого? чего?)

  10. Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом...) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
  11. Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
  12. Именительный падеж - это всегда подлежащее,
    Винительный падеж - это дополнение (если без предлога) .

    Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".

    У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)

  13. именит. падеж - вопросы кто? что? винительный - вопросы кого? что?
  14. Первый отвечает на вопросы Кто? Что?
    Второй на Кого? Чего???
  15. Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос "Кто? " или "Что? ", в винительном падеже - на вопрос: "Кого? ", "Что? " (вижу кого, что? . Виню кого, что?)
  16. а как отлчить?
  17. В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

  • Воспитательная : Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
  • Обучающая: Систематизировать знания по теме, пополнить знания учащихся об имени- тельном и винительном падежах, тонкость употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
  • Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: выделения главного, мышления, наблюдательности, внимания, речи и памяти.

1. Орг. момент

2. Работа на внимательность (слайд)

  • Кукла - и
  • Стол - м
  • Платье - ?

(ответы учащихся: вместо вопросительного знака должна стоять буква о. Доказываю, кукла - игрушка, стол- мебель, платье-одежда)

3. Актуализация опорных знаний. Языковая разминка.

(класс делится на 2 группы) 1 группа- 4 работают у доски, 4 готовятся к проверке

A - Синтаксический разбор.Расставь знаки препинания.

Звонко стучит по сухому дереву дятел свистят на березах иволги. (1 ученик)

Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.(2 ученик)

Б - Морфемный разбор: лапку бесшумный подбежали (третий ученик)

Морфологический разбор: слона (четвертый ученик)

В - Остальные работают с учителем: ложно - истинно (слайд)

В слове закрывайте - 1 мягкий согласный звук- (ответы детей: л (2) Й-всегда мягкий, гласный звук е смягчает согласного звука т) Уехали - звуков больше, чем букв - истинно, е слышится как 2 звука

Ельник- столько, сколько букв - истинно е слышится как 2 звука, ь - не звук

Тревога- 1 звон. согл. звук - л (2), р, в

Ледоход- 1 корень л(2) , это сложное слово, корни- лед и ход

К слове тревога подберите однокоренные слова, так чтобы они были разными частями речи. Ответы детей: (тревога- и\с, тревожный-имя прилагательное, потревожить- глагол, тревожно- наречие)

После групповой работы идет проверка индивидуальных работ. Работы проверяются детьми,затем выставление оценок.

4. Теоретический тренинг

Что вы можете сказать об имени существительном? Почему именительный падеж мог получить такое название? (предположения детей)

Прочитайте, что тут написано?

По отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке (падеж)

Назовите эти существительные в порядке склонения. Что такое склонение существительных?

5. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем 3 буквы.

  • Первая буква является суффиксом в слове отметка. Какая эта буква? (к)
  • Вторая буква - окончание в существительном отметка, употребленном в именительном падеже (а).
  • Третья буква - окончание в существительном отметка, употребленном в винительном падеже (у).

Определите порядок следования букв: кууууа куууаа кууааа куаааа (слайд)

Ответы детей:

(количество у уменьшается по одной, количество а прибавляется по одной)

Не подсказала ли нам минутка чистописания тему нашего урока?

Вспомните, в каких падежах были употреблены эти буквы (в имен. и винит. падежах).

Ответы детей:

Мы будем говорить сегодня об именительном и винительном падежах.

6 . Но сначала задание на размышление (слайд)

Внимательно прочитайте слова. Подумайте и скажите, какое слово должно стоят вместо вопросительного знака. Ответы детей: (вокзал)

Как ты узнал? Каким способом? (слово зонтик образовано способом, от слова сезон взято второй слог зон, а от слова винтик взято тоже второй слог тик. Значит вторые слоги вок, зал) Что это? (здание, где обслуживают пассажиров)

Что вы можете сказать об этом слове?........ - воспит. момент

Составления предложений при помощи слова вокзал. Несколько предложений пишут под диктовку.

7 . Изучение нового материала.

А у меня вот такие предложения. Сделаем наблюдения. (слайд)

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Пассажиры видят вокзал.

(подчеркните главные члены, определите падеж. Каким членом является? Что общего? Разница? Идет наблюдение)

Ответы детей: Вывод

Существительное в именительном падеже яв-ся главным членом, употреблено без предлога. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами, употреблены с предлогом и без предлога)

8. Формирование практических навыков

№ 131 (почему имен. падеж является самым популярным? - главный член

Почему винительный падеж мог получить такое название? - предположения детей

(оказывается,объект действия, обозначенный именем существительным в В.П., является причиной, вызывающей само действие - Читать книгу).

№ 134 (какие принципы помогли вам отличить существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?)

9. Графический диктант с последующей проверкой (парная работа: первый ученик находит имен существительных, определяет падежи, второй ученик чертит схему)

Молодой капитан поднялся на борт. (капитан- им.п., на борт- вин. п.) / _____ ===== /.

Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. (кот-им.п., на диван-вин.п.)

\ ________ ========,========,===========\.

Мишка бежал рядом и кричал: "Жми на педаль!" (на педаль-вин.п.) А:" П!"

"Я забыл носовой платок,"- тихо ответил Денис. (платок-вин.п.) "П",- А.

Гром грохотал, и молния освещала океан. (гром - им.п., молния - им.п., океан - вин.п.)

/ _______ ===========/, и \ ______ ============/

10 . Состав. предложений кораблик - употребляя в именительном, винительном падежах.

11 . Итог. Как не спутать именительный падеж с винительным?

12. Домашнее задание. Упражнение 136. Выучить правило.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

2 слайд

С. 80 упр. 150

– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.

– Что надо сделать, чтобы определить падеж?

(Чтение предложений и определение падежей)

– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.

III. Чистописание.

3 слайд

IV. Словарно-орфографическая минутка.

4 слайд

На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.

Какие буквы пропущены?

С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.

(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)

V. Работа над новой темой.

5 слайд

Сообщение темы урока и постановка целей.

– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.

Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.

– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд

– А что о себе расскажут сами падежи?

– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

– Прочитайте предложения. 9 слайд

– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?

– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?

Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?

– Тогда давайте искать отличия.

Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).

Разбор предложений с комментированием.

У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)

Что такое питомник?

VI. Закрепление знаний.

10 слайд

Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.

Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .

Проверка пропущенных букв по слайду.

Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).

Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.

VII. Подведение итогов, выводы по таблице.

11 слайд

Как отличить Им. падеж от Вин.?

Д/з стр.81 упр.153, учить правило.

VIII. Задание на карточках (по вариантам).

IX. Рефлексия.

Заполнение таблицы.

В русском языке формы неодушевленных существительных второго и третьего склонения в именительном и винительном падежах совпадают. Чтобы не ошибаться в их определении, надо запомнить, что существительные в именительном падеже всегда выступают главным членом предложения, чаще – подлежащим, а винительный падеж всегда указывает на зависимость существительного от главного слова, то есть, существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения.
Например:
Топор рубит – щепки летят. (Топор, щепки – И.п.)
Если берешь топор в руки, помни, что придется щепки собирать. (топор, щепки – В. П.)

По принятой в русском языкознании терминологии, винительный падеж является «морфологически слабо самостоятельным падежом». Сложность его определения возникает только при сравнении с именительным и родительным. Если возникают сомнения, стоит использовать проверенный школьный метод: поставить к существительному падежный вопрос:
(вижу) кого? – учителя, маму, слона, мышь (В. п.);
(вижу) что? – дерево, скамью, камыш, балкон (В.п.).
Различают именительный и винительный падежи также по наличию предлогов, употребление которых возможно только в косвенных падежах.
Например:
Мост построен по современной инженерной разработке. (Что? – мост, И. п.)
Пройти через мост оказалось непросто. (Через что? – через мост – В.п.)

Выводы сайт

  1. Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения.
  2. Вопросы именительного падежа — кто? что?
    вопросы винительного падежа — кого? что?
  3. Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: