§6 Смешение цветов. Теория цвета и ее применение в интерьере Надо понимать, что цветовая система описывает только некоторые цвета из общего цветового пространства. Например, изменить яркость в R G B невозможно

В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем - лессировкой

Механический способ смешения цвета

получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.

Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой - можно получить множество цветов.

От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой - аквамариновый; красный и синий - фиолетовый и т. д.

На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.

Взаимно дополнительные пары цветов

Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.

Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:

  • красный - голубовато-зеленый;
  • оранжевый - голубой;
  • желтый -синий (ультрамариновый);
  • желто-зеленый - фиолетовый;
  • зеленый - пурпуровый;
  • голубовато-зеленый - красный.

При их смешении новых цветовых тонов

не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем - только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.

Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.

Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета - серые, а новые цвета - хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет - суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

Смешение цветов

Смешение цветов – одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи. Есть три основных закона оптического смешения цветов.

Первый закон: главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет. Такие цвета называются дополнительными. Взаимодополнительные цвета строго определены: к красному – зеленый, к желтому – синий и т. д.

Второй закон имеет практическое значение и говорит о том, что смешение цветов, лежащих по цветовому кругу близко друг к другу, дает ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Так, например, смесь красного с желтым дает оранжевый, желтого с синим – зеленый. Таким образом, путем смешения трех основных цветов (красного, желтого и синего) в разных пропорциях можно получить любой цветовой тон «слагательный» оптический эффект.

Третий закон: одинаковые цвета дают одинаковые смеси. Имеются в виду также и те случаи, когда смешиваются цвета одинаковые по цветовому тону, но разные по насыщенности, а также хроматические цвета с ахроматическими – «вычитательный» оптический эффект.

В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить необходимый цвет путем смешивания двух или нескольких красок.

Смешивание красок друг с другом может быть механическим или оптическим (См. табл. 1-2). При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту.

Таблица 1. Результаты оптического смешения цветов.

Фиолетовый

Индиго

Голубой

Голубовато-зеленый

Зеленый

Зеленовато-желтый

Желтый

Красный

Пурпурный

Темно-розовый

Беловато-розовый

Белый

Беловато-желтый

Золотисто-желтый

Оранжевый

Оранжевый

Темно-розовый

Беловато-розовый

Белый

Беловато-желтый

Желтый

Желтый

Желтый

Белый

Беловато-розовый

Беловато-

зеленый

Беловато-

зеленый

Зеленовато-желтый

Зеленовато-желтый

Белый

Беловато-

зеленый

Беловато-

зеленый

Зеленый

Зеленый

Беловато-

синий

Аквама-риновый

Голубовато-зеленый

Голубовато-зеленый

Аквама-риновый

Аквама-риновый

Голубой

Индиго

синий

Таблица 2. Результаты механического смешения красок.

Киноварь

оранж. средний

красновато

фиолето-ватым отт.

серовато

зелено-вато

то голубо-

с синева-

зелено-ватого

Темно-лиловый

красновато

с фиолето-

Серовато

зелено-ватый

Фиоле-товый

Коричнево

фиолетовый

Темный коричн.

Серо-желт.

Серовато

желтовато зеленый

желто-вато

мутный бирю-

серовато

зеленова-

Желто-зеленый

голубо-ватого

Розовато

розовато

желт. отт.

ного отт.

Розовато

Песочно желт.

Красно-вато

Оранжевый

вато корич.

Красно корич.

Красно кирпичный

ватый краснова-

того отт.

Киноварь

Красный алый

пурпур-ного отт.

Между результатами оптического и механического смешения красок существует некоторое различие, обусловленное физической природой красок. Чтобы лучше себе представить разницу конечного результата оптического и механического смешения цветов и красок можно привести следующий пример: на вращающемся диске желтый и синий цвет дадут серую смесьахроматического цвета, в то время как механическое смешение тех же цветов на палитре даст зеленую краску.

При смешивании красок нужно иметь в виду не только цветовую характеристику, но и три способа составления их:

1) способ мозаичного соединения мелких мазков (оптическое смешение цветов);

2) способ простой механической смеси красок на палитре;

3) способ лессировки – последовательного наложения нескольких слоев краски один на другой.

Смеси красок по химическому составу могут быть однородными и неоднородными. В пределах одной группы, взятой в отдельности – лессировочной, полулессировочной или корпусной, они являются однородными: дают ровные заливки и постепенные переходы по светлоте и цветовым оттенкам. Неоднородные смеси получаются при смешивании лессировочных красок с корпусными; при этом заливки становятся неровными, с подтеками и срывами, а светостойкость их нередко падает. Краски, входящие в полулессировочную группу, дают удовлетворительные заливки как с лессировочными, так и с корпусными красками.

Важное обстоятельство, которое следует учитывать начинающему живописцу, работающему акварелью, заключается в особенности красок при высыхании светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

Для получения сильного, насыщенного цвета рекомендуется использовать краски, обладающие большей цветностью.

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для ху­дожников в их практической работе.

Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстоя­ния кажутся однотонными, а различ­ные цвета сливаются в один цвет.

Первый закон оптического смеше­ния заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.

Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамарино­вому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубова­то-зеленому – карминно-красный цвет.

Второй закон оптического смеше­ния заключается в том, что при опти­ческом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смеше­нии желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желто­го с зеленым – синий цвет и т.д.

Третий закон оптического смеше­ния заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в опти­ческих смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практи­ке живописи пользуются художники.

Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смеше­ния цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преиму­ществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая опти­ческая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».

Но как видно из табл.1, при опти­ческом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происхо­дит обесцвечивание цвета.

Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрожде­ния, Диего Веласкес и многие другие художники.

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о зна­нии законов пространственного смеше­ния цветов, оживляющих цвет в ико­нах русской школы.

Цель урока: дать представление о двух основных способах оптического смешения цветов.

План урока:

1. Сущность оптического смешения цветов.

2. Слагательное смешение цветов.

3. Вычитательное смешение цветов.

Студент должен:

знать: два основных способа оптического смешения цветов.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета. Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет. В науке "Цветоведение" (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения. Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий. Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый. Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет. Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета. Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет. Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

2. Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения: пространственное - это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы); оптическое смешение - это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись); временное - это особый смешения, его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвелла; бинокулярное – это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).


Основные цвета при слагательном смешении: Красный, Зеленый. Синий. Правила слагательного смешения: при смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый; при смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.

3. Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания. Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.

Основные цвета при вычитательном смешении : Красный, Желтый, Синий.

Вопросы для повторения:

1. На чем основано оптическое смешение цветов?

2. Охарактеризуйте слагательное смешение цветов.

3. Охарактеризуйте вычитательное смешение цветов.

Литература:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск. 1984.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись/ Ю.М. Кирцер. – М., Высшая школа. 1992.

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в иx практической работе. Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет. Первый закон оптического смещения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет. Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета.

К ультрамариновому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному -- голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому -- ультрамариновый и к голубовато-зеленому -- карминно-красный цвет. Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым синий цвет и т.д. Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм. и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм. в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный» . Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практике живописи пользуются художники. Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок -- в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смешения цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптическою смешения цветов, изложенные в книге Шевреля, Поль Синьяк настаивал на преимуществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску» . Но, как видно из табл.1, при оптическом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происходит обесцвечивание цвета. Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера древней фаюмской живописи, создатели помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрождения, Диего Веласкес и многие другие художники.

Таблица 1 . Результаты оптического смешения цветов

Фиолетовый

Индиго синий

Голубовато-зеленый

Зеленовато-желтый

Пурпурный

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Золотисто-желтый

Оранжевый

Оранжевый

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Беловато-розовый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Зеленовато-желтый

Зеленовато-желтый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Беловато-синий

Аквамариновый

Голубовато-зеленый

Голубовато-зеленый

Аквамариновый

Аквамариновый

Индиго синий

Таблица 2 . Результаты смешения красок

Киноварь красная

Сиена жженая

Кадмий оран. средний

Охра желтая

Кадмий желтый

Зеленая изумрудная

Ультрамарин

Темный красновато-коричневый, с легким фиолетовым оттенком

Темный коричневый

Темный желто-коричневый, слегка зеленоватый

Темный серовато-коричневый, слегка зел.

Темный желтый зеленовато-мутный

Темный серовато-голубовато-зеленый

Почти черный с синеватым оттенком

Темный синий зеленоватого оттенка

Темный лиловый

Темный красновато-кор. с фиолетовым оттенком

Очень темный коричневый c оливковым оттенком

Бутылочный

Серовато-зеленый

Голубовато-зеленый бирюзовый

Синий небесного опенка, слегка зеленоватый

Ультрамарин синий

Фиолетовый

Коричневато-красно-фиолетовый

Темный корич. с виш. оттенком

Серо-желтый коричневатый

Серовато-желтовато-зеленый

Мутный желтовато зеленый

Несколько мутный бирюзовый

Синий, слегка фиол. опенка

Зеленая изумрудная

Почти серый темный

Почти серый темный

Коричневато-серовато-зеленоватый

Мутный зеленоватый

Желто-зеленый

Зеленый голубоватого оттенка

Кадмий желтый средний

Розовато-кор. розовато-желтого оттенка

Оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый

Желтый, слегка лим. оттенка

Охра желтая

Розовато -коричневатый

Коричневато-оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый коричневатый

Песочно-желтый

Кадмий оранжевый

Красновато оранжевый

Оранжевый

Оранжевато- коричневый

Желтовато-оранжевый

Сиена жженая

Красно-коричневый

Краснокирпичный

Кор. красн. оттенка

Киноварь красная

Красный алый

Крас. пур. оттенка

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофани Грека и его учеников свидетельствуют о знании законов пространственного смешения цветов, оживляющего цвет в иконах русской школы. В живописи использовались и будут использоваться приемы оптического смешения цветов, но рассматривать их можно только как один из возможных приемов построения цветового строя или колорита картины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: