Персонал предприятия. Категории производственного персонала

К производственному персоналу относят работников, участвующих в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), управляющих этим процессом и обслуживающих его.

По выполняемым функциям производственный персонал делится на шесть категорий: рабочие, ученики, инженерно-технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал, работники охраны.

Ученики работники, с которыми заключен ученический договор с целью приобретения профессии.

Младший обслуживающий персонал работники, занятые выполнением функций обслуживания, не имеющим прямого отношения к производственному процессу (уборщики непроизводственных помещений, курьеры, гардеробщики, шоферы легковых машин).

К непроизводственному персоналу относят работников непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (персонал не основной деятельности) в жилищном хозяйстве, медицинских и профилактических пунктах, детских дошкольных учреждениях и др.

Классификация по профессионально-квалификационным признакам.

Под профессией понимают вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и практических навыков, например: слесарь, токарь, фрезеровщик, механик, технолог, конструктор, программист, бухгалтер, экономист, товаровед и т. д.

В пределах профессии выделяют специальности вид деятельности, требующий дополнительных знаний и навыков для выполнения работы "на конкретном участке производства, например: профессия токарь, а специальность токарь-расточник, токарь-карусельщик.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации. Квалификация степень профессиональной подготовленности рабочих и служащих к выполнению конкретного вида работы. Составными элементами квалификации являются теоретические знания работника, его практические навыки, профессиональное мастерство.

В первую очередь квалификация рабочих определяется присвоенными им разрядами или разрядами работ, которые они выполняют. По уровню квалификации рабочие делятся на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.

По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику. Квалификационный разряд величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. В соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией) работнику предоставляются работа, а по мере повышения квалификации присваивается более высокий разряд.

Одним из основных элементов развития персонала является его обучение. Обучение персонала - это целенаправленный, планомерный, систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, специалистов, руководителей. Классификация обучающих функций предприятия представлена в Приложении А.

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий несколько этапов.

С учетом стратегии развития предприятия и потребности в обучении разрабатываются перспективные и текущие годовые планы обучения персонала. При этом в его основу закладываются принципы непрерывности обучения каждого сотрудника в течение всей его производственной деятельности на фирме для достижения успеха в карьере.

В таблице 1 представлены четыре группы профессиональных качеств обучающихся и характеристики необходимые для каждого качества.

Таблица 1 - Профессиональные качества успешной деятельности

Качества

Характеристика

1. Профессиональные качества

Общие профессиональные качества; - знания, умения, навыки, необходимые для выполнения операций (функций, задач), входящих в должностные обязанности

2. Деловые качества

Дисциплинированность, ответственность; - честность, добросовестность; - инициативность; - целеустремленность, настойчивость; - самостоятельность, решительность

3. Индивидуально-психологические и личностные качества

Мотивационная направленность; - уровень интеллектуального развития; - эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; - особенности мыслительной деятельности, способность к обучению; - гибкость в общении, стиль межличностного поведения

4. Психофизиологические качества

Выносливость, работоспособность; - особенности внимания и памяти

Лекция 4. Персонал предприятия и эффективность его использования

ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Основные понятия:

персонал предприятия; промыщленно – производственный и непромышленный персонал; рабочие; руководящие работники; специалисты; другие служащие; младший обслуживающий персонал; ученики; охрана; профессия; специальность; квалификация; структура персонала; производительность труда; выработка; факторы и резервы роста производительности труда.

Персонал предприятия - это совокупность всœех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.

Персонал предприятия по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный. Состав и классификация персонала предприятия представлена на рисунке 4.1.

Промышленно-производственный персонал (ППП) занят непосредственно выполнением производственного процесса и обслуживанием производства. Это работники базовых и вспомогательных подразделœений, заводоуправления, научно–исследовательских и опытно–конструкторских отделов и бюро, бухгалтерии, планово–финансового отдела и др.

Непромышленный персонал включает работников, занятых на предприятиях общественного питания, в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, в детских дошкольных учреждениях, домах отдыха и пансионатах, подсобных хозяйствах, числящихся на балансе предприятия.

Учитывая зависимость отхарактера выполняемых функций выделяются следующие категории промышленно – производственного персонала : рабочие, руководящие работники, специалисты, другие служащие, младший обслуживающий персонал, ученики и охрана.

Рабочие непосредственно принимают участие в производственном процессе. Οʜᴎ делятся на базовых и вспомогательных. Основные рабочие осуществляют производство продукции, вспомогательные заняты обслуживанием производственных процессов. В современных условиях вследствие автоматизации и компьютеризации производства, использования гибких производственных систем и робототехнических комплексов основным содержанием деятельности рабочих становится наблюдение за оборудованием, его наладка, регулировка, ремонт, в связи с этим изменяется соотношение базовых и вспомогательных рабочих.

Руководящие работники – персонал, осуществляющий техническое, организационное и экономическое руководство производственным процессом и трудовым коллективом. Οʜᴎ подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения. Это руководители предприятия (директор и его заместители, главный инженер, главный бухгалтер, главный экономист, главный энергетик и т.д.), руководители структурных подразделœений (начальник отдела, бюро, сектора), линœейные руководители (начальники участков, смен, цехов, производств, мастера).

Специалисты обеспечивают сбор и обработку всœей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно–исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.

Другие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.

Младший обслуживающий персонал (МОП) составляют работники, осуществляющие функции по уходу за служебными помещениями, обслуживанию рабочих, руководящих работников и специалистов. Это уборщики, кладовщики, гардеробщики, операторы копировальных, множительных и вычислительных машин, курьер и т.д.;

Ученики – это работники предприятия, проходящие производственное обучение с целью овладения определœенной профессией.

Охрана - д анная категория работников обеспечивает безопасность предприятия, сохраняя его материальные ценности от хищений и стихийных бедствий, обеспечивая неприкосновенность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

Персонал предприятия можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных показателœей. Количественные показатели связаны с оценкой численности работников, в том числе по категориям ППП. К качественным показателям относятся профессия, специальность и квалификация.

Под профессией принято понимать вид трудовой деятельности, требующий теоретических знаний и практических навыков. Понятие “специальность” определяет вид трудовой деятельности в рамках данной профессии, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных навыков и знаний.

К примеру, профессия слесарь, специальность – слесарь механосборочных работ, слесарь контрольно-измерительных приборов; профессия токарь, а специальность – токарь–карусельщик, токарь–расточник и др.).

Квалификация это способность специалиста выполнять работу определœенной сложности. Квалификация определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта. По уровню квалификации рабочие делятся на низкоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.

Важно заметить, что для специалистов также можно выделить два вида квалификации в зависимости от:

· уровня образования: специалисты со средним специальным образованием; специалисты с высшим образованием; специалисты высшей квалификации, имеющие ученые степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (доцент, старший научный сотрудник, профессор);

· от полученной специальности: экономист, экономист–менеджер, инженер–механик, инженер–технолог, инженер–экономист и т.д.

Для характеристики уровня квалификации работников применяются тарифные разряды. Основными факторами, оказывающими влияние на квалификационный разряд, являются уровень образования конкретного работника и сложность работы, требующей соответствующей квалификации. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками “Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий” и “Квалификационный справочник должностей служащих”.

Распределœение работников предприятий Республики Беларусь по тарифным разрядам производится на основе Единой тарифной сетки, которая содержит диапазон тарифных разрядов от 1 до 23.

Уровень квалификации работников предприятий оценивается следующими тарифными разрядами:

· рабочих - с 1 по 8;

· специалистов со средним образованием – с 6 по 10;

· специалистов с высшим образованием – с 10 по 15;

· руководителœей структурных подразделœений – с 14 по 19;

· главные специалисты – с 15 по 22;

· линœейные руководители – с 11 по 20;

· руководитель организации с 16 по 23.

Специфика предприятия, его размер, организационно–правовая форма и отраслевая принадлежность обуславливают требования к профессионально–квалификационному составу работников.

Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.

К основным факторам, оказывающим влияние на структуру персонала относятся:

· уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства;

· применение современных технологических процессов;

· использование новых видов энергии и материалов;

· формы организации производства и др.

Для обеспечения соответствия образовательного и квалификационного уровня работников требованиям современного производства постоянно совершенствуется система их подготовки и переподготовки. Причинами, вызывающими крайне важность обучения персонала, являются: нехватка достаточно квалифицированных рабочих кадров, технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями и переподготовки персонала, развитие рыночных отношений и потенциала работников, усиление конкуренции со стороны зарубежных фирм, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции и др.

Обучение может проводиться по следующим направлениям:

· вводное обучение для новых сотрудников;

· производственное обучение для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы;

· обучение на курсах с использованием тренажеров;

· наблюдающее обучение для улучшения знаний технических и административных аспектов работ;

· обучение руководящих работников и специалистов с целью совершенствования профессиональных знаний и управленческих навыков и повышения эффективности их работы;

· ротация - временное использование кадров на других постах;

· стажировки на зарубежных фирмах.

2.5. Производственный персонал предприятия

Одним из основных факторов производственного процесса, как известно, является живой труд, а его источником на промышлен-ном предприятии - его производственный персонал. Для успешной деятельности предприятия необходимо:

Полное обеспечение предприятия по численности работающих;

Требуемый профессиональный и квалификационный состав кадров;

Установление рациональной структуры занятых в производ-стве людей;

Систематическое пополнение промышленных кадров, ввиду увольнения работающих по различным причинам;

Постоянная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Весь промышленно-производственный персонал предприятия, вне зависимости от категории работающих, подразделяется по про-фессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия характеризует определенный вид деятельности работ-ника, требующий особого комплекса знаний, умений и практиче-ских навыков для ее выполнения, приобретенных в результате спе-циальной подготовки и опыта работы.

Специальность - это результат углубления профессионального разделения труда определенной категории работающих. Например, профессия инженер, а специальности: инженер-механик, инженер-технолог и т.д., или профессия слесарь, а специальности: слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и т.д.

Под квалификацией работающих следует понимать их способ-ность выполнять работу (служебные обязанности) определенной сложности в рамках той или иной профессии в соответствии с уровнем образования и подготовки. Процесс подбора, подготовки и расстановки кадров на предприятии имеет своей главной целью доведение до полного соответствия квалификации работающих до уровня квалификации выполняемых ими работ.

В структуру кадров современного промышленного предприятия входят:

Высшее звено управления предприятием - президент ком-пании, генеральный директор и другие члены правления (топ-менеджеры);

Среднее звено управления предприятием - руководители управлений и самостоятельных отделов, лабораторий, на-чальники смен и др. (мидел-менеджеры);

Низшие звенья управления предприятием - руководители подотделов, лабораторий, начальники смен и др. (ловер-менеджеры);

Инженерно-технический персонал и конторские служащие;

Рабочие, занятые физическим трудом;

Рабочие социальной инфраструктуры.

В основу классификации кадров в РФ положен характер осуще-ствляемых на производстве отдельными категориями работников функций, т.е. функциональное разделение труда.

В составе кадров промышленного предприятия (см. рис. 2.4), в зависимости от участия их в производственной деятельности, выде-ляется группа промышленно-производственного персонала (ППП) и группа непромышленного персонала. Весь промышленно-производственный персонал предприятия по характеру выполняе-мых функций подразделяется на следующие категории работающих: административно-управленческий персонал (АУП), инженерно-технические работники (ИТР), служащие, работающие, младший обслуживающий персонал (МОП), работники охраны. На рис. 2.4 представлен состав работающих промышленного предприятия.

Рис.2.4. Состав работающих предприятия в соответствии с функциональным разделением труда

К административно-управленческому персоналу относятся руко-водитель предприятия, его заместители, главные специалисты, на-чальники управлений и крупных отделов и руководители структур-ных подразделений предприятия (производств, цехов и филиалов предприятия). К категории ИТР относятся работающие, осуществ-ляющие техническое, производственное и экономическое руковод-ство деятельностью подразделений предприятия (технолог, эконо-мист цеха, начальник смены, мастер участка и т.д.). Категория слу- жащих включает в себя работающих, занимающихся учетными, кан-целярскими, административно-хозяйственными функциями (бухгал-теры, секретари-машинистки, экономисты и т.д.). К категории ра- бочих относится персонал, непосредственно участвующий в техно-логическом процессе по переработке исходного сырья в готовый продукт или занимающийся обслуживанием этого процесса. Рабо-чие подразделяются на основных производственных рабочих (ста-ночники, аппаратчики, прессовщики, доменщики и т.д.) и вспомо-гательных рабочих (рабочие, занятые обслуживанием, ремонтом оборудования, подготовкой, погрузкой и разгрузкой материально-сырьевых ресурсов и др.). К категории МОП относятся работаю-щие, занятые выполнением функций по уходу за служебными и производственными помещениями, обслуживанию АУЛ, рабочих, ИТР и служащих. Ученики - это лица, зачисленные в штат пред-приятия и проходящие обучение для получения, как правило, рабо-чей профессии непосредственно на рабочем месте.

Работники, относящиеся к категории охраны предприятия, за-нимаются сторожевой охраной материальных ценностей и имуще-ства предприятия.

Непромышленный персонал - это работники, занятые содержани-ем и обслуживанием жилых домов, амбулаторий, детских дошколь-ных учреждений, подсобных хозяйств и других подразделений не-промышленной инфраструктуры, принадлежащих предприятию.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) «работода-тель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, по-вышение квалификации работников, обучение их вторым профес-сиям в организации (на предприятии), а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего про-фессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, согла-шениями, трудовым договором» (ст. 196 ТК РФ). Профессиональ-ная подготовка осуществляется в целях получения рабочей или иной профессии по определенной специальности. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифика-ции работников предприятия, а также перечень необходимых про-фессий и специальностей определяется работодателем с учетом по-желаний работников и потребностей предприятия. Работникам, проходящим профессиональную подготовку без отрыва от произ-водства, работодатель обязан создать необходимые условия для со-вмещения работы с учебой, предоставлять гарантии, установленные законодательными актами, в том числе и ТК РФ, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Процесс подготовки, переподготовки и повышения квалифика-ции профессиональных кадров организуется и осуществляется на разных уровнях подготовки. Так, подготовка рабочих кадров разных профессий осуществляется в учебных учреждениях начальной про-фессиональной подготовки (технических училищах и лицеях), в учебных центрах крупных предприятий или непосредственно на рабочих местах в качестве учеников. Ученичество осуществляется в форме индивидуального или бригадного обучения в соответствии с договором, заключенным между физическим лицом, ищущим рабо-ту, и работодателем.

Средний уровень профессиональной подготовки ориентирован на обучение специалистов средней квалификации по ряду необхо-димых предприятиям профессий и в том числе техников-технологов, бухгалтеров, экономистов и др. Подготовкой таких спе-циалистов занимаются образовательные учреждения среднего про-фессионального образования (техникумы, колледжи).

Высшее профессиональное образование предназначено для под-готовки специалистов предприятия, для которых высшее специаль-ное образование необходимо в соответствии с профессиональными требованиями. Такую подготовку осуществляют как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения высшего про-фессионального образования. Предприятие может осуществлять на-бор специалистов с высшим профессиональным образованием как через открытый рынок труда, так и посредством целевой подготовки таких специалистов. Целевая подготовка специалистов, осуществляе-мая предприятиями посредством выдачи заказа высшему учебному заведению, приобрела в последние годы достаточно широкий мас-штаб. В этом случае предприятие, вне зависимости от организацион-но-правовой формы, через органы государственного или муници-пального управления заключает с тем или иным вузом договора на целевую подготовку специалистов из числа лиц, рекомендованных данным предприятием. Практика работы по таким договорам пока-зала достаточно высокую эффективность подобного пути подготовки кадров, поскольку, с одной стороны, это способствует закреплению таких специалистов на предприятии, пославшем его на учебу, а с другой - позволяет повысить качество подготовки специалистов ввиду их целевого и во многом индивидуального обучения.

Повышение квалификации и переподготовка кадров - непре-менное условие их эффективной работы. Необходимость реализа-ции этого процесса обусловлена такими обстоятельствами, как: раз-витие науки и техники и необходимость внедрения его результатов в производство, быстрое «старение» знаний и потребность их об-новления, стремление работающих к повышению своей квалифика-ции, мотивируемое возможностью профессионального роста и по-вышения на этой основе материального и морального вознагражде-ния. Повышение квалификации и переподготовка кадров в зависи-мости от конкретной профессии осуществляется на различных кур-сах, в специализированных институтах повышения квалификации, на специальных факультетах высших учебных заведений.

Планирование численности ППП - это целенаправленный про-цесс определения обеспеченности предприятия персоналом в соот-ветствии с необходимым количественным составом, требуемой структурой по профессиям, специальностям и квалификации как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям, а также с учетом перспектив развития предприятия. В процессе разработки таких планов рассчитывается общая потребность в ра-ботниках, представляющая собой всю численность персонала по всем его категориям, необходимая предприятию для выполнения запланированного объема работ, а также дополнительная потреб-ность в работниках, которая представляет собой количество персо-нала, необходимое в планируемом периоде дополнительно к имею-щейся численности базового года и обусловленное запланирован-ным увеличением объема работ предприятия.

Планирование численности ППП предприятия осуществляется по-разному в зависимости от категории работающих. Так, напри-мер, планирование численности рабочих по предприятию в целом, его структурным подразделениям, профессиям и уровню квалифи-кации осуществляется методом расчета по трудоемкости. Эта чис-ленность рассчитывается делением запланированного объема работ в нормо-часах (трудоемкость) на полезный (эффективный) фонд времени работы одного рабочего в часах и на запланированный процент выполнения норм выработки. Кроме того, плановая чис-ленность основных производственных рабочих может быть рассчи-тана путем деления намечаемого объема производства продукции в натуральных единицах измерения на запланированную норму выра-ботки этой продукции в расчете на одного рабочего. Плановая чис-ленность рабочих-повременщиков определяется на основе установ-ления норм обслуживания или исходя из числа рабочих мест. Расчет плановой численности ИТР и служащих осуществляется на основе штатного расписания, перечня функционально-должностных обязанностей, установленных нормативов, структуры предприятия и схемы управления, с учетом сменности и режимности его работы.

Производительность труда и организация его оплаты. Произво-дительность труда (выработка) - это показатель, характеризующий эффективность его использования и оценивающий объем выработ-ки (в натуральных единицах измерения, в стоимостном выражении или в нормо-часах) продукции одним работающим в единицу вре-мени (как правило, за год). Различают в соответствии с этим три метода определения этого показателя: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод оценки показателя производительности труда используется в монономенклатурных производствах, когда объем вы-пуска продукции может быть выражен в соответствующих физиче-ских (натуральных) единицах измерения (штуках, тоннах, м 3 и т.д.). Такой метод расчета этого показателя является точным, однако в силу его несопоставимости имеет ограниченную сферу применения, ввиду крайне небольшого количества промышленных предприятий, выпускающих однородную продукцию. При выпуске нескольких видов или марок однородной продукции используется условно-натуральный, или метод условных учетных единиц (условная тонна, условная шина и т.д.).

Трудовой метод оценки производительности труда основан на использовании показателя трудоемкости продукции, отражающей объем затрат живого труда на изготовление единицы продукции. В данном случае весь объем производства, например, за год, оценива-ется суммой затрат труда и относится к численности работников, занятых изготовлением этого объема. Такой показатель использует-ся преимущественно на машиностроительных предприятиях и предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности при оценке производительности труда основных производственных ра-бочих на отдельных участках, в бригадах и при выпуске разнород-ной и незавершенной производством продукции, объем которой нельзя измерить ни в натуральных единицах, ни в стоимостном вы-ражении.

Стоимостной метод измерения производительности труда явля-ется наиболее универсальным и поэтому нашел самое широкое применение. С его помощью можно рассчитать производительность труда на предприятиях со многономенклатурными производствами. При использовании стоимостного метода оценки можно определять и сравнивать производительность труда не только внутри одного предприятия, но и в регионе, отрасли и в стране в целом. В качест-ве объема производства при оценке этого показателя по стоимостному методу используется валовая, товарная или реализованная продукция.

На уровень производительности труда влияет множество факторов, которые можно разделить на две группы: индивидуальные и внешние по отношению к работнику. К индивидуальным относятся квалифи-кация, стаж работы на одном месте, возраст и т.д. Внешними счита-ются следующие факторы: условия труда, уровень трудоемкости про-дукции, действующая система оплаты и стимулирования труда.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ «оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соот-ветствии с законами, иными нормативными и правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными норма-тивными актами и трудовыми договорами». Заработная плата ра-ботника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стиму-лирующего характера.

Организация заработной платы - важнейшая функция управле-ния персоналом предприятия. Для работника заработная плата явля-ется практически единственным источником личного дохода и бла-госостояния его семьи. Поэтому любой работник заинтересован в том, чтобы заработная плата, а точнее ее размер самым тесным обра-зом коррелировался с результатами его труда. Для работодателя опла-та труда работающих выступает в качестве издержек производства. Его интересы связаны с минимизацией удельных затрат по заработ-ной плате в себестоимости продукции. Ликвидацией этих противоре-чий в интересах наемного рабочего и работодателя и призвана зани-маться система оплаты труда на предприятии. При этом необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством РФ работодатель должен гарантировать работнику определенный этим законодательством минимальный размер оплаты труда, который в нашей стране еще далек от прожиточного минимума.

Реальный уровень заработной платы должен обеспечить нормаль-ные условия жизни, быта, лечения и отдыха работника и возможность воспроизводства трудовых ресурсов и желательно - расширенного. Со стороны работодателя должны предприниматься необходимые меры по сокращению удельных затрат по оплате труда, но не за счет сниже-ния заработной платы, ибо это грозит ему низким уровнем эффектив-ности их труда, высокой текучестью кадров, дефицитом рабочей силы на предприятии и другими негативными последствиями.

Уровень заработной платы работника на предприятии определя-ется такими факторами, как его квалификация, сложность выпол-няемой работы, количество и качество затраченного труда, стажа его работы на данном предприятии, условиями труда и др. В соот-ветствии с законодательством РФ максимальным размером уровень заработной платы не ограничен.

В основе организации заработной платы на предприятии долж-ны лежать следующие принципы:

Равная оплата за равный труд;

Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства;

Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада, содержания и условий труда;

Гибкость системы оплаты труда, простота и «прозрачность» ее построения;

Усиление социальной защищенности работников.

Трудовым кодексом определено, что в РФ применяется тариф-ная система оплаты труда, которая включает в себя тарифные став-ки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, а слож-ность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работ-ников различных категорий.

Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанно-стей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарифная сетка включает в себя совокупность тарифных разря-дов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работни-ков с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент (разряд) - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд работника - это величина, характе-ризующая уровень его профессиональной подготовки.

Тарификация работы представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зави-симости от сложности труда.

Системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются:

Работникам организаций (предприятий), финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными правовыми и нормативными актами;

Работникам других предприятий - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Работодатель вправе устанавливать для работников предприятий различные системы премирования, стимулирующих доплат и надба-вок, а также компенсирующих выплат.

Важнейшим показателем, оценивающим эффективность системы оплаты труда, является средняя заработная плата работников предпри-ятия за определенный период (месяц, год). Единый порядок исчисле-ния средней заработной платы, определенный ТК РФ (ст. 139), преду-сматривает, что в размер средней заработной платы включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации (предприятии) независимо от источни-ков этих выплат. Размер средней заработной платы служит надежным индикатором финансово-экономического состояния предприятия и лучшим критерием для выбора места работы на рынке труда.

{SITELINK-S276}возврат к п.2.4. {/SITELINK} {SITELINK-S265} в содержание {/SITELINK} {SITELINK-S301}переход к п.2.6.{/SITELINK}

Для чего необходимо учитывать промышленно-производственный персонал и как это осуществляется? В настоящих трудовых отношениях есть такое понятие, как персонал рабочего предприятия. Иначе говоря, это промышленно-производственный персонал, который осуществляет трудовую деятельность и обеспечивает реализацию всех действующих производственных программ.

Что понимается под этим термином?

Персонал работающего предприятия — это конкретная группа физических лиц, осуществляющих реализацию всех функций, которые берет на себя данное предприятие. Это ключевой силовой рабочий ресурс, от использования которого и зависит вся эффективность деятельности предприятия.

Эффективность зависит именно от качества работы всех сотрудников организации. Если коллектив показывает плохие результаты, тогда и итоги работы производственного предприятия будут минусовыми. Для того чтобы эффективность стала низкой, достаточно, чтобы сотрудники лишь одного отдела стали показывать слабые результаты, и это непременно отрицательно скажется на работе всей организации.

Сам по себе этот промышленный персонал весьма неоднороден. К нему относится много сотрудников, которые заняты на функционирующем предприятии в разных сферах, имеют различные обязанности. Так, категории производственного персонала делятся на:

  1. Производственный рабочий персонал, задействованный на промышленном производстве.
  2. Производственный персонал, задействованный в непромышленной сфере работ.

Производственный работающий персонал включает в себя следующие категории трудящихся:

  • работники, занятые исполнением текущего рабочего процесса, — это основной состав, а также все, кто работает на вспомогательной основе;
  • работники инженерных и технических служб;
  • сотрудники научных организаций;
  • сотрудники администраций, финансисты и бухгалтеры.

Таков состав работающего промышленного персонала. Непромышленный состав включает в себя следующие категории физических лиц:

  • все, кто занят трудовой деятельностью на предприятиях в сфере общественного питания;
  • все сотрудники медицинских учреждений;
  • лица, работающие в сфере ЖКХ;
  • лица, работающие в сфере индустрии отдыха;
  • работающие в подсобном хозяйстве и числящиеся на балансе организации.

Все служащие делятся в зависимости от выполняемых ими функций на такие категории:

  • рабочие;
  • руководящие сотрудники;
  • специалисты;
  • служащие, младший работающий персонал;
  • ученики;
  • охранники.

Обязанности рабочих

Все рабочие имеют основную обязанность, которая выражается в первую очередь в выполнении ими своих прямых должностных функций. Это означает, что они должны приходить и делать свою работу. Это объединяет всех рабочих, вне зависимости от квалификации и статуса. Но спецификация их работы может быть самой широкой.

Кадровая структура предприятия твердо делит сотрудников на 2 части. Работники, как известно, делятся на ключевых и тех, кто осуществляет работу как вспомогательная рабочая сила. Их обязанности отличаются:

  1. Основные рабочие осуществляют сам производственный процесс, изготавливают продукцию.
  2. Вспомогательная рабочая сила занята тем, что обслуживает производственный процесс, попросту помогая основному составу.

Современность диктует серьезные подвижки в виде постоянной автоматизации текущего рабочего процесса, компьютеризации производственных технологий, эксплуатации новых гибких работоспособных систем на массовом и среднем производстве. Все эти нововведения, диктуемые временем, в результате приводят к весьма частому пересмотру производственной политики по отношению к кадровому персоналу отдельно взятых действующих предприятий.

Учитывая, как быстро проходит автоматизация процесса, пересмотр отношения к работающим кадрам становится все более актуальным вопросом.

Вместе с тем серьезно меняются и взаимоотношения между категориями, в том числе ключевыми и вспомогательными.

Так как же сейчас обстоят дела на рабочем производстве? На сегодняшний день обязанности сотрудников по категориям выглядят так:

  1. Руководящие кадровые сотрудники. Это персонал, напрямую осуществляющий руководство всеми происходящими на рабочем месте процессами. Они осуществляют технический, экономический и организационный контроль над рабочими. В число таких сотрудников входят директор, все его заместители, руководители инженерной службы, ведущие бухгалтеры, руководитель экономического отдела и шефы подразделений.
  2. Специалисты выполняют сборку и фильтрацию информации, это в первую очередь экономисты, технологи.
  3. Технические служащие. Диспетчеры, кассиры, табельщики и т.д.
  4. Младший персонал. Уборщики, гардеробщики т.д.
  5. Ученики. К ним относятся все, кто работает для получения опыта.
  6. Охранники.

Количественно-качественные показатели

Существующую численность промышленно-производственного персонала по каждой отдельно взятой организации можно описать при помощи других показателей, учитывающих в первую очередь их количество и соответствующее качество. Под количественными показателями понимается и описывается численность работников, в том числе по ППП. Под качеством имеют в виду не сами результаты работ, а квалификацию лиц, занятых в отдельно взятой организации. В итоге число трудящихся складывают с квалификацией сотрудников.

Понятие профессии представляет собой определенный тип рабочей деятельности, которая, в свою очередь, требует самых разных теоретических познаний и уже имеющихся в качестве солидного опыта навыков. Часто сотрудники одной специализации делятся на разные группы.

Возьмем, к примеру, профессию слесаря. Какая специальность у такого служащего? На самом деле их две: слесарь механических сборочных работ и слесарь, работающий с измерительными и контрольными приборами. То есть при анализе структуры рабочей силы их также придется разделить на 2 группы. Объективность изучения качества рабочего процесса должна учитывать специализацию каждого сотрудника. Квалификация должна исследоваться отдельно от численности.

Квалификация — это навыки специалиста, дающие ему возможность выполнять свою работу. Работа по уровню сложности может быть разной — от самой простой и до такой, какую смогут делать только лица одной категории рабочих, с образованием. Каждая специализация требует определенных знаний и в практическом плане подготовки.

По уровню рабочих делят на такие категории:

  • низкоквалифицированные;
  • квалифицированные;
  • высококвалифицированные.

Все нормативы численности промышленно-производственного персонала в любом случае зависят именно от этих категорий. Подсчет специалистов, к примеру, ведется при зачете степени квалификации того или иного профессионала. Обычно их делят на такие категории:

  1. Специалисты, обладающие специализированным образованием.
  2. Лица, имеющие высшее образование.
  3. Специалисты, имеющие разряд высшей квалификации.
  4. Лица с наличием ученых степеней.

Это еще не все качественные показатели.

Для придания соответствующей характеристики рабочему коллективу используется методика, называемая тарифными разрядами. Основными принципами, которые оказывают влияние на разряд рабочего, являются:

  • образовательный уровень сотрудника;
  • сложной осуществляемой работы.

Исходя из этих двух ключевых критериев в дальнейшем и формируется тот самый тарифный разряд. Основанием для такого подхода являются соответствующие квалификационные характеристики.

Для правильной качественной оценки учитываются такие факторы:

  • специфика предприятия;
  • размер производства;
  • организационная и правовая форма;
  • принадлежность к какой-либо отрасли.

Структура персонала организации указывает на численность всех работников и в каждой категории в отдельности. Как правило, основную массу членов коллектива занимают рабочие, то есть те лица, кто непосредственно осуществляет производство выпускаемой предприятием продукции. Кроме всего вышеперечисленного, в настоящее время квалификационный уровень рабочих коллективов постоянно повышается, модернизируются способы подготовки сотрудников и их дальнейшей переподготовки.

Но зачем проводится такая интенсивная практика переподготовки персонала? Дело в том, что основной проблемой сегодня является острая нехватка специализированной рабочей силы. Появляются различные технологические новшества, которые часто больше проблем создают, чем решают. Все эти вновь возникающие трудности упираются в качество рабочего персонала. Работодатели не могут найти достаточное количество профессиональных кадров и вынуждены проводить переподготовку уже имеющихся, повышая их квалификационный уровень.

Обучение может идти по следующим положительным направлениям:

  • стандартное производственное краткосрочное обучение;
  • повышение квалификации при помощи специальных тренажеров;
  • дополнительное обучение инженеров, руководителей технических отделов и администраторов;
  • обучение руководящего состава организации.

Все это помогает повысить квалификацию и производительность труда.

1.Трудовые ресурсы – это…

а. Население в трудоспособном возрасте, желающие и способные трудится;

б. Пенсионеры, инвалиды и несовершеннолетние;

в. Все население, независимо от возраста;

г. Население, способное трудится.

2. Кадры – это…

а. Совокупность наемных рабочих;

б. Совокупность наемных рабочих профессиональных квалификационных групп, занятых в производстве, согласно штатному расписанию согласно договором .

в. Совокупность профессиональных квалификационных групп;

г. Совокупность занятых в производстве.

3. Персонал классифицируется на:

а. Занятый и незанятый;

б. Основной и неосновной;

в. Промышленный и непромышленный ;

г. Полезный и неполезный.

4. ППП расшифровывается как:

а. Предприятие производящее продукцию;

б. Потребление произведенной продукции;

в. Производственная помощь предприятию;

г. Промышленный производственный персонал;

5. Промышленный производственный персонал – это…

а. Люди, которые участвуют или содействуют в осуществлении производственного процесса;

б. Люди не занятые в производственном процессе;

6. Непромышленный персонал – это…

а. Люди, которые участвуют или содействуют в осуществлении производственного процесса;

б. Люди не занятые в производственном процессе (работники питания, учителя, воспитатели и т. д.);

в. Люди, которые участвуют или содействуют в осуществлении производственного процесса, а так же не занятые в производственном процессе;

г. Люди, которые содействуют в осуществлении производственного процесса, а так же не занятые в производственном процессе.

7. ППП делится на:

а. Основной и служащий;

б. Рабочий и неосновной;

в. Основной и вспомогательный;

г. Рабочий и служащий.

8. Рабочий промышленный производственный персонал – это…

в. Тот персонал, который задействован в процессе изготовления продукции;

г. Те люди, которые занимаются содействием и организацией управленческого процесса.

9. Служащий промышленный производственный персонал – это…

а. Включает тех людей, которые занимаются содействием и организацией управленческого процесса и персонал, который задействован в процессе изготовления продукции;

б. Включает тех людей, которые занимаются организацией управленческого процесса;

в. Тот персонал, который задействован в процессе изготовления продукции;

г. Те люди, которые занимаются содействием и организацией управленческого процесса.

10. Рабочий ППП условно делится на:

а. Основной и вспомогательный;

б. Специалисты, служащие, руководители;

в. Основной и служащий;

г. Руководители и служащие.

11. Основной рабочий ППП – это …

а. Работники непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей;

б. Лица, занятые в обслуживании основного процесса производства, которые занимаются ремонтом, перемещении грузов, перевозкой пассажиров и т. д.;

12. Вспомогательный рабочий ППП – это …

а. Работники непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей;

б. Лица, занятые в обслуживании основного процесса производства, которые занимаются ремонтом, перемещении грузов, перевозкой пассажиров и т. д.;

в. Работники непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей и занятые в обслуживании основного процесса производства;

г. Работники, которые занимаются содействием и организацией управленческого процесса и персонал, который задействован в процессе изготовления продукции.

13. Служащий ППП условно делится на:

а. Основной и вспомогательный;

б. Специалисты, служащие, руководители;

в. Основной и служащий;

г. Руководители и служащие.

14. Специалисты – это…

15.Служащие – это…

а. Лица, занятые инженерно-технической, экономической деятельностью;

б. Лица, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, а так же хозяйственное обслуживание;

в. Работники, которые занимают должность руководителя предприятия или структурных подразделений;

г. Работники, которые занимают должность руководителя предприятия.

16. Руководители – это…

а. Лица, занятые инженерно-технической, экономической деятельностью;

б. Лица, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, а так же хозяйственное обслуживание;

в. Работники, которые занимают должность руководителя предприятия или структурных подразделений;

г. Работники, которые занимают должность руководителя предприятия.

17. От кого зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом?

а. Кадров предприятия;

б. Специалистов;

в. Руководителей;

г. Служащих.

18. Руководителей в зависимости от возглавляемых ими коллективов подразделяют на:

а. Линейных и функциональных;

б. Высшего, среднего и низшего звена;

г. Высшего и низшего звена.

19. По уровню, занимаемому в общей системе управления народным хозяйством, руководители подразделяются на:

а. Линейных и функциональных;

б. Высшего, среднего и низшего звена;

в. Вертикальных и горизонтальных;

г. Высшего и низшего звена.

20. Необходимое количество работников профессионально квалифицированного состава, необходимых для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемы работ – это…

а. Среднесрочная численность;

б. Явочная численность;

в. Списочная численность;

г. Штатная численность.

21. Показатель численности работников, списочного состава на определенное число или дату – это…

а. Среднесрочная численность;

б. Явочная численность;

в. Списочная численность;

г. Штатная численность.

22. Количество работников списочного состава явившихся на работу в данный день, включая работников находящихся в командировке – это…

а. Среднесрочная численность;

б. Явочная численность;

в. Списочная численность;

г. Штатная численность.

23. Численность списочного состава за определенный промежуток времени – это…

а. Среднесрочная численность ;

б. Явочная численность;

в. Списочная численность;

г. Штатная численность.

24. Труд – это…

а. Любая деятельность;

б. Целесообразная деятельность человека;

в. Тяжкое бремя;

г. Деятельность, не приносящая пользу обществу.

25. Что такое производительность?

а. Оценка труда;

б. Затраты труда;

в. Оценка эффективности затрачиваемого труда и определенного количества продукции, производимой в единицу времени;

г. Количество производимой продукции.

26. Методы определения выработки:

а. Натуральный и трудовой;

б. Стоимостной и трудовой;

в. Трудовой и стоимостной;

г. Натуральный, трудовой, стоимостной .

27. Выработка – это:

а. Количество продукции произведенной в единицу времени или приходящейся на одного работника или работника за определенный период;

б. Количество продукции, произведенной в единицу времени;

в. Количество продукции, приходящейся на одного работника;

г. Количество продукции, приходившейся на работника за определенный период.

28. Затраты рабочего времени на производство единицы продукции:

а. Выработка;

б. Трудоемкость;

в. Производительность;

г. Нормирование.

29. Затраты труда основных рабочих на производство единицы продукции – это … трудоемкость.

а. Производственная;

б. Полная;

в. Технологическая;

г. Управления.

30. Затраты труда вспомогательных рабочих и подразделений занятых обслуживанием производства на производство единицы продукции:

а. Технологическая трудоемкость;

б. Производственная трудоемкость;

в. Трудоемкость управления;

г. Трудоемкость обслуживания .

31. Затраты труда основных и вспомогательных рабочих на производство единицы продукции:

а. Трудоемкость обслуживания;

б. Производственная трудоемкость ;

в. Технологическая трудоемкость;

г. Полная трудоемкость.

32. Трудоемкость … - включает затраты труда руководителей, специалистов и служащих.

а. Управления;

б. Полная;

в. Обслуживания;

г. Технологическая.

33. Затраты труда всех категорий ППП на производство единицы продукции:

а. Трудоемкость обслуживания;

б. Трудоемкость управления;

в. Производственная трудоемкость;

г. Полная трудоемкость.

34. Классификация трудоемкости в зависимости от характера и назначения:

а. Нормативная, плановая, фактическая, проектная, перспективная;

б. Технологическая, обслуживания, производственная, управления, полная;

в. Полная, нормативная, производственная, плановая, технологическая;

35. Классификация трудоемкости в зависимости от состава включаемых в неё трудовых затрат:

а. Нормативная, плановая, фактическая, проектная, перспективная;

б. Технологическая, обслуживания, производственная, управления, полная;

в. Полная, нормативная, производственная, плановая, технологическая;

г. Нормативная, плановая, фактическая, проектная, полная.

36. Установление норм на выполнение какой-либо операции – это … труда:

а. Производительность;

б. Выработка;

в. Нормирование;

г. Трудоемкость.

37. … обоснование норм проходит с учетом уменьшения влияния на организм человека неблагоприятных факторов и введение рационального режима труда и отдыха.

а. Психофизиологическое;

б. Социальное;

в. Экономическое;

г. Психологическое.

38. Обеспечение содержательности труда и повышение интереса к работе:

б. Социальное обоснование норм;

в. Экономическое обоснование норм;

39. … основание норм происходит с учетом производительности оборудования, норм расхода сырья и материалов и загрузки работника:

а. Психофизиологическое обоснование норм;

б. Социальное обоснование норм;

в. Экономическое обоснование норм;

г. Психологическое обоснование норм.

40. Количество рабочего времени необходимое для выполнения единицы определенной работы одним рабочим или группой рабочих:

а. Норма выработки;

б. Норма обслуживания;

в. Норма времени;

г. Норма управления.

41. Установленное количество продукции, которое необходимо произвести одному работнику или группе, в установленное время с учетом имеющихся условий труда:

а. Норма времени;

б. Норма обслуживания;

в. Норма управления;

г. Норма выработки.

42. Установленное количество единиц оборудования:

а. Норма обслуживания;

б. Норма времени;

в. Норма выработки;

г. Норма управления.

43. Заранее установленная расчетная величина, определенная численность работников для выполнения единицы конкретной работы:

а. Норма времени;

б. Норма численности;

в. Норма обслуживания;

г. Норма управления.

44. Определенная численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя:

а. Норма времени;

б. Норма численности;

в. Норма обслуживания;

г. Норма управления .

45. Первым этапом нормирования является:

а. Изучение состояния дел в данной области с учетом изменения внутренней и внешней среды предприятия для корректировки норм в будущем;

б. Разделение трудовых процессов на элементы;

в. Изучение объекта нормирования с точки зрения личности, полноты, техничности, точности, обоснованности и эффективности инженерных решений;

г. Анализ трудовых ресурсов.

Кадровый потециал

Трудовые ресурсы предприятия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: