Правила согласования сказуемого с подлежащим. Согласование в русском языке. Контрольные задания на зачет

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

    Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

    Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

    При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .

    При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .

    Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

    Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

    большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

    Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

    Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

    Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

    Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

    Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

    В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

    Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

    Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

    Три дома на вечер зовут (Пушкин).

Обратите внимание

При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

    Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.

    Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

    В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

    Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

    Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

    Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

    Прошло всего два дня.

    Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

    Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

    Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

    Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

    Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти :

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

    Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

    Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

    Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

    При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

    Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

    При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

    Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

    Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

    Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

    Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

    В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

    Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

    Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).

    Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

    При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

    При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

    За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

    Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

    Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.

    При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

    При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

    Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

    При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:

    Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

    При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

    Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

    Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.

    Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

При согласовании сказуемого с подлежащим затруднения возникают в том случае, если подлежащее выражено словосочетанием.

1.1. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное

При подлежащем, которое имеет в своем составе собирательное существительное (большинство , меньшинство , ряд , часть , половина ), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

1. Сказуемое ставится в единственном числе:

1) если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство голосовало за предложенную резолюцию ;

2) если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа: Подавляющее большинство населения уже проголосовало ;

3) если подлежащее обозначает неодушевленный предмет: Ряд столов находился посередине большой комнаты ;

4) если в состав сказуемого входит страдательное причастие: Ряд работников, допустивших невнимательное отношение к нуждам пассажиров, привлечен к ответственности .

2. Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий:

1) если главные члены предложения оторваны друг от друга: Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии ;

2) если в составе подлежащего есть однородные конструкции в форме родительного падежа множественного числа: Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы ;

3) если перечисляются однородные сказуемые: Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы ;

4) если в предложении имеются другие грамматические конструкции, указывающие на множественность производителя действия (причастные обороты или придаточные предложения с союзным словом который во множественном числе): Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании средней школы (которые поступили), успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию ;

5) если нужно подчеркнуть активность и раздельность действий каждого лица: Большинство участников заседания уже высказались ;

6) если сказуемое именное, оно может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были студенты .

3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа: Множество людей вышло на улицу ; Ряд рабочих завода заявили о начале забастовки .

1.2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), сказуемое может ставиться как в единственном, так и во множественном числе.

1. Единственное число сказуемого употребляется в следующих случаях:

1) если подразумевается совместное выполнение действия: Пять солдат отправилось в разведку (группой);

2) при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось (но: Пять студентов нашей группы приняли участие в кроссе – при подлежащем, обозначающем немного лиц, роль каждого больше выделяется, поэтому сказуемое употребляется во множественном числе). При наличии в составе подлежащего слов всего , только , лишь (со значением ограничения) сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: В соревновании участвовало всего десять команд ;

3) при подлежащем, обозначающем меру веса, пространства, времени и т. д.: До конца пути оставалось пятнадцать километров ; На ремонт ушло семь банок краски ; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев. Следует отметить, что иногда сказывается влияние слов два , три , четыре , вследствие чего сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Так прошли четыре дня ;

4) если в состав количественно-именного сочетания входят слова лет , месяцев , дней , часов , а сказуемое-глагол имеет значение протекания времени: Прошло сто лет . При другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа: Пятнадцать лет реформ изменили население страны ;

5) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве, действия, направленного на неодушевленный предмет, пассивного состояния лица и т. д. В этом случае сказуемое употребляется в форме единственного числа и при числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо : На столе было три телефона ; У него было два сына ;

6) при составных числительных, оканчивающихся на один : Двадцать один человек подтвердил это . Если в состав подлежащего входит слово все , сказуемое употребляется в форме множественного числа: Все двадцать один человек подтвердили это ; форма множественного числа сказуемого употребляется также, если в предложении есть придаточная часть с союзным словом который во множественном числе: Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке ;

7) при словах тысяча , миллион , миллиард : Тысяча книг поступила в школьную библиотеку . Возможно также употребление сказуемого в форме множественного числа: Тысяча солдат бросились на правый фланг ;

8) при наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка , сотня , пара и т. д.): Сотня ребят разбежалась во все стороны ;

9) при существительных со значением неопределенного количества (масса , уйма , бездна , пропасть ). При этом возможны варианты согласования в роде: Народу сбежалось бездна (Л. Н. Толстой); Дел у него была бездна (Н. Г. Чернышевский);

10) при подлежащем, выраженном сложным существительным, первую часть которого образует числительное пол- (полчаса , полгода ): Полчаса пройдет незаметно . В прошедшем времени сказуемое употребляется в среднем роде: Полгорода участвовало в демонстрации . Однако, если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, сказуемое ставится во множественном числе: Остальные полдома уцелели от пожара ;

11) при наличии в составе подлежащего слов много , мало , немного , немало , сколько , столько : Много интересных встреч было намечено на завтра (однако в последнее время, в связи с общей тенденцией к согласованию по смыслу, употребляется и форма множественного числа).

2. Форма множественного числа сказуемого предпочтительнее в следующих случаях:

1) если подчеркивается раздельное совершение действия: Пять бойцов отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); Десять студентов окончили институт с отличием ;

2) если сказуемое обозначает активное действие лица или предмета: Три телефона зазвонили одновременно ;

3) если речь идет об известном, определенном субъекте: Наконец -то ожидаемые семнадцать всадников прискакали ; Сорок минут , о которых вы просили , истекли ;

4) если при счетном обороте имеются слова все , эти или другие в роли определения: Все (эти) десять книг куплены недавно . Положение распространяется и на составные числительные, оканчивающиеся на один : Все двадцать один студент участвовали в состязании ;

5) при числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо (кроме глаголов со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве): Три дома на вечер зовут (А. С. Пушкин); Лаборанту помогали три студента .

3. Как единственное, так и множественное число сказуемого может употребляться:

1) при обозначении приблизительного количества (в последнее время чаще употребляется множественное число): Сидит нас человек двадцать ; От двух до трех миллионов человек посещают московский зоопарк ежегодно ;

2) при наличии в количественно-именном сочетании слова несколько (в зависимости от того, обозначает сказуемое активное действие или пассивное состояние, совместное или раздельное действие): За сараем стояло несколько саней – подлежащее обозначает неодушевленный предмет; Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо... (А. А. Фадеев) – активное действие лиц.

План урока № 33

Предмет Русский язык

Тема раздела: Синтаксис простого предложения.

Тема урока: Особенности согласования сказуемого с подлежащим. .

Цели урока :

Образовательные : познакомить обучающихся с нормами согласования подлежащего и сказуемого, выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого;

Воспитательные : воспитание патриотических чувств, умения аналитически мыслить;

Развивающие : развивать навыки аналитического мышления, умения применять новые правила в самостоятельной речевой деятельности.

Тип урока : комбинированный

Применяемые технологии, методы и приемы: элементы технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, тесты открытые и закрытые, графический и распределительный диктанты.

Межпредметные связи : русская литература, история, культурология.

Оснащение урока : тестовый материал, таблица, лексический материал по развитию речи (диалоги).

Использованная литература:

1. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл. школ с казахским языком обучения, Алматы, 2015

2.Исмагулова Б.Х. и др. Русский язык. Методическое пособие для общеобразовательных школ с казахским языком обучения – 10 кл. Астана, 2014

План урока:

І. Организационный момент

1. Приветствие

Ход урока:

II. Разминка

    Скороговорки

    Графический диктант.

Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Айбек пусть учит…ся в вашем классе.

К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

III . Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

1. Распределите предложения по типу сказуемого

1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.

2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.

3) Друзья должны были позвонить вчера.

4) Сосед мне должен большую сумму денег.

5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.

6) Мы были на выставке.

7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.

8) Родители были рады встретить гостей.

9) Командир отдал приказ о наступлении.

10)Ученики серьёзны и сосредоточены.

2.Работа по тестам

IV . Тема урока

1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.

    Где ты (работать)?

Нигде не (работать).

А что ты (делать)?

Ничего не (делать).

Какая хорошая работа?

Да, но какая большая конкуренция!

    Катя, что ты (делать)?

- (Писать) письмо.

Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).

Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!

    Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).

2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме.

    Ваша преподавательница сказала фразу очень быстро. Вы не поняли. (повторять-повторить)

    Ваша преподавательница сказала слово, которое вы не знаете. (писать - написать)

    Ваша преподавательница дала вам новые слова. Она хочет, чтобы вы хорошо поняли их. (учить - выучить)

    Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)

    У вас дома нет хлеба. Ваш друг идет в магазин. (покупать - купить)

    Сейчас вы в магазине. Вы видите очень красивый шарф, но он висит далеко. Поговорите с продавцом. (показывать-показать)

    Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)

    Вечером у вас будет важная информация для вашего друга. (звонить- позвонить)

    Ваш друг хорошо готовит плов. Сегодня вы хотите покушать плов. (готовить- приготовить)

    Ваш друг приехал из Сеула. Вы хотите больше знать об этом городе. (рассказывать -рассказать)

    Вы не знаете, как ехать в ЦУМ, а ваш друг знает. Он объясняет вам дорогу, но вы не понимаете, вам нужен план. (рисовать- нарисовать)

    У вас гости. Вы готовите им чай. Они скучают. Вы даете им шахматы. (играть-поиграть)

    Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если
- существительное обозначает
неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
-
не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для
подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма
единственного числа сказуемого употребляется:
- при подчеркивании
пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает
неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
- при
составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).

Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.

Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.

Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .
Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

V . Закрепление

1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

2. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

3. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

5.
Выделите основы в предложениях.

1. Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

6. Поставьте сказуемое в нужной форме.
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

VI . Проверка по теме урока

Тест по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
2) Прошл.. сто лет.
3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
4) К семи часам пришл.. только трое гостей.

3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.


4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.

5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.


6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
2) Большинство домов обветшало.
3) В узы поступили сорок один человек.
4) Движущей силой истории является народ.

8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Молодёжь получают знания.
2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
4) Слово взяла профессор Сергеева.

9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Свет и тепло исходили от костра.
2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
3) Часть станков была отправлена.
4) На столе стоят три подсвечника.

10.Найдите предложение без грамматической ошибки:

1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
3) С тех пор миновало пять лет.
4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

VII . Подведение итогов урока

VIII .Домашнее задание

Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл., Алматы, 2015

С.72, № 101-102, с.75-76

1. Согласование (координация) подлежащего и сказуемого .

Подлежащее главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы: кто? что? Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

Обычно подлежащее и сказуемое согласуются в роде и числе, но встречаются особые случаи , которые вызывают сомнения :

1) Существительные большинство, меньшинство, множество, (большая) часть и т.п., имеют форму единственного числа, но обозначают много предметов, поэтому сказуемое может принимать и форму единственного, и форму множественного числа. В последнее время множественное число употребляется чаще, особенно, если речь идет об одушевленных предметах. Это согласование по смыслу , или координация . Примеры: Большинство предметов лежало в беспорядке. Множество идей рождалось в его голове. Большинство студентов хорошо справились с заданием. Большая часть родителей явились на собрание.

2) При согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (например: Прошло сто лет ) следует учитывать характер числительного. Чем большее количество называется, тем больше возможно его осмысление как единого целого, тогда сказуемое будет употребляться во множественном числе, например: 280 человек приняло участие в эксперименте; 450 делегатов уже зарегистрировалось , а пять человек опаздывали. Неудачным можно считать высказывание: Два инфаркта подорвало его здоровье ; надо: Два инфаркта подорвали его здоровье .

Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов, или, наоборот, индивидуальное участие каждого в выполнении действия. Этим и определяется форма числа сказуемого: Триста добровольцев вышло в ночную смену. Двадцать пять фигуристов поедут на чемпионат Европы.

В подобных случаях выбор формы сказуемого делает автор высказывания, в отличие от других, когда число сказуемого колебаний не вызывает. Так, при обозначении меры веса, пространства, времени сказуемое имеет форму единственного числа: До старта оставалось десять секунд; Мне будет тогда тридцать семь лет. Для торта понадобится два стакана муки. Поэтому неверным будет вариант: До старта оставались десять секунд; Для торта понадобятся два стакана муки и т.п.

Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, то сказуемоевсегда ставится в единственном числе: В кружок записалось человек десять; На столе лежало семь или восемь книг. (Неправильно: записались, лежали ).


3) Согласование сказуемого с однородными подлежащими .

Однородные члены предложения – синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью.

Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Таня и Катя всю дорогу пели. Если наоборот – возможны варианты : Несся тяжелый топот кованых сапог и бабий плач; В комнате остались следователь и врач. В этом случае выбор делает автор высказывания.

Если подлежащее выражено одушевлёнными существительного разного рода, сказуемое имеет форму только множественного числа: Жили-были на болоте Журавль и Цапля. Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то сказуемое ставится в множественном числе: Я, Вовка и Юрик проснулис ь еще перед рассветом.

Сказуемое употребляется в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый цветочек, каждая травинка, каждая букашка вызывала в нем неизменный трепет. Не рекомендуется : Каждый цветочек, каждая травинка, каждая букашка вызывали в нем неизменный трепет.

Если подлежащие связаны вещественной близостью, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Свет и блеск ошеломил Наташу; Сергея очаровала её красота и женственность.

Если между подлежащими есть противительный союз, сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим: Не весна, не лето, а осень была любимым временем года поэта; Чашку разбила не Таня, а Максим.

В случае, когда подлежащее выражено сочетанием типа старик со старухой, ткачиха с поварихой множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица: А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят ; единственное число – на наличие главного и сопутствующего ему лица: Дарёнка с кошкой осталась дома.

4) При согласовании с личными существительными мужского рода, обозначающими лиц женского пола, глаголы-сказуемые употребляются в женском роде (смысловое согласование): Профессор выступила с докладом. На письмо откликнулась мой старый товарищ по партии.

5) Согласование сказуемого с союзным словом кто .

Если местоимение кто выступает в роли союзного слова, форма числа сказуемого зависит от того, поддерживается ли она соответствующей формой соотносительного слова или сказуемого в главной части предложения. Так, в предложении: Все, кто пришли на субботник, работали самоотверженно – множественное число глагола пришли поддерживается той же формой соотносительного слова все и глагола работали . Если же множественное число сказуемого такой поддержки не получает, то в придаточном предложении предпочтительно единственное число сказуемого, например: Тех, кто не вернулся с войны, мы не должны забывать: Всем, кто не явился вовремя, сделано замечание.

2. Согласование определений.

Определение второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета; чаще всего в качестве определения выступает имя прилагательное: фарфоровый чайник, лиловое платье, горькое чувство. Это определения согласованные; кроме прилагательного, они могут быть выражены местоимением, порядковым числительным, причастием: твой дом, второй урок, вышитая скатерть.

1) Определения с существительными общего рода (т.е. словами, обозначающими людей по их свойствам и качествам и одинаково применимым как к мужчинам, так и к женщинам) согласуются по смыслу : Николаша у нас – ужасный сластёна; Ленка к этому времени уже стала безнадёжно горькой пьяницей ; Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.

2) При согласованиис личными существительными мужского рода, обозначающими лиц женского пола, определения, выраженные именами прилагательными и местоимениями, употребляются в мужском роде, например: Никогда испанские военные не думали, что будут отдавать честь беременному министру обороны. Напомним, что глаголы-сказуемые при согласовании с такими существительными, как уже было сказано, употребляются в женском роде: Мой врач прописала мне массаж; Известный итальянский славист с восторгом отозвалась о романе Пастернака . Неверно было бы сказать: Моя врач прописала мне массаж ; Известная итальянская славист с воторгом отозвалась о романе Пастернака .

3) Сомнение вызывает согласование определения при нескольких однородных именах существительных , например: резные стол и стул или резной стол и стул; присланные письмо и фотография или присланное письмо и фотография. Варианты согласования зависят от смысла высказывания. Определение в форме множественного числа подчеркивает, что оно относится к нескольким предметам: На соседней улице сгорели деревянные дом и сарай; Украшением комнаты были резные стол и стул, стоявшие у окна. Форма единственного числа в этом случае будет указывать на то, что определение относится только к одному предмету: деревянный дом и сарай, резной стол и стул. Если же и так ясно, что определение относится к нескольким предметам, то оно употребляется единственном числе: Изданный в прошлом году учебник и методические указания были быстро распроданы.

4) Когда у существительного несколько определений , оно ставится в единственном числе, если между называемыми предметами есть тесная связь, терминологическая близость: Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (а не видов ); Мозг состоит из левого и правого полушария (а не полушарий ) ; веке ; вариант: Крепость построена в XII – XIII веках не рекомендуется .

Множественное число существительного при согласовании с несколькими определениями подчёркивает раздельность предметов: варианты языками . Поэтому неточным и ошибочным будет: Для публикации необходимы печатный и электронный вариант текста. Он прекрасно владел английским и немецким языком .

3. Согласование приложений.

Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже называется приложением : город-герой , рожь-матушка , озеро Байкал , опера «Аида», Владимир Красное Солнышко .

1) Сказуемое и определение при согласовании с именем существительным, осложнённым приложением , типа роман-газета, кресло-кровать, счёт-фактура, газета «Аргументы и факты, Владимир Красное Солнышко и т.п., употребляются в той форме, которую имеет более широкое понятие: прошлогодняя роман-газета, издавалась роман-газета, кресло-кровать продано, удобное кресло-кровать, оформлен счёт-фактура, новый счёт-фактура. Неверно: прошлогодний роман-газета, издавался роман-газета, кресло-кровать продана , удобная кресло-кровать, оформлена счёт-фактура, новая счёт-фактура.

2) З ачастую возникает вопрос, как сказать: на Москва-реке или на Москве-реке, в городе Брянск или в городе Брянске и т.д. Чтобы избежать ошибок в употреблении приложений, нужно знать ряд правил .

Все славянские приложения-топонимы (топонимы – географические названия) следует согласовать со словами город, село, поселок, река, деревня, хутор: в городе Омске, из села Никольского, за деревней Калчугой, у реки Камы, на хуторе Теплом . Неверно : в городе Омск, из села Никольское, за деревней Калчуга, у реки Кама, на хуторе Теплый. Если название выражено существительным множественного числа или словосочетанием, оно с родовым понятием не согласуется : в деревне Сростки, от города Кривой Рог, за рекой Пески. Не согласуются также наименования, омонимичные именам людей: за деревней Катеринка, у поселка Ерофеич. Ошибкой будет: в деревне Сростках, от города Кривого Рога, за рекой Песками, за деревней Катеринкой, у поселка Ерофеича.

Заметим кстати, что верный вариант согласования – на Москве-реке, у Москвы-реки и т.д, а не на Москва-реке, у Москва-реки.

Названия не согласуются с родовыми наименованиями, если это названия станций : до станции Немчиновка (сравните: в деревне Немчиновке ). Что касается согласования названий гор, островов и полуостровов, озер, каналов, бухт, пустынь , следует учитывать их род: названия женского рода согласуются с родовым наименованием, названия мужского рода – нет: у горы Медведицы, но у горы Эльбрус, на острове Городомле, но на острове Цейлон, на озере Коврижке, но на озере Селигер, в пустыне Сахаре, но в пустыне Намиб и т.д.

Названия улиц в форме женского рода следует согласовывать: на улице Волхонке, по улице Ленивке. Другие названия улиц не изменяются : с улицы Охотный ряд, об улице Неждановой.

3) В сочетаниях нарицательного и собственного имени существительного в качестве приложения могут быть варианты согласования: В официальной обстановке определения согласуется с родовым именованием: Уважаемый товарищ Фурцева!; в неофициальной – с приложением: Уважаемая товарищ Фурцева!

Варианты согласования определений с сочетанием типа директор Кузнецова, врач Лукьянова зависят от порядка слов: определение согласуется с ближайшим существительным (названием должности, профессии и т.п. или именем собственным, т.е. приложением): Директор Кузнецова, ответственная и инициативная, успешно преодолевает трудности ; но: Опытный и добросовестный директор Кузнецова успешно преодолевает трудности.

Грамматика

Единственное и множественное число сказуемого

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

  • собирательные существительные (напр. большинство),
  • количественные числительные (пять, двадцать),
  • собирательные числительные (двое, трое, пятеро),
  • счетные существительные (тысяча, миллион, миллиард),
  • слова, обозначающие приблизительное количество (более десятка, менее пятидесяти, несколько ),
  • счетные местоименные наречия (много, столько, сколько ),
  • существительные со значением определенного (тройка, пара, сотня ) и неопределенного (масса, уйма) количества, существительные с первой частью пол- (полгода, полдома) ,
  • сочетания типа брат с сестрой .

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

  • формально-грамматическое согласование : сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее; большинство граждан проголосовало за нового президента («большинство» и «проголосовало» – единственное число, средний род); ряд пользователей отказался от платной услуги («ряд» и «отказался» – единственное число, мужской род);
  • согласование по смыслу : сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений: большинство граждан проголосовали за нового президента, ряд пользователей отказались от платной услуги .

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется , если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против ; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна .

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: М ножество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными .

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги ), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят ). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

· Числительные, оканчивающиеся на один , обычно требуют формы единственного числа сказуемого: В институт поступил пятьдесят один абитуриент . Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: