Каков смысл финальных эпизодов в рассказах М. Шолохова «Жеребёнок» и «Чужая кровь. Анализ рассказа м.а.шолохова «чужая кровь» - анализируем литературное произведение - анализ на уроках литературы - каталог статей - учитель словесности

«Чужая кровь»


Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет - «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Г аврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором - дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну - своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломана скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С брлью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости, оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять. Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши-им. расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак-геримй для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», - говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце - один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социальноисторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода - одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе - тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

Стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы - один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли» .

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт» , «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть» . После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!...»

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу» , Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло» . Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной» , но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника» . Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына» . Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра» . Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну» , отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой» . Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь» . Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания - старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:

- Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам» . Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» - всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

В Филипповку, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог.

Ночь спеленала станицу зеленоватой сумеречной тишиной. За дворами дремала степь, непаханая, забурьяневшая.

В полночь в ярах глухо завыл волк, в станице откликнулись собаки, и дед Гаврила проснулся. Свесив с печки ноги, держась за комель, долго кашлял, потом сплюнул и нащупал кисет.

Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит, кашляет, с хрипом отрывая от легких мокроту, а в промежутках между приступами удушья думки идут в голове привычной, хоженой стежкой. Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести.

Был один - первый и последний. На него работал не покладая рук. Время приспело провожать на фронт против красных, - две пары быков отвел на рынок, на выручку купил у калмыка коня строевого, не конь - буря степная летучая. Достал из сундука седло и уздечку дедовскую с серебряным набором. На проводах сказал:

Ну, Петро, справил я тебя, не стыдно и офицеру с такой справой идтить… Служи, как отец твой служил, войско казацкое и тихий Дон не страми! Деды и прадеды твои службу царям несли, должон и ты!..

Глядит дед в окно, обрызганное зелеными отсветами лунного света, к ветру, - какой по двору шарит, не положенного ищет, - прислушивается, вспоминает те дни, что назад не придут и не вернутся…

На проводах служивого гремели казаки под камышовой крышей Гаврилиного дома старинной казачьей песней:

А мы бьем, не портим боевой порядок.

Слу-ша-ем один да приказ.

И что нам прикажут отцы-командиры,

Мы туда идем - рубим, колем, бьем!..

За столом сидел Петро, хмельной, иссиня-бледный, последнюю рюмку, «стременную», выпил, устало зажмурив глаза, но на коня твердо сел. Шашку поправил и, с седла перегнувшись, горсть земли с родимого база взял. Где-то теперь лежит он, и чья земля на чужбинке греет ему грудь?

Кашляет дед тягуче и сухо, мехи в груди на разные лады хрипят-вызванивают, а в промежутках, когда, откашлявшись, прислонится сгорбленной спиной к комелю, думки идут в голове знакомой, хоженой стежкой.

Проводил сына, а через месяц пришли красные. Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман. Был Петро по ту сторону фронта, возле Донца усердием в боях заслуживал урядницкие погоны, а в станице дед Гаврила на москалей на красных вынашивал, кохал, нянчил - как Петра, белоголового сынишку, когда-то - ненависть стариковскую глухую.

Назло им носил шаровары с лампасами, с красной казачьей волей, черными нитками простроченной вдоль суконных с напуском шаровар. Чекмень надевал с гвардейским оранжевым позументом, со следами ношенных когда-то вахмистерских погон. Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шел по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали.

Председатель Совета станицы при встрече как-то сказал:

Сыми, дед, висюльки! Теперь не полагается.

Порохом пыхнул дед:

А ты мне их вешал, что сымать-то велишь?

Кто вешал, давно, небось, в земле червей продовольствует.

И пущай!.. А я вот не сыму! Рази с мертвого сдерешь?

Сказанул тоже.. Тебя же жалеючи, советую, по мне, хоть спи с ними, да ить собаки… собаки-то штаны тебе облатают! Они, сердешные, отвыкли от такого виду, не признáют свово…

Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась, со злобой родниться начала.

Пропал сын - некому стало наживать. Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка.

Лошадей брали перед уходом казаки, остатки добирали красные, а последнюю, лохмоногую и ушастую, брошенную красноармейцами в обмен, осенью за один огляд купили махновцы. Взамен оставили деду пару английских обмоток.

Пущай уж наше переходит! - подмигивал махновский пулеметчик. - Богатей, дед, нашим добром!..

Прахом дымилось все нажитое десятками лет. Руки падали в работе; но весною, - когда холостеющая степь ложилась под ногами покорная и истомная, - манила деда земля, звала по ночам властным неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков в плуг, ехал, полосовал степь сталью, обсеменял ненасытную черноземную утробу ядреной пшеницей-гиркой.

Приходили казаки от моря и из-за моря, но никто из них не видал Петра. В разных полках с ним служили, в разных краях бывали - мала ли Россия? - а однополчане станичники Петра полком легли в бою со Жлобинским отрядом на Кубани где-то.

Со старухой о сыне почти не говорил Гаврила.

Ночами слышал, как в подушку точила она слезы, носом чмыкала.

Ты чего, старая? - спросит кряхтя.

Помолчит та немного, откликнется:

Должно, угар у нас… голова что-то прибаливает. Не показывал виду, что догадывается, советовал:

А ты бы рассольцу из-под огурцов. Сем-ка я слазю в погреб, достану?

Спи уж. Пройдет и так!..

И снова тишина расплеталась в хате незримой кружевной паутиной. В оконце месяц нагло засматривал, на чужое горе, на материнскую тоску любуясь.

Но всё же ждали и надеялись, что придет сын. Овчины отдал Гаврила выделать, старухе говорит:

Мы с тобой перебьемся и так, а Петро придет, что будет носить? Зима заходит, надо ему полушубок шить.

Сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие - скотину убирать - ему сготовили. Мундир свой синего сукна берег дед, табаком пересыпал, чтобы моль не посекла, а зарезали ягнока - из овчинки папаху сшил сыну дед и повесил на гвоздь. Войдет с надворья, глянет, и кажется, будто выйдет сейчас Петро из горницы, улыбнется, спросит: «Ну, как, батя, холодно на базу?»

Дня через два после этого перед сумерками пошел скотину убирать. Сена в ясли наметал, хотел воды из колодца почерпнуть - вспомнил, что забыл варежки в хате. Вернулся, отворил дверь и видит: старуха на коленях возле лавки стоит, папаху Петрову неношенную к груди прижала, качает, как дитя баюкает…

«Донские рассказы» Михаила Шолохова стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы - один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли».

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт», «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть». После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!...»

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу», Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло». Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной», но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника». Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына». Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра». Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну», отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой». Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь». Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания - старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:

- Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам». Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» - всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М. Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

ü Кадры из кинофильма «Офицеры».

Предварительное задание:

Индивидуальные задания:

ü Найти в словаре значение слов «сострадание», «милосердие».

ü Выписать высказывания о моральных качествах человека.

Эпиграф урока:

Чувства - самая яркая часть нашей жизни.

БАЛЬЗАК Оноре де

Равнодушие - это паралич души.

ЧЕХОВ Антон Павлович

Звучит фонограмма «Реквиема» .

«Ведь не такая война была, как сейчас в иных книжках описывают. Не такая! Было в ней трудностей побольше, и смертей поболее, и геройства больше, не такого геройства, как в наших книжках, а самого обыкновенного геройства, которое тогда и геройством не называли, а просто – фронтовые будни,…» - так вспоминал о военном времени известный писатель Вячеслав Леонидович Кондратьев.

Сегодняшний наш урок мы посвящаем обычным людям, сделавшим сознательный выбор в годы величайших испытаний. Поговорим о годах гражданской войны, времени, о котором многое замалчивалось, которое ретушировалось.

Итак, тема нашего урока – нравственный выбор и ответственность за него по рассказу Михаила Александровича Шолохова «Чужая кровь».

Думаю, несправедливо говорить о рассказах писателя, ничего не сказав о его авторе.

Рассказ ученика о.

Учитель. Один из первых сборников рассказов Шолохова «Донские рассказы» посвящен трудным годам коллективизации. (Показ слайдов). Что вам известно об этом времени?

Историческая справка.

Учитель. На Дону гражданская война проходила с особым накалом драматизма. По разные стороны баррикад оказались люди, ещё вчера бывшие близкими или поддерживавшие хорошие отношения. Но война не пощадила никого и ничего. Об этом трудном времени Борис Васильев написал так: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия». Ярким примером контрастов, наблюдаемых в творчестве писателей того времени является рассказ «Лазоревая степь». Послушайте сюжет рассказа.

Ученик. В рассказе описываются события, происходившие на Дону вскоре после революции. Главный герой повествует о трудных годах служения пану, о том, как тот издевался над своими работниками, считая их совершенными скотами (зачитываются эпизоды). Но всё изменилось с приходом Советской власти, которая дала крестьянам самое главное – землю.

Вскоре возвращается бывший владелец этих угодий и, подавив сопротивление станичников, жестоко расправляется с казаками. Особую симпатию вызывают сыновья героя, которые не поддались на посулы и не приняли сторону белоказаков – их ждала страшная расправа (зачитываются фрагменты текста). И несмотря на то, что младший, Степан, остался калекой, в нем не умер человек, сохранилась жизнь: он по мере сил старается быть в гуще событий, участвовать и помогать во всем, что может сделать.

Учитель. Как вы понимаете, название рассказа метафорично: перед нашими героями предстает прекрасная картина утра, когда степь в лучах восходящего солнца окрасилась в лазоревые краски, и та же самая земля полита кровью защитников станицы: в то время, страшное время гражданской войны, принимали люди либо сторону красных, либо – сторону белых. Именно поэтому практически все произведения о гражданской войне носят оттенок контраста, противопоставления.

Несколько отличен от такой схематичности в изображении героев рассказ Шолохова «Чужая кровь». Передайте кратко сюжет рассказа.

Ученик . Действия рассказа происходят в начале двадцатых годов, во время коллективизации. Автор повествует о событиях, перевернувших привычный уклад в семье деда Гаврилы.

Этот человек потерял своего единственного сына, который воевал с красноармейцами. Но родители не могут смириться с потерей сына: они продолжают его ждать, справляют ему обувь, одежду. Они замкнулись в своем горе и ненависти к новой власти, которая заметно зреет в душе Гаврилы.

Как-то раз в их дом постучались продразверсточники. Слишком уж нагло и уверенно, как показалось деду, вели они себя. Зол был он на новую власть, да делать было нечего – и пришлось Гавриле вести их к гумну. По дороге напали на большевиков незнакомцы (дед догадался, кто это были) и порубили их.

К вечеру только пришел дед в себя и решил посмотреть, живы ли они, хотя никакой надежды не было: жестоко обошлись с ними налетчики (зачитать фрагменты текста). Каково же было удивление Гаврилы, когда у того, самого наглого и нахрапистого, он смог прощупать тоненькую ниточку пульса. Пригляделся к нему Гаврила хорошенько: молоденький паренек, над верхней губой едва пушок пробивается, и нет тех колючих льдинок в глазах-буравчиках. Такая жалость сковала сердце Гаврилы, что не смог он оставить беззащитную , едва теплившуюся жизнь вот здесь, на гумне, словно распятую

Унес Гаврила паренька в дом и стал вместе со старухой выхаживать незнакомца. Не сговариваясь с женой, они продолжали трудную и молчаливую борьбу со смертью, что кружила над их гостем. А тот не сразу поправлялся: уж слишком сильно повредила члены казацкая шашка. Спустя несколько недель стал приподниматься с постели, волочить ноги по дому, а потом и на крыльцо выходить. И как-то само собой получилось, что старики отдали парню, которого назвали именем погибшего сына, всё «приданное», что готовили Петру. Не поскупились старики и на ласку и заботу, которым вот уж который год не давали выхода. И паренек привязался к ним. Все, казалось, складывалось как нельзя лучше, да вот пришло письмо-весточка в их дом, и задумался крепко Петро-Николай, почернел аж весь. А звали его вновь на завод, который практически взрастил юношу, восстанавливать разрушенное производство. Не мог Петр ответить отказом – сам себя тогда проклял бы: «Всё положили люди за завод…Голодают, а семьями едут: строиться помогают. Неужели я тут отсиживаться буду?» понял тогда старик, что теряет он вновь обретенного сына, теперь уже теряет безвозвратно. И хотя сказал, чтобы тот обещал матери приезжать-навещать, понимал, что уедет его сынок навсегда.

Учитель. Произведения времен гражданской войны пронизаны жесточайшим антагонизмом . Как вы понимаете, рассказ «Чужая кровь» стоит особняком в этой галерее. Как вы считаете, почему автор так подробно рисует назревающую в душе Гаврилы ненависть к новой власти?

Ученик. В Гавриле, в первую очередь, говорили отцовские чувства. Нет, он не был богатым, зажиточным человеком (ведь ему пришлось продать двух быков, чтобы снарядить сына на войну) – единственное богатство, которое у него отняли большевики, – это его сын. Именно поэтому ненависть, а возможно, и месть наполнили жизнь этого человека смыслом.

Учитель. Так почему же так переменила старика ночь расстрела красноармейцев?

Ученик. Я думаю, что если бы не случилось той страшной ночи (ведь и старик не на шутку перепугался), Гаврила перестал бы быть человеком: это был ком ненависти. Но увидев беззащитного юнца, который буквально несколько часов назад так по-хозяйски распоряжался в его доме, он невольно сравнил его со своим сыном, также немного видевшим в жизни. Желание помочь пришло само и к старику, и к его жене.

Учитель . Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?

Ученик. Самые противоречивые: от сострадания – до радости за вновь обретенное счастье, смысл жизни – и безысходности перед грозящей потерей любимого человека.

Учитель. Как трактуется в словаре слово СОСТРАДАНИЕ?

Словарная работа.

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызываемые чьи-нибудь несчастьем, горем.

МИЛОСЕРДИЕ готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

Учитель. Какие высказывания о нелегком, но глубоко нравственном выборе вы подобрали?

Реализация домашнего задания.

(Обсуждение высказываний)

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.

БАЛЬЗАК Оноре де

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитие природных склонностей, то твердая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями….

БАЛЬЗАК Оноре де

Давайте верить в то, что сила – на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем.

А. ЛИНКОЛЬН

Учитель. Думаю, вы согласитесь, что жизнь старика Гаврилы изменил случай, и не будь Николая, вряд ли проснулись чувства в сердцах стариков. Каким же вы увидели «чужака»?

Ученик. Судя по тому скудному описанию, что дает молодому человеку Шолохов, герою не более двадцати лет, но он уже успел пройти путь молодого революционера. Он знает, что классовая борьба еще не закончена, но его не страшат испытания. Николай молод, полон сил. Но как многие заметили, несмотря на свинцовые нотки в голосе и жесткий взгляд, ему не чуждо ничто человеческое: так же, как и многие его современники немного любви, ласки и теплоты пришлось ему испытать. И всё же, обретя семью, почувствовав заботу близких людей, он вынужден отказаться от этого: не пришло еще время. Петр также привязался к старикам и понимает, какую боль наносит им своим отъездом (он совершенно изменился в последние дни), но не может поступиться своей совестью и прощается с ними. Он делает свой, пусть и нелегкий, выбор.

Учитель. Сцена прощания написана с такой высокой эмоциональностью, что ком в горле сжимается, когда читаешь эти строки… (зачитывается фрагмент текста). Как вы считаете, почему же рассказ назван именно так: «Чужая кровь»?

Ученик. На первый взгляд, может показаться, что Гаврила и Николай так и не стали близкими, родными людьми (ведь последний уходит из родного дома, которого у него, скорее всего, не было). Но это не так. Я думаю, что люди, придерживающиеся разных взглядов, относящие себя к различным лагерям и считающиеся противниками, могут переступить через понятие «кровь» - а в то время даже кровное родство не признавалось – и стать самыми что ни наесть родными. И на первом месте здесь уже будет не политика, а правда жизни.

Завершающие слова учителя. Вы правы, ребята. Вы взрослеете и скоро станете принимать серьезные, ответственные решения. Очень хотелось бы, чтобы перед вами стояли образы героев Шолохова, которые не теряют человечности даже в вихре гражданской войны. Каким суровым испытаниям ни подвергала бы вас жизнь, вы должны помнить, что истинное уважение заслуживают люди, способные выстоять в трудное время, не идти против совести, не плакаться, а вынести все удары судьбы и поддержать других. А закончить наш урок мне хотелось словами тонкого знатока человеческой души Николая Васильевича Гоголя: «Мир как водоворот ; движутся в нем вечно мнения и толки, но всё перемалывает время: как шелуха, слетают ложные и, как твёрдые зерна, остаются неподвижные истины».

Демонстрируются кадры из кинофильма «Офицеры».

Рассказы

  • Тема: творчество Н. Носова. Рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Замазка», «Мишкина каша», «Огурцы»
  • Урок внеклассного чтения во 2 классе «Рассказы о животных в творчестве русских писателей»
  • «Колымские рассказы» В. Шаламова и поэтика постимпрессионизма
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: