Совет народных комиссаров являлся органом власти. Первое советское правительство, избранное на II Всероссийском съезде Советов. СНК и наркоматы

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено ТроцкимЕвгений Гусляров. Ленин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков, ОЛМА-ПРЕСС,2004 г., ISBN: 5948501914.:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.

СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

К вопросу о создании Советского правительства большевики подходили с классовых позиций, с точки зрения утверждения и осуществления диктатуры пролетариата. Представителям буржуазии не могло быть места в составе Советского правительства. Это положение было подчеркнуто В.И. Лениным в докладе о задачах власти Советов на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 г. «Прежде всего, - говорил В.И. Ленин, - значение этого переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создадут власть».

Утром 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором создание Советского правительства выдвигалось в качестве одной из первоочередных задач в деле организации новой, социалистической власти. Непосредственно вопросом об образовании Советского правительства предстояло заняться Второму Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов с участием представителей уездных и губернских Советов крестьянских депутатов.

Перейдя к рассмотрению вопросов, стоявших в порядке дня, Второй Всероссийский съезд Советов в ночь на 26 октября принял большинством голосов против двух, при двенадцати воздержавшихся, воззвание к рабочим, солдатам и крестьянам. Закрепленные в воззвании положения, являлись программой для будущего Советского правительства. Они служили основой для решения вопроса о составе правительства. Второму Всероссийскому съезду Советов предстояло сформировать правительство, которое могло бы успешно проводить в жизнь решения съезда Советов.

Второй Всероссийский съезд Советов в ночь на 27 октября 1917 г. подавляющим большинством голосов принял написанное В.И. Лениным постановление «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Оно явилось важнейшим конституционным актом Советского социалистического государства. Этим постановлением съезд Советов установил систему центральных органов Советского государства, создал первое Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) и определил важнейшие принципы организации и деятельности правительства.

«Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:

председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик;

заместителей председателя;

народного комиссара по иностранным делам;

народного комиссара по военным и морским делам;

народного комиссара внешней торговли;

народного комиссара путей сообщения;

народного комиссара почт и телеграфов;

народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;

председателя высшего совета народного хозяйства;

народного комиссара труда;

народного комиссара продовольствия;

народного комиссара финансов.

38. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в пределах предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик прав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Союза Советских Социалистических Республик.

39. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, так и центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами.

40. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик во всей своей работе ответственен перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.

41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы и отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.

42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы опротестовывают декреты и постановления Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения» Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие Зерцало-М, 2004 г. // Гарант 2010..

Первоначально Совет Народных Комиссаров состоял из 15 лиц: председателя Совета Народных Комиссаров, 10 народных комиссаров по отдельным отраслям государственного управления (по внутренним делам, земледелию, труду, по делам торговли и промышленности, народному просвещению, финансам, по делам иностранным, юстиции, почт и телеграфа, по делам продовольствия), трех членов Комитета по делам военным и морским и председателя Комитета по делам национальностей. Председателем СНК был утвержден В.И. Ленин. Членами Советского правительства были утверждены В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко, И.В. Сталин, А.В. Луначарский и др.

В составе СНК временно был оставлен незамещенным пост народного комиссара по делам железнодорожным в связи с вмешательством Викжеля в дела ведомства путей сообщения. Второй Всероссийский съезд Советов, отложив временно решение вопроса о назначении народного комиссара по делам железнодорожным, обратился ко всем железнодорожникам с воззванием, в котором выражалась уверенность, что железнодорожные рабочие к служащие примут меры к сохранению порядка на железных дорогах и обеспечат доставку продовольствия в города и на фронт. Съезд Советов заявлял, что к руководству ведомством путей сообщения будут привлечены представители железнодорожников.

Созданный съездом Совет Народных Комиссаров являлся органом, выражавшим подлинные интересы рабочего класса и трудового крестьянства. Поэтому Второй Всероссийский съезд Советов назвал Совет Народных Комиссаров рабочим и крестьянским правительством.

Съезд Советов назвал рабочее и крестьянское правительство временным. П.И. Стучка считал это наименование результатом оплошности, допущенной «второпях». Эти утверждения П.И. Стучки являются неправильными. Наименование Совета Народных Комиссаров временным правительством было связано с предстоявшим созывом Учредительного собрания. Поскольку съезд Советов признал необходимым созвать Учредительное собрание, постольку впредь до созыва этого собрания Советское правительство следовало именовать временным.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное 6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).



СНК - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком ) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

События февраля 1917 года открыли перед страной несколько вариантов развития хода событий: либеральный и революционный. Временное правительство ратовало за постепенное, эволюционное преобразование имеющихся проблем в стране путём реформ, Советы выступали за кардинальные перемены, смену власти. Однако Временному правительству не удалось ни удержать власть в своих руках, ни решить в существующих условиях насущные проблемы граждан. В октябре 1917 года на фоне смены власти было создано новое правительство.

Насыщенный событиями период с февраля по октябрь 1917 года – поляризация политических сил, рост популярности социалистического лагеря, правительственный кризис, корниловщина, большевизация Советов, — привёл к событиям октября 1917 года, II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов и созданию нового правительства.

Вечером 26 октября, на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов с целью реализации программы, принятых декретов было принято решение о создании нового правительства, которое получило название Совет Народных Комиссаров. 27 октября был издан «Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров». Изначально данный орган власти создавался как временное явление до созыва Учредительного собрания, которое было запланировано на 28 ноября 1917 года. С 1946 года Совнарком стал именоваться Советом министров РСФСР.

Состав СНК

В первый состав Совнаркома, сразу после его создания, входила только большевистская фракция. Это было связано с тем, что эсеры и меньшевики отказались признавать законными события октября 1917 года, а соответственно, не считали новое правительство легитимным. Они также выступили против назначения В.И. Ленина председателем СНК. Путём шантажа с их стороны была сделана попытка пересмотреть политический курс, назначить нового председателя, и только на этих условиях войти в состав. Однако попытка оказалась провальной. Исключением стало включение в состав Совнаркома после 10 декабря 1917 года левых эсеров.

Структура СНК

Формировалось правительство из народных комиссаров. Каждый из которых ведал определённой отраслью жизни страны, комиссариатом. Главой Совнаркома являлся его председатель. Первым председателем был В.И. Ленин. Должность заместителя председателя занимал Рыков А.И. С 1918 по 1937 год Совнарком являлся подотчётным ВЦИКу органом власти, с 1937 года – Верховному совету РСФСР.

После принятия конституции в июле 1918 года, в которой Совнарком был закреплён как постоянно действующий орган власти, было создано 18 комиссариатов:

  • Высший Совет народного хозяйства;
  • Продовольствия;
  • Земледелия;
  • Торговли и промышленности;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Связи;
  • Госконтроля;
  • Здравоохранения;
  • Финансовых дел;
  • Юстиции;
  • Военных дел;
  • Иностранных дел;
  • Морских дел;
  • По внутренним делам;
  • По делам национальностей;
  • Транспорт.

Деятельность СНК

Основные мероприятия, проведённые СНК после образования:

  • Декрет «О мире»: прекращение военных действий, отмена тайной дипломатии;
  • Декрет «Об отмене смертной казни»;
  • Декрет о земле»: создание новых принципов землевладения и землепользования, отмена частной собственности;
  • Декрет, отменяющий чины и сословия, права и привилегии чиновников;
  • Реформа судебной системы: упразднение института мировых судей, появились революционные трибуналы;
  • Реформирование армии;
  • Декрет «О рабочем контроле»;
  • Введение нового календаря с 1 февраля 1917 года;
  • Реформа правописания.

Цели и задачи СНК. Политическая программа нового правительств.

Главной идеей политической программы нового правительства являлось укрепление советской власти, политического режима, решение крестьянского и рабочего вопроса, замена регулярной армии, ликвидация частной собственности.

Цели и задачи:

  1. Укрепление политического режима;
  2. Национализация;
  3. Экономические преобразования;
  4. Повышения уровня жизни населения;
  5. Борьба с ростом цен, безработицей, ростом преступности, инфляцией;
  6. Решение аграрного и рабочего вопроса;
  7. Реформирование судебной системы, армии.

Плюсы и минусы нового правительства

Деятельность Совнаркома противоречива.

Достоинства:

  • Были осуществлены попытки реформирования и преобразования жизненно важных отраслей страны, уничтожены многие пережитки, тормозившие развитие хозяйства.

Недостатки:

  • Практически с самого начала своего существования СНК игнорировал двухпартийный ВЦИК, избранный II съездом, с целью контроля деятельности СНК.
  • Отсутствие в составе меньшевиков, эсеров, которые покинули съезд ещё до создания СНК, привело к формированию однопартийного правительства, что лишило шанса создать коалицию демократических сил, и привело к нарастанию противостояния в обществе.

    Отсутствие конкретных планов, видений структуры госаппарата, схем организации власти, органов управления в купе с борьбой за власть привело к ухудшению положения населения.

    Совмещал в себе и законодательную, и исполнительную, и административную власть.

Участники СНК

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. И. Ульянов-Ленин

Народный комиссар иностранных дел

Л. Д. Троцкий

Народный комиссар внутренних дел

А. И. Рыков

Народный комиссар земледелия

В. П. Милютин

Комитет по военно-морским делам

В. А. Антонов-Овсеенко, И. В. Крыленко, Д. Е. Дыбенко

Народный комиссар труда

А. Г. Шляпников

Народный комиссар торговли и промышленности

В. П. Ногин

Народный комиссар народного просвещения

А. В. Луначарский

Народный комиссар финансов

И. И. Скворцов-Степанов

Народный комиссар юстиции

Г. И. Ломов

Народный комиссар продовольствия

И. А. Теодорович

Народный комиссар почти телеграфов

Н. П. Авилов (Глебов)

Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин (Джугашвили)

Заключение

Деятельность Совнаркома в существующих условиях была довольно противоречива: не имея возможность реализовывать программу, замыслы мирным путём, практически с первых дней использовались методы принуждения, директивные меры. Многие декреты СНК не превратились в реально действующие законы, а так и остались на бумаге.

Впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).

После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово "временное", назвав его "Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики".

Согласно конституции РСФСР 1918 года , принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.

К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.

К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.

Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как "высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти". В Конституции 1924 года слово "высший" отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.

Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.

Председателями Совета народных комиссаров СССР были Владимир Ленин (1923-1924), Алексей Рыков (1924-1930), Вячеслав Молотов (1930-1941), Иосиф Сталин (1941-1946).

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) 1917 года 2-й Всероссийский Съезд Советов, проходивший в Петрограде, принял три важнейших исторических документа, в числе которых было и Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров.

В первый состав Совета Народных Комиссаров (СНК) было включено всего 15 человек, при этом должность 16-го народного комиссара – по делам железнодорожным – в этом постановлении была указана вакантной. Фактически было создано 13 отраслевых комиссий (комиссариатов), по аналогии с царскими министерствами, причем одну из важнейших комиссий – по военным и морским делам – возглавило аж три человека.

Надо сказать, что национальный состав первых народных комиссаров страны Советов, уровень их образования и сословное происхождение всегда были темой для различных обсуждений, домыслов и даже возникновения разнообразных мифов. А ведь, если более внимательно покопаться в этой исторической страничке нашего государства, то для многих станет удивительным, что после во главе советского рабоче-крестьянского государства встали неплохо образованные люди, среди которых было немало дворян, а по национальности большинство из них были русскими. Единственное, что их объединяло кроме партийной принадлежности и революционного прошлого – это отсутствие опыта государственного управления, что и привело впоследствии к кадровым перестановкам.

Для того чтобы получить более полное представление о руководителях государства той эпохи, представляем вашему вниманию список членов первого советского правительства с краткими сведениями о персоналиях.

Справедливости ради стоит отметить, что многие "старые" большевики в результате своего активного участия в революционной деятельности не смогли окончить свои университеты, поэтому иногда сложно установить – законченное высшее образование у того или иного деятеля или нет, к тому же многие революционеры замалчивали эти вопросы в своих автобиографиях. У некоторых ситуация с образованием ещё сложнее, например: известно, что нарком почты и телеграфа Н.П. Авилов с 12 лет работал в типографии, но окончил ли он хотя бы пару классов начальной школы – не известно, а высшая партийная школа, занятие которой он посещал в Болонье, вузом считаться не может, однако, этот малограмотный большевик первым возглавил, как бы сейчас сказали, "министерство связи и информатики".

Как бы то ни было, высшее или незаконченное высшее образование в первом составе СНК имело 10 человек, среднее (полный курс реального училища) – 2, начальное или самообразование – 3.

Что касается национальностей, то картина сложилась такая: 9 русских, 3 украинца (или как тогда называли – малоросса) и по 1-му поляку, еврею и грузину. Пять народных комиссаров (⅓) имели дворянское происхождение.

Немногим позже – в конце 1917 и в начале 1918 года – в состав СНК вошли новые люди, в т.ч. сменившие первых народных комиссаров, которые были не согласны с политической линией председателя – В.И. Ленина, а поэтому сложили свои полномочия в качестве протеста.

Надо отметить, что 1918 год стал годом самой большой кадровой чехарды в Совнаркоме. В нём происходила не только ротация кадров, но и приходило пополнение, т.к. в июле, после принятия Конституции РСФСР, количество народных комиссариатов увеличилось до 18-ти. В рядах народных комиссаров ненадолго появились временные союзники большевиков – левые эсеры.

Как видно, пополнение в СНК также было неплохо образовано: из 31 человека, пришедших в него на работу до 1919 года, 24 (77%) имели высшее или незаконченное высшее образование. Как минимум, 8 из них имели дворянское происхождение.

Интересен и национальный состав вновь прибывших: русских – 18 человек; украинцев (малороссов) и поляков – по 3 человека; немцев, латышей и евреев – по 2 человека; армянин – 1 человек.

Теперь подведём общие итоги анализа кадрового состава Совета Народных Комиссаров в период с ноября 1917 года по декабрь 1918 года:

Всего в СНК в результате ротации прошло 46 человек;

Из них 34 человека, т.е. 74% (почти ¾), имели высшее или незаконченное высшее образование;

Из них 27 человек, т.е. 59%, по национальности были русскими;

Из них 13 человек, т.е. 28%, имели дворянское происхождение;

Из них только 39 человек были большевиками.

Интересно взглянуть и на возраст народных комиссаров. Самым старшим был народный комиссар путей сообщения М.Т. Елизаров, которому было в момент назначения 54 года, самым молодым – народный комиссар госимущества В.А. Карелин, 26 лет. Средний возраст комиссаров составлял 37,7 лет – достаточно зрелый для управленца возраст.

В заключении необходимо констатировать следующее: безусловно, первые кандидаты в народные комиссары отбирались по принципу преданности революции, умению работать с массами людей, личной репутации, но отсутствие опыта государственного управления, стратегического мышления или наличие политических амбиций привело к тому, что почти половина из них была на посту весьма непродолжительное время. Только этим можно объяснить кадровую чехарду 1918 года в главном исполнительном органе молодого Советского государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: