Кто любит отца мать более меня. Слова Христа о ненависти к родным. Как их понимать? Разве «враги человеку – домашние его»? Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского

Быт 27:9 ...и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит ,..
Быт 37:4 ...что отец их любит его более всех братьев его;..
Быт 44:20 ...а он остался один от матери своей, и отец любит его...
Втор 7:8 ...но потому, что любит вас Господь,..
Втор 10:18 ...и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду...
Втор 23:5 ...ибо Господь Бог твой любит тебя...
Втор 33:3 ...Истинно Он любит народ [Свой];..
Руфь 4:15 ...ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя,..
Пс 10:7 ...ибо Господь праведен, любит правду;..
Пс 32:5 ...Он любит правду и суд;..
Пс 33:13 ...Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие,..
Пс 36:28 ...ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих;..
Пс 86:2 ...Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова...
Пс 98:4 ...И могущество царя любит суд...
Пс 145:8 ...Господь любит праведных...
Притч 3:12 ...ибо кого любит Господь, того наказывает...
Притч 12:1 ...Кто любит наставление, тот любит знание;..
Притч 13:25 ...а кто любит , тот с детства наказывает его...
Притч 15:9 ...а идущего путем правды Он любит ...
Притч 15:12 ...Не любит распутный обличающих его,..
Притч 16:13 ...и говорящего истину он любит ...
Притч 17:17 ...Друг любит во всякое время...
Притч 17:19 ...Кто любит ссоры, любит грех,..
Притч 18:2 ...Глупый не любит знания,..
Притч 19:8 ...Кто приобретает разум, тот любит душу свою;..
Притч 21:17 ...Кто любит веселье, обеднеет;..
Притч 21:17 ...а кто любит вино и тук, не разбогатеет...
Притч 22:11 ...Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах,..
Еккл 5:9 ...Кто любит серебро, тот не насытится серебром,..
Еккл 5:9 ...и кто любит богатство, тому нет пользы от того...
Песн 1:6 ...Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..
Песн 3:1 ...На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя,..
Песн 3:2 ...и буду искать того, которого любит душа моя;..
Песн 3:3 ...не видали ли вы того, которого любит душа моя?..
Песн 3:4 ...как нашла того, которого любит душа моя,..
Иер 5:31 ...и народ Мой любит это...
Ос 3:1 ...подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых,..
Ос 12:7 ...любит обижать;..
Мих 7:18 ...не вечно гневается Он, потому что любит миловать...

Мф 10:37 ...Кто любит отца или мать более, нежели Меня,..
Мф 10:37 ...и кто любит сына или дочь более, нежели Меня,..
Мф 11:19 ...который любит есть и пить вино,..
Лк 7:5 ...ибо он любит народ наш...
Лк 7:34 ...и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино,..
Лк 7:47 ...а кому мало прощается, тот мало любит ...
Ин 3:35 ...Отец любит Сына и все дал в руку Его...
Ин 5:20 ...Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам;..
Ин 10:17 ...Потому любит Меня Отец,..
Ин 14:21 ...Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;..
Ин 14:21 ...а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;..
Ин 14:23 ...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;..
Ин 16:27 ...ибо Сам Отец любит вас,..
Иак 4:5 ...до ревности любит дух, живущий в нас?..
1Пет 3:10 ...Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни,..
1Ин 2:10 ...Кто любит брата своего, тот пребывает во свете,..
1Ин 2:15 ...кто любит мир, в том нет любви Отчей...
1Ин 4:8 ...Кто не любит , тот не познал Бога,..
1Ин 5:1 ...и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него...
1Кор 8:3 ...Но кто любит Бога, тому дано знание от Него...
1Кор 16:22 ...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа...
2Кор 9:7 ...ибо доброхотно дающего любит Бог...
Еф 5:28 ...любящий свою жену любит самого себя...
Еф 5:33 ...Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя;..
Евр 12:6 ...Ибо Господь, кого любит , того наказывает;..

2Езд 4:25 ...И более любит человек жену свою, нежели отца и мать...
Прем 7:28 ...ибо Бог никого не любит , кроме живущего с премудростью...
Прем 8:7 ...Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели:..
Сир 3:25 ...Кто любит опасность, тот впадет в нее;..
Сир 4:13 ...любящий ее любит жизнь,..
Сир 4:15 ...и любящих ее любит Господь;..
Сир 7:23 ...Разумного раба да любит душа твоя,..
Сир 13:19 ...Всякое животное любит подобное себе,..
Сир 30:1 ...Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его,..
Тов 6:15 ...ее любит демон, который никому не вредит,

Из сегодняшнего евангельского чтения Недели всех святых, 1-й по Пятидесятнице:

" Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10, 37-38).

У Луки в аналогичном месте сказано еще жёстче:
"...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником
" (Лк. 14, 26-27).

Понятно, что "ненавидеть" здесь не буквально испытывать ненависть ("всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца " - 1 Ин. 3, 15), но просто - полюбить меньше или поставить не на первое место. Разумеется, что любой нормальный человек такие слова насчет себя самого не мог произнести, будучи в полном и здравом рассудке! Их мог произнести только "власть имеющий", единственный Сын Бога, в ком "обитала вся полнота божества телесно".

Но кто может со всей прямотой признаться, что Бог и Его Сын возлюбленный всегда в его жизни на первом месте и что Ему одному отдаётся больше всего любви?.. Признание этого умом и теоретически не всегда непременно подтверждается в нашей жизни практически. А последние горестные события ставят следующий вопрос: а кто любит своё земное отечество (незалежную Украину или великую Россию) больше Христа - достойны ли Его? И уж тем более, стоит ли целостность любого государства тех жертв, что уже положены сейчас и еще будут положены? Как и стоят ли разные интересы сопредельных государств этих же жертв?..

Вопросы, разумеется, повисают в воздухе. Никто из тех, кто называет себя христианами (православными, в частности), по-настоящему Христа не достоин, иначе он бы уже был полностью не от мира сего. "Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы " (молитва Херувимской песни на литургии). Иисус пришел спасти не достойных, а недостойных. Не праведников, но грешников. Вопрос в том, хочет ли кто в самом деле стать чуть более достойным Христа! То есть - каковы намерения каждого, какова ценностная ориентация нашей жизни. Воистину, Бог устроил сейчас миллионам людей проверку на их собственное христианство: в частности, что для них значит Христос на самом деле, здесь и теперь, и что - любой человек, несущий в себе образ Божий, но необязательно при этом друг и единомышленник. Пусть это будет очередной самарянин в современном варианте, с которым, допустим, общаться было бы ниже собственного достоинства!

Господь наш Иисус! Если Ты устраиваешь нам, считающих себя Твоими последователями, очередную "проверку на вшивость", да будет так. Ты ли на первом месте всегда, Твоя ли воля, в самом деле, или разные прочие земные интересы?

Сказал Господь Своим ученикам: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос. Какие суровые слова! Бесчеловечные слова – кто может понять их, особенно в наше время, столь тяжелое для родителей в их трудных отношениях с детьми. Кажется просто невероятным, чтобы Господь советовал детям перестать любить своих родителей! Нет, пятая заповедь Божия – священное Божие установление: «Чти отца и мать твою». Сам Христос дал пример послушания и верности Своей Матери (Лк. 2, 51; Ин. 19, 26–28). Он напоминает также, что конкретная забота о родителях идет даже впереди «жертвы на Храм» (Мф. 15, 3–6). Что же хочет сказать Господь этими суровыми словами?

Здесь Христос касается самого священного нашего долга, чтобы сказать с предельной ясностью, что мы должны предпочитать Его самым любимым, тем, кого мы должны любить больше всех. Следовать за Христом, быть верующим в Него, может иногда вызывать противостояние наших самых близких. Но Господь требует от нас быть способными предпочесть Его всему. И мы знаем, особенно в наше время, как часто это бывает. Слово Божие предлагает решительный выбор, в котором вся наша жизнь. Вследствие требования радикальных перемен, Христос часто может быть причиной разделений даже внутри семей, соединенных самой большой естественной привязанностью. Через две тысячи лет после того, как эти слова были впервые произнесены, это противостояние – не такое новое, как может кому-то показаться. Все заключается в том, как обрести нам мужество остаться верными Христу даже ценой крови нашего сердца.

«Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – утверждает Господь. Эти слова абсолютно созвучны предыдущим. После отношения детей к родителям следуют отношения родителей к детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви к кому бы то ни было. Кто может иметь право на такое неприемлемое, непостижимое требование, кроме Бога? Из всех великих основателей мировых религий Христос – единственный, кто так говорит. Во всех других религиях Бог ставится превыше всего. А здесь Христос не перестает повторять тем, кто «не достоин Меня». Кто же Он?

Обычно мы говорим, что, только любя друг друга, мы любим Бога. И это так. Бог хочет, чтобы наши отношения были основаны на любви. Было бы ужасно, если бы мы стали употреблять эти слова Спасителя для оправдания нашей нелюбви, нашей эгоистической неспособности заботиться о близких, нашей сосредоточенности на личных интересах.

Любить отца своего и мать. Любить сына своего или дочь. Это касается не только узкого семейного круга. Здесь – основание наших наследственных, культурных, общечеловеческих связей. Хотим ли мы этого или нет, мы зависим друг от друга, и мы создаем эту зависимость. Мы – часть «среды», того целого, что составляет нашу жизнь. Но это единство, сколь бы ни было оно важным, не может быть для нас извинением, что мы не идем вслед Христу. Кто любит свою среду больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит своих друзей больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит то, что с ним происходит, дело своей жизни, больше Меня, не достоин Меня!

«И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня. Это третья ступень отвержения. Следует отвергнуться также и прежде всего – самого себя. Это слово о Кресте напоминает, что Христос не предлагает нам ничего, что Он Сам бы не исполнил. Всякий крест, который нам дается, всякая скорбь – приглашение следовать за Христом. Во времена земной жизни Христа Крест не был ни святыней, ни украшением – распятие на кресте было весьма распространенной, совершаемой на глазах любопытных толп жестокой казнью, предназначенной для рабов.

«Сберегший душу свою – говорит Христос, – потеряет ее. А потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как это противоречит тому, что более всего ценит современный мир: сегодня высшая цель человека – «реализовать себя», раскрыть себя в полноте. А Христос предлагает потерять себя и погубить себя!

Однако если мы немного задумаемся, мы увидим в этой заповеди Христа один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь – чтобы обрести ее! Слово Христа твердо и радостно. Речь идет о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. «Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком», – говорит Он (Ин. 10, 10). Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующей от нас самоотречения ради других, – это и есть высший расцвет человеческой личности.

Не разрушение человека, а созидание его! Достаточно вспомнить нам о преподобном Серафиме Саровском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святой преподобномученице великой княгине Елисавете и других бесчисленных наших святых. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции – самый надежный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь. Быть крещеным, по слову Апостола, – быть распятым со Христом, чтобы жить с Ним. И каждая литургия напоминает нам, что Господь предал Себя за нас.

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», – говорит Христос. Что бы с нами ни происходило, речь всегда идет о любви, и о любви в самом простом ее выражении – принять другого. Принимая Христовых служителей, иные, сами того не зная, принимали не ангелов только, но Самого Христа: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» Как бы ни были малы у нас возможности делания добра, Господь приемлет даже чашу холодной воды, поданную кому-то из малых сих. Добрые наши дела определяются не ценой дара, но любовью дарующего. По этой причине медная монета вдовы была не только принята, но поставлена выше всех других приношений.

Мы должны творить добро, взирая на Христа, ради Него. Пророк должен быть принят во имя пророка, праведник – во имя праведника, и один из малых сих – во имя ученика, потому что все они несут в себе святость и образ Христа. Доброта, явленная по отношению к тем, кто Христов, не только будет принята, но получит великое вознаграждение. Награды могут быть различны: есть награда пророка, есть награда праведника и есть награда одного из малых сих. Но все они заключаются в единственном, неповторимом и бесконечном нашем приобщении в вечности Христу.

В Евангелии от Матфея есть выражение: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. Х:37-38). Это выражение очень глубоко по смыслу, но, к сожалению, многие не понимают его. А любое непонимание порождает сопротивление и заводит человека на ложную дорогу. Как же правильно толковать приведенные в Евангелии слова Иисуса Христа? Прочитав или услышав их, некоторые думают: «Ну как же так? Если есть отец и мать, то что, их не надо любить? Не надо им помогать? Неужели надо все оставить и просто идти за Богом, служить только Богу, а о родных напрочь забыть?» Нет, Господь наш Иисус Христос имел в виду другое: кто любит своих родных, близких больше Бога, тот просто не сможет быть по-настоящему счастливым и не сможет искренне идти за Богом.

Когда вы искренне любите Бога, не творите себе кумиров, пытаетесь выполнять заповеди Божии, то Божья любовь пронизывает вашу душу, сердце - и вы автоматически любите родителей, вы автоматически любите свою жену или мужа, своих детей. Вы любите Божественной любовью, а не слепой, не обожествляете их. Вы видите их ошибки и пытаетесь подсказать, чтобы родной человек потом не страдал. Вы не потакаете слепо их неразумным прихотям, умеете сказать: "Нет" когда это нужно. И, конечно, проявляете внимание, терпение, прощаете их, заботитесь о них, хотите жить в согласии. Так, любя родных высокой любовью, вы поступаете по-Божьему. Это значит - Вы достойны Господа, вы идете за Ним. Поэтому идти за Богом - вовсе не значит, что надо оставить все, целыми днями быть в церкви или только молиться, а о своих родных забыть, детей забросить. А люди же порой впадают в крайности. Поэтому следует взвешенно подходить к словам Иисуса Христа, не искажать учение, правильно понимать, что именно Иисус имел в виду.

Мы, Слава Богу, понимаем Писание. Во время литургии, после покаяния, мы просим, чтобы Господь наполнял нас Своей благодатью, наполнял высокими Божьими дарами - любовью и прощением. И Господь дает эту капельку любви в наши сердца, наши души. А через нас Господь затем дает нашим родителям, детям, родным. Для того чтобы получить Божью любовь, которая поможет нам идти за Богом и быть достойными Его, нужно попросить ее у Источники этой любви - у Бога: «Боже, дай мне безграничной любви к Тебе, помоги возлюбить Тебя всем сердцем своим, и всею душой своею и всем разумением своим, и всей силою своею ». Тогда Господь наполняет наше сердце и душу Божественной Любовью, и человек становится счастливым, поскольку в его сердце появляется любовь к самому Творцу Вселенной - и тогда у человека есть силы искренне идти за Богом.

Также Господь говорит о кресте, который хоть и тяжел, но сладок. Какой это крест? Это крест служения, крест помощи Божьему делу на Земле. Мы приходим в церковь, мы молимся, мы просим, чтобы Господь нам помогал в разных делах. И чтобы Божья Церковь развивалась, чтобы истина распространялась по всей Украине. Чтобы все люди становились счастливыми, чтобы они получали духовные знания - это и есть крест - служение. Он, если подумать, очень тяжелый, а с другой стороны, какой же он тяжелый? Он - сладкий. Когда мы молимся и просим, чтобы Господь нам помогал, разве нам тяжело становится от этого? Нет, нам не тяжело, а благодатно, ведь Бог благословляет нас Духом Святым - и нам становится хорошо. После искренней молитвы сходит Дух Святой, утешает сердца наши, души, вдохновляет нас на служение. Когда мы делаем доброе дело, то наш род благословляется, наши дети, внуки в будущем - все благословляются.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

От Матфея 10:37-42

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.10:37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше:

Мф.10:38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: «и следует за Мной», то есть живет согласно с Моими законами!

Мф.10:39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
   
Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.

Мф.10:40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
Мф.10:41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка;
И кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.

Мф.10:42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: