Основные этапы развития японского феодального государства. Формирование и развитие японского феодального государства Формирование японской государственности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы - исследовать процесс образования и развития феодального государства и правовых норм в Японии.

Японская цивилизация начинает свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появляются намного раньше - около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония является почти замкнутым - в культурном и политическом смысле - миром. О самом существовании народа и государства знают только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна складываются достаточно сложные отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла сюда из Китая. Однако, в последующем, японская цивилизация сформировывает собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выражаются и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию страны. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

Повышенное внимание к Японии мирового сообщества объясняется, по нашему мнению, ее экстраординарной контрастностью, основанной на гармоничном сочетании культур Востока и Запада - именно этого не хватает в условиях противоборства западного и восточного мира и всемирной глобализации. Возможно, именно в Японии, с ее двух тысячелетней историей выработана концепция решения многих важных проблем для мирового содружества на современном этапе. Именно так мы объясняем актуальность данной темы и наш неподдельный к ней интерес.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ

1.1 Раннефеодальное государство VI - XII вв.

С III века в Японии начинается процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации.

Уже в IV в. происходит формирование племенных союзов, и можно сказать, что со второй половины в Японии образуется раннефеодальное государство.

В V в. вождь одного из крупнейших племенных союзов Ямато совместно с вождями с других племенных групп объединили под своим верховенством большую часть территории страны, став, таким образом, представителями центральной власти. В связи с этим происходит множество изменений в социальной и политической жизни общества.

Крестьянская община становится податной: крестьяне обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесел, они несут трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах. В общине быстрыми темпами идет процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствует выделение из общины собственных владений родовой знати, превратившейся в феодалов. На их полях работают зависимые крестьяне из числа обедневших общинников. От рабов они отличаются тем, что являются собственниками своего имущества, их нельзя продать или безнаказанно убить. К категории полусвободных людей попадает также значительная часть корейцев и китайцев, которые на тот период были носителями более высокой культуры, в том числе более высокой техники земледелия. Часть их составляют ремесленники, которые попали под власть местных племенных вождей. По своему правовому положению они приравниваются к полусвободным земледельцам. А в 830 году выходит закон, который фактически уравнивает рабов со свободными крестьянами в праве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны. Однако следует отметить, что главной производительной силой в стране были крестьяне-общинники, что и предопределило то, что развитие Японии пошло по феодальному пути, несмотря на наличие в стране рабства.

В VII в. императоры Японии усиливают борьбу с аристократическими кланами, и в 645 г. происходит политический переворот, получивший название "переворот Тайка". Благодаря ему, было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фудзивара. В результате реформ Тайка вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Крестьяне сохранили право на свое имущество, орудия производства, на некоторую личную свободу, но не могли покидать свои наделы.

Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин». Наряду с наделами крестьян существуют наделы господствующего класса, однако они существенно отличаются от крестьянских земель размерами, которые зависят от титула или должности владельца. Императорский дом пользуется доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в виде жалованья делят между собой и другие представители господствующего класса, составляющие центральный и провинциальный аппарат управления и получившие привилегии высшего сословия.

В своей подавляющей части крупные феодалы - потомки родовых старейшин, превратившиеся в аристократию и получившие высшие ранги. Одновременно создается общинный аппарат государственного управления в составе центральных органов (Верховного государственного совета и подчиненных ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников). Вводится всеобщая воинская повинность.

К середине X в. в Японии завершается переход от государственной собственности с надельной системой к собственности отдельных феодалов на свои частновладельческие поместья. Члены дома Фудзивара становятся крупнейшими земельными собственниками в стране. Рост поместий феодалов приводит к краху надельной системы, к резкому сокращению числа государственных надельных дворов, к децентрализации страны, к ослаблению центральной власти.

К концу XI - началу XII в. в Японии сложились фактически три центра политического притяжения: императорский двор, домоуправление правящего клана (им на протяжении многих веков остается клан Фудзивара) и буддийские монастыри.

В 1069 г. враждебные дому Фудзивара феодалы похитили императора. В ответ на это Фудзивара возвели на престол нового императора. Так в стране образовалось два лагеря, каждый из которых претендовал на руководящее положение; такое противостояние продолжалось до 1167 г. В этих условиях все более возрастает могущество крупных феодалов, которые захватывают земли и создают свои вооруженные силы. Таким образом, в крупных поместьях появляются ленные отношения, что в итоге приводит Японию к системе вассалитета.

1.2 Период развитого феодализма XII - XVII в в .

средневековый феодальный судопроизводство законодательство

В XII в. в результате междоусобной борьбы за власть в Японии устанавливается новая форма правления - сёгунат - своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть сосредотачивалась в руках сёгуна - «великого полководца».

Центральный аппарат сегуна состоит из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинальной главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Ему отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но он не играл сколько-нибудь существенной роли в жизни страны. Императорский двор превращается с этого времени в центр феодальной оппозиции, что и становится одной из многих причин новых вспышек междоусобной борьбы.

К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие -- вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Однако, большая часть населения - это крестьяне, живущие в феодальных поместьях. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян становится подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглощающая от 40 до 60 % урожая крестьянина. Однако, ни в XIII, ни в XIV вв. ещё не происходит полного закабаления крестьян Японии.

С XIII - XV вв. в стране происходят важные социальные сдвиги. Это обусловлено прежде всего влиянием развития торгового оборота и расцвета городов. В городах складываются первые объединения ремесленников и торговцев, часть которых получает некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. Изменения в социальной сфере влияют и на класс феодалов. Самураи за долги теряют земельные владения, переводятся на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредотачивается в руках крупных владетельных князей («дайме»).

Японское феодальное общество делится на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. На самом дне феодального общества находится небольшая группа парий. Уже к началу XV в. японский крестьянин фактически попадает в кабальную зависимость. Он не имеет права прекращать обработку земли, выбирать себе иной род занятий, переезжать на другое место жительства. Вместе с тем в стране не прекращается борьба феодальной знати за власть. В итоге в конце XIV в. в Японии утверждается новая сегунская династия Асикага, власть которой распространяется лишь на провинции, окружающие город Киото. Остальная часть страны контролируется местными феодалами. Таким образом, Япония окончательно вступает в период феодальной раздробленности.

Старая форма феодальной земельной собственности -- мелкое поместное землевладение все более теряет свое значение, уступая место крупным феодальным латифундиям. Это сказывается на ухудшении положения тех самураев, которые были вассалами средних и менее крупных феодалов. Бесконечные междоусобные войны надолго отрывают самураев от своих вотчин; сельское хозяйство приходит в упадок, сокращается площадь обрабатываемых земель; крестьяне уходят в город в поисках заработка. Крестьянские восстания вспыхивают по всей стране, они поддерживаются низами городского населения, ремесленниками и мелкими торговцами. В этой обстановке все более усиливается тенденция централизации страны.

В 1568 -- 1582 гг. один из средних феодалов по имени Ода Нобунага достигает значительных успехов в борьбе с крупными феодалами; именно он вносит решающий вклад в дело объединения страны. В 1573 г. он свергает последнего сегуна из дома Асикага и добивается подчинения себе более половины территории Японии. Нобунага проводит ряд важных реформ: упраздняет внутри таможенные поборы, осуществляет крупномасштабное дорожное строительство, проводит перепись с прикреплением каждого крестьянина к определенному земельному участку во владениях феодалов, запрещает крестьянам иметь оружие; ограничивает права монопольных объединений купечества, упраздняет автономию городов. Однако, не смотря на это, междоусобные войны продолжаются вплоть до 1615 г., после чего в Японии всё же происходит некоторый экономический подъем.

1.3 Период позднего феодализма XVII - XIX вв.

В XVII - XVIII вв. сегунат приобретает черты абсолютического правления. В этот период происходит ужесточение методов правления, создается разветвленный полицейский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединяет страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он становится крупнейшим землевладельцем.

Токугавский сегунат проводит важные реформы, направленные на централизацию страны и упрочение феодального строя. Своеобразной конституцией феодальной Японии стал свод законов 1639 г. Прежде всего, здесь подробно говорится о правах и привилегиях различных категорий феодалов: аристократии и самураев. Верхнюю ступень феодальной иерархии занимают князья, обладавшие крупными поместными владениями, они сохраняют право суда и административной власти над всеми своими подданными. Что касается самураев, то подавляющая их часть была лишена своих ленов -- поместий и переведена на жалование натурой (преимущественно рисовым пайком). Власть стремится превратить самурайство в военно-дворянское сословие, изолировав его от всех других социальных групп.

В крайне тяжелом положении в это время оказываются крестьяне. По указу сегуната деревни были разделены на пятидворки. Из каждых пяти дворов избирался наиболее самостоятельный крестьянин, в обязанности которому вменялось следить за соблюдением установленных регламентаций и правительственных запретов. Эта система связывает крестьян круговой ответственностью.

В течение XVII в. начинается постепенное проникновение в деревню товарно-денежных отношений; рента становится смешанной, натурально-денежной. Продолжает развиваться ремесло; появляются первые мануфактуры. Значительно расширилась и внутренняя торговля. Благодаря этим факторам, в Японии начинает формироваться капиталистический уклад. Но все возрастающая эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в. приводит к упадку сельскохозяйственного производства и к застою в экономическом развитии в целом. Крестьянское население быстро разоряется. Это вызывает крупные народные восстания, волны которых прокатились по всей Японии в XVIII -- начале XIX вв. С конца XVIII в. наряду с крестьянскими восстаниями вспыхивают и антифеодальные выступления городской бедноты. Феодальный строй Японии переживает глубокий кризис.

2. ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ ЯПОНИИ

2.1 Источники права

Для раннесредневекового права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе. Но государственной идеологий, как и в Китае, было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии.

Становление писаного права происходит в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии и норм китайского права.

Первые записи правовых норм носят характер наставлений, моральных заветов правителей своим подданным. Например, Конституция Сётоку - тайси 604 года.

В VII в. вводится надельная система, общество разделяется на ранги, что приводит к появлению новых законодательных документов, получивших, как и в Китае, название «Кодекс». Они регулируют земельные отношения, содержат нормы административного и уголовного права, описывают привилегии и обязанности различных социальных групп.

Первый кодекс появляется в 702 году, он носит название «Тайхо Рё», но в 718 его переименовывают в «Ёро Рицу Рё». В последующем его станут называть «Тайхо Еро Рё». Данный кодекс стал основным источником, характеризующий право Японии VIII -- X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии. Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода кодексов: гражданский, семейный, земельный, уголовный и др. «Тайхо Ёро Рё» был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системой.

Резкие изменения в правовой сфере происходят после установления сегуната под влиянием развала единого правового пространства. «Тайхо Еро Рё» теряет свой обще японский нормативный характер, поскольку на первый план выходят морально-правовые обыкновения («гири»), исходящие из соображений приличия, которые регулируют поведение гражданина во всех случаях жизни - в семье и вне ее. Они соблюдаются автоматически, под страхом осуждения со стороны общества. Гири иногда скреплялись и законодательным путем. Например, в 1232 году свет увидел сборник гирь «Уложение годов Дзёэй».

Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Но необходимо отметить, что "высочайший указ" японских императоров по мере усиления власти Сегунов с XII в. уступает место правительственным распоряжениям и правительственным инструкциям. Одним из таких правовых источников был "Кодекс годов Кэмму" (1334 - 1338 гг.), состоящий из 17 статей. В 1509 г. появился свод, состоящий примерно из 200 предписаний, инструкций и наставлений судьям. Здесь, например, говорится об ответственности за взяточничество, о цели наказания, о справедливости судейских решений. Со временем указы всё больше оттесняют кодексы на второй план.

Важным источником права является и известный "Кодекс ста статей" (1742 г.). Можно сказать, что судебный прецедент также был одним из источников феодального японского права.

В XV-XVI вв. роль обще японского права падает до самого низшего предела. Каждое княжество, каждое сословие руководствуется своими собственными постановлениями и нормами обычного права.

Законотворчество оживляется в Японии в период третьего сёгуната Токугавы, но в это время оно было сугубо адресным, и касалось, как правило, конкретных сословий. Лишь в XVIII веке предпринимаются попытки вернуться к старым порядкам правового государства, когда сегуном провозглашается политика «твердого следования старым законам». Позитивные последствия этой политики незначительны в силу того, что знание закона считалось в то время привилегией избранных. Законы нигде не публиковались, ни коем образом не доносились до сведения народа. Во все времена в Японии действовал принцип - «следует выполнять, а не знать».

2.2 Имущественные отношения

С VII века и на протяжении многих столетий в Японии существует три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

В 645 году в результате "переворота Тайка" вводится надельная система землевладения, согласно которой монарх был объявлен верховным собственником земли. Начинает существовать, например, особый вид коронных земель под названием "дворцовые поля", которые обрабатываются крестьянами в порядке трудовой повинности. Эти земли находятся под особым контролем Министерства двора, которое определяет площадь посева, вид посевных культур и количество требуемой рабочей силы. Крестьяне же получают от монарха земельные наделы на условиях уплаты налогов и выполнения повинностей; уход с надела запрещается, из чего можно сделать вывод, что крестьяне в результате переворота превратились в государственных крепостных. Надельная система предусматривает выдачу земли мужчинам в размере двух тан (один тан составляет 0,12 гектара; 10 тан равняется одному те) и женщинам в размере 2/3 мужского надела. Закон определяет и размер крестьянского поземельного налога: с тана два снопа риса и две горсти риса в колосе (два пучка).

Правительство поощряет распашку целины крестьянами с ведома местных властей. В 723 г. распаханные и орошенные участки признаются наследственными владениями на три поколения, а в 743 г. -- навечно с правом распоряжения. Вопросы, связанные с орошением, недостаточно разработаны в японском праве; пользоваться водой полагается поочередно, в порядке расположения полей; возводить плотины, запруды можно только с разрешения властей; первоочередное право на воду имеют семьи, участвующие в сооружении оросительной системы. Что касается рабов, то рабы (частные и государственные) составляют к началу VIII в. лишь 5% населения Японии; рабовладельческий уклад в IX в. быстро склонился к упадку.

Феодальная бюрократия также получает земли (должностные наделы); в ее пользу идет и часть ренты -- налога с государственных крестьян в качестве вознаграждения за службу. Имеется несколько видов таких привилегированных наделов, размеры которых зависят от соответствующего ранга. Так, принцы крови получают по 80 те; сановники с 1 по 3 ранг -- от 80 до 34 те; чиновники с 4 по 5 ранг -- от 24 до 8 те; женщины, имеющие ранг, получают две трети. С ранговыми наделами связаны и должностные, поскольку ранги, как правило, соотносятся с должностями. При этом ушедшие в отставку по возрасту, уволенные по старости или болезни чиновники сохраняют половину должностных наделов. За особые заслуги на государственной службе выдаются наградные наделы.

В последующие века в Японии развивается крупное землевладение князей и мелкого поместного дворянства. В период расцвета японского феодализма (XIII -- XVI вв.) феодальная собственность различных групп феодалов сочетается с широко развитым мелкокрестьянским хозяйством, что в отличие от Индии и Китая приближает формы феодального землевладения в Японии к соответствующим формам, существовавшим в Европе.

В период позднего средневековья в Японии окончательно утверждается форма крупного условного феодального землевладения, передаваемого сегунами своим вассалам. Собственниками земли в токугавской Японии были сегун, феодалы, храмы и монастыри. Примерно четвертую часть земель Японии составляют владения дома Токугава. Остальная земля составляет главным образом уделы князей.

Слабое развитие товарно-денежных отношений приводит к тому, что в средневековом имущественном праве Японии не складывается четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова.

Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Ростовщичество возбраняется лишь в отношении к буддийскому клану. Заем обеспечивается займом и поручительством.

Не получают широкого распространения и договор найма рабочей силы, так как в Японии существует трудовая повинность широкая сеть различных отработок.

2.3 Семейное право

Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией, не претерпевает сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны. Здесь, как и в Китае, сохранилась большая патриархальная семья, глава которой пользуется огромной властью в отношении всех членов семейной общины. Он считается распорядителем семейного имущества; в его обязанности входит составлять к определенному сроку налоговые списки и подворный реестр. Особое положение в семье занимает и старший сын, как потенциальный будущий глава двора (большой семьи), исполнитель культа предков, наследник.

Вопрос о заключении брака решается главами семей, согласие жениха и невесты не является необходимостью. Брачный возраст был установлен 15 лет для жениха и 13 для невесты. Как уже отмечалось, прямая забота о браке детей возлагается на отца, который имеет решающее слово в вопросах сватовства, помолвки и брака. Нарушение помолвки одной из сторон строго каралось. Семья невесты могла отказаться от помолвки, если жених совершил преступление, выехал за рубеж на год и дольше, либо в случае не заключения брака после помолвки в течение трех месяцев. Обнаруживаемая добрачная связь невесты (даже с женихом) являлась серьезным препятствием браку. Браки в период болезни, тюремного заключения родителей могли состояться лишь по особому их указанию, да и то без всякой пышности.

Положение жены в целом было подчиненным, хотя в то же время оставалось в известной мере довольно почетным. Женщина являлась единственной собственницей своего приданого.

В Японии разрешается расторжение брака путем развода. Поводами развода для мужа являются следующие причины: отсутствие мужского потомства, распутство жены, ее непослушание свекру или свекрови, болтливость, вороватость, ревность, дурная болезнь. Развод по инициативе жены может состояться по причинам: безвестного отсутствия мужа, прелюбодеяния мужа, добрачного сожительства невесты, тяжелого оскорбления мужем родителей жены. При этом всё приданое возвращается женщине, и наряду с этим она имеет право проживать в доме бывшего супруга. Муж может расторгнуть брак в одностороннем порядке, путем сообщения своей жене о разводе. Супружеская измена считается преступлением только для жены. Неравенство жены с мужем заключается также и в том, что мужчина может иметь наложницу.

Внебрачные дети входят в состав семьи отца, если они признаются им. Бездетным семьям с целью продолжения рода предоставляется право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретает все права законнорожденного.

Основной вид наследования в Японии - это наследование по закону, согласно которому все члены семьи получают соответствующую долю имущества. Старший сын имеет право на две доли; переживший супруг -- на две доли; дочери -- на половину доли. Вдова подлежит опеке со стороны семьи мужа, закон запрещает выделять ее из двора.

Государство всемерно стремится к укреплению семьи как тягловой единицы, основанной на стойких патриархально - родовых связях.

2.4 Уголовное право

Следует помнить, что в японском средневековом праве нет четких различий между деликтом и преступлением, а также между нормами уголовного и административного права.

За государственные преступления виновные приговариваются, как правило, к смертной казни. Так, за мятеж или заговор с целью нападения на императора виновные наказываются смертной казнью через обезглавливание с конфискацией имущества. При этом к ответственности привлекаются их близкие и зависимые от них лица, имущество которых также подлежало конфискации. К примеру, в законе говорится: "если кому-либо в мятеже против государя не удалось поднять подчиненных ему людей и не удалось вовлечь в мятеж влиятельных лиц, то виновного следует казнить, а его отца и сыновей отправить в дальнюю ссылку». Конфискованное имущество делится между казной и родственниками, не обвиненными в соучастии.

Государственная измена также наказывается смертной казнью. Так, в законе говорится, что "если кто-либо замышляет государственную измену, то его надлежит повесить", а в случае совершенного преступления все виновные приговариваются к обезглавливанию.

В дальнейшем в понятие государственного преступления вносятся существенные изменения, которые заключаются в том, что в периоды развитого и позднего феодализма под государственным преступлением начинают понимать любые деяния, направленные против режима сегунского правления.

Среди преступлений против личности особое внимание уделяется самому тяжелому из них -- убийству, за которое предусматривается высшая мера наказания путем обезглавливания. Среди особо опасных преступлений - убийство родителей или родственников. Например, только за умысел убить кого-то из родственников человек приговаривается к смерти. Но вот за умысел убить свою жену виновный приговаривается всего лишь к дальней ссылке. В феодальном праве Японии различают: умышленное и неосторожное убийство, убийство в ссоре, убийство, совершенное в помощью наемного убийцы; убийство путем отравления.

Что касается ответственности за нанесение ранений, то виновный наказывается или каторжными работами, или ссылкой, или телесными наказаниями. За попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывают сотней ударов палками.

К числу преступлений против собственности японское право относит кражу, разбой, мошенничество, вымогательство. При этом наиболее распространенные наказания - каторжные работы, ссылка, битье палками.

В периоды развитого и позднего феодализма основной целью наказания является устрашение. В системе наказаний ведущее место как и прежде занимает смертная казнь в ее наиболее мучительных видах (распятие, варение в котле, сожжение, распиливание).

Японское право закрепляет социальное неравенство и в системе наказаний. Так, "Тайхо Ёро Рё" перечисляет шесть групп привилегированных граждан: родственники монарха, его старые друзья, мудрецы, великие таланты, лица, имеющие особые заслуги и придворная знать. В отношении этих групп уголовное наказание значительно смягчается и в основном заключается в освобождении от занимаемой должности, в лишении наград и льгот, в наложении штрафа. Следует отметить, что закон предоставляет возможность откупиться от наказания. Откуп заключается во внесении в казну редкой для того времени чистой меди (в виде слитков) в размере от 1 до 200 кг. Такой выкуп в состоянии заплатить только очень состоятельный преступник. Вопрос о замене наказания выкупом решается судом, при этом существуют определенные сроки, в которые должен быть внесен выкуп. Несоблюдение сроков без уважительной причины влечет за собой привидение прежнего приговора в исполнение. Однако по наиболее тяжким преступления выкуп не допускается (государственные преступления, умышленное убийство, изготовление и хранение).

Закон предусматривает смягчение наказания в случаях явки с повинной, а также когда соучастник является подчиненным лицом при совершении должностных преступлений.

Отличительной чертой японского права можно назвать то, что оно закрепляет принципы совокупности наказаний за каждое совершенное преступление.

2.5 Судопроизводство

В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закрепляются элементы розыскного процесса. В Японии существует несколько административно-судебных инстанций. Низшая инстанция - уездное управление, следующая инстанция -- провинциальное управление, далее - Министерство юстиции, и наконец, Высшая инстанция -- Государственный совет, император.

Подсудность определяется как по месту совершения преступления, так и по его важности. Дела возбуждаются и по инициативе государства, и по заявлениям частных лиц. Большое распространение имеют тайные доносы (не анонимные!). При этом за клевету доносчику самому грозило суровое наказание. Арест некоторых категорий лиц предусматривает особую процедуру. Например, сановников 5-го ранга и выше могут подвергнуть аресту только с разрешения самого императора.

Первой стадией процесса является следствие, при этом чиновник обязан удостовериться в полноценности улик, во внимание принимаются манера говорить, слушать, цвет лица, дыхание, выражение глаз подследственного. При обвинении в тяжких преступлениях, недостаточности улик, доказательств и запирательстве подследственного разрешается подвергать пытке. Однако, за весь период следствия запрещено пытать обвиняемого более трех раз: причем между пытками должно пройти не менее двадцати дней. Большое значение в системе доказательств имеет собственное признание подследственного. Этим и объясняется сохранение в Японии пыток до 1868 года!

Следователь подлежит замене, если он находится с обвиняемым в родственных отношениях пятой степени родства или ближе, а по линии жены -- в третьей степени или ближе; а так же если в прошлом он был наставником обвиняемого.

Во время следствия обвиняемый и его сообщники находятся в тюрьме. Но и это не распространяется на высших ранговых сановников, которые до вынесения приговора не содержатся под стражей и продолжают занимать свои посты. Заключенных полагается снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. Если следствие завершено, но не все соучастники задержаны, разрешается выносить приговор в отношении арестованных. В феодальном праве Японии того времени действует принцип "поглощения" менее тяжкого преступления более тяжким, по которому собственно и ведется следствие.

Приговор приводится в исполнение в день его оглашения. Родственники и друзья приговоренного к смерти допускаются к прощанию с ним. Смертная казнь, как правило, совершалась публично на городском рынке. Однако, чиновников 7 ранга и выше, а также женщин публично не казнят. Сановникам 5-го ранга и выше разрешается покончить жизнь самоубийством дома.

Для особо привилегированных (речь идет об указанных выше шести группах: родственников императора, его друзьях, высших сановников и др.) закон допускает обжалование приговора в порядке апелляции. В этих случаях дело повторно рассматривается на расширенном заседании Государственного совета с участием наиболее видных императорских советников и министра юстиции, после чего письменное заключение Совета направляется монарху, который и принимает окончательное решение по делу. Следует отметить, что приговоренный к смертной казни чиновник, попав под амнистию, тем не менее всё равно лишается права занимать свою должность.

Высшие административно-судебные органы осуществляют надзор за состоянием дел, относящихся к правосудию: за своевременностью и правильностью принятых на местах решений, за привидением в исполнение смертного приговора, за порядком и соблюдением режима в тюрьмах, за соблюдением режима на каторге, за ходом следствия, пресекая, в частности, волокиту, влекущую долгое содержание в следственной тюрьме.

В заключение следует отметить, что рассмотрение гражданских дел в Японии осуществляется в порядке искового производства, в котором действует система соответствующих видов исков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала.

Верхушку феодального класса составляли правивший Японией сегун и его род, оттеснившие на второй план императора и его окружение, вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья. Сегунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной монархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сегунату, позволяет говорить о своеобразной автократической форме относительно централизованного государства, в котором существовала военная диктатура феодальной верхушки. Известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками.

Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых двух сёгунов в XII и XIV вв. объединить её. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сегуната Токугавы (начало XVII - первая половина XIX в.). Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально - экономическое развитие Японии. Поэтому неудивителен тот факт, что безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в.

Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Что касаемо японских норм права и морали, нельзя не отметить их консерватизм, стабильность и традиционность. Именно эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу жизни их государства.

В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения. В стране совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Вместе с ростом капиталистических отношений начинается конституционное развитие Японии. В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием "революции Мейдзи" ("просвещенного правительства"). После революции идет бурное развитие капитализма в стране. За короткий срок Япония становится сильной империалистической державой, вместе с тем феодальные пережитки сохраняются в ее экономике вплоть до начала ХХ века.

Список использованных источников

1. Бореев И. К. Вся история Японии в таблицах. - М, 2002. - 200 с.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М, 2002. - 295 с.

3. Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. М., 1998. - 403 с.

4. Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыра. - М., 1998.

5. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов - М, Норма, 2004.- 752 с.

6. Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов - М., Изд. дел. и уч. лит-ры, 2006. - 690 с.

7. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н. проф. Н.А. Крашенниковой. - 2-е изд., стер. - М., Норма, 2002. - 624 с.

8. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г. - 324 с.

9. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права: Учебник для вузов - М., Норма, 2001. - 603 с.

10. Общая теория права: Учеб. пособ. для юр. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - 528 с.

12. Толстогузов А.А. "Очерки истории Японии VII-XIV вв.", М., "Восточная литература" РАН, 1995. - 679 с.

13. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. 4.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1994.-272с.

14. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., Фирма Гардарика, 1996.- 413с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности развития государства Сефевидов в конце XV-начале XVI века. Развитие производительных сил на территории современного Ирана и сопредельных областей. Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке. События войны с Турцией.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Положение Японии в V-VII веках. Формы развития землевладения в период раннего средневековья. Социальный и государственный строй Японии. Особенности правления регентов и канцлеров. Создание свода законов "Тайхорё". Характеристика японской культуры.

    реферат , добавлен 10.07.2010

    Самурай – класс общества, с оружием в руках служивший аристократии Японии. Классическая конфуцианская идея верности господину. Выделение самураев как особого сословия в период правления в Японии феодального дома Минамото. Золотой век самурайства.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2011

    История возникновения, основные черты и формы феодального землевладения в Западной Европе. Разница между феодализмом и рабовладельческим строем, этап перехода к капитализму. Роль феодального типа государства в прогрессивном развитии человечества.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Характеристика германского феодального развития в XI-XIII веках, формирования городов и княжеств. Исследование социальной борьбы между разными классами и прослойками населения. Изучение территориальной раздробленности и агрессивной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    История зарождения и развития цивилизации на территории современной Японии. Результаты взаимодействия японцев с высокоразвитыми цивилизациями Кореи и Китая. Внешняя и внутренняя политика государства, его международное признание, современное состояние.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Изучение истории становления раннефеодального государства Ямато. Составление "Закона 17 статей" и "Табеля о рангах" принцом Сетоку-Тайси как свидетельства о зарождении государственности в Японии. Ознакомление с развитием внешнеполитических связей страны.

    реферат , добавлен 27.06.2010

    Анализ государства и права Японии конца XIX века. Революция Мейдзи и её результаты, в частности Конституция 1889 года. Причины и ход революции. Характеристика основных буржуазных реформ Мейдзи. Процесс разработки Конституции, анализ ее содержания.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    История китайской цивилизации. Искусство и ремесла династии Шан. Формирование ментальности людей китайской цивилизации. Основные принципы "жэнь". Главные особенности даосизма. История японской цивилизации. Синтоизм как основа японского менталитета.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Особенности развития отношений России, Китая и Японии, их борьбы за сферы влияния в начале ХХ в. Военно-политический англо-японский союз 1902 г. и его роль в обострении отношений Японии с Россией. Причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.

В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользование определенный надел. При этом лучшие земли присваиваются родоплеменной аристократией.

Борьба отдельных родов за верховенство в племенном союзе, стремление крестьян к улучшению своего положения создали условия для захвата власти одним из влиятельных родов, период царствования которого, начавшийся в 645 г., получил название Тайка. В этот период начался процесс создания централизованного японского государства. Процесс феодализации японского общества способствовал распаду надельной системы. Новая поместная система смела все преграды на пути дальнейшего упрочения крупных феодальных владений, а следовательно и политической раздробленности стран.

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямато. Опираясь на буддийскую церковь, они присвоили себе титул «сыновей неба» – императоров и превратили принадлежащую им верховную власть в наследственную. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзекан) во главе с первым министром, которому были подчинены восемь департаментов. Власть императора не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. С 645 г. в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли соответственно губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы и формированию особого военно-феодального сословия самураев – профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов.


37. СЕГУНАТ (XII–XIX вв.)

Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Сегунат – военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военно-служилое дворянство. Императорский двор со времени образования первого сегуната стал центром феодальной оппозиции. Формально власть императора сохранилась – ему отводились все причитавшиеся его рангу почести, но он не играл какой-либо существенной роли в политической жизни страны В XIII в. сегун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный государственный аппарат (бакуфу) состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством, главной военной палаты и главной судебной палаты. Во все провинции назначались военные губернаторы или протекторы (сюго). Ослаблению центральной власти в значительной мере способствовало то, что еще в начале XIV в. сегуны признали свою вассальную зависимость от самого могущественного в это время государства в Азии – Китая, к которому и перешло право утверждения японских императоров. Ослабляло силу бакуфу и возросшее значение в XV–XVI вв. буддийской церкви, которая стала претендовать на независимость в государстве.



С конца XVI в. в Японии начался процесс централизации страны. XVI в. был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. В XVI в. в Японию проникают первые европейцы угроза потери политической независимости страны также диктовала необходимость объединения страны.



Центральная власть вплоть до середины XIX в. не решалась посягнуть на сам принцип существования феодальных княжеств. Во главе государства стоял сегун-полководец. При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев-хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сегуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников – родзю, составлявших правительство сегуна, находился императорский двор, государственные финансы и другие органы государства. Япония во времена правления династии сегунов Токугава была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Значительные изменения произошли и в принципе формирования армии. Указом 1891 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям – крестьянами и горожанами.

Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появились намного раньше – около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым – в культурном и политическом отношении – миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выразились и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

Формирование японской государственности

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин). Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций . Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано появление первых законов – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми нормами , сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности. Кланы призывались объединиться и служить общему благу . Все население делилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным властителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китайским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся основой правопорядка . В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовластным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645–646) .

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свергли режим правителей Сога и установили новую императорскую династию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственностью . Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сложилась центральная администрация. Верховное управление осуществлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реальную работу по текущему управлению вершил государственный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний , сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный административный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидировались родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древнего Китая : налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Европе, новое государство стало стимулом для переформирования социального строя в направлении феодальных отношений.

Феодально-ленная система. Сёгунат

Централизованная власть, сложившаяся в VII-VIII вв., была условной. Собственно централизация ограничивалась единой системой сбора налогов, ведением земельного учета и контролем за наместниками провинций, которые ставились не из родовой знати, а из подвластных императору. Вся эта организация держалась на государственно-надельной системе землепользования. Как только эта система стала распадаться, влияние центра существенно ослабло.

С VIII в. наследственные наделы воинов и чиновников средних и высших рангов стали превращаться в вотчины (сеэн). Государственный контроль над вотчинами ослабевал (хотя налогового иммунитета в Японии не было). К Х в. в стране стали распространенными отношения типа западноевропейской коммендации (см. § 23), которые стали охватывать и крестьянство, и слои провинциального чиновничества, и воинов многозвенной социально-правовой иерархией. Главной обязанностью патрона в таких отношениях становилась охрана от посягательств извне на его сеэн. Поскольку переоформление надела в вотчину-сеэн требовало участия губернаторской власти, губернаторы стали как бы условными центрами таких коммендационных отношений. Губернаторские управы делались основными органами управления и суда. Провинциальная власть стала назначать уездную. При губернаторах стали формироваться свои армии – из отрядов на провинциальном, уездном, общинном уровнях. Основные вопросы государственной деятельности (распределение земель, налоги, воинская служба) также перешли на провинциальный уровень. Этим была сформирована важная предпосылка формирования феодального по внутренней структуре государства.

Новой социальной опорой формирующейся власти феодальных магнатов стало сословие воинов – самураев. За счет богатеющего крестьянства, путем наделения землей младшего чиновничества, сыновей аристократии низших рангов с Х в. сложилось довольно многочисленное сословие феодально обязанных воинов, несущих службу за рисовый «паек» и поместье. Самураи объединялись в отряды и в более крупные группы, нередко по родственному признаку. Такая традиционность формирования сословия в соединении с особенностями синтоистской религии, национальной культуры, а также с жизненной бесперспективностью при потере сюзеренитета воспитала в самурайском сословии особую привязанность к феодальным морально-правовым ценностям – кодекс бусидо («путь воина»). Культивируемая бусидо жертвенность вассалов стала важнейшим инструментом в развернувшейся политической борьбе магнатов.

В XI-XII вв. возникло большинство средневековых японских городов. Их население стало еще одним фактором в развернувшейся борьбе за сословные привилегии. С XI в. известны первые ремесленные и торговые объединения – цехи (дза). Тогда же определилось в сословном отношении духовенство. Буддийские монастыри стали крупными феодалами, содержателями значительных вассальных дружин, отрядов самураев.

Формирование феодально-сословного строя сопровождалось резким падением политической значимости императорской власти. С конца VII в. императорский престол находился под контролем одного из крупнейших аристократических кланов – Фудзивара. С VIII в. клан обязал императора брать жен только из их дома. В IX в. захватил в свои руки посты принца-регента и первого министра (с общим титулом секкэна), поставив под контроль государственную администрацию . Государственное управление приобрело вид неофициальной диктатуры секкэнов. Положение императорской власти свелось до религиозно-придворного главенства. С конца Х в. под нажимом регентов императоры стали регулярно отказываться от престола в пользу малолетних детей, с тем чтобы реальные полномочия власти удерживались секкэнами. Сложился своеобразный институт экс-императоров (или «монашествующих императоров», поскольку правители удалялись в монастырь). Случалось, некоторые императоры правили сами, без Фудзивара. Однако к XI в. нити государственного управления прочно были захвачены новой системой регентского правления.

Окончательное утверждение нового своеобразного двоевластия произошло к концу XII в. После длительного соперничества нескольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди которых выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Минамото (1185). Глава рода был пожалован императором в ранг «великого полководца, покоряющего варваров» (сейи-тайсегун), сёгуна. Реально в руки полевой ставки полководца-сегуна бакуфу перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная центральная администрация практически распалась, сохранились только ведомства и советы, связанные с придворными делами и священно-религиозными правами императора. Такая новая государственно-политическая организация получила название сёгуната . Опорой режима сегуната стала военно-служилая феодальная иерархия, прежде всего сословие самураев, превратившихся в прямых (гокенины) или опосредованных вассалов сегуна.

В период Камакурского сегуната (1192-1333) императорский престол был поставлен под прямой контроль сегунов. Даже престолонаследие императорского дома требовало согласия и своеобразного утверждения в бакуфу. Вводилась особая должность советника сегуна при дворе (1221), которому подчинялась особая дружина и в обязанности которого вошло «политическое покровительство» императора. В XIII в. правители нового клана Ходзе инициировали раздел дома Фудзивара на 5 ветвей, которым по очереди давались звания секкэнов. Тогда же и сам императорский дом был поделен на южную и северную ветви, с правом поочередного наследования престола. Гарантом этой разветвленной системы монархии выступали сегуны. Таким образом установилась реальная военно-политическая диктатура новой власти.

Управление в рамках сегуната стало осуществляться через новую систему местных представителей: сюго, которым поручались полицейские и военно-вассальные дела (с 1190), и дзито, земельных представителей по контролю за налогами, в том числе и в вотчинах-сеэнах (с 1185 г.). Со временем сюго стали как бы военно-полицейскими губернаторами в провинциях, обладая в том числе и судебными правами. Сегун считался «главой сюго и дзито», тем самым сосредоточивая у себя военную и полицейско-судебную власть. Центральное управление страной осуществляло бакуфу , в которой выделилось несколько ведомств: Административное (мандокоро). Судебное (монтюдзе), Военное (самурайдокоро). Ведомства были одновременно и судебными инстанциями по искам вассалов (гокенинов). Для надзора за знатью был создан специальный совет из 10 высших вассалов сегуна.

В конце XIII в. военная диктатура сегунов обрела более открытый вид. От Государственного совета правители Ходзе перешли просто к домашним совещаниям клана. Реальное положение секкэнов упало, был ликвидирован государственный секретариат. Росту значения военной организации способствовала длительная борьба с нашествием монгольского флота, разгромленного в том числе благодаря «священной помощи» тайфуна (камикадзее ), разметавшего вражеские корабли.

Система управления Камакурского сегуната усугубила стремления разных кланов, и теперь уже территорий, к сепаратизму. После мощных мятежей, реставрации временной власти императоров в стране установился режим сегуната дома Асикага. Этот второй сегунат Муромати (1335-1573) способствовал общей децентрализации страны. В Японии сформировалось до 250 княжеств, подчиненных своим даймё, которые были не только самыми богатыми феодалами, но и располагали особым сословным статусом, исключительными судебными и административными правами. На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов.

Централизация страны. Сегунат Токугава

В последней четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной Японии повели борьбу за политическое объединение страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшееся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства Тоэтоми Хидееси (1536-1598). Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформы была осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформой в стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием . Согласно указу 1588 г. началась т. н. «охота за мечами» в стране, которые, по изъятии, должны были пойти на гвозди и заклепки для постройки статуи Будды. Была запрещена миссионерская деятельность христианских проповедников (начавших проникать в Японию с сер. XVI в., после ее «открытия» португальцами). В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.

Для обеспечения преемства власти в своей семье и предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов (1598) из пяти главных министров-князей (тайро), которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната, охвативший всю централизованную страну. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований.

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества . Она получила название си-но-ко-се . Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы , заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи – ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась новая центральная администрация , сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и др. (буге). Трое буге считались важнейшими: финансов, храмов и монастырей столицы Эдо. Всего же ведомств центральной администрации насчитывалось до 60 в столице (Эдо) и в других городах до 40 (в т. ч. занимавшиеся вооружением, чеканкой монеты, флотом и т. д.). Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган – гоебэя (названный так по залу, где проходили заседания).

Каждое княжество представляло собой самостоятельную административную единицу, в которой было свое малое правительство (киро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632). По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь основными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты волостей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча). Как органы внутригородского самоуправления, они занимались водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.

Сегунат не облагал княжества налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.

Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система традиционной монархии с собственной системой управления и собственными полномочиями.

Император был номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна – сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.

Несмотря на то что в течение двух с половиной веков сегуны даже не были в столице (чтобы не выказывать «унижающего» почтения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согласованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак лишь с невестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автономное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.

Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственного) совета были должности первого министра, левого и правого министров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ). Однако их роль ограничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-образовательными делами в столице.

Исторически сформировавшееся двоевластие – императора и сегуна – составляло наиболее своеобразную черту феодальной монархии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневековым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, наступил и государственно-политический кризис власти.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999


36. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользование определенный надел. При этом лучшие земли присваиваются родоплеменной аристократией.

Борьба отдельных родов за верховенство в племенном союзе, стремление крестьян к улучшению своего положения создали условия для захвата власти одним из влиятельных родов, период царствования которого, начавшийся в 645 г., получил название Тайка. В этот период начался процесс создания централизованного японского государства. Процесс феодализации японского общества способствовал распаду надельной системы. Новая поместная система смела все преграды на пути дальнейшего упрочения крупных феодальных владений, а следовательно и политической раздробленности стран.

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямато. Опираясь на буддийскую церковь, они присвоили себе титул «сыновей неба» – императоров и превратили принадлежащую им верховную власть в наследственную. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзекан) во главе с первым министром, которому были подчинены восемь департаментов. Власть императора не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. С 645 г. в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли соответственно губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы и формированию особого военно-феодального сословия самураев – профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: