Тренинг детско-родительских отношений. Тема: "Как мы чувствуем друг друга". Педразвитие «Как мы чувствуем друг друга»

Тренинг детско-родительских отношений. Тема: "Как мы чувствуем друг друга"

Статья отнесена к разделу: Работа с родителями

“Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать можно только примером.

Воздаяние же злом не поучает, а развращает”

Л.Н.Толстой

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, школе, является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка. К психологу родители обращаются по самым разным вопросам. Среди них могут быть достаточно простые, которые могут быть разрешены в информационно-рекомендательной форме. Иногда достаточно одной встречи психолога с семьей, чтобы проблема была решена. Вместе с тем бывают ситуации, которые требуют от психолога долгой кропотливой работы по изучению проблемы, установлению контакта с семьей, коррекции деформированных отношений внутри нее.

Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие.

Внимание родителей часто сосредотачивается только на учёбе, достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке.

Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, угрюмыми, боязливыми.

Нередко в семье используется грубый тон, резкий окрик, который вызывает у ребенка выраженный протест. В семье, где один из родителей, а тем более оба страдают алкоголизмом или наркоманией-никогда не бывает спокойной обстановки, что травмирует психику ребенка. Дети, растущие в таких семьях всегда угнетенные, испуганные, болезненно переживают пороки родителей, тем более что практически всегда лишены правильного ухода, здорового рационального питания.

Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.

Анализируя собственный опыт работы с родителями, я пришла к выводу, что одна из главных предъявляемых проблем – проблема эмоционального взаимодействия в семье.

На основании этого, считаю, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений “Как мы чувствуем друг друга”.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи , решаемые в ходе тренинга:

Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

Формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Длительность занятий: 3 занятия (3 дня).

Продолжительность занятия: 2 – 2, 5 часа.

Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в лаконичной форме отражают жизненную философию, главную ценность семьи – всем в парах “родитель-ребенок” предлагается нарисовать свой герб и рассказать про него, что он символизирует. Рядом с гербом написать жизненный девиз. Особенность этого упражнения заключается в том, что рисование должно быть совместным, потому что это заставляет сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Использование различных командных игр помогает снять напряжение как эмоциональное, так и телесное – “В магазине зеркал”, “Дракон кусает свой хвост” и др.

Необходимым компонентом тренингового занятия является релаксация, после которой все участники рисуют. А далее идет обсуждение и показ рисунков.

Выполнение рисунка с использование одного карандаша. Выбор карандаша, общий рисунок, подпись рисунка – все это нужно выполнять по обоюдному согласию, а после этого прокомментировать те чувства и эмоции, которые испытывали во время выполнения. Легко ли было действовать сообща, а может быть напротив, трудно.

На занятиях участникам предлагается решить несколько семейных ситуаций, а может даже разыграть их по ролям, но не совсем обычным способом – родители выступают в роли детей, а дети – в роли родителей. Далей проходит обсуждение.

Очень нравится, особенно детям, игра “Художники-натуралисты”, где рисунки выполняются не кисточками, а пальцами, ладонями, локтями, ногами, щечками, носиком. Важным моментом этой игры является то, что родителям необходимо поработать над своими страхами и предубеждениями и позволить себе и своим детям раскрепоститься и получить ощущение свободы и радости.

Анализ подобных форм работы психолога с семьей показал, что родителям нравится играть со своими детьми, нравится “впадать” в детство и вспоминать его радостные моменты, хотя, как чаще признаются папы, в начале это сделать не легко, присутствуют барьеры – неловкость, “А что обо мне подумают окружающие”.

Во время общей рефлексии у родителей и детей открывается много общего, родители лучше понимают своих детей, а дети благодарны за это своим мамам и папам, их глаза светятся любовью и радостью, а это значит – цели, поставленные психологом во время встречи, достигнуты!

Слова благодарности участников тренинга в адрес психолога подвигают меня на усовершенствование работы, на поиск нового и интересного, а ради этого стоит творить.

Тренинг детско-родительских отношений

“КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА”

1 ДЕНЬ

1. Оформление бэйджей

Материалы: Карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры.

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. “Ирина – интересная”

Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

Примечание: ведущий помогает в выборе прилагательных. Это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.

3. Упражнение “Семейный герб и гимн”

Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

После завершения работы идет обсуждение.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

4. Упражнение “Найди свою маму”

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям-с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
5. Упражнение “Любящие родители”

Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

6. Упражнение - энергизатор “В магазине зеркал”

“В магазине много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения”.

Всем участникам нужно побывать в роли “обезьянки” и в роли “зеркала”.

7. Упражнение “Дракон кусает свой хвост”

Все участники встают друг за другом в цепочку и крепко держатся за талию впереди стоящего игрока. Первый – “голова” дракона, последний – “хвост”. “Голова” должна поймать свой “хвост”.

Примечание: “головой” дракона должен побывать каждый участник.

8. Упражнение “Разговор с деревом”

Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев… Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните… Представьте себе лес, по которому вы бредёте. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идёте по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.

Где-то в этом лесу есть одно дерево – это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый своё дерево. Подойдите к нему вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течёт по кольцам дерева вверх? Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос весёлый, как у Микки Мауса, или серьёзный, как голос пожилого человека?

Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы что-то сделали для него. Может быть обрадуется, что именно вы навестили его. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете большим и сильным как оно. Может быть, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы… (15 секунд).

Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой – поднимите руку.

Запомните, что сообщило вам дерево. Запомните также, что дерево – такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом… возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие… возьмите лист бумаги и нарисуйте своё дерево.

После этого все показывают свои рисунки и рассказывают о том, что сообщило им дерево.

9. Домашнее задание

Ведущий предлагает участникам группы узнать, что означает их имя, откуда оно произошло, какие легенды связано с ним и как оно влияет на жизнь.

10. Рефлексия

2 ДЕНЬ

1. Оформление бэйджей

Материалы: заранее приготовленные карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры, скотч.

Написать на карточке своё настоящее имя и рассказать о том, что оно означает.

3. Упражнение “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

4. Упражнение “Неваляшка”

Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: “Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!”. Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.

Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

5. Упражнение “Нехочухи”

“Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными. Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить “нет” разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать “нет” головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать “нет, нет, нет”. А теперь попробуем повторить “нет” рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать “нет” всё громче и громче”.

6. Упражнение “Беседа одним карандашом”

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

7. Ролевая игра “Ситуации”

Участники тренинга делятся на три команды.

Инструкция: “Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – родители будут выступать в роли детей, а дети изображать родителей”.

Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

Что происходило?

Что вы думаете об этом?

Это похоже на то, как бывает в вашей семье

Как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?

Ситуации:

“Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лся) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации…”.

“Ребёнок вернулся из детского сада домой. У него в детском саду были неприятности – произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор…”

“Сегодня праздничный день, все нарядные и весёлые. Приходит в гости шумная, говорливая, подвижная, веселая семья Сидоровых. Взрослые занимаются убранством праздничного стола. Дети играют, танцуют, бегают, кричат, борются, возятся без присмотра взрослых. В суете один ребенок опрокидывает салат оливье с курицей. Мама ребёнка – сердито замечает, что не ожидала от ребёнка испорченного праздника. Спасает положение мудрый дедушка, он говорит…”.

8. Упражнение “Самоуважение”

Ведущий. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас хорошими? Как вам показывает это ваша мама, ваш папа, ваш муж, ваша жена, ваш сын, ваша дочь?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните три раза глубоко… теперь отправьтесь мысленно в то место. Которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).

Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми…

Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… (15 секунд).

Послушайте, что они скажут…

Поговорите с человеком, который к вам пришёл. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится…(15 секунд).

Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза…

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?

9. Общая рефлексия

3 ДЕНЬ

1. Оформление бэйджей

Материалы: карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры, скотч.

Всем участникам тренинга предлагается выбрать себе новое игровое имя. Причем дети делают имена родителям, а родители – детям. Затем каждый представляет себя.

2. Упражнение “Давайте поздороваемся”

Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом”.

3. Упражнение “Коробка переживаний”

Ведущий. Я сегодня принесла небольшую коробку. Предлагаю отправить её по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

4. Упражнение “Постукивающий массаж”

Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.

Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое постукивание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).

А теперь поменяйтесь ролями.

5. Упражнение “Круг общения”

Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

Поздоровайтесь;

Потанцуйте;

Поборитесь;

Помиритесь;

Попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

Рефлексия.

6. Упражнение “Художники-натуралисты”

Материал: медовые краски, блюдца для размешивания красок, листы бумаги формата А3, старые газеты, клеенка, салфетки влажные и сухие, мыло, вода.

Для выполнения этого задания родители должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

Возьмите большой лист бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставить блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: “Падают листья”, “Следы невиданных зверей”, “Фантастическая планета”, “Разноцветная мозаика”.

Примечание: после упражнения желательно хорошо отмыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.

7. Упражнение “Пирамида”

Все садятся в круг. Ведущий говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами”.

8. Упражнение “Ромашка из ладошек”

Материалы: ватман, фломастеры.

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

9. Общая рефлексия

Обязательное условие: обсуждение проходит за общим чаепитием (приложение 1).

Участникам тренинга вручаются символические Благодарности (приложение 2).

Возможные вопросы для рефлексии:

Что вы приобрели нового?

Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?


ВОЗРАСТ

Мне 50 лет, и не скрываю это. Зачем глупое кокетство? Молодиться, на мой взгляд, чудовищно, даже если в душе всегда 30. И если всю себя «натянуть», то играть девочку все равно уже не будешь. Сейчас существует масса безоперационных способов – гиалуроновая кислота, уколы красоты… С благодарностью отношусь к прожитым годам, а теперь еще и с вниманием. Сейчас у меня два по 25, а русский человек, как известно, любит 2 по 50!

СИЛЬНЫЙ ПОЛ

Мужчина вполне может зарабатывать меньше, даже быть в чем-то слабее женщины, но главное – должен оставаться достойным. Знаю массу пар, в которых роли распределены именно так. Все они счастливы. Важно дополнять друг друга. В моей жизни существует только один мужчина – муж. Двадцать три года назад Леша увидел меня в спектакле театра «Сатирикон», влюбился и буквально забрал со сцены. Оба не ангелы. Я очень взрывная, Алексей более спокойный. Несмотря ни на что, мы – одна банда. Как скажут дети: «Редкая парочка».

СЕМЬЯ

Все, что делаю, – это ради родных: мужа, дочерей, мамы…Они – мое все. Обожаю уют. Как приятно вернуться домой с гастролей, а там ждет накрытый стол с любимыми людами – гречневая каша, квашеная капуста, жареная картошечка, соленые огурцы, кислые щи… Супруг обожает готовить. Признаюсь, сейчас на кухне бывает только Леша. Кстати, он единственный, кто далек от творчества. По образованию авиационный инженер, занимается бизнесом.

ДЕТИ

Дочки уже самостоятельные. Я сама рано вылетела из родительского гнезда. Младшая, Маруся, ей 22 года, учится на четвертом курсе ВГИКа. Снимается уже в четвертой картине. Насте 29 лет. Она свободный художник. Сначала интересовалась сценографией, затем ушла на другую специальность – театральный художественный костюм. Скоро состоится ее дебют: готовит наряды к постановке в «Электротеатре Станиславский». Также пошла на фотокурсы. В общем, обе не бездельницы.

ХАРАКТЕР

Со стороны кажусь оптимистом, но на самом деле я ужасная паникерша и пессимист. Постоянно причитаю, что ничего не получится: «Ой, мам, не ходи сегодня на спектакль, есть недоработки…» Аверин во время работы над моноспектаклем тоже наслушался. Говорит: «Отстань! Все будет хорошо». Наверное, так происходит из-за жуткого недоверия к себе.

ТРУД

Начала зарабатывать в 14 лет. Мама Ольга Великанова, режиссер Театра Станиславского, подкидывала халтуру. Во время новогодних елок она играла Снегурочку, а я изображала птичку или снежинку. И так двенадцать дней подряд. Помню, как получила первую довольно большую зарплату. Пошла и купила туфли, джинсы. Подружки завидовали и приговаривали, какая я практичная. Дочерям Насте и Марусе всегда говорю: нельзя сидеть сложа руки, нужно постоянно развиваться и много трудиться. Тогда все получится.

СЛАВА

Все в жизни давалось трудно – с преградами и не с первого раза. Никогда не думала, что стану актрисой. Прошла тяжелый путь. В арсенале куча проектов поганых, неинтересных, примитивных, низкого качества. Но я не стеснялась в них работать. Кто-то скажет: «Ох уж эти сериальные актеры…» Считаю, в профессии не нужно выпендриваться. Сейчас имею зрительскую любовь, теперь осталось заслужить доверие. А вообще, как говорила Татьяна Васильева: «Актер должен проваливаться с большими ролями. Это очень закаляет…»

ДРУЖБА

Люди меняются. С годами задумываешься, как не растерять близких. В детстве в садике, лагере все плачут, когда расстаются. В юности начинаются тусовки, романы. С возрастом возникают претензии, обиды. И вот тогда отношения могут закончиться. У всех есть не только плюсы, но и минусы. Если любишь, то надо стараться принимать и то и другое. У меня пятеро подруг, мы вместе со школы. Общаемся не каждый день. Одна живет на Кипре, другая – в Израиле. Но трое точно будут на вечере. Что касается Максима Аверина, то он уже член семьи. Мы тонко чувствуем друг друга. Порой на сцене случайно рождаются такие вещи, что сами удивляемся: как?! Думаю, что это химия.

Петрова Алена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: тренинг детско–родительских отношений
Тема: "Как мы чувствуем друг друга"
Дата публикации: 07.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

«Как мы чувствуем друг друга»

Цель

тренинга:

повышение

психологической

компетентности

родителей

вопросах воспитания, развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Осознание

родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с

ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.

Задачи тренинга:

усиление

способности

родителей

пониманию эмоционального мира своего

установление

визуального

контакта,

физического

контакта,

наблюдение и совместную деятельность;

изменение неадекватных родительских позиций;

оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной

формализма

единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны

быть приняты всеми членами группы.

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

организация коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового

типа отношений равноправия и партнерства;

продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены

между родителем и ребенком;

стимулирование

процессе

родителями

участниками группы.

Элементы и приемы:

игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика)

арттерапия (работа с рисунком)

Участники: родители и дети

По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность занятия 45 мин.

Материал: ширма, стул, заготовки «Рукавичек» из бумаги, цветные карандаши,

фломастеры, свеча, магнитофон и аудиозаписи, мяч, косынка.

1. Приветствие и знакомство участников: Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой

ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать

себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

2. Упражнение «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок.

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми.

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.

3. Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова». Взрослый обращаясь к

ласковых

отвечает.

высказываются все пары по кругу.

4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают

мамы, а затем дети своим мамам.

Шла по полю черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь – кусь – кусь – кусь,

Никого я не боюсь!

5. Игра-упражнение «Угадайте маму». В ходе упражнения развивается умение

детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении

упражнения

родители

непрозрачной

устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они.

Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.

6. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку

движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки,

«носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг

и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем вам скажу!»

7. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений

родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки». Взрослые с завязанными

глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.

8.Совместное рисование « Украсим рукавички». Родителю и ребенку выдается 2

заготовки «рукавичек» из бумаги и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция:

«Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и

кто начнет первым рисовать.

Рукавички

получиться

одинаковыми,

попытайтесь договориться об этом».

После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют

свою работу, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением,

высказывают

впечатления.

стимулируют

позитивный

психологически

поддерживают

выступающих.

9. Упражнение

«Марсианский

футбол», целью

которого

является

создание

ситуации сотрудничества и взаимодействия. Группа участников тренинга разбивается на

две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем

безопасности.

противоположных

помещения

оборудуются

«ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок-родитель» из каждой команды.

Ведущие играют роль судей.

10. Прощание при свече: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши

печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши

лица улыбкой и любовью» Д-р пара: «я тебя люблю». Пожелания участникам. А теперь

мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.

11. «Продолжи предложение». Отзыв о работе в тренинге

Мне понравилось ___________

Мне не понравилось ___________

Инструкция

Когда люди влюбляются, все их чувства становятся как будто ориентированы на другого человека. Они начинают любить музыку, которую слушает любимый человек или смотрят с ним фильмы или передачи, которые никогда бы не стали смотреть сами. Любовь – и это не пустые слова, потому что изменения происходят на нейронном уровне в мозге. Любовь делает человека восприимчивым, и в период самых горячих отношений люди привыкают к таким вещам друг в друге, к которым было бы сложно привыкнуть, не связывай их нежные чувства. Именно в это время рождается какое-то особенное умение чувствовать партнера.

Можно вспомнить физику. В школе учителя рассказывали, что если сжать две пластины из разных металлов и прижать их хорошенько друг к другу (обычной силы рук, конечно, не хватит), чтобы расстояние между ними стало маленьким на молекулярном уровне, то частицы, из которых состоят металлы, начнут проникать из одной пластины в другую. Для людей такой силой является любовь. Так и получается, что влюбленные люди начинают понимать друг друга с полуслова, им бывает достаточно одного или легкого изменения выражения лица, чтобы понять, что происходит с партнером. А некоторые, как говорят, способны чувствовать друг друга и на расстоянии!

Если чувства в вашей паре немного остыли, то может показаться, что прежнее понимание ушло, и что никто уже не относится к партнеру так внимательно, как раньше. Но если вы задумались об этом, значит, это для вас важно? Взаимопонимание всегда можно наладить снова, и умение чувствовать друг друга вернется. Для этого постарайтесь больше внимания уделять партнеру. Выслушивайте его. Для многих людей крайне важно высказаться, но часто, если они видят, что слушают их без внимания, они просто замолчат. А кто-то наоборот начинает болтать без умолку. Это тоже своеобразная реакция: человек может не осознавать, но в основе его поведения лежит паника, что его не замечают. Вот он и старается выплеснуть как можно больше, говорит и говорит, лишь бы сказать хоть что-то.

Как научиться слушать? Слушать – это не значит с отсутствующим видом сидеть рядом, когда ваш партнер рассказывает свои истории. Слушать – это когда вы пропускаете через себя все, что вам сказано. Это умение сочувствовать и сопереживать, это восприятие информации не только ушами, но и другими органами чувств, когда вы читаете между строк, слышите то, что человек не сказал вам прямо, но о чем он думает.

При внимательном отношении друг к другу взаимопонимание в паре и умение чувствовать друг друга со временем только возрастают. Некоторые люди, прожившие вместе не один десяток лет, кажется, уже и вовсе не нуждаются в словах, они как будто умеют обмениваться мыслями. К сожалению, в современном мире такие пары встречаются все реже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: