Среднее профессиональное образование. Федеральное государственное образовательное учреждение «астраханский морской колледж Что же делать

Моя дорогая мореходка.

Мне было 17 лет, когда я встретился с ней. До этого времени я не видел моря и морских кораблей. Но это был 1948 год и через меня уже прокатились солёные волны голодовок и войны. У меня была хорошая семья, родители успели научить меня грамоте и мягко, но верно воспитать. Дальше, как говорится, была война. Очень предусмотрительное решение родных отделило меня от семьи всего за неделю до её начала и я уехал «в гости» 10 июня 1941 года.

В сорок восьмом во всех газетах было множество объявлений о приёме заявлений в средние специальные учебные заведения. Тогда они назывались техникумами или училищами. Меня интересовали только мореходные училища. Главным образом потому, что курсанты находились там на полном обеспечении. Их учили, кормили и одевали. А тема снабжения в том году стояла перед нами с тёткой моей, Марией Ивановной, очень остро. С другой стороны, на вопросы, которые часто задают школьникам: кем ты хочешь стать, куда пойдёшь учиться - я сразу отвечал, что хочу стать моряком. В родословной моей морем не пахло и я сейчас не помню, насколько серьёзно я подходил к такому ответу. Помню, что и корабли хотел строить, хотя понятия не имел, что это за работа. Возможно, накапливалась какая -то информация от чтения и кино — других источников у меня не было.

На мои несколько заявлений первой отозвалась Батумская мореходка, хотя и не самая близкая. Потом, помнится, были ответы из Ростова, Николаева, Мурманска. На первой, Батумской, я и остановил свой выбор. По дороге в Батуми познакомился с тремя ребятами из Кисловодска, с ними прошел всю дорогу поступления. В Батуми нам очень не понравилось из-за постоянного тёплого дождя и приёма с неприятным инцидентом. Не долго думая, ровно через два дня, наша компания, теперь уже без билетов, двинулась в Баку. Там тоже была мореходка, но очень много желающих! Не задерживаясь, на остатки средств купили палубные места на теплоход «Багиров» и отправились, наконец, слава те, господи, в Астрахань, куда, наверное, небом и назначено было мне попасть. Так что, на восемнадцатом году жизни, всего за несколько дней, мне удалось познакомиться с двумя морями: Чёрным и Каспийским, и даже искупаться в них. Купание мне понравилось, что говорить.

В те годы учебный корпус и общежитие, по-морскому «полуэкипаж», были разделены. Полуэкипаж находился в районе главной речной пристани Астрахани, на берегу речки Скаржинки, в месте её впадения в Волгу. Место было уютное.

В том году в мореходке был двойной набор — принимали 180 человек. Если представить, что на каждое место было по 14 заявлений, о чём сказал нам начальник училища Шевченко, то можно понять, что обстановка была напряженной. Всем выдали по матрасу и выделили лежачие места в клубе и свободных кубриках. Но не кормили, поэтому в свободное время ходили на погрузку помидоров и арбузов за город, на грузовые причалы, где и питались.

Каюсь, написал диктанты за двух своих спутников и за трёх незнакомых ребят. Заплатили бутербродами — хлебом с повидлом.

Экзамены проводились в несколько потоков. Из нас четверых один не сдал первый же экзамен, но успел поступить в мореходную школу на другом берегу. Второй, увы, попался на краже. Его слегка побили и тут же отчислили. Третий был принят на штурманское отделение, которое через год или два перевели в Ростов. Я остался.

Заявление я подавал на штурманское, но как бы не успел. Мне сказали, что все места заполнены. То же произошло и с механическим — вежливо объяснили, что на мой поток остались только судоремонтное и дноуглубительное отделения. Но, думаю, препятствием перед плавательскими профессиями было моё пребывание в оккупации. На дноуглубление я согласиться не мог — мы к нему относились с презрением, поэтому стал изучать судоремонт. И до сих пор этому рад.

У нас были превосходные преподаватели: почти все из ленинградских вузов. Теории корабля, например, нас учил Кутейников Владимир Николаевич, один из династии корабелов, строивших броненосцы России до революции. Даже кружком рисования руководил Николай Россетти, из питерской Академии художеств. Возможно, Астрахань была местом их эвакуации. Пожалуй, остальные мореходки завидовали нам, только мы этого не знали.

Все мореходки были полувоенными (или на три четверти) училищами. Курсанты, кроме гражданской специальности, получали здесь военно-морское образование и после училища могли служить командирами боевых частей военных кораблей. У меня, например, звание командира БЧ 2-3 малых кораблей и командира БЧ 5. Наши командиры все прошли войну, они берегли нас, как своих детей. Снимаю перед ними бескозырку.

После окончания судоремонтного отделения и распределения на Бакинский СРЗ им. Парижской Коммуны, я сразу стал работать конструктором под руководством замечательного инженера Бутрима Бориса Дмитриевича. Он помог мне стать профессионалом.

Потом я работал конструктором в станкостроении, химическом и нефтяном машиностроении, в сахарной промышленности, проектировал тепловозы, нестандартное оборудование на ВАЗе. Ради интереса понюхал моря - семь месяцев на траулере в Атлантике. На все это мне хватило подготовки в мореходке.

Практический и духовный багаж, которыми одарило меня Астраханское мореходное училище, её преподаватели и командиры, полученная профессия универсала-механика-конструктора позволили мне всю жизнь общаться и работать с интереснейшими людьми. О чём ещё можно мечтать?

Сейчас я не вижу в СМИ приглашений на обучение в мореходных училищах. А жаль! Думаю, скоро и в России начнут строить пароходы и плавать на них. Моряки будут нужны! Ребята! Имейте в виду мореходные училища! И прежде всего - Астраханское, имени адмирала Ушакова. Сейчас там есть факультеты с высшим образованием и заочные. Должен добавить: сейчас бывшие мореходные училища стали называться Морскими университетами и даже Академиями. Как выросли!

Счастливого плавания!

Факультет среднего профессионального образования Каспийского института является правоприемником добрых традиций старейших в Астрахани средних профессиональных учебных заведений - Астраханского речного училища и Астраханского мореходного училища. В 2008 году Астраханскому речному училищу исполнилось 90 лет.

На факультете СПО Каспийского института в полном объеме реализуются программы подготовки кадров для морского и речного транспорта по очной и заочной формам обучения. Для выполнения государственной программы подготовки квалифицированных кадров по программам среднего профессионального образования Каспийский институт имеет все необходимое: это и высококвалифицированный преподавательский коллектив (более 60% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию) и богатая материально-техническая база (3 учебных корпуса общей площадью свыше 13000 кв.м., 2 общежития, 2 столовые, учебный флот, спортивные объекты), и полная обеспеченность учебного процесса современной литературой и электронными изданиями. Ежегодно выделяется более 55% бюджетных мест.

Факультет СПО осуществляет подготовку специалистов по следующим специальностям:

Очная форма обучения:

«Судовождение»

Срок обучения на базе 9 классов составляет 4 года 10 месяцев.

«Судовождение»

«Судостроение» , квалификация – техник, специфика «Строительство корпусов морских и речных судов»;

Срок обучения на базе 9 классов составляет 3 года 10 месяцев, на базе 11 классов - 2 года 10 месяцев.

Заочная форма обучения:

«Судовождение» (углубленная подготовка), квалификация - старший техник-судоводитель, специфика «Судовождение на морских и внутренних водных путях с правом эксплуатации судовых энергетических установок»;

Срок обучения на базе 11 классов составляет 4 года 10 месяцев.

«Судовождение» , квалификация - техник-судоводитель, специфика «Судовождение на морских и внутренних водных путях»;

«Эксплуатация судовых энергетических установок» , квалификация - техник-судомеханик;

«Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» , квалификация – техник-электромеханик;

Срок обучения на базе 11 классов составляет 3 года и 10 месяцев.

Приём на обучение по специальностям среднего профессионального образования осуществляется на базе среднего общего образования без вступительных испытаний по конкурсу аттестационных документов (аттестат СОШ за 11 класс, диплом об образовании).

ВЫГОДЫ и КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Выгода 1. За время учёбы оформляется весь пакет документов моряка в строгом соответствии с международными стандартами и требованиями Международных конвенций.
Выгода 2. Разнообразная и разветвлённая сеть внеучебной работы: спортивные, творческие, интеллектуальные кружки.
Выгода 3. По окончании среднего образования поступление на факультет высшего образования этого же учебного заведения по собеседованию.
Выгода 4. Обучение в филиале для юношей 15 и 16 лет это не только получение востребованной профессии, но и хорошая школа дисциплины и настоящего флотского порядка под руководством опытных наставников - моряков гражданского и военного флота.
Выгода 5. За время 4-х летнего обучения курсанты проходят реальную производственную практику, после которой получают возможность закрепиться за предприятиями региона, а так же за его пределами. Практика курсантов регламентирована международной Конвенцией.
Выгода 6. Выпускники факультета среднего профессионального образования Каспийского института морского и речного транспорта не только гарантированно востребованы по профессии, но и обеспечены достойной заработной платой по месту работы.
Выгода 7. Курсанты филиала имеют уникальную возможность в будущем получить сразу два рабочих диплома, которые позволят им работать и на реке, и на море.

О ВУЗе

Каспийский филиал ФГОУ ВПО "Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" был организован на базе Астраханского морского колледжа (бывшее Астраханское мореходное училище). За время своего существования из стен учебного заведения вышло более 12 тысяч специалистов: судоводителей, судомехаников, судоремонтников.
Обучение в Каспийском филиале по стандарту высшего профессионального образования осуществляется на I, II, III курсах, продолжение и завершение обучения производится в ФГОУ ВПО "Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова"
в городе Новороссийске по следующим специальностям:
- Судовождение (180402)
- Эксплуатация судовых энергетических установок (180403)
Выпускникам, окончившим академию по программе ВПО и прошедшим обучение на военном факультете присваивается звание офицера запаса
- Организация перевозок и управление на транспорте (морском) (190701)
По стандарту среднего профессионального образования производится обучение по следующим специальностям:
- Морское судовождение (180406)
- Эксплуатация транспортных энергетических установок (190502)
- Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (190501)
- Судостроение (180102)
Система подготовки морских специалистов в Каспийском филиале МГА отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (МК ПДНВ-78/95).
В учебном процессе сочетаются традиционные и современные технологии. Учебный процесс в Каспийском филиале МГА обеспечивают квалифицированные педагоги, имеющие соответствующее морское образование и опыт работы на судах морского флота. Создана обширная материальная база, построен учебный городок, включающий комплекс оборудованных лабораторий и кабинетов.
Водно-спортивная база, расположенная на берегу Золотого затона реки Волга, является гордостью филиала.
Большой актовый зал, библиотека с фондом более 20 тысяч книг, столовая, кафе,санчасть, спортивный зал- это неполный перечень инфраструктуры Каспийского филиала МГА.
Особого внимания заслуживают тренажерные центры, которые по уровню оснащенности соответствуют мировым стандартам.
В Каспийском филиале МГА, как в закрытом морском учебном заведении, жизнь и обучение курсантов обеспечивается определенным режимом, который регламентирован специальными нормативными документами:
- Уставом Морской государственной академии имени
адмирала Ф.Ф. Ушакова;
- Положением о Каспийском филиале МГА;
- Правилами внутреннего распорядка;
Это позволяют приблизить обучение курсантов к их будущей производственной деятельности на судах.
Выпускники кроме диплома об образовании получают дипломы и сертификаты международного образца необходимые для работы как в российских судоходных компаниях, так и в зарубежных.
Окончившие Каспийский филиал, по программе среднего профессионального образования, могут продолжить образование в Морской Государственной Академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в городе Новороссийск по сокращенной программе (3,5 года)
Профессиональная переподготовка специалистов водного транспорта ведется в Каспийском отделении Южного регионального центра дополнительного образования, где плавсостав и береговые работники получают необходимые знания в соответствии с "Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты" и другими международными нормативными документами.
Здесь можно получить морские профессии рядового плавсостава, а также специальности по управлению маломерным флотом.

Вам понадобится

  • - личное заявление на имя начальника училища о желании учиться в данном училище;
  • - автобиография в свободной форме;
  • - копия свидетельства о рождении;
  • - копия паспорта или документа, подтверждающего Российское гражданство заявителя и его родителей (для проживающих вне пределов РФ);
  • - выписка из табеля успеваемости с оценками за первые три учебные четверти последнего года обучения, заверенная гербовой печатью школы (в документе должен быть указан изучаемый иностранный язык);
  • - карта медицинского освидетельствования, выданная военно-врачебной комиссией и заверенная военным комиссариатом (вкладывается в личное дело кандидата);
  • - копия медицинского страхового полиса;
  • - четыре фотокарточки размером 3×4 см;
  • - справка с указанием места жительства, жилищных условий и состава семьи родителей (либо лиц, их заменяющих).

Инструкция

Сделайте выбор учебного заведения, в котором вы планируете обучаться. На территории России мореходных и военно-морских лишь несколько. И сроки обучения в них разные, в зависимости от возраста при поступлении. Возрастные категории для окончивших 4, 6, 8 и 11 классы общеобразовательных школ. Соответственно, полный курс обучения будет проходить в течение 7, 5, 3 и 2 лет.

Подайте заявление (рапорт) о желании обучаться в мореходном . Такой рапорт подается родителями, или лицами их заменяющими, до 31 мая. Обратите внимание, что прием заявлений осуществляется только через военные комиссариаты по месту жительства кандидатов. Заявление подается на имя районного, либо городского военного комиссара. В рапорте должно оговариваться согласие родителей (или заменяющих лиц) на направление кандидатов для обучения в училище и поступления в дальнейшем в распоряжение Министерства обороны Российской Федерации. К рапорту приложите требуемые документы.

Подготовьте необходимые документы о наличии у вас льгот при поступлении. При зачислении в первую очередь предпочтение отдается кандидатам из числа льготной категории. К ним относятся:- несовершеннолетние дети-сироты, либо лица, оставшиеся без попечения родителей (такие кандидаты зачисляются без прохождения экзаменов, только по результатам собеседования и необходимого медицинского освидетельствования);- учащиеся, имеющие по всем предметам отличные оценки, наградные или похвальные листы «За отличные успехи» (эта категория сдает только один вступительный экзамен по математике (письменно); случае получения отличной оценки они освобождаются от дальнейшей сдачи экзаменов, но при получении оценок ниже 5 баллов, им предстоит сдавать экзамены на общих основаниях);- при получении положительных оценок на вступительных экзаменах;- дети военнослужащих. Условия соответствия данной категории следует уточнить в выбранном мореходном училище.

Если вы прошли отбор, прибудьте в училище в срок, согласно информации в письменном вызове, где указан день и время явки. Вызов в училище дает право получения необходимых проездных документов в военкоматах по месту жительства.

Пройдите все необходимые тесты, медкомиссию. Все лица, прибывшие в мореходные и военно-морские учебные заведения, проходят профессионально-психологический отбор, проверку уровня физической подготовки, медицинское освидетельствование и после этого допускаются к сдаче конкурсных вступительных экзаменов. Кандидаты, не соответствующие условиям физической подготовленности, состояния здоровья и не прошедшие профессиональный психологический отбор к дальнейшей сдаче экзаменов не допускаются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: