Филипповские игрушки. История промысла. Я поняла, что они имеют самое малое представление о мастерах – игрушечниках. Не могут различить дымковскую и филимоновскую игрушку. Тогда, на занятии в кружке глиняной игрушки я вылепила несколько филимоновских и ды

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар - Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски , которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями - минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты - женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда - менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка - главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса - бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух - главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова - это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества - богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, - Солдатик с курицей, Солдат с конём - символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек - отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги - тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии - символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники - это земля, ёлочки - любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна - каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета - красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет - символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом - обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров - пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру - узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми - краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, - краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи - перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная - «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, - желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела - человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

Следующий этап - нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры - ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг - зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока - знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг - чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой - Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи - русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, - рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап - знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские - нет.

Ещё одно важное отличие - дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская - из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки - частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

Возникновение

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Особенности производства

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Особенности филимоновской игрушки

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Роспись игрушек

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент .
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова , А. О. Дербенева , А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Литература

  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М .: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М .: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. - М .: Просвещение, 1979.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Филимоновская игрушка" в других словарях:

    Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение… … Энциклопедический словарь

    Филимоновская топоним: Филимоновская деревня, Вельский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Холмогорский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Тарногский район, Вологодская область… … Википедия

    игрушка - и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. игрушечка 1) Вещь, служащая детям для игры. Игру/шка из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная игру/шка. Пластмассовая, резиновая игру/шка. Ды … Словарь многих выражений

    И; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Вещь, служащая детям для игры. И. из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная и. Пластмассовая, резиновая и. Дымковская, филимоновская, каргопольская и. Положить игрушку на место. Купить, беречь, сломать… … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Саратовская игрушка один из малых русских народных глиняных художественных… … Википедия

    - … Википедия

    Коник Мазыкская игрушка русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. «Топорщина», «болвашка», «тарарушка» … Википедия

    - … Википедия

    Народные художественные промыслы одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… … Википедия

Книги

  • Филимоновская игрушка. Для детей 5-9 лет. Альбом для творчества , . Пособия серии `Народное искусство - детям` предназначены для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда. Каждый…

«ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ. ЕЕ ОБРАЗЫ, СЮЖЕТЫ И РОСПИСЬ».

Руководитель: Земская Е.А.

Цель работы: Познакомиться с историей возникновения и развития филимоновской игрушки, сравнить ее с дымковской игрушкой, собрать необходимый материал для создания книжки-малышки в помощь учителю начальных классов.

Задачи работы:

    проанализировать литературу, связанную с историей возникновения игрушки;

    из беседы с одноклассниками узнать, имеют ли они представление о народных глиняных игрушках;

    познакомить одноклассников и учащихся нашей школы с технологией изготовления филимоновской игрушки;

    провести анализ игрушек в магазинах сувениров; «Присутствует ли филимоновская игрушка в продаже? Если нет, то почему?»;

    создать книжку-малышку из собранного материала в помощь учителю начальных классов;

    провести выставку глиняных игрушек в школьном музее.

ГИПОТЕЗА: состоит в том, что народные традиции не должны быть забыты, т.к. они несут в себе память прошлого, без которого у человека нет будущего.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Изучение литературы по теме «Филимоновская игрушка»;

Работа в ТОКМ с имеющимися экспонатами игрушек;

Беседы с одноклассниками, учителями;

Посещение сувенирных лавок;

Посещение музея славянской мифологии.

ВВЕДЕНИЕ.

Как говорится, «умелые руки голодными не останутся» - ремесло всегда было в почете.

Россия вправе гордиться своими замечательными мастерами, которые и храм без единого гвоздя могли построить, и блоху подковать.

Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия которых дарили людям тепло и радость».

Как-то на занятии в кружке глиняной игрушки, я услышала рассказ о филимоновских мастерах и заинтересовалась их творчеством. Меня удивило то, что взрослые люди занимались изготовлением игрушек, свистулек, когда и так работы хватало. Зачем им это? И вот, что я узнала.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

    сначала накладывают желтые полосы и пятна;

    потом их обводят красным;

    затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

ИЗ БЕСЕД С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Я поняла, что они имеют самое малое представление о мастерах – игрушечниках. Не могут различить дымковскую и филимоновскую игрушку. Тогда, на занятии в кружке глиняной игрушки я вылепила несколько филимоновских и дымковских игрушек и рассказала о них ребятам.

Я считаю, что, не зная истории своей Родины, человек не сможет оценить настоящее и будущее своей страны. В музее мы провели выставку глиняных игрушек, на которую пригласили всех желающих.

Выставкой заинтересовались не только дети, но и учителя, которые попросили помочь в составлении пособия для изучения игрушечных промыслов.

ИЗ ПОСЕЩЕНИЯ СУВЕНИРНЫХ ЛАВОК

Я узнала, что филимоновская игрушка не представлена ни в одном магазине. Спросом у покупателей не пользуется, да и многие продавцы не имеют представления о тех игрушках, которые есть в магазине, а тем более о филимоновской игрушке. Тогда я решила сходить в музей Славянской мифологии.

В музее Славянской мифологии филимоновской игрушки нет. Посетители заказывают игрушку из Тулы. Стоимость игрушки от 200 – 2000 рублей. По словам экскурсовода, все поступившие игрушки разбирают быстро.

ИТОГ РАБОТЫ:

Итогом работы стало создание коллекции филимоновской игрушки, книжки-малышки для проведения занятий с учащимися младших классов.

ВЫВОДЫ.

В заключение я задаю себе вопрос:

Чем была полезна для меня работа?

    Я узнала много нового и интересного.

    Я научилась работать с дополнительной литературой, анализировать полученные данные.

    Я поняла, что современные школьники мало знакомы с русскими традициями, и моя задача: познакомить их поближе.

    По результатам исследования сувениров в магазинах г. Томска можно сделать вывод, что жители нашего города мало знакомы с традиционными народными промыслами нашей Родины. Чаще покупают игрушки китайского производства, связанные с символами наступившего года. Хотелось бы убедить всех в том, что филимоновская игрушка – прекрасный подарок, весёлая, жизнеутверждающая свистулька, которая и настроение поднимет, и дом от негатива сбережёт!

    Я надеюсь, что пособие по изучению филимоновской игрушки будет полезным не только учителям нашей школы, но и детям и родителям.

Народная игрушка – явление в русской культуре значительное, в ней отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Литература

    Блинов Г.М. Чудо-Кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.

    Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.

    Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.

    Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.

1.Цель работы.

2.Задачи работы.

3.Гипотеза.

4.Методы исследования.

5.Введение.

6.История возникновения Филимоновской игрушки.

игрушки «петушок» 38-39 Лепка. Подарок... . 2005г. Т. Носова «Каргопольская игрушка », Мозаика-Синтез, Москва. 2005г. «Филимоновские свистульки», Мозаика-Синтез...
  • Конспект урока по ручному труду: «Технология изготовления плоской игрушки»

    Урок

    Учащихся с последовательностью изготовления игрушки с использованием ручных швов; ... деревне Филимоново, называли их филимоновской игрушкой . Старожилы говорят:« Места наши... последовательность процесса выполнения мягкой игрушки , т.е расставить в нужной...

  • Задачи: Развивающие: развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей; развитие эстетического вкуса и художественных потребностей ребенка

    Документ

    Посмотреть небольшой фильм о происхождении филимоновской игрушки . Презентация «Филимоновская игрушка » В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность...

  • Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «умельцы-художники»

    Программа

    Умельцы» 1 2 Народное искусство 2 3 Дымковская игрушка 2 4 Филимоновская игрушка 2 5 Каргопольская игрушка 2 6 Богородская игрушка 1 7 Русская матрешка 2 8 Хохлом 1 9 Гжель...

  • Мастер-класс "Филимоновская игрушка"

    Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
    Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
    Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.

    Цель: изготовление игрушки из глины.
    Задачи:
    – Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
    – Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
    – Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
    – Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
    – Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
    – Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
    Материал:
    - Глина (кембрийская);
    - Индивидуальные доски для лепки;
    - Баночки с водой;
    - Стека;
    - Салфетки бумажные;
    - Грунт (акриловый-художественный);
    - Кисти для рисования №1, №3;
    - Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
    - Ватные палочки;
    - Лак для волос.

    С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
    Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
    Есть под Тулой деревенька –
    Филимоново зовут
    И живут там мастерицы,
    Что добро в дома несут,
    А добро там не простое,
    И не злато, серебро,
    Филимоновской игрушкой
    называется оно.
    Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.


    Для работы потребуется.

    Ход работы:


    Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.


    Катаем два шарика.


    Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.


    Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.


    Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.


    Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
    Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
    Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.


    Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
    Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.


    Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.


    Вот что должно получиться.


    Катаем из глины шнурок.


    Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.


    Выравниваем место шва влажным пальцем.


    Лепить курочку, также как и петуха, только хвост не надо приплющивать.


    Слепим для петушка другую подружку – уточку.
    Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.


    Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


    Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

    Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.


    Покрываем игрушки акриловым грунтом, сушим не менее двух часов.


    Наносим гуашь разного цвета, чтобы разделить части тела.


    Прорисовываем детали на голове и наносим полосы для будущей росписи.



    Расписываем полосками разного цвета.


    Рисуем снежинки и ватными палочками круги.


    Рисуем зигзаги и волнистые линии.


    Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

    Петя, Петя, Петушок -
    Золоченый гребешок,
    Маслина головушка,
    Шелкова бородушка.
    Петя по двору ходил,
    Перо Петя уронил.

    Ой, свистулечка какая,
    Утка полосатая!
    Необычная, смешная
    И чуть-чуть пузатая!
    - Подожди минуточку,
    Ты откуда, уточка?
    Уточка свистит моя:
    - Филимоновская я!

    «Жемчужина народного искусства»

    Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве - Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты - от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья - Колокольной Руси перезвон Н.Денисов

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА - старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века.

    Возникновение промысла.

    Промысел игрушки возник в середине ХIХ в. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

    Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди - солдаты, барыни 2)животные - олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции - «Любота», «чаепитие», «тройка». Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

    Особенности производства.

    На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины -- «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

    Особенности филимоновской игрушки.

    Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. П. Изображения людей -- монолитные, скупые на детали -- близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» -- сценка свидания влюбленных.

    Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога -- круглые завитки-баранки, у коровы -- полумесяцем торчат вверх, у оленя -- как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

    Роспись игрушек.

    Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры -- малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета -- игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

    Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой -- крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

    Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХв., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

    На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.

    Особенности ознакомления дошкольников с филимоновскими игрушками. Содержание, методы и методические приемы, используемые педагогом

    Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

    В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

    В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

    Вся работа проводится в трех направлениях:

    1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

    2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

    3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

    Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

    Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

    сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

    использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

    упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

    показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;

    использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

    проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании («завиток ведем вверх, потом вниз…»);

    Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

    Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

    Работа с родителями.

    Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

    Филимоновская игрушка своей яркостью всегда доставляет детям радость.

    Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с детьми подготовительной группы. Мы уже говорили о том, что эта игрушка по сравнению с другими, пожалуй, самая условная как по форме, так и по росписи. И прежде чем предлагать ее детям, воспитателю нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки. Так, рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытянутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по-филимоновски яркими полосами. Основной цвет окраски -- оранжевый. В передних лапах она держит зеленого петуха. Все это воспринимается как образы из русской сказки «Кот, петух и лиса». Очень забавны игрушки «Кошка с котенком», «Кот с гармонью», «Конь с двумя наездниками» и «Чудо-олень с ветвистыми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыпленок. Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлеченно рассматривает игрушку. Любопытна и «Дама под зонтиком». Зонтик сделан из расплющенного куска глины и мягкой проволоки, а укреплен он на подставке, которую дама держит в руке.

    Каждую игрушку нужно рассматривать отдельно. Так, «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок, птицу и зонтик у другой. Конь расписан красными полосами по желтому фону, а фигурки -- одна в красном, а другая в зеленом наряде. У фигурок маленькие головки с удивительными головными уборами.

    Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них также подмечаются характерные особенности: короткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.

    Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде настольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого. Нужно подготовить красиво расписанную, в стиле филимоновской росписи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушки лежат в коробке, и дети их не видят. Воспитатель говорит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, около елочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают придумать о ней рассказ. Педагог дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котенком» -- около сказочного домика, а «Конь с наездниками» -- на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры -- объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на особый характер игрушек.

    Преподнесенные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Ребята по-новому подходят к созданию игрушек; такая деталь, как зонтик, в руках одной из фигурок, дает возможность ребенку использовать этот прием во время лепки других фигурок. Филимоновская игрушка помогает ребенку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов.

    Воспитатель предлагает детям, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забавные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображения, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.

    Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. После того как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять свое место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.

    В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждым рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки могут быть разные, но одной трудности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе детьми выясняет ее особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путем вопросов воспитатель уточняет способы изображения предметов, и дети начинают работу.

    Показывать способы изображения не следует, так как у ребят уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому трудно.

    Ребенок 6--7 лет более осознанно относится к изображению формы и характера действий, а поэтому внимание каждого направляется на характерные особенности фигурок. Если дети получили соответствующую подготовку, то все они справятся с заданием.

    Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тряпочкой; высушиваются, обжигаются в муфельной печи и раскрашиваются гуашью в свободное от занятий время. Затем устраивается магазин игрушек, выставка детских работ для родителей.

    В настоящее время выпускается много доступных для детского восприятия иллюстрированных изданий, посвященных народной декоративной пластике (фотоальбомы, буклеты, открытки, диапозитивы). Однако важно, чтобы воспитатели умели преподнести все это многообразие детям и заинтересовать их. Для предметов народного прикладного искусства можно отвести специальное место, где рядом с игрушками и декоративной посудой можно расположить книги, иллюстрации, открытки и другие материалы.

    Детям пяти лет можно показать картинки с изображением предметов народного творчества на фланелеграфе. Ребятам нравится самим помещать на фланелеграфе такие картинки. Причем устраивают они этот показ в виде театра, где зрителями становятся куклы.

    Для ребят средней группы можно подобрать книги с красочными иллюстрациями или фотоальбомы народных игрушек. Важно, чтобы ребенок мог свободно взять такую книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребята старшей группы знают почти все игрушки, им открываются большие возможности для самостоятельных игр с предметами народного творчества. Они с увлечением устраивают игры «в магазин игрушек», «в музей», «в театр», «в кино» и многие другие. Поэтому для самостоятельной деятельности детей в группе должны быть самые разнообразные атрибуты. Так, для игры «в магазин» нужно иметь стенд с полками, по несколько игрушек каждого промысла и картинки с изображением каждой игрушки, которая вручается покупателю, давшему полное описание покупаемой игрушки. Игра протекает по тем правилам, которые дети усвоили во время игры под руководством воспитателя. Иногда дети меняют правила игры, например, приходя «в магазин» с куклами, покупают не одну игрушку, а больше, лишая карточки того, кто не сумел дать достаточно полного описания игр. Взрослый не должен мешать детям совершенствовать правила игры, но следует оказать помощь при необходимости, если возникают конфликты.

    Для игры «в музей» или «выставку игрушек» нужно иметь наборы фигурок, подставку для их установки, входные билеты, указку, которая вручается экскурсоводу. Чаще всего дети сами устраивают такую выставку, если у них сформирован интерес к народной игрушке.

    Стимулом для самостоятельной игры могут послужить атрибуты костюмов: кокошники и юбки с орнаментом дымковской или филимоновской игрушки, картонное или фанерное коромысло с ведрами, бумажный зонтик. С этими атрибутами дети могут играть «в театр», где одетый в костюм, например, дымковской игрушки, ребенок импровизирует действия с зонтиком, коромыслом и т. П. Воспитатель может собрать коллекцию открыток по народным промыслам, и дети помогают ему в этом, принося их из дома. Вместе с педагогом ребята делают альбом по народному твoрчеству. К каждой новой открытке, которую приносит ребенок, воспитатель проявляет интерес. Все вместе решают, в какой раздел альбома ее лучше поместить. В подготовительной группе у детей больше опыта в обращении с предметами народного творчества, выработаны прочные навыки по организации игр с разными народными игрушками.

    Для предметов народного творчества и декоративного искусства должно быть отведено определенное место. Кроме того, стены групповой комнаты могут быть украшены декоративными тарелками, керамическими панно, жостовскими подносами. При этом необходимо соблюдать чувство меры. У детей подготовительной группы игра «в выставку» декоративного искусства протекает интереснее и живее. Они выставляют изделия всех знакомых промыслов, их рассказы об игрушках становятся более содержательными. Игра «в магазин игрушек» тоже проходит иначе, чем в старшей группе. Вместо описательного рассказа об игрушке ребенок придумывает загадку. Дети 6--7 лет могут самостоятельно создавать красивые композиции из народных игрушек. Но для этого им нужны не только предметы народного творчества, но и различные дополнительные атрибуты. Так, для композиции с дымковскими игрушками можно подготовить объемные изображения или силуэты домов, деревьев, забора с воротами и т. П. Для игр с каргопольской игрушкой используются фигурки деревьев из настольного театра. Декоративных птиц из Торжка хорошо разместить на зеркале или листе голубой бумаги, изображающих озеро, вокруг озера расставить камыши и листья кувшинок, которые дети сами могут сделать. Надо отметить, что детям в этом возрасте нравится красиво располагать игрушки, это будит их фантазию, развивает эстетически. Но самое главное -- ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из создавшегося положения. Например, если в процессе игры у ребенка возникает необходимость создать какой-либо дополнительный предмет, он может сам его сделать: нарисовать, вылепить или выполнить способом аппликации.

    С такими композициями дети разыгрывают целые сцены настольного театра или сочиняют рассказы. Но сначала необходимо научить этому детей. Нужно предоставить хорошо оборудованное, удобное место для игр. Самостоятельные действия с игрушками могут проходить и в другом плане. Дети разыгрывают целые инсценировки, в которых действующим лицом выступает богородский мишка. Дети составляют рассказ, например, о том, как мишка пошел на стадион: едет на самокате, метает диск, принимает душ, отдыхает, получает приз.

    Обычно в игре с народными игрушками принимают участие несколько детей. Один ведет рассказ и показывает игрушки, а другие -- зрители. Рассказчики могут меняться. Каждый иллюстрирует свой рассказ новыми игрушками.

    В подготовительной группе иллюстрированные книги, фотоальбомы и наборы открыток в народных промыслах приобретают большое значение для самостоятельного исполнения их детьми.

    Дошкольники 6--7 лет могут показать живые картинки, используя детали одежды с орнаментами народных промыслов. Показ проводится по типу концерта, на котором дети загадывают загадки, поют песни и танцы. Самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества полностью зависит от работы по данному разделу в детском учреждении, от того, насколько воспитатель данной группы знает и понимает народное искусство, а также от степени участия родителей в этой работе. Родители должны с уважением отнестись к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях с воспитателем, а также через наглядные материалы, помещенные на стенде «Уголок для родителей».

    Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что знакомство детей с предметами народного творчества и обучение их декоративной лепке ведут к тому, что в свободное от занятий время они с удовольствием лепят посуду для игры, декоративные плитки по мотивам народных произведений, украшают предметы недекоративного характера. Например, ребенок вылепил куклу, он делает для нее бусы, красиво, с чувством ритма укладывает локоны прически.

    Систематические занятия декоративной лепкой и обогащение детских впечатлений предметами народного творчества ведут к тому, что замыслы детей становятся более самостоятельными, а вылепленные ими предметы, украшенные рельефом и росписью, приобретают выразительность, т. Е. у детей появляется способность находить различные варианты создания образных фигурок. Уже в средней группе можно предлагать детям лепку в свободное от занятий время, так как у ребят накопились необходимые навыки в работе с глиной. Если на занятиях по декоративной лепке дети пользовались глиной, то и в свободное время лучше предлагать этот же материал. Нужно только следить, чтобы они не разбрасывали глину по столу, не роняли ее на пол, т. Е. были элементарно аккуратны во время работы.

    Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы со способами декоративной лепки, умеют пользоваться стекой и ангобом, знают весь процесс изготовления игрушки. Им известно по опыту, что, когда игрушка пройдет все стадии обработки и будет готова, с нею можно играть. Все это ведет к тому, что у ребенка в свободное от занятий время возникает желание вылепить что-нибудь Интересное и полезное. Если к тому же выделено место для работы с глиной, у ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Дети 5--6 лет лепят по мотивам народных игрушек, причем им необходимо иметь возможность рассмотреть образец, с которого они лепят. Поэтому в процессе самостоятельной деятельности детей необходимо наличие соответствующих игрушек. Советами, вопросами воспитатель направляет работу ребенка. Кроме того, он может творчески подойти к проведению подобных занятий с детьми.

    Например, он ставит на стол силуэты березок, а около них фигурку, изображающую танцовщицу в русском сарафане и кокошнике. Дети, заинтересованные новой композицией, подходят и все вместе рассматривают предмет. «Очень жаль,-- говорит воспитатель,-- что у нас только одна скульптура, а то можно было бы устроить целый хоровод около березок». Так педагог подводит ребят к тому, что они сами могут вылепить танцующие фигуры и дополнить ими композицию.

    Воспитатель предупреждает детей, что лепить надо аккуратно, фигурки должны быть красивыми, с длинными косами, в красочных сарафанах. А для этого их можно обжечь в муфельной печи и окрасить гуашью в разные цвета. Лепить могут не все дети, а лишь те, кто захочет. Таким образом воспитатель создает обстановку, в которой тот или иной ребенок может проявить себя: придумать положение фигурки, ввести в изображение дополнительные предметы в виде налепов или других каких-либо элементов оформления.

    Лепка в подготовительной группе в свободное от занятий время протекает примерно в том же плане, что и в старшей, но форма организации детей и содержание занятий могут быть несколько иными в связи с тем, что дети приобрели навыки самостоятельной работы с глиной, их опыт стал больше, а поэтому им легче выбрать тему для лепки. Обычно они с большим удовольствием объединяются в маленький «творческий коллектив» для выполнения замысла, который все чаще исходит от них самих.

    Конечно, многое зависит и от воспитателя. Он знакомит детей с народным искусством, подбирает наглядные материалы. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведет к тому, что ребята довольно легко берутся за их воплощение. Так же как и в старшей группе, они лепят посуду, фигурки по мотивам глиняных игрушек, украшения (броши, подвески, бусы). Под впечатлением рассказа воспитателя о гончарах дети сами организуют гончарную мастерскую и лепят разнообразную посуду. В гончарную мастерскую приходят дети -- «заказчики» и просят мастеров сделать посуду по их заказу. Заказчиком может быть и воспитатель, он дает заказ вылепить, например, тарелочку с узорами для кнопок, скрепок и другой мелочи. Участие воспитателя в игре еще больше привлекает детей к этому занятию. Еще одним вариантом самостоятельной лепки может быть коллективная работа над композицией «Детский парк». Впечатления для такой лепки ребята получают во время экскурсии в парк, где они увидят яркие по росписи карусель, качели, палатки, домики для игр. К проведению такой экскурсии хорошо привлечь и родителей. Дети делятся своими впечатлениями, а воспитатель строит беседу так, чтобы у ребят появилось желание вылепить красивый «Детский парк». Лепить можно любые предметы, так же, как это делают дымковские мастера. Например, мастерица Л. С. Фалалеева вылепила целую ярмарку с киосками и прилавками, полными дымковских игрушек, здесь же продавец, рядом веселая красочная карусель.

    Вместе с педагогом дети на куске картона или фанеры подготавливают место для будущей композиции. Воспитатель не навязывает своего мнения, а лишь косвенными вопросами помогает ребятам разработать план размещения карусели, палатки с мороженым, качалки, деревьев, клумбы с цветами. Затем все распределяют, предметы для лепки и приступают к работе. Предметы и фигурки, несложные для изображения, дети лепят за один раз. Воспитатель помогает тем, кто лепит клумбы с цветами и деревьями, так как опыта создания этих предметов у детей может и не быть. Что касается изображения других предметов, то тут ребята используют свои знания и умения, полученные на занятиях. В ходе лепки воспитатель может дать оценку работы каждому. К росписи дети приступают через 2--3 недели. Для того чтобы работы получились яркими, воспитатель разводит эмульсионные белила и дети кисточками грунтуют фигурки. Затем работы сохнут, и на другой день их можно расписывать. Белые фигурки под действием кисти и красок оживают, делаются яркими и веселыми, как настоящие дымковские игрушки. Постепенно все они занимают свои места. Дети радуются тому, что им удалось сделать такую интересную композицию.

    Всегда рядом с теми, кто лепит, собирается группа любителей посмотреть на работу других. Эти дети дают советы, что и как нужно делать. Постепенно их тоже можно подключать к работе, тем более что многие из них могут внести интересные дополнения в композицию: кто-то видел в парке и запомнил фонтан с фигурками, а кто-то -- киоск с игрушками. Таким образом, созданная детьми композиция может послужить стимулом для проявления самостоятельного творчества других детей.

    Формы организации деятельности детей по ознакомлению с игрушкой

    1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

    2. Занятия по декоративному рисованию.

    3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

    4. Выставки. На них могут быть представлены:

    · один подлинный предмет (например, дымковский конь);

    · предметы одного вида (дымковские игрушки);

    · предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

    · сравнение двух-трех видов.

    Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: