Библия онлайн. Когда бог молчит Греховное неповиновение божьей воле

чтобы употребить для ваших вожделений. Иак. 4-3

И не имеете, потому что не просите. Иак. 4-2

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Иак. 4-8

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать". Сир.29-12

. Феофан Затворник

Апостол говорит: Великая благочестия тайна - Бог явися во плоти. Зачем же сюда лезть со своим мудрованием? То же и о всем: надо смиренно подчиняться определениям веры, исшедшим из уст Божиих, хотя то и непостижимо для ума. В чём поклонение ума Богу? - в покорном принятии глаголов Его, яко истиннейших. Преп. Феофан Затворник

О горьком состоянии мира - что уж и говорить? Исстари он таков и до конца века таким пребудет . Но как он ни хитри, как ни злорадствуй, не может он пресечь верного течения ревнующих искренно о спасении . Божьего более в нас, чем в мире. Ф.Затворник

Представь Господу немощь своего естества , сознавая во всём своё бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия. Ф. Затворник

Что тяжело бывает, уж такова земная жизнь ! Кто от этого свободен?! Но умудритесь наполнить все часы дня вашими делами, так, чтобы вам всё некогда было ... и скучанья меньше будет. А то с Господом быть навыкайте... Это высший способ не замечать течения жизни . Господь да устроит ваше внутреннее! Ф. Затворник

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву» (Еккл. 9:4).

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд » (Еккл. 11:9).

…..но блаженнее те, кои, не видя, веруют, ибо мерзок Господу всяквысокосердый . Ф. Затворник

"Без Мене не можете творить ничесоже" И.Х.

Не думай, что по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.

Так вера и добрыя дела суть две вещи, которые неразрывно связуются между собою. Вера бывает для добрых дел, но добрыя дела справляются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Симеон Н. Богослов

Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни , а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно. Сеафим Саровский


Как небо и землю Бог сотворил для обитания человека, так человека Он создал, чтобы вселяться в тело человека, как в Свой дом, имея душу его Своей прекрасной невестой, созданной по Его образу. Вот почему апостол Павел говорит: "Мы - Его дом" (Евр. 3:6).

Макарий Великий

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения. Сер. Саровский

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.

"Кто роет яму, тот упадет в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он вернётся" Притч. 26:27

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими. Преп. Сер. Саровский

Беспечные грешники весьма мало обращают внимания на делаемые ими внушения касательно исправления жизни. Когда, например, начинают им угрожать прещением и наказанием Божьим в будущей жизни, - они обыкновенно говорят: "успеем еще покаяться!" Или: "ну, да там ещё что будет! Никто оттуда не приходил сюда и никто потому и не знает, что будет там". Нерадящие о своем спасении! Сам Единородный Сын Божий возвестил, что нераскаянным там будет худо. Идите , говорит Он им, от Мене, прокляты, во огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф. 25, 41). И подтверждает: небо и земля мимо идёт, словеса же Моя не мимо идут (Мф. 24, 35). Что нераскаянных грешников ожидает огонь вечный, вот вам на сие пример убедительный видим. Серафим .

Не падай духом. Есть надежда - Христос. Ефрем Сирин и далее

Не падай духом душа, не скорби, не произноси над собой решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: отринул Господь от лица Своего.

Богу не угодны такие слова. - Разве кто пал, тот не может встать?- Или не слышишь, какова благодать Отца к блудному? Он примет тебя и не укорит, а паче возрадуется твоему возвращению. Он ждёт тебя; только не стыдись и не скрывайся от лица Божьего, как Адам.

Ради тебя Христос распялся, и отринет ли тебя? - Он знает, как утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его единого.

Поистине блажен тот, кто стяжал совершенную нечувствительность ко всякому телу и виду, и красоте. И. Лествичник

. Лествичникйслов Никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе... преп. Исаак Сирин

Кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его... преп. Исаак Сирин

Блажен, у кого помышлениевсегда о Боге, кто удержался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего преп. Исаак Сирин

«Если при праведном человеке читают истинный рассказ, и если кто-нибудь засмеется, станет опровергать, и праведному угодно помолчать, то молчание делает его подлежащим ответственности за злоречие; потому что, выслушав худо сказанное и оставив сие без замечания, тем самым засвидетельствовал, что сказанное хорошо» Ефрем Сирин

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы - братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»»- говорит Иисус. Из этого следует, что отца родного можно называть отцом, а духовный Отец у нас – Христос , а следовательно все христиане братья во Христе .

"Ты следишь за событиями во внешнем мире, читая светские сочинения, журналы и газеты. Не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе . Читай же наипаче и наичаще Евангелие и писания св. отцов, ибо грешно христианину не читать богодухновенных писаний. Сирин

Всё мирское с миром и кончится : "И мир проходит, и похоть его" (1Ин.2,17). Иоанн Кронштадский

Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2Пет.1,21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?
свт. Игнатий Бряечанинов

"Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем",- Иисус Христос

"многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг " (Ин. 21,25).

"Изучай 12 лет святых отцов, а потом можешь читать и богословские книги". Арх. Антоний

Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя. Преп. Амвросий Оптинский

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что всё читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим - снисходительным. Амвросий Оптинский

"знание надмевает, а любовь назидает" (1Кор.) ап. Павел

Христианство есть духовное делание, потому что оно есть истинное созидание в человеке духовного дома.

Уединение и молитва выше всякого блага. Иеромонах Парфений

Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный. Иеромонах Парфений

Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Иеромонах Парфений

Наша человеческая воля есть - только пожелать доброго и изыскивать на то средства ,-а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое же от нас . . Иеромонах Парфений

Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся. . Иеромонах Парфений

Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле. Иеромонах Парфений

При помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили ангелы: а когда приблизились люди и стали служить ему, - ангелы удалились от него. Иеромонах Парфений

Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас . Ничто не случается без воли Божией; всему определён день и час. Возложи всё упование на Бога , и Он будет промышлять о тебе; а пекись о себе сам - Он будет помогать тебе, но вседействующий промысл Его отступит от тебя. Иеромонах Парфений

В тучном теле не вселяется Дух Святый , хотя бы кто и добродетелен был. Для того чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.

. Иеромонах Парфений

Не хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только непрестанно стремись на все благое. Иеромонах Парфений

Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем,- и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником ,- и в тебя перельются те же добродетели.

. Иеромонах Парфений

У человека нечистого и страстного и вещи егозаражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

Нищета и нестяжание - необходимое достояние монаха. Иеромонах Парфений

Для истинного монаха не существует, никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей , но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога . иеромонах Парфений

Монах должен сам служить себе во всём и питаться трудами рук своих. Монах должен жить один, а другой с ним - Господь.

Увы, русский народ отступил от православной веры, отверг волю Своего Господа, стал руководствоваться не православною своею Церковью и её св. отцами, а всевозможными лжеучителями, ниспровергавшими наше святое православие и даже всякую веру в Бога. Архиеп. Серафим Соболев

«Ибо из сердца исходят злые помыслы, сказал Господь»

Ап. Павел: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»

«Бога бойтесь, царя чтите» 1Кор.

Одною из основ возрождения России является царская самодержавная власть помазанника Божьего. Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй только может быть сообразным православной вере русского народа , так как только об этой власти говорят нам Богооткровенные писатели и св. отцы, как о происшедшей от Бога, свидетельствуют о ее неприкосновенности, требуют почитания её, которое должно выражаться в наших молитвах за царя и его власть, как основу благоденственной жизни, и в нашем ей повиновении.

Что от Бога, всё ко благу Ф. Затворник

Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки - измена Господу. Святитель Феофан Затворник

Я – СВЕТ , а вы не видите Меня. Я – ПУТЬ , а вы не следуете за Мной. Я – ИСТИНА , а вы не верите Мне. Я – ЖИЗНЬ , а вы не ищете Меня. Я – УЧИТЕЛ Ь, а вы не слушаете Меня. Я –ГОСПОДЬ , а вы не повинуетесь Мне. Я – ваш БОГ , а вы не молитесь Мне. Я – ваш лучший ДРУГ , а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ,- НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Бог посылал на землю пророков и Апостолов, и Сам Своим лицом приходил на землю и волю Свою святую нам открыл, как жить нам должно, спастись и всё это в Божественном Писании повелел начертать, чтобы все люди читали и видели, чего от нас хочет Бог. Затворник

Что для Православия тяжки времена, это как дважды два.(1800 г) Затворник

На землю рождаемся не на радость, а на пот, труды и скорби. Жизнь наша не здесь, а там. Туда и готовиться надо . Ф. Затворник

Зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор и соответственную тому участь. Затворник

Бог зачинает жизнь, Бог и руководит ею. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уже как Он решит и как решение Его дойдёт до сердца, этого не разберёшь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение.

Цель жизни не благобытие земное, а блаженство по смерти в другой жизни. Кто несёт какой-либо крест, тот идёт надежною к тому дорогою. Туда переселитесь своим желанием и надеждою, и к стяжанию тамошнего благобытия направляйте все свои помышления и заботы. Ф.Затворник

Не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы, счастливы мы или несчастны, тем и другимприготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни.

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне»Екклесиаст.

Правило - не существенная часть Молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело - есть молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением... и наконец с преданием себя Господу всецело.

Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни ...

У человека есть три жизни духовная, душевная и телесная. Первая обращена к Богу и небу, вторая к устроению земного быта, третья заботиться о жизни тела. Редко бывает, чтоб все сии жизни раскрывались в одинаковой силе , но у одного преобладает одна, у другого другая, у третьего третья. Выше всех духовная, потому что дух выше души и тела и потому что через неё человек ставится ближе к своей цели, то есть к небу и Богу.

Ибо иные говорят: делай делай; а другие: веруй веруй. Надо то и другое : веру сочетавать с делами и дела с верою.

Если верите Промышлению Божию , определяющему участь земную для всякого так, как ему удобнее спастися, то должны верить и тому, что вся ваша житейская обстановка есть самая пригожая вам для устроения вашего спасения.

Откуда зло в мире? Не от Бога, но Богом попущено , потому что цель, для которой мир создан, и со злом может быть достигнута, как и без зла. Источник же зла в свободе (человека), не хотевшей покориться воле Божией.

Все от Бога и приятное и неприятное. Благодарить же за всё надо .

Цель жизни точно надо определенно знать. Но мудрено ли это? И не определена ли уже она? Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни всей должна быть там, а не здесь. Это положение всем ведомо и толковать об нем нечего, хоть о нём меньше всего помнят на деле.

Терпи скорби, ты для них и создан . Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает и что потому всё бывает во благо нам. Везде- Ф.Затворник

Что бывают прискорбности, это в порядке вещей. Но то и есть земная жизнь. Но благодарение Господу, что Он нам указал, куда обращаться в минуты скорби и где искать утешения. Господь близок и сейчас рядом с нами. Если б нам одним остаться, кто бы нашёл столько сил, чтоб протянуть до конца плачевную жизнь нашу...

Во всех наших невзгодах не можем мы иного утешения находить, как в вере, что всё случается по воле Божией. Воля же Божия ничего для нас не хочет, паче спасения нашего , и к сей цели направляет все мучающееся...

Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; однако ж, мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них , как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. Ибо, может быть, и того чает от нас при сём Господь, чтобы мы усерднеемолились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.

Свою душу спасать надо . Святой Антоний Великий задумался было однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: "Антоний! Себе внимай! А то не твоё дело"

Не одни болезни, но и всякие неприятности, не большие только, но и малейшие все направляются Господом в пользу нашего спасения.

Феофан Затворник

“спастися и в разум истины прийти” (1 Тим. 2,3) - это задача человека. Ибо это хорошо (моление) и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Авва Моисей говорил: человек, бегающий от людей, подобен зрелому винограду, а обращающийся с ними есть как бы незрелая ягода. Древний Патерик

Что делается против воли Божией, то сквернее всего, будет ли то жертва или пост (свт. Иоанн Златоуст ).

Всё только в меру,и всё во славу Божию!

Мешая кашицу, можно говорить: "Господи, помилуй!"

В болезни к доктору обращаться не грех.Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих.

Здоровье беречь есть обязанность. Берегите. О смерти же думать и здоровым надо . У всех она за плечами, и всякий должен почасту возвращаться к мысли: вот, вот смерть!

А в молодости вспышки любвишки... и пошли ребятишки...

Чувство мужчины к женщине, и женщины к мужчине естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли.

Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются, и во всяком звании и состоянии.

. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

Отку́ду брани и сва́ры в вас? не отсю́ду ли, от сласте́й ваших, воюющих во у́дех ваших?

Апостол показывает, что хотя упомянутые люди присваивают себе звание учителей, однако они совершенно плотские. Они делают много весьма противного, изобретают себе удовольствия: одни ищут пышного стола, что осуждает и Павел, говоря, что "такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву» (), другие желают приобрести поместья; иные – богатых домов; иной еще иного, что внушает им лукавый, старающийся лишить их спасения.

. Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не прoсите.

Жела́ете, и не имате: убиваете и зави́дите, и не мо́жете улучи́ти: сваря́етеся и бо́рете, и не и́мате, зане́ не про́сите:

Здесь убеждает через положение и отрицание. Впрочем, положение умолчано как неприличное. Неприличие в том, что подразумеваемое в положении составляет разжжение похоти, ибо похоть оканчивается исполнением чувственного удовольствия. Убийство и зависть, препирательство и вражда – не добрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде, ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. А мне кажется, что убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и возникает вражда против благочестия. Так и далее () назвал прелюбодеями и прелюбодейцами не тех, конечно, которые таковы на самом деле, но тех, которые грешат против Божественных заповедей, примешивая к ним свои вымыслы, ибо никто не стал бы терпеть учителя блудника, хотя бы сам был грязнее свиньи. Так и о убийствах и войнах говорит не о телесных, но о душевных.

. Прoсите, и не получаете, потому что прoсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Про́сите, и не прие́млете, зане́ зле́ про́сите, да в сласте́х ваших иждиве́те.

Так было с фарисеем, упоминаемым в Евангелии (). Чем более перечислял он добродетели свои, тем более заграждал Божественный слух, и высокопарная речь была праздной в устах его и обратилась в пену, как бушующая волна. Но скажет иной: если истинно обещание Господа Иисуса, этого неложного Учителя, «всякий просящий получает» (), то как же говорит это теперь настоящий апостол? Отвечаем. Для того кто приступает к молитве должным путем, упомянутое обещание истинно; он не обманется ни в чем просимом. А кто, удалившись от цели преданной молитвы, будет по видимости просить, но просить не так, как должно, тот на самом деле и не просит, а потому и не получит. Представь, например, что учитель грамматики обещает научить грамматическому знанию всякого, приходящего к нему, а пожелавший учиться будет приходить не так, как должно, и не будет напрягать себя к усвоению преподаваемого, почему окажется на деле несоответствие с обещанным. Ужели справедливо кто-нибудь припишет ложь в этом случае самому учителю? Таковой поступит неразумно, ибо желавший учиться приходит не так, как требовал учитель. Как же и чего нужно просить, скажет иной. Выслушай Самого Того, Кто дал вышеупомянутое обещание: «ищи́те же пре́жде ца́рствия Бо́жия и правды его́» (), Очевидно, кто просит так и преимущественно этого, тот не обманется и в прочем, получение чего не отторгнет его от спасения. А кто просит вредного и пагубного, тому не станет подавать Тот, от Кого «всякое даяние доброе» (). Даже и тот, кто просит знания Божественного или другого какого-нибудь дара духовного, но просит для своих вожделений, не получит, потому что просит худо и на погибель себе, а не подает худого.

. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

Прелюбоде́е и прелюбодейцы, не ве́сте ли, я́ко любы́ мира сего вражда Богу есть, и́же бо восхо́щет друг быти ми́ру, враг Божий быва́ет.

Выше апостол лишь слегка обличил некоторых ложных мудрецов, искажающих Божественное Писание и по своей воле в превратном виде употребляющих оное, чтобы иметь повод к своей сладострастной жизни, а это есть не другое какое-нибудь зло, но вид гордости. Теперь же он выступает против них строже и, как бы вопреки своей кротости, употребляет слова укоризненные, называя таких людей прелюбодеями и прелюбодейцами, и делает почти такие обличения: «Скажи-ка мне, легкомысленный, ты хочешь выдавать себя за мудреца? Но откуда в вашей жизни распри и постоянная вражда? Отчего всегдашняя привязанность к настоящему? Отчего беспрерывное стремление к удовольствиям настоящей жизни? Это свойственно не мудрецам, но людям простым и склонным к дружбе с миром, что и показывает, что вы прелюбодеи, ибо вы сокрытой внутри Божественной и целомудренной красоте предпочитаете красоту обыкновенную, постыдную и скверную и стремлением к настоящему воздымаете вражду против Бога. Ужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога, удаляющая от любви Божией и показывающая нас врагами Его?»

Миром называет здесь всю вещественную жизнь как матерь тления, приобщающийся которой немедленно становится врагом Бога, ибо при рвении к бесполезному он небрежно и презрительно относится к предметам Божественным, каковые отношения мы допускаем к людям ненавистным и враждебным для нас. Так как есть два предмета, которыми занимаются люди, – и мир, и к каждому из этих двух предметов обращаются с любовью или ненавистью, то коль скоро мы сильно привяжемся к одному, очевидно, явимся нерадящими о другом, ибо внимание производит любовь, а небрежение – ненависть. Итак, кто прилепится к предметам Божественным, тот есть и называется другом Божиим, а кто вознерадел о Боге и возлюбил мир, тот в числе врагов Божиих. Поелику же все это происходит от надмения и гордости ложных мудрецов, то апостол употребляет еще другое обличение, желая таких людей отрезвить от опьянения и возбудить от усыпления. Он говорит:

. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

Или́ мните́, я́ко всу́е писание глаго́лет: к зависти желает дух, и́же всели́ся в ны́?

. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: гордым противится, а смиренным дает благодать.

Бо́лшую же дае́т благода́ть: темже глаголет: Господь го́рдым проти́вится, смире́нным же да́ет благодать.

Здесь употреблена фигура опущения – принятый обычаем оборот сокращенной речи. Апостол как бы так говорит: «Я собственными словами убеждал вас пользоваться своей мудростью правильно и неосужденно, чтобы вы по гордости не злоупотребляли ею, не подделывали и не извращали истинного учения. Если же вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: «Господь гордым противится» . Если Он «гордым противится» (а мы противимся обыкновенно врагам), то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам, ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения . Скромность или смирение, прямо противоположное гордости, есть великое благо. И так как то и другое бывает в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту.

Иначе объясняет святой Кирилл. Если вошла в мир через зависть диавола () и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. "Я , – говорит Он, – пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (). А что вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам «Госпо́дь то́й нас спасе́т» (). по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего сатану, почему и прибавлено: «Бог гордым противится» . Ибо как не горд тот, кто возглашает: «и вселе́нную всю́ обиму́ руко́ю мое́ю яко гнездо» («и рука моя захватила богатство народов, как гнезда» ) ().

. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

Повини́теся у́бо Богу, проти́витеся же диа́волу, и бежи́т от вас.

. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

Прибли́житеся Богу, и прибли́жится вам: очистите руце, грешницы, испра́вите сердца́ ва́ша, двоеду́шнии:

. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль.

постражди́те и слези́те и пла́читеся: смех ваш в пла́чь да обратится, и радость в сетование:

. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

смири́теся пред Го́сподем, и вознесет вы́.

Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить однообразно, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей, и не живут в доме Господнем единомысленно, ибо вселяет «единомы́сленныя в дом» («одиноких вводит в дом» ) (), А что и жизнь называется душою, это видно из слов пророка: «ко́жу за ко́жу, и вся, ели́ка и́мать человек, даст за ду́шу свою» («кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» ), то есть за жизнь ().

. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

Не оклевета́йте друг друга, бра́тие; оклевета́яй бо брата или осужда́яй брата своего́, оклевета́ет закон и осуждает закон: а́ще же закон осужда́еши, неси творец закона, но судия́.

. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить;

Един есть законополо́жник и cудия́, моги́й спасти и погуби́ти: ты же кто еси́ осуждаяй друга?

Апостол знает, что гордость, начиная презрением и злословием, доводит тех, которые наступают на кротких, до совершенного уничижения. Отвлекая их от сего, он хочет настоящим предложением уцеломудрить их.

«Осуждает закон» значит презирает, ибо осуждающий делает это из презрения. Какой же закон осуждает он? Во-первых, тот, который повелевает: «не суди́те, и не будете судимы» (). Во-вторых, тот, который высказан в псалме: «тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» (). А так как это происходит от презрения, прибавляет, что если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Итак, не располагайся, говорит, уничижать и как бы противоузаконять, ибо это не отпустится тебе, потому что один только Законодатель – Бог, могущий «спасти и погубити» преступников Своего закона, ибо наказывать преступников закона властен закон и Законодатель, а ты не имеешь ничего более пустословия и сам навлекаешь на себя приговор осуждения, ибо делая то же самое, что осуждаемый тобой, ты насколько его осуждаешь, настолько осуждаешь и самого себя.

. а ты кто, который судишь другого?

ты же кто еси́ осуждаяй друга?

Говорит уничижительно. Когда ты сам таков, то как смеешь судить подобострастного?

. Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»

Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре по́йдем во он гра́д и сотвори́м ту ле́то едино, и куплю деем и приобретение:

Не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека – нужна и благодать свыше, ибо можно бегать, и торговать, и совершать все нужное для жизни, но должно приписывать это не собственным трудам, а только человеколюбию Божию. И Иеремия говорит: «знаю, Господи, что не в воле человека путь его» (), и Приточник: «не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что́ родит тот день» ().

. вы, которые не знаете, что случится завтра

И́же не ве́сте, что у́тре случи́тся:

Показывает суетность нашей жизни и пристыждает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на привременное зло. То же и Давид говорит: «у́бо образом ходит человек, оба́че всу́е мяте́тся» («Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится» ) (): то есть суетится над тем, что не существует, а представляется как бы в призраке, или над тем, что не самостоятельно, но составляет как бы подобие и изображение истинно преуспевающей жизни.

ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

Ка́я бо жизнь ваша, пара бо есть, я́же вма́ле является, потом же исчезает.

. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»,

Вместо е́же бы глаго́лати вам: Аще Госпо́дь восхо́щет, и живи бу́дем, и сотворим сие́ или́ о́но:

Пар есть мрачный состав, происходящий от сильного жара и влажности и имеющий самое краткое бытие, ибо по причине крайней тонкости скоро "изчезает" от соприкосновения с окружающим, вступая в оное и разлагаясь, подобно тому как небольшая часть влаги в воду. Вот чему уподобил апостол "жизнь" нашу, и весьма прилично. Прервав на половине речь этим сравнением, он опять возвращается к ней и продолжает ее. Вот связь ее: «Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль» ()... между тем вам следовало бы говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» ()".

Прервав связь речи примером, которым апостол разительнее хотел показать суетность мирских забот, происходящую от гордости, он потом присовокупляет опущенное. Ход речи такой: «Вы, по своей надменности, тщеславитесь». Кто? «Вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша...» и так далее. Словами «что такое жизнь ваша?» приготовил он себе путь для этого тонкого предписания; потом прибавляет и самое наставление, делая это весьма кстати.

. вы, по своей надменности, тщеславитесь::

Ны́не же хва́литеся в горды́нех ваших:

Гордый и гордость занимаются ненастоящими предметами, почему и называется «гордый», что значит «живущий в заблуждении или обольщении».

всякое такое тщеславие есть зло.

вся́ка хвала́ такова́ зла́ е́сть.

"Всякое подобное тщеславие есть зло» .

. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Ведущему у́бо добро твори́ти, и не творя́щему, ему́ е́сть.

Опять заводит речь о суетной надменности, которая обыкновенно рождается от гордости, и, как бы заключая речь, говорит, что тщеславие есть зло. Если же оно зло, то происходит, без сомнения, от лукавого. Но тем, которые через святое крещение предали себя Господу, не следует принимать посеваемое лукавым. Прибавляет и сие: «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (). Опять вразумляет лжеучителей, чтобы не смели тому учить, чего не исполнят прежде сами, ибо блажен, сказано, не тот, кто научит, но тот, «кто сотворит и научит» (), так как дела должны предшествовать словам, чем и возвещает праведник веру являемую. Ибо кто, говорит Господь, нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, то есть тому, над чем сам не трудился, тот малейшим наречется... «а кто сотворит и научит, тот великим наречется» (). Посему и Сам Богочеловек сначала стал творить, а потом учить (). Такая, по моему мнению, мысль и в сих словах: «хвалящийся хвались Господом» (). то есть подобным Господу, в Нем имея учителя и пример. Сходно с тем и Давид говорит: «о Господе похвалится душа моя» («Господом будет хвалиться душа моя» ) (), – не иное что говорит, как сие: желал бы я похвалиться тем, что хожу по заповедям Господним.

"Давайте все дружно сожмем и будем держать кулачки за больную N..." "Давайте "промолим" ситуацию с больной Y..." "Давайте начнем вымаливать болящую X..."

Ничего не напоминает?
А мне напоминает - борьбу нас хороших и правильных с бесчеловечным богом, который все норовит забрать жизнь у несчастного человека.


Что же здесь не так? Где смещены акценты? Почему они таки чаще всего умирают, а небо остается "безответным" ?

Есть достаточно жесткий ответ апостола:

Иак.4:3 Просите, и не получаете,потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Но помилуй Боже, причем же здесь вожделения? Ведь мы и просим как раз для добра?
Вероятно, все упирается в непонимание, в целом, сущности Евангелия, в существе того вопроса, что есть подлинное добро в очах Божьих, а что есть только наши мечтания и фантазии о добре.

Иоан.6:40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него , имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день

Иоан.12:36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него , 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Итак, абсолютным добром в очах Божьих - есть вера во Господа нашего Иисуса Христа. Абсолютным добром, ради которого Отец отдал Сына своего Единородного на смерть - есть спасение человеков от смерти. Цена души человеческой настолько выше и дороже всех благ (о которых мы вожделеваем , - как то: здоровья, "всего хорошего", сытой безболезненной жизни, обладания знаниями и т.п.), что именно поэтому Господь и попускает лишения нас всего - того же - здоровья, беспечной жизни, к которой мы всем "фибрами" души приросли, как к чему-то должному и к которой стремимся вернуться поскорее с ложа болезни или после долгой скорби.
Все отцы в один голос говорят, что невозможно спасение без скорбей, без отъятия от человека привычной опоры, т.к. в противном случае он так и будет почивать беспечным сном до самой своей кончины, когда изменить что-либо уже нет никакой возможности.
И вот зная умом, понимая реальную ценность, а точнее бесценность нашей души и ее спасения - очень легко дать ответ на вопросы: почему, во-первых, зачастую, не того просим, во-вторых - не получаем просимого.
Бог - не "магазин" для удовлетворения своих нужд, фантазий, представлений (к чему склонно наше языческое по своей сути мировозрение), вожделений, но пекущийся прежде всего о вечной жизни и нашем спасении, Отец.
Вспоминая евангельские строки - сколько из исцелившихся пришли поблагодарить Господа. - один из десяти (Лук.17:17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?) ? Но Ему ведь и не нужны эти благодарности - они нужны нам! Он не нуждается в наших молитвах (Он вообще ни в чем не нуждается) - в них нуждаемся мы, т.к. молитва и благодарение ведут к богопознанию. Он лишь желал бы видеть пред собою человека для которого все желаемое - это Он Сам (Матф.10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; ) . Он ищет возможности дать нам не столько удовлетворение наших нужд (хотя дает и это), но даровать Самого Себя. (Матф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. )
Но держа кулачки за другого, вымаливая близкого из крайне тяжелого состояния - стремимся ли мы хоть в малой мере изменить себя? Стремимся ли мы к Богу, к тому, чтобы Он стал для нас - всем и вся? Ищем ли мы спасения (а это единственное подлинное благо) ближнему и себе? Что мы готовы изменить в себе, чтобы и мы сами и наш близкий познал яко благ Господь ? Или мы просто просим, для того, чтобы после того как Господь подаст (а Он зачастую подает надеясь на наше встречное движение или зная иную пользу), вернуться и далее "коптить небо" без Бога? Как часто именно второе... И как крайне редко - первое. Именно поэтому вера - есть невероятное, редкое чудо, и именно поэтому наша молитва настолько немощна, т.к. цель ее - не богопознание, не следование Его воле, а торг и борьба с "безжалостным" богом, стремящимся отнять у нас наши привязанности.
И если в Евангельских событиях благодарил только каждый десятый (образно), то зачастую, начинает искать Бога, пожалуй, лишь каждый сотый... Думаете, преувеличиваю? Вот рядом с храмом находится огромный Институт рака, где жизнь тысяч людей уже висит на волоске. Как же немногие из них, единицы, переступают в итоге порог храма, и еще более немногие уже на смертном одре зовут священника... (О Господи, даруй нам быть хотя бы работниками 11-го часа!) Как это страшно...но как реален тот суд в свете которого уже сейчас предстоит каждая душа:

Иоан.3:19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Пока же есть хоть какая-то малая воля к сопротивлению врагу, пока мы не скованы по рукам и ногам тем, кого мы не признаем, но кто с легкостью понуждает нас заниматься чем угодно, только не поиском Бога - нужно всеми силами понуждать себя искать единого на потребу .. И дай Господи, чтобы наши немощные молитвы вели нас к богопознанию, а не в очередной магазин, но уже с православной этикеткой и жестокой подменой смыслов. А Он? Да Он примет и откликнется на любую нашу молитву, даже самую немощную, даже о самой ничтожной мелочи...но если мы хоть на один шажок захотим быть ближе к Нему.

Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Сынам мира, просящим у Бога земных благ для удовлетворения плотским вожделениям, возвещает святой апостол Иаков: Просите, и не приемлете, зане зле просите, да во сластех ваших иждивете .

О молитве.

Прп. Никодим Святогорец

Блаж. Феофилакт Болгарский

Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете. - Так было с фарисеем, упоминаемым в Евангелии (Лк. 18, 10-14) . Чем более перечислял он добродетели свои, тем более заграждал Божественный слух, и высокопарная речь была праздной в устах его и обратилась в пену, как бушующая волна. Но скажет иной: если истинно обещание Господа Иисуса, этого неложного Учителя, всякий просящий получает (Мф. 7, 8) , то как же говорит это теперь настоящий апостол? Отвечаем. Для того кто приступает к молитве должным путем, упомянутое обещание истинно; он не обманется ни в чем просимом. А кто, удалившись от цели преданной молитвы, будет по видимости просить, но просить не так, как должно, тот на самом деле и не просит, а потому и не получит. Представь, например, что учитель грамматики обещает научить грамматическому знанию всякого, приходящего к нему, а пожелавший учиться будет приходить не так, как должно, и не будет напрягать себя к усвоению преподаваемого, почему окажется на деле несоответствие с обещанным. Ужели справедливо кто-нибудь припишет ложь в этом случае самому учителю? Таковой поступит неразумно, ибо желавший учиться приходит не так, как требовал учитель. Как же и чего нужно просить, скажет иной. Выслушай Самого Того, Кто дал вышеупомянутое обещание: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33) . Очевидно, кто просит так и преимущественно этого, тот не обманется и в прочем, получение чего не отторгнет его от спасения. А кто просит вредного и пагубного, тому не станет подавать Тот, от Кого всякое даяние доброе (Иак. 1, 17) . Даже и тот, кто просит знания Божественного или другого какого-нибудь дара духовного, но просит для своих вожделений, не получит, потому что просит худо и на погибель себе, а Бог не подает худого.

Блаж. Августин

Итак, он намерен употребить во зло то, что хочет получить, и не получает именно потому, что Бог сострадателен.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Прп. Максим Исповедник

Мзду за подвиги в добродетели составляют бесстрастие и ведение. Ибо они виновниками бывают для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – муки вечной. И потому ищущий их ради славы человеческой, а не ради того, что они добро суть, слышит от Писания; просите и не приемлете, зане зле просите .

Главы о любви.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Стало быть, иерарх Божий испрашивает Богом обещанное и Богом любимое, что обязательно будет даровано, и благолюбивому Богу показывая свое благообразное состояние, и присутствующим изъяснительно являя дары, которые ждут преподобных.

О небесной иерархии.

Дидим Слепец

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Когда Спаситель говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7) , что также делает заслуживающим доверия его слова: всякий просящий получает (Мф 7:8) , - то хочется исследовать, каким образом некоторые просящие не услышаны, когда просили о получении того, что хотели иметь. На это следует сказать, что тот, кто надлежащим образом приходит к испрашиваемому - включая и средства, связанные с достижением желаемого, - получает все, что он просил себе дать. Если же оказывается, что кто-то требует сверх содержания переданной просьбы, то не верится, что он просит только должное, и поэтому не получает того, о чем просит.

Краткое изложение.

Андрей Монах

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Некоторые, которые считают, что просят, не получают. Он предупреждает возражения противоречащих и дурно просящих ради суетных удовольствий. Но кто-нибудь скажет, что некоторые просящие божественного знания и восприятия добродетелей не воспринимают их. Надлежит же сказать им, что они удостоились воспринять блага, но так как они хвалятся ими, а радоваться похвалам - свойство любителей удовольствий, то посему им и не дается это.

Фрагменты.

Беда Достопочтенный

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Плохо просят и те, кто, пребывая во грехе и ни в малейшей степени не отказываясь от него сами, бесстыдно умаляют Господа отпустить его им.

Гомилии на Евангелия.

4:1-3 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Иаков разъясняет природу любителей повраждовать между собой и поустраивать скандалы: корень всех недовольных жизнью и друг другом кроется внутри. Нереализованные желания добиться чего-то в жизни и зависть к тем, у кого хоть в чём-то – лучше что-то получается – вырывается наружу в виде злобного языка, дышащего ядом препирательств.

А почему такое с нами бывает? Потому что просим у Отца помощи для личного комфорта и благополучия, ориентируясь на успехи мира, а не для дела Божьего. А Отец не даёт и никогда не даст нам того, что может делу Божьему повредить и нас, как христиан – совсем испортить. Потому и не имеем от Него ничего для удовлетворения собственных эгоистичных желаний, от этого становимся злыми, скандальными, злобными и мелочными.

4:4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
тех христиан, которые неплохо устраиваются не только в собрании, но и в мире - Иаков называет прелюбодеями, изменниками Богу. Ибо невозможно одновременно быть хорошим и Богу и миру. Бог к мирским ценностям относится плохо, и если христиане – относятся к ним хорошо, то они – враги Богу. Это же ясно, как день: скажи мне кто твой друг по интересам, и я скажу - кто ты и что стоят твои интересы.
Ведь недаром бабочку не может заинтересовать мушиная помойка: её больше нектар цветочных лугов привлекать по природе должен. А если бабочку вдруг заинтересовала помойка, компания и повадки мух – возникает вопрос: а бабочка ли она? (в этом возникают серьёзные сомнения). Или, может, это всего лишь муха в костюме бабочки?

Так и христианин, покидающий нектар Божьей нивы и сидящий в обществе мирской «помойки» -тоже вызывает сомнения в принадлежности к роду христиан.

4:5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
если мы думаем, что дух Христов (святой дух, дух Божий - суть одно), живущий, по идее, в христианах по благодати Божией – будет лоялен и миролюбив к тому, что мы тесно сотрудничаем с мирскими интересами, и против этого даже не станет возражать – то мы глупее глупых. Дух Божий ревностно охраняет духовные владения Бога (христиан): интересы мира в них никак не вписываются. Как муж ревнует жену, если она имеет интерес на стороне, так и Богу неприятно видеть у христиан живой интерес «на стороне» - к делам и повадкам мира сего. От того и не нравятся Богу духовные прелюбодеи, на сторону от Него - по миру "гуляющие".

4:6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
но при том, что дух Божий ревниво защищает интересы Бога – он и помогает обильно всем христианам, кто смиряется под руку Божью и не дружит с миром, желая сохранять дружбу с Богом (ПНМ смысл этих стихов исказил, говоря о том, что дух Божий, живущий в христианах, имеет склонность к зависти)

4:7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас
а потому покоритесь Богу, противостаньте дьяволу, владеющему всеми интересами мира, не окунайтесь в мир с головой, отталкивайте его изо всех сил – и тогда дьявол от вас и отстанет. А если заинтересуетесь хотя бы «пуговицей» на «кафтане» мира его - ну всё, считайте, что он вас с головой уловил и прелюбодействовать заставил.
Покориться Богу можно - только противостав дьяволу, побуждающему нас непрерывно поступать законам этого мира. Вот и выходит, что тот, кто не противостоит Дьяволу - всю дорогу день за днём, час за часом, минуту за минутой - Богу покориться просто никак не может. Не получится ни у кого быть покорным Богу и в то же время - не бороться с грехом в противостоянии дьяволу.

4:8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
Если мы ожидаем, что Бог будет к нам приближаться Сам по себе и станет навязывать нам знакомство с Собой – то мы глубоко заблуждаемся. До тех пор, пока мы не станем к нему приближаться сами – узнавать Его лучше, угождать Ему больше - Он не станет нам близким. Он будет нам чужим, далёким, непонятным, незнакомым, сложным.
А потому мы сами должны трудиться над тем, чтобы стать лучше, чище, светлее, решительнее и больше походить на Отца светов, нежели на родителя тьмы. Тогда есть шанс ещё ближе познакомиться с Ним, познав на себе опытным путём: а каково оно – быть чистым, светлым, лучшим – быть Божьим.

Можно на наглядном примере руки в зеркале увидеть, как быстро Бог приближается к нам, ЕСЛИ мы приближаемся к Нему: пока рука в зеркале замерла, её отражение в нём – тоже неподвижно. Если она приближается к зеркалу - её отражение тотчас приближается тоже. Примерно так же мгновенно реагирует и Бог, приближаясь к нам - в ответ на наше приближение к Нему.

4:9,10 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
Пока что нет повода веселиться, считает Иаков, но есть повод сокрушаться и плакать о себе, о том, как же мы далеки пока что от Бога. Сплошные слёзы и недовольство собой вместо беспричинной радости от довольства собой- это было бы правильно.
Но кроме того, чтобы смириться под крепкую руку Божью - другого способа приблизиться к Нему нет. Когда смиримся, Тогда Он и сделает нас более духовными, возвышенными по отношению к земным мирским делам и привычкам, к которым мы, увы, привязаны пока что больше, чем к Богу.

Но что значит смириться? На примере смирной лошади можно понять, что она - послушна хозяину и уступчива, подчиняясь ему во всём. Так же и человек, смирившийся пред Богом, старается во всём слушаться Хозяина своего, а не показывать свой необузданный норов, поступая как ему заблагорассудится.

4:11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
Пожалуйста, перестаньте друг друга злословить, осуждать и обсуждать заодно. Ну не наше это дело, дорогие, давать оценку соверующим, ибо все они – Богом призванные к Себе , НЕ для нас.
Бог - единственный, кто может определить степень их ценности для Себя. Мы же, если берёмся судить Его призванных, выступаем в роли судьи и усаживаемся на место Бога. И осуждаем Его закон, согласно которому Он призывает к Себе всех, в ком имеет нужду. Хорошо ли это - претендовать на место Владыки?
Что означает «злословить?»

Баркли: Злословить, или клеветать; греческое каталалейн имеет значение говорить о ком-либо злые и недоброжелательные слова в его отсутствие, когда он сам не может защищаться. Этот грех злословие (греческое существительное - каталалиа) осуждается везде в Библии. (Пс. 49:20, 100:5, Рим. 1:30, 2 Кор.12:20.)

У Павла злоречие и клевета стоят рядом. Каталалия - этим грешат те, которые собираются по углам небольшими кучками и передают друг другу пикантные сведения, губящие доброе имя отсутствующих людей, которые неспособны защищать себя. Петр тоже осуждает этот грех (1 Пет. 2,1).

4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Есть только Один законодатель и судья – Бог. Кто нам дал право оценивать чужого раба? Прекратить надо это делать немедленно. Смотрим - только в свою тарелку и вникаем в самих себя – больше пользы будет для всех.

Другое дело, конечно, если соверующий против нас согрешает, к примеру, отбирает у нас нашу тарелку - тогда исполняем Мтф. 18:15-17 и не спешим прорекать ему наказание смертью за это от имени Бога.

4:13-15 Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль";
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", -
теперь песня для тщеславных, самовлюблённых и самонадеянных: никогда не говорите, что завтра и сегодня вы осуществите все свои наполеоновские прожекты. Не забывайте, дорогие любители себя: сегодня вы есть, завтра вы можете пройтись лёгкой дымкой над землёй и испариться в небытие. (не имеется ввиду отделение субстанции-души от тела, но имеется ввиду – просто умрёте) Так что не забывайте, планируя что-либо, произносить при этом: «Если Бог даст, то мы сделаем то, что задумали». И так будет правильно говорить, ибо всё в руках Божьих: и дела ваши, и жизнь ваша.

Что означает «тщеславие»? Википедия:

Тщеславие (греч. κενοδοξία) - стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.
Близкие по значению слова: гордыня, спесь, звёздная болезнь. Тщеславие иногда несправедливо объединяют с гордостью.
Проявления тщеславия:
Стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный).
Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.
Стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).
Стремление к известности и славе.
Демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.


Не будем со всем здесь написанным спорить, но несомненно одно. Тщеславие - это тщетная слава , пустая, от которой долговременного проку не будет, ну в лучшем случае - 70-80 лет, да и то - от людей, а не от Бога. Дьявол однажды возжелал тщетной славы - ну и по сей день результат её налицо…(Иез.28:13,14,17)

4:16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Но Иаков понимает, что все такие детские разговоры о наших «наполеоновских планах» без учёта Божьего благоволения к ним – это издержки юности в христианстве, самовлюблённости и надменности, пережиток несовершенства и увлечения миром сим. И это – зло для христианского пути. Надо исправляться и взрослеть, если эти тексты – описывают наш портрет.

4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Кто знает, как правильно поступить с точки зрения Бога, но не поступает правильно - тому грех.

Итак, кто понимает, ЧТО здесь написано, кто узнаёт свой портрет здесь, НО!! ничего не собирается предпринимать, чтобы измениться в лучшую сторону и поступать правильно – тот согрешит уже тем, что ничего не сделает для того, чтобы поступать правильно.

Так что, дорогие, для того, чтобы опротиветь Богу - необязательно непременно делать явное зло или явно беспредельничать. Достаточно будет ничего НЕ сделать для того, чтобы поступать правильно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: