О.И.Мачульская. Тема любви в этической концепции И.Канта. Цитаты канта Знаменитая фраза канта

Тема любви в этической концепции И.Канта

Этическая теория Иммануила Канта несомненно является величайшим вкладом в мировую философию. Творческое наследие Канта, послужившее источником многочисленных обсуждений и интерпретаций, положило начало новой тенденции в осмыслении морали. Среди выдающихся философов последующего периода трудно найти такого автора, который остался бы совершенно равнодушным к идеям Канта, не выразил бы в той или иной форме своего отношения к его концепции.

И вместе с тем учению кенигсбергского мыслителя XVIII в. не суждено было быть понятым достаточно адекватно как современниками, так и последующими поколениями философов. Концепция Канта подвергалась неоднозначным, порой противоречивым и несоответствующим философскому замыслу автора трактованиям. Проблема роли любви в морали, соотношения нравственных чувств и долга в обосновании этического выбора личности - одна из наиболее дискуссионных тем, вызывающих нередко резкую критику теории Канта.

В обобщенном виде основные возражения кантовской концепции морали можно свести к следующим положениям.

Во-первых, Канта обвиняют в радикальном пессимизме во взглядах на человеческую природу. Подобного рода упреки высказывались такими авторами, как Конт, Фейербах, Юркевич. По их мнению немецкий философ рассматривает человека как изначально злое по своей натуре существо, неспособное на искреннюю и бескорыстную любовь и нуждающееся в принуждении к исполнению моральных

норм. Тогда как в действительности всеобщая любовь и благожелательность составляют естественную потребность человека и ведут к подлинному счастью наиболее верным путем. Задача философии заключается в прояснении и культивировании нравственного чувства в людях.

Во-вторых, Канта осуждают за разграничение любви и долга, противопоставление нравственного закона чувствам симпатии и сострадания.

В этом отношении показательно известное четверостишие Ф.Шиллера, в котором поэт иронизирует по поводу кантовского требования полностью исключить чувства из морали:

Ближним охотно служу, но - увы! -

имею к ним склонность.

Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?..

Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье

И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг.

По мнению таких авторов, как В.Соловьев, Н.Лосский, С.Франк, Б.Вышеславцев, Кант искажает понятие любви, отождествляя его с простейшими проявлениями чувственных склонностей, в результате чего он был вынужден свести мораль к системе нормативных предписаний, ограничивающих спонтанные порывы человеческой души. «Существенной ошибкой этики Канта... является именно то, что нравственность он мыслит под формой закона («категорического императива») и фактически сливает ее с естественным правом» . С точки зрения критиков Канта немецкий философ не понимает истинной роли любви в духовной жизни, он заменяет сердечность чистым рациональным принципом, посредством которого возможно добиться только справедливости, но не полноты бытия, и тем самым разрушает основы веры и нравственности. В действительности любовь к Богу и к ближнему есть высшее достижение человеческих способностей, ведущее к единству в Боге всего человеческого рода. Таким образом, заповедь любви в конечном счете служит общим выражением всех требований морали. «Любовь, как благодатная божественная сила открывает глаза души и дает увидеть истинное существо Бога и жизни в ее укорененности в Боге... С того момента, как любовь... была открыта как норма и идеал человеческой жизни, как подлинная ее цель, в которой она находит свое последнее удовлетворение, мечта о реальном осуществлении всеобщего царства братской любви не может уже исчезнуть из человеческого сердца» .

В-третьих, Канта часто упрекают за формализм, бессодержательность, бесплодный универсализм его этической концепции, за непонимание им тайны свободы и творчества. Такого рода возражения Канту характерны для представителей экзистенциальной философии. С их точки зрения, исключив из морали любовь и противопоставив склонностям нравственный закон, немецкий философ ограничил абсолютную свободу воли и упразднил творчество в морали. Кант требует подчинить поступки индивида всеобщему нормативному принципу и это приводит в результате к нивелировке личности и освобождению человека от ответственности за неустанный поиск жизненных ориентиров и созидание новых ценностей.

Так по мнению Н.Бердяева «Кант... рационалистически подчинил творческую индивидуальность общеобязательному закону... Канту чужда творческая мораль» , для Бердяева кенигсбергский мыслитель является выразителем ветхозаветной догматической этики подчинения и послушания. Однако подлинная христианская этика как «откровение благодати, свободы и любви не есть подзаконная мораль и не заключает в себе никакой утилитарности и общеобязательности» . И в этом смысле учение Канта враждебно духу творчества как героического восхождения и самоопределения.

В-четвертых, как подчеркивают оппоненты Канта, обосновать этику не обращаясь к чувству любви в принципе невозможно. Как отмечает А.Шопенгауэр, Кант неправомерно смешивает принципы этики (нормативные указания) и фундамент этики (мотивы их исполнения). Настаивая на исключении любых склонностей из морали, немецкий философ принимает позицию этического фанатизма: он пытается доказать, что нравственно лишь деяние, совершенное по обязанности, а не добровольному устремлению человеческого сердца. При этом, с одной стороны, Кант нарушает требование нравственной свободы, которое он сам же утверждает в качестве основного требования моральности. И, с другой стороны, понимая фактическую неосуществимость поступка без мотива, он был вынужден лицемерно обратиться к личной заинтересованности индивида и ввести в этику принцип высшего блага. В итоге, констатирует Шопенгауэр, «награда, постулируемая вслед за добродетелью, которая, стало быть, только по-видимому усердствовала безвозмездно, является прилично замаскированная, под именем высшего добра, которое есть соединение добродетели и благополучия. Но это в основании есть не что иное, как направленная на благополучие, т.е. утвержденная на своекорыстии, мораль, или эвдемонизм, который, как чужезаконный, Кант торжественно вышвырнул в главные двери своей системы и который под

именем высшего добра опять пробирается с заднего подъезда. Так мстит скрывающее в себе противоречие принятие безусловного абсолютного долга» . В действительности, как утверждает Шопенгауэр, именно чувство любви и сострадания по отношению к другому человеку должно быть положено в основание этики. Способность проникнуться идеей того, что все живое по своей сущности есть то же, что и наша собственная личность, готовность испытывать искреннее и бескорыстное участие к чужому страданию являются единственными реальными мотивами истинно нравственных поступков.

Насколько справедливы данные критические высказывания в адрес философской концепции Канта и какую роль он отводил в действительности заповеди любви в морали? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо будет реконструировать ряд ключевых положений этической теории кенигсбергского мыслителя.

Основным пафосом учения Канта явилась идея нравственной свободы. Он строит свою концепцию исходя из принципов автономии воли, самозаконодательства личности в морали и универсальности нравственных норм. Согласно Канту, в морали субъект реализует свою уникальную способность подчиняться совершенно иному виду причинности, отличному от эмпирической каузальности. Нравственные действия являются актами автономной воли, они не могут быть обусловлены стихией спонтанных склонностей, внешним принуждением, утилитарными интересами, соображениями практической целесообразности и иными внеморальными факторами. Этической ценностью обладают лишь поступки, совершенные из чувства долга, то есть непосредственно из уважения к нравственному закону. Моральный закон - категорический императив - позволяет квалифицировать действия, основываясь на формальном критерии - универсальной значимости этических указаний: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» . Личности вменяется в обязанность совершение конкретного нравственного выбора, привнесение положительного содержания в этические нормы. В морали воля субъекта является самозаконодательствующей и нравственное требование имеет силу, лишь если оно есть результат свободного и сознательного творчества. Тем самым индивид конституирует себя как личность и демонстрирует тем самым свою принадлежность к умопостигаемому миру. Благодаря морали человек осуществляет прорыв из сферы эмпирического в область трансцендентального, созидает этические ценности.

В этом отношении Кант рассматривает любовь-склонность как внеморальное явление. Эмпирическая любовь есть, по его мнению, спонтанное чувство симпатии к другому индивиду, свидетельству

ющее о возвышенном характере человеческой натуры. Тем не менее любовь-склонность как таковая не может считаться этическим требованием.

Во-первых, любовь-симпатия, как и моральные чувства в целом, является случайным и неосознанным психическим порывом. Она способна привести к гетерономии воли, предопределенности поступков индивида эмпирическими причинами. Любовь-склонность есть стихийное и субъективное устремление человеческой души. Она не может служить основой для всеобщего нравственного законодательства.

Во-вторых, заповедь любви к ближнему сама по себе производна, она есть результат уже свершившегося морального выбора, а не его предпосылка. И с этой точки зрения, с одной стороны, неправомерно впадать в крайность этического фанатизма и требовать от индивида непременного наличия чувства симпатии и расположения к другим людям и, с другой стороны, его отсутствие вовсе не является непреодолимым препятствием для исполнения нравственного долга. Как подчеркивает Кант: «Любовь есть дело ощущения , а не воления, и я могу любить не потому, что я хочу, и еще в меньшей мере - что я должен (быть принужденным любить); следовательно, долг любить - бессмыслица... Делать добро людям по мере нашей возможности есть долг независимо от того, любим мы их или нет... Кто часто делает добро и ему удается осуществить свою благодетельную цель, приходит в конце концов к тому, что действительно любит того, кому он сделал добро. Поэтому когда говорят: полюби своего ближнего как самого себя, то это не означает, что мы должны непосредственно (сначала) любить и посредством этой любви (потом) сделать ему добро, а наоборот - делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие (как навык склонности к благодеянию вообще)!» .

Таким образом Кант настаивает на том, что эмпирическая любовь есть проявление низшей чувственной природы человека. Такая любовь проистекает из гетерономной воли и не может служить основой морали. Философ доказывает необходимость разграничения чистых и эмпирических нравственных максим. С этой целью он вводит в свою этическую систему два различных понятия любви: «любовь - удовольствие» («amor complacentiae») и «любовь - благоволение» («amor benevolentiae»).

С точки зрения Канта, «любовь-удовольствие» или « патологическая любовь» - это моральноиндиффирентное чувство симпатии к объекту любви, связанное с положительными эмоциями, вызванными представлением о его существовании.

«Любовь-благоволение» или «практическая любовь» - интеллектуальное качество. Она не предшествует морали, а, напротив, является производной от нравственного закона. «Практическая любовь» есть благоволение, то есть морально благая воля, воля, стремящаяся к благу, направленность которой определяется категорическим императивом. Чистая любовь - результат свободного и сознательного выбора личностью добра, исполнения нравственного долга. Такая любовь не может зависеть от эмпирических склонностей, непосредственных влечений и иных форм физической причинности. Она проистекает из автономной воли.

«Практическая любовь» в противоположность «патологической любви» способна стать универсальным требованием морали, поскольку она ориентирована исключительно на нравственный закон и согласуется с принципами свободы воли, самозаконодательства и всеобщности этических норм. «Любовь как склонность не может быть предписана как заповедь, но благотворение из чувства долга, хотя бы к тому и не побуждала никакая склонность... есть практическая , а не патологическая любовь. Она кроется в воле, а не во влечениях чувства, в принципах действия... только такая любовь и может быть предписана как заповедь» , - утверждает Кант. При этом любовь-благоволение не является естественным чувством, данным человеку изначально. Субъект обретает ее в процессе душевного самосовершенствования путем борьбы с собственными слабостями и пороками, посредством самопринуждения и самовоспитания.

Чистая любовь в отличие от любви эмпирической - это практическая способность. Чистая любовь - не только благо-воление, но и благо-творение, благо-деяние, активное осуществление добрых поступков. Как поясняет Кант, «...здесь подразумевается не просто благоволение желания ... а деятельное практическое благоволение, заключающееся в том, чтобы сделать своей целью благополучие другого человека (благодеяние)» . Поэтому из требования благодеяния следуют конкретные этические обязанности. Таковыми являются, по Канту, долг благотворения - совершение поступков, содействующих благу других людей, долг благодарности - почтительное отношение к индивиду, творящему добрые дела, и долг участия - сочувствие по отношению к страданиям другого человека.

Таков общий итог кантовских размышлений о роли любви в морали. Проделанный анализ показывает, что немецкому философу XVIII в. удалось путем разграничения эмпирических и чистых максим и обоснования принципа нравственной автономии преодолеть

напряженное противоречие долга и склонности, деонтологических и аксиологических указаний, столь актуальное для философии морали на протяжении всей ее истории.

Примечания

Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 8 т. М.-Л., 1937. Т. 1. С. 164.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 83.

Там же. С. 325.

Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. 1. С. 241.

Там же. С. 240.

Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. Две основные проблемы этики. СПб., 1887. С. 137-138.

Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 347.

Кант И. Метафизика нравов // Сочинения в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 336-337.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 235.

Кант И. Метафизика нравов // Сочинения в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 392.

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г).

Ц итаты и афоризмы

  • Имей мужество пользоваться собственным умом.
  • Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
  • Женщины даже мужской пол делают более утончённым.
  • Хитрость – образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
  • Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.
  • Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
  • С того самого дня, когда человек впервые произносит “я”, он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
  • Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание.
  • Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
  • Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности …
  • Мужчина ревнует, когда любит; женщина - даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников.
  • Относись к человеку всегда как к цели и никогда - как к средству.
  • Смерть дoгмы этo рoждение реaльнoсти.
  • Люди бежали бы друг от друга, если бы всегда видели друг друга совершенно открыто.
  • Долг - это уважение к праву другого.
  • Принципы… представляют собой не только умозрительное правило, но и осознанное чувство.
  • Цветы - это свободная красота в природе.

Философия Иммануила Канта – это правда жизни. Его философская деятельность затронула самые разные аспекты человеческого бытия. Кант говорил обо всем: о жизни, о смерти, о любви, о работе, о детях, о мужчинах и о женщинах, о благе, о долге… Этот список можно продолжать до бесконечности, ведь для настоящего творца пределов не существует. Предлагаем вам подборку цитат и высказываний Иммануила Канта, пусть они помогут понять, в чем состоит ценность человеческой жизни, в чем состоит ее настоящий смысл. Изречения великого философа учат, как правильно вести себя с друзьями, как воспитывать детей, как поступать с близкими.

Среди главных философских трудов Канта стоит отметить такие учения: Критика чистого разума, Критика практического разума и Критика способности суждения. Деятельность Канта – это универсальное соединение постулатов эмпиризма и рационализма, философии Локка и Лейбница, скептицизма Юма. Все это Кант наделил еще и духом критицизма, ведь ничто не способно породить истину так, как это делает критика.

Несмотря на разнообразие исследуемых тем, в центре философского учения Канта стоят человек, этика и право. Согласно философии Канта, прежде чем решать какие-либо человеческие проблемы, нужно сначала исследовать человеческое познание и установить его границы.

В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.

Но каждый почему-то любит доказывать свое «Я»…

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна.

И только для двоих нет ничего лучше, чем слушать похвалу в своей адрес.

Женщина не любит выдавать себя и поэтому не напивается. Она слаба и потому хитра.

Слабость порождает хитрость, а хитрость — осторожность.

Время - эмпирически реально и трансцендентально идеально.

А еще оно очень быстро летит. ..

Беззаботность, а вместе с ней и неосторожность, которые вызывает опьянение, - это обманчивое чувство подъема жизненной силы; в опьянении человек не чувствует трудностей жизни…

Алкоголь, как и отсутствие чувства долга перед кем-то, — это обманчивые прелести жизни.

В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям.

А вот стремление к нужным поступкам природой не заложено, это результат большой работы над собой.

Интуиция никогда не подводит того, кто ко всему готов.

Мыслить интуитивно — значит быть готовым к любому раскладу.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

Жизнь не имеет цены, она бесценна, но она всегда должна иметь смысл.

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

Лучшие достижения человечества — это результат их мыслей и чувств.

Мудрый может менять мнение; глупец - никогда.

Обстоятельства меняются, поэтому мнение тоже не вечно.

Наука - это организованные знания, мудрость - это организованная жизнь.

Только науке учат в школах а университетах, а мудрости учит сама жизнь.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд.

Жить нужно стремиться так, чтобы произносить «Мы», а не «Я».

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье - о беде, в довольстве - о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде - о счастье, в нищете - о достатке.

Когда человеку хорошо, он не задумывается о плохом, а вот, когда ему плохо, ему и думать больше не о чем, как только о хорошем…

Не мыслям надобно учить, а мыслить. Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Научить мыслить может только жизнь.

Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.

А вот добрый человек когда остается в одиночестве, он остается с добротой.

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.

Счастье — это подарок для тех, кто его заслужил.

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Но одиночество, как ни странно, надоедает намного быстрее, чем общество.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Детям нужно давать стимул, а не награды.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все - не есть все.

Человеку сколько не дай, ему всегда будет мало.

Один, смотрит в лужу, и видит темную воду, а другой, отражающиеся в ней звезды…

Во всем нужно уметь видеть хорошее.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Это потому, что у них нет есть смысл жизни и нет времени думать о смерти.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Одиночество устрашает тех, кто боится самого себя.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

Воспитание детей — это и есть вклад в будущее.

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

Главное прожить не долгую жизнь, а жизнь со смыслом.

Только посредством образования может человек стать человеком.

Образование — это путь к совершенству.

Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Есть долг перед Родиной, перед родителями, перед друзьями, но самый важный и, пожалуй, самый ответственный — это долг перед самим собой.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

К глупцам это не относиться, истинные знания их только запутают.

Женщины даже мужской пол делают более утонченным.

Только ради женщин мужчины вынуждены следить за собой.

Долг - это уважение к праву другого.

Пока ты пользуешься тем, что ты одолжил, ты пользуешься правом другого на эту вещь.

Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию.

То, каким человеком станет ребенок, зависит только от воспитания.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии , стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Имя Канта давно стало символом самого понятия философия, оно знакомо каждому и ассоциируется с мудростью и познанием.

Этот человек вел спокойную размеренную жизнь. Личность и жизнь его представляют цельный образ, пример железной воли, контроля рассудка над страстями и низменными интересами.

Иммануил Кант известен в философии тем, что разделил историю философии на два периода: ту, которая была до него, и ту, что сформировалась в результате осмысления кантовских идей . Биография Иммануила Канта →

Великий немецкий философ Иммануил Кант прославился своими изречениями и афоризмами , где он предстает тонким наблюдателем человеческой натуры, ироничным комментатором слабостей и достоинств людей и глубоким проникновением в сущность явлений повседневной жизни.

Парадокс всемирной популярности и известности Канта связан с тем, каким образом этот человек, основной опыт жизни которого в основном ограничивался университетской аудиторией, сидением за столом и чтением книг, умудрился дать нам выдающиеся образцы житейской мудрости. "Не принимайте благодеяний, без которых вы можете обойтись..." - сказано человеком, который глубоко проник в нашу жизнь.

ЦИТАТЫ, АФОРИЗМЫ, КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИММАНУИЛА КАНТА

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.

Дайте мне материю, и я покажу Вам, как из неё должен образоваться мир.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все - не есть все.

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть.

Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Имей мужество пользоваться собственным умом.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.

Любовь к жизни - это значит любовь к правде.

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Мудрый может менять мнение, глупец - никогда.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

Нравственность заложена в характере.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие - дело рассудка, оживляемого чувством.

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

Только посредством образования может человек стать человеком.

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

Удел женщины - владычествовать, удел мужчины- царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.

Характер - это способность действовать согласно принципам.

Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание.

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье - о беде, в довольстве - о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде - о счастье, в нищете - о достатке.


Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года, в городе Кёнигсберг, Пруссия. Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Автор книг - "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения", "Основы метафизики нравственности", "Мысли об истинной оценке живых сил" и др. Умер 12 февраля 1804 года, в городе Кёнигсберг, Пруссия.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Иммануил Кант

  • Нравственность заложена в характере.
  • Имей мужество пользоваться собственным умом.
  • Характер - это способность действовать согласно принципам.
  • Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.
  • Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
  • Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
  • Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
  • В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
  • Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
  • Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
  • Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
  • Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.
  • Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание.
  • Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все - не есть все.
  • Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
  • Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценности жизни людей.
  • Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.
  • Удел женщины - владычествовать, удел мужчины - царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
  • Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
  • Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
  • Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
  • Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
  • Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
  • Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
  • С того самого дня, когда человек впервые произносит "я", он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
  • Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
  • Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
  • Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: