Исследовательско-проектная работа «Такие разные снежинки. Проект «волшебное зимнее чудо –снежинка» (старшая группа)

Проект «Белый снег пушистый»

Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю. . Проект «Белый снег пушистый… » предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: физические свойства снега
Новизна проекта : новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих обучающихся и их родителей.
Возрастная группа: 5-6лет
Вид проекта: исследовательский
Тема проекта : «Белый снег пушистый… »
Цель проекта : исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни.

Задачи:

Обучающие :

1.Знакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый)

2.Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд).
Воспитательные.

1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

2.Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

3.Воспитывать любознательность, логическое мышление.
Развивающие :

1.Развивать познавательные процессы в процессе исследовательской деятельности (память, внимание, воображение)

2.Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными

3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

4.Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Описание проекта: Что такое снег? Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь! . Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно. Снег идет, снег идет Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика. А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится. Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать её в своей душе. Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите её. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму? Маленькое чудо - на

вашей ладошке. Раз - и нет его. Ладошка тёплая - вот снежинка и растаяла Посмотрите вокруг: как красиво! .

Целевая группа дети студии «Малыш», педагог и родители
Формы организации детей .

Направленность развития деятельности комплексная (познавательно-речевая физкультурная, исследовательская, изобразительная, техническая)

Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.
Тип проекта: исследовательский - познавательный

Вид проекта : групповой

Продолжительность: краткосрочный (2 недели )

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный

1.Обсуждение цели, задачи с детьми, родителями.

2.Создание условий для реализации проекта

3. Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству

4.Перспективное планирование

2.Основной этап

1.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге

2.Обогащение развивающей среды:
- Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
- Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования)

3.Заключительный:

1.Оформление результата проекта в виде презентации
2..Организация творческой мастерской на тему: «Моя снежинка не растает» (совместное занятие педагог + дети + родители)
Изучив литературу, мы узнали:
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из

мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка - это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.

3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.

Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Испарение воды в мороз .
Мы слепили из снега разных зверюшек и вынесли их на мороз. Через неделю на тарелке наших зверюшек не оказалось.

Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег.

Опыт №2

Свойства снега

В стакане снег белого цвета.
Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага.
Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий.
Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода. Возьмём немножко снега на ладошку, зажмём его в кулачке. Через несколько минуток откроем ладошку и увидим вместо снега - вода.
Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает.
Опыт №3 . Замерзает ли земля под снегом. Загадываем загадку про снег.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных.
Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. Через некоторое время сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, надо их окучивать.

Опыт №4 Исследование чистоты снега .
В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязны, особенно у дороги. Снег есть нельзя, можно заболеть.

.


В ходе проекта:
Заучиваем приметы:
Снегу надует - хлеба прибудет.
Много снега - много хлеба.
Иней на деревьях - к морозам.
Снег прилипает к деревьям - будет тепло.
Снег поля утепляет.
Снег глубок - год хорош.

Художественное слово (чтение стихов и произведений)
«Письмо на снегу» В. Головин.
«Метель» М. Алимбаев.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Про снежный колобок» Н.Калининой
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.

Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.

Художественное творчество
Рисование на тему: « Моя снежинка», «Снеговик»
Лепка снежинки из пластилина
Печатание на снегу.

Слушание песен: «Вальс снежинок», «Белые снежинки»
Просматривание презентации «Что такое снег»

Использование здоровьесберегающих технологий

Физкультминутки

Подвижные игры : «Бездомный заяц» «Зайчик серый умывается » иммитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Результаты проекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
Презентация проекта:

Продукт проекта:

Изготовление снежинок из подручного материала - творческая мастерская педагог дети и их родители на тему «Моя снежинка не растает»

Создание брошюры «Моя снежинка не растает»
Перспектива:
Наблюдать за таянием снега.

Использованная литература:

1.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группы группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
2.. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3.. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2009-2010.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.

Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2010.
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Проект: «Белый снег пушистый»

ГККП Детский сад №27 «Балауса» г. Астана
Воспитатель: Болбас Татьяна Алексеевна
Описание работы: Предлагаю Вам проект для детей 6-7 лет. Проект направлен на изучение свойств снега. Данный проект будет интересен воспитателям старших групп. В ходе проекта дети учатся проводить опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Вид проекта: исследовательски - познавательный
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет
Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю.
Гипотеза: если бы не было снега, то какие бы осадки были бы зимой.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: физические свойства снега
Цель проекта: Исследовать, что такое снег. Узнать новые свойства снега.
Задачи: Знакомить детей со свойствами снега. Учить проводить опыты по результатам делать выводы. Развивать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности. Развивать речь детей. Воспитывать любознательность, логическое мышление.
Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.
Изучив литературу, мы узнали:
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.
3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Испарение воды в мороз.
Постираем полотенце, повесим на улицу. Оно замерзло, значит, на морозе вода превращается в лед. Через несколько дней полотенце высохнет, не останется ни льда, ни воды.
Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег.
Опыт №2. Свойства снега
Возьмем полиэтилен на режем на кусочки и положим в прозрачный стакан. Каждый кусочек – снежинка. В стакане снег белого цвета.
Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага.
Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий.
Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода.
Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает.
Опыт №3. Что такое иней?
Возьмем металлический ключ и подуем на него. Ключ покроется инеем. Чем дольше на него дуть, тем слой инея становится толще, а сам иней пушистее.
Встряхнем ключ. Увидим, что иней посыпался вниз. Отсюда следует, что снег и иней одно и то же. Разница в том, что снег это пар, который замерз в облаках, а иней это пар, который замерзает на металлических предметах.
Рекомендации родителям наблюдать за инеем на деревьях, стекле.
После наблюдений вывод: иней – это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах.
Опыт №4 . Замерзает ли земля под снегом. Загадываем загадку про снег.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. В конце прогулки сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, будем их окучивать.
Опыт №5. Исследование чистоты снега.
В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке детского сада. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный, особенно у дороги.
Исследование высоты снежного покрова.
Измерим высоту снежного покрова в разных местах, около детского сада, на участке. В течение недели, наблюдаем насколько, увеличилась высота сугробов.
Вывод: На открытой местности снега больше, чем возле здания.
В ходе проекта:
Заучиваем приметы:
Снегу надует – хлеба прибудет.
Много снега – много хлеба.
Иней на деревьях – к морозам.
Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
Снег поля утепляет.
Снег глубок – год хорош.
Художественное слово:
«Письмо на снегу» В. Головин.
«Метель» М. Алимбаев.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Бывает снег комочками» Грабин.
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.
Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.
Самостоятельная деятельность детей:
Игры с трафаретами для снега «составь узор».
Постройка снежного домика.
Печатание на снегу.
Нарисовать следы птиц на снегу.
Раскрашивание снега и лепка по желанию.
Результаты поекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
Презентация проекта: Познавательная викторина «Что мы знаем о снеге».
Перспектива:
Узнать, как делают искусственный снег. Наблюдать за таянием снега. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - эксперимента

Валентина Валерьевна Саясова

Проект «Раз снежинка , два снежинка » .

Образовательная область. Познание , ознакомление с окружающим, чтение, худ. творчество.

проекта : познавательно-исследовательский .

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель.

Сроки реализации проекта : краткосрочный.

Проблема. Дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму.

Цель проекта . Познакомить детей с составом снега, с разнообразием форм снежинок .

Обучающие : учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;

закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки.

Воспитывающие : воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.

Развивающие : развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Знание детей о строении снега, о разновидностях форм снежинок ; умение пользоваться увеличительными приборами, зарисовывать увиденное; рассказывать о необычном строении воды; вызвать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мероприятия.

1 Беседы о состоянии воды в природе.

2 Чтение брошюры «Из чего состоит снег?» из детской газеты «Солнечный зайчик» .

3 Опыт «Почему снег не прозрачный?»

4 Лепка построек из снега на участке.

5 Рисование «Моя снежинка » .

Результат.

1 Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.

2 Имеют представление о строении снега, о разных формах снежинок .

3 Умеют пользоваться лупой, зарисовывать свои наблюдения.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Сегодня прекрасная погода, на улице лёгкий морозец, падает тихий снег. А что такое снег, ребята? Из чего он состоит? (Ответы детей : из снежинок ) . А из чего состоят снежинки ? (Ответ : из воды) . Совершенно верно, испаряясь, вода попадает на небо к облакам, там пары воды остывают и превращаются в кристаллы, которые соединяясь, образуют снежинки . Сами снежинки прозрачные , а вот снег нет. Как вы думаете, почему;?

(Предположения детей : они слипаются). Они не слипаются, а наслаиваются друг на друга, накладываются друг на друга. Чтобы понять, как это происходит, проведём опыт с салафановым пакетом.

Опыт «Почему снег не прозрачный?»

Берём салафановый пакет, видим, что он прозрачный, представим, что это снежинка . Приложим его к тексту – он просвечивает.

Теперь берём много пакетов и кладём их друг на друга. Что мы видим- текст не видно, а пакеты приобрели белый цвет.

В тёплые зимние дни снежинки слипаются друг с другом, чему мы очень рады- можно слепить снеговика!


Воспитатель. Все всегда изображают снежинку одинаково в форме звезды с шестью лучами. А на самом деле снежинки имеют очень много других форм. Вот послушайте : звезда, ёж, пластинка, крупа, игла, столбик-это всё название форм снежинок . Давайте рассмотрим их на рисунке.

Дети рассматривают картинку.


Воспитатель продолжает рассказ. На картинке нарисованы не все разновидности снежинок . К примеру, снежинки -звёзды могут иметь и три, и двенадцать лучей. Столбики бывают сплошные и полые (то есть пустые внутри) . Разной формы бывают снежинки- ежи .

Вспомните, что иногда с неба падает снег, как манка –это крупа, иногда снег очень больно колит нам лицо-это снежинки- иглы или пластинки .

А чтобы в этом убедиться мы сами рассмотрим снежинки . С помощью какого прибора мы будем рассматривать мелкие предметы? (Ответы детей : с помощью лупы) . Из каких материалов состоит лупа? (Ответы детей. Из пластмассы и стекла) . Давайте вспомним, как нужно обращаться с предметами, которые содержат стеклянные части. (Ответы детей) .

Затем дети собирают всё необходимое для исследования : лупы, фломастеры, листочки бумаги. Выходят на улицу и проделывают работу.


Рассматриваем снежинки в разные дни : когда падает снег, после снегопада, в солнечные и пасмурные дни.



Потом в группе они перерисовывают снежинки с набросков ,

ещё раз рассматривают свои работы, рассказывают остальным, что увидели, какую форму снежинки разглядели ; делятся впечатлениями.

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Проект разработан воспитанниками ТО «Рукодельница». Может быть использован в теме «Времена года» курса окружающий мир, на уроках технологии.

В ходе работы над проектом учащиеся изучают «строение снежинки», работают со схемами бисерных снежинок, составляют эскизы собственных моделей одежды. Результат этой работы - коллекция моделей с декорируемым элементом «снежинка». Работа над проектом позволяет учащимся научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации.

Тема проекта : «Такие разные снежинки».

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

По количеству участников : коллективный.

По продолжительности: 1 учебный год.

Актуальность и новизна проекта . Значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков обладало декоративно-прикладное искусство и народные ремесла. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России, не исключение и Центрально - чернозёмный регион. Глубокие народные традиции нашего края хранят приемы работы с различными материалами. Умение воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности, уметь видеть красоту в окружающем мире и способность переносить это в свои работы - вот актуальность данной работы

Гипотеза проекта: Если изучить строение природной снежинки, то можно изготовить снежинку в различных техниках рукоделия.

Объект исследования: природные снежинки.

Цель: изучение природных снежинок и создание коллекции одежды с использованием бисерных элементов «снежинки».

Задачи:

1. Изучить строение снежинки.

2. Составить собственную схему элемента «Снежинка».

3. Составить эскиз модели.

4. Изготовить модель.

5. Распространить свой опыт участвуя в конкурсах и мероприятиях.

Программное обеспечение проекта : среда для создания презентаций Power Point, MikrosoftWord.

Проблемные вопросы:

  • О чем может рассказать снежинка?
  • Какие существуют формы снежинок?
  • Как рождается снежинка?
  • Можно ли путем замораживания из капельки воды получить снежинку?
  • Как изготовить снежинку из бисера
  • Как декорировать одежду снежинками.

План проведения проекта

  • Планирование работы учащихся в группе. Обсуждение возможных источников информации (сентябрь)
  • Работа со схемами эскизами (сентябрь-октябрь)
  • Выполнение практической части проекта (октябрь-декабрь)
  • Участие в конкурсах, выступления (декабрь-май)

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация «Такие разные Снежинки»
  • Конкурсный показ коллекции «Красна девица»

Вывод: зная строение природных снежинок и систематизируя эти знания и навыки работы с тканью и бисером, можно создавать новые схемы и поделки.

Результативность:

  • 2 место региональный этап Всероссийского конкурса театров моды и костюма «Молодежная мода - новый стиль отношений».
  • Участие в областной конференции.
  • 1 место в конкурсе проектов в Доме творчества.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
ПРОЕКТ «Волшебное зимнее чудо –снежинка».
(старшая группа)
Воспитатель: Пурюшина Елена Николаевна
Актуальность
Очень красиво зимой, когда идет мягкий, пушистый снег. Во время прогулки на участке детского сада дети ловили снежинки на ладошки, рассматривали форму снежинок. Снежинки - звездочки все разной формы. Играя со снегом дети задавали вопросы: «Почему снег липкий?», «Почему снежинки разные?» и т. д. Так появилась идея создания проекта о чудесном явлении природы - снежинки. Проект «Необыкновенные снежинки» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие). Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет детям материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.
проект: среднесрочный (декабрь-январь, групповой,
исследовательский- творческий.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, свойства снега.
Объект исследования: снежинка (снег).
Цель: Создать условия для формирования у детей знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности. Изучение природного явления – снежинки.
Задачи:
Развивать любознательность, наблюдательность в процессе ознакомления с природой.
Развивать способность детей видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности, связную речь, эстетический вкус;
Способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта.
Гипотеза: если познакомиться со свойствами снега (снежинки, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.
Предполагаемый результат:
расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка (снег);
формирование устойчивого познавательного интереса через организацию исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап Подготовительный
Содержание деятельности:
постановка цели и задач проекта;
составление плана работы по проекту;
подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, иллюстраций;
подготовка материалов для художественного творчества;
беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
создание соответствующей развивающей среды;
создание картотеки опытов со снегом.
II этап – ДеятельностныйОбразовательная область «Речевое развитие»
Заучивание наизусть: стихи, загадки, потешки.
Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снеговик», «Холодно», «Снежный пирог»
Речевые упражнения:
«Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»
Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше)
Дерево большое, а дом еще… (больше)
Облако белое, а снежинка еще … (белее)
Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее)
Перышко легкое, а снежинка еще… (легче)
«Поможем зиме» Какие бывают снежинки? Какой снег?
Словарь:
Снежинки какие: белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.
Снег какой: лёгкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.
Снежинки что делают? Снег что делает?
Словарь:
Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.
«Придумай слово»
Снег падает. Это? (Снегопад)
По снегу ходит. Что? (Снегоход)
Катается по снегу. Что? (Снегокат)
Снег убирает машина. Какая? (Снегоуборочная)
Белый как снег. Какой? (Белоснежный)
Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».
Чтение художественной литературы:
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».
Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.
Рассматривание иллюстраций.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
На участке: окучивание деревьев, кустарников снегом.
Снежные постройки из снега.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривание иллюстраций книг, сюжетных картинок, открыток, фотографий зимних пейзажей.
Рисование: Творческая мастерская по ИЗО деятельности с участием родителей «Необыкновенные снежинки за окном» (нетрадиционная техника рисования - волшебное рисование свечой)
рисование манкой «Снежинки-звёздочки»,
рисование красками «Ажурные платья, резные косынки. Волшебное зимнее чудо –снежинки».
Аппликация: «Послушные ножницы» (вырезывание снежинок,
Лепка: «Снеговик».
Ручной труд: изготовление цветных льдинок, Оригами «Снежинка».
Проведение новогоднего утренника
Танец «Снежинки»;
Драматизация сказки «Заячья избушка»;
Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек, «Найди похожие снежинки», «Составь узор», «Составь снежинку», используя семена фасоли, гороха, каштана.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физминутка: «С неба падают снежинки».
Дыхательная гимнастика: «Снежинки летят»
Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».
Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»; Шнуровка «Снежный домик».
Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.
Спортивный праздник «Снежная карусель»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.
Вода. Снег.
Задачи: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам.
«Защитные свойства снега». Значение снежного покрова.
Задачи: Продолжить знакомство со свойствами снега (скрипит, рыхлый, липкий). Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Опыт: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.
Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.
Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.
«Таяние снега»
Цель: Продолжить знакомство со свойствами снега: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Опыт: таяние снега в помещении.
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег от тепла тает, превращается в воду.
Опыт: "Можно ли пить талую воду?"
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее воды из-под крана.
Взять два пластмассовых стаканчика, в один положить снег, в другой стакан налить воду из-под крана. Затем, как снег растает, рассмотреть воду в стаканчиках и сравнить ее. Вывод: снег – это грязная талая вода, и эту воду пить людям нельзя, но талой водой можно поливать растения. Исследовательская деятельность:
Рассматривание снежинок через лупу, микроскоп. Замер глубины снежного покрова.
Взаимодействие с родителями:
С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей (опыты со снегом).
Совместное изготовление фигур из снега для украшения участка.
Пригласить родителей на мастер-класс «Необыкновенные снежинки»
Организовать выставку работ и поделок «Парад снеговиков и снежинок».
III этап Завершающий
Результат работы проекта:
Дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе проекта в процессе ознакомления с природой. Дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды; увидели разнообразие снежинок; научились проводить опыты со снегом, определяя его свойства;
Продукт проекта:
Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Парад снеговиков и снежинок»
Оформление альбома «Необыкновенные снежинки»
Информационные ресурсы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
3. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-304с.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребёнка. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-240с.
р.п.Ардатов, Нижегородская область.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: