Возрастная психология. учебник для вузов. Психология развития и возрастная психология

АБРАМОВА Г. И.

А 16 Введение в практическую психологию. - М" Междуна-

родная педагогическая академия, 1994.-237с. ISBN

Наука о человеке - психология - позволяет видеть в бес-

конечном разнообразии людских судеб гармонию и целесо-

образность- Овладеть научной позицией в изучении челове-

ка - значит не только научиться фиксировать факты его

жизни, но и видеть перспективу его изменения. Этим целям

служит данное учебное пособие.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Г. С. АБРАМОВА

ВВЕДЕНИЕ

в практическую психологию

Издание второе,

исправленное и дополненное

МОСКВА -1994

Практическая психология ^J^^-^

в н^ей жи. ни. Интеле ^"Р^^ областями знания^

Гс^^еГ^иеТиТ^Но ^^Г^

удовлетворить до конца, ^^ечное разнообразие впе^а^

Работа с людьми дает бескон^ ^^атизировать, обоб-

лений о них, которое ^^^этим разнообразием е

щить, осмыслить, чтобы во^^ человеческой жизни, 1а

Опустить и закономерное и в^"^° о человеке - психоло-

^о позицию позволяет занять на>ка о ^^^ науки-она

^ При всей ее ^^^^детьв бесконечном разнооб-

обостряет зрение, "^^^^ и целесообразность.

пазии человеческих судеб "Р""""^цении человека-значит

^ Овладеть научной позиции в ^У^^ ^^ни, но и ви-

не "ольк^о научится фикси^ь Ф^^^ ^"^нный в этом

де^ перспективу ^^^^ателей к этому, мы будем

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Понятие о психологической информации и способах

ее получения.

Что такое информация о человеке? Это могут быть кон-

кретные знания о конкретном человеке, это могут быть и

знания о его близких, о социальной и экономической обста-

новке его окружающей, это могут быть знания, характери-

зующие его как биологическое существо и т. п. Все эти зна-

ния позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления

человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях дей-

ствовать в окружающем мире. О человеке говорят и предме-

ты, созданные и используемые им.

Есть очень интересная точка зрения на происхождение

человеческой истории, высказанная академиком Поршне-

вым Б. Ф. Она основана на понимании материальных потреб-

ностей человека, его нужды в конкретных предметах или

свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, ем-

ком сосуде и т. п. Поршнев Б. Ф- утверждает и убедительно

доказывает, что норма поведения каждого человека в перво-

бытном обществе состояла в том, "то он раздаривал резуль-

таты своего труда. Другими словами, производя больше, чем

было нужно для восстановления сил, затраченных на произ-

водство, человек стремился угостить и одарить других. Как

отмечал Б. Ф. Поршнев, <на заре истории лишь препоны ро-

дового, племенного, этнокультурного характера останавлива-

ли в локальных рамках <расточительство> и тем самым не

допускали разорения данной первобытной общины или груп-

пы людей>."

<Отдать>-это норма отношений в первобытном общест-

ве, это форма воздействия на другого человека с помощью

добытого из природной среды продукта, средства обеспече-

ния жизненных благ.

") Б. Ф. Поршнев <О начале человеческой истории>, М" 1974, с. 405.

до возьми его себе.

А может быть, такой.

Возьми орех. ^ возьми мой банан-

Беру. Хороший орех. А ть ^о функцию,

^ес" предметы выполняют ^^ощыонзвсстныхим

^0 гопали в поле ^"Р^^е может быть пер. да-о ^

^^^^^^^^- ^^^^-^

^^ошение заиптересоваиности ^^^ взаим. ои при-

Чечовек может сам "Р^"^^е^в качествах предме-

Э::^" закон ра^-

^^ции одного человека. ^^^,^"

Как писал Б. Ф.Поршнев,^^^^^^ ^рной

^п^ть действия, не диктуемые его^ ,"а…счие 1^очзво-

^ой Человек стал "РИ^^Р^^ ,ооое вк…ю. aлo в

^х им предметов, н^^^вало ^ с.^.^- и-

себячеловеческиеотношения^р^ J^^^ ^,^ого

Чтобы был установлен "Р^^^^ое им, общество со-

чел^века отдавать и А^^^цин пределов дарения.

здало специальные иоР^^^^ь множество человеческих

э^о привело к тому, ^ ^J^a по разным, даже слу-

общностей, обособленных дру

чайным признакам. Общие нормы регуляции процесса отда-

вания произведенных благ объединяли их и одновременно ог-

раничивали от других общностей. Эти общие нормы и фикси-

ровались в едином для общности людей языке, который вы-

полнял главную функцию-воздействие на другого челове-

Недаро", многие лингвисты предполагают, что глаголы

более древ1;пе чем существительные, при этом глаголы были

сначала 1ю;л"д."1тольными, повелительными, воздействующими

непоср^^с. г^по на действие человека. Повелительную функ-

цию г. ыполияет глагол во всех временах: начали! начинайте!

начин;1ть! начнем! от глагольным существительным-нача-

Из ^.".-к^кенной выше гипотезы академика Б. Ф. Поршне-

ва, МО/к":!) выделить следующие особенности информации о

че"1.!."::;i i.(/:,uina другими людьми и передана человеку

через;:;).. ".т iiJH слово; цель передачи этой инфчрм. чцпи-

вс^з.^спчвис. и…". c"."eiiHe действий человека; эта информация

объедп ^с) че-ювека с одними людьми и одновременно разъ-

единяет с другими.

HiaK. в;i-l\i: c,",^lice свойство информации о индивидуаль-

ности!;(\"i)^"Ka - она создана другими, передается ему и

после \CG:;c: n,i становится основой саморегуляции.

0д1;<"ко, психологическая информация принимается чело-

веком от других людей через воздействие их на него. Это воз-

действие имеет разную силу: от минимальной-только слег-

ка меняющей рисунок действий, до максимальной-разру-

шающей необратимо действия человека.

Видимо, в процессе истории человеческого общества для

регуляции гилы воздействия людей друг на друга появились

специальные, м. хагизмы. Л1ожно согласиться, что Б. Ф. Пор-

шневым, что важнейшим приобретением человечества стало

молчание I^IK реакция на воздействие или бездействие. Мол-

чание, бгу1я"1ствне Б. Ф. Поршнев справедливо называет <во-

ротами к мышлению>, ато первый шаг в становлении внут-

реннего MH"L)a человека.

Защитные механизмы личности, которые сегодня подроб-

но описаны психологами, тоже можно рассматривать как

барьеры на пути воздействия одного человека на другого.

Проекция, регрессия, вытеснение, замещающая деятельность,

сублимация и другие защитные механизмы личности выпол-

няют роль фильтров в получении информации о себе от дру-

гого человека. В этом проявляется диалектический закон

единства и борьбы противоположностей: есть воздействие че-

вас человека чеЛове-

ловеКа на ^^^^^м ^^нейшее, -

ку возникшее и су^ ^озможностьопис^^_онади-

^" Таким обР"^^сихологическоя ^Ф^^ует соотне-

наш взгляд, ^^ статистический ^^^б/дут^. ^-

намична, ^^^^^ контекстом-^^о^" характеризуя

сения с более ш^^ ^формации. Н^^^ент временной

стоящим сооб^ Обязательно ввоД^^ ^^^ он пре^

какого-то ^^^о? всегда ли ">^^,о с ним буде^

отнесенности^^ ^^^ он был раньше, ^кая

ставляется сегодни содержательно "^^о быть,

Практическая психология. Абрамова Г.С.

6 -е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003 - 496 с.

Учебник освещает вопросы профессиональной этики и практической психологии, психодиагностики, психологической коррекции и психотерапии Автор на многочисленных примерах раскрывает проблемы психологического консультирования, взаимодействия психолога с представителями смежных профессий (педагогами, врачами, юристами социальными работниками)

В «Практикуме по психологическому консультированию» дополняющем учебник, даны практические задания на освоение техники психологического консультирования.

Издание предназначено для студентов, изучающих психологию, а также для всех специалистов, работающих с людьми.

Формат: pdf / zip (2003 , 6-е изд., 496с.)

Размер: 1,7 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip (2001, 6-е изд., 480с. Здесь плохое форматирование; pdf не идеал, но получше.)

Размер: 822 Кб

/ Download файл

Содержание
Глава 1 О «ВЕЧНЫХ» ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
§ 1. Психологические проблемы методологического обоснования в психологии как науке
§ 2. «Данность» как методологическое понятие в современной психологии
§ 3. Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека
Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
§ 1. Понятие о психологической информации и способах ее получения
§ 2. Модель профессиональной деятельности практического психолога
§ 3. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога
§ 4. Понятие о психологической задаче и психологической помощи
§ 5. Методические основы решения психологических задач
Глава IV ПСИХОДИАГНОСТИКА
§ 1. Методологические основы получения психодиагностических данных
§ 2. Получение психологической информации в работе психодиагноста
§ 3. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи

§ 5. Критерии эффективности практической работы психодиагноста
Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
§ 1. Методологические основы организации психологической коррекции
§ 2. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции
§ 3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
§ 4. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога
Глава VI ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
§ 1. Методологические основы психологического консультирования
§ 2. Интервью как основной метод психологического консультирования
§ 3. Индивидуальное консультирование
§ 4. Групповое консультирование
Глава VII ПСИХОТЕРАПИЯ
§ 1. Психотерапия как профессия психодога
§ 2. Основные методы психотерапевтического воздействия
§ 3. Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии
§ 4. Групповая психотерапия
§ 5. Проблема показателей эффективности психотерапевтической и консультационной работы практического психолога
Глава VIII ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ
§ 1. Учитель (педагог) и психолог
§ 2. Психолог и юридическая практика
§ 3. Врач и психолог
§ 4. Социальный работник и психолог
ПСИХОЛОГИЯ В МЕТАФОРАХ И ОБРАЗАХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМИ (ИЗОПЫТА РАБОТЫ)
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

В учебнике раскрываются основные понятия и категории, анализируются актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования, связанные с ними. Содержатся факты, закономерности и теории психического развития современного человека. Подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все основные темы курса?Возрастная психология?, преподаваемого в вузах. Для студентов высших учебных заведений, изучающих психологию как специальный предмет, специалистов и читателей, занимающихся вопросами возрастной психологии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Название: Практическая психология.

    Учебник освещает вопросы профессиональной этики и практической психологии, психодиагностики, психологической коррекции и психотерапии Автор на многочисленных примерах раскрывает проблемы психологического консультирования, взаимодействия психолога с представителями смежных профессий (педагогами, врачами, юристами социальными работниками)
    В «Практикуме по психологическому консультированию» дополняющем учебник, даны практические задания на освоение техники психологического консультирования.
    Издание предназначено для студентов, изучающих психологию, а также для всех специалистов, работающих с людьми.

    Возможно, идеалом современного знания должен стать новый синкретизм. Именно новый, то есть не только вспомненный, но и построенный заново В П Зинченко, Б Б Моргунов
    Хотелось бы усилить свой эпиграф повторением слова «возможно», поставив после него знак вопроса как риторический. Другими словами, заведомо оставив его без ответа, т. к. не только не знаю однозначного, но и потому, что происходящее сегодня в отечественной науке далеко небезразлично и требует уточнения и обозначения собственной позиции по заявленной в названии теме.
    Прежде всего, хотелось бы уточнить, что в психологии как и в любой науке работают не только ученые. Б. Рассел говорил об этом так. «Человек пауки (я не имею в виду каждого, так как многие люди науки не являются учеными, -- я говорю о человеке науки, каким он должен быть) -- это человек внимательный, осторожный, последовательный, он опирается только на опыт в своих выводах и не готов к всеохватывающим обобщениям, он не примет теорию лишь потому, что она изящна, симметрична и обладает синтетическим характером; он исследует ее в деталях и в приложениях».
    Б. Рассел, описывая понятие «наука», естественно не преминул упомянуть о том, что наука - это прежде всего знание особого рода, которое стремится найти общие законы, связывающие множество отдельных фактов. Наука равноправна с искусством как поиск истины, она же обладает практическим значением, которого нет у искусства. В силу этого возникает особая форма, я бы сказала, беззащитности научного знания, т. к. не наука решает как будут использованы ее плоды. Она сама по себе не обеспечивает людей этикой, а только показывает путь достижения цели или невозможность движения по какому-то пути, к какой-то цели. Но выбор между целями, желаемыми для достижения, определяется не только научными соображениями - это путь, на котором наука встречается с жизнью в виде этики.
    По-моему, сегодня эта встреча для большинства людей, работающих в психологии как в науке, произошла (или происходит) с предельной определенностью, с требованием уточнения и обозначения (в который раз в истории психологии!) ее предмета, методов, основных принципов строения научного знания, т. е. всех тех образующих науки, которые определяют ее существование, как особой деятельности, предполагающей поиск истины (хотелось бы выделить это слово).

    Содержание
    Глава 1 О «ВЕЧНЫХ» ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

    § 1. Психологические проблемы методологического обоснования в психологии как науке
    § 2. «Данность» как методологическое понятие в современной психологии
    § 3. Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека
    Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

    § 1. Понятие о психологической информации и способах ее получения
    § 2. Модель профессиональной деятельности практического психолога
    § 3. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога
    § 4. Понятие о психологической задаче и психологической помощи
    § 5. Методические основы решения психологических задач
    Глава IV ПСИХОДИАГНОСТИКА
    § 1. Методологические основы получения психодиагностических данных
    § 2. Получение психологической информации в работе психодиагноста
    § 3. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи

    § 5. Критерии эффективности практической работы психодиагноста
    Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
    § 1. Методологические основы организации психологической коррекции
    § 2. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции
    § 3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
    § 4. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога
    Глава VI ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
    § 1. Методологические основы психологического консультирования
    § 2. Интервью как основной метод психологического консультирования
    § 3. Индивидуальное консультирование
    § 4. Групповое консультирование
    Глава VII ПСИХОТЕРАПИЯ
    § 1. Психотерапия как профессия психодога
    § 2. Основные методы психотерапевтического воздействия
    § 3. Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии
    § 4. Групповая психотерапия
    § 5. Проблема показателей эффективности психотерапевтической и консультационной работы практического психолога
    Глава VIII ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ
    § 1. Учитель (педагог) и психолог
    § 2. Психолог и юридическая практика
    § 3. Врач и психолог
    § 4. Социальный работник и психолог
    ПСИХОЛОГИЯ В МЕТАФОРАХ И ОБРАЗАХ
    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
    ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Практическая психология - Абрамова Г.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Абрамова Г. С.

    А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

    ISBN 5-7695-0303-3

    Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основной теме - становлению человека, формированию жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование

    в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемами современной психологии.

    © Абрамова Г.С, 1998

    © Издательский центр «Академия», 1998

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

    отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

    мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

    ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

    не существовало тревоги за будущее...

    Эта книга написана

    потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

    потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;

    потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят;

    потому что это, прежде всего, путь построения текста -

    словесного текста, обращенного к слушателю; потому что

    существует мировая художественная литература и наука, которые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинство осуществления живой жизни выразить невозможно...

    Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, какой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках университета.

    Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гуманиста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень важно, я бы даже сказала, пристрастно важно.

    Хотелось показать использование разных способов понимания человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тексте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи, и отрывки из художественной литературы, и многое другое...

    Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций поможет читателю сориентироваться в собственной картине мира. Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности человека не отпугнут читателя словом «смерть».

    Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавший его человек захотел со мной поспорить...

    Считала, что недоговоренность - основное свойство психологического знания. Иначе это называют открытостью, открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исходного положения, позволяющего понимать предмет своего изучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта для любого, обладающего минимальной любознательностью, возможностью задавать самому себе вопросы...

    Относительность истины научного знания в психологии приобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы человека, получившего это знание. Это делает историю науки не только историей поиска истины, но и историей судеб...

    Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Как это узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, если

    тайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразгаданная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день,

    который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, «завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий

    нас, представляется нам тьмой. Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще

    впереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда».

    В моей работе нет конкретных биографий людей, с которыми встречалась близко за годы профессиональной практической работы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при-

    сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца, переделать заново не один раз многие страницы.

    Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком ради помощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлении своей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикой кем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизнь гораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле-

    ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир фантомами чувств, мыслей, желаний и...

    Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мне простит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции о том, как надо и что должно быть...

    Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

    Ученый обладает готовыми понятиями и будет пытаться объяснять «факты» при помощи этих понятий, таким образом, он будет подходить предвзято, будет глядеть сквозь определенные очки и, как знать, будут ли эти очки пояснять или искажать картину?

    Мать близко знает своего ребенка, однако по большей части это знание на данный момент. Если психология

    вооружит ее определенными точками зрения, которые сделают ясными основные черты развития, она лучше сумеет следить за своим ребенком.

    К.Коффка, Основы психического развития

    Я могла бы продолжить эпиграф цитатами из других авторов, но позволю привести себе только один - тот, который чаще всего встречается в разговоре со взрослыми о детях. Это вопрос - риторический, эмоционально насыщенный, чаще тревожный, чем оптимистичный:

    Возрастная психология - это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает какой-то возраст - от младенческого

    до старческого (детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология - это о стариках). Как всякая наука она обсуждает вопрос о

    своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или

    иной теории. Как всякая наука, она стремится описать свой предмет в специальных терминах - научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например от общей психологии, психофизиологии, тоже изу-

    чающих возрасты: те большие биологические часы, которые начинают свой ход с момента зарождения человека. Всем известно направление движения этих часов - от рождения к

    смерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, и очевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Но это скорее лирическое отступление, чем описание предмета возрастной психологии.

    Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существова-

    нии самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос (и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие и кто его может определить. Кроме того, появляется вечный

    философский вопрос - вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.

    Если вы отнесете эти вопросы к себе в таком, например, виде, то почувствуете, насколько они могут быть важными для вашей судьбы:

    1. Нормальный ли я человек?

    2. Развитый ли я человек?

    3. Соответствует ли мое развитие моему возрасту?

    4. Что изменится (и изменится ли вообще) в моем внутреннем мире с возрастом?

    5. Смогу ли я сам изменить себя?

    Эти же вопросы можно задать в отношении любого человека. Точность ответа на них может существенно повлиять на судьбу человека - на его собственные решения и решения

    других людей, от которых могут зависеть его важные личные события. Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она располагает данными о том, что может быть в жизни человека вообще, так как пытается изучить всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастам уделяется большее внимание, а каким-то меньшее. Происхо-

    дит это отчасти потому, что «ученый, занимающийся изучением человека, более всех других исследователей подвержен

    воздействию социального климата. Это происходит оттого, что не только он сам, его образ мыслей, его интересы и поставленные им вопросы детерминированы обществом (как

    это бывает в естественных науках), но также детерминирован обществом и сам предмет исследования - человек. Каждый раз, когда психолог говорит о человеке, моделью для него служат люди из его ближайшего окружения - и прежде всего он сам. В современном индустриальном обществе люди ориентируются на разум, их чувства бедны, эмоции представляются им излишним балластом, причем так обстоят дела и у самого психолога, и у объектов его исследования», - писал Э.Фромм".

    С этим трудно не согласиться. Вспоминаются в связи с этим слова Д.Б.Эльконина, сказанные на одной из лекций по детской психологии: «Я стал по-настоящему психологом только тогда, когда родился внук».

    Я исследователя соприкасается с Я исследуемого теми гранями, которые есть у каждого из них. Чудо возрастной психологии состоит в том, что она позволяет исследователю

    Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.-С.22. прожить в своей собственной жизни множество событий,

    связанных с обновленным пониманием жизни других людей. Развитие, обновление видения можно наблюдать в текстах З.Фрейда и Ж.Пиаже, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, в работах Э.Эриксона и Э.Фромма. Это увлекательная и, на

    мой взгляд, мало исследованная страница истории возрастной психологии.

    Итак, возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей

    задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возрасту - человек, которого психолог назовет испытуемым, исследуемым.

    Уже само возможное различие в физическом возрасте порождает проблему понимания. Эта проблема многократно усложняется, когда речь идет об изучении ребенка. Как это сделать, чтобы получить точные данные?

    Листаю старые и новые книги, мудреные названия: экспе- риментально-генетический метод, клиническое наблюдение, лонгитюдное исследование, метод поэтапного формирования, включенное наблюдение, лабораторный эксперимент и тому

    подобное. Оставим подробное описание этих процедур специальным изданиям, в этой книге я попробую выделить главное во всех методах (естественно, главное с моей точки зрения):

    они расчленяют, разделяют непрерывное течение жизни человека на отдельные ситуации, закономерные с точки зрения исследователя, экспериментатора; строгая фиксация этих ситуаций в материалах научных протоколов позволяет анализировать именно эти ситуации, а не видение самого ученого.

    Хотя, если протокол не формализован (нет стандартной формы), то, естественно, исследуемая ситуация будет видеться и пониматься по-разному всеми ее участниками и лицами, которые попытаются ее повторить.

    Исследователь в возрастной психологии имеет дело с протокольно зафиксированной ситуацией. Она для него предмет анализа и объяснения - интерпретации.

    Есть один вид исследования, который, кажется, позволяет преодолеть эту фрагментарность и ситуативность в понимании человека, - это дневники. Дневники самих людей, напи-

    санные от первого лица, и дневники, повествующие о жизни кого-то, - знаменитые дневники матери, например, описывающие развитие ребенка. В этих дневниках, особенно в дневниках матери, есть тот материал, который не дается ис-

    следовательскому глазу. В этих дневниках может быть то отношение к ребенку, идущее от личного переживания, в свете которого все происходящее с ребенком важно, ценно. Это

    то что К.Коффка называл наивным наблюдением, в чем, по его мнению (по моему тоже), психология испытывает огромную необходимость. Это наивное наблюдение обладает важнейшим свойством - оно лишено избирательности ис-

    следовательского взгляда, а потому целостно, я бы сказала тепло, потому что не оценивает ребенка, испытуемого, а включено в жизнь исследуемого естественно, органично, как

    эмоциональное содержание человеческих отношений. Думаю, что это очень сильно ощущается в современной психологии, когда трудно читать многие научные тексты изза того, что они слишком перегружены псевдопсихологической информацией.

    Вспоминается в этой связи пример из студенческого дневника наблюдений во время педагогической практики: «Было темно. Он вышел, свернул за угол и скрылся из глаз». Где

    здесь про психическую реальность? Ту самую, которая развивается по своим, ей присущим, законам? Определить весьма непросто. Думаю, что свойства этой

    реальности так же трудно найти в целом ряде работ людей, которые называют себя

    психологами. Остается только с болью присоединиться к мнению В.П.Зинченко, высказанному несколько лет назад (помоему, сегодня ситуация еще сложнее): «Серьезно сказалось и то, что психология оторвалась от философской, гуманитар-

    ной культуры, превратилась в служанку технократической политики - вот тогда-то она и утратила свою душу. В нашу науку пришло много инженеров, математиков, биологов, фи-

    зиков. Это способствовало не столько развитию междисциплинарных связей, сколько снижению профессионализма»". Психологии как науке с момента ее зарождения было ТРУДНО выделить и удержать свой предмет исследования. Од-

    на из причин этого состоит в снижении профессионализма психологов2 и в том, что каждый человек обладает иллюзорной уверенностью в том, что он всегда сможет понимать, ис-

    следовать, управлять другим человеком, потому что сам является им. На этом явлении проекции, то есть понимании другого (события, явления, предмета) по принципу сходства с собой, мы еще не раз остановимся.

    1Психология без души // Советская культура. - 11.02.86.

    2См, например Осторожно, психотерапия // Штерн (нем.). - 1995 - № 27 А сейчас, в этот момент рассуждения и возрастной психологии, хотелось бы в продолжение цитаты из В.П.Зинченко привести простую аналогию из области музыкального слуха: мы все слышим музыку (естественно, при сохранности соответствующих органов чувств), но не все можем ее воспроизвести. Получиться это воспроизведение получится, но оно может оказаться весьма приблизительным. Так и с пси-

    хической реальностью - так или иначе мы все присутствуем в ней, но понять ее, почувствовать, а тем более воспроизвести, познав ее свойства, часто можем весьма и весьма при-

    близительно. Не могу не воспользоваться еще одной цитатой из старой мудрой книги, описавшей душу ребенка почти 100 лет тому назад. Итак, Б.Прейер «Душа ребенка» (СПб, 1891. - С. 198): «Развитому человеку очень трудно вообра-

    зить себя в положении ребенка, который еще не имеет никаких опытов или разве только смутные. Каждый опыт, после того как ребенку удастся пройти первую эпоху роста, остав-

    ляет в мозгу органическое изменение, подобно рубцу. По-

    этому состояние чувствизма у новорожденного, еще не за-

    тронутое индивидуальными впечатлениями и помеченное лишь менее

    выдающимися отпечатками опытов минувших поколений, не легко представить себе, не прибегая к содейст-

    вию фантазии (курсив мой. - А. Г.). Душевное состояние каждого человека есть до такой степени продукт всего им пережитого, что он совсем не может себя представить без своего прошлого».

    Фантазия исследователя, экспериментатора, ученого дополняет систему жизненных фактов до теории, до обобщения, позволяющего использовать его в дальнейшем для понимания других фактов.

    Наука устроена так, что в ней личность ученого, его фантазия, говоря словами Б.Прейера, определяет то, какие факты он сумеет увидеть и как сможет их обобщить, что и почему

    будет считать критерием ценности, а часто и истинности увиденных фактов. Ученые используют такие понятия для описания своей экспериментальной и теоретической работы: практическая и теоретическая актуальность, предмет, задачи, методы и гипотезы исследования. Это очень важные моменты организации научной работы, так как именно они позволяют уточнить связь их индивидуальной работы с тем, что делают в этом

    направлении коллеги - отечественные и зарубежные. Кратко остановимся на характеристике понятий, определяющих работу в области возрастной психологии.

    Практическая актуальность - это описание тех лиц или сфер деятельности, где на практике может быть использовано получаемое знание. Например, при организации обуче-

    ния людей конкретного возраста или при определении готовности разных лиц к какому-то виду деятельности (выбору профессии, школьному обучению, к семейной жизни и тому подобное).

    Теоретическая актуальность предполагает формулировку проблемы (или проблем) с точки зрения самой науки, закономерностей ее развития как особого явления в жизни общества, как особого явления в жизни самого ученого.

    В момент осознания теоретической актуальности своей работы ученый с необходимостью обращается к своим переживаниям по поводу ценности, истинности получаемого

    им знания, что может обострить его отношения с коллегами, даже со всем научным сообществом. Так, посвящая свою книгу «Становление личности ребенка 6-7 лет» светлой па-

    мяти Александра Меня, Нинель Непомнящая пишет: «В трудное для меня время,

    когда закрывалась тема исследований, не публиковались мои работы и, казалось, рушилось то,

    чему отдана жизнь, отец Александр не только утешал меня, но и напутствовал к продолжению работы, призывал бодрствовать, надеяться, верить.

    В книге нет прямого обращения к религиозной теме, но в ней рассматриваются те механизмы психики, в которых раскрывается способность человека к универсальности, творчеству любви, уже в 6-7 лет складываются хотя и простые, но

    уже обобщенные, специфические для данного человека, устойчивые (то есть сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы».

    Понятие проблемы и теоретической актуальности позволяет ученому осознать его философскую позицию в понимании жизни человека и конкретизировать ее в виде собственной теории, проясняющей законы человеческой жизни. Ис-

    тория науки и наше время дают множество примеров личного научного мужества ученых, сумевших заявить о существовании своей собственной теоретической позиции в понимании человека.

    ционального напряжения, связанного с предъявлением своей позиции для научной общественности, произнося: «Я считаю иначе» или «Я считаю так». Достаточно в этой связи вспом-

    нить факт из биографии З.Фрейда, когда он в течение восьми лет был практически лишен общения с научной общественностью, так как высказал свою точку зрения.

    Заявить о существовании своей теории - значит заявить о собственном Я, о праве на истину, обоснованную Я-пережи- ваниями, Я-опытом человека. В известном смысле это предполагает противопоставление себя Другим, а значит, вызыва-

    ет их сопротивление. Для развития человеческой мысли это естественный процесс, так как мысль всегда появляется у одного человека, но будучи представленная другим, с течением

    времени она может восприниматься как очевидное, не требующее доказательств знание, позволяющее удерживать и обсуждать различные факты жизни как проблемы.

    В возрастной психологии проблемами можно считать несколько вопросов, постоянно присутствующих в деятельности ученого, исследующего

    закономерности развития психической реальности. Будем считать проблемой вопрос, на

    который нет однозначного ответа. Такие вопросы можно разделить на две (очень условные) категории: вечные вопросы (или проблемы) и преходящие, то есть ситуативно обусловленные.

    Вечные проблемы науки возрастной психологии можно было бы, думаю, сформулировать так:

    1. Что такое психическая реальность?

    2. Как она развивается?

    3. Как можно предсказать ее развитие и воздействовать на него?

    Естественно, эти вечные вопросы смыкаются с вопросом о том, что есть человек, то есть с вечным философским, или, как говорят, методологическим вопросом.

    Возможность работать над этими вопросами для ученых зачастую связана с решением преходящих, то есть обусловленных конкретным историческим временем, проблем, или, как говорят, социальным заказом.

    Так, отвечая на конкретный социальный вопрос о готовности ребенка к школе, психолог широко работает с понятием психического развития, так как именно это понятие как способ научного мышления позволяет формулировать гипотезы о

    связи конкретных фактов поведения ребенка, которые получает исследователь в ходе своей работы.

    Гипотезы (или гипотеза) дают основание для построения закономерности, соотнесения ее с другими, уже известными;

    таким образом, гипотезы позволяют увидеть не только настоящее время какого-то факта, но и его возможное прошлое

    и будущее. Гипотеза лишает факт статичности, ограниченно-

    сти мимолетности. Через гипотезу факт(ы) становится материалом для построения системы мышления, организующей понимание жизни человека человеком.

    Ученый осознает свою гипотезу, понимает ее неполноту и ограниченность. Люди в обыденной жизни склонны придавать гипотезам всеобщее значение, даже не обращая внимания на то, что устанавливаемая ими связь между фактами или их

    свойствами может носить случайный, временный, ситуативный характер, например, связь между фактом присвоения ребенком чужой вещи и воровством - фактом криминальной жизни взрослых.

    Для ученого, изучающего возрастную психологию, гипотеза о связи этих фактов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: