Бебенхаузен - немецкий средневековый монастырь. Проектно-исследовательская работа "средневековый монастырь" Чем прославился средневековый монастырь европы кратко

В наше время, посмотрев на монастырское сооружение с их притягательностью и громадностью, не можешь поверить, что, когда-то на месте монастыря было пустое место. Средневековые монастыре в Европе строились на века и даже на тысячелетия. Если говорить о предназначении монастырей, то они являлись центрами развития философской мысли, просвещения и, следовательно, формирования общеевропейской христианской культуры.

История развития монастырей.

Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь - это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь - это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же - на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического "надзора" за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог - десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей - аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в "тираж" и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является "Гаргантюа и Пантагрюэль", написанное Франсуа Рабле.

Образование и воспитание.

Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4- х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти "науки" для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год - в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась "Дьявольская сущность" человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.

Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Авторы: Егорова Ксения, Згеря Инесса Руководитель: Загребина Светлана Николаевна 2015г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Гимназия №3» Проектно - исследовательская работа по истории Тема: Средневековый монастырь 

2 слайд

Описание слайда:

Введение Основная часть 1.1. Первые монастыри в Европе 1.2. Монастырь Санкт-Галлен 1.3. Работа над макетом средневекового монастыря Заключение Содержание 

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Создать макет средневекового монастыря. Задачи проекта: 1. Изучить время появления первых монастырей в Европе 2.Рассмотреть особенности средневековых монастырей 3.Выполнить макет монастыря Санкт-Галлен Этапы работы над проектом: 1)Изучение литературы по теме 2)Подбор иллюстративного материала 3)Поиск информации о сохранившихся средневековых монастырях 4)Создание плана макета монастыря 5)Работа над созданием макета 6)Работа над созданием презентации 7)Подготовка к защите проекта Введение

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4−7, Мф.2:1−11), родился Иисус Христос. С первых веков существования христианства и до наших дней к этой святой земле направляются миллионы паломников. В конце четвертого века сюда прибыла последовательница блаженного Иеронима Стридонского - богатая и знатная римская матрона Павла. Собрав вокруг себя довольно большую женскую общину, она открыла в этот день в 395-ом году в Вифлееме первый женский монастырь. Павла стала его настоятельницей, а впоследствии организовала еще два женских монастыря. Вифлием (женский монастырь)

7 слайд

Описание слайда:

Монтекассино Бенедиктинский монастырь Монтекассино возвышается на высоком холме над автострадой в 120 км от Рима. Это один из древнейших монастырей Европы, но судьба к нему была немилосердной, то, что мы видим сейчас относится к XX в. Сюда не стоит ехать, чтобы почувствовать дух старинны или особую атмосферу старых монастырей, в Монтекассино этого не осталось, но, с исторической точки зрения, монастырь представляет интерес. Монтекассино был основан в 529 г. святым Бенедиктом Нурсийским, на том месте, где находился языческий храм Аполлона. Аббатство стало местом рождения Бенедиктинского ордена.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Леринское аббатство Леринское аббатство. Монастырь, расположившийся на островке Сент-Онора, что у побережья Канн - это самая яркая достопримечательность этого города. Считается, что это один из древнейших галлийских построек подобного рода, ведь он был основан примерно в 410 году. Сейчас комплекс принадлежит цистерцианцам. Монастырь имеет регулярное паромное сообщение с побережьем Канн, поэтому добраться до него не составляет труда: нужно лишь посетить старый порт. Святой Гонорат, основатель Леринского аббатства, хотел построить храм, который стал бы местом жительства братии. К VIII веку комплекс уже имел огромное влияние в Европе, и в то время здесь проживало более 500 монахов, которые отличались аскетизмом. Многие из них становились впоследствии епископами или основывали новые обители. Рядом с аббатством в XI веке построили форт, в котором находилась трапезная, капелла и библиотека. Вокруг монастыря расположились часовни, шесть из которых сохранились до сих пор, а от одной остались лишь руины. Основное здание было возведено более 1000 лет назад, но после того, как монастырь был закрыт в XVIII веке, оно было разрушено, а мощи основателя перенесли в собор Грасса. Монашеская возродилась здесь лишь полтора столетия назад, благодаря стараниям ордена цистерцианцев, восстановившим многие постройки, правда не в оригинальном стиле, а в романском, так что внешний облик обители изменился полностью.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Монастырь святого Галла - монастырь, расположенный в центре города Санкт-Галлен, был когда-то одним из крупнейших бенедиктинских монастырей Европы. Монастырь Святого Галла был основан в 613 году монахом-отшельником Галлусом. Монастырь постепенно превращался в раннее территориальное княжество. Важным элементом территориальной реорганизации, проводимой монастырем, стала унификация правил. В 1468 году были собраны и зафиксированы на бумаге все существующие обычаи и порядки. Установленным порядкам отныне должны были подчиняться все верноподданные земли. В отличие от других членов Швейцарского союза монастырь продолжал напрямую подчиняться Священной Римской империи германской нации. В 1525 году в монастырь пришла Реформация, и уже через два года монастырь Санкт-Галлен был распущен, но уже к 1532 году открыт вновь. Спустя тридцать лет все подданные земель монастыря перешли обратно в католическую веру, и к концу 16 века монастырь вновь превратился в современное централизованное территориальное княжество. Санкт-Галлен (Святого Галла)

12 слайд

Описание слайда:

Последний расцвет монастырь пережил в 18 веке - об этом, прежде всего, свидетельствуют обширные строительные работы в период с 1755 по 1767 год. Монастырь был перестроен в стиле барокко под руководством архитекторов Питера Тумба и Иоганна Беера. После Великой французской революции 1789 года приписные монастырские земли потребовали предоставления им свобод и прав, а с отсоединением Тоггенбурга политическое господство монастыря подошло к концу. В 1803 году был образован новый кантон Санкт-Галлен, а два года спустя монастырь был окончательно распущен. Бывшая монастырская церковь святого Галла сегодня является кафедральной церковью епископства Галльского. Церковь занесена в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Здание в стиле барокко было возведено в 18 веке (1755) на месте более древнего культового сооружения 9 века. Оно считается одним из последних монументальных культовых сооружений эпохи позднего барокко. Собор разделен ротондой на западную (неф) и восточную (хор) части.

13 слайд

Описание слайда:

Художественным и скульптурным убранством в стиле рококо и классицизма церковь обязана южногерманским мастерам. Фрески были выполнены братьями Иоганном и Матиасом Гиглями, барельефы - Кристианом Венцингером, а картины - Йозефом Ванненмахером. Два ряда деревянных скамей, установленных в хоре, украшены резьбой с изображением сцен жития святого Бенедикта. Башни восточного фасада в высоту составляют 68 метров. Рельеф на фронтоне изображает вознесение девы Марии, под ним установлены статуи святых Дезидерия и Маврикия.

14 слайд

Описание слайда:

В западном флигеле монастыря расположена монастырская библиотека. Помещение библиотеки было создано под руководством архитектора Петера Тумба в 1758 - 1767 годах. В настоящее время библиотека насчитывает около 150 000 томов, среди них около 2 000 рукописей (четыремстам из них более тысячи лет). Например, в библиотеке хранится латинско-немецкий словарь 790 года, самая старая книга на немецком языке. Также в западном флигеле расположен лапидарий, в котором представлены фрагменты каролингского собора 830 - 837 годов, найденные во время археологических раскопок, а также коллекция картин на деревянных панелях. В западной части придворного флигеля сегодня находится резиденция епископа.

15 слайд

Описание слайда:

С историко-культурной точки зрения наибольшую ценность здесь представляют личная капелла епископа, парадный зал, а также капелла святого Галла. В северном флигеле сегодня заседает кантональный суд. Флигель был возведен в 19 веке и использовался в разных целях - от арсенала до пожарной части. В восточной части бывшего монастыря находятся ворота Карлстор, возведенные в 1570 году. Они названы в честь архиепископа Карла Борромео и являются единственными дошедшими до наших дней внешними воротами города. Парадное здание на восточной стороне монастырской площади называется Новый Дворец (Neue Pfalz). После роспуска монастыря эта бывшая резиденция настоятеля монастыря стала местом заседаний сейма вновь образованного кантона Санкт-Галлен.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

1 - главная церковь; 2 - библиотека и скрипторий; 3 - ризница; 4 - башни; 5 - внутренний дворик; б -зал капитула (место собрания монахов); 7 - общая спальня монахов и купальня; 8 -трапезная; 9 - кухня; 10 - кладовая с погребом; 11 - помещение для паломников; 12 - хозяйственные постройки; 13 -дом для гостей; 14 -школа; 15 -дом аббата; 16 -дом врача; 17 -место для выращивания целебных трав; 18 -госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 -сад с кладбищем и огород; 20 -гусятник и курятник; 21-амбары; 22 - мастерские; 23 - пекарня и пивоварня; 24 -мельница, молотильня, сушилка; 25 - хлевы и конюшни; 26 -дом для челяди.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Все мы слышали о монастырях во Франции, Испании, Италии, Греции...а вот про немецкие монастыри почти ничего не известно, а все потому, что из-за Реформации церкви в XVI веке большинство из них было упразднено и не дошло до наших дней. Однако в на юге Германии близ Тюбингена сохранился один очень интересный монастырь.

Бебенхаузен был основан в 1183 году пфальцграфом Тюбингена и туда заселились монахи Ордена цистерцианцев, хотя строили монастырь монахи другого Ордена - премонстранцев, но они почему-то покинули монастырь через пару лет после его постройки. Монастырь был достаточно богатым и владел хорошими наделами, на которых монахи занимались земледелием, включая выращивание виноградников. Самостоятельность монастыря обеспечивала грамота императорна Генриха VI и булла Папы Иннокентия IIII. Кроме того монастырю принадлежал большой участок леса, где можно было охотиться. В 1534 году монастырь упразднили из-за того, что на эти земли пришло протестанство и католические монастыри были тут больше не нужны,но монахи продолжали жить здесь до 1648 года. С тех пор монастырь использовался как протестанская школа, одно время был резиденцией Вюртембергских королей, занимавшихся охотой в том самом лесу, а также использовался как место, где заседал парламент региона. Сейчас это просто музей, но монастырь уникален тем, что он сохранился гораздо лучше других. Архитектура монастыря - это прекрасный образец немецкой готики конца XV века. Первоначальные строения в романском стиле XII-XIII веков просто были перестроены.


План монастыря

От северных окраин Тюбингена здесь не больше километра, поэтому можно обойтись и без машины. Кроме того есть автобусы между и Тюбингеном с остановкой у монастыря - 826 (828) и 754, курсирующего между Зинтерфингеном и Тюбингеном.

Для тех, кто на машине, просто сворачивайте с дороги L1208 и почти сразу увидите бесплатную парковку у самых стен монастыря.


Как раз справа впереди красный автобус идет

Сам монастырь больше напоминает средневековую, укрепленную деревню. Здесь есть мощные стены и башни, но также есть и уютные частные домики, а также огородики. Зайти за стены не представляет труда - это бесплатно. Осмотреть большую часть монастыря можно и так.

Сначала вы поднимаетесь по лестнице и попадаете за первые стены

Затем поднимаемся еще выше


Одна из двух башен укреплений


Плац


Зеленая башня. Очевидно названа так по цвету черепицы


Между стенами


Деревня за стенами

Это бывший Дом аббатов, сейчас тут расположена дирекция музея


Дом Аббатов

Это, как я понимаю, и есть замок королей Вюртемберга. Он стоит из нескольких залов и кухни и связан коридором с основным зданием монастыря


Коридор, соединяющий замок и монастырь


Зал под основным зданием замка


За стенами


Основное здание монастыря справа

В глубине двора у задних стен находится монастырская церковь, однако входа в нее тут нет

В этой части монастыря у самых стен расположилось монастырское кладбище

Тут на углу стен находится вторая башня укрепления - Башня записи (Schreibturm). Под ней находится еще один вход в монастырь, очевидно, главный


Дома за стенами монастыря. Тут находится еще одна общественная парковка


Южная стена монастыря


Западная стена монастыря


Башня записи


Дом аббатов


Лекарственный огород

И вот, наконец, обойдя всю территорию монастыря, мы подошли к главному зданию

Здесь можно приобрести билет и осмотреть основное здание монастыря и его церковь. На кассе не забудьте попросить описание монастыря на русском, тут вам дадут пачку файлов, где будет рассказано обо всех помещениях монастыря

Это только с первого взгляда просто сувенирный магазин с кассами, на самом деле тут находилась монастырская кухня, о чем свидетельствует сохранившаяся печь.По монастырскому уставу здесь монахи питались 2 раза в день, а зимой, из-за укороченного светового дня - всего 1 раз. Рацион состоял из 410 грамм хлеба, овощей, фруктов и яиц. Больным братьям разрешалось есть мясо. По праздникам давали белый хлеб, рыбу, вино.

Внутри монастыря нас ждут традиционные галереи вокруг сада.

Первым залом в этой части монастыря станет трапезная, она находилась прямо у кухни, но до конца XV века тут питались миряне, а не монахи. В 1513 году на этом месте построили рефекторий - то есть теплое отапливаемое помещение для зимнего времени (помещение отапливали печи, находящиеся в подвальном помещении). А это зал зимней трапезной.


На резных колоннах, поддерживающих потолок, есть много интересных узоров, включая крендель и речных раков


На фреске изображен визит аббата Гумберта фон Сито в 1471 году

Стены и потолки зала украшены гербами основателей монастыря, монахов, аббатов и немецких князей

С 1946 по 1952 года тут заседал местный Ландтаг

Из зимней трапезной мы попадаем в трапезную послушников, которая до 1513 года была кладовой. Это помещение, как и соседнее, было отапливаемым. Роспись на потолке оригинальная и относится к 1530 году. Дверь в правом дальнем углу вела в спальни послушников.

Что касается количества послушников, то есть сведения, что в конце XIII века при монастыре было сразу 130 человек. Питались послушники так же, как и монахи.

Сейчас здесь находится небольшой музей сокровищ монастыря


Обратите внимание на стрелу Святого Себастьяна, такой его пытались убить. Реликвия очень важная, так как Святой Себастьян, как считалось, оберегает от чумы, а из-за нее в монастыре в свое время погибло много народу.

Из части монастыря, предназначенной для послушников, мы попадаем в северное крыло галереи. Здесь монахи читали, а также тут проходили некоторые обряды, например, омовение ног. Кроме того в этом крыле часто хоронили погибших братьев. На другой стороне галереи находится вход в монастырскую церковь, там же на стене высечены отметки о размерах захоронений Иисуса Христа и Девы Марии, которые привез со святой земли граф Эберхард в 1492 году


Западная галерея, крыло послушников

Тут на стенах после Реформации многие оставляли информацию о себе


Из северного крыла галереи мы попадаем в монастырскую церковь в честь Девы Марии. Он был построен в 1228 году. Это трехнефная базилика в романском стиле, весьма строгая, как и положено архитектуре цистерцианцев. Правда, до Реформации
церковь была украшена гораздо богаче, в частности в ней находилось, аж, 20 алтарей.

Согласно монастырскому распорядку дня богослужения тут проходили 7 раз днем и 1 раз ночью


Наиболее заслуживающая внимание деталь здесь канцель (кафедра) 1565 года, украшенная лепниной

Сразу у входа в церковь находится лестница, которая ведет в келии монахов - дормиториум. Это единственное место в монастыре, где для посетителей доступен второй этаж. До 1516 года здесь была общая спальня, затем появились отдельные комнаты (кельи). Стены и потолок украшены растительными мотивами. Кроме того при входе сохранились надписи из монастырского устава. Плитка здесь также старинная, начиная с XIII века. В середине XX века, когда в здании монастыря находился Ландтаг, здесь спали парламентарии

Для осмотра доступна одна из комнат


Умывальники

У лестницы на этаж расположены ряд помещений, например, тут находилась библиотека и архив монастыря.

Первое помещение на первом этаже этой части здания - капитул - место, где собирались монахи. Ежедневно это происходило в 6 утра. Вдоль стен стояли лавки, напротив входа сидел аббат. Также здесь хоронили наиболее достойных, о чем свидетельствует большое количество могильных плит. Это самая старая часть монастыря, она датируется 1220 годом. Роспись сводов произведена в 1528 году.

Слева в дальнем конце капитула находится небольшая комнатка, здесь в 1526 году жил эрцгерцог Фердинанд Австрийский, готовясь к исповеди

Следующее помещение в восточном крыле - парлаториум. Дело в том, что монахам-цистерцианцам по уставу запрещено было говорить, единственное помещение, где это можно было делать - парлаториум. Причем заходить сюда можно было только для короткого разговора по делу. Изначально наверх в спальни вела лестница, но в XIX веке ее разрушили.

Под полом зала находилась отопительная установка, которая была старше, чем сам монастырь

Сейчас здесь выставлены некоторые экспонаты

На цветной схеме монастыря видно к каким эпохам относятся те или иные части здания

В южном крыле здания находится одно из самых больших и красивых помещений монастыря - Летняя трапезная. Она была построена в 1335 году в готическом стиле взамен аналогичного романского помещения

Стены тут украшают гербы

А оригинальная потолочная роспись рассказывает о растительном мире и изображает фантастических животных

И только тут, в южном крыле галерей я обнаружил, что их своды украшены не менее изысканно. Каждое пересечение венчает 130 рельефных украшений и ни одно не повторяется. Изначально в этой части располагался калофакторий (отапливаемое помещение), но после того, как его построили западнее, расположенное здесь было разрушено.

И последнее помещение монастыря, доступное посетителям - источник, своего рода беседка, располагавшаяся напротив входа в трапезную. В центре этого помещения был фонтан с питьевой водой, кроме того братья мыли здесь руки перед едой. К сожалению, сама комната и фонтан были разрушены и были ваосстановлены только в 1879 году.

Над входом в комнату с источником сохранились два интересных изображения


Человек в меховой шапке, похоже, сам строитель


А это легендарный шут и балагур, герой сказок - Тиль Уленшпигель

И после изучения всех залов монастыря мы, наконец, выходим в сад с фонтаном



Сам фонтан XIX века

Как видно, у всех галерей был второй этаж, к сожалению, из всего туристам доступен только дормиториум в восточном крыле

В теплое время года монастырь открыт каждый с 9 до 18.00, и только по понедельникам здесь есть обед с 12 до 13 часов. В зимнее время монастырь не работает по понедельникам, а в остальные дни работает с 10 до 12 и с 13 до 17. Билет стоит 5 евро. Правда, съемка на территории платная. Кроме этого отдельно, но только вместе с гидом, на территории монастыря можно осмотреть дворец вюртембергских королей XIX века, а также замковую кухню.

Если будете в этих краях, то не забудьте посмотреть сам Тюбинген - очень интересный город. Там же можно и остновиться на ночлег, рекомендую для этого отель

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Монастырский двор (Stiftshof), фото Pavel Mondialus

История аббатства

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста) считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира. Аббатство создано в 1133 году. Это старейшая обитель цистерцианского ордена, зародившегося, как ветвь ордена бенедиктинцев, в XI столетии. Девять веков существует обитель и никогда она не была закрыта – даже в периоды турецкой осады и Реформации.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz) расположен в 25 километрах к юго-западу от центра Вены. Он стоит на краю , в одноимённом посёлке Хайлигенкройц. Светлые здания монастырского комплекса и высокая колокольня возвышаются среди зелёных холмов и могучих деревьев.

Архитектура главного храма

Церковь и колонна Св. Троицы, фото Anu Wintschalek

Орден цистерцианцев называют Белым монашеством: братия традиционно носит белые одежды. Согласно строгому монашескому уставу, храм – это «хвала Господу на Земле». В архитектуре собора, да и во всём облике монастыря – сдержанное величие и никаких излишеств. Строгий фасад храма, скромная колокольня и чистые линии светлых барочных галерей контрастируют с затейливыми скульптурами и ярким золотом чумной колонны в монастырском дворе. Хвала Господу за избавление от чумы!

Монастырское кладбище, фото Friedemann Hoflehner

В главном храме обители сочетаются элементы романской и раннеготической архитектуры. Вход ограждён красивым порталом с колоннами и стрельчатыми архивольтами. Фасад, главный неф и трансепт собора – образец романского стиля, редкого для Австрии. Хоры – готические, создавались они в XII веке. С 1290 года сохранились витражи (половина существующих витражных окон — подлинные).

Интерьер храма

Неф монастырской церкви, фото Patrick Costello

Во внутреннем убранстве монастырской церкви нет ни орнаментов, ни фресок. Монотонно серые стены переходят в серые же своды на нервюрах. Скульптурное оформление выполнено венецианцем Джулио Джулиани (он же изваял чумную колонну в 1739 г.). Доминанта убранства храма – расписной крест над барочным алтарём, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия романского креста, созданного в 1138 году.

Могила Фридрих II в Зале Собраний, фото Anu Wintschalek

Роскошный орган собора изготовил Игнац Кобер в 1804 году. На этом инструменте играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Вообще с монастырём Хайлигенкройц связаны многие известные имена: здесь бывали живописец Мартин Алтомонте, богослов Вильгельм Нойманн, композитор Альберих Мазак. В Зале Собрания обители захоронены тринадцать представителей династии Баренбергов; в часовне покоятся мощи святого Отто Фрейзинского. Хранится в обители и другая реликвия – частица Животворящего креста от святого распятия.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: