Древняя посуда. Крестьянская мебель и утварь. Современная глиняная посуда

Вроде бы посуда - ее и не замечаешь в бешеном ритме современной жизни. Слишком уж мелочь, слишком уж много ныне у человека разных проблем и забот, чтобы о ней размышлять. Все это понятно, но представьте, какой была бы наша жизнь без посуды. Как бы мы ели борщ или мясо по-французски? Да что там ели! Как бы мы готовили еду? Разве что над костром, на вертеле, мясо целыми тушами. Сомнительное удовольствие, не правда ли? Поэтому поговорим о посуде, о ее вчерашнем и сегодняшнем дне.

Давным-давно

Итак, когда же началась история посуды? Примерно 6-7 тысяч лет назад. Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных бокалах для вина речи в те далекие времена не шло. Слоны уже были, а вот посудные лавки - еще нет. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине. Именно из нее, конечно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок.

Постепенно люди поняли, что не всякая глина для посуды подходит. Иная при высыхании или обжиге трескается. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта. Естественно, производство посуды развивалось в тех регионах, где хорошей «посудной» глины было в достаточном количестве.

Очередным этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем-то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды - это способствовало постепенному повышению ее качества.

Античные Греция и Рим - именно здесь, пожалуй, керамическая посуда достигла своего расцвета. На маленьких и больших блюдах древние мастера изображали различных богов, сцены из их жизни, приключения героев. В этот же период появилось деление посуды на повседневную, парадную и декоративную. Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду.

Не стоит забывать и о фарфоре (он тоже - керамика). На его родине, в Китае, первые фарфоровые изделия появились около 600 года нашей эры. Прошло немало времени, только в XIV веке фарфор попал в Европу. Естественно, не в супермаркеты, а лишь к знатнейшим и богатейшим особам. Стоил фарфор очень дорого, и посуда из него долгое время оставалась скорее украшением интерьера, прекрасной безделушкой, говорящей, в том числе, о хорошем материальном положении владельца. Только в начале XVIII века в Старом свете смогли изготовить собственный качественный фарфор. Его стали поставлять к королевским дворам, и постепенно он получил достаточно широкое распространение, хотя и оставался привилегией знати. Далее разберем историю отдельных предметов посуды, столовых приборов и кухонной утвари.

Тарелка

История посуды невозможна без тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем, тарелка появилась на столах людей не сразу, во всяком случае, не вместе с пищей. Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть - прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. Зажиточные французы, впрочем, могли позволить себе металлическую столовую посуду. Тарелки тогда были не привычной для нас круглой, а четырехугольной формы.

На древнерусских просторах пищу, во всяком случае, века с XI, подавали на общих блюдах. Были они сделаны из разных материалов: деревянные, глиняные, оловянные, иногда стальные (но это уже позже, конечно, и далеко не во всех регионах). В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, чаще всего, правда, изготовленную заграницей. Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.

Вообще же, первое письменное упоминание об использовании на Руси во время трапезы индивидуальных тарелок относится к временам Лжедмитрия I. В «Домострое» было сказано, что при подготовке к обеду надо «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати».

Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных. Так или иначе, но в повседневный быт российских состоятельных особ индивидуальная посуда (тарелки, ложки) начала входить лишь в XVII веке, и только с XVIII века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы. В 1740-х годах в России был открыт секрет производства твердого фарфора, это, разумеется, помогло дальнейшему «продвижению» тарелки в народ. Однако низшие слои населения порой ели руками, прямо со стола еще и в конце XIX - начале XX века.

Ныне существует множество видов тарелок. Во-первых, их разделяют по предназначению: есть глубокие суповые тарелки, столовые тарелки для «вторых» блюд, мелкие, закусочные, пирожковые. Во-вторых, по материалу, из которого они сделаны: керамика, стекло, фарфор, дерево, металл, пластик, бумага. Отдельно стоит отметить декоративные тарелки, служащие для украшения интерьеров.

Ложка

Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, но, например, в Греции часто пользовались морскими ракушками подходящей формы. Собственно, использование ракушек в качестве ложек было распространено еще задолго до греков. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне - часто из бронзы и серебра (так же, как и античные греки).

Для средних веков характерны ложки роговые и деревянные. В XV веке их стали также делать из латуни, олова и меди. Наиболее обеспеченная часть населения (в той же Европе), конечно, предпочитала ложки серебряные или золотые.

В XVI веке ручка ложки становится плоской, черпак же приобретает форму эллипса (раньше он был скорее круглым). Еще позже, в течение XVIII века, черпак становится уже (так пища легче попадает в рот). Свою современную форму, когда чашеобразная часть в основании шире, а в конце уже, ложка приобрела в 1760-х годах.

На Руси ложки также известны издавна. Упомянуты они, к примеру, в «Повести временных лет». Часто их носили с собой. У тех, кто богаче, был для этого специальный футляр. Остальные могли просто заткнуть ложку за пояс или за голенище сапога. Видов ложек в нашей стране было великое множество. Достаточно открыть словарь Даля, чтобы в этом убедиться.

Нож

Ясное дело, нож - пожалуй, самый древний столовый прибор. Естественно, поначалу никаким столовым прибором он не был. Просто каждый мужчина, добытчик, имел нож. Сначала каменный, а потом, по мере развития всего и вся, дело дошло и до металлического. Носили нож, например, за поясом, в специальных ножнах. Использовали его для разных целей: отрезать кусок мяса, защититься в драке, а то и напасть на кого-нибудь с ножом на большой дороге. В общем, никто до определенного времени не делал различий между ножом хозяйственным, боевым, охотничьим или столовым.

Только в XVI веке, постепенно во время трапез начали использовать специальные ножи. Однако они все равно были похожи на кинжалы - конец их был острым. Видимо, чтобы дать отпор, если сосед покусится на твою порцию. Кстати, по одной из легенд, именно во избежание обеденных ссор Наполеон, якобы, велел концы столовых ножей закруглить. Эх, сколько ж за три века погибло народу во время трапез? Не перечтешь!

Видов современных ножей - множество. Нас же интересуют только те, которые имеют отношение к приготовлению или поглощению пищи: кухонные и столовые. Мы уже рассказывали о них достаточно подробно в одном из материалов. Первая группа - довольно большая: выделяют ножи для мяса, хлеба, масла, сыра и т.д. Столовые ножи - те, что входят в группу столовых приборов, вместе с ложкой и вилкой. О последней - несколько слов далее.

Первые вилки, еще с двумя зубцами, появились, судя по всему, где-то на Среднем Востоке в IX веке. Были они совершенно прямые, а не изогнутые в зубцовой части, как ныне. Поэтому с их помощью можно было лишь накалывать пищу, не зачерпывать.

Через пару сотен лет вилка «совершила путешествие» - попала в Византию, а потом и в Италию. Там она пришлась ко двору, к столу, если хотите. В XVI-XVII веках без вилки за столом не мог обходиться ни один уважающий себя аристократ, пусть даже захудалый и обнищавший.

В Англии вилка начала входить в обиход только в XVIII веке. Столь неспешному ее распространению на тамошних трапезах весьма поспособствовала католическая церковь, объявившая нашу героиню «излишней роскошью».

А вот в Россию вилку привезла Марина Мнишек. Во время свадебного пира по случаю обручения с Лжедмитрием I она достала ее и употребила по назначению. Разумеется, невидаль така привела в шок и трепет почти все присутствующее боярство, не говоря уж о духовенстве. До XVIII века вилку в России называли «рогатиной» или «вильцами».

Своей современной, изогнутой в зубцовой части формой, вилка обязана немцам. Все в том же XVIII веке в Германии появились первые подобные образцы. Кроме того, у нее добавилось зубцов - их у классической вилки с тех пор четыре.

Тарелки, ложки, ножи, вилки - все это, конечно, хорошо. Но без кастрюли, в которой готовится еда, чтобы потом быть выложенной на тарелку и поглощенной с помощью столовых приборов - «и ни туды и ни сюды».

Здесь все просто. Сначала, понятное дело, был горшок. Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты.

Естественно, ввиду того, что горшки были изделиями многоцелевыми, делались они гончарами разных размеров, а значит вместимости. Были горшки на много ведер, огромные, а были и совсем небольшие, вмещавшие несколько стаканов жидкости.

Другое отличие - внешняя отделка. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, чаще всего вообще оставляли без украшений. Интересно, что чем ближе к нашему времени, тем меньше русские мастера (да и зарубежные тоже) уделяли внимания украшению горшков. На первом месте оставалась прочность горшка. Если случалось все же, что горшок треснул, его не выбрасывали, а, когда это было возможно, оплетали, к примеру, берестой и использовали для хранения различных продуктов.

Увы, как бы ни был хорош горшок, кулинарные запросы населения в разных странах становились все более изощренными - он уже не мог их в полном объеме удовлетворить. Пришло время кастрюль (от французского сasserole). Кастрюля - это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи. Готовить в кастрюле можно на открытом огне или в духовке. Нормальная кастрюля - с ручками и с крышкой. Чем толще дно кастрюли (в разумных пределах), тем лучше - в такой утвари пища меньше пригорает.

Ныне на кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена (например, овальная утятница).

Как ни старайся, без сковороды (причем не одной) полноценную кухню сложно себе представить. Поэтому - несколько слов о ней.

Вряд ли стоит объяснять нашим читателям, что такое сковорода. История ее, естественным образом связана с тем же глиняным горшком. Собственно, первые сковороды тоже были глиняными. Еще сейчас в кухнях многих народов предусмотрено использование оных для приготовления некоторых блюд (к примеру, обжаривание копченого мяса у абхазов, перед подачей его на стол). Логика развития, видоизменения сковороды и достижения ею своего современного вида, думается, также ясна.

Ныне глиняные сковороды встречаются разве что в национальных ресторанах. Им на смену давно уже пришли металлические. Сковорода - родственница кастрюли, а потому, как и она, может быть чугунной, алюминиевой, из нержавейки, с антипригарным покрытием. Делятся сковороды и по предназначению: для гриллирования продуктов, блинные, для рыбы, китайская «вок»…

Сковорода может быть вообще без ручек, с одной или с двумя. Как правило, она комплектуется крышкой, которая может быть металлической или стеклянной (прозрачной).

Продолжение следует

Это статья говорит о самых интересных и увлекательных фактах про историю посуды, столовых приборов, основной утвари. Далее вас ждут материалы, где подробно рассказано о различных типах и видах упомянутых здесь вещей, о плюсах, минусах, предназначении той или иной утвари или посуды, о правилах ухода за ними.

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая.Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов - дерева и глины.

Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома,

и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза "закатить пир на весь мир".


К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.



Ковш


Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.


Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века


Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: "Руси есть веселие питии, не может без того бытии".Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Корчик


Корчик 17 век.Русская эмаль.Новгород XVII век.
Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.

Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков - коньяка и водки. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном - скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.

Чарка


Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.


Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год


Чарка 1704 г.


Чарка серебро 1700 г.

Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток - "государево винцо", как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней - сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко.

Чарка меду.К.Е.Маковский


Чаша


Чаша позолоченная 17 век.

Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово "чаша" на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц - заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась "государева" чаша, за здоровье патриарха "патриаршья чаша", в честь Богородицы - "Богородицына чаша" и т.д.В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.

Братина




Clinton Broyles

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом "заздравной чаши". В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название "чин чаши".Для "чина чаши" выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название - братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и "ложками", эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины - орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:"Братина добра человека питии из нея на здравие…", "Безвинно вино, да проклято пьянство".Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой - водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.

Ендова


К братине близок еще один тип посуды - ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными "ложками" и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки - пиво, брагу, мед - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.

Ставец


Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами.Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка "сколько старцев, столько ставцев" или "каждому старцу по ставцу". Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: "Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца".

Кубок




С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа - древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.

ГОРШОК

Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.

Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

ЖАРОВНЯ

Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАЦЕЯ

Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.

КАШНИК ГОРШОК

Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

КИСЕЛЬНИЦА

Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КОРЧАГА

Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КРЫНКА (КРИНКА)

Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

КУВШИН

Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК

Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

КУБЫШКА

Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

ЛАТКА

Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

МИСКА

Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.

ОПАРНИЦА

Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

ПЛОШКА

Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

ПОЛЕВИК ГОРШОК

Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.

РЫЛЬНИК

Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

УМЫВАЛЬНИК

Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

ЧЕРЕПУШКА

Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

ГОРШОК

Горшок - («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» - плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) - округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

ЖАРОВНЯ

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАЦЕЯ

Кацея - в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» - брызгать водою.

КАШНИК ГОРШОК

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

КИСЕЛЬНИЦА

Кисельница - большая миска с носиком. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КОРЧАГА

Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово - древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КРЫНКА (КРИНКА)

Крынка - линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

КУВШИН

Кувшин - кувшинчик умалительно, кукшин,кука - глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК

Кувшин крупник (или пудовик) - ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

КУБЫШКА

Кубышка - то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

ЛАТКА

Латка - древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится - «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

МИСКА

Миски - небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» - после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения - «обрызгивания» - в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари - блюдо, тарелку, чашу.

ОПАРНИЦА

Опарница - керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

ПЛОШКА

Плошка - (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник - утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить». Рыльник - сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик - «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова - длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.

СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. К столу относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. Поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. В будничные дни стол стоял без скатерти, на нем могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. В праздники его ставили посреди избы, накрывали скатертью, украшали нарядной посудой. Стол считался местом, за которым происходило единение людей. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».

ЛАВКИ из дерева традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять свое ремесло. Вторая роль - эстетическая. Украшенные разнообразными узорами лавочки ставились вдоль стен обширных помещений. В русской избе лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сиденья, спанья, хранения хозяйственных мелочей. Каждая лавка имела свое название.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Долгая лавка.

Лавка около печки называлась кутной , так как располагалась в бабьем куте. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугуны, укладывали испеченный хлеб.
Судная лавка шла от печи до передней стены дома. Эта лавка была выше остальных. Под ней были раздвижные дверцы или занавеска, за которыми располагались полки с посудой.
Долгая лавка - лавка, отличающаяся от других своей длиной. Она тянулась либо от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома, либо от красного угла вдоль стены фасада. По традиции она считалась женским местом, где занимались прядением, вязанием, шитьем. Мужскую лавку называли коником , как и рабочее место крестьянина. Она была короткая и широкая, имела форму ящика с откидной плоской крышкой или задвижными дверцами, где хранился рабочий инструмент.

В русском быту для сидения или спанья использовали также СКАМЬИ . В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.

Под потолком шли ПОЛАВОШНИКИ , на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил - ПОЛАТИ . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.

Посуду хранили в ПОСТАВЦАХ : это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние, более узкие, ставили мелкую посуду. Для хранения отдельной посуды служил ПОСУДНИК - деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки.

Редко в какой крестьянской избе не было ТКАЦКОГО СТАНКА , каждая крестьянская девушка и женщина умела ткать не только простой холст, но и бранные скатерти, полотенца, клетчатые понёвы, заклады для шушпанов, насундучники, постилки.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы на железный крюк нарядную ЛЮЛЬКУ . Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Постоянной принадлежностью быта русской женщины - с юности и до глубокой старости - была ПРЯЛКА . Нарядную прялку мастерил добрый молодей своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Поэтому в ее украшение вкладывалось много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.


СУНДУК
в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи. Поскольку в нем хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков - с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Сундук изготавливался из дерева - из дуба, реже из березы.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ЛАРЬ . По форме он был похож на сундук, но сделанный более просто, грубо, не имел украшений. В нем хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

Крестьянская утварь

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Утварь - это все предметы, необходимых человеку в его обиходе: посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось КОРОМЫСЛО - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.

Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло - в правой. Коромысло имело форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

ВАЛЁК - массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой - служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаще всего из липы или березы и украшали трехгранно - выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный «журчащий» звук.

Валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову ребенку во время обряда первой стрижки волос.

РУБЕЛЬ - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катанием». Изготавливался рубель из древесины твердых лиственных пород: дуба, клена, бука, березы, рябины. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.

БОЧКИ в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались КАДКИ . Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

УШАТ - деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости. Ушат использовался для разных целей. В древности во время праздника в них подавали вино. В повседневной жизни в ушатах держали воду, запаривали веники для бани.

ЛОХАНЬ - круглая или продолговатая деревянная посудина с невысокими краями, предназначенная для различных хозяйственных надобностей: для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.

ШАЙКА - тот же ушат, но предназначенный для мытья в бане.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был ГОРШОК . Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко украшались орнаментом. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как БЛЮДО . Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие "густые" кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом.

Для питья хмельных напитков пользовались ЧАРКОЙ . Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни.

Чарку чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: "Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь". Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.

ЕНДОВА - деревянная или металлическая чаша в виде ладьи с носиком для слива. Использовалась для разлива напитков на пирах. Ендова была разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, медовухи или вина до совершенно маленьких. Металлические ендовы украшались редко, так как они не ставились на стол. Хозяйка лишь подносила их к столу, разливая напитки по чаркам и кубкам, и сразу уносила. Деревянные же были очень нарядные. Любимыми узорами были розетки, веточки с листиками и завитками, ромбики, птицы. Ручку делали в виде головы коня. Сама форма ендовы напоминала птицу. Так в украшении использовалась традиционную символику. Деревянную ендову ставили на середину праздничного стола. Она считалась застольной посудой.

КУВШИН - сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Похож на чайник, но обычно выше. Делался из глины.

КРИНКА - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое и широкое горлышко, диаметр коорого рассчитан на обхват его рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны.

КАШНИК - горшок с ручкой для приготовления и подачи на стол каши.

КОРЧАГА - это глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: использовался для нагревания воды, варки пива и кваса, браги, кипячения белья. В корчагу пиво, квас, воду вливали через отверстие в тулове, расположенном около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага, как правило, не имела крышки.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

КОЧЕРГА - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

УХВАТ ИЛИ РОГАЧ - длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом. Иногда ухват использовали и как орудие нападения и обороны. Также ухват использовали в обрядах. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи. Выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе из дома хозяина не ушел из дома домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Когда выносили из дома покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. На святках из ухвата и надетого на него горшка делалась голова быка или лошади, туловище изображал человек. Придя на святочное гуляние, быка «продавали», то есть ударяли по его голове топором, чтобы горшок разбился.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. ПОМЕЛО представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.

При помощи ХЛЕБНОЙ ЛОПАТЫ в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Дом Пушкина А.С. в Михайловском. Кухня.

СТУПА - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта, деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Также в ступах растирали и смешивали вещества. Ступы имели разную форму: от небольшой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна. Название произошло от слова ступать - переставлять ногу с места на место. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовали в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах и в богатых семьях крестьян Русского Севера.

Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь: в углу стоит ступа с пестом.

РЕШЕТО И СИТО - утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличалось от сита более крупными отверстиями в сетке. Его использовали для сортировки муки, привезенной с деревенской мельницы. Через него отсеивалась мука более крупного помола, через сито - более мелкая. В крестьянском доме сито использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов.

Решето использовали в ритуалах как вместилище даров и чудес, в народной медицине в роли оберега, в гаданиях в роли оракула. Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях.

КОРЫТО - открытая продолговатая емкость. Изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, остуживания пива, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия - лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

ТУЕС (УРАК) - короб цилиндрической формы с крышкой и ручкой-дужкой, изготовленный из бересты или луба. Туеса различались по своему назначению: для жидкости и для сыпучих предметов. Для изготовления туеса для жидкости брали сколотень, то есть бересту, снятую с дерева целиком, без разреза. Под сыпучие продукты туес делали из пластовой бересты. Различались они и по форме: круглые, квадратные, треугольные, овальные. Туеса разной формы и размера были у каждой хозяйки, и у каждого было свое предназначение. В одних хорошо сохранялась и защищалась от влаги соль. В других держали молоко, масло, сметану, творог. В них наливали мед, подсолнечное, конопляное и льняное масло; воду и квас. В туесах продукты долго сохранялись свежие. С берестяными туесами ходили за ягодами в лес.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: