Стиль модерн в русской архитектуре. Стиль модерн в архитектуре Что такое русский модерн

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 - начало 20 вв. Русский модерн - стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса - буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Абрамцевский кружок - объединение русских деятелей искусств и ученых. Действовал в усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова - в Абрамцево- в 1870—1890-х гг

Русский модерн - стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн. в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 - 1927 гг.), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839-1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 - 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 - 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Гостиница «Метрополь» в стиле модерн создана по проекту В.Ф. Валькота (Вильям Францевич Валькот - британский архитектор и художник, один из основоположников стиля модерна в России. 1874 - 1943 гг.) в стиле европейского модерна. Гостиница представляла собой здание с пластичными фасадами и полукружиями, декорированными майоликой (художники А.Я. Головин, М.А. Врубель). Сложную композицию составили башенки, трубы и беседки на крыше. Стены украшены цветными горизонтальными полосами.

Русский модерн - стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал - архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево - архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве - архитектор А. Щусев), доходные дома. Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой. К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский - архитектор, инженер, искусствовед. 1860 - 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создало неблагоприятное впечатление от этого стиля. Был и другой взгляд, который изложила в своей книге «Русская архитектура 1830—1910-х годов» (М., 1982 г.) Е. Кириченко (Евгения Ивановна Кириченко - историк архитектуры род. 5 января 1931 г.). Исследователь обозначила конец 19-начало 20 веков как переломный момент формообразования в архитектуре благодаря появлению нового стиля. Другие исследователи отмечали, что модерн связан с символическими образами, связывающими самые разные виды искусства через декор. Сторонники российского модерна считают, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, которые переплелись со вкусами и запросами представителей класса буржуазии.

В конце XIX — начале XX в. в русской архитектуре, да и во всей технологии строительного дела, в ассортименте строительных материалов намечаются новые явления. Они были связаны с общими изменениями в российской социально-экономической действительности. Архитектура более прямо и открыто, чем другие виды искусства, выполняет социальный заказ. Новые явления в российской архитектуре связаны были с сильным увеличением населения городов, появлением огромных промышленных предприятий, концентрацией пролетариата, ростом финансового капитала, общим изменением социального состава города, и, наконец, самого духа города, образа городской жизни.

Крупное машинное производство приносило с собою повышение уровня инженерных знаний, строительной техники, освоение новых строительных материалов и конструкций. В конце XIX в. в архитектуре начинают применять железобетон, металлические каркасы, облицовочную керамическую плитку, гранитную крошку и другие строительно-технические новшества. Выявляя эстетику этих материалов, создавая соответственно потребностям нового капиталистического города начала XX в. крытые рынки, универмаги, электростанции, заводы, огромные типографии, Народные дома и многоквартирные, много­этажные жилые здания с лифтами, телефонами, железнодорожные вокзалы, мосты, биржи, торговые дома и. особняки миллионеров, архитекторы делают попытки говорить иным архитектурным языком.

Конец XIX — начало XX столетия — время появления новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину своего времени зодчие видят в органической связи между строительным мате­риалом, конструкцией и формой. Архитектура отказывается от фасадности предшествующей эклектики, строгих осевых композиций, симметрии и традиционной гармонии.

Свобода, раскованность в композиции зданий, подчинение функциональному назначению определяют план, декор, цветовую гамму.

Не одна собственно инженерно-технологическая мысль выступала в близком союзе с архитектурой. Во всем зодчестве заметно сказывалось стремление к синтезу искусств; в архитектуру щедро вводятся элементы живописи и скульптуры.

Недаром в архитектуре конца XIX — начала XX в. начинают работать такие крупные живописцы и скульпторы, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, С. В. Малютин, А. С. Голубкина.
Талантливейшие представители русской архитектуры того времени — Ф. О. Шехтель (1859-1926), А. В. Щусев (1879-1949).

В градостроительстве впервые поднимались вопросы об организации общественного транспорта, о выработке и введении в жизнь правил регулирования уличного движения. Уже в 1885 г. при Министерстве внутренних дел создается Технико-строительный комитет, который делал слабые и явно для него непосильные попытки осуществить контроль застройки и планировки городов всей России. Все же в 1910 г. появляется план преобразования Петербурга (архитекторы Л. Н. Бенуа и Ф. Е. Енакиев), проект перепланировки о. Голодая в Петербурге («Новый Петербург») (архитекторы И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль). В крупных городах возникают кооперативные товарищества и домостроительные общества в связи с новым понятием «жилищная проблема». Эти общества и товарищества, как и сама «проблема», стимулируют дальнейшие поиски архитекторов. Основным видом сооружения становится не частный дом и не культовое здание, а общественное сооружение.

В числе интереснейших построек того времени: Третьяковская галерея (1900-1905) В. М. Васнецов; доходный дом Перцовых (1903-1905, Москва) — С. Малютин, Н. Жуков; Ярославский вокзал (1902-1904) Ф. О. Шехтель; Марфо-Марьинская обитель (1908-1912,- Москва) — А. В. Щусев; здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1910-е гг.) — В. В. Покровский (1871-1931).

Все эти сооружения созданы в национально-романтическом, новорус­ском стиле, имевшем целью на новой строительной основе, в связи с новыми функциональными задачами возродить дух древнерусского зодчества, его пластичность, красочность и свободу форм, свободно и творчески развить национальную традицию.
В новом стиле были построены Ф. О. Шехтелем здание типографии газеты «Утро России» (Москва, 1900-е гг.); гостиница «Метрополь» (Москва, 1899-1903) – архитектор В. Ф. Валькотт; Художественный театр (Москва, 1902) — Ф. О. Шехтель, горельеф над входом А. С. Голубкиной; дом С. П. Рябушинского (Москва, 1900-1902) — Ф. О. Шехтель; особняк М. Ф. Кшесинской (Петербург, 1904-1906) — А. И. Фон-Гоген; «Вилла художника» (Крым, 1906) — Л. М. Браиловский; дача Пфеффер в Сокольниках (1910-е гг.) — А. У. Зеленко.




Почти все названные произведения зодчества включали элементы живописи и скульптуры. Национальные мотивы керамики разрабатываются в абрамцевской мастерской М. А. Врубелем, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Е. Д. Поленовой ещё с 1889 г. Позднее подобная мастерская возникает в Смоленской губернии в Талашкино в имении княгини М. К. Тенишевой. Ею руководит художник С. В. Малютин.

Обращаются зодчие и к мощным истокам античности и Возрождения, переосмысливая классические образцы в соответствии с требования­ми новой эпохи. Происходит своеобразное облагораживание модерна классикой. Журнал «Мир искусства» в лице художников А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остро­умовой-Лебедевой выступает пропагандистом неоклассики.

В этой манере строит московский купеческий клуб А. И. Иванов-Шиц (1907-1908), И. А. Фомин (1872-1936) – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 — 1913); С. Соловьев (1859-1912) — Высшие женские курсы в Москве (1910-1913, ныне здание Московского пединститута им. В. И. Ленина); Р. И. Клейн (1858-1924) – Музей изящных искусств в Москве (1912).

Итак, лучшим произведениям архитектуры конца XIX - начала XX в. были свойственны новая образная выразительность, свободное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Однако типовая застройка окраин оставалась тусклой, убогой, привычно-бытовой; в этом ярко сказы­вались вопиющие социальные контрасты российского капитализма начала XX в.

Оживление и заметный подъем архитектурного творчества и строительного дела вначале XX в. благотворно сказались на судьбах русской скульптуры. Зодчие нередко стали включать лепку, барельефы, горельефы, майолику в проекты новых сооружений - и общественного назначения (гостиницы, народные дома, так называемые «деловые дворы», вокзалы, банки, кинематографы), и жилые здания (небольшие личные, доходные многоквартирные дома), и немногочисленные возводившиеся культовые здания (монастырские комплексы, отдельные церкви, часовни).


Советский модернизм возник в конце XVIII - начале XIX вв. и подарил ценителям подобной архитектуры невероятное количество подлинных шедевров. Эпицентром зарождающегося архитектурного направления выступила столица СССР. Наш обзор посвящен 9 невероятным произведениям архитектуры в стиле модерн в Москве, входящих в культурный фонд столицы России.





Доходный дом Перцовой З.А. был возведен на Пречистинской набережной в 1905-1907 гг по проекту зодчих Н. К. Жукова и Б. Н. Шнауберта. Также ощутимый вклад в необычный образ здания внес известный художник, автор русской матрешки, С. В. Малютин. Как и большинство сооружений в стиле модерн, это здание отличается пластическим единством и потрясающим сочетанием архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства. В достаточно строгую композицию фасадов авторами проекта была введена живописная асимметрия расположения окон, балконов и башнеобразных возвышений кровли, что вносит разнообразие в монотонные и повторяющиеся членения многоквартирного дома. В заключение стоит отметить, что до середины 1970-х гг. дом Перцовой оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.





Доходный дом Н.Г. Тарховой на Подсосенском переулке был построен в 1904 году. Особое внимание в этом объекте привлекает фактурный фасад с разнообразными декоративными деталями - эркерами, аттиками, балконами и окнами с фигурными рамами. Стены дома украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей цветов. Сегодня этот дом является жилым. Его фасад многократно ремонтировали, упрощая и сводя декор к минимуму.





Первое здание Ярославского вокзала было построено на Комсомольской площади еще в 1862 году. Однако наиболее эффектное сооружение железнодорожного комплекса было возведено по проекту выдающегося мастера советского модерна Федора Шехтеля. Ярославский вокзал пережил две крупные реконструкции в советское время в 1946–1947 гг. и в начале 60-х гг. Сегодня Ярославский вокзал наряду с расположенным по соседству Казанским вокзалом, считается самым популярным в стране.

4. Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице





Еще одна выдающаяся и, пожалуй, самая известная работа Шехтеля, жилой дом в стиле раннего модерна, был построен на Малой Никитской улице в 1903 г. Заказчиком этого дома выступил крайне известный меценат и банкир Степан Рябушинский. Сегодня в стенах этого удивительного дома расположен дом-музей известного русского писателя Максима Горького.

5. Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке





Роскошный особняк супруги богатейшего промышленника и мецената Саввы Морозова был построен по проекту все того же Федора Шехтеля на Спиридоновке, 17 в 1893 году. В этом проекте архитектору удалось, легко играя элементами средневековой архитектуры вроде контрфорсов, зубцов, колонок и башен и украшая фасады различными химерами и каменными масками, создать изящный образ готического замка.





5-звездочная гостиница «Метрополь» была построена на Театральном проезде (дом 2) в 1905 г. Инициатором строительства выступил Савва Мамонтов. «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Архитектурный облик гостиницы отличается прежде всего строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (небольшие башенки и пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными и гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению эффект воздушности. В состав гостиницы входят дорогие номера с потрясающими видами на город, многочисленные рестораны, кафе, магазины, а также два крупных зала для проведения конференций.





Крайне необычный особняк был построен в центре города архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова в 1899 году. Здание, сочетающее различные элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для Москвы образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.





Небольшой, облицованный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Собственный дом О. А. Листа в Глазовском переулке был построен по проекту известного зодчего Л.Н. Кекушева в 1899 году и считается первым архитектурным произведением на территории СССР, выполненным в стиле модерн.

9. Московский художественный театр им. А.П.Чехова в Камергерском переулке





Легендарный театр МХТ начал работать в здании в Камергерском переулке с осени 1902 года. Театр домовладельца Лианозова был перестроен на средства мецената Саввы Морозова архитектором Федором Шехтелем за три месяца. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты и даже эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра, - летящей над волнами чайкой, также принадлежит авторству этого зодчего. Интересно, что проект реконструкции Шехтель выполнил безвозмездно, отказавшись обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров.

С момента зарождения стиля модернизм прошло уже более ста лет, однако и сегодня ценители этого направления не забывают о нем и стараются приспособить к современным реалиям. Как раз об этом и идет речь в нашем материале . А о том, кто именно считается одним из родоначальников модернистской архитектуры можно узнать в нашей статье .

Мода на новый архитектурный стиль, названный в России модерном, проникла в нашу страну в самом конце XIX в. Охлаждение к нему европейских заказчиков было связано с экономическим кризисом 1900-1903 гг., но в России мода на него продержалась до начала Первой мировой войны.

Архитектурные объекты этого стиля легко опознаются на улицах городов за счет оригинального фасада и высокой декоративности деталей, больших «магазинных» окон. Наиболее часто в этом стиле проектировались доходные дома, торговые ряды, заводы, вокзалы, выставочные залы. Внешний вид зданий, все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы, и внутренний интерьер тщательно прорабатывались в едином эстетическом ключе. Сложность линий крыши, фасадов, окон определили потребность в использовании новых материалов: стали, бетона, стекла.

Модерн в России, как и в Европе, сразу же распался на несколько направлений: стилизаторский модерн (псевдоготика, мавританский и русский стили) и собственно модерн (новаторский модерн). Проявилось своеобразие региональных форм модерна – московского, петербургского, рижского, провинциального.

В столице в 1900-х гг. модерн формировался под сильным влиянием традиций петербургского зодчества XIX столетия: монументальности, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий; примером может считаться Дом Мертенса (арх. Лялевич, 1909). Влияние на петербургский модерн оказала близость к скандинавским странам и их вариант модерна, т.н. «национального романтизма»: отделка фасадов природным камнем (гранитом, мрамором), в избытке имеющимся в окрестностях столицы; древесиной и металлом.

Стилизаторский модерн отличается как новыми чертами, так и традиционными элементами композиций и форм исторических стилей, но значительно и произвольно переработанных. Например, здание Музея А.В.Суворова (1901-1904, арх. А.И. Гоген и Г.Д. Гримм) имеет облик средневековой крепости благодаря использованию трансформированных элементов средневековой русской архитектуры. Здание представляет национально-романтическую ветвь модерна. Примером этого направления модерна в Москве является Ярославский вокзал (1902), построенный Федором Осиповичем Шехтелем (1859-1926). Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные машикули (навесные бойницы) и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты слегка ощутимого влияния северного народного зодчества. Если архитектуре Ярославского вокзала присущ тонкий национальный колорит, то здание Третьяковской галереи (1900-1905, главный фасад – по проекту худ. В. М. Васнецова) отличается ярким проявлением национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания.


Шехтель был ведущим архитектором русского модерна. В начале своего творческого пути Шехтель отдал дань ретроспективизму, искусно оперируя готической архитектурой (особняк 3.Г. Морозовой на Спиридоновке, 1893-1898). С 1900-х гг. он стал убежденным сторонником модерна, создавая проекты, отличающиеся простотой и рациональностью. Самым характерным модернистским произведением Шехтеля признан особняк С.П. Рябушинского на М. Никитской (1900-1902), явившийся своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль архитектуры. Облик небольшого живописного по объемам и художественному оформлению фасадов сооружения полностью порывает с преемственностью предшествующей архитектуры. Здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, и майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, и сильно выступающий карниз упрощенного профиля и пр.

Архитектура конца XIX – начала XX вв. на окраинах Российской империи отличалась эклектически-стилизаторским характером. Это проявилось в проектах не только провинциальных, но и столичных архитекторов. Шехтель был автором особняка хлеботорговца Е. Шаронова в Таганроге. В этом проекте он довольно небрежно соединил детали более ранних своих построек. Здание Волжско-Камского банка в г. Ростове-на-Дону (арх. А.Н. Бекетов, 1906-1909) является образцом позднего подражательного модерна. Его проект не отличается стилистическим единством: атланты и грифоны на фасаде, кованная балконная решетка со стилизованными розочками и барочная лепнина внутренних помещений являются непереработанными элементами разнородных исторических стилей. Более зрелым архитектурным решением в стиле модерн является доходный дом ростовского градоначальника И.Н. Зворыкина (1914), выполненный в стиле псевдоготики.

Среди направлений провинциального модерна особенной самобытностью отличается т.н. ростовский, или ярославский, модерн , характерный для городов Северо-востока: Ярославля, Ростова Великого, Вологды. В нем как нигде проявилось такое свойство провинциального модерна как фасадность, т.е. использование декоративных приемов, характерных для него, исключительно в оформительских целях. Это – асимметричность зданий, построенных из круглых бревен или тесаных досок; овальные окна, эркеры, башенки, флористические узоры на наличниках, но все в деревянном исполнении.

Модерн в архитектуре - новый стиль, зародившийся в Европе в конце 19-го века (1890-е гг.) и продолжавший свое развитие до Первой мировой войны. Особенно ярко он проявился при строительстве особняков и индустриальных зданий.

История развития

Пожалуй, самым известным представителем стиля модерн в архитектуре является испанец Антонио Гауди. Его замки из песка известны во всем мире. Большинство своих неземных построек он воздвиг в Барселоне.

В каждой стране архитектурный стиль приобретал свои отличительные черты. Например, выделился русский модерн в архитектуре. Он следовал уже общепринятым моделям, обогатил стиль традиционными народными мотивами.

Модерн в архитектуре зародился во время общественной индустриализации. Это означало, что существует потребность в зданиях вокзалов, промышленных предприятий, торговых палат, бирж, банков. Строительство частных особняков при таком раскладе отходило на второй план, но, несмотря на это, до наших дней сохранилось множество зданий.

Модерн стал последним классическим стилем в архитектуре.

Особенности

Основные черты модерна в архитектуре - это декоративность и рациональные конструкции. Зодчие стали использовать множество новых материалов - стекло, железобетон, керамику для облицовки зданий.

Практическое назначение строений на глаз определить было практически невозможно, потому что во главу угла ставились эстетические принципы, красота и декор.

Основной задачей архитекторов было создать единение внешнего и внутреннего убранства здания. Поэтому все продумывалось до мелочей. Лестницы, террасы, молдинги, карнизы украшались причудливыми цветами, листьями и представляли собой линии волнообразных форм.

Основные особенности стиля модерн в архитектуре - это:

  1. Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных, отсылающих к природе.
  2. Использование новых технологий.
  3. Увеличение роли декоративно-прикладного искусства.
  4. Сочетание художественных и утилитарных функций.
  5. Использование восточных мотивов.
  6. Индивидуализированность образного стиля.

Архитектура эпохи модерна стремительно переосмысливала старые и открывала новые художественные формы и приемы. Ее представители ломали существующие рамки и выходили за границы разумного, создавая свои творения.

Эпоха длилась несколько десятилетий, но за это время было создано очень много по-настоящему великих сооружений. У каждого из них были свои черты и особенности. Во многом это объясняется тем, что стиль модерн имел несколько направлений:

  • неоромантизм;
  • неоклассицизм;
  • рационализм;
  • иррационализм;
  • кирпичный стиль.

В России формировались свои особенные черты модерна.

Петербургский модерн

Модерн в архитектуре России, а точнее - ее северных областей, развивался с начала ХХ века. Это происходило под влиянием шведского и финляндского искусств в основном в Санкт-Петербурге. В современной истории этот стиль известен как северный модерн.

В широком значении понятия - это обращение к национальным истокам, переосмысление средневековой архитектуры Балтики. Возникновение стиля связано с именем С. П. Дягилева, который в 1898 году организовал ряд художественных выставок финских и шведских мастеров. Русские творцы были вдохновлены работами своих коллег, "национальных романтиков" - А. Цорна, К. Ларсона, А. Галлена-Каллела.

Кроме того, архитектор из Финляндии, знаменитый Элиэль Сааринен часто бывал в Петербурге и был членом академии художеств этого города. Именно под его влияние попадают зодчие Российской империи.

Уже в 1904 году в Санкт-Петербурге был построен дом И. В. Бессера. Проект создал финский архитектор А. Шульман.

С 1901 по 1907 год возводил строения по своим чертежам зодчий шведского происхождения - Федор Лидваль. Разумеется, творил он, также вдохновленный работами зарубежных архитекторов. Ими были: Г. Классон, Ф. Боберг.

Следующим мастером, внесшим вклад в формирование северного модерна, был Роберт Мельцер. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга на раннем этапе не имел черт эклектичности. Это появилось позднее. Поэтому особняки Мельцера на Каменном острове (например, Фолленвейдере) облицованы гранитными блоками, украшены простой орнаментной лепкой и в большинстве своем имеют прямоугольные башни.

Модерн в архитектуре Петербурга позднего этапа привлекал все больше молодых мастеров. Среди них был Николай Васильев. Он создал более десяти проектов для улиц города, например, Казанскую церковь, Соборную и кафедральную мечети, цех ниточной мануфактуры. В этих зданиях преобладают восточные мотивы.

После 1914 года стиль модерн в русской архитектуре севера подвергался критике. В частности его декоративные элементы. Поэтому зодчие предпочитали пользоваться рациональными приемами.

Главными приметами стиля в Северной столице были:

  1. Сочетание искусственных и естественных материалов в отделке.
  2. Облицовка гранитом (либо неотесанным, либо гладким со скульптурами).
  3. Цвета подбирались с особенной тщательностью, именно поэтому большинство фасадов напоминают северные скалы и средневековые замки.
  4. Практически не встречается мелкий орнамент.

Московский модерн

Русский модерн в архитектуре имел ярко выраженные национальные черты. Философия этого стиля начала формироваться в Абрамцевском кружке, который представлял собой сообщество людей, творчески одаренных. Центральной его фигурой был С. Мамонтов - меценат и промышленник.

Еще до того, как был создан целостный архитектурный образ, черты модерна появились в здании церкви работы Поленова и Васнецова.

Еще одним центром возрождения национального величия было поместье Телашкино под Смоленском, где были организованы столярные, гончарные, вышивальные мастерские.

В отличие от Петербургской архитектуры этого периода, в Москве преобладали частные постройки особняков, которые претерпевали трансформацию в соответствии со стилем. Одним из маститых архитекторов того времени был Федор Шехтель. Именно по его проекту был построен первый модерновый особняк в Москве. Это был дом З. Г. Морозовой, возведенный в 1893 году. М. Врубель написал несколько панно для этого особняка.

Модерн в архитектуре Москвы представлен довольно широко. Классическим примером является особняк С. П. Рябушинского, коллекционера. Шехтель украсил светло-желтые фасады сиреневой мозаикой с изображением ирисов, установил на окна разной формы кованые решетки с цветочными мотивами.

Внутренней отделкой также занимался архитектор. Все там подчинено закону морской волны: и мозаика на полу, и лепнина на потолке, и изгибы лестниц.

Зачастую над фасадом и интерьером работали абрамцевские мастера, которые создавали тематические картины и прекрасную облицовочную керамическую плитку.

Модерн в архитектуре России имел ряд особенностей, среди которых:

  • асимметричная композиция фасада;
  • разница фактур в облицовке зданий;
  • эркер как ведущий архитектурный акцент;
  • элементы орнамента в декоре (комбинации из окружностей, прямых и волнистых линий).

Каждый регион страны тяготел к какому-то своему направлению. В Москве это был неорусский стиль.

Модерн в Бельгии и Франции

В этих странах стиль имел название "ар-нуво". Начиная с 1880-х годов, в искусстве назревали перемены, шокирующие своей новизной. Впервые это проявилось в Доме Тассель архитектора Виктора Орте в 1892 году.

Самой изысканной его работой считается отель "Сольвей", возводившийся с 1894 г. по 1900 год. Комнаты в нем отделены съемными стенами из стекла, ну а главная роль отведена лестнице, как и во всех прочих проектах архитектора.

Французским ведущим архитектором стиля был Гектор Гимар, получивший образование в Школе декоративного искусства и в Школе изящных искусств. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты. Вернувшись на родину, он тут же в корне поменял проект уже строящегося здания, известного как Кастель Беранже. В результате появился фантастический лестничный пролет с металлическим каркасом из железа, плитки и стеклянных элементов. В украшении фасада были использованы: кирпич, песчаник, щебень и глазурованная керамическая плитка.

К его проектам относятся павильоны метрополитена, Дом Куалльо и множество других вилл и особняков.

Модерн Австрии, Германии и Италии

Модерн в этих странах зазвучал как югендстиль. Одним из первых представителей был венский архитектор И. М. Ольбрих. Его твердой руке принадлежат несколько домов с изощренными орнаментами и статуями: Свадебная башня, своим образом отсылающая к средневековью, Дом венского Сецессиона.

Германия была центром развития текстиля, внутренних украшений для дома, деревянной мебели. В меньшей степени там процветала архитектура 19 века. Модерн выступал против официальных вкусов Академии искусств.

Ведущим венским архитектором был Отто Вагнер, у которого и учился Ольбрих. Начиная с 1894 года, он выступал в Венской академии с лекциями, в которых призывал отказаться от исторически выдержанных стилей. Свои мысли на этот счет Вагнер выразил в нескольких своих книгах.

Принципы новой архитектуры выразились в его сооружениях: вокзалах метро Вены, доходном доме Майолика-Хаус, зданиях почты и сберкассы. Церковь святого Леопольда была построена по проекту, отличающемуся более фантастическим стилем. Вагнер использует позолоченную медь не только для куполов, но и в отделке. Там преобладают фигуры ангелов, венки, статуи святых. Здание облицовано беленым мрамором, украшено цветным стеклом и мозаикой.

Многие архитекторы из этих стран вдохновлялись трудами своих английских коллег. Например, Йозеф Хоффман. Он построил дворец Стокле после своей поездки в Англию, но, несмотря на обилие деталей, присущих архитектуре этой страны, более заметным там является влияние Вагнера.

Из самых почитаемых зодчих Германии можно выделить Германна Обриста, Августа Энделя.

Огромное влияние Вагнера испытали на себе итальянские мастера. Джузеппе Соммаруга творил в монументальном стиле, особенно ярко это выражено в Палаццо Кастильони.

Раймондо д"Аронко некоторое время был ориентирован на архитектуру Турции. Среди его работ много круглых зданий со сложными орнаментами и древними символами в отделке. Его проекты напоминают некие текучие формы, что придает им фантастический облик.

Испания

Особенности модерна в архитектуре Испании в том, что он основывался на возрождении культуры Каталонии. Мастеров интересовали аспекты местного художественного промысла и яркие исторические моменты, которые они стремились увековечить в своих произведениях.

В разговоре об испанском модерне всплывает имя Антонио Гауди, который был ведущим архитектором этой страны.

Гауди начинал работать в неоготическом стиле, но уже тогда отличался от прочих архитекторов. Элементы модерна видны в его ранних проектах (например, Каса Висенс). Они выражены уже в форме решеток, перил, кованых ворот.

Отец Антонио был кузнецом и многому научил своего талантливого сына. Очень часто, уже будучи матерым архитектором, Гауди многие часы проводил в кузнице, самостоятельно изготавливая металлические конструкции для своих творений.

Он предпочитал конструктивные решения. Например, почти все ворота были выполнены в форме параболических дуг. В Пале Гуэль Гауди применил облицовку стеклом и мозаикой для вентиляционных труб и дымоходов.

В основном все здания, сооруженные мастером, находятся в Барселоне. Особой популярностью у туристов пользуются обыкновенные жилые дома с немыслимыми фасадами. Они имеют волнообразную форму, облицованы глянцевой плиткой светло-голубого оттенка. Крыша тоже необычайна: черепица имеет неравномерную структуру, что делает ее похожей на чешую дракона. На здании есть несколько кованых железных балконов, своей формой напоминающих струящиеся по воде водоросли.

Самым таинственным и любимым зданием всех ценителей архитектуры является церковь Святого Семейства. История ее возведения довольно запутана. Гауди был глубоко религиозным человеком, и сооружение этой церкви лишний раз это подтверждало. Он стремился выразить все детали естественно и даже занимался изучением зоологии и биологии. Но, несмотря на полученные знания, его творение отличалось совершенно фантасмагоричными формами.

Внешние стены выступов и ниши были оформлены в готическом стиле. Восточный фасад, который был посвящен Рождеству Христову, Гауди оформлял довольно долго. Там появились фронтоны, напоминающие сталактиты, необычайной высоты башни, украшенные обломками цветной плитки.

Западный фасад был построен по эскизам мастера спустя почти тридцать лет после его смерти.

Центральная часть здания не достроена до сих пор. Работы ведутся также по наброскам великого архитектора, похороненного в крипте своего замечательного строения.

Англия и Шотландия

Модерн в архитектуре 20 века был не так распространен в Англии, как в других европейских странах. Точнее, существует очень мало примеров развития этого стиля. Хотя англичане и шотландцы внесли огромный вклад в формирование оформления интерьеров и их деталей.

Широкую популярность приобрел шотландец Чарли Макинтош, основной деятельностью которого было создание мебели и интерьеров.

В Глазго, где родился мастер, преобладал классический стиль в архитектуре, воплощаемый Д. Д. Барнетом, Дж. МакЛареном. Разумеется, Макинтош был ярым противником этого стиля, но вдохновлялся шотландскими крепостями и усадьбами, выполненными в так называемом баронском стиле.

В 1896 году архитектор начинает работать над проектом Школы искусств. Она построена по подобию крепости. С одной стороны фасад облицован гранитом, на нем расположены огромные окна. С другой, расположенной на склоне, - окна маленькие, как в темницах, а стены украшены мелкими неотесанными камнями.

Через несколько лет было решено пристроить библиотеку. Макинтош спроектировал и это здание. В нем гораздо ярче были выражены все принципы мастера. Например, он использовал высокие эркерные окна, а внутренняя отделка вторила традициям деревянного зодчества.

Два дома, построенных Макинтошем за пределами Глазго, попали на страницы журнала по архитектуре. Именно тогда о нем узнали в Германии и Австрии. Чарльз неоднократно участвовал в международных выставках декоративного искусства, популяризуя свои идеи.

Макинтош стал изобретателем нового декоративного стиля. Суть его в том, что геометрические элементы связываются между собой летящими линиями, идеи символизма переплетаются с классическими понятиями архитектуры. Художественные критики даже предлагали ввести понятие "макинтошизм", определяющее новое течение в искусстве.

США

Ведущую роль в архитектуре модерна Северной Америки играла Чикагская школа. Это было объединение серьезных художников и архитекторов. Они стремились к вертикальности линий своих зданий и их многоэтажности. Американский стиль не имел практически ничего общего с европейским.

Архитектура от модерна до конструктивизма нашла свое отражение именно в первых американских небоскребах. И хотя принято считать, что конструктивизм - это чисто советское явление, не стоит забывать, что знаменитая Эйфелева башня построена как раз по принципам этого стиля.

Ведущим архитектором американского модерна был Луис Салливен. Он специализировался на многоэтажных постройках, где металлический каркас облицовывался кирпичом.

Работа Салливена имеет большое значение даже для современного облика Чикаго, поскольку он начал свою работу после огромного пожара, уничтожившего половину строений. Его руке принадлежат: русская православная церковь, Национальный фермерский банк, особняк Брэдли и т. д.

Салливен стал первым разработчиком концепции высотного здания.

Из других видных архитекторов того периода можно выделить Данкмара Адлера, Д. Бернэма, У. Ли Барона Дженни.

Особенностями американского модерна было:

  1. Применение стальных каркасов в строительстве.
  2. Выделение вертикальных элементов, горизонтальные же сводились до минимума.
  3. Использование декоративных фризов и выступающих карнизов.
  4. Применение прямоугольных окон (в специальной литературе даже существует термин "чикагские окна").
  5. В украшении использовались растительные и геометрические формы, чугунные орнаменты, прессованная терракота.

Модерн в архитектуре, фото которого все скажет без слов, определенно был самым необычным явлением в искусстве конца XIX - начала ХХ века. В Америке этот стиль получил второе название - "тиффани", по фамилии одного из главных его идеологов. Луис Тиффани был художником и дизайнером. Среди его заслуг - изобретение техники соединения стекла медной фольгой, разработка новых видов стекол, создание удивительных предметов интерьера в стиле модерн. Его витражи красуются на лучших зданиях страны. Например, в Йельском университете есть мемориальный витраж "Образование", принадлежащий руке мастера.

Заключение

Несмотря на свое кратковременное воцарение в мире искусства и архитектуры, стиль модерн подарил миру много прекрасных творений. А также повлиял на дальнейшее развитие искусства как в Европе, так и в Америке. Благодаря этому стилю появилось много оригинальных находок в декоре орнамента и формообразовании строений. Индивидуальные решения архитекторов сделали модерн элитарным искусством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: