НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки.(подготовительная группа). Открытый урок обучения грамоте "Согласные звуки,, буквы ф, ф" Задания на букву ф

НОД для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки - слоги для игры « Собери слоги - получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА - ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи - выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ - КА ТО - МА - ТЫ

ТЫК - ВА О - ГУР - ЦЫ

ПЕР - ЦЫ КА - БАЧ - КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из - за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей - человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО - ДИС БО - БЫ.

РЕ - БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС - СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА - НОК ФА - СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф - ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью - фью - фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН - птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА - цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА - специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ - вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК - цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук - ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук - одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза - сосуд для фруктов (стр.64).

Факир - фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма - перегородка из рам (стр.884).

Фонтан - струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег - атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор - белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета - сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак - род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо - кус - ник во фрак одет,

Фа - кел пре - вра - тил в бу - кет.

Фе - я вы - ско - чит от -ту - да

Фо - кус это и - ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел - короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус - чудо - волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось - нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился - красным, кто испытывал трудности в ходе работы - оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

Задания для подготовки детей к школьной программе: обучение чтению и составление слов, составление предложений и буква Ф, развитие мышления и решение простейших задач по математике.


Обучение чтение. Звук и буква "Ш"

Цель : знакомство с новой буквой, развитие фонематического слуха, закрепление образа буквы.

Материал

Педагог загадывает детям загадку.

Легкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда - не знает. (Шар)

- Сколько слогов в слове-отгадке?
- Как изменить слово, чтобы стало два слога?
- Назовите первый слог в слове ШАРЫ.
- Назовите первый звук в этом слове.
- Как вам кажется звук Ш гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук ш не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, мешают зубки).
- Звук Ш звонкий или глухой? Закроем ручками уши и произнесем ш-ш-ш-ш-ш. Уши не звенят. Звук Ш – глухой.
- Назовите слова со звуком Ш.
- Шишки, шлем, шапка, шест, каша, широкий и т.д.
- Теперь давайте подумаем, он может быть твёрдым и мягким?
- Мы с вами подобрали слова и выяснили, что звук Ш может быть только твердым, мягким он не бывает.
- Какой мы можем сделать вывод?

Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый.

Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ш. Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ш).
- Раскрасьте букву Ш.
- На что похожа буква Ш?

Обучение чтению. Звуковой анализ слогов

Цель : развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ слов.

На рабочих листах написаны слоги. Прочитайте их.

Составьте звуковые схемы к данным слогам.

Что вы может сказать о звуке Ш? (Это согласный, он всегда твердый).

Обучение чтению. Слова

Цель : развитие внимания, обучение чтению, закрепление образа букв, увеличение скорости чтения.

Материал : рабочий лист.

- Вы знаете, что звук Ш всегда твердый, значит, если после буквы Ш вы увидели букву И, то Ш не смягчается и произносится твердо ШИ.
- На рабочих листах написаны слова. Прочитайте их сначала столбиками, затем построчно.
- Найдите и обведите в кружочек слог ШИ.
- В словах первого столбика подчеркните гласные буквы.
- Сколько слогов в словах третьего столбика? (Один).
- Поделите на слоги слова второго и первого столбика.
- Сколько слогов в словах второго столбика? (Два).
- Сколько слогов в слове КАМЫШИ? (Три слога).
- Проставьте ударение в словах второго и первого столбиков.
- Чем похожи и отличаются слова КОШКИ - МОШКИ?
- Чем похожи и отличаются слова МЫШИ - КАМЫШИ?
- Чем похожи и отличаются слова ШАГ - ШАР?

Обучение чтению. Составление слов

Цель : закрепление образа букв, формирование умения составлять слова из предложенных букв, звукобуквенный анализ и синтез.

Материал : пройденные буквы, (обязательно гласные: А,О,У,Ы,И,Е,Я,Ю) - 15 шт, миска, в которой сложены буквы.

- Возьмите букву из миски и назовите ее.

Дети по очереди достают буквы из миски и выкладывают на ковер.

После того, как миска стала пустой, педагог предлагает составить из букв слова.

- Составьте слова из букв, которые перед вами.

Обучение чтению. Работа с текстом "Подушка"

Цель : увеличение скорости чтения, формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал : рабочий лист, звуковые кубики

- Прочитайте текст два раза.
- Прочитайте вопросы и ответьте на них.

1. Кто вышивает подушку?

2. Что вышила Даша на подушке?

3. От кого убегает мышка?

4. Кого догоняет кошка?

5. Кто кого не догонит?

- Перескажите рассказ.
- Как еще можно озаглавить рассказ.

Обучение чтению. Предложения

Цель : формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал : рабочий лист, звуковые кубики.

Педагог обращает внимание детей к только что прочитанному тексту.

- Сколько предложений в тексте? Обведите точки на конце предложений в круг.
- Составьте схемы второго и пятого предложений с помощью кубиков.
- Сколько слов во втором предложении? Какое первое слово во втором предложении? Какое слово второе? Треть? И т.д.
- Сколько слов в пятом предложении? Какое первое слово во втором предложении? Второе? И т.д.
- Какой знак стоит в последнем предложении?

Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

Обучение чтению. Звуки "Ф" и "Фь"

Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв.

Материал : мяч, звуковые кубики.

Педагог организует игру на ковре.

Педагог бросает детям мяч и просит назвать первый звук в словах:

  • ФАКЕЛ,
  • ФЛАГ,
  • ФЕСТИВАЛЬ,
  • ФРАК,
  • ФИЛЬМ,
  • ФОРМА,
  • ФЕВРАЛЬ и т.д.
  • - Какие первые звуки в словах? (Звуки Ф и Фь).
    - Звук ф, гласный или согласный? (Согласный).
    - Звук ф звонкий или глухой? (Звук ф – глухой).
    - Звук ф может быть твердым и мягким? (Может быть и твердым, и мягким).
    - Какой мы можем сделать вывод?
    - Звук ф: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

    Педагог выдает детям звуковые кубики.

    - Придумайте слова со звуками Ф и Фь.

    Дети анализирует, какой звук в слове – твердый или мягкий и показывают соответствующие стороны звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – звук мягкий.

    Обучение чтению. Буква Ф

    Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных навыков.

    Материал : карточка с буквой Ф, пуговки, пластилиновые основы.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ф.

    Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Давайте выложим букву Ф пуговками.

    Педагог показывает заранее сделанный образец на пластилиновой основе.

    Дети выкладывают букву по образцу.

    - На что похожа буква Ф?

    Математика. Счет. Игра с мячом "Считай дальше"

    Цель : упражнять в счете в пределах 20.

    Материалы : мяч.

    Дети становятся в ряд. Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч.

    Можно также и с обратным счетом от 20.

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог диктует:

    - Одну клетку влево. Одну клетку вверх. Одну клетку вправо. Одну клетку вверх. Две клетки вправо. Одну клетку вниз. Одну клетку вправо. Одну клетку вниз. Две клетки вправо.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Развитие мышления. Скажи наоборот

    Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

  • Родина, отчизна – (чужбина).
  • Восход - (закат).
  • Зима – (лето).
  • Грязь – (чистота).
  • Свет – (тьма, темнота).
  • День – (ночь).
  • Жара – (холод).
  • Мир – (война, ссора).
  • Правда – (ложь).
  • Город – (село, деревня).
  • Добро – (зло).
  • Польза – (вред).
  • Богач – (бедняк).
  • Друг – (враг).
  • Радость – (грусть, печаль).
  • Лентяй – (труженик).
  • Математика. Решение задач

    Цель

    Материалы







    Цель

    Математика. Решение задач

    Цель : формирование умения решать простые задачи.

    Материалы : рабочий лист, цветные карандаши.

    - Посмотрите на картинку. Что нарисовано?
    - Давайте попробуем составить задачу про яблоки и груши.

    Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.

    - Правильно. В вазе лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало в вазе?
    - Что известно в задаче? Что в вазе лежали яблоки и груши.
    - Сколько яблок лежало в вазе известно? Да. Пять.
    - А сколько груш лежало в вазе известно? Да. Три.
    - Значит, в вазе лежало 5 яблок и три груши.
    - Что спрашивают в задаче? Сколько всего фруктов лежало в вазе.
    - Если в вопросе звучит "Сколько всего?", то каким действием будем решать задачу? Сложением.
    - Кто может сказать решение задачи? – Запишите решение задачи в клеточках в рабочем листе.

    Развитие мышления. Найди лишнее слово

    Цель : развитие умственных действий.

    Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.

    1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).

    2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).

    3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).

    4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).

    Развитие внимания. Гусеницы

    Цель : развитие устойчивости и избирательности внимания.

    Материалы : рабочий лист, цветные карандаши.

    Педагог просит найти всех гусениц на рисунке.

    - Сколько гусениц нашли? Посчитайте.

    Подготовка руки к письму. Горы

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

    Обведите горы по клеткам.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Здравствуйте дорогие мои читатели!

    Подберите картинки, где буква Ф слышится в начале, в середине и в конце слова.

    Например, вот такие.

    Предложите ребенку назвать, то, что изображено на картинках. Затем предложите найти только те картинки, в названии которых звук Ф только в начале слова, затем – в конце и в середине. Не забудьте вместе с ребенком определить, какой это звук гласный или согласный.

    И пусть ребенок скажет, почему он так считает. Учите ребенка рассуждать, доказывать, а не просто угадывать правильный ответ.

    Ну а затем знакомьте с буквой. Используйте практический материал : художественное слово, игры, кроссворды . Предлагайте ребенку вылепить или выложить букву, при этом можно использовать разный материал: палочки, крупа, фасоль, нитки и т.д. Здесь вы еще будете развивать мелкую моторику рук.

    Буква «Ф»


    Веселые стихи

    Филин – два огромных глаза –Букву Ф напомнит сразу.Лупоглазый целит взгляд,

    Словно фотоаппарат.

    В. Степанов

    Филин старый, филин умный,

    У него полет бесшумный.

    А глаза, как фары две,

    Так и светятся в листве.

    Флот плывет к родной земле,

    Флаг на каждом корабле.

    Раз фазаны попросили:

    – Букву Ф найди нам, филин.

    Но, вздыхая тяжело,

    Филин прячется в дупло:

    Филин даже с фонарем

    Ничего не видит днем.

    Всем известно без подсказки:Буква Ф – как ключ от сказки.Никогда его у нас

    Не отнимет Карабас.

    В. Степанов

    – Фью-фью! – птица распевает,

    И фиалка расцветает,

    И земля глядит на нас

    Миллионом синих глаз.

    Г. Виеру

    Федя ходит руки в боки.

    Значит, выучил уроки.

    Г. Виеру

    Я футбольный судья.

    Целый день с мальчишками.

    Два футбольных мяча

    У меня подмышками.

    С этой буквой на носуФилин прячется в лесу.

    Е. Тарлапан

    Филин, в книжку залетев,

    Притворился буквой Ф .

    А. Шибаев

    Федя полез за конфетой в буфет –

    Факт, что в буфете

    не будет конфет.

    Сказала тетя:– Фи, футбол! –Сказала мама:

    – Фу, футбол! –

    Сестра сказала:

    – Ну, футбол…

    А я ответил:

    – Во, футбол!

    Г. Сапгир

    Скороговорки

    2. Наш Филат не бывает виноват.

    Игры

    Игра «Кто внимательный?».

    1. Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.

    2. Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко.

    Ответ: Федя.

    Игра «Узнайте звук».

    Вставайте, если услышите звук [ф ] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

    Игра «Твердый – мягкий».

    Показывайте синюю карточку, если звук [ф ] твердый, зеленую – если звук [ф ’] мягкий. (Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор.)

    Игра «Кто больше?».

    Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога фа-
    (фартук, факел, фабрика, фазан, фантазия, фанты ); со слога фи- (физик, филин, фирма ).

    Игра «Слоговой аукцион».

    Продолжите слова: фла… (-кон, -жок ), фор… (-ма, -точка ), фи…
    (-лин, -кус ), бу… (-фет, -фер ), кон… (-фета, -фетти ).

    Игра «Доскажи словечко».

    Игра «Буква потерялась».

    Вставьте пропущенные буквы:

    – абрика, ко – та, шо – ер, – у – айка.

    Игра «Слово рассыпалось».

    Из букв т ы ф к у р составьте слово, начинающееся с «ф».

    О т в е т: фрукты.

    Игра «Слоговое лото».

    Составьте слова из слогов фор-, фар-, фла-, -фы, фи-, -тук, -ма,-жок, шар-, -кон, -кус.

    О т в е т: форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус.

    Игра «Найди слова».

    1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

    ф – – – ф – –

    ф – – – – ф – –

    ф – – – – – ф – –

    ф – – – – – – ф – –

    ф – – – – – – – ф – –

    ф – – – – – – – – ф – –

    Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

    фи, фея, фара, форма, буфет, кофта, шофер,

    флажок, фуфайка. муфта, кефир, зефир.

    Игра «Превращение слов».

    Измените одну букву в словах: фикус (фокус ), ферма (форма , фирма ).

    Игра «Занимательные модели».

    Подберите слова по следующим моделям:

    1. ф – – – (Флаг, флот, Федя.)

    2. – – – ф (Шарф, шкаф, скиф.)

    3. – – ф – – (Кофта, суфле, вафли.)

    Игра «Наборщик».

    Составьте новые слова из букв слова фабрика.

    О т в е т: фара, факир, риф, бирка, кирка, акр, бак, брак.

    Игра «Из одного слова несколько».

    Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово факел.

    О т в е т: фрукт, абрикос, клубника, ежевика, лимон.

    Игра «Дополните слово».

    Шар – (шарф ).

    Кроссворд

    Как зовут мальчика?

    В пустые клетки впишите буквы так, чтобы по вертикали получились знакомые вам слова. Эти буквы составят имя мальчика.

    О т в е т: Филиппок.

    Шарада

    Я приношу с собою боль,

    В лице большое искаженье,

    А Ф на П заменишь коль,

    То превращаюсь в знак сложения.

    (Ф люс – п люс.)

    Загадки

    Если статья была полезна оставьте пожалуйста комментарий и и расскажите об этом друзьям в социальных сетях нажмите на кнопочки.

    Рекомендую вам посмотреть ролик Азбука для детей. Учим буквы. : Буква Ф А так же загляните на сайт Веселые обучалки и развивалки здесь вы найдете много полезной информации.

    Коррекционно-развивающие задачи.

    1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс.

    2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

    3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф"], дифференцировать их на слух и в произношении.

    4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.

    5. Расширить объем слухо-речевой памяти.

    6. Развивать интонационную выразительность речи.

    7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчитывать количество предложений.

    Задание 1 . Дидактическое упражнение «Кто это?» (развитие слухового внимания).

    В игре принимают участие несколько детей. Взрослый предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произнесет «АУ».

    Задание 2 . Дидактическое упражнение «Скажи звук [А] по-разному» (изменение тембра голоса).

    Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука

    «А», — плачет девочка;

    «А», — показывают горло врачу;

    «А», — поет певица;

    «А», — качаем малыша;

    «А», — девочка укололась иголкой.

    Задание 3 . Знакомство со звуком [Ф].

    Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает ребенку описательную загадку:

    «Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф ).

    Просит назвать последний звук в слове шкаф.

    Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ф]:

    Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

    Верхние зубки слегка видны;

    Горлышко «молчит».

    Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ФФФФФ....

    Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

    Задание 4 . Фонетическое упражнение.

    Кот фыркает: ф-ф-ф... (произносить отрывисто вслед за взрослым).

    Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

    ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка...

    Задание 6. Повторить вслед за взрослым серию слогов:

    фта-фто-фту-фты...; афта-афто-афту-афты...

    Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку прослушать и затем воспроизвести ряд слов (3—5) со звуком [Ф].

    Задание 8 . Работа с картинками:

    выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф];

    разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине и в конце слова;

    разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое короткое слово).

    Задание 9. Ребенку предлагается придумать предложения с использованием предметных картинок из предыдущего задания, по возможности употребляя предлоги В и У.

    Задание 10. Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки.

    Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.

    На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

    Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.

    На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

    Задание 11 . Знакомство со звуком [Ф"].

    Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь....

    Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

    Задание 12 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф"]»:

    фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.

    Задание 13 . Повторить вслед за взрослым серию слогов:

    фтя-фте-фтю-фти; афтя-афте-афтю-афти...

    Задание 14 . Дидактическое упражнение «Составь слово».

    Фе-до-ра, фи-ал-ка, бу-фет, фи-лин, фев-раль, физ-куль-ту-ра, физ-куль-тур-ни-ца.

    Задание 15 . Дифференциация звуков [Ф] — [Ф"].

    Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

    ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...

    Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

    фа-фя,...; фу-фю,...

    Повторить за взрослым серию слогов:

    фа-фа-фя, фя-фя-фа, фа-фя-фа, фя-фа-фя, фя-фа-фа, фа-фя-фя.

    Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф"]).

    Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?

    Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.

    Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

    Днем спит, ночью летает,

    Прохожих пугает. (Филин )

    Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ф] и [Ф"], составить с этими словами предложения.

    Вспомнить слова со звуками [Ф] и [Ф"].

    Придумать вместе с ребенком короткие рассказы про Филю, Фому и Федору.

    Задание 16 . Выучить скороговорки:

    Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

    У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

    Задание 17 . Знакомство с буквой Ф.

    Подбоченясь, пляшет лихо

    Ф — большая щеголиха.

    О. Гофман

    На что похожа буква Ф?

    Буква Ф: ребенок стоит в позе — «руки в боки».

    Игры с буквой.

    Задание 18 . Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы из кружков, подсчет количества слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами. Фима, Пиф.

    Чтение и анализ короткого текста, выделение заглавия, границ предложения, нахождение предложения с предлогом у.ФИМА Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.

    Взрослый знакомит ребенка с коротким текстом, показывает заглавие; совместно с ребенком подсчитывает количество предложений, находит предложение с предлогом, читает текст.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: