Кто расписал благовещенский собор. Московский Кремль: Благовещенский собор. От Ивана Грозного до наших дней

Благовещенский собор Московского кремля (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

9 луковичных глав Благовещенского собора Московского кремля символизируют число степеней ангельской иерархии, подвластных Пресвятой Богородице. Здесь традиционно венчались и крестили детей все великие московские князья и русские цари до тех пор, пока столицей России не стал Санкт-Петербург . На свой домовой храм они не жалели золота, серебра и драгоценных камней. Даже пол сделан из агата и яшмы, привезенных из Персии.

Считается, что на месте нынешнего храма стояла скромная церковь, где преподобный Сергий Радонежский благословил молодого князя Дмитрия на битву с темником Мамаем. Василий I, сын победителя на Куликовом поле, ее перестроил и поручил роспись иконостаса артели Феофана Грека, где уже трудился инок Андрей Рублев. Церковь прозвали «Благовещения, что на Сенях», поскольку она стояла прямо перед входом в княжеский терем. К 15 веку храм обветшал, и Василий III повелел его снести и на том же фундаменте возвести новый. Иконы, к счастью, сберегли и установили в драгоценные оклады. Тогда же и купола покрыли позолоченной медью.

Архитектура Благовещенского собора

Четырехстолпный трехапсидный храм возвышается на высоком подклете. Планировка традиционная, в виде креста. Барабаны глав украшены кирпичным поребриком и бегунцом в псковском стиле.

С трех сторон здание окружено галереями-папертями. По легенде, их соорудили для царя Ивана Грозного, который после 4-й женитьбы не имел права входить в церковь. С резного крыльца он однажды увидел комету в виде креста и посчитал ее предвестницей близкой смерти. И вскоре оставил этот мир.

В честь побед в Ливонской войне собор очередной раз реконструировали, пристроив по углам 4 маленьких церковки с куполами и добавив еще две главы к имеющимся трем. К концу 16 века Благовещенский храм окончательно приобрел свой нынешний вид.

Интерьер

Общая композиция иконостаса, эскизы и три центральных иконы - «Спас», «Иоанн Предтеча» и «Богоматерь» - принадлежат Феофану Греку, «Архангел Михаил» и еще 7 икон - первая крупная работа Андрея Рублева. Сейчас уже невозможно установить, подлинники это или точные списки, но авторство подтверждается характерной манерой письма. На стенных росписях изображены евангельские и исторические сюжеты с участием Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III.

Но самые сенсационные росписи сделаны гораздо позже. Известный художник 16 века Федор Едикеев изобразил на паперти древних мудрецов, держащих в руках развернутые свитки с цитатами, соответствующими православным догмам. На листе Аристотеля, например, написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино».

Музей в подклете

Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках.

Раз в году, в апрельский праздник Благовещения Святейший патриарх совершает в соборе литургию. После этого, по старинному московскому обычаю, он отпускает на волю птиц из клеток.

Описание:

История

Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV— начала XV вв.

Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик.

В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения.

Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI-XVII вв. его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. После перенесения столицы в Санкт-Петербург придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

Богослужения в соборе Благовещения были прекращены в марте 1918 г. в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву. Вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нем произведений искусства. Свободный доступ в Кремль был возобновлен после организации музея, открытого для посещения 20 июля 1955 г.

С 1993 г. в соборе возобновлены богослужения: на престольный праздник Благовещения, 7 апреля, Божественную литургию в соборе совершил .

Богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля совершаются в престольные праздники и по особым случаям.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь Собора Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, св. блгв. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца.

Святыни

Чудотворная Донская икона Божией Матери, написанная Феофаном Греком.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт:

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

Где находится

Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга . В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет , который дает право на вход во все музеи Соборной площади. Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия . А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году , а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году , во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году , собор становится девятиглавым .

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским , происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.


Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году .
В 1993 году , в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская , авторства Феофана Грека.

икона Божьей Матери Пименовская

чудотворная икона Божьей Матери Донская

Благовещенский собор Московского Кремля на фото


Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.


Крупный план позолоченных куполов храма.

Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Тем путешественникам, которые хотят подчеркнуть свои впечатления о Благовещенском соборе, прошу высказываться в комментариях.

Благовещенский собор - самый знаменитый храм города Москвы.

Располагается храм на Соборной площади внутри Кремля. Благовещенская церковь – старейший московский храм. Собор был домовым храмом членов царской семьи.

Храм благовещения расположен в юго-западной части Соборной площади. 9 куполов храма покрыты сусальным золотом. По площади он уступает многим храмам, но по великолепию и величию – это один лучших. Храм построен в честь Благовещения Богородицы.

Летопись знаменитого собора Москвы началась в 15 веке

По велению царя Ивана III в 1484 году закладывается Благовещенский собор.

По мнению ученых, что в XIII-XV веках на месте будущего Благовещенского собора находился деревянный храм с каменным фундаментом.

Московский кремль в XV веке активно перестраивался. Архитекторы из других стран возводили новые постройки.

По велению Ивана III Благовещенский собор было поручено строить псковским зодчим.

В 1474 г. летописец отметил:

«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита.

Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На этом основании принято считать, что собор был построен мастерами из города Пскова.»

Из сохранившихся летописей следует, что фамилии мастеров строительных дел из Пскова, кто построил Благовещенский собор - Мышкин и Кривцов.

годы строительства Благовещенского собора

После окончания строительных работ, храм представлял собой: крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное здание. Архитектор разделил стены на 3 неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы.

Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.


В 1489 году , после окончания всех работ, митрополит Геронтий лично освятил собор.

1547 год . Пожар в храме, здание сильно пострадало.

1564 год . Поменялось количество куполов. Из 3-хглавого превратилось в 9-тиглавый.

1572 год . Мастера сделали крыльцо, которое именуется Грозненским.


1917 год . Из-за артиллерийских атак разрушился внешний фасад здания.

1918 год. Собор закрыли, так как советская власть боролась с церковью

В 1993 году службы возобновили.

Сейчас в храме службы проводятся 1 раз в год, во время благовещенского праздника. По принятой традиции глава Православной церкви отпускает голубей в небо.

Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.


Благовещенский собор украшают 9 глав. В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав - бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах – аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

в течении этих лет купола храма покрыли раствором золота с медью

В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».


Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части - красивая разноцветная роспись.

Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.

Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.

Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллю­страции «Апокалипсиса».


В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.

Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.


В соборе есть свои реликвии, главная из них - икона от Феофана Грека

  • Чудотворная икона Пименовской Богоматери.
Чудотворная икона Пименовской Богоматери – привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;
  • крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.

Главная святыня храма - чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.


Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля

Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.

Расписание проводимых служб:

  • понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
  • суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.

Видео божественной литургии из Благовещенского собора

Благовещенский собор. Продолжаем цикл статей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля и приступаем к подробному рассказу об особенностях Благовещенского собора. (В первой публикации,, мы подробно и наглядно объяснили некоторые архитектурные термины. В статье о расширили тему распространённых архитектурных приёмов, которые русские зодчие применяли при строительстве культовых сооружений. В обзоре внешнего убранства рассказали о темах живописи наружных стен храма.)

Существующий Благовещенский собор – постройка разновременная, своеобразный “слоёный пирог”, состоящий из фрагментов от XIV до XVI веков.

Собор построили псковские мастера в конце XV века (1485-1489 годы). (Некоторые источники называют имена Кривцова и Мышкина, но в изданиях Московского Кремля упоминаний об этом не найдено). Так же, как и на , на Благовещенском соборе зодчие оставили свой авторский знак – ряды “бегунца” (его часто называют или “бегунком”), “поребрика” и арочные ниши над ними.

Фрагмент барабана центрального купола Благовещенского собора
Фрагмент барабана купола церкви Ризоположения

Декоративные пояса обоих церквей различаются лишь структурой верхнего пояса арочных ниш – на Благовещенском соборе они более глубокие, трёхступенчатые. На мельче, состоят из двух неглубоких ступеней.

Невысокий центральный барабан украшен чередующимися арками. Арки разделены полуколоннами с капителями в виде перевязанных снопов. В узкие арки врезаны окна, широкие арки – глухие.


Убранство четырёх боковых барабанов несколько отличается от срединного. Окна заметно уже, межоконное пространство между ними значительно шире, обрамлено двойными арками. На полуколонках заметны такие же капители и такие же бусины, как и на центральном барабане.

Стены храма традиционно разделены лопатками.

Фрагмент южной стены Благовещенского собора, разделённой лопатками

Деление стен на Благовещенском соборе рассмотреть непросто из-за галереи-гульбища, которой обстроен храм. Стены традиционно завершаются закомарами.


Восточная стена собора. Над апсидами хорошо просматриваются три килевидные закомары

Такие же килевидные закомары мы видели на .


Церковь Ризоположения. Килевидные закомары восточной стены.
Килевидные закомары Благовещенского собора над восточными апсидами собора

На верхнем снимке хорошо просматривается ряд кокошников в основании центральной главы. Килевидные кокошники повторяют форму закомар.

В архитектуре коко́шником называют полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. По форме он очень похож на закомары. Но если закомара – внешняя часть свода, то кокошник – чисто декоративная деталь, её цель – украшать. Название архитектурного элемента “кокошник” связано с названием традиционного русского женского головного убора.
Кокошники могут располагаться на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчать оконные наличники, часто покрывают своды. Яркими примерами богатого украшения кокошниками в Москве являются храмы и Рождества Богородицы в Путинках.

Восточную стену Благовещенского собора украшает декоративный аркатурно-колончатый пояс. Он помещён в верхней части алтарных апсид, потому что ранее восточную стену закрывала галерея.

Пояс состоит из витых полуколонн, перехваченных бусинами с перекинутыми между ними арками. По верху проходит ряд небольших ступенчатых ниш, разделённых балясинами. (Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором ).

Источники утверждают, что первоначально храм был трёхглавым. Одна глава была центральной, две располагались над алтарём. В 1560-м году добавили ещё две глухие главки. Одновременно к Благовещенскому собору пристроили приделы или, как их называли ранее – церквицы. Таким образом храм стал девятиглавым.


Все девять глав собора можно увидеть с колокольни Ивана Великого.

Северо-восточный придел был освящён в память Собора Архангела Михаила, позже преосвященный в память Архангела Гавриила.


Северо-восточный придел архангела Гавриила находится над входом в Благовещенский собор. Восточная стена (со стороны Архангельского собора).
Северо-восточный и северо-западный приделы архангела Гавриила и Собора Богоматери. Северная стена (от Грановитой палаты)

Северо-западный придел освятили в честь Собора Богоматери. Юго-западный придел – во имя Входа Господня в Иерусалим.


Юго-западный придел Входа Господня в Иерусалим.

Юго-восточный придел – святого Георгия, в XIX веке его перестроили и переосвятили в память Александра Невского.


Юго-восточный придел Александра Невского расположен над юго-восточным Грозненским крыльцом. Восточная стена.
Юго-восточный придел Александра Невского. Южная стена

Все приделы украшены ширинками, завершаются небольшими кокошниками, которые удачно повторяют форму закомар и кокошников центральной главы.


Ширинки (квадратные и прямоугольные углубления) восточной стены юго-восточного придела св.Александра Невского.
Кокошники юго-восточного придела Александра Невского.

Барабаны главок приделов украшены валиками, стены прорезаны узкими окнами.

Благовещенский собор Московского Кремля – один из немногих православных храмом, вход в который устроен не с запада, как полагается по канону, а с востока.

Правда, вход этот ведёт не в сам храм, а на галерею-гульбище, которое с трёх сторон окружает Благовещенский собор. Непосредственный вход с гульбища в церковь устроен, как и положено, с запада.

Неканоническое расположение входа объясняют назначением храма. Благовещенский собор служил домовой церковью московских государей. С запада, со стороны государева двора, в него входил сам великий князь или царь, а для прочих был сделан отдельный вход с восточной стороны. Вход в собор устроен в северо-восточном углу гульбища.


Вход в Благовещенский собор

Однако на юго-восточном углу есть ещё одно крыльцо, именуемое “грозненским”.

Благовещенский собор. Крыльцо Ивана Грозного

Согласно преданию митрополит Московский наложил на Иоанна IV епитимью, запретив ему присутствовать на богослужениях из-за четвёртого брака государя с Анной Колтовской. Согласно одному из отцов Церкви Василию Великому даже “на троебрачие нет Закона и третий брак не составляется по Закону. На сие взираем как на нечистоты в церкви, но прямому осуждению не подвергаем, ибо сие лучше, чем прямое блудодеяние.”

Иоанн Васильевич сочетался третьим браком с Марфой Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Считается, что её отравил Михаил Темрюкович, брат предыдущей, второй супруги государя, Марьи Темрюковны.
Согласно преданию, после запрета на посещение храма для государя пристроили юго-восточное крыльцо, чтобы он мог слушать богослужения.

Но на самом деле крыльцо это возвели раньше, хотя Ивану Грозному действительно запретили присутствовать на богослужениях. Его епитимья должна была длиться вплоть до следующей Пасхи, то есть почти год. Однако епитимья отменялась, если царь будет защищать веру православную против неверных.

Согласно ещё одной легенде, именно с южного крыльца Благовещенского собора Иван Грозный наблюдал комету, возвестившую его скорую смерть. На самом же деле царь видел комету с Красного крыльца Грановитой палаты. По Н.М.Карамзину:

“Явилась Комета с крестообразным небесным знамением между церковию Иоанна Великаго и Благовещения; любопытный Царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!”

2006-2010 годах в Благовещенском соборе проводилась научная реставрация. Реставраторы подробно изучили историю крыльца Ивана Грозного. Сейчас мы можем увидеть воссозданные фрагменты интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал

и окно середины XVI века,

фрагменты первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями,

а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века. Теперь мы воочию можем увидеть, как выглядела южная паперть в середине XVI века.

Благовещенский собор. Росписи внешних стена

Над северным крыльцом (главным входом в собор) видна роспись “Собор Богоматери”.

На северной стене храма, обращённой в сторону Успенского собора сохранилась фреска “Собор Архангелов”.


Фреска на северной стене “Собор Архангелов”.

Первоначально фрески написаны в середине XVI века, их многократно поновляли.
В заключение представим вид Благовещенского собора в XIX веке. На репродукции видно, как изменились паперти храма.


Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих) “Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле”, 1860 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: