Как объяснить ударение в словах. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Вы сами себе противоречите! Если ударение чаще в середине слова, почему нельзя говорить прогна́ла

Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.

Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.

Скажи, как я

Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.

Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.

Угадай загадку

Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.

Позови друга

Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.

Повтори стишок

Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например.

Во время родители нередко замечают, что их ребенок неправильно ставит ударение в словах. Исправить ситуацию можно достаточно быстро, использовав для этого веселые развивающие игры. В данной статье вы найдете несколько примеров упражнений, которые помогут ребенку освоить эту непростую задачу.

Как научить ребенка правильно ставить ударение в словах?

Научить ребенка правильно ставить ударение в словах помогут такие игры, как:

  1. «Попробуй позови!». Выберите названия животных, состоящие из двух слогов, - кошка, мышка, ежик и так далее. Предложите ребенку «позвать» зверушку, растягивая место с ударением, например, «ко-о-ошка». Чуть позже задание можно усложнить, выбирая слова из трех и более слогов. Именно это упражнение поможет научить ребенка определять ударение, как в двусложных, так и в многосложных словах.
  2. «Повтори!». Выберите любое слово и произнесите его спокойным тоном, а затем попросите свое чадо повторить. После этого прокричите это же наименование, а затем прошепчите его, и пусть кроха повторит ваши действия.
  3. «Корректор». Задавайте ребенку различные вопросы, преднамеренно выделяя голосом неправильное ударение, например, «Где висит лампА?». Ребенок должен не только ответить на вопрос, но и указать на допущенную ошибку.
  4. «Стук-стук». Вместе со своим чадом «простукивайте» слова по слогам маленьким молоточком, делая акцент в месте с ударением.

Кроме того, отличным тренажером для развития данного навыка являются На каждый из них нанесены слоги, из которых можно составлять различные слова. При этом в процессе занятий рекомендуется любым способом выделять кубик, на котором написан ударный слог. Так ребенок быстро научится ставить ударение в словах, и не будет путаться в дальнейшем.

Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки.

Верно запомнить ударение в словах — задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

У этого может быть несколько причин:

  • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения . В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов — где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
  • Недостаток общения с родителями . Дети обучаются всему через имитацию — подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить — он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
  • Разговор с детьми на «детском языке» , сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек — это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
  • Непонимание самого понятия — что значит «ставить ударение». Почему «ставить»? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова — то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

Все дети разные — кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

Чем раньше вы начнете исправлять ошибки в речи, тем лучше

Как же научить ребёнка говорить правильно?

Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

С самого раннего возраста объясняйте ребёнку предметы и явления, комментируйте свои действия, при этом старайтесь чтобы он видел вашу мимику, движения губ. Ни в коем случае не коверкайте слова, стараясь сделать их милыми. Если Вы хотите, чтобы малыш как можно раньше заговорил правильно — прислушайтесь к этому совету.

Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

Как часто необходимо заниматься?

Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.
Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
***
Раз лохматая горилла
Крокодилу позвонила.
Он с гориллой не дружил,
Сразу трубку положил.
Ему лучше не звонить,
Кто звонит, тому водить.
***
В яслях дети баловались,
Воспитатели ругались:
«Не балуйтесь, ремешок
Вас посадит на горшок».
Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
***
Шарфы-Марфы:
Как у нашей МАрфы
Все в полоску шАрфы!
***
Каталог-потолок:
Наш огромный каталОг
Подпирает потолОк.
***
Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг

Упражнения

Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом — на прогулке, в дороге, перед сном.

«Угадываем слова».

Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА — собАка, кОнфета — конфЕта и т.д.

Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
Как правильно? — чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

«Позови меня» .

Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам.
Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки.

«Молоточек» .
Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

Кубики Зайцева

Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному «звучат»:
Железно-золотые кубики — склады с мягким знаком
Железно-деревянные — склады с твёрдым знаком
Золотые — изображены гласные
Железные — звонкие склады
Деревянные — приглушённые склады
Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной — звенящее наполнение, внутри глухой согласной — глухое постукивание.
Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад — пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится — ставим на него специальный кубик с ударением.

Народные методы

Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное — уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео.

Статья Льва Штернберга

Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче - чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом, а некоторые дети вообще не понимают, хоть тресни. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово буквально.

Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.

Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает - так может пусть себе там и лежит, где упало?

Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.

Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке - об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.

Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в слове, например, ЛУНА ударение должно падать на А - в это время взрослые катастрофически путают буквы и звуки. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А , и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не слышит звука А , но слышит звук (слог-слияние) НА , и усиление голоса начинается уже на согласной части этого звука (слога-слияния). ()

Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?

Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? -

ЛУна или луНА
КАша или каША
ТУча или туЧА
Улица , уЛИца или улиЦА
МАлина , маЛИна или малиНА
ТИшина , тиШИна или тишиНА

Любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения.

Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например РАКЕТА . Произнесите слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта . Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета ) и в конце слова (ракеТА ), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.

Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, - вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой.

© Лев Штернберг,

Фавзана Аюпова

Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга» . Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог " (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).

Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).


Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

Звуковое царство. Дворец гласных звуков.

Цель игры : продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.

Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.

Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!

Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!


Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.


В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.


Мастера Звуковых дел

Они научат детей выделять в словах ударные звуки.


У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.


Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)


Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»


Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.

Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:

«Слова разнообразные – одинаковые и разные»

Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.

Детям предлагаются пары слов:

ирис – ирис

гвоздики – гвоздики

замок – замок

мука – мука

кружки – кружки

стрелки – стрелки

Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.

Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.

Игра «Кастинг»

помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.


А теперь предлагаю игру

«Кастинг».

Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: