Анатомия в мед колледже на медсестру. Учебный год дисциплины, изучаемые по семестрам отделение «сестринское дело» i курс i семестр. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» I КУРС I СЕМЕСТР ГРУППЫ: 11,12,13 17 недель ЭКЗАМЕНЫ: - :1: 612:17 = 36 в неделю Максимальная: 918:17 54 часа в неделю Самостоятельная работа: 306 ПРЕДМЕТ Занятия на уроках Лабораторные работы практические Самостояте льная работа Консуль тации 1 Русский язык и литература Иностранный язык История Обществознание Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия 6 Информатика Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Физика Химия Биология ИТОГО: Экзам ены

2 ГРУППЫ: : 11,12,13 22 недели ЭКЗАМЕНЫ: 5 Русский язык Математика Биология Химия История, :22 = 36 в неделю Максимальная: 1188:22 54 часа в неделю Самостоятельная работа: УЧЕБНЫЙ ГОД ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» I КУРС II СЕМЕСТР ПРЕДМЕТ Занятия на уроках Лабораторные работы практические Самостоят ельная работа Консуль тации 1 Русский язык и литература II 2 Иностранный язык II 3 История II 4 Обществознание II Математика: алгебра, начала 5 математического анализа, геометрия II 7 Информатика II 8 Физическая культура II 9 Основы безопасности жизнедеятельности II 10 Физика II 11 Химия II 12 Биология II 13 Введение в специальность/проф. этикет ИТОГО: Экзам ены

3 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» II КУРС III СЕМЕСТР ГРУППЫ: 21.22,23,24 УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА - 15 недель ЭКЗАМЕНЫ: 1.Физика 2.Химия 3.Биология: 15 = 36 в неделю УП 1 нед ции Практ. Производс твенная Консул ьтации 1. Обществознание Физика Э 3. Химия Э 4. Биология Э 5. История Иностранный язык Физическая культура Зач. 8. Основы латинского языка с медицинской терминологией Анатомия и физиология человека Фармакология ПМ МДК и сестринского дела Д/з 12 МДК Безопасная среда для пациента и персонала Д/з 13 ОГСЭ Вариативная часть Русский язык и культура речи Зач ИТОГО: Экзам ены

4 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» II КУРС IV СЕМЕСТР ГРУППЫ: 21,22, 23,24 21 неделя ЭКЗАМЕНЫ:3 1. Квалификационный экзамен - ПМ К/э Анатомия и физиология человека+основы патологии 3. К/э Фармакология+основы латинского языка с медицинской терминологией -3: 2 756: 21 нед = 36 в неделю УП 1 нед ПП- 2 нед Производс твенная 1. Обществознание 28 2 Консу льтаци и 2. Основы философии Зач. 3. История Зач 4. Иностранный язык Физическая культура Зач 6. Информационные технологии в профессиональной деятельности Зач Экзаме ны 7. Математика Зач 8. Основы латинского языка с медицинской терминологией К/э* 9. Анатомия и физиология человека К/э** 10 Основы патологии Фармакология К/э* ПМ МДК Технология оказания медицинских услуг ОГСЭ Вариативная часть Основы права ОГСЭ Вариативная часть Русский язык и культура речи Зач. ИТОГО: Квал./ э

5 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» III КУРС V СЕМЕСТР ГРУППЫ:31,32,33, (2 КУРС, 3 СЕМЕСТР) Производ ственная Консул ьтации Экзаме ны 12 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. К/э Правовое обеспечение профессиональной деятельности+основы права (Вариативная часть) 2. Квалификационный экзамен - ПМ 01-1: 3 432: 12 = 36 в неделю УП -2 нед ПП- 2 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Зач. 3 Информационные технологии в профессиональной деятельности Зач. 4 Психология Д/з 5 Правовое обеспечение профессиональной деятельности К/э* ПМ МДК Здоровый человек и его окружение МДК Основы Квал./ профилактики э МДК Сестринское дело в 8 системе первичной медикосанитарной помощи ПМ 02 9 МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) ОГСЭ Вариативная часть Основы права К/э* ИТОГО: ПМ

6 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» III КУРС VI СЕМЕСТР ГРУППЫ:31,32,33, (2 КУРС, 4 СЕМЕСТР) Производ ственная Консу льтаци и Экзаме ны 16 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1.К/э ПМ 02 2.Психология -2: 0 576:16 = 36 в неделю УП 4 нед УП 4 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Д/з 3 Информационные технологии в профессиональной деятельности Д/з 4 Психология Э ПМ МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и 5 состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Э ИТОГО:

7 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» IV КУРС VII СЕМЕСТР ГРУППЫ:41, (3КУРС, 5 СЕМЕСТР) Производ ственная Курсова я работа Консу льтац ии Зач ет Экзам ены 11 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. Безопасность жизнедеятельности 2.МДК Дифференцированные:11 нед = 36 в неделю УП 3 нед ПП 2 нед 1 Физическая культура Зач. 2 Иностранный язык Зач. 3 Безопасность жизнедеятельности Э ПМ МДК Сестринский уход при различных заболеваниях и 4 состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Э ИТОГО:

8 ОТДЕЛЕНИЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» IV КУРС VIII СЕМЕСТР ГРУППЫ:41, (3 КУРС 6 СЕМЕСТР) Производств енная Консул ьтации Экзаме ны 11 недель ЭКЗАМЕНЫ:2 1. МДК Основы реабилитации 2. Квалификационный экзамен - ПМ 03 Дифференцированные 4: 0 396:11 = 36 в неделю ПП 2 нед 1 Физическая культура Д/з 2 Иностранный язык Д/з 3 Общественное здоровье и здравоохранение Д/з ПМ.02 4 МДК 02.02Основы реабилитации Э ПМ МДК 03.01Основы Квал./ реаниматологии Э 6 МДК 03.02Медицина катастроф Биомедицинская этика)/ Д/з 8 ЕМИАС Д/з ИТОГО: ИГА 5 2


Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ

1 Индек с Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Время в неделях ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА I ГОД ОБУЧЕНИЯ Максим альная учебная нагрузка студента в часах Самост оятель ная работа Обязательная

2. План учебного процесса (программа подготовки специалистов среднего звена) 34.02.01. Сестринское дело 2018 г. (основное общее образование) Индекс Базовые общеобразовательные дисциплины Формы промежуточной

3. План учебного процесса Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации () экзамен дифференцированный зачет зачет максимальная Учебная нагрузка

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ОСОШ 11 Л.Н.Хопрова «_31» 08 2018 «УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «_31» 08 2018 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального

Утверждаю Директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сочинский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края О.Ш.Куртаев 2017г. УЧЕБНЫЙ

ОГСЭ Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся (час.) максимальная Самостоятельная работа Распределение нагрузки

3. План учебного процесса Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик экзамен Формы промежуточной аттестации () дифференцированный зачет зачет контрольная работа ОД.00

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «МК»

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования Государственного бюджетного

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Другие Максимальная (с.р.+и.п.) Консультации Пр. Cеминар. Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся, ч. Распределение по

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые работы Максимальная (с.р.+и.п.) Консультации Пр. Cеминар. Формы промежуточной аттестации Учебная нагрузка обучающихся, ч. Распределение по курсам и семестрам Курс

Экзамены Зачеты Диффер. зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Теор. обучение Формы контроля Учебная нагрузка обучающи Индекс Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Индекс Зачет Дифференцированный зачет Экзамен лекций Всего с учетом УП и ПП 6804 2268 4536 1793 2743 0 396 432 612 792 576 756 432 684 288 396 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ОД.00 Общеобразовательный

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тольяттинский медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР Л.Н. Михайлова 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015/2016 учебный год

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «_31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

1-7 8-14 15-21 - 28 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 - 1-7 8-14 15-21 - 28 29 дек - 4 янв 5-11 12-19 - 25 26 янв - 1 фев 2-8 9-15 16-23 фев - 1 мар 2-8 9-15 16-23 - 29 мар

УТВЕРЖДАЮ Директор ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» Е.В.Лапочкин 2016 года РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного

1-7 8-14 15-21 22-28 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 24-1 - 7 8-14 15-21 22-28 29 дек - 4 янв 5-11 12-18 19-25 26 янв - 1 фев 2-8 9-15 16-22 23 фев - 1 мар 2-8 9-15 16-22

1-7 - 14 15-21 22-2 29 сен - 5 окт 6-12 13-19 20-26 27 окт - 2 ноя 3-9 10-16 17-23 24-1 - 7-14 15-21 22-2 29 дек - 4 янв 5-11 12-1 19-25 26 янв - 1 фев 2-9 - 15 16-22 23 фев - 1 мар 2-9 - 15 16-22 23-29

УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации А.С. Созинов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Программы подготовки специалистов среднего звена Федерального государственного

2. План учебного процесса по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева 31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

Утверждено приказом директора ГАОУ СПО «ОрМК» 132 от 09.09.2013 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Орский медицинский колледж»

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель министра здравоохранения Республики Коми Колесников В. А. 2011 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Данильченко А.В. 2011 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного

1. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) Курсы Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам Учебная практика Производственная практика по профилю специальности преддипломная (для СПО) Промежуточная

Курсы 1-7 / IX 8-14/ IX 15-21 / IX 22-28 / IX 29-5 / X 6-12 / X 13-19 / X 29-26 / X 27/ X - 2 XI 3-9 / XI 10-16 / XI 17-23 / XI 24-30/ XI 1-7/XII 8-14 / XII 15-21 / XII 22-28/ XII 29 / XII -4/I 5-11 /

Утверждаю Директор КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж» И.Т. Буркутова «&Л-» Г. УЧЕБНЫ Й ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования краевого государственного

Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «МК

БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П.Бычихина» Принято методическим советом 2018 г Протокол Председатель методсовета З.В. Комиссарова УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский

Лек в в в в в Распределение по курсам и семестрам Формы контроля Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4 учебная Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр

3. План учебного процесса Учебная нагрузка обучающихся (час) Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (час в семестр) Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК,

Индекс Формы промежуточной аттестации Самостоятельная учебная работа Всего занятий В том числе практ. занятий 3. План учебного процесса Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Индекс Формы промежуточной аттестации максимальная самостоятельная учебная работа всего занятий Учебная нагрузка обучающихся (час.) Обязательная аудиторная в т. ч. Распределение обязательной аудиторной

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж 1» УТВЕРЖДАЮ Директор СПб

Пояснительная записка к учебному плану по специальности среднего профессионального образования 060501.51 Сестринское дело, базовая подготовка Настоящий учебный план Государственного бюджетного образовательного

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский медицинский колледж»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ Настоящий учебный план Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Акушерский колледж» разработан

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Нормативная база реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) Настоящий учебный план разработан на основе Федерального государственного образовательного

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель министра здравоохранения Удмуртской Республики Гаврилов В. А. 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ СПО УР "Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной

УЧЕБНЫЙ ПЛАН краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края по специальности

УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский медицинский колледж» по специальности среднего

УТВЕРЖДАЮ Директор ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» Е.В.Лапочкин 201 года РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного

«Утверждаю» Директор БПОУ ВО «БМТ» Л.А. Христенко августа 206 год Учебный план Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский медицинский техникум»» по специальности.02.0

В в в в Распределение по курсам и семестрам Формы контроля Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Курс 2 Курс 3 учебная Инди Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 нагрузка Друг вид.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор БПОУ СПО ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» С.И.Селеменева «31» 08 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский

1 15 ОУД.15 Астрономия 16 16 1 1 Д\з 34 Итого за, год 612 494 11 792 596 196 д/з-2 д/з- экз-4 1404 2 261, 262, 263, 264, 265 группы (год поступления 17-1) пп Индекс Наименование циклов, дисциплин, ПМ,

Индекс Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Врем я в недел ях Максимал ьная учебная нагрузка студента в часах ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обязательная учебная нагрузка Самост оятель ная работа

1. Пояснительная записка к учебному плану ППСЗ по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки 1.1 Нормативная база реализации ППСЗ Настоящий учебный план государственного бюджетного образовательного

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 31.0.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка) Нормативный срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев Учебная нагрузка обучающихся (час.) Распределение

Определение сестринского дела. Существует множество опре­делений сестринского дела, на формулировку которых,повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географи­ческое положение страны, уровень развития системы здравоохра­нения, особенности обязанностей сестринского персонала, отно­шение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также пред­ставления и личное мировоззрение человека, дающего определе­ние сестринской науке. Но, несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствовать современным профес­сиональным стандартам и иметь законодательную основу.

На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной орга­низации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в 1944 г. в Ганнове­ре, было дано следующее определение: сестринское дело - это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духов­ную сферу пациента; поддерживает духовное, умственное и физи­ческое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же как физической, и осуществляет медицин­ское обслуживание семьи, общества и индивида.

Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, полу­чившее позже международное признание, дала в 1961 г . американ­ская медицинская сестра В.Хендерсон, выдающийся препода­ватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая не­обходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Найтингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г ., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключа­лась в создании для больного таких условий, при которых приро­да оказала бы свое целительное воздействие. Ф. Найтингейл счи­тала, что уход за больными и здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это поддержа­ние у человека такого состояния, при котором болезнь не насту­пает, а уход за больными - это помощь страдающему от болезни. Путем наблюдения и сбора информации о больном Ф. Най­тингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф. Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сест­ринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, сегодня рассматривается, как попытка провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестрин­ское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных(отличающих от врачебных знаний) организа­ции, практической и научной подготовки. Современные исследователи рассматрива­ют работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуаль­ной модели сестринского дела.

На современном этапе существует множество определений понятия «сестринское дело», вот одно из них, приведенное в учебном пособии по основам сестринского дела Т.П. Обуховец и О.В. Черновой:

Сестринское дело - важнейшая составная часть си­стемы здравоохранения, располагающая значительны­ми кадровыми ресурсами и потенциальными возмож­ностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Миссия медицинской сестры. Миссия медицинской сестры за­ключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и груп­пам людей в достижении ими физического, умственного и соци­ального здоровья в условиях окружающей их среды.

В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше акцент делался на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специали­стами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреж­дении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. В развитых странах считается предпочтительным уход за больны­ми и их лечение в условиях муниципальной (амбулаторно-поликлинической) медицины.

Функции медицинской сестры. Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестрин­скому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ - LEMON. Данный про­ект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, пре­доставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциаль­ных проектах в странах - членах международного сообщества.

Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой чело­века или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осу­ществляется в рамках сестринского процесса.

Осуществление се­стринского ухода включает в себя:

Оценку потребностей человека и его семьи;

Выявление потребностей, которые могут быть наиболее эф­фективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешатель­ству;

Определение первоочередных проблем со здоровьем, кото­рые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмеша­тельству;

Планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привле-чение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу;

Использование принятых профессиональных стандартов.

Вторая функция - обучение пациентов и сестринского персо­нала - включает:

Оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохране­нию и восстановлению здоровья;

Подготовку и предоставление нужной информации на соот­ветствующем уровне;

Помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков.

Третья функция - исполнение медицинской сестрой зависи­мой и независимой роли в составе бригады медицинских работ­ников, обслуживающих пациента, - в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять долж­ного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функ­ции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицин­скими работниками в планировании и организации ухода за боль­ным.

Четвертая функция - развитие сестринской практики с помо­щью исследовательской деятельности - также только начинает реализовываться.

Основными целями сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повыше­ния эффективности и усиления роли средних меди­цинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются ос­новные принципы первичной медико-социальной по­мощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из состав­ляющих элементов является роль медсестры как по­мощника врача с крайне ограниченной профессио­нальной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических и профессиональных подходов, способ­ных удовлетворить потребность населения в доступ­ной медицинской помощи.

4. Усиление профилактической направленности здра­воохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестрин­ском деле - в области образования, научных исследо­ваниях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как про­фессионального, так и социального, обеспечение со­циальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Сестринское дело решает следующие задачи:

1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2) консолидирование профессиональных и ведомственных уси­лий по медицинскому обслуживанию населения;

3) введение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестрин­ской помощи;

5) осуществление консультативной сестринской помощи;

6) обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7) ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8) проведение научно-исследовательских работ в области сест­ринского дела;

9) создание стандартов качества сестринской помощи.

Основными направлениями реформы сестринского дела , реализации отраслевой программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской дея­тельности, охрана труда в учреждениях здравоохра­нения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальней­шее внедрение в практику.

5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объе­ма выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринского дела.

Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качествен­но новый уровень медицинской помощи населению путем эф­фективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения.

Таким образом, стратегия сестринской практики должна соот­ветствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обес­печивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.

Сестринское дело – важнейшая часть современной системы здравоохранения.

Медсестра должна пройти специальную подготовку, быть не только опытным медицинским специалистом, но и чутким психологом для своих пациентов.

Больше статей в журнале

Из статьи вы узнаете

Понятие

Сестринское дело и его место в здравоохранении менялось на протяжении многих лет, как менялась и сама медицина. Сегодня на вопрос, что это за профессия и что входит в сестринское дело, представители медицинского сообщества могут ответить по-разному.

Поскольку понимание профессии медсестры зависит от конкретных потребностей общества, от содержания их обязанностей, а также от экономической и социальной ситуации в стране и здравоохранении в целом.

В настоящее время медучреждения повсеместно внедряют индикаторы качества работы медицинских сестер. При этом у большинства возникает проблема - как грамотно определить, что и как должна делать медицинская сестра смотрите в Системе Главная медсестра.

История

В 1987 году Международных совет медсестер предложил формулировку этой профессии - сестринское дело, оно является важнейшей частью системы здравоохранения.

Включает в себя профессиональную лечебно-профилактическую и просветительскую работу, а также психологическую помощь больным. Неотъемлемая часть этого понятия – уход, который медсестры осуществляют для всех социальных и возрастных групп больных.

Задачи и миссия сестринского дела

Философия сестринского дела подразумевает, что медсестра должна выполнять свое призвание везде, где больным нужна ее помощь - в медучреждении, на дому и в других местах.

На конференции, посвящённой теории сестринского дела, понятие сестринского процесса было рассмотрено как наука, а также искусство, которое позволяет решать проблемы со здоровьем человека, подверженного воздействию внешних факторов.

Чем отличаются лечебное и сестринское дело

Сестринское и лечебное дело имеют множество схожих черт, но вместе с тем имеют и кардинальные отличия:

  1. Сестринское дело является составной частью деятельности медорганизации по уходу за больными.
  2. Специалисты этой профессии отвечают за сопровождение лечебной деятельности.
  3. Медсестра выполняет врачебные назначения, организует показанный больному уход.
  4. Медицинские работники, получившие специальность «Лечебное дело», могут диагностировать болезни и лечить пациентов, в то время как медсестра такие решения принимать не может.
  5. Медсестра занимается профилактической и просветительской работой, постоянно отслеживает состояние пациента.
  6. Флоренс Найтингейл отмечала, что сестринское дело требует подготовки, отличной от подготовки врачей, нуждается в специальной организации и получении специальных умений и навыков.

Основные квалификационные требования

Сестринское дело в медучреждении организуется следующим образом:

  • всем средним и младшим медперсоналом организации руководит главная медсестра;
  • в конкретном отделении должностным лицом, отвечающим за организацию сестринского дела, является старшая медсестра.

Главная медсестра

Главная медицинская сестра должна отвечать определенным профессиональным и квалификационным требованиям для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

Сертификат

Для главной медсестры необходима базовая специальность – «Лечебное дело». В ходе дополнительного обучения медсестра получает сертификат по организации сестринского дела. Свой профессионализм она подтверждает получением высшей квалификационной категории.

Главная медсестра осуществляет общее руководство среднего медицинского персонала.

Какими качествами должен обладать этот специалист:

  • высокий профессионализм;
  • лидерские и организаторские качества;
  • организованность.

Главный врач и его заместитель по лечебной работе – непосредственные руководители главной медсестры.

В круг обязанностей входят следующие:

  • качественное оказание сестринской помощи;
  • организация работы медсестер;
  • проверка качества работы сестринского персонала;
  • проведение ежедневных обходов всех отделений;
  • составлять необходимые отчетные и распорядительные документы;
  • поскольку сестринское дело непосредственно включает в себя процесс оказания медпомощи, главная медсестра должна следить за соблюдением медсестрами норм СанПиН и требований действующего законодательства;
  • контроль расходования медизделий и лекарств.

☆ Как создать условия для обучения в медорганизации, организовать процесс обучения , составить график обучения и план занятий медперсонала, смотрите в Системе Главная медсестра.

Старшая медсестра

Специальность, по которой обучается старшая медсестра – сестринское или лечебное дело. Дополнительно специалист должен получить медицинский сертификат по организации сестринского дела.

Для старшей медсестры необязательно высшее медицинское образование.

Старшая медсестра подчиняется:

  1. Главной медсестре.
  2. Заместителю главврача по лечебной работе.
  3. Главному врачу непосредственно.

В отделении весь средний и младший медперсонал обязан выполнять распоряжения старшей сестры. Кроме того, в подразделении она является должностным лицом, несущим материальную ответственность.

Приказ о бакалавриате

Составляющие сестринского дела

Мы упоминали о том, что профессия медсестры разнопланова, поскольку существует и большое чисто видов услуг медицинского характера, оказываемых пациентам.



Для того, чтобы понять сестринское дело что это за профессия, необходимо рассмотреть его цели:

  • помощь конкретному пациенту или группе больных в нормализации здоровья во всех его смыслах;
  • сохранение здоровья и его укрепление;
  • обучение пациентов заботе о своем здоровье;
  • специфическая помощь пациентам, которые эмоционально или физически страдают от своего заболевания.

Его принципами являются:

Важной составляющей сестринского дела является здоровье. Специальность и профессия медсестры обязывает ее помогать пациенту, здоровье которого нарушено. Здоровье в разные периоды времени понимали, как отсутствие болезни и немощности.

В настоящее время ВОЗ определяет здоровье как благополучие социальное, психологическое и физическое.

Безусловно, процесс сестринского ухода должен включать оценку самочувствия пациента и его состояния, а сама медсестра в рамках своих компетенций помогают больным укреплять здоровье.

Другими ключевыми понятиями сестринского дела являются «уход» и «самоуход». Флоренс Найтингейл считала, что уход – это помощь человеку, страдающему от болезни в том, чтобы он мог жить полноценно и получал от жизни удовлетворение.

Все большую актуальность принимает самоуход, и в настоящее время он часто ассоциируется с деятельностью медучреждений. Медсестра учит пациента навыкам самообслуживания, так, чтобы он самостоятельно мог удовлетворять свои жизненно важные потребности, несмотря на болезнь.

Таким образом, сестринское дело является важнейшей частью системы здравоохранения, и включает оно в себя не только работу по оказанию медуслуг. Медсестра помогает пациенту, консультирует его и его родных, оказывает пациенту моральную и психологическую поддержку.

Деонтология профессии

Сестринское и лечебное дело во все времена рассматривались в неразрывной взаимосвязи с этической составляющей медицинской профессии.

Медсестра регулярно выполняет свои обязанности, но в работе она должна руководствоваться не только нормативными актами, например, стандартами оказания медпомощи, но и морально-этическими нормами.

Иными словами, обязанности сестринского персонала можно рассматривать в двух аспектах:

  1. Профессиональный аспект – медсестра ни при каких обстоятельствах не должна нарушать психическое и физическое состояние пациентов.
  2. Моральный аспект – при оказании медпомощи на медсестру не должно оказывать влияния социально положение пациента, его убеждения, вероисповедание и т.д.

Однако, процесс медпомощи часто сопровождается поступлением жалоб от пациентов на нарушение медработниками этических и демонологических норм. Далеко не каждый пациент может определить низкую профессиональную подготовку медработника. Его нравственный облик более очевиден, поэтому вызывает отрицательную реакцию.

Медицинский этикет включает в себя правила внешней и внутренней культуры поведения.

Внутренняя культура поведения (по отношению к коллективу):

  • соблюдение субординации, дружелюбие к коллегам;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • добросовестное отношение к своему и чужому труду.

Внешняя культура медсестры (по отношению к пациентам):

  • специалисты сестринского дела должны иметь опрятный и располагающий внешний вид;
  • медсестра должна уметь составлять впечатление о себе тем, как она говорит, что она говорит, каким тоном общается с пациентами.

Гиппократ говорил о том, что медицинские работники должны обладать такими качествами, как хладнокровие, бескорыстность, здравый смысл, скромность и целомудрие.

Сестринское дело должно основываться на базовых демонологических принципах – в конечном итоге это оказывает влияние на качество медпомощи, ее отношение к пациентам и коллегам.

Работа медсестер и медбратьев является одним из востребованных направлений в современной медицине и оздоровительной сфере. Согласно специфике обучения квалифицированный специалист может работать в санаториях, детских центрах, становиться помощником врача. По завершению обучения студент, успешно сдавший экзамены, получает сертификат специальности сестринское дело. По данному документу и проводится дальнейшее трудоустройство.

Куда и как поступить для получения специальности?

Обучаться по профессии можно исключительно в специализированных ВУЗах и колледжах (базовых медицинских или фельдшерских). В России насчитывается более 250 учебных заведений по данному направлению: в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Томске, Ростове.

Для сдачи документов потребуются сертификаты ЕГЭ по русскому языку, химии, биологии. На проходной балл по аттестату не влияет указанный для профессии сестринское дело код специальности. Проходной балл определяется только формой и направлением обучения (составляет от 3 до 4 баллов). По сертификатам ЕГЭ в среднем требуется от 35 до 75 баллов. Поступление по указанным бумагам проводится на общее направление. Последний год обучения позволяет получить следующие распределения:

  • специальность сестринское дело педиатрии;
  • в терапии;
  • в гинекологии (акушерстве);
  • в хирургии;
  • при инфекционных заболеваниях.

Срок и средняя цена обучения по специальности "Сестринское дело"

Зачисление на специальность сестринское дело в колледже может проходить после 9-го или 11-го класса. Формы обучения: очная, заочная, дневная. Продолжительность программ составляет 2 или 3 года и 10 месяцев. Цена обучения рассчитывается согласно его форме, продолжительности. В среднем составляет около 15-30 тысяч для заочной формы на базе 9 классов. Для дневного обучения будет стоить около 30-55 тысяч рублей. Определяющим фактором станет и известность колледжа (техникума), учитываются достижения тьюторов , которые будут вести пары.

Получая специальность 34.02.01 сестринское дело, студенты могут поступить и на бюджетную форму оплаты. Но для этого потребуется представить документы с высокими баллами. На вступительном экзамене нужно получить не менее высокую оценку. Количество бюджетных мест зависит от выбранного ВУЗа, поэтому может составлять как 428 мест (Санкт-Петербургский медицинский техникум № 9), так и насчитывать всего 25 мест (Белорецкий медицинский колледж).

Основы программы: чему обучат студентов специальности?

Первый курс (по завершению 9-ти классов) будет включать изучение общеобразовательных дисциплин (математика, информатика, русский язык) с дополнительным углубленным изучением биологии и химии. При переходе на второй курс будут включены профильные программы, которые позволят провести обучение по специальности сестринское дело и подготовить студентов к дальнейшей практике и работе.

К основным дисциплинам второго курса

  • фармакология;
  • анатомия и физиология;
  • теоретические основы профессии;
  • технология проведения мед. услуг.

Третий курс включает узкопрофильное разделение, позволяющее получить достаточные знания для качественной работы по профессии. Сдаются квалификационные тесты по специальности сестринское дело после каждого семестра.

Практика и последующая работа по специальности "сестринское дело"

Продолжительность практики равняется 72 часам. Проходится в медицинских учреждениях, которые заключили договора на проведение практических занятий учащихся с самим ВУЗом. Во время работы в больницах, поликлиниках студенты должны заполнять персональные дневники с подробным указанием направления работы и выполненных задач. По завершению практической программы каждому студенту выдается характеристика специальности сестринское дело, полученная в процессе обучения.

Устройство на работу возможно после выдачи заверенного сертификата об окончании обучения. Предполагает специальность сестринское дело квалификация медицинская сестра возможность получения зарплаты около 20 тысяч рублей (в среднем). Устроиться квалифицированные специалисты могут в государственные и частные больницы, оздоровительные центры и санатории, школьные и дошкольные образовательные (и общие, и узкоспециализированные) учреждения, роддома.

Здравоохранение является важнейшим фактором формирования здоровья населения, по оценкам экспертов ВОЗ среди факторов, определяющих здоровье отдельного индивидуума и людей в целом, имеется следующее соотношение: в 50% и более здоровье обусловлено условиями и образом жизни, в 20-25% - состоянием (загрязнением) внешней среды, в 20% - генетическими факторами, в 8-10% - состоянием здравоохранения. Однако мнение о том, что здоровье определяется только на 8-10% развитием системы здравоохранения, по современным представлениям, не имеет реального подтверждения, это лишь условная оценка. По данным академика РАМН О.П. Щепина, выступавшего на прошедшем в 2004 году в г. Иркутске Всероссийском конгрессе «Человек и здоровье», роль здравоохранения существенно выше. Причём правильно организованное оно приносит пользу людям, а неправильно организованное – вред, который сложно оценить. Для более точной оценки роли здравоохранения требуется создание полного представления о том, какие параметры здоровья отражают влияние именно системы здравоохранения.

Наиболее важной и приоритетной функцией здравоохранения является профилактическая. Врачи, анализируя вредные факторы возникновения и развития болезней в состоянии предлагать пути профилактики по некоторым из них и соответственно снижать поражённость болезнями. В России профилактическая медицина долгие годы имела довольно высокий уровень и занимала лидирующие позиции. Широко известны программы по йодированию соли и других пищевых продуктов, внедрению фтора в зубные пасты и т.д. Таких инициатив предложено очень много, лишь малая толика внедрена. Очень важную роль играют исследования гигиенистов по оценке роли факторов окружающей среды на здоровье и путей профилактики рисков здоровью.

Состояние и развитие системы здравоохранения определяется тремя основными позициями 1:

    Объективно существующими закономерностями формирования здоровья населения, реальными тенденциями;

    Уровнем представлений о путях развития и коррекции медицинскими мерами основных недугов человека;

    Возможностями общества, интеллектуальными и в основном экономическими, для выработки (или восприятия) и внедрения современных технологий ведения больных, управления здоровьем, исходя из действующих приоритетов.

Сестринское дело – это одна из важнейших составляющих системы здравоохранения любого государства.В России доминирует врачебная модель взаимоотношений старшего и среднего медицинского персонала, а также организации ухода за больным. Медицинская сестра из активной действующей фигуры, которой она является во всём мире, превращена в безликое существо, функции которого ограничиваются, чаще всего, лишь удовлетворением потребности врача в безропотном и исполнительном помощнике. Подобная ситуация привела к тому, что в статистических ежегодниках ВОЗ, посвящённых проблеме организации здравоохранения, Россия по своей сестринской практике не выдерживает сравнения с другими государствами и потому просто исключается из перечня. Низкая социальная значимость профессии медицинской сестры в нашей стране подчёркивается, кроме всего прочего, малой оплатой труда и значительным недостатком профессионально подготовленных и квалифицированных специалистов в этой области. По данным статистики в России на 1 врача приходится 2,7 медицинских сестры, при этом в центре страны, в Москве – 3,5, на окраине, например, в Приморском крае – 1,1, в Иркутске – 1,6 (для сравнения, в Швеции - 5). Безусловно, при сложившемся положении сёстры не могут выполнять в необходимой степени функцию ухода за больными. Но ведь известно, что уход представляет собой не менее, а иной раз, даже и более важный этап в реабилитации пациента и возвращении его в общество в качестве активного элемента.

Реформа сестринского образования, ставящая своей целью формирование нового статуса медицинской сестры – академического (менеджера здравоохранения), позволит изменить положение вещей в позитивную сторону. Средний медицинский персонал с высшим образованием будет представлять собой принципиально новый и высокий в качественном отношении слой медицинских работников: это будут не пассивные и часто равнодушные исполнители, а активные и творчески мыслящие администраторы и специалисты по уходу. Чрезвычайно важной составляющей, позволяющей сформировать мировоззрение медицинской сестры нового типа, представляется гуманистически ориентированное образование, направленное на понимание важности прав и свобод пациента, высшей ценности человеческой жизни. И в этом процессе важная роль отводится этическому воспитанию, которое имеет определяющее значение в процессе профессионального становления медицинской сестры, ее личностного роста, позволяющего принимать взвешенные, грамотные и ответственные решения.

Проследим эволюцию понятия «Сестринское дело». Пожалуй, самое первое определение дала Ф. Найтингейл (1859 г.), основоположница сестринского дела, о ней мы коротко скажем чуть ниже. По её словам сестринское дело – это действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. Это глубокое понимание предмета, которое однако, очень абстрактно отражает его сущность для непосвящённого. Более метко и ёмко звучат другие определения: «наука ухода» (Arnold и Carson, 1990), «забота о другом ради его блага» (Д. Орэм), «практика челове­ческих взаимоотношений» (ВОЗ). Тем не менее, проблема определения сестринского дела остаётся существенной. Попытки выразить сущность сестринского дела предпринимались на многочисленных съездах и конференциях, различными авторами (можно познакомиться с ними в глоссарии), но все они имеют существенные недостатки – фрагментарность в отображении понятия и сложность формулировки. Последнее может быть обусловлено трудностями перевода, т.к. большинство терминов – иноязычные. Мы предлагаем собственную попытку определить сестринское дело с учётом опыта других дефиниций и, прежде всего, определения данного Международным советом медицинских сестёр 2 .

Сестринское дело – это комплекс организованных мероприятий по уходу, осуществляемый специально подготовленными профессиональными медицинскими сёстрами, направленный на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода нуждающимся лицам всех возрастных групп, с учётом существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды 3 .

Это определение позволяет чётко выделить ряд существенных позиций, типичных для сестринского дела:

    Мероприятия по уходу носят организованный характер, т.е. являются составляющей частью системы здравоохранения и благодаря этой системе получают организацию.

    Проводятся профессиональными медсёстрами – эта позиция показывает важность получения образования сёстрами для достижения своего положения и подчёркивает их социальный статус.

    Мероприятия имеют определённую цель – эти цели составляют ведущие компоненты деятельности медицинской сестры и всех сестёр в целом: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, предоставление помощи и ухода нуждающимся.

    Обязательный учёт конкретной ситуации – в данном контексте, учёт состояния больного и состояния окружающей его среды.

Таким образом, в этом определении слились воедино все 4 компонента философии сестринского дела, которые были сформулированы J. Fawcett в 1989 г. и получили название метапарадигмы сестринского дела. Коротко разберём их:

    Человек (личность больной, клиент, индивидуум, семья, коллектив) – это основное понятие сестринского дела. В сестринском деле под определение «человек» может подходить как индивидуум, так и общность – семья, школа или рабочий коллектив. Всеобъемлющее понятие о человеке означает, что он рассматривается с физической, психической и социальной точек зрения, что означает наличие у него физических, психологических и социальных потребностей. Понятие о человеке включает в себя понимание ценности человеческой жизни. Человек в сестринском деле рассматривается через призму гуманистической теории. Человек чувствует, переживает, творит, непрерывно растет и развивается. Человек – это неповторимый индивидуум, который самостоятельно способен определить свои потребности и хорошее самочувствие. В сестринском деле человек воспринимается как целостность. Человек живет, общаясь и контактируя с другими людьми, и его необходимо воспринимать самостоятельно способным принимать решения и их выполнять. Физическая сущность человека представляет собой совокупность органов. К чувственной стороне психических особенностей человека относится память, мышление, способность оперировать понятиями, стремления и чувства, а также надежда. Каждый человек обладает духовностью, что проявляется в присущем только ему чувственном и духовном мире. Человек растет и развивается в социальном плане, общаясь и контактируя с другими людьми и усваивая принятые в его окружении нормы и обычаи. Человек живёт, поддерживая отношения с природой, культурой и обществом, он живёт как социальный индивид, а также как член различных групп и обществ. Наиболее важной социальной группой для человека является его семья.

    Окружающая среда (окружение). Окружение человека неотделимо от здоровья и благосостояния человека. Человек живёт строя продолжительные социальные отношения со своим окружением. Он оказывает влияние на окружение, равно как и окружение влияет на него. К физическому окружению относятся те отношения, в которых человек живёт. Психическое и социальное окружение состоит, в том числе из отношений между людьми, общения, языка, культуры и норм повеления. Одной из целей сестринского ухода является оказание поддержки человека в условиях, максимально приближенных к условиям его окружения, обычно дома. Стационарный уход требует от человека приспособления к новым условиям. Хорошее окружение во время стационарного ухода позволяет человеку чувствовать себя безопасно и комфортно. Благосклонное и обходительное окружение во время ухода способствует улучшению состояния пациента. Решающим фактором может стать поддержка, оказываемая родственниками и близкими, посредством чего пациенту легче адаптироваться к больничным условиям, а в дальнейшем к домашним.

    Здоровье . Здоровье можно определить с различных точек зрения. По определению ВОЗ (1947), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов. Человека можно рассматривать с точки зрения состояния здоровья по шкале, на одном конце которой находиться идеальное здоровье, а на другом - смерть. Здоровье не означает лишь отсутствие заболевания, учитывается достаточно хорошее физическое, психическое и социальное равновесие, посредством чего достигается хорошее самочувствие и дееспособность. Под дееспособностью понимается способность человека удовлетворять свои основные потребности в физической, психической и социальной областях жизни. Человек воспринимает своё здоровье индивидуально, по-своему приспосабливаясь к заболеваниям. В уходе мы стремимся к тому, чтобы человек достиг как можно более хорошей дееспособности. Исходной точкой ухода является собственное понятие человека о том, что для него лучше в повседневной жизни.

    Уход . Уход – это профессиональная деятельность, отвечающая потребностям пациента. Сестринский уход исторически связан с уходом за больными людьми. Это очень узкое понятие. В современном понимании сестринского ухода на первый план выходят предупреждение заболеваний, поддержание здоровья путем обучения и просвещения, консультирования. Медсестра должна уметь просвещать учить и консультировать пациента с тем, чтобы он мог максимально самостоятельно обходиться в повседневной жизни. Уход включает в себя общение между пациентом и медсестрой. Общение строится на ценностях и принципах ухода. Также важными при осуществлении ухода являются умение дать пациенту надежду и поддерживать её, а также уменьшать страдания. Уход – это всегда совместная работа с пациентом, его семьей, при этом как можно больше необходимо использовать внутренние резервы пациента. С точки зрения улучшения состояния пациента важно, чтобы он сам как можно более активное участие принимал в уходе за собой. Основными методами ухода являются помощь клиенту / пациенту, умение слушать, разговаривать, оказывать поддержку, проявлять заботу, обучение, консультирование.

Сестринское дело несёт множество функций, которые мы должны коротко перечислить (ЛЕМОН, 1996):

1. Предоставление сестринского ухода и управление им, будь то меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки пациента, семьи. Эта деятельность наиболее эффективна, если основана на сестринском процессе (5 этапов).

2. Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:

    оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

    подготовку и предоставление необходимой информации на соответствующем уровне;

    оценку результатов подобных просветительных программ;

    применение принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов.

3. Исполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады, что предусматривает:

    сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода;

    выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал;

    делегирование работы и функций медицинской сестры другому сестринскому персоналу и координация их деятельности; сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности;

    участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, политикам в виде докладов, семинаров, конференций, средств массовой информации и т.п.

4. Развитие сестринской практики через критическое мышление и исследование. Эта функция сестринского дела включает:

    внедрение новаторских методов работы для достижения лучших результатов в сестринской практике;

    определение областей сестринских исследований;

    использование культурных, этических и профессиональных стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.

Конечно же, чрезвычайно важную информацию о любом предмете даёт определение его цели. По С.И. Двойникову и соавт. (2002), выделяется четыре основных цели сестринского дела 4:

    объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

    привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

    обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менедже­ров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

    выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Несколько шире позволяет ощутить важность предмета рассмотрение его задач, которые также очень детально сформулировал С.И. Двойников и соавт. (2002):

    развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

    консолидирование профессиональных и ведомственных уси­лий по медицинскому обслуживанию населения;

    ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

    разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

    осуществление консультативной сестринской помощи;

    обеспечение высокого уровня медицинской информации;

    ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

    проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

    создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

Ключевой фигурой сестринского дела, как мы это усвоили из определения, является медицинская сестра . В соответствии с современным пониманием, представленным в Глоссарии МАНГО (1994) 5 , –это лицо, завершившее программу базового медсестринского образования общего характера и полу­чившее у соответствующего регламентирующего органа полномочия на занятия сестринским делом в своей стране. Причём отмечается, что базовое медсестринское образование представляет собой официально признанную программу учёбы, которая даёт широкую подготовку по поведенческим наукам, биологии и сестринским наукам для осуществления общей практики сестринского дела, выполнения лидерской роли или более высокой подготовки по специальности. Предполагается, что медицинская сестра имеет подготовку и необходимые полномочия для того, чтобы:

    Заниматься общей сестринской практикой, включая укрепление здоровья, профилактику болезней и оказание помощи лицам с физическими недостатками, психическим больным и инвалидам всех возрастов, преимущественно в условиях учреждений здравоохранения и иных учреждениях коммунально-общинного характера.

    Осуществлять обучение по вопросам охраны здоровья.

    Принимать всемерное участие в деятельности в качестве члена группы (бригады) здравоохранения.

    Осуществлять контроль работы медицинских сестёр по уходу (сиделок) и вспомогательного персонала.

    Принимать участие в научных исследованиях.

Кроме определения медицинской сестры общего профиля необходимо выделить медицинскую сестру-специалиста . В соответствии с Глоссарием МАНГО – это медицинская сестра с более высоким уровнем подготовки, превышающим уровень медсестры общего профиля, имеющая право на деятельности в качестве специалиста по узкому разделу сестринского дела. Деятельность медсестры-специалиста подразумевает клинические, учебные, организационно-административные и консультативные функции.

Обобщённо ключевые функции медицинских сестёр можно свести к четырём:

    Первая: обеспечение и руководство сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве сестринского процесса.

    Вторая: обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.

    Третья: сотрудничество - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи.

    Четвертая: развитие практики сестринского дела, что предполагает: научные исследования, использование новых методов работы, расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований, использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Учебная дисциплина «Теория сестринского дела» имеет своею целью познакомить студента, обучающегося по специальности «Сестринское дело» на факультете высшего сестринского образования, с эволюцией представлений о сестринском деле, с важнейшими философскими концепциями лежащими в его основе и теоретической основой практических подходов, которые в настоящее время применяются.

Контрольные вопросы:

    Дайте определение понятия «Сестринское дело».

    Укажите значение теории сестринского дела для формирования статуса профессии медицинской сестры.

    Что включает философия сестринского дела?

    Назовите функции, цели и задачи сестринского дела.

    Какова цель изучения дисциплины «Теория сестринского дела»?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: