Как долго надо читать ребенку вслух? Детский библиотекарь универсален

Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»


Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель:
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.
2. Рекомендации по приобретению литературы.
3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.


Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.


Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.


2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.


Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги. Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией. Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка. В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний. Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге. Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.). Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению. Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой… К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного. Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга. Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику. Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона. 2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма" 3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денекС. Козлов. "Я на солнышке лежу". 4. Серия "Уроки малышам":"Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем" 5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож" 6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова; 7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева. 8. "Теремок". 9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?" Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

- " Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко; - "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко; - С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом"; - Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева; - С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева; - С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; - С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича; - "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой; - К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича; - К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича; - К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев; - В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев; - Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева; - А.С. Пушкин. "Лукоморье"; - И.А. Ищук. Читаем по картинкам, - В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика, - С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются: 1."Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.. 2."Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа. 3."Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа. 4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа. 5."Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа. 6."Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа. 7."Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа. 8."Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа. 9."Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Читаем книжки вместе!»

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

История начинается. Не торопитесь и не читайте слишком быстро. Пусть ваши слова станут медленным и нежным потоков, который льется со страниц. Если вы хорошо знаете сюжет истории, то время от времени отрывайтесь от книги, посмотрите на малыша, на его реакцию на услышанное. Если ребенок во время вашего чтения начинает отвлекаться, можно остановиться на время, дать возможность ребенку успокойся и при этом не упустить деталей повествования. Чтение не должна вас обязывать начинать обсуждение прочитанного сразу после того, как закончилось повествования. Стоит позволить в первую очередь именно ребенку высказаться по теме книги, это даст ему возможность составить собственное мнение и продемонстрировать его. А если ребенок начинает «дописывать» историю, придумывать альтернативный сюжет, не мешайте ему, просто послушайте и, доверившись детской фантазии, попробуйте стать соавтором новой интересной истории.

Дети в любом возрасте очень любят, когда им читают сказки. Но лучше всего их не читать, а рассказать ребенку. Для детей сказки – это театр, это маленькое путешествие в страну фантазий. Особенностью детской психики является способность воспринимать и представлять себе образ, который рисуют им родители, читая или рассказывая сказку.

Перед чтением необходимо предоставить ребенку возможность самому выбрать ту или иную книгу, которая для него наиболее интересна. Даже если он в который раз предпочитает одну и ту же сказку, необходимо снова прочитать ему это произведение. Повторяющийся выбор говорит о том, что конкретная книга дает ребенку необходимую информацию для развития, и при чтении в сознании ребенка происходит какая-то работа. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию и побуждает ребёнка к сочинительству. В своих сказках и рассказах ребенок проявляет себя справедливым, защищает обиженных и слабых, наказывает зло.

Приучайте с самого раннего возраста, что чтение - это способ получить удовольствие. А для этого - пусть как можно чаще ребенок видит Вас читающими. К сожалению, современные технологии постепенно вытесняют бумажные книги и поощряют любителей чтения использовать электронные носители или читать онлайн. Однако, для ребенка лучше использовать чтение бумажных книг.
Мой 3-х летний приемный сын Ваня каждый вечер перед сном наблюдал меня с книгой в руках. Интересовался, о чем я читаю и интересно ли мне. Я на доступном для малыша языке открывала для него мир взрослых книг. Сын с умным видом стал приносить по вечерам детские книжки, и мы вместе «читали»: он свою книгу, я свою. Он именно так и говорил: «Я читаю книгу». А после у него появилась любимая книга, читать которую он просил меня перед сном.
Вскоре чтение по вечерам с малышами стало для нас традицией.
Вечерняя сказка как нельзя лучше подходит для формирования у ребенка чувства безопасности: мама и папа рядом, все в порядке, могу спокойно ложиться спать. Ребенок расслабляется и, «подготовленный ко сну», идет в кроватку.

Если малыш (до 5 лет) не хочет слушать сказку, то лучше не настаивать. Книга не должна ассоциироваться с неприятными впечатлениями от «давящих» родителей. Любым давлением можно отбить навсегда желание читать. Дети из нашего детского сада отказывались слушать сказку, когда им хотелось побегать и поиграть, зато с огромным удовольствием погружались в мир книг после дневного сна. Ищите время, когда Ваш малыш будет восприимчивым к чтению.

Сказка для ребенка - это погружение в новый, неизведанный мир. Плохих сказок так же много, как и хороших. Поэтому будьте избирательны! Читайте разные сказки, ищите, что больше по душе Вашему малышу. Мне, например, нравятся сказки Г.Х. Андерсена, сказки в стихах А.С. Пушкина, Н.Н. Носова «Незнайка», произведения П.П. Бажова, выборочно русские народные сказки, сказки народов мира.

До 5 лет у детей, как правило, слабо развита волевая сфера, и им сложно более 15 минут сосредоточено слушать. Поэтому читайте выразительно, не торопясь, выделяйте голосом автора и героев. Замирайте, рычите, пищите, громко кричите - творите! Обязательно добавляйте для выразительности жесты. Это помогает обратить внимание ребенка на Вас. Понаблюдайте, как долго ребенок может внимательно слушать сказку - начал ерзать, смотреть по сторонам - заканчивайте чтение или укоротите сказку, не перегружайте сознание малыша. Если Вы уже почти закончили читать, то предложите дослушать сказку. Переключайте внимание ребенка вопросами о том, что Вы читаете: «А что же сейчас произошло с принцессой? Как ты думаешь, почему она так поступила? А чтобы на ее месте сделал ты?» и.т.д.

Выбирайте книги с красивыми иллюстрациями. Смотрите на книги, которые покупаете, глазами ребенка - спокойные тона, понятные герои. Рисунков на одной странице не должно быть много, иначе сознание ребенка, цепляясь за детали, не сможет уловить сути. Из моего детства я помню книгу, к которой я боялась подходить. Художник изобразил такого страшного волка, что я прижималась к маме, боясь, что он прыгнет на меня.

Рассматривайте фотографии (настоящие фотографии) и придумывайте истории вместе с ребенком, используя в речи определения, описывающие происходящее на фотографии. Легче всего начать с фотографий животного мира или природы. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: «Какое это животное? Какими качествами оно обладает? Давай придумаем про него интересную историю?» и.т.д. Потом усложняйте: используйте фотографии с сюжетом, с большим количеством деталей, с двумя-тремя персонажами.

Описание и придумывание историй помогает развить речь и фантазию ребенка, расширить словарный запас, почувствовать себя создателем сказки.

Почитайте с ребенком книгу детских стихов. Дополнительный интерес ребенка привлекут весёлые рифмы. Небольшой стих ребенок сможет легко запомнить наизусть после нескольких прочтений.

А вот как получилось увлечь книгой моих старших:

Совместное чтение книги:

У моих старших приемных детей (Лиза, 13-ти и Артем, 14-ти лет) были сложности с чтением книг. Один ребенок притворялся, что читает, а другой, из-за сильного отставания, читал почти по слогам.

Своими силами они эти трудности преодолеть не могли. Надо было втянуть их в процесс, сделав его легким, коллективным и увлекательным…

Для этого мы всей семьей начали читать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова. У каждого в руках было по экземпляру, чтобы они следили за текстом, когда читали взрослые. Определяли по желанию, кто будет читать за автора, кто - за героя. Читали выразительно, эмоционально. Поскольку мы с мужем читали книгу раньше, то сложные эпизоды мы просто пересказывали. Дети привыкали не стесняться уточнять смысл незнакомых слов. После прочтения нескольких глав смотрели фильм. Ребята комментировали просмотр и искренне недоумевали, если в фильме не было эпизодов, которые стали любимыми. Ребята признались, что читать - гораздо интереснее, чем смотреть фильм.
Лиза сказала: «Когда я читаю книгу, я сама в своей голове рисую целый мир, яркий, интересный. Фильм после этого кажется сухим и бесцветным, а актеры не всегда играют точно» .
Так в первый раз дети получили удовольствие от чтения. Вся семья была «в теме», поэтому часто за столом во время ужина обсуждали хитросплетения сюжета, поведение героев, запомнившиеся моменты.

После Лиза, «войдя в возраст», заинтересовалась темой любви. Мне удалось направить ее интерес к книгам, чтобы удержать от практических экспериментов. Первое, что я дала ей, были стихи о любви поэтов Золотого и Серебряного века: А.С. Пушкина, М.С. Лермонтова, И.Ф. Анненского, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, выборочно С.А. Есенина. Заодно Лиза с интересом изучила военную лирику и лирику Е.А. Евтушенко. Потом я предложила прочитать вместе «Последнюю поэму» Р. Тагора. Читали вслух, обсуждали. Поскольку произведение талантливое, то вызвало большой эмоциональный отклик. Лиза побежала за подругами, и мы продолжили чтение вместе. Они завели тетради, в которые выписывали фразы из книги и особенно полюбившиеся стихотворения.

Я предлагала ей книги, помогающие понять и разобраться в собственных чувствах, используя чужой опыт. На этой волне интереса к тонким человеческим чувствам были легко освоены и произведения школьной программы: «Вишневый сад», «Дама с собачкой» (А.П. Чехов), «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин), «Гранатовый браслет» (А.И.Куприн). Много размышлений вызвал старый зарубежный бестселлер «Анжелика» (А. и С. Голон).
Теперь, зная, какие образы заложены у моей дочери, мне легче поднимать и обсуждать тему отношений с мальчиками и вопросы, возникающие в подростковом возрасте. В наших отношениях появилось больше доверия и искренности.

Благодаря совместному чтению у нас в семье стали появляться общие традиции и ритуалы. Когда мы с мужем пикируемся цитатами из любимых книг, дети особенно радуются, когда понимают, из какого это произведения и какой смысл несет шутка. Радостно шутят в ответ.

Что делать, если ребенку неинтересно то, что он читает?

А какие у Вашего ребенка интересы и уровень подготовки? Если книги, которые Вы даете ребенку, не интересны, то это может быть по двум причинам: Вы дали сложную книгу или у ребенка слабо развита волевая сфера.
Можно начать с легких и интересных рассказов, постепенно усложняя материал. В рассказах для начала должно быть немного действующих лиц, их поступки должны быть логичны и понятны для ребенка.
Тем, кто постарше, советую рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина , они дают возможность ОТОЖДЕСТВИТЬСЯ с героем или ситуацией.
Ребенку, который никогда не брал книжку в руки, не логично давать вашу любимую «Войну и мир» Л.Н. Толстого. Он не оценит того, что видите в этой книге Вы.
Потом, когда вы увидите, что он уже сам вошел во вкус, можно дать свободу выбора. Если он увлечен путешествиями, то рекомендую книги для совместного прочтения: - «Дети капитана Гранта» Ж.Г. Верна «Затерянный мир» А.К. Дойля.
С Лизой мы начинали с легких юмористических рассказов А.П. Чехова . Читали, комментировали, обсуждали. После она самостоятельно с увлечением прочитала всю книгу и просила подобрать что- нибудь столь же занятное. Я предложила ей «Звездные дневники Иона Тихого» С. Лема, «Кысь» Т.Н. Толстой.

Я вдохновляю и увлекаю детей книгами, которые читаю сама.

Во время чтения я делюсь своими впечатлениями от прочитанного, читаю с выражением понравившиеся отрывки. Благодаря этому у старших детей появился список книг, которые они хотели бы прочесть в будущем.

  • Важно вместе с ребенком определить точное время для чтения. Например, час после обеда или перед сном. Так вы постепенно сможете создать у ребенка привычку читать каждый день.
  • Пусть чтение проходит в уютной для ребенка обстановке. Посадите его в удобное кресло с подушками, укройте пледом. Можно приготовить чай, зажечь свечу.

Будет здорово, если чтение из нудной необходимости превратится в праздник, в таинственный ритуал.

Дмитрий Морозов

«Для меня чтение - это способ прожить несколько жизней, опробовать разные пути, набрать лучшего материала для выстраивания Образа мира, соответствующего задачам самосовершенствования личности».
Всемирно известная писательница Урсула ЛеГуин высказала в недавнем интервью взгляды, которые совпали с нашими принципами педагогики:
«Дисциплинировать что-либо - в правильном понимании этого слова - означает не подавлять, а воспитывать: поощрять рост, и действие, и плодоношение, будь то персиковое дерево или человеческий разум. Я думаю, что огромное большинство американцев обучено обратному. Их выучили подавлять свое воображение, отказываться от него как от чего-то детского или женоподобного, нерентабельного и, возможно, грешного.
Они научились бояться воображения, но их никогда не учили его дисциплинировать. Впрочем, сомневаюсь, что воображение может быть подавлено. Если его с корнем вырвать у ребенка, из ребенка вырастет овощ. H о если воображение отвергать и презирать, оно одичает и ослабнет, деформируется. В лучшем случае человек с таким воображением станет просто эгоцентричным мечтателем, в худшем - будет принимать желаемое за действительное, а это весьма опасное занятие, если предаваться ему всерьез.
В чем же тогда польза воображения? Мне кажется, происходит ужасная вещь: трудолюбивый, честный, уважаемый гражданин, вполне взрослый и даже образованный человек боится драконов, страшится хоббитов и досмерти пугается фей. Это забавно, но в то же врем внушает страх. Что-то здесь не так. Я не знаю, что можно с этим поделать, кроме как постараться дать честный ответ на вопрос такого человека, хотя этот вопрос часто задается самым агрессивным и высокомерным тоном: "Какая польза от всего этого? Драконы, и хоббиты, и маленькие зеленые человечки - какой от них толк?" Самый правдивый ответ, к сожалению, этот человек даже не станет слушать. Просто не услышит. А самый правдивый ответ таков: "Польза в том, чтобы дать вам радость и наслаждение". "У меня на это нет времени", - отвечает он, заглатывая таблетку от язвы и торопясь на поле для гольфа. Тогда попробуем достаточно близкий к правдивому ответ. Скорее всего, он будет принят ненамного лучше, но звучит так: "Польза художественной литературы в том, что она помогает вам лучше понять ваш мир, ваших товарищей, ваши собственные чувства и собственную судьбу". Боюсь, он возразит: "В прошлом году я получил прибавку к зарплате, я в состоянии дать своей семье все самое лучшее, у нас два автомобиля и цветной телевизор последней модели. Я и так все понимаю в этом мире! " И он прав, неоспоримо прав - если это то, чего он хочет, и все, чего он хочет. Читая о препятствиях, которые преодолевает хоббит, чтобы бросить зловещее волшебное кольцо в жерло придуманного автором вулкана, вы приобретаете то, что имеет мало общего с вашим социальным статусом, или материальным благополучием, или доходами. Я убеждена, что зрелость - не перерастание, а рост; что взрослый - не умерший ребенок, а ребенок выживший. Я убеждена, что все лучшие способности взрослого человека существуют в ребенке и что если эти способности поощрять в юности, то они прекрасно и мудро проявляются во взрослом человеке, но, если их подавлять и отвергать в ребенке, они останавливаются и человек вырастает калекой.
И наконец, убеждена, что одна из наиболее человеческих и человечных способностей - сила воображения; так что наша приятная обязанность как библиотекарей, как учителей, или родителей, или писателей, или просто взрослых - поощрять эту способность к воображению в наших детях, поощрять ее расти свободно, расцветать вечнозеленым лавром, давая ей лучшую, самую лучшую и чистую пищу, какую она только может усвоить. И никогда, ни при каких обстоятельствах не подавлять ее, не насмехаться над ней, не намекать, что она присуща только детям, недостойна мужчины, не истинна.
Разумеется, фантазия истинна. Она не реальна, но истинна. Дети знают это. Взрослые тоже знают - и именно потому боятся фантазии. Они знают, что ее истинность противоречит и даже угрожает всему, что фальшиво, поддельно, что не приносит конкретной пользы в той жизни, в которую они дали себя втянуть. Они боятся драконов, потому что боятся свободы. Я убеждена, что мы должны доверять нашим детям. Hормальные дети не смешивают реальность и фантазию - они смешивают их в гораздо меньшей степени, чем мы, взрослые (как один великий фантаст показал в сказке " Hовое платье короля"). Дети прекрасно знают, что единороги не существуют, но они также знают, что книги о единорогах - если это хорошие книги - истинны. Слишком часто это больше, чем знают их мамы и папы, поскольку, отвергая свое детство, взрослые отрицают половину собственных знаний, и остается только печальный и бесплодный факт: "Единороги не существуют". И этот факт никого никуда не приведет (кроме как в истории, написанной другим великим фантастом, "Единорог в саду", где убежденность героя в нереальности единорогов приводит его прямо в сумасшедший дом). Именно с помощью таких фраз, как: "Жил-был дракон" или "Жил-был в норе под землей хоббит ", - с помощью таких прекрасных несуществующих фактов мы, фантастические человеческие существа, сможем прийти своим особым образом к истине ».

Дмитрий Морозов :
«С 4 лет я читал сыну и помогал понимать смысл следующих книг:

  • Сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Гауфа
  • Стихи С.Я. Маршака,

Среди его любимых книг:

  • «Маугли» Р. Киплинга,
  • «Бэмби» Ф. Зальтен,
  • Н.Н. Носов «Незнайка»,
  • «Хоббит» - Д.Р. Толкиен,
  • «Путешествия Гулливера» (в адаптированном виде) Д. Свифта
  • «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

Не советую читать многочисленные современные фэнтези для детей. Эти книги уводят в сторону от реальных законов, на которых строится жизнь человека и общества, а значит, дезориентируют развивающую личность. Берите книги, которые ближе к реальной жизни, к тем вызовам, с которыми предстоит столкнуться.

Книги, прочитанные Святославом самостоятельно с 8 лет:

  • С. Томсон - рассказы о животных,
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  • К. Плешаков «Богатыри» - 2 тома - очень рекомендую найти!

В десятилетнем возрасте:

  • Учебники истории для 5 - 7 классов с моими комментариями
  • Учебники природоведения и биологии для 3 - 7 классов
  • «Три мушкетера» А. Дюма
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», и т.д.
  • «Властелин Колец» Д.Р. Толкиен
  • «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг
  • Л. Воронкова «След огненной жизни» и т.д. - на ее книгах я вырастил в сыне любовь и понимание истории.
  • Дж. Лондон «Белый Клык», «Зов предков»

В 12 лет Святослав прочитал, не отрываясь:

  • «Крестоносцы» - Г. Сенкевич
  • М. Семенова - «Валькирия» и весь цикл о викингах, «Волкодава» (только первую часть)
  • «Ведьмак» - А. Сапковский
  • «Затерянный мир» - А.К. Дойль.
  • «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом» - Б. и А. Стругацкие
  • На краю Ойкумены - И.А. Ефремов

Cписок книг, которые прочитали с удовольствием мои старшие дети 13 - 14 лет

  • А.Н. Толстой - «Детство Никиты»
  • А. Грин - «Алые паруса»
  • Р.Л. Стивенсон - «Черная стрела», «Остров сокровищ»
  • «Белый отряд» А.К. Дойль
  • Дж. Лондон - «Смок Бейлю» - это серия повестей о дружбе, отваге, о том, как можно жить в постоянном преодолении своей слабости, и при этом искренне получать удовольствие от трудностей и свершений.
  • Р. Киплинг - «Ким» - о том, как мальчик преодолевает трудности и опасности, дружба, преданность Учителю,
  • Г. Уэллс - «Война миров»,
  • «Анжелика» и продолжение - А. и С. Голон (хорош для девочек, но требует комментариев мамы )
  • М. Стюарт «Полые холмы» и т.д.

В 11 классе:

  • «Трудно быть богом» и вообще Б. и А. Стругацкие.
  • «Лезвие бритвы» - И.А. Ефремов, после просмотра фильма «Александр Македонский» - «Таис Афинская».

Книги помогающие побороть в себе инстинкт неудачника и труса, гимн труду и риску, плюс ликбез по экономике капитализма: Д.Клавелл «Сегун» и «Тай Пан» , потом просмотр сериалов (после, а не до!)

С моими комментариями с огромным удовольствием были прочитаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

Удалось настоять и втянуть в чтение таких необходимых по школьной программе книг, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова. После книги полезно посмотреть кино - всем вместе и с обсуждением!

Для взрослых, приехавших в Китеж, начинать читать мировую литературу мы рекомендуем с романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, а также произведений И.А. Бунина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Если у Вас создалось впечатление, что все это Вы уже читали в школьные годы, то все равно, попробуйте перечитать. Скорее всего выяснится, что по молодости лет и отсутствию жизненного опыта Вы много чего упустили. Я перечитал «Войну и мир» в 45 лет и был потрясен мощью Толстого. Не знаю, что он был за человек, но отражать жизнь во всех ее противоречиях он умел как никто.

  • «Обитаемый остров» и «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких - для детей и юношества, но если раньше не читали, то рекомендую в любом возрасте. А уж потом
  • «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град Обреченный» А. и Б. Стругацкие и другие.
  • М. Уилсон «Брат мой - враг мой» и «Живи с молнией».
  • Г. Гессе «Игра в бисер», а, впрочем, весь.
  • Г. Маркес «Сто лет одиночества».
  • Р. Роллан «Жизнь Рамакришны».
  • «Дваждырожденные» - это мое, но тоже неплохо.

Духовная литература в защитной окраске фантастики:

  • Р. Желязны «Князь света»,
  • Г. Олди «Мессия очищает диск», «Герой должен быть один».
  • Пять томов Ф. Герберта «Дюна».
  • К. Кастанеда (кроме первого тома - там он все больше о наркотиках для поднятия тиража).

О психологии:

  • книги Н.И. Козлова - легко и с юмором.

Для тех, у кого склонность к философии:

  • А. Маслоу, Э. Фромм, Л. Н. Гумилев , И А. Ефремов - «Час быка» и «Туманность Андромеды» - эти книги намного умнее, чем принято замечать.

По самопознанию лично мне многое помогли переосмыслить труды этнопсихолога А. Шевцова . Если разобраться в его необычной терминологии, то здорово, хоть и непривычно.
Если Вы вообще раньше не читали книг, связанных с духовностью, то все - равно не начинайте с «Анастасийских хроник» Мэгре или «Серфинга с трансзеландом». Не верю и книжкам, написанным нашими соотечественниками, под фамилиями «Рама», «Шарма» и т. д. Духовности больше в романах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого или житиях русских святых. Но если вы ищите «облегченно духовную» литературу, то почитайте Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии» или П. Коэльо «Алхимик», но в больших дозах его не советую, а то вы можете так и остаться на этом уровне.
Поиск самого себя и смысла жизни рекомендую начинать с книг Н.И. Козлова - написано с юмором и по делу. О духовном не пишет, но учит видеть реальный мир и не обманывать себя. А это и есть первый шаг к высшему.
Книги Ф.А. Малявина - «Конфуций» и перевод жизнеописания даосского патриарха Ли Пэна. По ЦиГун - книги мастера Чома (он наш, русский, поэтому его опыт как бы более «съедобен»).
Лучше читать книги серьезные и требующие усилий. Зато они выводят на новый уровень осознания себя и мира. Среди них, на мой взгляд:
Д. Балашов «Бремя власти», «Русь Святая» и все остальные тома. Очень сложный язык, стилизованный под древнерусский, но если прорваться через словесные изыски, то это лучшее, что написано о нашей истории.

И кто бы ни писал о нашей истории, привкус истины и жизни по-прежнему у классиков:

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.Н. Толстой «Хождение по мукам».

По современной истории:

  • А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
  • А. Лебедь «Белое солнце пустыни» - книга даже лучше, чем фильм!

Просто настоящая литература:

  • Р. Уоррен «Вся королевская рать ».
  • Д. Стейнбек «Зима тревоги нашей», «Консервный ряд» - совсем не духовно, но все про жизнь и гениально написано.
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Поколение пепси», и многое другое.

Еще раз оговорюсь, я перечислил далеко не все, да и перечисленное очень различается по качеству, но о вкусах не спорят.

8 основных правил чтения вслух маленьким детям

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.

  1. При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.
  1. Любимые книги ребенка надо перечитывать по много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
  1. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
  1. Чем ребенок младше, тем лучше он реагирует на распевную речь. Текст, произносимый на распев, должен произноситься несколько громче, выше и медленнее, чем обычно. Это дает возможность младенцам отличать слоги от целых слов. Чтение на распев часто называют материнским чтением. Однако так младенцам должны читать и мужчины.
  1. Детям следует читать книги только со счастливым концом.
  1. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.

А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам.

С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух?

Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев.

Как часто надо читать ребенку вслух?

Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну.

Как долго надо читать ребенку вслух?

Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет.

Как долго надо читать ребенку на распев?

Приблизительно до трехлетнего возраста.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ . Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров . Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

В возрасте 4-5лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой (произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена), с творчеством К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и многих других.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.

(Аркадий Марков)

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться

Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи; Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

  1. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

  1. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  2. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  3. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
  4. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
  5. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
  6. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  7. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
  8. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

В заключении несколько советов для родителей: внимательно относитесь к выбору книг для чтения и организации самого процесса чтения детям.

Например: для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: