Литературоведческая пропедевтика в начальных классах. Собственные сказки по методу проппа

В народных сказках присутствует множество волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, клубочек, выступающий в роли навигатора. От некоторых из них не отказались бы и современные люди. Любая хозяйка обрадовалась бы, например, скатерти-самобранке. Не надо идти в магазин за продуктами, стоять у плиты. Расстелил ее на стол - и обед готов. В каких сказках есть скатерть-самобранка? Какой глубокий смысл скрывается за этим символом изобилия? Давайте разбираться.

С катерть-самобранка: в какой сказке встречается впервые?

Во многих легендах Европы фигурируют волшебные предметы, способные быстро и вкусно накормить своего хозяина. В античных мифах эту функцию выполнял рог изобилия, принадлежащий богам. Он наполнен цветами и плодами. У братьев Гримм есть история о горшочке, варящем сладкую кашу. В какой сказке название "скатерть-самобранка" употребляется впервые, невозможно сказать. Но она стала еще одним символом богатства.

Слово самобранка имеет два корня: "сам" и "бран". Последний из них можно трактовать двояко. Возможно, он произошел от слова "брать". Или связан с понятием "браная скатерть". Так на Руси называли нарядную, узорчатую ткань, которой накрывали столы для пиршеств. Впервые упоминание о ней мы встречаем в летописях 12-го века.

Мечта о легкой жизни или подарок из мира мертвых?

Жизнь русского крестьянина была тяжела. С рассвета люди работали в поле, ухаживали за домашней скотиной, топили печи, готовили пищу. Не было отопления, водопровода, стиральных машин, пылесосов и микроволновок. Возможно, скатерть-самобранка - это мечта об устройствах, облегчающих труд домашних хозяек? Когда не надо месить тесто, стоять у плиты, убирать со стола?

Другую версию выдвинул русский фольклорист В. Я. Пропп. Он считает, что скатерть-самобранка - явление из загробного мира. Ее дарят герою, когда он испытывает сильный голод, т. е. находится на пороге смерти. Волшебный предмет символизирует переход в мир иной, где человеку воздается по делам его. Добрый персонаж может отдохнуть от трудов и наслаждаться вкусными яствами. Злой остается ни с чем.

Чтобы понять, какая из этих версий верна, вспомним, в каких сказках есть скатерть-самобранка. Проанализировав их содержание, мы сможем прийти к правильному выводу.

Какие события происходят в сказке "Скатерть-самобранка"?

Этот волшебный предмет можно найти в русском, немецком и французском фольклоре. При попытке припомнить, в какой сказке встречается название "скатерть-самобранка", первой на ум приходит история, которая так и называется. В ней говорится о трех братьях, которые отправились искать счастье и набрели на гору драгоценных камней. Двое старших набили полные карманы и отправились домой. А младший брат последовал дальше, совершая по дороге добрые дела и получая за них скатерть-самобранку, ранец с ротой солдат и волшебный рог.

По возвращении домой он при помощи подарков смог жениться на дочери царя, но та оказалась жадной, выкрала ранец с солдатами и велела им заковать мужа в темницу. Спасли парня старики, которым он помог в первой части сказки "Скатерть-самобранка", и волшебный рог. В итоге добрый герой вместе со своими спасителями ушел от нечестных людей куда глаза глядят.

Сюжеты других сказок

Продолжим вспоминать, в каких сказках есть скатерть-самобранка. В истории про двух Иванов бедняк, семья которого голодает, обращается за помощью к жадному богачу. Тот дарует ему горсть муки, блюдце киселя и вчерашние щи. Но по дороге домой Ветер, Солнце и Мороз уничтожают драгоценную ношу. В качестве возмещения ущерба они преподносят пострадавшему волшебные предметы, в том числе скатерть-самобранку. Но богач обманом забирает их. Так продолжается до тех пор, пока у бедного Ивана не оказывается сума с дубинками. Жадный тезка получает по заслугам.

Похожие сюжеты встречаются в сказках "Скатерть-самобранка, кошелек и двое из сумы", "Столик-сам-накройся, золотой осел и дубина из мешка". В них идет речь о восстановлении справедливости. Есть этот волшебный предмет и в сказках "Королевич и его дядька", "О богатыре Иване-Царевиче и его супружнице Царь-девице".

Страх перед голодом

Во всех сказках герои радуются удачному приобретению. Однако их мало волнует, что скатерть-самобранка облегчает процесс готовки. Важнее становится уверенность в сытом будущем. Крестьянин всегда боялся голода. Даже самый трудолюбивый и обеспеченный хозяин мог оказаться у разбитого корыта из-за набегов врага или неурожая.

Скатерть-самобранка - гарантия того, что в самый голодный год на столе будет еда. Обладание этим чудом дарит герою уверенность в завтрашнем дне.

Справедливая награда

Вспомнив, в каких сказках есть скатерть-самобранка, обратим внимание и на схожесть их сюжетов. Этот предмет достается добрым, умным, отзывчивым героям. Чаще всего это подарок за бескорыстную помощь, хотя иногда его получают при помощи хитрости. Скатерть-самобранка спасает от голода в тот момент, когда человек испытывает нужду. Добрый герой щедр, он приглашает отобедать с собой каждого встречного.

За это его ждет расплата. Как правило, скатерть-самобранку крадет жадный человек. Но счастье, полученное обманным путем, быстро уходит. Так или иначе, но алчного героя ждет справедливое возмездие, а волшебный предмет возвращается к законному владельцу.

В. Я. Пропп увидел за этим сюжетом рассказ о загробном мире, где каждому воздается по заслугам. В некоторых русских сказках действительно присутствует царство мертвых, метафорическим олицетворением которого выступают Кощей, Баба-яга с костяной ногой. Но в данном случае мы не видим ничего подобного.

Сказки о скатерти-самобранке учат нас быть честными, трудолюбивыми и отзывчивыми. Тогда, даже оказавшись в беде, мы получим помощь от самой Вселенной. Это произойдет уже в этой жизни, где есть место чудесам и добрым людям. Счастье же, обретенное нечестным путем, быстро разрушается. Русский народ мудр, и в который раз призывает нас не отчаиваться, верить в добро и отказаться от зла.

Карта проппа для дошкольников

Собственные сказки по методу Проппа

Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.

А ВАМ САМИМ,МАМОЧКИ,ИСПОЛЬЗУЮ ДАННУЮ СХЕМУ МОЖНО СОЧИНИТЬ СКАЗКУ ПРО СВОЕГО МАЛЫША!!!

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж - волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

где и как я могу использовать этот метод?

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой - персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Летний праздник для детей 7-11 лет. Сценарий

Летняя игровая площадка "Сказка за сказкой"

Каникулы в жизни детей – это период накопления новых сил, здоровья, новых знаний не стесненных школьной программой. И здесь многое зависит от умного руководства взрослых. Именно они продумывают программу действий, конструктивной совместной деятель¬ности, которая поможет детям самореализовать¬ся, самовозвыситься.
Игровая площадка - это яр¬кий момент жизни детей, помогаю¬щий по-новому взглянуть на мир, на окружаю¬щих людей, почувствовать вкус к творчеству, проявить способнос¬ти, объединиться со всеми в радости. Она направлена на создание хоро¬шего настроения у детей. А для хорошего настроения нужны интересные дела и чтобы никто не унижал, не обижал детей. Поэтому, организуя игровые площадки, мы заботимся о том, чтобы они были творческими, неповторимыми, чтобы детям было хорошо, комфортно, интересно, чтобы содержание праздника обогащало ум и душу, чтобы праздники объединяли детей и взрослых в единый коллектив.
Каждая игровая площадка это не про¬сто бессистемный калейдоскоп увлекатель¬ных дел, она подчинена определенной идее, которая организует игры. Игровая, празд¬ничная атмосфера площадки создает положи¬тельный эмоциональный фон и стимулирует творчество детей, поскольку живут они в радо¬стно-оптимистическом ритме.
летняя игровая площадка "Сказка за сказкой" посвящена русским народным сказкам. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух русского народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа.
К сожалению, в настоящее время, русских сказок дети знают немного. Мы провели опрос среди учащихся младшего школьного возраста и выяснили, что наиболее узнаваемыми являются герои иностранных сказок (Золушка, Белоснежка, Алиса, Смурфики, герои мультфильмов Мадагаскар, Шрек и т.д.). Процент же узнаваемости героев русских народных сказок является невысоким, в основном дети узнают популярных героев (Кащей Бессмертный, Василиса Премудрая и др.), и героев современных мультфильмов «Иван Царевич и Серый волк», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и т.д. Многие учащиеся считают героями русских народных сказок Золушку, Красную Шапочку, Снежную Королеву. Читать русские народные сказки нравится 47% учащихся, 72% предпочитают иностранные сказки, Только 25% детей читали русские народные сказки, не предусмотренные школьной программой (приложение 5, график 10). Анализ же различных сценариев проведения сказочных викторин и мероприятий показал, что 85% сценариев содержат вопросы и загадки только про известных сказочных героев, в 93% сценариев не подразделяются герои русских народных и иностранных сказок, 95% сценариев не предполагают изучение новых сказок, а основываются на знании детьми популярных сказок (приложение 5, график 11).
Исходя из этого, можно заключить, что в настоящее время русские народные сказки используются не в полном объеме, а лишь частично и только самые известные. Роль сказки очень значима в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в них отразился быт русского народа, нравственные нормы жизни, духовная культура, все чего сейчас не хватает русскому человеку. Поэтому мы стали заимствовать нормы и правила жизни тех народов, которые их хранят, и часто забываем про свои исконные традиции. Сказки - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Поэтому участникам летней игровой площадки «Сказка за сказкой», будет предложено, вспомнить русские народные сказки и все, что с ними связано.
Цель: создать условия для патриотического воспитания и творческой самореализации детей, посредством игровой деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Формировать у учащихся знание фольклорных традиций русского народа.
2. Развивать и реализовывать творческий, познавательный потенциал каждого ребенка, коммуникативные способности, способствовать взаимодействию и творческому росту в течение игры.
3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, чувство патриотизма, гордость за наследие своих предков.
Игровая площадка состоит из трех взаимосвязанных между собой частей. Первая часть – эстафета «Волшебный клубок», вторая – игра-путешествие «Заколдованный лес» и третья – викторина «Ярмарка сказок».
Место проведения игровой площадки – Парк Победы.
Игровая площадка предназначена для школьных лагерей с дневным пребыванием детей и рассчитана на разновозрастные детские объединения. Она проводится по графику, в дни работы школьных лагерей, ее продолжительность: 1 – 1,5 часа.
В результате реализации программы ожидается:
1. Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
2. Получение участниками игровой площадки умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
3. Улучшение психологического микроклимата, создание атмосферы комфортности для каждого ребенка.
4. Личностный рост участников.
5. Развитие уровня детской игровой культуры.

План проведения летней игровой площадки
«Сказка за сказкой».

Участники игры делятся на восемь - десять команд (в зависимости от количества участников). В каждой команде должно быть примерно равное количество человек. Игра состоит из трех частей. В первой части участники составляют маршрут путешествия по Заколдованному лесу. Вторая часть – путешествие, где участники, разгадывая загадки, ищут волшебные предметы. В третьей части проводится игра-викторина «Ярмарка сказок».

I часть - «Волшебный клубок"

Каждая команда получает волшебный клубок определенного цвета. Задача участников, выбегая в порядке эстафеты, собрать 10 волшебных клубочков такого же цвета. На каждом клубочке стоит его порядковый номер и написана загадка. Задача участников разложить клубочки по порядку и отгадать предложенные загадки. После этого начинается вторая часть игры.

Загадки о сказочных героях (для клубочков)
Змей Горыныч
Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, -
Много у меня голов.

Василиса Премудрая
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла...
Кто мастерица эта была?

Баба Яга
Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нем...

Кощей Бессмертный
Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик...

Емеля
По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет,
Лёжа на боку?
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?

Золотая рыбка
Подарит новое корыто
И новый дом, и слуг впридачу…
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все, и в море зыбком
Растает золотая …

Соловей Разбойник
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей

Водяной
Внутри него водица
С ним не хотят водиться
А все его подружки -
Пиявки, да лягушки!

Домовой
Кто шалит в квартире старой?
Кто опять бренчит гитарой?
Кто весь день озорничает,
А потом в углу вздыхает

Кот Баюн
У кота есть дядя грозный,
Тоже кот, но страсть серьезный
И страшится, стар и юн,
Что придет к ним …

Пример клубочка

IIчасть - Заколдованный лес

Разгадывая загадки, написанные на клубочках, команды составляют карту маршрута. Под каждой загадкой скрывается герой русских сказок (Василиса Премудрая, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Кот-Баюн, Емеля, Домовенок Кузя, Водяной, Золотая Рыбка, Соловей-Разбойник). Участникам дается карта сказочной страны и фигурки героев (среди них есть и те, о которых нет загадок), правильно отгаданных героев нужно наклеить под соответствующим волшебному клубку, номером. У участников получаются свои карты заколдованного леса.
Пример карты:

В соответствии с картой участники, на ограниченной территории, среди деревьев и кустарника, находят сказочных героев, которые охраняют заколдованные волшебные предметы. У каждой команды своя карта. Чтобы расколдовать предмет надо отгадать загадку (ребус, криптограмму, шифровку), расположенную под изображением героя, записать ответ в специальный лист, и так по порядку.
Как это было у нас: мы на листах изготовленных из ДВП сделали шифровки, криптограммы, ребусы, загадки о волшебных предметах, а сверху поместили изображение сказочного героя. Дети по порядку, определенному картой, разыскивали героя и записывали ответ на специальный лист, возвращались к ведущему игры, он проверял отгадки и раздавал из «сундука» расколдованные предметы
На выполнение задания участникам дается 30 минут. Ведется отсчет времени, для этого готовится солнышко со съемными лучиками, лучик снимается каждые 5 минут. Команда при возвращении получает столько баллов, сколько лучиков осталось на солнышке. После того как участники расколдовали волшебные предметы начинается третья часть игры.

III часть - Викторина «Ярмарка сказок»:

После прохождения Заколдованного леса, команды подходят к ведущему игры с перечнем найденных ими сказочных предметов (меч-кладенец, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, наливное яблочко, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, живая вода, волшебный клубочек, двое из ларца). За каждый найденный предмет, команда получает его изображение. После того, как все команды собрались на поляне, начинается викторина.
Участники размещаются на ковриках, перед ними табло с категориями вопросов, каждая категория определенного цвета. Игра проводится в три тура.
Правила игры:
Ведущий поочередно подходит к каждой команде с мешочком, в котором лежат разноцветные бочонки, в соответствии с цветом категорий вопросов. На них также написаны баллы. Участники достают бочонок, и отвечают на соответствующий ему вопрос.Вынутые из мешка бочонки в ходе тура не возвращаются обратно, но в следующем туре они опять складываются в мешок и перемешиваются
При ответе участники могут пользоваться бонусами, т. е теми волшебными предметами, которые они нашли в Заколдованном лесу. Если участник воспользовался бонусом, то он отдает ведущему соответствующую картинку. Бонусы сохраняются на протяжении всей игры, но в каждом туре не возобновляются.

Таблица бонусов (она оформляется на большом плакате (баннере), чтобы команды видели ее во время игры):

Меч-кладенец - Право на ошибку (участник может повторно ответить на вопрос)
Шапка-невидимка - Право открыть три любые буквы
Ковер-самолет - Право на сохранение половины баллов при неправильном ответе.
Сапоги-скороходы - Передача вопроса другой команде
Наливное яблочко - Помощь взрослого
Скатерь-самобранка - Право открыть вторую половину слова
Гусли-самогуды - Песня вместо ответа
Живая вода - Право на сохранение баллов при неправильном ответе
Волшебный клубок - Право на одну подсказку
Двое из ларца - Удвоение очков

Категории вопросов первого тура:
Сказочный транспорт – вопросы о средствах передвижения в русских народных сказках (ковер-самолет, ступа, летучий корабль и т.д)

1. У какого сказочного героя сани ехали сами? (Емеля)
2. На чем Емеля поехал во дворец к царю? (печка)
3. На чем ехал купец в город, а крестьянин в лес, в русской народной сказке «Два мороза»? (на санях)
4. На ком ехала лиса, приговаривая «бит не битого везет»? (волк)
5. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба-яга)
6. Какое транспортное средство появляется на свист хозяина в чистом поле? (Сивка-Бурка)
7. На чем летал Иван-царевич в сказке после дождичка в четверг? (ковер -самолет)
Сказочная кулинария – вопросы о сказочной еде (железные хлеба, каравай и т.д.)
1. В какой русской народной сказке содержится рецепт приготовления диковинного неповторимого кушанья из столярного инструмента? (Каша из топора)
2. Какое блюдо, предложенное сказочной лисой так и не смог съесть журавль? (жидкая каша)
3. Что обычно пьет сказитель, на сказочном пиру? (мед)
4. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
5. Чем кормила Баба-яга своих домашних питомцев в сказке «Морозко»? (тебе киска – сметаны миска, и ты (поросенок) молодец – получай холодец)
6. Какое блюдо из птицы делил мужик для барина? (Гуся)
7. Какие мучные изделии, выдавали волшебные жернова? (пироги, блины, ватрушки)
Сказочные помощники – вопросы о сказочных персонажах, которые помогал главным героям русских сказок (серый волк, печь, яблоня, корова и т.д.)
1. Как называется сказочное дерево, которое помогло спрятаться от гусей-лебедей сестре и брату? (яблоня)
2. Какой сказочный герой помогает Ивану добыть жар-птицу? (сивка-бурка)
3. Что надел Иван на руку царевне, чтобы она очнулась от колдовства кощея? (Волшебное кольцо)
4. Какое животное помогало крошечке Хаврошечке выполнить поручения злой мачехи? (корова)
5. Аппарат, на котором Баба-Яга совершала полеты? (ступа или метла)
6. При помощи какой вещи Иван проник в царство Кощея, оставаясь невидимым? (Шапка-невидимка)
7. Какая рыба помогала Емеле? (щука)
Сказочные животные – вопросы о животных, встречающихся в русских сказках (лиса, волк, заяц, тетерев и др.)
1. Про этого зверя ходила легенда, что прислан он из сибирских лесов и является самим бурмистром, все жители леса боялись этого зверя кроме его жены Лизаветы Ивановны? (кот-Баюн)
2. Пустил медведь пожить у себя хитрого зверя, но не знал о ее проказах, каждую ночь она притворялась повитухой, а сама в это время ела мед, пока не закончилась бочка. Кто эта, обжора? (Лиса)
3. Кто прогнал лису из лубяной избушки, которая занята была ею незаконно? (Петух)
4. Кого угощала лиса манной кашей, но так и не накормила? (Журавль)
5. Кого уговаривала лиса спуститься на травку убеждая, что нынче объявлен указ о мире по всей земле и о том, что звери друг друга нынче не трогают? (тетерева)
6. Кого обучала Лиса рыбной ловле? (Волка)
7. Это маленькое животное обладает уникальными качествами, которых не достает другим животным, оно первым заселяется в теремок, разбивает яйцо, помогает выдернуть овощ, с которым не могут справиться впятером? (мышка)
Сказочные испытания – вопросы об испытаниях, которые проходили главные герои русских сказок (огонь, вода и медные трубы, сражение со Змеем Горынычем, поиск кощеевой смерти и т.д.)
1. Что приказывал сделать царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство (испечь хлеб, выткать ковер, сшить рубаху)
2. Какие испытания встретились на пути Алёнушке, которая спасала братца Иванушку в сказке «Гуси-лебеди»? (стрясти яблочки, вытащить из печки пирожки, поесть киселя)
3. В какой сказке герой должен был прыгнуть в кипящее молоко, чтобы обрести молодость? (Конек-горбунок)
4. Каким испытаниям подвергали своих сыновей цари в русских народных сказках? (отправляли за молодильными яблоками, жар-птицей)
5. Что должен был сделать Иван-трубочист, чтобы жениться на царевне забаве? (Летучий корабль)
6. Какие три испытания встретились Ивану на пути в Кощеево царство, за Василисой Прекрасной? (сносить 3 пары железных сапог, съесть 5 железных хлебов)
7. Как выполнила задания царя мудрая дочь «не пешком не на лошади, не одетая и не раздетая, не с подарком не без подарочка», чтобы спасти своего отца? (подарила птицу, которая улетела, одела рыболовную сеть, приехала на поросенке)

Категории вопросов второго тура:
Сказочная география – вопросы о сказочных местах, куда путешествуют герои (Остров Буян, За Тридевять Земель, Дремучий лес, и т.д.)

1. В каком царстве-государстве жили многие сказочные герои? (В Тридевятом)
2. Куда отправлял царь богатырей? (Пойди туда, не знаю куда)
3. Куда отправился Иванушка и солдат на поиски Марьи-искусницы? (в Подводное царство Водокрута 13)
4. Как в русских сказках назывался волшебный остров? (Остров Буян)
5. Какое животное выполняло роль острова, в сказке «Конек-Горбунок»? (Чудо-Юдо - рыба кит)
6. Где спрятал кощей лукошко с мастерами в сказке «На золотом крыльце сидели»? (в горе дыра за дырой нора, норой пойдешь в пещеру попадешь)
Сказочные растения – вопросы о растениях, которые в сказках обладают волшебной силой (цветок папоротника, цветочки на сухом пенечке, молодильные яблоки и т.д.)
1. Что выросло на огороде у деда с бабой, круглая-прекруглая, большая-пребольшая (репка)
2. Зачем Настенька поливала сухой пень, и что на нем выросло? (цветочки)
3. Какие цветы зимой в лесу, мачеха отправила искать падчерицу? (подснежники)
4. Какое растение подарило старику со старухой волшебные жернова? (Горох)
5. Зернышком, какого растения подавился петушок? (боб)
6. Какое дерево выросло из косточек коровы пеструшки в сказке «Хаврошечка»? (яблоня)
7. Какие растения делили между собой «Мужик и медведь»? (пшеница и репа)
8. На каком дереве хранилась Кощеева смерть? (дуб)
Сказочные злодеи – вопросы об отрицательных героях русских сказок (мачеха, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и т.д.)
1. Смерть этого злодея находилась на конце иглы? (Кощей Бессмертный)
2. Этот злодей за раз может съесть 6 или 7 козлят? (Волк)
3. Эта злодейка, живет на болоте, и строит козни сказочным героям? (Кикимора)
4. У какого сказочного злодея один глаз? (Лихо одноглазое)
5. Этот сказочный герой живет в дремучем лесу и сбивает путников с дороги? (Соловей-разбойник)
6. Кто говорил: «Ограбим не ограбим, пожрем – не пожрем, мы побъем – нас побьют»? (Разбойники)
7. Владелица избушки на курьих ножках? (Баба-Яга)

Сказочные опасности – вопросы об опасностях, которые встречали герои на своем пути (морозильный посох, волшебный гребень, отравленное яблоко и т.д.)
1. Какая опасность поджидала зайчика, пустившего лису в свою избушку? (лиса его выгнала)
2. Какая опасность поджидала Иванушку, когда он пил из копытца? (стал козленочком)
3. Что должно было, случится с тем, кто прикоснется к посоху Морозко? (кто посоха моего коснется, никогда не проснется)
4. Что забрало у богатыря Финиста силу? (гребень)
5. Какая опасность, поджидала царя Еремея в колодце, в сказке «Варвара краса – длинная коса»? (Чудище морское)
6. Какую опасность представлял медведь для обитателей теремка? (разрушил теремок)
7. О каких опасностях предупреждает богатыря камень на развилке дорог?

Категории вопросов третьего тура:
Великолепная семерка – назвать семь: сказочных предметов, сказок о Бабе Яге и т.д

.1. Назовите семь сказок главными героями которых, являются животные
2. Назовите семь волшебных предметов
3. Назовите семь сказочных помощников
4. Назовите семь сказочных красавиц
5. Назовите семь сказок о водяном
6. Назовите семь сказок про Бабу-Ягу
7. Назовите семь сказок с участием Кощея Бессмертного

Продолжи – продолжить известное сказочное выражение (Не был бы ты невежей…, Сказка ложь…. и т.д.)
1. Скоро сказка сказывается… (… да нескоро дело делается)
2. Ия там был, мед пиво пил… (…по усам текло, да в рот не попало)
3. Сказка ложь да в ней намек…(добрым молодцам урок)
4. Не был бы ты невежей… (…не ходил бы с мордой медвежьей)
5. Бит не битого… (… везет)
6. Сивка-бурка вещая Каурка, встань передо мной… (…как лист перед травой)
7. Встань к лесу задом… (…ко мне передом)
8. И упитанный… (…а не воспитанный)
Свет мой зеркальце – вопросы о сказочных красавицах (Аленушка, Марья-Моревна, Василиса Премудрая, и т.д.)
1. Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи? (Несмеяна)
2. Как звали девицу, у которой брат напился водицы из копытца? (Аленушка)
3. Как звали красавицу – дочь чуда-юда болотного беззаконного? (Варвара)
4. Вспомните имя героини, которая махнет левым рукавом озеро появится, махнет правым - поплывут лебеди белые? (Василиса)
5. В одной сказке Иван-царевич отправился за жар-птицей, домой он вернулся с конем, жар-птицей и красавицей невестой, вспомните как ее звали? (Елена Прекрасная)
6. Какая красавица перепрыгнула через костер и превратилась в тонкое облачко? (Снегурочка)
7. Как звали красавицу, которую Морозко одарил по-царски? (Настенька)

Система подсчета очков в течение всей игры:
За правильно выполненные задания, команды получают жетоны.
Волшебный клубок:
команды получают по 1 жетону за каждый правильно найденный клубок.
Если команда взяла не свой клубок, то она не получает жетон, его получает команда, которая собирала клубочки этого цвета.
Заколдованный лес.
После прохождения игры команды получают по одному жетону:
За каждого правильно разгаданного и установленного на карту героя
За каждый правильно найденный волшебный предмет
За каждый оставшийся на солнышке лучик
Викторина «Ярмарка сказок»
Участники за правильный ответ на вопрос получают столько жетонов, сколько баллов написано на бочонке.
Если команда отвечает неправильно, то она отдает количество жетонов, соответствующее баллам на бочонке.
В итоге игры выявляется победитель, все участники награждаются призами.
Список литературы:
1. Бесова М. Веселые игры для дружного отряда – Ярославль: «Академия развития», 2004.
2. Игры на каждый день/ авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004
3. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере / авт.-сост.: Руденко В.И. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
4. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004
5. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
6. Сценарии праздников, конкурсов, игр / авт.-сост.: Руденко В.И. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Сказочное начало – картина всеобщего благополучия, картина статичная и недвижимая – «жили-были». Но на сказочного героя неумолимо обрушивается беда-нужда. И с этого момента сказка разворачивается перед нами клубочком.Главный герой отправляется в путь-дорогу, где его ждут удивительные встречи, препятствия и испытания. Препятствия и волшебные средства, при помощи которых персонаж сказки преодолевает эти препятствия, - суть сказки, ее богатство, ее динамика и многообразие, пестрота.

«Выше лесу стоячего»

Покидая дом, сказочный герой, будь то Иван-царевич или изгнанная злой мачехой падчерица, идет «куда глаза глядят» и неизменно оказывается в темном лесу. Лес – враждебная человеку, неведомая сила, таящая угрозу. Лес – задерживающая преграда на пути героя в «тридесятое государство», в иное царство, потусторонний мир, мир мертвых. Лес непроницаем, сквозь него не пройти, и только благодаря волшебному помощнику герой в мгновение ока перелетает через дремучее таинственное препятствие. Но лес может быть препоной не только для героя, но и для его преследователя. Так Иван-царевич бросает позади себя гребешок, из которого вырастают леса, тем самым преграждая путь врагу.

«Фу, как русска кость воня»

Долго ли, коротко ли оказывается герой перед избушкой на курьих ножках, без которой немыслим сказочный лес. В эту избушку просто так не войти, нельзя пройти и мимо нее. Ивану необходимо произнести заклинание: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». Только повернув избушку, он сможет попасть внутрь, где лежит на печи Баба-Яга, «костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И первое, что герой слышит, – восклицание Яги: «Фу, как русска кость воня». Хозяйке леса, Яге, претит запах гостя, не потому, что это запах русского, но живого человека! Ведь Баба-Яга – никто иная, как охранительница входа в тридесятое царство, царство мертвых, а ее избушка и есть этот вход…

Чистое поле

В некоторых сказках, едучи путем-дорогою, первое, куда попадает герой, не лес, а чистое поле. А в чистом поле столб (камень), а на столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Герой оказывается на распутье и должен преодолеть препятствие: сделать выбор, принять решение, в какую сторону ехать. Поле – само по себе препятствие. Оно чужое, неведомое пространство, открытое и незащищенное от внешних таинственных сил. Именно здесь герой погибает на обратном пути домой: его убивают, разрубают на части завистливые братья-неудачники. Но погибает герой, чтобы затем быть воскрешенным, оживленным «живой» и «мертвой» водой, чтобы восторжествовали добро и справедливость.

«Окиян-море широкое, река огненная»

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути героя волшебной сказки оказываются и река-оборотень, и река огненная, и молочная река – кисельные берега, и река из пива, меда, вина и водки, и окиян-море – неорганизованное, бескрайнее, хаотичное пространство. Однако и эти, казалось бы, непосильные препятствия герой с легкостью преодолевает при помощи дарованных ему волшебных помощников, тем самым упорядочивая стихии, покоряя их. Так герою сказки «Мудрая жена» указывает путь волшебный клубочек. «Вот клубочек катился-катился - и прямо в море: море расступилося, дорога открылася; дурак ступил раз-другой и очутился с своими провожатыми на том свете».

«Лезть на гору – не влезть, ползти – не всползти»

Дмитрий-царевич едет-едет - «и вот перед ним гора высокая-высокая! Глазами не вскинешь!». Эту гору, как и любую другую сказочную гору, не обойти, не пройти мимо нее. Гора – центр мироздания, ось мира, образ вселенной. Гора трехчастна: вершина горы – обиталище богов, низ горы – мир мертвых, середина – мир людей. На гору можно подняться и тем самым обратиться к вышним силам за благословением, или же в гору можно войти. Так перед героем сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» оказывается гора, которая ничто иное как вход в пещеру, подземное царство, царство смерти.

«Стены высокие, ни ворот, ни дверей»

Нужно ли сказочному герою достать молодильных яблок и живой воды или нужно попасть во дворец прекрасной царевны, для начала необходимо преодолеть препятствие в виде высокой-превысокой стены, ограды, тына. Но каким бы непреодолимым ни было препятствие, Иван-дурак с ним справится, ведь он не просто Иван и не просто дурак, а у него есть Сивко-бурко, вещий воронко! Перепрыгивая ограду – черту, разграничивающую свое и чужое пространство, герой демонстрирует свою избранность, привилегию. А добывая молодильные яблоки и живую воду, молодец-удалец перелетает стену на крылатом коне. На стене той струны с колокольчиками наведены и чуть что «зазвенят», «заструнят», возвещая появление пришельца, чужака.

Зелен сад

За сказочною оградою часто находится сад. Хотя сад – пространство культурное, упорядоченное, несмотря на свою изначальную принадлежность природе, стихии, но и оно порой выступает в качестве препятствия для героя. Во многих сказочных сюжетах сад – неотъемлемый атрибут пространства героини, царевны, царь-девицы, куда неожиданно вторгается герой на соколе, коне «о четырех крылах», а впоследствии женится на героине. А в сад Елены Прекрасной, окруженный золотой решеткой, врывается серый волк, волшебный помощник Ивана-царевича, с тем, чтобы похитить ее для Ивана, пока тот ожидает в поле. Сад – свое, освоенное для героини, для героя же оно - препятствие, чужое пространство, но чужое до поры до времени, до женитьбы.

Юлия Пенегина

Иллюстрации: А. Орлеанский

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: