Правила выполнения логопедического массажа языка ребенку. Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Логопедический массаж - это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата - языка, губ и щёк с внутренней стороны.

Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие - эффективным способом решения проблем с речью.

Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • , для которой характерно нарушение иннервации, из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • - нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» - говорение «через нос».
  • Механической , а именно - укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других - растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании – невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса - в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса - укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции - ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения - гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса - сократительной способности мышц гортани, глотки.

Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания - тонизируют.

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других - применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы - поглаживание , растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста - воздействовать на конкретные рефлекторные зоны - точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно - напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый - имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже - вращать;
  • восьмёрка - приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки - маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик - им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе - интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе - давят сильнее;
  • крестовина - зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик - для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах - так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

  1. Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались - полулёжа или лёжа.
  2. Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
  3. Важнорасслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
  4. Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;

    – от бровей к зоне роста волос на голове;

    – от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;

    – от лба к щекам, подбородку и по шее;

    – от мочки уха к крыльям носика;

    – пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.

    Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:

    – постукивать подушечками пальцев по всей площади.

    Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

  5. Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений - энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
    – от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;

    – движения по спирали на скулах и щеках;

    – один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;

    – пощипать щёчки.

    Тонизирование губ (поглаживания):

    – поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    – нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю - от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    – от крыльев носа к уголкам рта;

    – пощипать губы, поколотить их слегка.

  6. Логопедический массаж языка:

– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

– мягко массировать нёбо по линии середины;

– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Противопоказания

  • Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
  • Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
  • Инфекционные болезни, включая простуду.
  • Эписиндром.
  • Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.

Логопедический массаж - это процедура, направленная на коррекцию произношения, улучшение тонуса мышц лица и решение проблем речевого аппарата.

Специалист, который назначает проведения логомассажа, должен обязательно предварительно обследовать ребенка на наличие различных заболеваний. И только после этого назначать курс массажа, его продолжительность и методику.

Виды массажа

Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:

  • Традиционный.
  • Аппаратный.
  • Зондовый.
  • Массаж Дьяковой.
  • Самомассаж.
  • Точечный.

Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.

Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.

Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами .

Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.

Техника проведения массажа

Для того, чтобы логопедический массаж представлял собой эффективную процедуру, стоит особое внимание уделять губам, мягкому небу, губам и языку. Сама техника подразумевает несколько этапов:

Для того, чтобы после логопедического массажа языка был заметен эффект, необходимо пройти 10–20 сеансов.

Лоб

Начинать процедуру необходимо исключительно со лба. Сначала поглаживающими движениями обрабатывается середина лба, постепенно переходящие к височной части. Затем специалист должен переходить от бровей к верхней части. Далее, необходимо использовать специальное устройство , которое позволяет выполнять вибрационные движения.

Щеки и нос

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

После лба необходимо переходить к щекам. Процесс подразумевает разминать участок от уголков рта к вискам. Эти движения должны быть легкими и расслабляющими. После этого необходимо переходить к расслабляющим движениям по мышцам щек к крыльям носа. Носогубная складка обрабатывается к углам рта от носовых крыльев.

Рот, подбородок и шея

Губы массажируются от середины, до уголков. Одинаково проводится обработка как верхней, так и нижней губы. Затем можно переходить к подбородку. Начинать нужно с середины, постепенно переходя к его уголкам. Легкими движениями необходимо гладить и шею . Все действия направлены на то, чтобы расслабить мышцы.

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Для того, чтобы ребенку снизить неприятные ощущения, необходимо позаботиться о комфортных условиях в помещении. Что исключить болезненные ощущения, массажист не должен иметь дополнительных украшений, длинных ногтей и перед началом процедуры ладоней согреть.

Манипуляции должны проводиться не ранее, чем через два часа после приема пищи. Обязательно полость рта должна быть очищена от остатков пищи и даже малейших крошек.

Для того, чтобы получить максимальный эффект и в короткий срок, процедура должна проводиться каждый день не менее чем 20 раз. При этом очень важно, чтобы срок и количество сеансов было установлено специалистом. На срок может влиять степень нарушения речи , нервное напряжение ребенка и желание его продолжать процедуры. Первый сеанс не должен длиться дольше 5–6 минут. Каждый раз продолжительность должна увеличиваться.

Для того, чтобы ребенок не боялся логомассажа, необходимо массажисту расположить малыша к себе. В домашних условиях можно начинать процедуры не лежа на массажном столе, что может вызвать страх у ребенка, а сидя. Через несколько сеансов можно малышу предложить расположиться в горизонтальное положение.

Слишком сложные формы нарушения стоит исправлять на протяжении года и более. Но срок должен устанавливать только логопед.

Для того, чтобы проводить лечение с помощью логомассажа, специалист должен обладать достаточным опытом и навыками проведения подобной процедуры. Важно, чтобы ребенок не испытывал слишком большой боли. Легкий дискомфорт при проведении процедуры должен присутствовать только на первоначальных этапах массажа. Через некоторое время такой дискомфорт должен полностью исчезнуть .

Для проведения специалист должен использовать следующие приспособления:

  1. Стерильные медицинские перчатки.
  2. Во время процедуры должна использовать маска.
  3. Массажное масло с приятным ароматом.
  4. нашатырный спирт должен быть всегда под рукой, если вдруг ребенку понадобится помощь.

Показания к проведению процедуры

Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.

Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:

  • Звуки речи произносятся ребенком не четко.
  • Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
  • Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
  • Задержка речи.
  • Появление сложности при освоении письма.
  • Непроизвольное слюноотделение.

У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.

Противопоказания

Как и у любой лечебной процедуры, у массажа есть некоторые противопоказания. Нельзя проводить процедуру, если у ребенка имеются высыпания на коже, диагностируется стоматит с появлением белых язв в полости рта, лимфатические узлы имеют увеличенную форму, а также наличие грибка на коже.

Нельзя проводить процедуру, если в период процедуры ребенок проходит лечение от ОРЗ, стоматита или Конъюнктивита. Нельзя проводить массаж, если диагностируются раковые заболевания.

Вывод

Для того, чтобы логопедический массаж порадовал своим эффектом , необходимо отсутствие боязни у ребенка процедуры. Малыш должен настраиваться на то, что именно массаж поможет устранить речевые проблемы. Курс назначать должен только специалист, после проведения определенного обследования.

Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.

[ Скрыть ]

В каких случаях применяется

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна - воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача - расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой - предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.

Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж . Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Во-первых , в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых , массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих , массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых , ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  1. Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  2. Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  3. Снижается проявление отклонений в мышцах.
  4. Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  5. Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.

Логопедический массаж для детей можно проводить в домашних условиях, если у ребенка нет противопоказаний. Данный вид массажа позволяет добиться лучших результатов в корректировке деятельности речевого аппарата и является важной частью комплекса мер по устранению проявления речевых дисфункций.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:

  • нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
  • уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
  • сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.

Показания к логопедическому массажу

Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:

  • расстройствах речевого развития;
  • неэффективности традиционных логопедических процедур;
  • ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста

Ограничением в проведении логопедического массажа служат:

  • капиллярные болезни;
  • тромботические заболевания сосудов;
  • острая респираторная инфекция;
  • чрезмерная чувствительность тканей;
  • инфицированные раны;
  • тонзиллит.

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.

При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено , поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.

Выбор упражнений зависит строго от состояния тонуса мышц зоны артикуляции.

В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению , которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.

К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.

Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.

Так, для ребенка до 5 лет первая процедура массажа не должна превышать 6 мин., для детей 5-7 лет – не более 10 мин.

Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:

  • инфекционных заболеваниях полости рта;
  • лабиальном герпесе;
  • рвотном рефлексе.

Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.

Массаж при заикании

Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.

По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.

Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:

  • поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
  • растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
  • разминание, активизирующее мышечные процессы;
  • вибрация, воздействующая на тонус мышц;
  • нажатие, стимулирующее обменные процессы.

Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.

Необходимо провести 12 сеансов массажа в течение трех недель.

Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).

Массаж при ЗРР

Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.

В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи ; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.

В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.

Техника массажа:

Зона Движения Кратность выполнения
Губы Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам

Вибрация и постукивание подушечками пальцев

5
Шея Поворачивание головы слева направо, вперед и назад

Аккуратное поглаживание

6
Язык Легкое поглаживание

Легкая вибрация и постукивание

Растягивание

6

Логопедический массаж при ДЦП

При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:

  1. Классический
  2. Точечный

Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:

  • воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
  • стимулировать двигательную активность;
  • улучшить вегетативную функцию;
  • улучшить кровообращение.

Моторная алалия

С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:

  • улучшение работы артикуляционного аппарата;
  • снижение мышечного тонуса;
  • координация движения мышц лица и языка;
  • повышение чувствительности тканей;
  • уменьшение саливации.

Массаж проводится пальцами; его продолжительность составляет 10-20 сеансов. Техника включает постукивание в области губ, надавливание, круговые движения вдоль щек.

Парез

Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.

Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.

Применяют растирающие и разминающие массажные движения.

К приемам, допустимым в данном случае, относят:

  • поглаживание;
  • очень легкие вибрации;
  • легкое трение;
  • щадящее разминание.

ФФНР

Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.

Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.

Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:

  • поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
  • надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
  • скатывание от основания к кончику языка;
  • толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
  • постукивание кончиком ложки.

Особенности массажа дома

При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.

К особенности проведения массажа в домашних условиях относится то, что не используются никакие логопедические приспособления (зонды).

Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.

Процедура проводится в проветренном помещении в комфортной для ребенка обстановке. После принятия пищи должно пройти не менее двух часов.

Разминка перед логопедическим массажем

Целями разминки перед логопедическим массажем являются:

  • создание эмоционального настроя;
  • разогревание мышц перед массажем;
  • подготовка речевого аппарата к массажу;
  • стимулироване кровообращения;
  • активация обменных процессов.

Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.

Видео с примером упражнения для развития мимики:

Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.

Действия гимнастики включают: втягивание щек, широкую улыбку, движения губами и языком.

Виды логопедического массажа:

  • классический массаж ; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
  • точечный вид массажа ; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
  • аппаратный массаж ; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
  • зондовый тип ; проводится при помощи логопедических зондов;
  • массаж ложками ; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
  • массаж щеткой ; проводится при помощи частей зубной щетки.

Классический логопедический массаж

К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.

Массаж проводится как пальцами, так и массажными шпателями, сосками.

Аппаратный массаж

Целями данного массажного комплекса являются:

  • устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
  • нормализация тонуса мышц;
  • совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.

Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.

Результаты аппаратного логопедического массажа более продолжительны, чем при ручном массаже.

Точечный массаж

Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.

Пульсация служит свидетельством обнаружения БАТ.

Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.

Зондовый массаж

Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.

Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.

Массаж зубной щеткой

Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.

Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.

Массаж ложками

Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.

Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)

Результаты домашнего массажа

Логопедический массаж для детей, производимый в домашних условиях, способен вызвать благоприятное изменение в состоянии мышечной системы.

Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей

Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: