Русский синодальный перевод. Свт. Иоанн Златоуст

Матф.10
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Лук.14
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;


Очень резкое заявление Иисуса. Только привнеся в этот отрывок что-то своё, можно назвать его благим. Слова даже не двусмысленны. Стих 37 в принципе говорит о том, что любовь к Богу должна быть сильнее и быть первичной по отношению ко всем взаимоотношениям между людьми. Но однозначно определённый экстремизм в этом отрывке есть.


Я был свидетелем того, как последователи одной нехристианской религиозной конфессии оставляли семью и уходили в монастырь. В газетах после этого поднималась шумиха, подогреваемая православным казачеством о том, что «секта дурит головы, подмешивает в питьё наркотики». Закончилось это бойней, организованной некоторыми агрессивно настроенными казаками, после которой несколько представителей религиозного течения оказались в реанимации.


Во имя Бога, не произнося имя Иисуса, человек оставлял свою семью. Разве это не было следованием данному отрывку?


На мой взгляд, причина оставить семью должна быть очень веская. Только в том случае, если семья способствует духовному и моральному падению человека, такой шаг может быть оправдан. Любовь же к Богу сама по себе не исключает наличие любви к домашним, а значит к ближнему.


Комментарий Александра Колоскова

1.4. Матф.15:22-28, Марк.7:25-30

Матф.15
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Марк.7
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.


Что же это такое? Иисус отказывает в милости к страждущей женщине и её дочери! Но каков итог? Женщина нашлась, что ответить ему, и он изменил свои предубеждения, сделал для неё исключение. Значит, для того, чтобы получить милость Иисуса надо в некоторых случаях обладать талантом спорщика, уметь в нужный момент использовать образное выражение собеседника в свою пользу. Т.е. Иисус не принципиален в своих убеждениях. Его можно уговорить, предоставив остроумно найденный ответ. Вопросов здесь три:

  1. Почему он ей сначала отказал?
  2. Почему он потом изменил своё решение?
  3. Третий же вопрос прорисовался как отдельная тема в Матф.15:24. Что это значит? Значит ли это, что по задумке Иисуса христианство не должно было покидать границ Израиля? Это опять чёткое и недвусмысленное место, которое понять по другому просто не возможно.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Этот отрывок является одним из самых важных во всех четырех евангелиях. Он небольшой, но содержит множество ценных истин. Дарует же нам Бог очи видеть и сердце ощущать всю их значимость!

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что хорошо иметь ум, как у ребенка, который всему хочет научиться. Наш Господь говорит Своему Отцу: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Не следует даже пытаться объяснить, почему одни принимают Евангелие и верят в него, а другие нет. Всевластие Божие — это огромная тайна, его нельзя постичь. Но все же об одном мы должны помнить всегда: Евангелие сокрыто от людей, «которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою», и открыто тем, которые обладают смирением, простодушием и желанием учиться. Вспомним слова девы Марии: «Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:53).

Берегитесь же гордости в любых ее проявлениях: гордости за свой ум, гордости за богатство, благополучие, за свои заслуги. Гордость быстрее всего отстраняет человека от небес и мешает ему смотреть на Христа. Пока вы думаете, что чего-то стоите, вы не получите спасения. Молитесь же об этом и воспитывайте в себе смирение; стремитесь правильно оценивать себя и видеть свое место перед Богом. Начало дороги на небеса — это осознание того, что сейчас вы стоите на дороге в ад и только Святой Дух может наставить вас на путь истинный. Если вы можете сказать, как Савл: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6), — значит, вы сделали первый шаг к спасающему христианству. Чаще всего наш Господь повторял именно эти слова: «…Унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Во-вторых, в этих стихах мы видим величие и могущество нашего Господа Иисуса Христа. Глубина смысла Его слов неизмерима: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Когда мы читаем их, то соглашаемся с псалмопевцем: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138:6).

В словах Христа мы видим отблеск совершенно го союза первой и второй ипостаси Троицы, мы видим безмерное превосходство нашего Господа Иисуса Христа над теми, кто называется людьми. Но все же мы должны признать, что глубина смысла этого стиха для нас непостижима. Мы можем только восхищаться словами Господа, как маленькие дети, и ощущать, что нам не сказана даже половина всего.

Но несмотря на это, давайте извлечем из этих слов одну полезную истину: всем, что так или иначе касается нашей души, управляет наш Господь Иисус Христос, «все предано Ему». У Него есть ключи — к Нему мы должны идти, чтобы попасть на небеса. Он — дверь, поэтому через Него мы должны входить. Он — пастырь, и мы должны слушаться Его голоса и следовать за Ним, если не хотим погибнуть в пустыне. Он — врач, и мы должны прийти к Нему, если хотим исцелиться от язвы греха. Он — хлеб жизни, и мы должны питаться Им, если хотим насытить свою душу. Он — свет, и мы должны ходить в Нем, если не хотим блуждать во тьме. Он — источник, и мы должны омыться Его кровью, если хотим быть чистыми и готовыми встретить великий день воздаяния. Велики эти истины! Если у вас есть Христос, у вас есть все (1 Кор. 3:22).

И наконец обратим внимание на широту и полноту Евангелия Христа.

Три последние стиха этой главы очень важны. Они дают великую надежду тем грешникам, которые с трепетом спрашивают: «Откроет ли Христос любовь Своего Отца таким людям, как я?» Эти стихи заслуживают самого пристального рассмотрения. Вот уже восемнадцать веков они дарят благословения миру и несут добро многим душам.

Прежде всего, следует обратить внимание, кого зовет Иисус. Он обращается не к тем, кто ощущает себя праведным и достойным, а к тем, кто осознает, что они — «труждающиеся и обремененные». В этом мы видим широту Евангелия, потому что в эту категорию попадают очень многие люди в этом уставшем мире. Все ощущающие бремя на своем сердце, бремя греха и печали, бремя страха и сожаления, хотят избавиться от него. Христос зовет к Себе таких людей, кем бы они ни были и каково бы ни было их прошлое.

Посмотрите, сколько милости в словах Христа: «Я успокою вас… и найдете покой душам вашим». Сколько ободрения и утешения в этих словах! Беспокойство — одна из отличительных черт нашего мира. Неприятности, неудачи и разочарования поджидают нас на каждом шагу. Но надежда есть: уставших ожидает ковчег-убежище, как когда-то он ожидал голубя, посланного Ноем. Во Христе есть покой — покой для совести, покой для сердца, покой, основанный на прощении грехов, покой, проистекающий из примирения с Богом.

Посмотрите, с каким простым требованием Иисус обращается к труждающимся и обремененным: «Придите ко Мне…, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Он не ставит невыполнимых условий, ничего не говорит о делах, которые надо совершить, чтобы заслужить Его прощение. Он лишь просит нас прийти к Нему такими, как мы есть, со всеми нашими грехами, и подчиниться, подобно маленьким детям, Его учению. Он словно говорит: «Не ищите облегчения у людей. Не надейтесь на помощь из другого места. Прямо сегодня придите ко Мне такими, как вы есть».

Обратите также внимание на то, что в описании Самого Христа есть утешение и надежда. Он говорит: «…Ибо Я кроток и смирен сердцем». Истинность этих слов была многократно подтверждена в жизни верующих. Мария и Марфа в Вифании после смерти Лазаря, Петр после падения, ученики после воскресения, Фома в своем неверии — все они вкусили кротость и смирение Христа.

Наконец, мы можем найти ободрение в словах, описывающих служение Христу. Иисус сказал: «…Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Конечно, следуя за Христом, мы несем крест, проходим через испытания, вступаем в сражения, но утешение Евангелия весомее скорбей. По сравнению со служением этому миру, с бременем иудейских обрядов, с игом человеческих суеверий, служение Христу в высшей степени легкое. Для нас Его иго такое же бремя, как оперение для птиц. Его заповеди не тяжки, Его пути приятны, они — пути мира (1 Ин. 5:3; Прит. 3:17).

А теперь мы должны задать себе важный и серьезный вопрос: «А мы откликнулись на зов Христа? Не надо ли нам прощение грехов, не надо ли нам исцеление ран совести?» Услышьте голос Христа, Он обращается не только к иудеям, но и к вам: «Придите ко Мне». Вот ключ к блаженству, вот секрет счастливого сердца. Все зависит от отклика на зов Христа.

Иисус возвещает людям правду (11:25 – 12:50).

Последние строки 11-й главы, к которым мы теперь приступаем, имеют столь принципиальное значение, возвышаясь до высокого богословия, что их трудно воспринимать как простое продолжение речи Иисуса в ответ на вопрос Иоанна Крестителя: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф 11:3). Здесь открывается новый раздел Евангелия. И первые же слова этого раздела разительно отличаются от языка и стиля всего прочего, что мы читаем в Евангелии от Матфея. Скорее их можно было бы ожидать в Евангелии от Иоанна с его высоким духовным полетом. Недаром один из библеистов XIX века назвал эти слова «громом с иоаннова небосвода». А в научной литературе существует понятие «иоанновы речения у Матфея».

Откровение Отца в Сыне (11:25-27).

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал:

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли,

что Ты утаил сие от мудрых и разумных

и открыл то младенцам;

26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим,

и кому Сын хочет открыть.

Мы видим, что речь Иисуса Христа приобретает торжественный характер в духе радостных библейских псалмов. К переводу следует сделать небольшое примечание: Буквально ст. 25 звучит так: «В то время, ответив, Иисус сказал…». В какое «то время»? «Ответив» кому и на что? Здесь чувствуется несогласование с предыдущей речью Иисуса, несогласование, которое Синодальные переводчики попытались устранить вымышленным предложением: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал». Ничего такого в оригинальном тексте Евангелия нет. Очевидно, что евангелист Матфей взял последующие слова Иисуса Христа из какого-то другого контекста. Действительно, в Евангелии от Луки эту речь Иисус произносит в несколько иной ситуации, в ответ на радостные рассказы Его 70-ти учеников, когда те вернулись с проповеди, вдохновленные своими успехами (Лк 10:21-22). Но евангелист Матфей, как мы знаем, свободно распоряжается материалом предания, размещая его по своему усмотрению. Очевидно, ему важно было связать торжественное исповедание Иисуса с предыдущей речью о неуверовавших городах и с темой отвергнутой народом Премудрости Божией.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». По смыслу этот перевод удачный, но по букве неверный, так как Иисус говорит не «славлю Тебя, Отче…», а «исповедаю Тебя, Отче, Господи неба и земли» («и3сповё1даютися, О4ч=е, гдcи нб=се2 и3 земли2»). Это нам сразу напоминает множество Псалмов. Например, Псалом 105: И№сповё1дайтеся гдcеви, э4кw въ вё1къ млcть e3гw. – «Исповедаю Тебя, Господи» – так обычно начинались ветхозаветные прославления и благодарственные исповедания. А вот добавленное обращение «Отче» – типично только для Иисуса Христа. Оно отражает Его новый опыт общения с Богом. Бог – Отец, Сам Иисус – Его Сын.

Бог – Творец и Господин неба и земли. «Небо и земля» – это вся вселенная, весь космос. Так было принято говорить на Востоке. Вспомним первый стих Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1).

Будучи Творцом, Бог принципиально невидим и непостижим. Он пребывает в тайне своей трансцендентности, внемирности. Но Он открывает Себя. Не люди открывают Бога, а Бог открывает Себя людям. И каким? Не гордым, которые считают себя «мудрыми и разумными», а смиренным, малым, «детям», «младенцам», «нищим духом», оставаясь сокрытым от высокомерных. Премудрость Божия открывается с небес не тем людям, которые убеждены в своей мудрости, ибо таковые не принимают Премудрости Божией, считая ее «соблазном и безумием» (1 Кор 1:23). Как риторически вопрошал Апостол Павел: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор 1:20). В конце концов, быть верующим христианином означает не знание всех учений и теорий о Новом Завете, об Иисусе Христе… Вера означает не знание о Христе, а знание самого Христа. И такое знание требует не сомнительной земной мудрости, а откровения небесной благодати. Об этом Иисус Христос говорит торжественно: «Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение». (И прежде встречавшееся нам словечко «ей», которое иногда попадается в Синодальном переводе, передает торжественное греческое заверение «nai,» – «воистину так!»).

«Все предано Мне Отцем Моим,

и никто не знает Сына, кроме Отца;

и Отца не знает никто, кроме Сына,

и кому Сын хочет открыть».

Это утверждение отражает одну из самых важных тем Евангелия от Иоанна: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин 10:15). Творец и Господин неба и земли, то есть Вседержитель (Pantokra,twr), всё передал Своему Сыну Иисусу, так что отныне Сам Иисус есть тоже Вседержитель, универсальный носитель Откровения и эсхатологический Господин всего мира. Только Отец знает об истинной сущности Сына, которая остается тайной для людей. Своими силами они не могут постичь эту тайну. Только Сын – исключительный носитель откровения о сущности Бога, которую Он изъясняет людям в слове и деле. Вспомним слова, которыми заканчивается Пролог Евангелия от Иоанна: «Бг=а никто1же ви1дё нигдё1же: e3диноро1дный сн=ъ, сы1й въ ло1нё О4ч=и, то1й и3сповё1да», или, как несколько неудачно выражено в Синодальном русском переводе, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). У Евангелиста Иоанна есть еще более сильное выражение той же мысли: Иисус в этом Евангелии говорит: «видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9).

Все это напоминает нам многие изречения из Ветхозаветной литературы Премудрости. «Только Отец знает Сына» – сразу вспоминаются строки, в которых сказано, что только Бог знает Премудрость, ибо

«Он произвёл её, и видел, и измерил её,

и излил её на все дела Свои

и на всякую плоть по дару Своему,

и особенно наделил ею любящих Его» (Сир 1:8-10).

Равно как «и Отца не знает никто, кроме Сына». Это нам тотчас напоминает строки книги Премудрости Соломона:

«С Тобою Премудрость, которая знает дела Твои

и присуща была, когда Ты творил мир,

и ведает, что угодно пред очами Твоими

и что право по заповедям Твоим» (Прем 9:9).

«Мы едва можем постигать и то, что на земле,

и с трудом понимаем то, что под руками,

а что на Небесах, кто исследовал?

Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал Премудрости

и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа?

И так исправились пути живущих на земле,

и люди научились тому, что угодно Тебе,

и спаслись Премудростью!» (Прем 9:16-19).

Итак, евангелист Матфей с помощью намеков на книги Премудрости изображает Иисуса Христа воплощенной Премудростью Божией. Это очевидно.

Во всем этом выражена также мысль о Богосыновстве Иисуса Христа. Нет, пока еще Иисус прямо не называет Себя «Сыном Божиим». Евангелисты придерживаются исторической достоверности: они знают, что до событий Креста, Воскресения и сошествия Духа Святого Богосыновство Иисуса оставалось тайной, сокрытой даже от ближайших учеников и апостолов: «Кто есть Сын, не знает никто».

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (11:28-30).

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,

и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,

ибо Я кроток и смирен сердцем,

и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Эти заключительные слова 11-й главы Евангелия от Матфея, безусловно, известны каждому. Это Иисус Христос говорит окружающим Его ученикам, а может быть не только ученикам, но толпе, которая внимала Ему. Кажется, этот текст настолько прозрачен, настолько ясен и прост в своем смысле, что и толковать-то здесь практически нечего. Перевод почти точен, перед нами очень красивый, хороший русский язык, и все, вроде бы, понятно. Перед нашим взором возникает картина: Вот стоит или, скорее, сидит среди своих слушателей Господь Иисус Христос, вот приходят к Нему усталые, труждающиеся и обремененные люди. Он ласково глядит на них, может быть, на детей возложит Свои руки, и говорит: «Приидите ко Мне, Я успокою вас, общение со Мной доставит вам облегчение. Научитесь от Меня, иго Мое благо, бремя Мое легко. Становитесь Моими последователями, становитесь христианами, исполняйте Мои заповеди и увидите, как покойны будут ваши души». Большая часть проповедей на эту тему примерно так – разумеется, с большим или меньшим талантом – излагает данный текст. Мы знаем иконы и религиозные картины на тему «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…». Кажется, все просто.

Но… даже при самом беглом экзегетическом исследовании этого текста слова за словом мы обнаружим, что все далеко не так просто. Более того, мы не найдем в нем привычного сентиментального чувствительного смысла. Знаменитый текст обнаружит перед нами совершенно другую картину, другой смысл.

Прежде всего вспомним, на каком языке обращался к Своим слушателям Иисус Христос, когда Он жил на земле. Естественно, на том языке, на котором разговаривали и который понимали окружающие его люди. А в Палестине в то время говорили на очень распространенном языке семитского семейства – на арамейском, который был довольно близким к древне-еврейскому языку, на котором написана Библия. Итак, арамейский язык был родным языком Иисуса Христа и людей, которые Ему внимали. А Евангелие от Матфея написано по-гречески. Собственно греческий подлинник Евангелия в речах Иисуса Христа передает по-гречески то, что Господь говорил по-арамейски. И вот если мы за греческим текстом попытаемся прочувствовать арамейский, палестинский смысл, который первоначально был вложен в то или иное слово, то нас ждут удивительные открытия.

Прежде всего зададимся простым вопросом: К чему стремился любой религиозный иудей времени Иисуса Христа? Народ был очень религиозен по-своему, но почти каждый из слушавших религиозного учителя, каким был Иисус – «Равви», Учитель, – каждый стремился к тому, чтобы быть угодным Богу, стремился к божественному послушанию. Это послушание люди видели в исполнении древнего Закона, который был в незапамятные времена дан на Синайской горе Моисею для израильского народа. Чтобы быть спасенным, считали люди, необходимо точно следовать всем заповедям Моисеева Закона. Этот Закон был не только записан в Священном Писании, но существовал и расширенный вариант Закона, который представлял собой великое множество устных заповедей – так называемая устная Тора. Исполнение Закона – дело очень трудное. Оно в иудейской среде так и называлось «трудом» над Законом. Говорили: «трудиться, исполняя Закон», «нести бремя Закона», «быть обремененным Законом» или еще «нести иго Закона» – все эти выражения и упоминаются в тексте. Христос говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные». (Кстати, не совсем «придите». В оригинале стоит более яркий и более властный глагол deu/te. Этим же глаголом Иисус призывает Своих первых учеников. Это военный приказ, который не терпит возражения). Итак «труждающиеся» и «обремененные», то есть несущие бремя, – это вовсе не измученные тяжким трудом где-нибудь в поле или в доме, или на другой работе. Это не люди, обремененные внешними и внутренними проблемами. На языке того времени «труждающиеся и обремененные» – это люди, ищущие спасения в тщательном исполнении заповедей Закона. Речь идет о тяжком труде над собственным спасением по Закону, о несении бремени заповедей Закона.

Надо сказать, что исполнить Закон было практически невозможно. Кто же из людей может исполнить весь Закон? - вопрошает апостол Павел. Такого человека нет. Единственный, Кто действительно исполнил Закон в определенном возвышенном смысле, был Иисус Христос. Поэтому Закон – труд, Закон – иго, Закон – бремя. Хочешь спасения – иди к Моисею, к Закону! А Иисус говорит, идите не туда, не к ветхому Закону, идите ко Мне, вы, кто трудитесь над Законом, ибо «Я успокою вас». Стоит задуматься, что означает это «успокою». Означает ли это просто «утешу»? Да, по-русски это именно так, и вероятно, в греческом оригинале текста тоже так. Но ведь мы знаем, что за греческим оригиналом текста стоит арамейский, семитский язык. В основе глагола «успокоить» (или по-славянски «упокоить») лежит понятие «покой». На языке Иисуса Христа «покой» – «суббота». «Успокоить» означает дать субботний отдых, или, иными словами, даровать Божественную субботу, вечную жизнь, высшее благо, счастье и спасение. «Упокоить» или «успокоить» в устах Иисуса Христа означало даровать то спасение, к которому стремились верующие израильтяне. Таким образом, от сентиментального тона «утешения» здесь ничего не остается, вся речь Иисуса Христа приобретает возвышенный религиозный характер. «Приидите ко Мне, вы, кто трудитесь над Законом и обременены им. Идите не к Моисею, а именно ко Мне, ибо не Закон и не Моисей дадут вам спасение, но Я дам вам вечную жизнь и спасение». (Кстати, отсюда и «покойники». Это на религиозном языке того времени не мертвецы, как у нас, а люди, достигшие Божественного покоя, субботы, спасения).

В 29-м стихе читаем: «Возьмите иго Мое на себя … и найдете покой душам вашим». Существовало выражение «взять на себя бремя Закона» или «иго Закона». Иисус этому противопоставляет: «Возьмите Меня как иго на себя, не Закон, а Меня». Иго здесь можно понимать как некое подобие хомута. «И тогда найдете покой душам вашим», то есть ваши души будут спасены и обретут вечную жизнь. Иисус тотчас поясняет, почему же это так, почему не Закон, а Он Сам лично как «иго» принесет людям покой, то есть спасение и вечную жизнь. В последнем 30-м стихе Он говорит: «ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». «Иго Мое благо» – по-русски это звучит как будто человек надевает на себя некий хомут по рекомендации Христа. Хомут этот приятен и хорош, он «благой». Но если посмотреть на исходный греческий текст, с которого был сделан славянский и русский переводы, то мы увидем слово, которое означает вовсе не «благой» и «хороший», а нечто иное. Здесь проявляется некий недочет и неточность в переводе. «Благой» по-гречески avgaqo,j. Однако, в оригинале стоит совсем другое слово – crhsto,j. Это прилагательное можно передать как «удобный», «подходящий». Получается: «Иго Мое удобно». В каком смысле «удобно»? Посмотрим на Закон, который Иисус противопоставляет Самому Себе как личности. Есть выбор: можно взять на себя как иго либо Закон, либо личность Христа. Закон для всех один и тот же – мал человек или велик, беден или богат, умен или глуп, молод или стар. Для всех Закон один, как говорит латинская поговорка «Dura lex, sed lex», то есть «суров закон, но закон». Поэтому Закон для всех одинаков, в отношении любого человека Закон есть нечто как бы каменное, незыблемое, бездушное, потому что не живое. Закон – мертвая буква, к тому же выбитая на каменных скрижалях. Одним словом, Закон одинаков для всех. А вот личность, человеческая личность, а в данном случае богочеловеская Личность Иисуса Христа – живая, отнюдь не каменная. А живая личность к каждой другой личности относится по-своему и с малым будет говорить одними словами, со старым – другими, с богатым так, с бедным – иначе, с другом – так, с врагом – иначе. Короче говоря, личность к каждому человеку подходит личным и живым образом. Поэтому если хомут – это самое «иго Закона», которое всегда одинаковое для всех, наденешь на толстую шею, тереть будет, на тонкой шее – набивать синяки. Если же взять закон «удобный», подходящий, и даже вовсе не закон, а нечто живое и личное, то толстую шею и тонкую шею эта личность обнимет удобно, будет crhsto,j, о чем и говорится в нашем тексте.

Вот такой, несколько даже юмористический, но очень подходящий к случаю смысл Иисус вкладывает в эти слова «иго Мое благо». «Если вы возьмете Меня на себя как бремя, как иго, Я вам подойду, с каждым из вас найду свой собственный язык, подходящий каждому. Вы узнаете Меня как нечто подходящее лично для вас». Видно, что в прочитанном тексте первоначально можно было почувствовать только сентиментальную сторону, чувствительную и приятную. На самом же деле текст имеет совершенно другой смысл. И выводы из него будут гораздо более глубокими, чем первоначальные. Этот текст не сентиментален, а глубоко религиозен, и он образует своеобразный водораздел, который отделяет ветхую религию от новой, Ветхий Завет от Нового, религию мертвого Закона от религии живой Богочеловеческой Личности. Разумеется, люди, окружавшие Христа, воспринимали эти слова как нечто необычайное, шокирующее. Все думали, что спасение можно приобрести только из Закона, подчиняясь всем заповедям, которые известны с детства. Господь же говорит, «нет, не Закон вас спасет, и не Закон дарует вам покой, вечную жизнь, а Я как личность. Идите ко Мне».

Такими глубокомысленными словами завершается 11-я глава Евангелия от Матфея.

 1 Запрос Иоанна Крестителя об Иисусе. 7 Отзыв Иисуса об Иоанне. 20 Горе Хоразину, Вифсаиде и Капернауму. 25 Утаено от мудрых и открыто младенцам. 27 Отец и Сын. «Придите ко Мне...»

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их.

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите :

5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют ;

6 и блажен, кто не соблазнится о Мне .

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских .

9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка .

10 Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» .

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его .

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его ,

13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна .

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти .

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам ,

17 говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» .

18 Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нём бес» .

19 Пришёл Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами её .

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись ,

22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам .

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня ;

24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе .

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ;

26 ей, Отче! ибо таково было Твоё благоволение .

27 Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть .

28 Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ;

29 возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ;

30 ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Матфея, 11 глава

Как пользоваться данным толкованием 11 главы Евангелия от Матфея ?

  1. Заглавный номер – это номер стиха или стихов, который будет обсуждаться.
  2. Дальше следуют места Писания в логическом порядке.
  3. Поразмышляв над ними, и соединив это в логическую цепь, ты поймешь суть обсуждаемого места, его истинный смысл.

Матфея 11:2-6

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

  • Здесь стоит обратить внимание на слова Христа: «блажен, кто не соблазнится о Мне». В слове Бога показывается, что земля очищалась: 1) водой, 2) должна будет очиститься огнём – 2Пет.3:6,7. Истинные последователи Христа, несмотря на обретаемое спасение, так же должны пройти крещение: 1) водой – Святым Духом (Иоан.7:37-39. Деян.1:5. 1Кор.2:10-14.), 2) «огнём» - испытаниями (Лук.3:16; 12:49-51. Зах.13:7-9. 1Пет.4:12.); и апостол Павел, в послании Евр.5:7,8; 12:3-11. , более подробно изъяснил о пользе такого очищения (Еккл.7:3.). Наиболее насущный вопрос в данной ситуации в том, насколько мы сохраним нашу веру до конца.
  • 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. 26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. 27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба. 29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. ((см. Иоан 3:24,26,27,29))
  • 4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, (Рим 15:4(а))
  • 22(б) многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян 14:22(б))
  • 3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 13 претерпевший же до конца спасется. (Мат 24:3,9,13)
  • 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук 18:8)
  • 20(б) не придет Царствие Божие приметным образом, 21(а) и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. (Лук 17:20(б),21(а),37)

Матфея 11:9,10

9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

  • 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. (Иоан 1:6,7,36,37)
  • 15 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мат 11:15)
  • 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. (Гал 3:24,25)

Матфея 11:11,12

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

  • Величие Иоанна Крестителя, как пророка, состояло в том, что он являлся образом всего «Моисеева» Закона; а «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Однако, несмотря на значимость Иоанна, он (как и Моисей: Евр.3:5,6.) оставался слугой - «придверником» (Иоан.10:3.), не усыновлённым Святым Духом. Усыновление, именно как детей Бога, произошло в Пятидесятницу, после смерти Христа (Рим.8:3, 15-17.).
  • 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан 7:37,39)
  • 7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, (Иоан 16:7)
  • 5(б) если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Иоан 3:5)
  • 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. 17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим 8:16,17)
  • 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. ((см. 1Кор 15:22,23))
  • 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. 5(а) Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. (Откр 20:6,5(а))
  • 32(б-з) Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр 11:32(б-3),39,40)

Матфея 11:12

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

    Авраам, Исаак и… Иаков, являются образом: Отца, Сына и… Святого Духа. Именно Иакову было дано видение: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт.28:12). Затем, лишь апостолам, первенцам Святого Духа было сказано: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан.1:51). Только с господом Христом, и так же, от времени праздника Пятидесятницы (Деян.1:2-8.), рождённым от Духа последователям Господа открылся вход в Небесное Царство (Иоан.4:12-14; 7:37-39.).

    Об Иакове было так же сказано: «еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его… (о благословении)» (Ос.12:3,4. Быт.25:21-26,30-33; 32:24-28.). Всевышний Яхве (Исх.3:14,17.) сказал: «вот наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской…» (Иер.31:31,32). Если борьба за благословение до времени Христа была лишь уделом пророков (Евр.11 гл.) - а остальные, были образно говоря выведены «за руку», чтобы получить землю «где течёт молоко и мёд» - то о последователях Христа было сказано: «многими скорбями (так же, усилием) надлежит нам войти в Царствие Божие»(Деян.14:22). Для этого, важно ценить своё призвание и бороться за него с верой (Евр.12:12-16,28. Ефес.6:11-18.).

  • 32(а) Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мат 22:32(а),2)
  • 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, (Мат 28:18,19)
  • 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Марк 4:23)
  • 10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, 12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14(в) и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; (Быт 28:10,12,13,14(в))
  • 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. (Быт 32:24,28)
  • 14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. 11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. (Исаия 41:14,8,10,11)
  • 34(б) ибо не мерою дает Бог Духа. (Иоан 3:34(б))
  • 6(в) если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. (Евр 3:6(в))
  • 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. ((Откр 3:22,21))

Матфея 11:14,15

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

    Во время земного служения Христа, Господу верили не многие (Иоан.12:37-40.) – однако, Иоанну Крестителю, верило подавляющее большинство иудеев (Матф.3:4-7. Лук.20:1-6.). Так, например, Моисей сказал Всевышнему: «о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исх.4:10). Бог дал ему второго свидетеля, сказав: «и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4:16). Как левитянин Аарон – так и Иоанн Креститель, из колена Левина, были сильны в слове и обращали сердца народа к Истине. Такое же служение в своё время нёс Илия (кн. 3Царст.18 гл.).

    С целью более глубокого понимания данной темы, предлагаются дополнительные места Писания для исследования: Мал.4:4-6. Лук.9:27-31. (Дан.10:14. Откр.11:3,6. Дан.12:3.).

  • 4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. 5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. 6(а) И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, (Мал 4:4-6(а))
  • 17(г) дабы представить Господу народ приготовленный. (Лук 1:17(г))
  • 2(б) Голод же сильный был в Самарии. (3Цар 18:2(б))
  • 7(б) ибо не было дождя на землю. (3Цар 17:7(б))
  • 21(а-в) И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; 36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. 38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. 39 Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! 45(а) Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. (3Цар 18:21(а-в),36,38,39,45(а))
  • 3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю". 2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. (Осия 6:3,2)
  • 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан 3:16)
  • 6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; 7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; 17(б) и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его.16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; (Пс 71:6,7,17(б),16)
  • 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. ((Иоан 6:35))

Матфея 11:14,15,18,19

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит! 18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. 19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

    Несмотря на то, что, Иоанн Креститель обращал сердца евреев к Мессии, всё же он оставался служителем «Моисеева» ЗАКОНА; поэтому, образ жизни Иоанна, соответствовал этому назначению.

    Цель Господа Христа была в исцелении, врачевании духовно больного народа. Он обращал внимание не на запрет - или не запрет: «еды и питья» - но на внутренний мир человека, его мотивы (Матф.6:16-18.).

  • 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? ((Мат 9:11,12,14))
  • 23 Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. 24 Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? 25 Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. (Исаия 28:23-25)
  • 1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом: (Еккл 3:1)
  • 52(а) и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; 53(а) но [там] не приняли Его. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56(а) ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. (Лук 9:52(а),53(а),54-56(а))
  • 6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. (2Кор 3:6)

Матфея 11:16-19

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. 18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. 19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

  • 12 Им говорили: "вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать. 9 А [говорят]: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов [матери]? 10 Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". (Исаия 28:12,9,10)
  • 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Иоан 5:42-44)

Матфея 11:20-24

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. 23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

    (Так же: см. комментарий к Матфея 10:15.). В книге Бытие, Моисей повествует: «И пришли те два Ангела в Содом вечером … вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (Быт.19:1,5,10,11). Эта история является прообразом, указывающим не только на последние дни нечестивого мира (нечестивых христиан) – но это так же, являлась предупреждением для Израиля.

    Пророк Исаия писал: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! … И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет » (Ис.1:10; 29:13,14. Так же, принцип: 2Фес.2:10-12.).

    Разница между жителями буквального Содома - и жителями выше перечисленных городов: Хоразина, Вифсаиды и Капернаума в том, что, содомлянам не было проповедано слово Божье; и в этом смысле слова они имеют некоторое оправдание в день суда. Об Израиле было сказано: «если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Иоан.15:24).

  • 12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим 2:12)
  • 24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. 22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. (Иоан 15:24,22)
  • 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр 20:15)
  • 31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. (Деян 17:31)

Матфея 11:25,26

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

    Чтобы лучше понять эти слова Иисуса, стоит обратить внимание на пророчество Исаии: «Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного. … Итак, слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя". Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства» (Ис.28:10,14-17).

    В отличии от «мудрых и разумных» на зло ради своих похотей - «младенцы» более непосредственны (искренни), готовы принять вещи такими, каковы они есть (Иоан.1:45-47.).

  • 21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Исаия 5:21)
  • 8 Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь. (Иер 8:8)
  • 9(а) Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; 7 Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего? (Иер 9:9(а),7)
  • 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. (Мал 3:3)
  • 29(а) И освобожу вас от всех нечистот ваших, 26(а) И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; 27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез 36:29(а),26(а),27)
  • 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. ((Мат 5:8))

Матфея 11:27

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

  • 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Иоан 6:65,45)

Матфея 11:28-30

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

  • Под выражением «труждающиеся и обременённые», подразумеваются те, кто находится под игом греха и бессмысленности жизни, отчуждённой от Всевышнего Отца и Его Сына Христа. Простой народ Израиля был «словно овцы, не имеющие пастыря» (Матф.9:36. Иез.34:6,23,24.). Те «пастыри», которые были в то время – не оправдывали себя; Господь сказал о них: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; …связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Матф.23:2,4).
  • 8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все - суета! 13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; (Еккл 12:8,13)
  • 8 Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. 7(б,в) говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших". 3(а) А входим в покой мы уверовавшие, (Евр 4:8,7(б,в),3(а))
  • 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. (Мат 12:8)
  • 17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать лето Господне благоприятное. 21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лук 4:17-19,21)
  • 19(в) "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". (2Тим 2:19(в))
  • 4 И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. (Иез 9:4)
  • 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. (Иоан 10:29,28)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: