Евреи: почему их называют богоизбранным народом. Народ евреи

Отличаются от других народов?

Разбор этого вопроса является ключом для прояснения целого ряда недоумений и заблуждений. Эти вопросы касаются двух фундаментальных понятий — Нация и Религия . Если попробовать разобраться в них поглубже, то может проясниться целый ряд вопросов и недоумений.

Как формируется народ?

На каком-то этапе истории, некая этническая группа выделялась из окружающей среды и постепенно, в течение столетий, создавала свои обычаи, верования, культуру, язык и т.д. Это превращало разрозненную группу людей в народ. А впоследствии — то ли они сами продолжали развивать своё верование, превращая его в религию, то ли им насаждалась новая религия, то ли они её сами добровольно принимали, но… при этом они не теряли свои национальные особенности. То есть, в начале происходило утверждение национальное и только потом — религиозное.

Поэтому национальность и вероисповедание существуют независимо и могут при этом соединяться в той или иной комбинации. Может быть англичанин-мусульманин, японец-христианин, эскимос-буддист, национальное отдельно, религиозное — отдельно.

У разных национальностей формируется своя одежда

Поэтому и возникает, на первый взгляд, правомерный вопрос:

А можно ли быть русским иудейской веры?

Ответ — нельзя. Можно быть русским веры христианской, мусульманской и любой другой, но не иудейской.

В этом состоит и ответ на вопрос:

Мы евреи по национальности. Для чего нам нужна религия?

Все граждане Советского Союза
должны были указывать свою национальность

Как было ранее сказано, понятия религиозного и национального у евреев тождественны, поэтому их невозможно разделить.

Нам тяжело признаться и даже подумать, что ничего исконно еврейского в нашей жизни нет, и не было. Речь идет даже не о современной молодёжи, которая в своём большинстве лишена малейшего национального признака, а о предыдущих поколениях, отошедших от еврейской жизни, но хранивших сильную национальную идентификацию. То, что у них считалось исконно еврейским: культура идиша, еврейские песни, одежда, еда, увы…, всё это заимствовано в той или иной степени у народов мира, среди которых евреи жили.

Так, где же вся еврейская суть находится?

С момента получения Торы на горе Синай и до наших дней всё оригинально еврейское находится в Торе и только в Торе. И если у народов мира жизнь регулируется их же желаниями и идеями, то у евреев все аспекты жизни устанавливаются Торой и мудрецами Торы. Только Тора определяет основные понятия, от национального признака — кто еврей, до духовного — что есть еврейское. Только из Торы мы знаем, что еврей, который отошёл от еврейской жизни, тоже еврей и более того, любой человек может стать евреем…

Тора не только содержит всю еврейскую культуру, но и, в конечном счете, это единственное что объединяет евреев как народ. Ведь на протяжении последних 2000 лет все национальные атрибуты, характеризующие другие народы, у евреев отсутствовали. Не было ни общей территории, ни совместной истории, ни единого языка, ни общей генеалогии, ни культуры… и только Тора и соблюдение религиозных предписаний невидимо и безмолвно связывали и объединяли их всех.

И только пока где-то учат Тору, еврейский народ может там существовать. А там, где Тору не учат, не живут по ней, как история однозначно подтверждает, — всё еврейское исчезает в течение нескольких поколений.

Поэтому, конечно же, «евреев от религии можно отделить», но тем самым придется отделить и понятие «еврейское» от самих евреев!

Евреи – это инопланетяне. По разным данным они прилетели на Землю то ли с Марса, то ли из созвездия Скорпиона, то ли с астероида № 1181, который иногда называют Лилит. Похоже, не существует у людей тем для обсуждения, в которых не фигурировали бы евреи. Видимо, не обошлось без них и в теориях о пришельцах.

Откуда же в действительности произошли евреи? Самый распространенный на Земле документ, в котором освещен данный вопрос – это Библия, но изложенные в ней факты не считаются достоверными. Давайте обратимся к более объективному источнику, например, к , естественно, в той степени, в какой сама история претендует на объективность.

Что о евреях говорит история?

Любопытно то, что, несмотря на все противостояния науки и религии, исторические изыскания в этой области, как правило, проводят, отталкиваясь от библейских текстов, и как это ни странно, отнюдь не для того, чтобы их опровергнуть.

На сугубо научной основе, подтвержденной археологическими, антропологическими, лингвистическими и прочими исследованиями, на сегодняшний день известно следующее.

Район Междуречья действительно был колыбелью земной цивилизации. Здесь раньше и быстрей, чем в других регионах проходили все процессы развития. Скотоводство, земледелие, производство, впервые появились в Месопотамии. Здесь же возникли первые города и впервые был открыт металл. Там действительно существовали города Ур и Харран, а так же города, названия которых созвучны с именами предков Авраама – Фалиг (Пелег), Саруги (Сегуг), Нахор (Нахор) и Тураки (Терах). На этой территории изначально существовал один язык, который примерно с XIV в. до н.э. начал делиться на множество диалектов.

Евреи – это один из народов семитской группы. Их предками считаются амореи, среди которых были распространены имена собственные – Аврам, Исаак, Иакобель, а также и имена его сыновей. В первой половине XVIII в. до н.э. на территории Верхней Месопотамии, в результате прошедших там войн было введено жесткое административное правление, в попытке подчинить проживающие на этих землях племенные союзы. Некоторые аморейские племена отказались нести предписанные им повинности, и ушли на запад за Евфрат. Эти племена стали называться ибрим – «перешедшие», в единственном числе ибри, что впоследствии трансформировалось в иври. Это и были первые евреи.

Еврейская генетика

Недавние исследования, проведенные в американских университетах, лишний раз подтвердили библейскую версию происхождения евреев. Согласно этим исследованиям, 5 тыс. лет назад еще не существовало народов в их современном представлении. Во 2 тысячелетии до н.э. арабы и евреи представляли собой единый генотип по мужской линии, далее произошло их разделение. Все три, существующие сегодня, основные этнические – сефарды, мизрахи и ашкеназы схожи между собой генетически и нисходят к единым ближневосточным корням. Как видите, земное происхождение евреев вполне обосновано и подтверждено научно.

Еврейский вопрос

Тогда почему евреев всегда выделяют из общей массы, причем настолько, что кому-то начинают мерещиться в них пришельцы, и почему еврейская тематика вызывает столь острый интерес, без преувеличения, у всего мирового сообщества? Этот вопрос настолько же древний, как и сами евреи, но в нем всегда прослеживается одно – человечество настолько заинтересованно в евреях, что постоянно от них чего-то требует и ждет.

Сегодня никто не сомневается в том, что у любого человека, как и у любого народа, есть в этом мире своя определенная функция. И ответ на извечный вопрос можно отыскать, если попытаться определить в этом ракурсе . Кстати, сделать это не так уж сложно – в Библии эта миссия прописана буквально в каждой главе.

Избранность евреев

В наши дни трудно даже представить себе евреев, как . Это множество различных по языку, ментальности и цвету кожи этносов, просто невозможно подвести хоть под какое-то определение народа.

Но есть нечто, что объединяет на протяжении тысячелетий всех этих разных и непохожих людей – это вера в Единого Творца, давшего людям Тору, вера в единство Мироздания, которое выстроено на любви к ближнему.

И еще у евреев есть одна, общая на всех память. Память о стоянии под горой Синай. Когда люди, всецело отдав себя воле Всевышнего, сплотили воедино свои души и судьбы, и стали как один человек с одним сердцем. Это и было рождением народа.

Сегодня мир стремительно входит в новые, еще неведомые, формы своего развития и наступает время, когда народ Израиля, то, полученное под Синаем и позабытое ныне состояние единства, должен возродить в себе вновь и передать его всему человечеству. Именно в этом, и ни в чем другом, заключена его функция, и именно для этого он и был некогда избран.

Семен Шойхет

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • десять казней Египта;
  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

Общины
Сегодня во всем мире насчитывается около 14 миллионов евреев. Как мы уж говорили, по обычаям и происхождению выделяют разные общины. На иврите слово “община” переводится двумя способами:

кеhила (קהילה , мн. ч. - кеhилот) - “местная община”, члены которой живут в одном месте - городе или квартале и постоянно посещают одну или несколько синагог, имеют свое управление и т. д.;

эда (עדה , мн. ч. - эдот)- общее название для группы кеhилот, которые могут жить на большом расстоянии друг от друга, но их обычаи схожи; самые крупные эдот - ашкеназы и сефарды.

Предки ашкеназов (ашкеназим - от ивритского слова Ашкеназ; так в средние века евреи называли Германию) около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля. Большинство евреев России - ашкеназы.

Сефардами (сфарадим - происходит от ивритского слова Сфарад, средневекового еврейского названия Испании) сегодня, как правило, называют евреев, которые не являются ашкеназами. Однако изначально так называли евреев, предки которых были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам - главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и сохранили свои общины. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, по происхождению не имеющие отношения к испанским изгнанникам, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. евреи. На территории СНГ к сефардам относят себя горские, бухарские и крымские общины. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В Государстве Израиль чуть меньше половины евреев - сефарды.

Не только каждая эда, но и многие кеhилот бережно сохраняют свои обычаи в рамках общенациональной традиции; различия между эими обычаями зачастую незаметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но существенны для каждого, кто живет в данной общине.

Надо сказать, что различия эти не противоречат тому факту, что все евреи - один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник - Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивляться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, отделенные друг от друга тысячами и десятками тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.

Вопросы для повторения
Какие названия существуют для обозначения еврейских общин?
На какие группы делятся еврейские общины?
Откуда произошли эти названия?
Какие еврейские общины на территории СНГ и в мире относятся к ашкеназам, а какие - к сефардам?
Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?

Еврейские языки
Общий для всего еврейского народа - древнееврейский язык иврит (עברית). На этом языке евреи говорили много тысяч лет назад, на этом языке написана Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира. Сегодня в Израиле этот язык - государственный. Еврейская традиция называет иврит святым языком (לשון קודש - лашон-кодеш), а ивритские буквы - святыми, так как на этом языке, согласно традиции, был создан мир.

Конечно, современный иврит отличается от того языка, на котором говорили три тысячи лет назад. А произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля - это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий и незначительным изменением синтаксиса.

2000 лет назад был разрушен Иерусалимский Храм, и евреев изгнали из Израиля. За несколько веков иврит практически утратил функции разговорного языка - на иврите писали, читали, но не говорили. Только в начале века произошел переворот: тысячи евреев, живших тогда в Эрец-Исраэль (где впоследствии появилось Государство Израиль), под влиянием группы энтузиастов из России, стали говорить на иврите. В том, что всего за 20-25 лет этот язык возродился как разговорный, многие евреи видят явное чудо, дарованное Всевышним. За всю мировую историю не было ничего подобного.

В течение долгого периода (закончившегося примерно полторы тысячи лет назад) литературным языком евреев был арамейский язык (арамит - ארמית), близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана Гемара (см. “Главные книги еврейской традиции”); есть и некоторые молитвы на арамите; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен неплохо разбираться в арамейском языке.

В разных еврейских общинах до сих пор пользуются другими языками, которые принято называть еврейскими. Самый известный из них - язык ашкеназских общин - идиш (ידיש), на котором говорят и пишут миллионы людей. Некоторые называют его “жаргоном” и “искаженным немецким”, но не будем забывать, что на идише писали книги в древние времена, когда почти ни на одном европейском языке литературы еще не было. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.

Другие известные еврейские языки - это джудезмо, называемый также ладино-спаньолит (на нем говорят потомки испанских сефардов), горско-еврейский язык (язык евреев Кавказа) и др.

Вопросы для повторения
Какие языки называются еврейскими?
Почему их так много?
Какой язык для евреев - основной? Почему?

Названия еврейского народа
У еврейского народа - несколько имен. Причин тому много, и у каждого из них - свое значение в традиции:

Еврей - на иврите иври (עברי) - слово из Торы. Это название объясняют по-разному: от ивритского слова авар (עבר) - “перешел” (или “пришел с другой стороны”), от того же корня “другой”, “отличающийся”, от имени Эвер - одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что само слово иврит происходит от того же корня.

Израиль - на иврите Исраэль (ישראל) - имя, которое получил Яаков, один из праотцев еврейского народа после событий, описанных в Торе, в результате которых он получил особое благословение от Всевышнего. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней-Исраэль (בני-ישראל) - сыновья (т. е. потомки) Израиля и Бней-Яаков (בני-יעקב) - сыновья (потомки) Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт-Яаков (בני-יעקב) - “Дом Якова”.
Иудей - на иврите йеhуди - от Йеhуда, имени одного из сыновей Яакова, потомки которого - большинство современных евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках - иудаизм - и название языка идиш.

Вопросы для повторения
Как называют еврейский народ?
Что означают эти названия?

Еврейская земля
Несмотря на то, что на протяжении всей своей многотысячелетней истории евреи жили практически во всех уголках Земли - от Дальнего Востока до Аргентины, от Южной Африки до Скандинавии, от Австралии до Аляски - на свете есть только одна земля, которую традиция считает “еврейской”. На иврите ее называют Эрец-Исраэль () - Земля Израиля.

Эта земля, согласно традиции, была дарована Всевышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа (см. следующий раздел). На этой Земле до изгнания евреев существовало еврейское государство. Еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой (слово диаспора в переводе с греческого - рассеяние).

Традиция говорит: придет время, и все евреи соберутся в Эрец-Исраэль (отсюда выражение - "Земля обетованная", то есть - обещанная). Поскольку Государство Израиль, в котором сегодня проживают около 5-ти миллионов евреев, существует на части территории исторической Эрец-Исраэль, многие видят в его существовании знак приближения этого времени.

Подробнее об этом мы будем говорить в разделе "Земля Израиля".

Вопросы для повторения
Какую землю традиция считает еврейской?
Что такое диаспора?

Первые евреи
Первым евреем был Авраhам (אברהם), живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак (יצחק) и сын Ицхака - Яаков (יעקב) называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Авраама Сарра (שרה), жена Ицхака - Ривка (רבקה), жены Яакова - Рахель (רחל) и Леа (לאה) - праматери евреев.
У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимон, Леви, Йеhуда, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иссахар, Звулун, Йосеф и Биньямин. В дальнейшем потомки каждого из этих сыновей образовали собственные большие семьи - отсюда произошло выражение Двенадцать колен (родов) Израиля. Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих 12-ти родов он является - и поэтому название "Двенадцать колен Израиля" перешло на весь еврейский народ.

В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия “12 колен” было и свое географическое значение. Дело в том, что при разделе Эрец-Исраэль каждый из этих родов получил свой надел.

Этот раздел мы можем видеть на карте. Однако названия наделов не идентичны списку имен сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?

Дело в том, что род Леви - левиты () - стал родом священников. Они должны были жить между всеми родами и поэтому не получили земельного надела. Род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.

Вопросы для повторения
Перечислите праотцев и праматерей еврейского народа.
Что такое двенадцать колен Израиля?

Кто еврей?
Мы уже несколько раз употребляли слова “еврей”, “еврейский”. Но кто такие евреи?
Еврейская традиция ясно отвечает на этот вопрос.
Прежде всего, евреями были праотцы и праматери еврейского народа.
Из содержания раздела "Основные периоды еврейской истории" мы узнаем, что семьи 12-ти сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки вышли из Египта и приняли Тору. Все, стоявшие при этом у горы Синай, - евреи.
Во всех последующих поколениях еврейская традиция считает евреем каждого, у кого мать - еврейка.
Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, “присоединиться” к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора (в отличие от других религий) не призывает весь мир перейти в еврейскую религию. Для того, чтобы пройти гиюр (גיור) - процедуру перехода в еврейство - человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания: нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только “насильственный гиюр”, но и миссионерство с целью гиюра добровольного. Перешедший в еврейство называется гер (גר).
Были времена, когда гиюр был опасен, так как власти карали за него смертной казнью - еще в 18-м веке это происходило в Польше и России.
История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они или их потомки прославились в еврейском народе.
Данное выше определение “кого считать евреем” отражено и в законодательстве Государства Израиль.

Вопросы для повторения
Кто, согласно традиции, является евреем?
Можно ли стать евреем?
Как называется процедура перехода в еврейство?

Евреи сегодня
Какова численность евреев сегодня?
На этот вопрос, как ни странно, точно трудно ответить. Причин тому несколько.
Во-первых, во многих странах - например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико - по национальному признаку точной статистики не существует.
Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.
В третьих, там, где процессы ассимиляции (смешения с окружающим населением) были особенно сильны - как, например, на территории бывшего СССР - живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) - еврейки. Эти люди по hалахе - евреи, но зарегистрированы в официальных документах неевреями.
Все это, конечно, осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако это число можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т. д. По результатам этих данных составляются оценки численности еврейского населения каждой страны.
Так, например, выглядит карта крупнейших еврейских общин мира на 2000 г., составленная по результатам исследования, проведенного в Иерусалимском университете:
Сводка собранных данных позволяет утверждать, что сегодня на земном шаре проживают примерно 14 миллионов евреев.
Примерно 30% из них - около пяти миллионов - живут в Государстве Израиль.
Самая большая община диаспоры - в США; она насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев. На втором месте в диаспоре - еврейство Франции.
В республиках СНГ (в первую очередь - в России и Украине) - проживает, по имеющимся данным, около полумиллиона евреев; учитывая процесс ассимиляции, можно предположить, что на самом деле это число существенно выше.
Большие еврейские общины - в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.

Вопросы для повторения
Назовите приблизительное число евреев, проживающих сегодня на земном шаре.
Почему нельзя определить это число точно?
Какие большие общины диаспоры вы знаете?

Евре и - народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство - Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2006, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - идиш - входит в германскую группу языков.

Название

Самоназвание

Современное самоназвание ивр. יְהוּדִים‎, йеhудим ; на идише: ייִדן (й)идн ; на ладино: ג׳ודיוס джудиос .

Древним самоназванием является также бней-Исраэль - сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди ). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка «иврит»= еврейский)

Это самое первое самоназвание еврейского народа, и оно связано с происхождением праотца еврейского народа, Авраама, от Эвера. Многократно упоминается в книге Бытия

Буквальное значение слова «иври» - «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) - «перейти»). Это дает возможность дополнительных толкований «пришелец с той стороны реки Евфрата» или «находящийся по другую сторону от всех народов».

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Έβραίος; [hebrajos ], позднее [эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври ). Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo , исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому *židъ - заимствование из итал. giudeo , и заимствовано из лат. judaeus - «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка - но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей .

Слово гебреи (hebraeus ) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право - Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII-XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев - вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: