Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

(подготовительная к школе группа)

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
  • продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  • закреплять знания детей, о том, что буква Я может обозначать два звука "йа".

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я хотела прочитать вам стихотворение, но не смогла. Одна буква убежала из алфавита, а что за буква я одна не смогла разобраться. Вы поможете мне ребята. Эта буква оставила нам письмо.

(Воспитатель читает письмо от буквы)

Буква... - важная.

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по - делу

Всегда кричит, умею...

Хоть сам и не умеет.

Ребята, вы поняли про какую букву идет речь, какая буква убежала. (Ответы детей). Но куда могла отправиться эта буква, как вы думаете? Больше она нам ничего не написала, но может быть мы встретим кого-нибудь по дороге и спросим. Давайте выяснять куда же она могла отправиться. Вспомним, какие бывают буквы? Какие буквы называют гласными, согласными? А какая же буква Я, гласная или согласная. Давайте назовем подружек буквы (дети называют другие гласные буквы).

Вот мы вспомнили все про букву Я, может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы.

Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чей это домик? А какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я,может быть она видела куда побежала буква.

Воспитатель берет букву. А (сшитая буква с изображением лица) и разговаривает с ней.

Воспитатель: сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру "Назови слово на заданный звук". Поиграем?

Проводится игра в кругу с мячом.

Воспитатель: вот и повеселили букву А, поиграли с ней. Может теперь она скажет нам куда побежала буква Я (воспитатель разговаривает с буквой). Ребята, А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. Но буква А предупреждает, что мостик через речку совсем узенький и идти по нему нужно осторожно, чтобы не упасть в речку. Мы сможем?

Дети встают в колонну, руки в стороны и проходят по ребристой доске.

Воспитатель: молодцы ребята, все справились вот мы и на другой стороне реки, а вот и еще один домик. Кто же живет тут? Правильно, в домике живет буква О. А какая это буква, гласная или согласная? Давайте спросим у буквы О, вдруг она тоже видела букву Я.

Воспитатель разговаривает с буквой.

Воспитатель: да, буква О видела, что Я перепрыгнула через канавку и побежала направо. Но предупреждает, что через канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет пару твердого согласного звука (братца).

Воспитатель называет твердый звук поочереди каждому ребенку, ребенок называет мягкий звук и перепрыгивает через канавку.

Воспитатель: вот мы и перепрыгнули через канавку, поворачиваемся (куда?)- направо и идем дальше. Так далеко мы зашли, а букву Я так и не нашли, ну куда же она ушла. Смотрите, а тут, под кустиком стоит еще чей-то дом. Посмотрите и назовите, кто же в домике живет? (в домике живут два звука "й", "а"). В доме живут два звука "й" "а". Может быть у них узнаем, где буква Я. Уважаемые звуки, вы не видели, куда убежала буква Я. Ребята звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Кто догадался почему? Воспитатель выслушивает ответы детей, если дети не дают правильного ответа, что два звука и есть буква Я, то воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова ЯША.

Дети вместе с воспитателем обозначают 1-й звук "й"-мягкий согласный обозначают зеленой фишкой, интонационно выделяется 2-й звук "ЙАААА" и обозначается красной фишкой. 3-й звук "ш" - твердый согласный, синей фишкой. 4-й звук "а" гласный звук- красной фишкой. Сколько букв в слове-3, а сколько звуков-4. Воспитатель читает слово и указкой выделяет звук "йа"-я.

Воспитатель: ребята, выходит, мы нашли с вами сбежавшую букву Я.(воспитатель достает из домика букву Я) и она обещает нам вернуться в алфавит и больше не обижаться, ведь мы теперь, прежде чем "якать" подумаем, действительно ли мы это умеем и знаем. Правда?

Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кого мы встретили по дороге? Какие нам задания пришлось выполнить, чтобы найти букву Я? А в какие игры мы играли с буквами?

Литература: «Обучение грамоте» Журова Л.Е.

Номинация: обучение грамоте в подготовительной группе конспекты занятий журова.
Название: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь».

Конспект организованной учебной деятельности «Буква Ь»

Цель: Познакомить детей с новой буквой. Продолжать учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением. Совершенствовать навык чтения детей.

Материал: кассы с пройденными буквами, буква «ь», указка, книга для чтения, карандаш, карточка со словами для проставления ударения.

Ход занятия.

Вспоминаем число, месяц и день недели на двух языках.
-Ребята,вы знаете, у меня неприятность. Я забыла одно слово. Думала, приду в детский сад и вспомню или на доске прочитаю. Я вчера его написала. Так нет же, Буквоежка мне все испортил, съел часть букв. Помогите мне дописать буквы.
— Конечно, ребята, здравствуйте! Какое доброе и хорошее слово. А слово, противоположное по значению вы знаете?
— Верно. До свидания. Вот мы с вами и вспомнили слова вежливости (стук в дверь, посылка).
— Интересно, от кого же посылка? Прочитай, Стасик.
Читай -город. Ваши друзья — буквы.
-Дети, здесь небольшое письмо, в котором буквы сообщают, что одна их подруга — буква попала в беду, и помочь ей сможем только мы. Буквы посылают нам задания, и, как только мы их выполним, то узнаем, какая буква нуждается в нашей помощи.

1. Какие гласные пишутся после твердого согласного? После мягкого?
— А какие-нибудь исключения вы знаете? ЖИ-IIIИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

2.Проставьте ударения в напечатанных словах: ЗВОНОК, ШКОЛА, ПЕНАЛ, УРОК, РУЧКА, УЧЕНИК. (Возьмите карандаш и проставляйте ударения в словах над гласными буквами черточками)

Затем дети по очереди читают слова с выделением ударного звука, называя ударный звук и букву, над которой поставили ударение.

По мере выполнения задания доска наборного полотна движется и открывает лист с полосками.

Ребята, на последней строчке этого листа будет слово, которое укажет нам на букву, попавшую в беду. Нам нужно будет изменять по одной букве в слове. На верхней полоске слово, которое принадлежит существу с двумя клешнями. В народе говорят «покраснел, как… ».
РАК. Подумайте, какую букву надо изменить, чтобы получился красивый красный цветок.
МАК. Поменяйте последнюю букву в этом славе, и вы узнаете, как можно сказать о том, кто ниже вас ростом.
МАЛ. Измените букву в середине слова и у вас в руках комочек, которым вы очень любите рисовать.
МЕЛ.
— Мы так трудились и устали, а теперь отдохнем.

Физминутка.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем и к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей хлопнем, топнем веселей.
Звуковой анализ слова «мел».

Один ребенок работает у доски, остальные в кассах.
-А теперь под словом «мел» выложим слово «мель»(дети работают самостоятельно).
-Кто знает, что такое «мель»?
— Какой последний звук в слове «мел»? Л.
-Этот звук твердый или мягкий?
-Какой последний звук в слове «мель»? ЛЬ.
-Какой это согласный? Мягкий. Ребята, вот в чем беда! Как же быть, как же обозначить, что Л мягкий? Может какая-нибудь буква поможет?
-Верно. Нужна поставить букву Ь (стихотворение о букве).
— На что похожа буква Ь? Показываю рисунок.
-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь. Она не имеет звука, а ставится для того, чтобы обозначить мягкость согласного, стоящего перед ней?
— Итак, чем же отличаются слова МЕЛ и МЕЛЬ по звукам?
— А по буквам?
— Какую букву вы сегодня узнали?
— Она имеет звук? — Что показывает Ь?
— Откройте кассы, найдите букву Ь и поставьте ее правильно.

Чтение текста в книге для чтения.

— А теперь, дети, я буду называть слово, а вы должны сказать, в каком по счету столбике и на какой строчке находится это слово.
КОРЬ — 3 ст., Зстр.
МЕЛЬ — б ст., 3стр.

А теперь вы прочитаете слово, которое находится в 5 столбике 2 строчки (конь), в 3 столбике 2 строчки (моль).
— Что такое моль? Молодцы, ребята, вы очень хорошо занимались. Скажите, кто-нибудь из вас запомнил стихотворение о букве, с которой мы сегодня познакомились?
— Когда при письме используется Ь?
-Придумайте слова, в которых надо написать эту букву.
-Молодцы! Наше занятие закончено.

Название:
Номинация: обучение грамоте дошкольников конспекты занятий.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ГККП «ясли-сад «Солнышко»
Месторасположение: г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

Минигареева Ильсёяр Хакимьяновна
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 г.Нефтеюганска
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-11-14 Подготовка к обучению грамоте в ДОУ Минигареева Ильсёяр Хакимьяновна Подготовка к обучению грамоте в ДОУ, надо вводить со средней группы детского сада. Этот возраст ребенка является периодом высокой " языковой одаренности" к звуковой стороне речи.

Просмотреть свитедельство о публикации

Подготовка к обучению грамоте в ДОУ

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Начиная с марта по май в средней группе проводятся 10 занятий по подготовке к обучению грамоте. Длительностью 20 минут.

Дети получают знания об основных законах речи:

§ речь состоит из слов;

§ слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;

§ слова имеют протяженность (длинные и короткие);

§ они звучат (состоят из звуков);

§ слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

§ из слов можно составлять предложения;

§ звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Единственным образцом выделения определенного звука в слове является образец воспитателя (м ак, лу к, сан и).

Чтобы обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются со звуками окружающей жизни: с — большой насос, сь –маленький, ж -песенка жука, з –большого комара, зь –маленького комара…

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков (маленький и большой братец).

Игровое задание «Собери букет», ребенок берёт цветок и выкладывает на фланелеграфе, выделяя первый звук: р-р-ромашка, р…

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя слова, предложения о действиях детей, или различных персонажей.

Дидактические игры:

§ «Детский мир», «Зоопарк», «Назови слова» — знакомство с термином «слово».

§ «Назови игрушку», «Назови длинное слово (короткое)» — длинные короткие слова.

§ «Ветер-ветерок», «Жуки прилетели», «Чья песенка?», «Насос»- знакомство и закрепления термина «звук»

§ «Скажи как я», «Эхо», «Назови первый звук» — учить интонационно выделять звуки в словах.

§ «Поймай конец и продолжай» — умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.

§ «Назови братца», «Назови слова», «Будь внимателен», — различение на слух твёрдых и мягких согласных.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В старшей группе обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. (Жук, жУк, жуК). Используем картинку-схему и фишки для визуального определения количества звуков в слове. Не забываем об интонационном выделении звуков в слове.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Давая характеристику, что во рту не встречается преграда. Подставляем ладошку к губам, определяем, что воздух проходит спокойно. Можно запутать детей со со звуками с, л . Пусть дети сами доказывают, почему это не так! Обозначаем гласный звук красной фишкой. Сравнение звуков в занимательной форме, дети улавливают разницу между гласными и согласными звуками. Они уже знают, что есть большие и маленькие братцы, вводим обозначение фишками (синей и зеленой).

Обязательно следим за правильным употреблением терминов «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук». В процессе дети узнают, что у звуков ж и ш , ч и й , нет братцев.

Сложно детям дается знакомство с ударным звуком. Благодаря ударению, слово предоставляется единым целым и позволяет в дальнейшем перейти от послогового чтения к чтению целым словом. Сначала вычленяем ударный слог с двусложным словом с ударением на первом слоге (мишка, каша).

Главное, чтобы ребенок понял, чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.Игра «Попробуй, позови» заключается в том, что нужно позвать слово, растягивая место с ударением, например ко-О-шка, за-А-йка, ё-Ё-жик. В игре «Повтори за мной» называйте определенное слово правильно, потом прокричите его, и пусть ребенок так же прокричит. Затем вы прошепчите его, и пусть он повторит. В третьем способе «Угадай-ка загадку» назовите ребенку привычные слова, но с ошибочным ударением, пусть догадается, что вы назвали и произнесет правильно: «собакА»-«собАка».

Еще один способ: сесть ровно. Сложить кулачки и поставить их друг на друга, а на них подбородок. Когда ребенок будет читать (говорить) при произношении ударной гласной, подбородок будет касаться кулачков.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-3 слов. Дети называют, первое, второе… слово впредложении, меняют слова местами, заменяют слово (Составь предложение).

Дидактические игры «Угадай-ка», «Подбери слово к схеме», «Кто в каком домике живет», необходимо соотнести название картинки с моделью слова.

В подготовительной группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв резной азбуки.

С помощью «Живой модели» дети составляют предложения, определяют количество слов, заменяют слова.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. (буквы я, е, ё, ю, и –пишутся после мягких согласных звуков, а, о, э, у –после твердых согласных, игра «Угадай, что изменилось?»).

Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа, знакомятся с маленькой и заглавной буквой. Узнаем и закрепляем, для чего нужна заглавная буква.

Походу ознакомления с буквами заменяем в схемах фишки на буквы. Знакомимся с правилами написания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

После нескольких согласных букв знакомимся с ь. (мел –мель)… С разделительной функцией буквы (Коля –колья) и с функцией смягчения(пальто-коньки).

Разделительная функция ъ раскрывается на сравнении двух слов (сел – съел).

Для обучения чтения на начальном этапе используем пособие «окошечки».

Словесные игры включены в каждое занятие. Основной целью их является закрепление полученных знаний. Они должны быть строго регламентированы, при точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

Умение педагога вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания, важная составляющая образовательного процесса. Чтобы поддержать этот интерес, педагогу необходимо использовать проблемные ситуации в НОД. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций.Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Игры используемые в НОД и в индивидуальной работе с воспитанниками:

1.Выделение звука на фоне слова

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Где звук?»

Развитие умений определять, где находится звук.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук.

«Где спрятался звук?»

Развитие умения устанавливать место звука в слове.

У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Узнай звук»

Развитие умений находить слова с изучаемым звуком.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»

Развитие умений выделять первый звук в слове.

Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка.

Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

2. Постановка ударения.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Исправь ошибку»

Карточки со словами (для воспитателя).

Произносятся слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Соберем урожай»

Развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины.

2 команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. 1-я команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено, верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.

3. Выделение ударного слога.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Цветы»

Развитие умение определять количество слогов в слове.

Предметные картинки (цветы).

На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»

Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.

Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Чудесный мешочек»

Развитие умений делить слова на слоги.

Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.

Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам, и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Молчанка»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).

Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»

Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»

Развитие умения слышать слог в слове.

Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.

Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

«Ударный слог»

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог.

«Загадка»

Закрепление умений выделять ударный слог.

У воспитателя карточки с загадками и отгадками.

Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог

4. Дифференциация гласных и согласных.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Найди место»

Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет»

Закрепление знаний о гласных звуках.

У воспитателя – предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»

Развитие умения выделять гласные звуки.

Поезд с буквами, предметные картинки.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают, кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»

Развитие умения определять наличие звука в слове.

Домик, набор предметных картинок.

В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

5. Слог, как часть слова (для читающих детей).

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Перевертыши»

Карточки со слогами у каждого ребенка.

Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет, какие два слова получились.

«Домино»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя.

Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.

Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги.

. .

Конспект

НОД по подготовки к обучению грамоте

подготовительная группа

Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

г. Осташков Тверской области

Тема: «АБВГДейка»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

    Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

    Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать память и внимание.

    Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

Игра «Волшебные звуки»

Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?

Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Дети: Да, конечно.

Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки»

Логопед: Для начала отгадаем загадки:

    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

    Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

(А чем буква отличается от звука ?)

    Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).

    Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

2 задание « Найди звук »

На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей : Звук «Р»

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Ответы детей.

На экране картинки:

Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Л».

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.

Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

3 задание «Раздели слово на слога»

Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!

Назовите, что изображено на экране.

Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?

Ответы детей.

Как узнать, сколько слогов слове?

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

    Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

    Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

    Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

    Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

4 задание «Закончи предложение»

Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

В небе летит…..

В парке растут…..

В комнате стоит…..

У Маши воздушный….

Рыбаки поймали ……

Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.

Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: