Библия онлайн. Библия онлайн Послание к коринфянам гл 12

е. О духовных дарах (главы 12-14)

С вопросом об ошибках и сдвигах в Богопочитании и служении, имевших место в коринфской церкви, был связан и другой вопрос - о происхождении духовных даров и их использовании коринфянами. Этот вопрос тоже следовало рассматривать в более широком аспекте христианской свободы в целом, которую Павел основывал на принципе любви и ею же регулировал (начиная с 8:1). Необходимость такого рода регулирования была очевидной. Ибо дух самоугождения, исказивший действие принципа свободы в других сферах, схожим образом проявил себя и в области духовных даров, потворствуя себялюбию и разделениям (12:7,25; 14:4) и явно хаотической обстановке в собрании (14:23,33, 40).

Приступая к этой проблеме, апостол рассматривает природу и назначение духовных даров (12:1-30), превосходство любви (12:31 - 13:13) и необходимость пользоваться этими дарами в свете любви (глава 14). Как и во всем другом, верующие, используя свои дары в церкви, должны искать славы Богу и блага другим, но никак не самоудовлетворения.

1) Единство и разнообразие даров (12:1-31а).

1-Кор. 12:1-3 . Прежде чем приступить к обсуждению духовных даров, Павел счел необходимым дать отповедь тем из коринфской церкви, которые, возможно, стали бы возражать ему (сравните 14:34). Именно в свете этого, вероятно, нужно понимать стих 3. Объяснения ему предлагались различные (хотя большинство комментаторов предпочитало попросту обойти это трудное место).

Павел, очевидно, полагал, что некоторые проблемы коринфян проистекали не только из их "человеческих обычаев" (3:3), но и из присутствия среди них лжеучителей, которые использовали во зло их духовную незрелость и нагнетали упомянутые проблемы. Ведь многие из коринфян еще недавно были язычниками, и некоторые из них все еще не перестали ими быть (сравните 8:10; 10:14,20-21), а это никак не помогало им понять, что те или иные, претендующие название пророков, были в сущности - лжепророками. Когда они были язычниками, то ходили к безгласным идолам - так, как бы вели их (12:2). Но помочь им в разрешении их вопросов безгласные идолы, конечно, не могли! В своей хваленой мудрости члены коринфской церкви проявляли удивительную доверчивость - сравните 2-Кор. 11:1-21 и особенно 19-20.

Для проверки учителей Павел предлагает простой метод, которым послужит их отношение к личности Христа. Лжеучителя несомненно заявляли, что их видения, получаемые ими откровения и знания (сравните 2-Кор. 12:1) - от Бога, но в то же время они, по-видимому, отрицали человеческую ипостась Христа, как это представляется из слов: …говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса.

Возможно, и поэтому некоторые коринфяне отвращались от "слова о кресте", которое нес им Павел (1:10 - 4:13). Сегодня может показаться странным, что первые еретики в христианстве отрицали не Божественное, а человеческое начало в Иисусе. С аналогичной проблемой пришлось столкнуться годы спустя и апостолу Иоанну (1-Иоан. 4:1-3).

Тот же Иисус, Который пострадал на кресте, являлся теперь воцарившимся Господом Иисусом, Которого представлял Павел (1-Кор. 1:1) и Которому он должен был повиноваться. Но лишь верующие, которые говорят Духом Свитым, исповедуют Иисуса Христа Господом. А неверующие, включая и лжеучитилей, отрицают Его верховное господство. Однако всякому, кто оспаривает владычество Иисуса Христа и значение Его Слова, не избежать соответствующих последствий (14:38; 16:22).

1-Кор. 12:4-6 . В 3 стихе Павел обращается мыслью к Богу, Иисусу Христу и Духу Святому. Теперь же, говоря о различных духовных дарах, он подчеркивает единство Святой Троицы в обратном порядке. Дух Святой дает верующим различные дары (сравните с употреблением слова "Дух" в стихах 7-9, 11), чтобы они по-разному могли служить ими Господу и Его телу, т. е. Церкви (сравните стих 7, 27), но все исходит от Бога и действует под Его эгидой (сравните стих 18, 24). Итак, различные дары и служения… и действия, но один и тот же Дух, Господь (Христос), и Бог, производящий все во всех.

1-Кор. 12:7-10 . Источник всех даров один и тот же (стихи 4-6), и все они имеют одно и то же назначение. Они даются не для личного духовного обогащения (сравните 14:4; 1-Пет. 4:10), но для общей пользы тела Христова, для взаимного назидания верующих (1-Кор. 10:24; 14:12). Павел перечисляет здесь отдельные дары. О других, наряду с некоторыми перечисленными здесь, сказано в Рим. 12:6-8; 1-Кор. 12:28-31; Еф. 4:11; 1-Пет. 4:10-11

Список, приведенный тут, включает девять даров. 1) Под мудростью понимается способность к глубокому познанию духовной истины. Будучи наделен этим даром, апостол Павел проявил его и выразил в данном послании (сравните 2:6). 2) Знание подразумевает способность применять учение об истине к практической жизни.

И этот присущий ему дар Павел выразил в данном послании (например, 12:1-3; 11:3). (Сравните с повторением фразы "Разве не знаете?" и вариантов ее в 3:16; 5:6; 6:2-3,9,15-16. 19; 9:13,24, а также сравните это с 8:1-3,10-11.) 3) О вере как о духовном даре здесь, по-видимому, говорится как о необычайном по силе доверии Богу, превосходящем то, которым обладало большинство христиан (например, 13:2). 4) Дар исцеления это способность восстанавливать здоровье (например, Деян. 3:7; 19:20), а также отвращать на время наступление смерти (Деян. 9:40; 20:9-10).

5)Под чудотворением, возможно, понимается способность гонять бесов (Деян. 19:12) или насылать физические недуги (Деян. 13:11) и даже вызывать смерть (Деян. 5:5,9). 6) Пророчество та же способность, какой обладали ветхозаветные пророки, возвещать Божиему народу слово Его (1-Кор. 14:3). 7) Различение духов - это умение отличать Слово Божие, провозглашаемое истинным пророком, от сатанинских лжеучений (сравните 2 Кор. 11:14-15; 1-Иоан. 4:1).

Если коринфяне и владели этим даром (1-Кор. 1:7), то не во благо себе использовали его (сравните 12:1-3). 8) Под разными языками здесь понимается способность говорить на иностранных языках, не изучая их (например, Деян. 2:11). 9) Истолкование языков это способность переводить в собрании с иностранного языка, который не изучал (1-Кор. 14:27).

За исключением, возможно, дара веры, все эти дары могли быть даны на время - ради основания и утверждения Церкви (сравните Евр. 2:4; Еф. 2:20).

1-Кор. 12:11 . Люди не избирают даров, и просить себе того или иного дара верующим не следует, ибо их распределяет Святой Дух, как Ему угодно. В стихе с 7 по 11 слово "Дух" встречается шесть раз.

1-Кор. 12:12 На основании трех тезисов в этом стихе отлично передана суть того, о чем пойдет речь в этой главе до конца ее. а) Тело человека составляет одно целое (сравните стих 13, где говорится о единстве тела Христа), б) Человеческое тело состоит из многих членов, со всеми необходимыми различиями между ними (стихи 14-20). в) Все члены человеческого тела взаимодействуют как единое целое, завися друг от друга и исполняя - каждый - одну из важных функций (стихи 21-26). Подобно этому, Тело Христа состоит из многих, отличающихся один от другого членов, которые взаимодействуют в единстве друг с другом (стихи 27-30).

1-Кор. 12:13 . Тот, Кто дает духовные дары, а именно Дух Святой, является также Посредником, в Котором, Которым или благодаря Которому (возможные переводы греческого предлога "до"; сравните Матф. 3:11) упомянутое единство существует. В момент своего спасения каждый из верующих переживает крещение Духом (сравните Рим. 8:9). Через это крещение они, независимо от национального происхождения (иудеи или еллины) и от социального своего положения (рабы или свободные), соединяются со Христом (крестились в одно тело), и в них поселяется Дух Святой (все напоены одним Духом - - сравните Иоан. 4:14; 7:38-39).

1-Кор. 12:14-20 . Для того, чтобы жить, тело нуждается во всех своих членах (стих 19). Потому и христианин не должен думать о себе или о даре, который дан ему, как о чем-то незначительном, желая по этой причине иного дара, которым обладает собрат его. Дары ведь распределены не случайно (стих 11), но - обдуманно, в соответствии с совершенной волей Божией (стих 18).

1-Кор. 12:21-26 . Отличием членов тела друг от друга обусловлена их взаимная зависимость - одного от другого. Члены церкви, имеющие большие, по сравнению с другими, дары, не должны думать, что могут действовать сами по себе и в остальных не нуждаются, - ведь любой член, будучи отсечен от своего тела, погибает.

Еще важнее другое: тому члену, который считается наделенным меньшим даром, другие члены тела должны оказывать больше внимания и заботы (сравните 14:1-5), подобно тому, как с большей заботой "покрываются" человеком "неблагообразные" члены его (12:22-24). Возможно, здесь Павел мысленно обращается от обсуждаемой им темы о дарах назад - к "немощным" братьям, когда говорит о слабейших членах (стих 22; сравните 8:7-13) и о менее благородных (12:23; сравните 11:22); ведь и те требовали особой заботы и большего попечения. Это тоже было предусмотрено Божиим планом (Бог соразмерил тело), чтобы члены духовного тела заботились друг о друге (12:25б-26; 10:24,33), дабы не было разделения в теле (1:10; 11:18), но торжествовало в нем подлинное единство (12:26).

1-Кор. 12:27-31 а. Объединяющим началом в духовном теле служит Христос. Как Глава тела (Еф. 1:22; 1-Кор. 11:3) Он владеет им и в жизнедеятельности его выражает Свою верховную волю. Он заповедует членам Своего тела, чтобы в отношениях между ними преобладала любовь (И оан 15:12). Только силою любви можно поддерживать единство в разнообразии, и к этой-то теме вскоре подойдет Павел (1-Кор. 12:31 - 13:13).

В третий раз (12:18,24,28) Павел подчеркивает, что не человек, а сам Бог распределяет дары. Вновь перечисляя дары (некоторые он уже приводил в стихах 7-10, а иные называет впервые), Павел обращается к тем членам Коринфской церкви, которые наделены теми или другими из них. Поскольку в двух перечнях даров в этой главе - на лицо как несовпадения, так и дублирование, что характерно и для других мест в Новом Завете, где перечисляются дары (Рим. 12:6-8; Еф. 4:11; 1-Пет. 4:10-11; исключение составляет лишь дар учительства, который встречается в каждом из перечней), то, вероятно, полного "каталога" духовных даров просто не существует.

То обстоятельство, что первые три дара апостол снабжает порядковыми номерами (во-первых, …во-вторых, …в-третьих), возможно, свидетельствует о том, что коринфянами эти дары рассматривались как менее значительные (сравните 1-Кор. 12:21-24). Три эти категории одаренных членов их церкви - апостолы, пророки и учителя - котировались ими ниже, чем те, кто владели более впечатляющим даром языков. Однако первые три дара имели, по-видимому, большее (стих 31) значение, ввиду их большей ценности для тела Христова в целом.

Может быть, поэтому и перечислил их первыми апостол, посоветовав затем, чтобы церковь именно о них ревновала (стих 31), т. е. горячо желала владеть ими и являть их в своих собраниях (14:1-5). Наделенные соответствующими дарами, апостолы, пророки и учителя несомненно служили всей церкви, содействуя в ней единству и взаимному назиданию. Дар языков, с другой стороны, отвечал склонности коринфян к самоутверждению и самолюбованию, их стремлению к неограниченной личной свободе.

Этот-то присущий им эгоцентризм скверно сказывался и на других сферах церковной жизни (например, в вопросе об употреблении в пищу идоложертвенного, в поведении их женщин в церкви и в том, как они проводили вечерю Господню). Между тем, насущной нуждой коринфской церкви была способность ее членов любить друг друга, и именно к этой основополагающей теме обращается далее апостол, употребляя для этого все свое красноречие.

2) Любовь превосходнее всех других даров (12:31б-13:13).

1-Кор. 12:31б . Хотя Павел высоко ценил духовные дары, еще более ценил он качественное преображение жизни верующих, производимое Духом Святым. По-разному были распределены духовные дары между отдельными членами церкви, и не было такого дара, которым владел бы каждый из них (сравните стихи 19-30). С другой стороны, Дух Святой хотел бы пожать Свои плоды, главным из которых является любовь, в каждом члене церкви (Гал. 5:22-23). Это было важнее действия даров, ибо только действием любви могли коринфяне помочь самим себе избавиться от тех серьезных погрешностей, которые сопутствовали проявлению в них Божиих даров и их пользованию ими (сравните 1-Кор. 14:1).

Путь, о котором говорит Павел, означает образ жизни, обусловленный главенствующей ролью любви (Иоан. 15:9-17). Иисус Христос и Иоанн Креститель шли именно этим путем праведности (Матф. 3:15; 21:32), послушно исполняя волю Божию и призывая своих последователей делать то же самое (Матф. 5:6,10,20; 6:33). Именно такой образ жизни и поведения называет Павел "путем любви" (в русской Библии - "достигайте любви"; 1-Кор. 14:1; сравните с Рим. 13:8-10); он и сам шел этим путем, призывая к тому же коринфян (1-Кор. 14:1; сравните с 11:1).

В этой главе апостол I. Рассматривает вопрос о духовных дарах, так обильно ниспосланных на коринфскую церковь. Он говорит об их происхождении, что они от Бога; об их разнообразии и назначении, что все они предназначены для одной и той же общей цели - для распространения христианства и созидания церкви, ст. 1-11.

II. Он иллюстрирует это аналогией с человеческим телом, в котором все члены взаимосвязаны и служат друг другу, и каждый имеет свое место и назначение, ст. 12-26.

III. Он говорит нам, что церковь есть тело Христа и что члены ее наделены различными дарами для блага как всего тела, так и каждого члена в отдельности, ст. 27-30. И обращаясь к коринфянам,

IV. Заканчивает призывом искать то, что превосходит все дары.

Стихи 1-11 . Апостол приступает к рассмотрению духовных даров, какими коринфская церковь изобиловала, но неправильно употребляла их. В данной главе подробно освещается, что представляли собой эти дары, а именно: это были экстраординарные полномочия и способности, дарованные служителям и рядовым христианам первых веков для убеждения неверующих и распространения Евангелия. Дары и различные виды благодати, ХаРiацата и Xdpiq, очень различаются между собой. Но и те и другие даются Богом независимым образом. Благодать дается для спасения получающего ее. Дары же ниспосылаются для пользы и спасения других. Может быть много даров там, где нет ни грамма благодати, и человек, обладающий ими, может оказаться совершенно лишенным благоволения Божиего. Коринфская церковь была богата дарами, но в ней было много позорных явлений. Относительно этих духовных даров, то есть сверхъестественных способностей, полученных ими от Духа,

I. Апостол говорит, что не хочет оставить их в неведении о происхождении и использовании даров. Они происходят от Бога и должны употребляться для Него. Если коринфяне будут невежественны в отношении того или другого дара, то это может привести к злоупотреблениям. Заметим: Правильная информация чрезвычайно важна для всякой практической деятельности. Одаренные люди могут наделать много вреда - либо потому, что не знают, либо потому, что не учитывают природы дара, каковым владеют, и того, как следует использовать его.

II. Он напоминает им о том жалком прошлом состоянии, из которого они были избавлены: ...когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам - так, как бы вели вас, ст. 2. Когда они были еще язычниками, то не могли иметь никаких претензий на то, что были людьми духовными, или на то, что обладали духовными дарами. Находясь под водительством духа язычества, они не могли испытывать влияния Святого Духа. Если бы они хорошо понимали свое прежнее состояние, то не могли не знать того, что все истинные духовные дары исходят от Бога.

1. Их прежнее состояние: они были язычниками. Они были не из избранного Богом на рода, но из народов, в некотором смысле, оставленных Им. Таковыми были большинство коринфян до их обращения в христианство. Какая перемена произошла при этом!

2. Под каким водительством они находились тогда: ...ходили к безгласным идолам - так, как бы вели вас. Они предавались грубейшим видам идолослужения, поклонялись даже дереву и камню, под влиянием как собственного пустого воображения, так и обмана своих священников, пользовавшихся их невежеством, ибо таковы были обычаи народные, несмотря на все учения их философов. Даже те, кто презирал грубые понятия черни, тем не менее держались их на практике. О, мрачная картина язычества!

III. Он объясняет им, каким образом они могут различать дары, исходящие от Духа Божиего, истинно духовные дары: ...никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса... Так делали и иудеи, и язычники: они злословили Его как обманщика, они ненавидели Его имя, гнушались его. И в то же время многие из иудеев, заклинатели и чародеи, претендовали на творение чудес силою Духа Божиего, и даже многие язычники претендовали на вдохновение свыше. Апостол же утверждает, что никто, бесславящий и порочащий Христа, не может действовать под влиянием или силой Духа Святого, ибо Он несет свидетельство о Христе через пророчества, чудеса, через воскресение Его из мертвых, через успех Его учения среди людей и влияние этого учения на них, и Он не может противоречить Сам Себе, проклиная Его. С другой стороны, никто не может назвать Иисуса Господом (то есть жить верой в это и творить чудеса в доказательство этого), как только Духом Святым. Исповедовать эту истину перед людьми, быть верным ей до смерти и жить под ее влиянием невозможно без освящающего воздействия Духа Святого. Никто не может назвать Христа Господом, оказывать доверчивое подчинение Ему и признавать зависимость от Него, если эта вера не будет произведена в нем Духом Святым. Сущность того, что апостол здесь утверждает и доказывает, сводится к следующему: каковы бы ни были претензии врагов христианства на вдохновение свыше и чудеса, они не могли происходить от Духа Божиего; никакой человек не может уверовать сердцем своим и доказать посредством чуда, что Иисус есть Христос, иначе как только Духом Святым; так что все сверхъестественные проявления и способности, имевшие место среди коринфян, происходили от Духа Божиего. Он добавляет при этом, что IV. Духовные дары, происходящие от одного и того же Духа, тем не менее различаются между собой. Они имеют одного Автора и одно происхождение, но сами по себе являются различными, ст. 4. Дары различны, такие как откровения, языки, пророчество, толкование языков, - но Дух один и тот же. Существуют различные служения и служители, исполняющие их, различные установления и учреждения (см., ст. 28-30), но Господь, назначающий все их, один и тот же, ст. 6. И действия различны.., или чудотворные силы, названные здесь чудотворения (ст. 10), а Бог один и тот же, производящий все во всех. Существуют различные дары, служения и действия, но все они происходят от одного Бога, одного Господа, одного Духа, то есть от Отца, Сына и Духа Святого; все исходит из одного источника. Какими бы они ни были различными сами по себе, в этом они едины, все от Бога. Некоторые из них здесь перечисляются, ст. 8-10. Разные личности имели разные дары, один - такой, другой -иной, но все от одного того же Духа. Одному было дано слово мудрости, то есть, как говорят некоторые, знание тайн Евангелия и способность изъяснять их, точное разумение цели, сущности и доктрин христианской веры. Другие понимают под этим глубокомысленные изречения, подобные притчам Соломона. А иные под словом мудрости понимают откровения, дарованные апостолам и через апостолов. Другому слово знания, тем же Духом, то есть, говорят некоторые, знание тайн (гл 2:13), сокрытых в пророчествах, прообразах и исторических повествованиях Ветхого Завета. Другие понимают под словом знания способность и готовность давать советы и разъяснения в сложных случаях. Иному вера, тем же Духом, то есть вера в чудеса или вера в Божию власть и Его обетование, посредством которых они способны уповать на Бога в любых критических обстоятельствах и продолжать идти путем своего долга, исповедуя истины Христовы, какие бы трудности и опасности не встретились им на пути. Иному дары исцелений, тем же Духом, то есть исцеления больных либо путем возложения рук, либо помазания елеем, либо просто словом. Иному чудотворения, то есть действия силы, такие как воскрешение мертвых, возвращение зрения слепым, речи немым, слуха - глухим, восстановление калек. Иному пророчество, то есть способность предсказывать будущее (наиболее обычный смысл слова «пророчество») или способность объяснять Священное Писание по особому дару от Духа. См. гл 14:24. Иному различение духов, способность различать между истинными и ложными пророками, или разбираться в подлинности призвания какого-либо человека на служение, или обнаруживать тайные мысли людей посредством Духа Святого, как это сделал Петр в отношении Анании, Деян 5:3. Иному разные языки, то есть способность говорить на иных языках по вдохновению свыше. Иному истолкование языков, то есть способность переводить с иностранных языков быстро и правильно на свой собственный язык. Таким разнообразием духовных даров были наделены служители и церкви первоапостольского периода.

V. Для какой цели были предназначены эти дары: Но каждому дается проявление Духа на пользу, cт. 7. Через употребление даров проявлял Себя Дух Святой; в них обнаруживалось Его влияние и участие. Они распределялись не для оказания чести и преимущества получивших их, а для пользы церкви, для назидания тела Христова и для успеха в распространении Евангелия.

Заметьте: Какие бы дары Бог ни давал человеку, Он дает их ему, для того чтобы он употребил их на пользу, будь то обычные или духовные дары. Никакой человек не получает их для себя самого. Ему доверяется дар, чтобы он использовал его, и чем больше пользы он принесет другим, тем обильнее они принесут ему награду в конце, Фил 4:17. Духовные дары даются не для показа, но для служения, не для хвастовства и удовлетворения тщеславия, но для назидания, не для возвеличения обладающих ими, но для назидания других.

VI. По какой мере и в какой пропорции распределяются дары: Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. - Согласно суверенному изволению Даятеля. Что может быть свободнее дара? И разве Дух Божий не волен делать с тем, что Ему принадлежит, все, что Он хочет? Неужели Он не может дать тому, кому хочет, и в той мере, в какой хочет? Одному один дар, другому - другой, одному больше, другому меньше, как Он найдет нужным? Разве не Ему лучше всего судить о том, как послужить Своим собственным целям и как распределить Свои собственные дары? Не как люди хотят, и не так, как им кажется лучше, но как Ему угодно.

Стихи 12-26 . Теперь апостол доказывает истину, которую утверждал выше, и напоминает одаренным среди коринфян об их долге, сравнивая церковь Христову с человеческим телом.

I. Он говорит нам, что одно тело может иметь много членов и что многие члены одного и того же тела составляют все же одно тело (ст. 12): Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос, то есть Христос мистический, как принято говорить у богословов. Христос и Его Церковь составляют одно тело, как глава и члены, и это тело состоит из многих частей, или членов, и все же тело одно, ибо все члены крестились в одно тело... и все напоены одним и тем же Духом, ст. 13. Иудеи и язычники, рабы и свободные - все находятся на одинаковом уровне в этом отношении, все крестились в одно и то же тело, и все стали причастниками одного и того же Духа. Членами этого тела христиане становятся посредством крещения: они крестятся в одно тело. Этот внешний ритуал есть Божие установление, знаменующее собой новое рождение, почему и называется он баней возрождения Тит 3:5. Но становимся мы членами тела Христова посредством Духа, благодаря обновлению Духом Святым. Именно действие Духа, знаменуемое внешним обрядом, делает нас членами. Внешний обряд есть средство, установленное Богом для нашего приобщения к этому величайшему благословению, но только крещение Духом, внутреннее обновление Духом и напоение Им, участие в постоянно производимом Им процессе освящения делает нас истинными членами тела Христова и сохраняет нас в союзе с Ним. Все, имеющие Духа Христова, будь то иудеи или язычники, рабы или свободные, суть члены Христа, и никто, кроме таковых.

II. Каждый член имеет свой вид, свое место и назначение.

1. Наименьший из членов является частью тела. Нога и ухо, может быть, менее полезны, чем рука и глаз, но разве могут они сказать, что не принадлежат к телу, потому что один не рука и другой не глаз? (ст. 15, 16). Так и любой член мистического тела не может занимать одно и то же место и исполнять одну и ту же функцию; ну и что из того? Разве поэтому он может отказаться от принадлежности к телу? Если он не занимает то же самое положение и не наделен теми же самыми дарами, как другие, то может ли он сказать: «Я не принадлежу Христу?» Нет, наименьший член Его тела является таким же членом, как и самый благородный, и именно таковым выглядит в Его глазах. Ему дороги все Его члены.

2. Между членами тела обязательно должна существовать разница: Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? (ст. 17). А если бы все были один член, то где было бы тело? (ст. 19). Членов много, и поэтому должно быть различие между ними, а тело одно, ст. 20. Один член тела это не тело, тело состоит из многих членов, и среди этих многих членов должна быть разница разница в положении, форме, назначении и так далее. Так и в теле Христовом: члены его должны иметь разные функции и поэтому разные способности и разное положение, у одних должен быть один дар, у других - другой. Разнообразие членов тела придает красоту ему. Каким бы чудовищем было тело, если бы состояло целиком из уха, глаза или руки!

3. Размещение членов в естественном теле и их положение таково, как было угодно Богу: Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно, ст. 18. Мудрость Божия ясно видна в расположении членов тела, но оно было осуществлено в соответствии с Его волей; Он разнообразил и расположил их, как Ему было угодно. Так же обстоит и с членами тела Христова: они поставлены в такие положения и наделены такими дарами, как Богу было угодно. Какое мы имеем мы основание для недовольства на самих себя или для зависти другим? Мы должны исполнять свой долг на своем месте и не роптать внутри себя, не ссориться с другими, из-за того что мы не на их месте.

4. Все члены тела, в той или иной мере, полезны и необходимы друг для друга: Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, ст. 21, 22. Бог так расположил и соразмерил их, что все они нужны друг для друга и для всего тела в целом; нет ни одной части излишней или ненужной. Каждый член служит той или иной доброй цели: он полезен для своих соседних членов и необходим для благосостояния всего тела. Нет такого члена в теле Христовом, который бы не мог и не должен быть полезным для своих собратьев-членов, а в некоторые моменты и в некоторых случаях необходимым для них. Никто не должен презирать другого или завидовать ему, сознавая, что сам Бог сделал различия между ними, для того чтобы сохранить их взаимную зависимость, чтобы они могли ценить друг друга и заботиться друг о друге. Превосходящие других в каком-либо даре не могут говорить, что не нуждаются в тех, кто стоит ниже их в этом даре, ибо они могут превосходить их в чем-то другом. Более того, слабейшие из членов тоже имеют свое назначение, и самые благородные не могут обходиться без них. Глаз нуждается в руках и голова - в ногах.

5. Человек так заботится о своем теле, что неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды.., ст. 24. Те части тела, которые не могут, как другие, быть выставлены на всеобщее обозрение, мы должны более тщательно покрывать одеждой, в то время как более благовидные в этом не нуждаются. Премудрость Божия внушает о менее совершенном большее попечение. Так должны относиться друг к другу и члены тела Христова: вместо того чтобы унижать или укорять других за их немощи, они должны стараться покрывать и скрывать их, представлять их в более привлекательном виде. 6. Божественная мудрость устроила все таким образом, чтобы между членами одного тела не могло быть разделений: Дабы не было разделения в теле... (ст. 25), никакого разлада, разъединения, даже ни малейшего пренебрежения друг другом. Этого следует избегать и в духовном теле Христа. Не должно быть разделений, но все члены должны быть связаны узами братской любви. Всякое охлаждение любви сеет семена раскола. Когда во взаимоотношениях между христианами возникает равнодушие и пренебрежение, начинается разделение. Члены физического тела устроены так, что они заботятся друг о друге. Такие же отношения должны быть и между членами тела Христова: они должны сочувствовать друг другу. Как в естественном теле болезнь одного члена поражает все тело и хорошее состояние одного члена отражается на всем теле, так и христиане должны считать радостью для себя, когда радуется один из его членов, и страдать вместе со страдающим членом. Заметим: Христианское сочувствие - одна из величайших обязанностей христианина. Мы должны быть так далеки от равнодушия к страданиям наших братьев, чтобы были способны страдать вместе с ними, и так далеки от зависти их славе, чтобы могли радоваться вместе с ними и считать их славу своей собственной.

Стихи 27-31 . I. Апостол подводит итог сказанному и применяет аналогию с телом к церкви Христа, где можно заметить следующее:

1. Взаимоотношения христиан с Христом и друг с другом. Церковь, то есть коллективное тело всех христиан всех веков, является телом Христа. Каждый христианин является членом Его тела и соединяется с другими христианами как с членами того же тела (ст. 27): И вы - тело Христово, а порознь - члены. Каждый есть член тела, а не все тело; каждый связан с телом как часть его, и все члены связаны между собой, зависят друг от друга и должны проявлять заботу и попечение друг о друге.

Заметьте: Равнодушие друг к другу, а тем более презрение, ненависть, зависть, распри совершенно противоестественны для христиан. Это подобно тому, как если бы члены одного тела не заботились друг о друге или ссорились друг с другом. Применяя аналогию с телом, апостол стремится подавить гордый, хвастливый и сварливый дух, преобладавший среди коринфян по причине их духовных даров.

2. Разнообразие служений, установленных Христом, и даров, или благословений, распределяемых Им (ст. 28): И иных Бог поставил в Церкви Во-первых Апостолами... Это главные служители, облеченные всей необходимой властью для основания церквей и для полного откровения воли Божией.

Во-вторых пророками, то есть лицами, наделенными вдохновением свыше, каковыми были благовестники.

В-третьих учителями, то есть трудящимися в слове и учении, будь то с пастырскими обязанностями или без них. После этого идут чудотворцы, наделенные чудодейственными силами. Затем обладавшие дарами исцелений, то есть те, кому была дана власть исцелять болезни; даром вспоможения, то есть сострадания к больным и слабым и служения им; даром управления, или распределения благотворительных средств между членами церкви; даром разных языков, то есть способностью говорить на разных языках. Относительно перечисленных служений и даров отметим следующее:

(1) Чрезвычайное многообразие их. Как их много! Благой Бог был щедр в ниспослании Своих благословений первоначальной церкви, Он не скупился на Свои дары и благодеяния. Он очень богато обеспечил их. У них не было недостатка ни в чем, они имели все необходимое, и даже больше.

(2) Заметьте порядок перечисления этих служений и даров. Они расположены соответственно своему рангу. Самые ценные из них занимают первое место. Апостолы, пророки и учители были поставлены, для того чтобы учить народ, просвещать их относительно Божиих тайн, содействовать их духовному назиданию. Остальные, хотя и служили великим целям христианства, однако не имели такого непосредственного отношения к духовному служению в строгом смысле этого слова. Бог оценивает вещи соответственно их реальной ценности, как следует поступать и нам; полезность того или другого является наилучшим критерием их достоинства. Наиболее ценно то, что служит самым высоким целям. Таковым было апостольское служение по сравнению со служением тех, которые имели дары исцелений и чудодейственные силы. Последнее, самое скромное место в этом перечне занимают разные языки. Из всех даров этот был наименее полезным и поэтому наименее значительным. Дары исцеления болезней, вспоможения бедным, оказания помощи слабым были полезными дарами, но какая пустая вещь - говорить языками, если человек делает это только для того, чтобы доставить удовольствие себе или похвастаться перед другими! Это может вызывать восхищение, но совершенно не назидает слушателей, никакой пользы не несет им. И тем не менее, как видно из гл. 14, коринфяне чрезвычайно гордились этим даром!

Заметьте: Правильный путь для низложения гордости людей состоит в том, чтобы показать им истинную ценность того, чем они гордятся! Людям сверх меры присуще гордиться тем, что не имеет никакой ценности. Очень полезно показать им их заблуждение, чтобы они пришли к здравому мышлению.

(3) Различное распределение этих даров: не все дары даются одному человеку, и не каждый имеет тот же самый дар. Не все члены и служители занимают одно и то же положение в церкви (ст. 29, 30): Все ли Апостолы? Все ли пророки?.. Одни годятся для одного служения и употребления, другие для другого. Дух распределяет их так, как Он хочет. Мы должны довольствоваться, если занимаем более низкое положение и обладаем меньшим даром, чем другие, и не должны надмеваться над теми, кого превосходим по положению, или унижать тех, кто наделен меньшим, чем у нас, даром. Каждый член тела должен сохранять свое положение и стараться наилучшим образом исполнять свое назначение; все должны служить друг другу и способствовать благоденствию всего тела, без зависти, унижения других членов или пренебрежения ими. Какое благоустройство было бы в христианской церкви, если бы все члены добросовестно исполняли свои обязанности!

II. Заканчивая эту главу, Павел дает совет (как понимает большинство) и намек.

1. Совет ревновать о лучших дарах, то есть о таких, что либо сами по себе наиболее ценны, либо наиболее полезны для других; последние и сами по себе являются самыми ценными, хотя люди склонны больше всего ценить дары, содействующие их собственной славе. Те дары наилучшие, которые более всего служат к славе Божией и к созиданию церкви. О таких следует более всего ревновать.

Заметьте: Мы должны желать самого лучшего и достойного. Поэтому всем дарам следует предпочитать благодать, а из всех даров– те, что приносят наибольшую пользу. Но некоторые понимают под этим не совет, а порицание: Ревнуете. Вы завидуете дарам друг друга. В гл 13:4 это же самое слово переведено именно так. Вы спорите и соперничаете из-за даров. Они действительно этим занимались. За это и укоряет их здесь апостол, стараясь исправить их. От высокомерия происходит раздор. Раздоры в коринфской церкви происходили именно из этого источника. Это были споры о превосходстве (как и большинство споров среди христиан, какими бы благовидными мотивами они ни прикрывались), и неудивительно, что эти споры угашали среди них любовь. Когда все хотят быть в первом ряду, то неизбежны столкновения, одни низлагают других или оттесняют их назад. Стараясь это предотвратить, апостол 2. Намекает им на то, что существует более превосходный путь, а именно: путь милосердия, взаимной любви и благожелательности. Это был единственно правильный путь к тому, чтобы успокоить их и объединить, чтобы обратить их дары на пользу церкви, для назидания ее. Любовь сделает их добрыми друг к другу, заставит заботиться друг о друге, успокоит их сердца и положит конец их стычкам и состязаниям, их спорам о превосходстве. В первом ряду оказываются те, по мнению апостола, кто наиболее преуспевает в христианской любви.

Заметьте, истинно христианский характер предпочтительнее самых замечательных даров. Иметь сердце, горящее любовью, несравненно лучше, чем блистать самыми высокими званиями, служениями или дарами.

Отвечая на конфликты, возникающие в ходе богослужений среди прихожан Коринфской церкви, Павел пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:1-3) . Апостол связывает дары Духа с признанием или отвержением Иисуса Христа.

В наши дни, когда исповедание христианской веры зачастую не угрожает жизни человека, вряд ли можно было бы согласиться с такими словами автора Послания. Напомню, что, согласно Священному Писанию, слово «Господь» означает «господин», «владыка». Сегодня владыками называют епископов, господами называют все друг друга, а исповедание себя христианином ничем нам не грозит. Во времена же гонений и давления властей огромное значение приобретает то обстоятельство, способны ли мы исповедовать Христа Господом. То есть, если за слова «я христианин» вас могут бросить за решетку, то вы не можете сказать эту фразу иначе как Духом Святым, понимая, последствия такого утверждения.

Используя сегодня исследуемый текст, важно понимать исторический контекст, в котором Павел его написал: эти слова были сказаны в Римской Империи, где повсеместно был провозглашен культ императора, где было признано многобожие с учетом всего многонационального (и «многорелигиозного») населения страны. Здесь практиковались культы греческих, римских, филистимских, вавилонских богов, которым возводились капища. Жители Римской Империи могли свободно поклоняться своим богам, но при этом культ императора оставался священным для всех. Над воротами города висел портрет властителя, перед которым горели свечи, и люди должны были воздавать ему почести, во имя него приносились жертвоприношения, в том числе, кровные.

Христиане были убиваемы и уничтожаемы не за то, что они были христианами, а за то, что они были врагами государства, нарушителями законов. В исследуемом тексте Апостол говорит: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Такое признание, в отличие от всех других религиозных систем того времени, означало отвержение других господ. Это отказ от поклонения императору и почитания его изображения, то есть действия, враждебные государству, и кара была очень жестокой. Человек, признавший Христа Господом, во времена Апостолов рисковал своей свободой, здоровьем, а подчас и жизнью.

Далее Павел переходит к теме влияния Духа Святого на людей, наделения людей определенными духовными дарами. Важно различать дары Духа и Его плоды. Согласно Священному Писанию, плод Духа один - это действие Христа в нас, а все качества характера - проявления этого действия.

О дарах духа читаем: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4-6) . В этих текстах Павел проводит мысль единства и разнообразия: Дух один, а проявления Его различны, служения различны, но все они исходят от одного Бога. Это очень важная мысль, ведь с человеческой точки зрения, единство часто принимается как единообразие. Согласно Священному Писанию, разнообразие не подразумевает разрушение единства, оно подразумевает объединение в чем-то ключевом.

Исследуем текст дальше: «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12:7) . Это ключевое определение духовного дара: он дается на пользу. С точки зрения Писания, дар - это инструмент. Как видим из текста, «дар», «действие», «служение» - понятия синонимичные, направленные на служение другим людям. Музыкант играет для слушателей, талантливый преподаватель учит студентов, искусный повар кормит людей и так далее. Важно понимать, что Бог не оставил без даров никого. Мы зачастую не считаем одаренными тех, чьи дары в наших глазах незначительны, потому что они не так заметны.

Павел продолжает: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:8-11) . Перечисляя некоторые из даров Духа в качестве примера, автор не дает исчерпывающий список всех возможных вариантов.

Особо важно обратить в этих текстах внимание на слова: «…разделяя каждому особо, как Ему угодно» . Бывает, что мы завидуем дару другого человека. Увы, в нашей жизни существует масса примеров того, когда человек ошибочно добивается чего-либо, не обладая необходимым для этого даром.

Как можно понять, какой дар кому дается? При взгляде со стороны. Если вы говорите о своей функции, которая связана с другими людьми, то эти люди являются первыми критиками этой функции. Мнение о себе в отношении даров - не лучший советчик. Важно помнить, что дары распределяются по воле Божьей, и каждый из нас является носителем тех или иных даров, порой и не подозревая иногда об этом.

Читаем дальше: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно» (1Кор.12:12-20) . Павел использует здесь образ тела, сложнейшей системы, очень разнообразной и в то же время единой. Насколько можно судить из прочитанного текста, члены Коринфской общины сравнивали свои способности с дарами других и, не удовлетворившись сравнением, отказывались от служения. Говоря символическим языком, «я не принадлежу к телу, потому что я не рука». Другими словами, люди говорили: «я не могу принадлежать церкви, потому что не обладаю качествами, которыми, на мой взгляд, обладают все другие ее члены». На это Апостол говорит, что «тело одно, а члены разные».

Павел продолжает мысль: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные [неприличные] наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:21-26) . Другими словами, «вы не можете по себе судить других». Здесь Апостол обращается к людям, считающим себя членами общины, и склонным к оценке других людей на предмет их «пригодности» для церкви. Это очень важный момент: нельзя волю Божию в отношении нашей личной жизни делать критерием оценки для всех остальных. Господь каждому определяет служение в соответствии с теми дарами, которые конкретному человеку даны. Автор, проводя аналогию с телом, говорит о том, что слабые члены нуждаются в большей защите. Члены церкви бывают разными, и забота о них требуется разная, но каждый из них имеет свою функцию. И глава тела - Христос.

Павел говорит о том, что существует разнообразие даров, Дух Святой распределяет эти дары по Своей воле и каждый дар в церкви необходим. Когда речь идет о применении нашем, то оно разнообразно, вдохновляется Богом и признается церковью. Церковь является тем организмом, который видит предназначение для своих членов, определенное Господом, и помогает им реализовать свое служение. Это предназначение не всегда легко определить, потому что не все дары одинаково ясно проявляются. Плод же Духа - это характер Христов. Мы не можем оправдывать своими дарами или их отсутствием непрощение других людей, хамство, грубость, корысть.

Читаем дальше: «И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:27-30) . Бог поставил в церкви людей с разными предназначениями: вспоможения, управления, учительства и так далее. Посмотрите каждый сам на себя и подумайте, как бы Господь мог вас использовать, в чем бы вы могли найти свое предназначение в рамках служения? Ведь не найти более счастливого человека, чем тот, который нашел свое место в жизни. Ищите то предназначение, которое Бог даровал вам. Не всегда все можно увидеть со стороны, иногда для проявления даров в полной мере нужно длительное время. Не все из нас обладают одинаковыми дарами, но, собранные в единый организм (церковь), мы гармонично дополняем друг друга, служа Господу.

Дары, как правило, связаны с тем, что человеку нравится. Делая что-либо на уровне выше среднего, и получая от этого удовольствие, стоит задуматься, а не дар ли это от Господа? Великое благословение заключается в том, когда наша специальность соответствует нашим дарам. Когда человек интересуется чем-то, ему хочется изучать эту тему более подробно и глубоко, и время, посвященное развитию в интересном направлении, не ограничивается в этом случае рабочими или академическими часами.

Павел завершает: «Ревнуйте о дарах больших…» (1Кор.12:31) . Другими словами, стремитесь к тому, чтобы развивать свои дары.

Подводя итог изучению 12 главы 1 Послания к Коринфянам, можно сказать, что Господь даровал каждому из нас свое неповторимое предназначение. Важно понимать, что наша профессия может никакого отношения не иметь к Царству Божьему. Зачем, например, там нужны богословы или пасторы? В Царстве Божием с нами останется только наш характер, а служение так или иначе с этим характером связано. Думайте о том, как вы можете послужить Господу, задавайте себе вопрос: «что бы я мог (могла) сделать в благодарность Господу за Его любовь ко мне, за прощение и заботу?» Ведь, по сути, приходя на служение и изучая Слово Божие, мы это делаем для себя.

Пусть благословит каждого из нас Господь, чтобы мы могли отблагодарить Его, и отблагодарить именно с помощью тех даров, которые Он нам дал. Тело Христово - это и отдельно взятая община, и одновременно все христиане. Даже если расширить понятие церкви Божьей до вселенского масштаба, все равно каждый ее член будет обладать каким-то неповторимым даром. Каждый неповторим по-своему, каждый особенным образом благословен Богом, и каждый может служить Господу неповторимо. И это служение (общее или каждодневное, личное) уже невозможно ничем заменить, потому что все, что вы делаете, уникально, и это невозможно повторить.

Константин Чумаков

12:1 о дарах духовных. Это один из вопросов, поднятых коринфянами в их письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Главы 12-14 следует рассматривать вместе, как ответ на вопросы коринфян относительно дара языков, что составляет основную идею гл. 14. Павел ведет все обсуждение в контексте разговора вообще о дарах Духа (12,4-11.27-30), о единстве в разнообразии, явленном этими дарами (12,12-26), и о значении любви как условия правильного пользования ими (гл. 13).

12:2-3 В качестве введения к теме о духовных дарах Павел напоминает коринфянам о разнице между их языческим и христианским опытом. Неясно, действительно ли кто-то произносил анафемы на Иисуса (возможно, Павел представляет предполагаемую ситуацию), но центр ст. 3 - содержание речей о предметах религии. Учитывая сказанное в 14,6-19, можно заключить, что апостол предваряет свои аргументы в пользу удобопонятной речи.

12:4 Дары различны, но Дух один и тот же. По-видимому, коринфяне придавали чрезмерное значение дару языков, так что Павлу приходится напомнить им, что один и тот же Дух раздает различные дары Своему народу. Слова "Господь один и тот же" и "Бог один и тот же" отражают, сколь важно для Павла учение о Троице.

12:7 на пользу. Назначение даров Духа (которые здесь названы "проявлениями") - служить на пользу ближним и во славу Господа.

12:8-10 Перечисление даров в этих стихах, разумеется, не претендует на полноту (некоторые другие вошли в ст. 28); возможно, оно отражает дары, которые были особенно очевидны в Коринфе. Нет оснований считать, что все дары проявлялись в каждой общине. Список Рим. 12,6-8 включает только два из упомянутых здесь даров (пророчества и веры) и опускает те, которые можно назвать "чудесными" (напр., дар исцелений и дар языков). Определить характер некоторых даров, перечисленных в этом послании затруднительно, поскольку ни в данном контексте, ни в каком-либо ином месте НЗ не дается их описание. Можно только догадываться, в чем заключалась разница между "словом мудрости" и "словом знания". Неясно также, почему Павел перечисляет отдельно дары веры, исцелений и чудотворения. Слова о "различении духов", возможно, надо понимать в свете 14,29. Невозможность определить точный смысл некоторых из этих даров не мешает понимать всю значимость этого отрывка, цель которого - не детальное их описание, а стремление подчеркнуть разнообразие даров, ниспосланных Богом Своей Церкви (ст. 11).

12:10 иному разные языки. Точное описание этого дара было предметом больших споров. Согласно одному мнению, он относится к некоего рода экстатической речи, быть может, имеющей отношение к "языкам ангельским", упомянутым в 13,1. Поскольку ангелы духовны (т. е. существа бестелесные), их способ общения, вероятно, не основан на физических принципах, поэтому трудно постичь, каким образом и почему экстатические выражения могут считаться ангельским языком с большим основанием, чем удобопонятная речь. Другими словами, если способ общения ангелов может быть "переведен" в звуки, воспринимаемые человеком, почему это не должно быть осмысленной человеческой речью? С другой стороны, НЗ приводит ясное и недвусмысленное свидетельство, что Святой Дух давал ранним христианам способность говорить на иных наречиях (Деян. 2,4-11).

12:11 как Ему угодно. Дух Своей державной властью подает нужное народу Божию. Этот фактор может служить объяснением, почему ни одно место НЗ не дает полного перечня даров или четкого их определения, поскольку в различных ситуациях они, по воле Божией, могут видоизменяться.

12:12 Ибо, как тело одно. Определение Христовой Церкви как тела - один из самых важных моментов учения Павла (см. ком. к 1,13). Апостол говорит, что получил особое откровение относительно "тайны", сокрытой в течение многих веков, а именно, что отныне, благодаря положению Христа превыше всего, народ Божий (равно иудеи и язычники) составляет одно тело (Еф. 1,22.23; 3,2-6). Жизнь и рост церкви имеют источником единство, установленное Христом посредством Духа (Еф. 4,3-6.11-16; Кол. 2,19; 3,14.15).

12:13 все мы одним Духом крестились... все напоены одним Духом. Ср. 10,2-4. Одна из истин, которые знаменует и запечатлевает крещение, - это крещение Духом, т.е. присоединение верующих к единому телу Христову. Можно назвать его знаком допущения к завету, заключенному Богом. Подобно этому, участие в вечери Господней указывает на причастность к телу (10,17; 11,29 и ком.). Этот замечательный дар свыше является достоянием всех христиан, всех членов Церкви, а не только избранной группы верующих. Павел подчеркивает его всеобщность и подразумеваемое им единство.

12:14-20 Установив факт единства Христовой Церкви, Павел описывает ее многообразие. Некоторые исследователи считают, что основная проблема коринфян была не в том, что они отвергали единство Церкви, а в их неспособности признать ее многообразие (что действительно вело к подрыву ее единства). Павел исправляет их заблуждение, указывая, сколь полезны и необходимы различные члены человеческого тела, имеющие разное назначение. Как и в ст. 11, апостол подкрепляет свои доводы ссылкой на державную волю Бога, Который "расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно" (ст. 18). Отвержение коринфянами ценности некоторых даров означало отвержение ими промысла Божия. Павел говорит именно о единстве, а не единообразии.

12:22-23 слабейшими... менее благородными. Еще одно проявление проблемы, занимавшей Павла, а именно - чувство духовного превосходства у некоторых коринфян и, как следствие, высокомерное отношение к тем, кто был менее сильным и почтенным.

12:28 Перечисление даров в этом стихе отличается от ст. 8-10; это вновь подтверждает, что Павел не стремится дать полный список. Здесь он начинает с "апостолов" и "пророков", которых считает основанием (Еф. 2,20), и добавляет третью категорию - "учителей", так что этот список подобен Еф. 4,11. Под словами "вспоможение" и "управление" Павел, вероятно, имел в виду то, что в Рим. 12,8 он называет благотворением и начальствованием.

12:29-30 Риторические вопросы в этих двух стихах - кульминация доводов Павла, что не следует ожидать от всех одних и тех же дарований, поскольку Бог распределил их по Своей воле (ст. 11,18).

12:31 Ревнуйте о дарах больших. Значение этой фразы спорно. Одни считают, что она относится к наиболее значительным из дарований, упомянутых в ст. 28 (особенно к дару пророчества); по мнению других, с нее начинается обсуждение темы любви в гл. 13. Скорее всего, Павел предваряет то, что скажет позднее о дарах "к назиданию Церкви" (напр., о том, чтобы "пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить", 14,19). Иное толкование: глагол "ревнуйте" следует понимать не как приказание, а как констатацию факта: коринфяне слишком заботятся о наибольших дарах, однако неверно понимают их назначение.

путь еще превосходнейший. Прежде чем объяснить - он сделает это в гл. 14, - в чем состоят "наибольшие дарования", Павел оговаривает, что важнейшее условие для правильного использования любого дара - это любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: