Смысл любви 1 иоанна 4 19. Первое (1) Послание Иоанна. Она дает объяснение загробной жизни

1-Иоан. 4:1-3 . Очень важно, однако, отличать Духа Божия от ложных духов. Тем более это необходимо, потому что много лжепророков появилось в мире. Пробным камнем для распознавания духов, которые не от Бога (лжепророков), является отношение испытуемых к воплотившемуся Сыну Божию. Те из них, которые не признают (буквально - не исповедуют; тут греческое слово "хомологеи" - "исповедывать"; сравните 1:9; 2:23; 4:15), Что Иисус Христос приходил во плоти, обнаруживают в себе дух антихриста, о котором Иоанн уже предупреждал своих читателей (2:18-27; сравните 2-Иоан. 1:7).

1-Иоан. 4:4-6 . По словам автора послания, его "дети" (текниа, сравните толкование на 2:12) победили антихристов. Их сопротивление антихристам (т. е. лжепророкам) увенчалось успехом силою "Того, Кто в них" (нет сомнения, что здесь имеется в виду Святой Дух; сравните 3:24; 4:2). Залог победы - над любой ересью или другим каким искушением - в уповании на Бога. Живущий в каждом верующем Дух Святой (3:24; 4:13; Рим. 8:9) или Тот, Кто в вас - сильнее того, кто в мире, т. е., сатаны (сравните 1-Иоан. 5:19; окончание этого стиха звучит в переводе на англ. язык как "весь мир под контролем лукавого"). Сатана имеет несколько названий в. Писании: "князь мира" (Иоан. 12:31), "бог мира сего" (2-Кор. 4:4) и "князь, господствующий в воздухе" (Еф. 2:2).

Они (антихристы) от мира, потому и говорят по-мирски. Поэтому мир и слушает их. Мысли, навеянные сатаной, всегда находят отклик в мирских умах. Однако, те, кто от Бога (ек тоу теоу. 1-Иоан. 4:4 и сравните "от мира" в стихе 5 и "от лукавого" - в 3:12), слушают апостолов. Местоимения, начинающие стихи 4-6 ("вы", "они", и "мы") выразительно подчеркнутые и в оригинале, очевидно, подразумевают три группы людей: читателей, антихристов и апостолов.

Всякий, кто "от Бога" (кто находится под руководством и влиянием Бога), знает Его и слушает апостолов. На протяжении всей истории Церкви именно в свете апостольского учения Святой Дух истины безошибочно отделялся от духов заблуждения, порождавших еретические учения. Истинным всегда оставалось апостольское христианство.

2. КАК УЗНАЕТСЯ БОГ ЛЮБВИ (4:7-16)

1-Иоан. 4:7-8 . Апостол возвращается к теме любви, которая, как и вера в Божьего Сына, является результатом действия Духа Святого (4:13). Как исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти, свидетельствует о том, что исповедующий находится под воздействием Бога (что он "от Бога" - стих 4 и 6), так и любовь - поскольку любовь от Бога. Поэтому всякий любящий (в христианском понимании этого слова) рожден от Бога (2:29; 3:9; 5:1,4,18) и знает Бога. Любовь - это свойство новой возрожденной природы, и является она в результате общения с Богом и через познание Его (2:3-5).

Отсутствие в человеке любви - признак того, что он не знает Бога. Примечательно; что апостол не говорит, что такой человек не рожден от Бога. В негативной форме он лишь повторяет смысл последнего в 4:7 утверждения. Поскольку Бог есть любовь, она рождается и в том, кто находится в близком общении с Ним. Любовь, как и свет, пропитывает все естество Бога, а поэтому тот, кто действительно приблизился к Нему, ходит в Его свете (1:5,7).

1-Иоан. 4:9-11 . Если кто хочет узнать, как Бог проявляет Свою любовь, тому достаточно обратить внимание всего на один факт: Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него (моногене - "единородного" встречается также в Иоан. 1:14,18; 3:16). При этом любовь Божия не была ответом на любовь человека, но - исходила от Него, была Его инициативой (1-Иоан. 4:10). В результате Сын Его стал искупительной жертвой, умилостивлением за грехи наши (толкование на 2:2). Любовь Божия, явленная через Иисуса Христа, - тот высокий эталон любви, следовать которому должны христиане в своих отношениях друг с другом.

1-Иоан. 4:12-13 . В Его непостижимой природе и сущности Бога никто никогда не видел (сравните Иоан. 1:18). Однако, если между верующими царит взаимная любовь; то Бог в вас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Другими словами, невидимый Бог становится реальной частью нашего существования. В характерном для этого апостола слове "пребывает" выражена, как и в 1-Иоан. 2:5, идея "совершенной" Божией любви в верующих, что, по-видимому, должно означать, что эту любовь они испытывают во всей ее глубине и полноте (сравните 4:17).

Стих 13 тесно связан с этой идеей. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. На взаимное пребывание верующего в Боге и Бога в нем (сравните Иоан. 15:4-7) указывает испытываемое этим верующим действие Духа в нем. Смысловое звучание этой фразы - "от Духа Своего" - по-гречески (ек тоу пневматос) подразумевает, что верующий буквально "соучаствует" в Духе Божием.

С той же смысловой конструкцией встречаемся и в 1-Иоан. 3:24. Верующий, когда любит, как бы "втягивает" или впитывает в себя эту способность любить из Духа Святого (сравните Рим. 5:5, где любовь "изливается в сердца наши Духом Святым"); и тот же Божий Дух вдохновляет верующих к исповеданию Христа (1-Иоан. 4:2). Таким образом, вера и любовь, которые являются двуединой заповедью (3:23), - это результат действия Духа Святого в верующем. Дух, Который действуя в верующем, побуждает его к послушанию, свидетельствует, что этот верующий и Бог взаимно "пребывают" друг в друге, о чем и написал Иоанн.

1-Иоан. 4:14 . Мысль апостола достигает здесь своей кульминации. Он только что написал: "если мы любим друг друга", то Бог, Которого "никто никогда не видел", в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. В результате этого потрясающего духовного опыта мы обретаем способность "видеть" невидимое - и мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

Употребление местоимений в первом лице множественного числа в стихах 7-13 свидетельствует, что Иоанн подразумевает и читателей послания; то же самое - в данном стихе. "Пребывающий" Бог, чье присутствие явно в среде любящих друг друга христиан, таким образом, в известном смысле действительно становится доступным для лицезрения - очами веры.

Хотя Бога никто никогда не видел (стих 12), верующие, которые "пребывают" в Нем (стих 13), "видят" Сына, как Он являет Себя среди них, исполненных взаимной любви. И те, которым доступно лицезрение присутствия Его, имеют право свидетельствовать людям, что "Отец послал Сына Своего Спасителем миру". Великая эта истина обретает зримую реальность благодаря христианской любви.

Сказанным здесь Иоанн достигает той цели, о которой объявил в самом начале своего послания (1:1-4), а именно - ввести читателей в сопереживание духовного опыта апостолов (это следует из внимательного прочтения 1:3-4). Апостолы "видели" (георакамен) "вечную жизнь… которая была у Отца и явилась нам" (1:2). В спаянной взаимной любовью христианской общине верующие тоже могут "видеть" ее. Хотя в 1:2 слово "жизнь" относится к воплотившемуся Христу, оно употреблено апостолом намеренно и обдуманно.

То, о чем могли бы свидетельствовать его читатели, есть обновленное проявление этой Жизни в них самих и в их собратьях во Христе. Но, как утверждает сам Иоанн, начиная с 2:29, "жизнь", которая делается достоянием верующих через их рождение свыше, будучи безгрешной по своей природе, может быть "видима" лишь в праведном существовании и христианской любви. Только когда все это действительно имеет место, Христос, Которого апостолы видели во плоти, становится "видим" снова - во вполне реальном, хотя и духовном смысле слова (4:14).

1-Иоан. 4:15-16 . Из вышесказанного становится ясно, что исповедание (сравните 1:9; 2:23; 4:3) Иисуса как Сына Божия свидетельствует о совершенных взаимоотношениях исповедующего Его с Богом. Апостол завершает эту часть своего послания словами: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Жизнь в атмосфере взаимной христианской любви ведет к личному познанию Божией любви и обогащает опыт этой любви, дает уверенность в ней.

Бог есть любовь (сравните стих 8), и пребывающей в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Эти последние слова 16 стиха нужно рассматривать скорее как заключительные к данному разделу, а не как начинающие новый раздел. Вновь подчеркивает ими Иоанн реальность опыта "взаимного пребывания", который доступен всем христианам, имеющим любовь.

Д. Выводы из рассмотренной темы (4:17-19)

Здесь автор послания снова возвращается к теме "дерзновения" (паррезиа) при втором пришествии Христа, которой он впервые касается в 2:28. В середине послания он говорил о "дерзновении" (смелости) в молитве (3:21-22), теперь же делает шаг дальше. Христиане, имеющие любовь, будут иметь "дерзновение" даже в день суда, стоя перед престолом Иисуса Христа, когда Он возвратится.

1-Иоан. 4:17 . Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда. Не о некоем последнем суде, на котором решалась бы судьба каждого верующего, говорит тут автор послания, ибо такого суда над верующими вообще не будет (Иоан. 5:24). Однако, и жизни каждого из христиан предстоит получить свою оценку у престола Христа (1-Кор. 3:12-15; 2-Кор. 5:10).

И именно при совершении этого торжественного действия может верующий иметь "дерзновение" (паррезиан. 1-Иоан. 2:28; 3:21; 5:14), т. е. верить, что Бог одобрительно отнесется к прожитой им жизни, если, имея любовь, он поступал в мире сем, как Он. А те верующие, которые любви не имели, и, следовательно, не были подобны своему Господу, будут обличены Им и не получат награды на этом особом суде. Только в христианах, имеющих любящие сердца, до конца совершилась работа Божией любви, действие Бога в них "достигло совершенства" (2:5; 4:12), и они-то и будут иметь дерзновение перед Сидящим на судейском месте. Они "не постыдятся пред Ним", как это сказано в 2:28.

1-Иоан. 4:18-19 . Если верующий со страхом ожидает суда перед престолом Иисуса Христа, то это потому, что любовь Божия в нем еще не достигла своего совершенства. Здесь подразумевается то же "совершенство", что и в стихах 2:5 и 4:12. Все более познавая Божию любовь в опыте любви друг к другу, христиане освобождаются от страха, ибо любовь несовместима со страхом и изгоняет страх из сердца.

Слова в "страхе есть мучение" в оригинале звучат как "в страхе - наказание". Это действительно так, ибо страх сопряжен с мучением, которое и оборачивается для боящегося наказанием. По иронии, христианин, не имеющий любви, как раз потому и терпит наказание, что чувствует свою вину и боится встретиться со своим Судьею.

Такой страх препятствует достичь своего совершенства (боящийся не совершен в любви). Но верующему, который имеет любовь, бояться нечего, он свободен от внутренней муки, которая несет неспособность любить. Не следует при этом забывать, что любовь, доступная сердцу верующего, - производна по своей сути.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Верующий, который любит своих братьев, любит и Бога, и когда он встретится с Ним как с Судьею, то встретится с Тем, Кого любил и любит. Страху нет места в таком переживании, но испытывающий его сознает, что источником его собственной любви к Богу является любовь Бога к нему.

V. Заключение (4:20 - 5:17)

Своего высшего смысла послание достигает в 4:11-19. Но описанное здесь удивительное чувство "дерзновения" в день суда, основанное на доверии и уверенности, может быть достигнуто лишь чисто практическим путем. И в заключительной части своего послания Иоанн конкретно и четко определяет, что понимает он под "любовью" и как возможно осуществить ее в реальной человеческой жизни.

А. Любовь очищает (4:20 - 5:3а)

В кратком, но очень важном по значению 19-ом стихе апостол впервые говорит о необходимости любить Бога. Однако нельзя любить Его вместо своих ближних. Эта мысль служит отправной в дальнейшем ходе послания.

1-Иоан. 4:20-21 . Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец. Неискренние, лицемерные заявления Иоанн часто клеймит словами "лжем", "лживы", "лжец" (1:6,10; 2:4,22; 4:20; 5:10). Любовь к невидимому Богу (4:12) может проявляться на деле только в любви к тем, кого мы видим, к нашим братьям во Христе. Более того - заповедь Божия (стих 21, сравните с 2:3; 3:23-24; 5:3) объединяет в одно эти два вида любви - к Богу и к брату своему.

Виталий, слава Богу за ваше стремление познать Истину.

Для ответа на вопрос предлагаю посмотреть контекст послания, где встречается указанная мысль. И далее мы изучим материал в рамках отрывка послания Иоанна.

Посмотрим контекст 1-е Иоанна 4 главы

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
1-е Иоанна 4

ЛЮБОВЬ

Не один Апостол не говорил так часто о любви, как Иоанн.

Все его послания наполнены призывом любить.

Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил:

«Дети, любите друг друга. Это Господня заповедь».

В приведенном отрывке Иоанн возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания. Он настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас от обязанности повиноваться Христовым заповедям.

Основная заповедь Христа — это любовь.

  • Мы знаем Христа, если исполняем Его заповеди (2:3).
  • «Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины"» (2:4).
  • И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его (3:22).
  • А заповедь Его та, чтобы мы…любили друг друга (2:23).
  • Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (3:24).
  • И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (4:21).
  • Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (5:3).

1. Любовь - от Бога (4,7)

Вся любовь исходит от Бога, Который Сам есть любовь. Как выразился английский комментатор А. Е. Брук: «Человеческая любовь есть отражение некоей Божественной сущности». Всего ближе к Богу мы находимся тогда, когда любим. Климент Александрийский сказал однажды поразительную вещь, что истинный христианин «упражняется в том, чтобы стать Богом».

  • Пребывающий в любви пребывает в Боге (4,16).
  • Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26).

Бог есть любовь и, потому, чтобы быть подобным Богу, и чтобы быть тем, кем он, собственно, должен быть, человек тоже должен любить.

2. Любовь двояко связана с Богом.

Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога (4,7.8).

Любовь исходит от Бога и любовь ведет к Богу.

3. Бог познается любовью (4,12).

Бога мы не можем видеть, потому что Он есть Дух, но можем видеть то, что Он делает.
Мы не можем видеть ветер, но можем видеть, что он может сделать. Мы не можем видеть электричество, но видим его действие.

Воздействие, оказываемое Богом, есть любовь. Когда Бог пребывает в человеке, человек обличен любовью Божией и любовью людей. Бог познается через Его воздействие на этого человека. Кто-то сказал: «Святой — это человек, в котором Христос живет вновь», и лучшая демонстрация бытия Бога — это не ряд доказательств, а жизнь, полная любви.

4. Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе (4,9).

В Иисусе мы видим два аспекта любви Божией.

а) Это любовь безоговорочная. Бог в любви Своей мог Своего единственного Сына принести в жертву, с которой не может сравнить ничто.

б) Это любовь совершенно незаслуженная. Нет ничего удивительного в том, что любим Бога, если вспомним все Его дары нам, даже до Иисуса Христа; удивительно, что Он любит такие бедные и непослушные создания, как мы.

5. Человеческая любовь - это ответ на любовь Божию (4,19).

Мы любим потому, что Бог возлюбил нас.

Его любовь побуждает в нас желание любить Его так, как Он прежде возлюбил нас, и наших собратьев, как Он любит их.

6. В любви нет страха; когда приходит любовь - страх уходит (4,17.18).

Страх — это чувство того, кто ждет наказания. До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя — в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого
Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, любовь поглотила страх. Остается только страх разочаровать Его любовь к нам.

7. Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека (4,7.11.20.21).

Как это прекрасно выразил английский комментатор Додд: «Силы любви составляют треугольник, вершинами которого являются Бог, я, и сосед». Если Бог любит нас, то мы обязаны любить друг друга. Иоанн прямо заявляет, что человек утверждающий, что любит Бога, но ненавидящий брата своего — лжец. Есть только один способ доказать свою любовь к Богу — любить людей, которых Он любит.

Есть только один способ доказать, что в нашем сердце пребывает Бог — постоянно проявлять любовь к людям.

БОГ - ЭТО ЛЮБОВЬ

В этом отрывке мы встречаем, может быть, величайшую во всей Библии характеристику Бога — Бог есть любовь. Просто поразительно, сколько новых путей открывает эта фраза и на сколько вопросов она отвечает.

1. Она дает объяснение акту творения.

Иногда мы просто начинаем дивиться, почему же Бог создал этот мир. Неповиновение и полное отсутствие взаимности со стороны человека постоянно разочаровывает и угнетает Его. Зачем нужно было Ему создавать мир, который не приносит ничего, кроме неприятностей и забот?

На это есть только один ответ — творение было неотъемлемой частью Самой Его природы. Если Бог есть любовь, то Он не может существовать в полном одиночестве.

Для любви нужен кто-то, чтобы любить и чтобы быть любимым.

2. Она дает объяснение свободе воли.

Истинная любовь есть свободное взаимное чувство.

Если бы Бог был только закон, Он мог бы создать мир, в котором люди двигались бы, как автоматы, не имея никакого выбора. Но, если бы Бог создал людей такими, Он не мог бы иметь с ними никаких личных отношений. Любовь обязательно должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог, в сознательном акте самоограничения, наделил людей свободой воли.

3. Она дает объяснение такому феномену, как провидение.

Если бы Бог был просто разум, порядок и закон, Он мог бы, так сказать, сотворить вселенную, «завести ее, пустить в ход и оставить».

Есть такие вещи и приборы, которые мы покупаем только для того, чтобы поставить их где-нибудь и забыть о них; самое привлекательное в них заключается в том, что их можно оставить и они будут работать сами. Но именно потому, что Бог — это любовь, за
Его актом творения стояла любовь.

4. Она дает объяснение феномену искупления.

Если бы Бог был только закон и справедливость, Он попросту оставил бы людей с последствиями их греха.

Вступает в действие нравственный закон — душа согрешившая умрет, а вечная справедливость будет неумолимо воздавать наказания. Но уже само то, что Бог — это любовь, значило, что Он хотел найти и спасти то, что было утеряно. Он должен был найти средство против греха.

5. Она дает объяснение загробной жизни.

Если бы Бог был просто Создателем, люди могли бы прожить положенный им короткий промежуток времени и умереть навсегда.

Рано угасшая жизнь была бы похожа на цветок, слишком рано увядший от холодного дыхания смерти. Но сам факт, что Бог — это любовь, служит доказательством того, что случайности и проблемы жизни — это еще не последнее слово, и что любовь уравновесит эту жизнь.

СЫН БОЖИЙ И СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКОВ

Прежде чем перейти от этого отрывка к следующему, отметим, что в нем сказано об Иисусе Христе.

Комментарий к книге

Комментарий к разделу

Язык, стиль и мысли послания настолько близки к четвертому Евангелию, что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до II в., определенно считает его ап и ев. Иоанном Богословом (см введение к Ин). Самая ранняя цитата из 1 Ин относится к 115 г. (св Поликарп, к Филиппийцам, 7). На него как на произведение ап Иоанна ссылаются Папий, Климент Александрийский, Ориген и др писатели II-III вв. Выражения в 1 Ин 2:7 показывают, что 1 Ин составлено много лет спустя после евангельских событий. Наиболее вероятной датой послания являются 90-е гг I в. Оно было написано в Ефесе, где ап Иоанн провел последние годы своей жизни (Евсевий, Церк. История, III, 31; V, 24; Ириней. Против ересей, II, 22, 5; III, 1, 1). По мнению ряда толкователей, все три Иоанновых послания появились несколько ранее IV Евангелия.

В 1 Ин есть точки соприкосновения с ессейской (кумранской) литературой (резкое противопоставление двух миров: света и тьмы, истины и лжи, Бога и «мира», призыв «испытывать духов», «ходить в истине»). Это может объясняться тем, что первым наставником апостола был Иоанн Креститель, который, как полагают, был связан с ессеями (см Лк 1:80). Есть известное сходство между 1 Ин и посланиями апп Петра и Иуды. Все они написаны в годы духовного кризиса с целью предостеречь Церкви от влияния раскольников и лжеучителей, которые вносили в христианство чуждые ему идеи. Кем были эти сектанты и еретики, неизвестно. Скорее всего речь идет о предшественниках гностицизма (появившегося в конце I в.). Некоторые из них считали, что плоть Христа и вообще Его человеческая природа были призрачными (докетизм). Другие пытались отторгнуть Церковь от ее исторического корня, от уникального события Боговоплощения, превратить Евангелие в отвлеченную и созерцательно-мистическую доктрину. С их точки зрения Христос был не Богочеловеком, а только пророком, на которого сошел в момент крещения Дух Божий. Нравственные заповеди Евангелия сектанты игнорировали, считая, что человеку достаточно «познавать Бога» путем самоуглубления. Одним из этих еретиков был Керинф, проповедник из Малой Азии, против которого, как гласит предание, боролся ап Иоанн. (Ириней, Против ересей, III; 3; II, 7; Евсевий, Церк. История, III, 28; Епифаний, Против ересей, 28, 6).

Скрыть

Комментарий к текущему отрывку

Комментарий к книге

Комментарий к разделу

17-18 Апостол уясняет вопрос: в чем состоит высшая степень совершенства любви, соединяющей верующих с Богом, и решает этот вопрос в том смысле, что решительным признаком совершенства любви является готовность верующих и любящих безбоязненно предстать в день суда пред страшным судилищем Христовым, — совершенная любовь имеет дерзновение , παρρησίαν (ср. 2:28 ; 3:21 ; 5:14 ), т. е. уверенность и мужество быть оправданною на суде Христовом. Для этого необходимо, однако, чтобы «мы поступали в мире сем, как Он» (ст. 17). «Как Он в мире был непорочен» и чист... — так и мы будем в Боге, и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно... Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха » (блаж. Феофилакт ). Если отличительный признак совершенной любви составляет дерзновение, то противоположное дерзновению чувство страха не должно иметь места не только в самой любви, но и в той области, в которой она действует: «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх», — имеется в виду страх рабский, возбуждаемый ожиданием наказания и потому заключающий в себе мучение; и «боящийся несовершенства в любви» (ст. 18). «Основываясь на словах Давида: «бойтесь Господа, все святые Его» (Пс 33:30 ), иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем. Страх двоякого рода. Один — предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнью, и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это — страх предначинательный. Другой страх совершенный. Этот страх свободен от такой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века (Пс 18:10 ). Что же это за страх и почему он совершенный? Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовью и всячески старается о том, чтобы у него ничего не доставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого » (блаж. Феофилакт ).


Первое соборное послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова не имеет имени писателя ни в заглавии, ни в тексте, лишь в первых стихах послания писатель непрямо дает знать о себе, как свидетель и очевидец событий земной жизни Господа Иисуса Христа (1:1-3 ). Тем не менее мысль о происхождении послания от пера апостола и евангелиста Иоанна Богослова составляет твердое убеждение Церкви. Блаженный Феофилакт вслед за св. Афанасием Великим («Синопсис») говорит: «Тот же Иоанн, который написал Евангелие, писал и это послание с целью утвердить тех, которые уже уверовали в Господа. И как в Евангелии, так и в настоящем послании прежде всего богословствует о Слове, показывает, что оно всегда в Боге, и учит, что Отец есть свет, чтобы мы и отсюда познали, что Слово есть как бы отблеск Его ». Вся христианская древность согласно признавала это послание писанием апостола и евангелиста Иоанна: по свидетельству Евсевия , «из посланий Иоанна, кроме Евангелия, как нынешние, так и древние христиане признают, без всяких споров, и первое его послание » (Церковная история III, 24). Уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский, ученик апостола Иоанна (Послан. к Флп , гл. VII) приводит одно место (1 Ин 4:3 ) из первого послания св. Иоанна. Столь же древний муж, Папий Иеропильский , по свидетельству Евсевия (Церковная история III, 39), пользовался и первым посланием Иоанновым, как и первым посланием ап. Петра. И св. Ириней Лионский , по свидетельству Евсевия же (Церковная история V, 8), в своем сочинении «Против ересей » приводит много свидетельств из первого послания ап. Иоанна (именно в кн. III, 15, 5 он приводит 1 Ин 2:18-22 , а в III, 15, 8 — 1 Ин 4:1-3 ; 5:1 ). Свидетельство этих трех древних мужей, примыкающих по времени прямо к апостольскому веку, особенно важно, подтверждая изначальность веры Церкви в каноническое достоинство послания.

Из II века несомненно знакомство с посланием ап. Иоанна — св. Иустина Мученика (Разговор с Трифоном , гл. CXXIII, сн. 1 Ин 3:1 ), автора «Послания к Диогнету » (гл. II, сн. 1 Ин 4:9-10 ). К концу II-го же века или к первой половине III века относятся важные и авторитетные свидетельства общепризнанного канонического достоинства первого послания Иоанна — т. н. Мураториева канона, сирского перевода новозаветных священных книг Пешито и древнелатинского перевода. Подобные же свидетельства о подлинности и каноничности послания встречаются у Климента Александрийского (Строматы. II, сн. 1 Ин 5:16 ), у Тертуллиана (Adv. Prax. с. 15 — 1 Ин 1:1 ), у Оригена (Евсевий . Церковная история VI, 24), Дионисия Александрийского (у Евсевия , Церковная история VII, 25) и др. Вообще из приведенных свидетельств очевидно, что каноническое достоинство и подлинность первого послания Иоанна были общепризнаны и никаким сомнениям и оспариваниям не подвергались. И все внутренние признаки послания, все характерные черты его содержания, тона и изложения убедительно свидетельствуют о принадлежности послания тому же великому апостолу любви и возвышенного христианского созерцания, которым написано и четвертое Евангелие. И в послании, как в Евангелии, причисляет себя к самовидцам Слова, и все содержание послания проникнуто живым воспоминанием о данном Спасителем примере христианам всею жизнью Своею земною (2:6 ; 3:3,5,7 ; 4:17 ), о Его слове и заповедях (1:5 ; 3:23 ; 4:21 ), о событиях при Его крещении и крестной смерти (5:6 ). В послании веет тот же дух любви и вместе огненной ревности по славе Божией и чистоте богопочтения, та же глубина и сила чувства, тот же образ и характер представления и изложения, что и в Евангелии. Эта внутренняя близость и родство содержания послания и Евангелия св. Иоанна хорошо были подмечены и оценены в смысле доказательства подлинности еще в древности, напр., св. Дионисием Александрийским в III в. «Евангелие (Иоанна) и послание, — говорит он, — согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: в начале бе, Слово, последнее: еже бе исперва; в том сказано: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единародного от Отца (Ин 1:14 ), то же и в этом, с небольшим лишь изменением: еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша, о Словеси животнем, и живот явися (1 Ин 1:1-2 ). Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и теми же словами. Приведем вкратце некоторые из них. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прехождение тьмы, непрестанно будет видеть: истина, благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов, любовь Божия к нам, заповедь о взаимной нашей любви, и о том, что должно соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Святого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую в нас веру, везде Отца и Сына. Вообще, при непрерывном внимании к отличительным, невольно представляется одинаковый образ Евангелия и послания» (у Евсевия . Церковная история VII, 25).

Если же некоторые западные библеисты нового времени в обличаемых первым посланием Иоанна лжеучителях видели гностиков II века и на этом основании отрицали подлинность послания, принадлежность его I веку и св. апостолу любви, то, конечно, верно, что законченной и вполне развитой вид гностические учения получили лишь во II-м веке, но зерна и начатки гностических заблуждений возникли еще в век апостольский. «И как заблуждение, которое опровергает писатель послания, различно от гностистической и докетической ереси II века, так отличен и способ полемики: не против частностей учения и личностей еретиков, как это характерно для позднейшей полемики, направляет послание писатель его; но против всеобщих и принципиальных положений, против зарождающегося антихристианства он выставляет всеобщие и принципиальные положения христианства » (проф. Н. И. Сагарда ).

Что касается времени написания послания, то положительных исторических свидетельств нет, как и в самом послании нет прямых указаний о времени его происхождения. Все-таки в содержании послания есть косвенные данные, по которым происхождение послания следует отнести к позднему времени жизни апостола или к последним годам века апостольского. В своем послании ап. Иоанн делает предметом своих забот не основание и первоначальное устроение церковных христианских общин, а лишь напоминание и утверждение в той вечной истине христианской, которую они давно услышали, познали и имеют, как благодатное «помазание» (2:20,27 ). По-видимому, ко времени написания послания христианские общины Малой Азии, к которым первее всего было направлено послание, давно уже получили церковную организацию и в них рядом с вымиравшими членами первого поколения были и такие, которые уже родились и выросли в христианстве (2:13-14 ). В пользу позднего происхождения послания говорит и отражающийся в нем внутренний рост Церкви, по-видимому, выходящий далеко за пределы деятельности ап. Павла. Иудейские споры, наполняющие всю историю Деяний апостольских и все послания ап. Павла, не нашли никакого отражения в послании: здесь нет и намека на какую-либо борьбу защитников Закона и Евангелия, на прения об обрезании и т. п. Иудейство и язычество не выступают, как самостоятельные, враждебные христианству, величины; они скорее объединились в общей вражде к нему, образовавши боговраждебное начало «мира» (κόσμος , космоса). Зато в недрах самой христианской общины новые враги-лжеучители, извращавшие основной догмат христианства — Боговоплощение — и совершенно ясно обнаружившие полную свою противоположность учению и жизни истинной Церкви Христовой, хотя они и вышли из недр ее (2:19 ). Такая глубокая перемена в характере вероучительных предметов и споров и вообще в состоянии Церкви требует для своего объяснения едва ли не целых десятилетий от деятельности ап. Павла до написания послания. Ввиду отмеченного уже близкого родства послания и четвертого Евангелия обыкновенно считают послание или как бы рекомендательным письмом к Евангелию — своего рода prolegomena к Евангелию, или же второю, так сказать, практическою или полемическою частью Евангелия. В том и другом случае очевидна близость послания к Евангелию и по времени написания. Традиция церковная довольно согласно относит написание обоих Священных Писаний св. апостола ко времени после возвращения его из ссылки с острова Патмос, в царствование Домициана. Таким образом, конец I века христианского, годы 97-99-й, могут считаться хронологическою датою происхождения первого послания св. ап. Иоанна. И так как все последние годы апостол Иоанн провел в Малой Азии, частнее — в городе Ефесе, то именно этот город может считаться местом написания послания. Ближайшим же побуждением написания послания, адресованного к малоазийским христианам, близко известным св. апостолу любви по его многолетнему пребыванию среди них и руководству их по смерти апостолов Петра и Павла, — было желание ап. Иоанна предостеречь христиан от лжеучителей (см., напр., ).

О первом послании св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на русском языке можно читать: 1) у г. Ф. Яковлева . Апостолы. Очерк жизни и учения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Евангелии, трех посланиях и Апокалипсисе . Вып. II. Москва, 1860; 2) у прот. А. Полотебнова . Соборные послания апостола любви . I, II, III. На славянском и русском, с предисловием и объяснительными примечаниями. Москва, 1875; 3) в статьях г. И. Успенского : «Вопрос о пребывании св. апостола Иоанна Богослова в Малой Азии ». Христ. чтен. 1879, I, 3, 279; и «Деятельность св. апостола Иоанна Богослова в Малой Азии ». Там же. II, 245; 4) у преосвящ. епископа Михаила. Толковый апостол. Киев, 1905, II гл., с. 305. Есть и две специальных монографии: а) проф. прот. Д. И. Богдашевский . Лжеучители, обличаемые в первом послании ап. Иоанна . Киев, 1890; и б) проф. Н. И. Сагарда . Первое Соборное послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование . Полтава, 1903.

4:1-6 Иоанн показывает критерий различения Духа Истины от духов заблуждения: исповедующие Иисуса Мессией суть от Бога, тогда как не исповедующие Иисуса - не от Бога. Это исповедание пролагает водораздел между теми, кто "от Бога", и теми, кто "от мира".

4:1 появилось в мире. См. ком. к 2,19.

4:2 исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

4:3 антихриста. См. ком. к 2,18.

4:4 больше того, кто в мире. Т.е. "князя мира сего". Здесь говорится о мире в его враждебности по отношению к Богу.

4:7-12 Любовь Бога Отца к Своему Единородному Сыну (ст. 9) - источник любви, которая связывает верующих в единую семью. Даровав Сына Своего, Отец да верующим совершенную любовь и жизнь вечную.

4:9 Бог послал в мир Единородного Сына Своего. Определение "Единородный" выделяет Иисуса как истинного Сына Божия, имеющего единую сущность с Отцом.

4:10 умилостивление за грехи наши. См. ком. к 2,2.

4:14 Отец послал Сына Спасителем миру. См. ком. к 2,2.

4:16 Бог есть любовь. Это определение Бога подразумевает Его верность обетованиям завета и неослабную промыслительную заботу о творении.

4:17 мы... поступаем в мире сем, как Он. Не будучи столь совершенными в своем послушании, как Христос, христиане, тем не менее, в отличие от мира (см. ком. к 4,4) уподобляются Ему своей устремленностью к Богу (Ин. 5,44; 17,16).

4:18 Боящийся несовершен в любви. Страх является следствием недоверия к Богу, недоверяющий не может быть совершенным в любви, поскольку никогда полностью не вверяет себя Богу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: