Определение характерная форма предмета. Понятие об объемной форме предметов. Физиологические и психологические механизмы

Введение

В настоящее время одной из главных задач общеобразовательной школы является развитие личности учащегося, обеспечение современного качественного образования в соответствии с его интересами и потребностями. Очевидно, что довольно трудно обеспечить качество, когда процесс учения осуществляется без интереса и под давлением. Решение этой задачи, прежде всего, требует изменений в проектировании образовательного процесса, использовании педагогических технологий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов обучения и поддержку индивидуального развития каждого ученика. Вышесказанное обуславливает необходимость пересмотра подходов к организации технологической подготовки в общеобразовательной школе, в результате которой учащиеся должны приобретать социальные и личностно значимые умения, позволяющие им решать жизненные проблемы и осуществлять преобразовательную деятельность. При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. В настоящее время приобретает актуальность такой вид индивидуального обучения, как формирование индивидуальный образовательных маршрутов. Таким образом, цель нашего исследования, это ознакомиться с понятием индивидуальная форма обучения, ознакомиться с видами индивидуального обучения, а так же подробно рассмотреть понятие индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная форма обучения

Понятие формы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И.М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации и содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определённым учебным материалом.

Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Результатом взаимодействия учителя и ученика является:

· профессиональное совершенствование педагога;

· усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

· развитие психических процессов учеников и студентов;

· развитие нравственных качеств учеников и студентов;

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

· коллективной;

· групповой;

· индивидуальной;

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

· обучающих средств;

· методов обучения;

Функции форм обучения:

1. Обучающее - образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.

3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.

4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного деятельностного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учениках психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.

5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.

6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя интегрирующее - дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе - своей процесс коллективной познавательной деятельности. Учащиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем, обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых.

7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл, становится особенно понятным детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если недостаточно точно рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформулированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструировании, труда в природе и т. д.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т. д. Поэтому более полезно предложить детям для постройки не один-два красивых дома, а ряд простых, но в определенной
системе усложняющихся домов. Это будет способствовать формированию у них обобщенных представлений о домах, обобщенных умений строить дома вообще, а не какой-то один, пусть даже очень красивый дом. То же самое относится и к изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки.
Создать изображение ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что он владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет и т. д. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласовано с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно, быть согласовано с последующим процессом изобразительной, конструктивной
или другой деятельности. В противном случае значительно снижается
эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.
Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.
Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. Основное действие в каждой из них – выполнение чего-либо: конструкции (постройки), рисунка, песни, произнесение слов или связного текста. В одних случаях – при пении, игре на музыкальном инструменте, чтении наизусть текста – действиям ребенка предшествует восприятие аналогичного действия, восприятие образца. Когда они затем действуют сами, то слушают (воспринимают) свое исполнение, а также нередко и исполнение других детей.
Подобным образом конструирование, рисование, лепка могут осуществляться на основе восприятия процесса создания постройки, рисунка: дети усваивают и повторяют действия взрослого и получают подобный результат.
Во время проводимых занятий дети убеждались на опыте, что предварительное обследование предмета способствовало правильному воспроизведению его в рисунке, облегчало конструирование и т. д. Обследование предмета начинало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого-либо предмета или его изображения в рисунке на более частные задачи и устанавливать их последовательность.
Обследование предметов должно проводить по-разному, в зависимости от цели его. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на основные узлы креплений. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы.
При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на контур, его основные части. При этом предмет рассматривается лишь с одной стороны.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т. д.).
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг от друга (выше, ниже, слева, справа).
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Если сравнить способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные представления о предметах. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление, как о целом предмете, так и о его частях.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Обучению обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева и многие другие) разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиции теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной такими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д. С учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы,
позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств самих предметов.
Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность
представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.
Когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами?
При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.
Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для родителей

Тема: «Прогулка в лес».

Программное содержание.

  1. Закреплять у детей знания о формах предметов;
  2. Учить детей находить среди окружающих их предметов круг, квадрат и треугольник;
  3. Учить детей находить предметы нужной формы и раскрашивать их по цвету.
  4. Учить работать коллективно.

Материал и оборудование.

  1. Куклы-бибабо: заяц, мышь, ежик;
  2. Массажная дорожка, обручи;
  3. Диски с записью: русская народная прибаутка «Хитрый кот», музыка Е.Тиличеевой «Зайчики», музыка В.Волковой «Прогулка»;
  4. Набор «Учись считать»;
  5. Ведра трех цветов с изображением геометрических фигур: треугольник, круг и квадрат;
  6. Рабочие тетради С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина «Знакомимся с простыми фигурами»;
  7. Цветные карандаши.

Предварительная работа.

  1. Игры дидактические: «Подбери фигуру», «Собери пирамиду», «Заклей дырки», «Где круг, а где квадрат»;
  2. Рисование геометрических фигур.

Ход занятия

Воспитатель надевает на руку куклу-бибабо зайца и прячет ее за спину.

Воспитатель. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, (зазвучала музыка «Прогулка» и дети под музыку делают движения), а воспитатель показывает зайчика, которого она прятала.

Зайчик. – Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель. – Здравствуй, зайчик. Почему ты не веселый?

Зайчик. – Я шел по лесу споткнулся и уронил ведра, из которых все рассыпалось, и перепуталось, что теперь я не могу все собрать.

Воспитатель. – Зайчик, ты не переживай, мои ребята тебе помогут.

Воспитатель поставила на три стула ведра разного цвета, где изображены фигуры: треугольник, круг и квадрат. Она дала детям задание: «Найди домик каждой фигуре». (Дети под музыку собирают все фигуры в ведра).

Воспитатель. – Давайте, мы проверим, правильно мы все разложили. Я беру красное ведро, на котором изображен треугольник, Катя, какую фигуру мы положили в него?

Катя. – Треугольник.

Воспитатель. – Правильно.

Когда все ведра были проверены, дети под музыку «Зайчики» отправляются дальше. (Дети вместе с воспитателем преодолевают препятствие: перепрыгивают через обручи, проходят по массажной дорожке).

Зайчик. – Мы с вами оказались у домика ежика, у него сегодня день рождения, он очень любит картины, давайте ему сделаем подарок.

Воспитатель рассаживает детей за столы, на которых были разложены листы с изображением воздушных шаров и цветные карандаши.

Воспитатель. – Ежик очень любит круглые шары, давайте мы с вами посмотрим, кто на картинке держит круглый шар, цыпленок или лягушонок?

Алена. – Цыпленок.

Воспитатель. – Правильно. Давайте, возьмем в руки карандаш и раскрасим те шарики, которые держит цыпленок .

(Воспитатель проходит между столами и помогает тем детям, у кого не получается). В конце, все картинки были вывешены на мольберт.

Мы с вами хорошо постарались, я думаю, что ежику понравится.

(Воспитатель берет ежика).

Ежик. – Здравствуйте. Какие красивые картинки.

Воспитатель. – Ежик, это дети тебя поздравляют с днем рождения.

Ежик. – Спасибо вам. Ребята, а вы сможете помочь одной моей мышке.

Воспитатель. – Что случилось, ежик?

Ежик. – Моя милая мышка постирала платочки и повесила их сушиться, но хитрый кот ей все платочки испортил.

Воспитатель. – Мы с ребятами ей поможем, пойдем к мышке домой.

Воспитатель и дети подошли к столу, где уже находились приготовленные разноцветные треугольные платочки, в которых были вырезаны дырки.

(Воспитатель надела на руку куклу-бибабо мышку). – Здравствуй, мышка.

Мышка. – Здравствуйте. (Ответила, она грустно ).

Воспитатель. – Мышка мы знаем, что у тебя произошло, не расстраивайся, ребята тебе помогут, они найдут круглые горошины и заклеят дырки в твоих платочках. Ребята, мы поищем с вами круглые горошины и закроем все дырки. (Дети собрали круги, которые были разбросаны по столу и под столом, и помогли закрыть дырки). А теперь мы должны быть осторожными, где-то рядом находится кот. Покружись, покружись и в мышат превратись. Мышка маленькая, ходит тихо.

Воспитатель на стул кладет игрушку кота, включает музыку «Хитрый кот»,

(дети ходят на носочках)

Хитрый кот в углу сидит,

Притаился, будто спит

Мыши, мыши вот беда,

Разбегайтесь, кто куда.

(когда воспитатель берет игрушку-кота, то дети убегают к своим родителям.)

Воспитатель. – Ребята, вы сегодня все молодцы. Посмотрите, что нам оставили звери. (Воспитатель пытается открыть ящик, но у нее не получается). Смотрите, здесь письмо и в нем написано:

Ты стишок расскажи и сюрприз получи. Кто из вас хочет рассказать стишок?

Катя. – Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Весь до ниточки промок,

Со скамейки слезть не смог.

Воспитатель открывает ящик, из которого достает развивающие игры и раздает детям.

Приложение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: « Формирование восприятия формы предметов детей младшего дошкольного возраста». Выполнила воспитатель II квалифицированной категории Родкина Вера Николаевна

Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат и треугольник; - учить детей находить и различать предметы круглой, треугольной и квадратной формы; - закрепить знания детей о формах предметов в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Цель.

Круг – помощник наш и друг. Ты легко узнаешь круг. И везде его найдешь: Круг на солнышко похож, На тарелку, на котлету, И на ягоду черешни, И на колесо, конечно… Круглые очки у Даши, Пуговки на кофте Маши, Мяч, арбуз, часы, значок И у хрюшки пятачок!

Посмотрите-ка, ребята! Вот квадрат. А у квадрата Все четыре стороны Одинаковой длины.

Говорил большой квадрат: «Я квадратам старший брат!» Мал второй, но гордый тоже: «Я хоть меньше, да моложе!»

По линейке на листочке Три соединяем точки – Треугольник получаем. Мы легко его узнаем: Треугольниками – ушки У котенка на макушке; Треугольный «нос» ракеты, Парус яхты, крыша дома, «Треуголка» из газеты И флажок в руках у Ромы.


Чукур Людмила Васильевна
Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА .

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ

Подготовила : ст. воспитатель Чукур Л . В.

1. Понятие «геометрическая фигура » . Особенности развития представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста

Одним из свойств окружающих предметов является их форма . Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах .

Фигура - латинское слово , означает «образ» , «вид» , «начертание» ; это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, или часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. Этот термин вошел в общее употребление в XII в. До этого чаще употреблялось другое латинское слово - «форма » , также означающее «наружный вид» , «внешнее очертание предмета » .

Наблюдая за предметами окружающего мира , люди заметили, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу . Это свойство было названо геометрической фигурой . Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета , всякое непустое множество точек; обобщенное абстрактное понятие.

Само определение понятия геометрической фигуры дали древние греки . Они определили , что геометрической фигурой является внутренняя область, ограниченная замкнутой линией на плоскости. Активно это понятие применял в своей работе Евклид. Древние греки классифицировали все геометрические фигуры и дали им названия .

Упоминание о первых геометрических фигурах встречается и у древних египтян и древних шумеров. Учеными-археологами был найден папирусный свиток с геометрическими задачами , в которых упоминались геометрические фигуры . И каждая из них называлась каким-то определенным словом .

Таким образом, представление о геометрии и изучаемых этой наукой фигурах имели люди с давних времен, но название, «геометрическая фигура » и названия всем геометрическим фигурам дали древнегреческие ученые.

В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всём пути обучения. Дошкольники, познавая окружающий мир, сталкиваются с разнообразием форм предметов , учатся называть и различать их, а затем знакомятся и со свойствами геометрических фигур .

Форма – это внешнее очертание предмета . Множество форм бесконечно .

Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В исследованиях Л. А. Венгера выясняется, возможно ли различение формы предметов детьми , у которых еще не сформировался акт хватания . В качестве индикатора он использовал ориентировочную реакцию ребенка в возрасте 3-4 месяцев.

Детям предъявлялись два объемных тела одинакового стального цвета и размера (призма и шар, одно из них подвешивалась над манежем, чтобы угасить ориентировочную реакцию; затем снова подвешивалась пара фигур . На одну из них (призма) реакция угашена, другая (шар) - новая. Малыши обращали взор на новую фигуру и фиксировали ее взглядом в течение более длительного времени, чем старую.

Л. А. Венгер заметил также, что что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение, как и на новой геометрической фигуре .

Исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показали , что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку , соску, материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с 5 месяцев . При этом индикатором различения являются движения рук, корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его (при пищевом подкреплении) .

В других исследованиях выявлено, что, если предметы отличаются цветом , то ребенок 3-х лет выделяет их форму только в том случае , если предмет знаком ребенку из практического опыта (опыт манипуляций, действий) .

Это доказывает и тот факт, что ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения (может рассматривать и понимать знакомые картинки, держа книжку «вверх ногами» , предметы , окрашенные в несвойственные цвета (черное яблоко, но квадрат, повернутый на угол, т. е. в виде ромба, не узнает, так как исчезает непосредственное сходство формы предмета , которого нет в опыте.

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие . Восприятие помогает отличить один предмет от другого , выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.

Первичное овладение формой предмета Форма предмета , как таковая, не предмета предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Исследования психолога С. Н. Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы , имеющие цилиндрическую форму , то в его восприятие включается знание геометрических форм . У дошкольника происходит обратное явление.

В 3-4 года дети опредмечивают геометрические фигуры , так как они в их опыте представлена нераздельно с предметами , не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка , как некоторый предмет : квадрат - это платочек, кармашек; треугольник - крыша, круг - колесо, мячик, два круга рядом - очки, несколько кругов рядом - бусы и т. п.

В 4 года опредмечивание геометрической фигуры возникает только при столкновении ребенка с незнакомой фигурой : цилиндр - это ведро, стаканчик.

В 4-5 лет ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом : про квадрат говорит «это как платочек» .

В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру , сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета , в их речи появляются слова «квадрат» , «круг» , «квадратный» , «круглый» и т. п.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах :

В плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов ;

В смысле познания особенностей их структуры , свойств, основных свя-зей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометри-ческого материала .

Контур предмета это общее начало , которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия . Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета , как таковая, не воспринимается отдельно от предмета , она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям.

Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно - двигательно знакомятся с предметами . Значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета , в том числе и форма . Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов .

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть , узнавать формы , наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи , видеть ее и в других вещах . Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур . Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой ) форму разных предметов .

Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре - свидетельство этому.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар : квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют дети пятого и шестого года жизни.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны , с помощью которых познание структуры предмета , его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением , но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов . Чтобы лучше познать предмет , дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование , осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов ; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники) .

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом рас-познавания формы . Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие , но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины, ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры , сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины) . Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры , дети находят уже общность между ними («У куба есть квадраты» , «У бруса - прямоугольники, у цилиндра - круги» и т. д.).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части . Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов .

3. Особенности обследования и этапы обучения обследованию детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Известно, что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование, опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л. Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка .

По исследованиям С. Якобсон, В. Зинченко, А. Рузской дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме , когда предлагалось сначала ощупать предмет , а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно .

Исследования Т. Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме . Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания .

В 3-4 года – движения исполнительные (катают, стучат, возят) . Движения немногочисленны, внутри фигуры , иногда (однократно) по осевой линии, много ошибочных ответов, смешение разных фигур . В 4-5 лет – движения установочные (зажимают в руке) . Количество движений увеличивается в два раза; судя по траектории, ориентированы на размер и площадь; крупные, размашистые, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций, относящихся к наиболее характерным признакам фигуры ; дают более высокие результаты. В 5-6лет – движения обследовательские (прослеживание контура, проверка на упругость) . Появляются движения, прослеживающие контур, однако они охватывают наиболее характерную часть контура, другие части оказываются необследованными; движения внутри контура, количество то же, высокие результаты; как и в предыдущий период , наблюдается смешение близких фигур . В 6-7 лет – движения по контуру, пересечение поля фигуры , причем движения сосредотачиваются на наиболее информативных признаках , наблюдаются отличные результаты не только при узнавании, но и при воспроизведении .

Таким образом, для того, чтобы ребенок выделил существенные признаки геометрических фигур , необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить.

Этапы обучения обследованию

Задача первого этапа обучения детей 3-4 лет - это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур .

Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления » .

«Геометрическое мышление » вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний » у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое , ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами , каждую из них воспринимает обособленно .

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами , однако еще не осознает общности между фигурами .

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур , связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление .

Познание геометрических фигур , их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке) .

Большое значение в развитии геометрического мышления и про-странственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начала геометрического мышления детей , формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур . Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Библиографический список

1. Белошистая А. В. Знакомство с геометрическими понятиями / А . Белошистая // Дошкольное воспитание . - 2008. - № 9. - с. 41- 51

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.- 144с.

3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни : книга для воспитателя детского сада / (А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.) ; под ред. В. В. Холмовской. - М. : Просвещение, 1986. - 144 с.

4. Габова М. А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М . А. Габова // Дошкольное воспитание . - 2002. - № 9. - с. 2- 17.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : (пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера). - М. : Просвещение, 1978. - 203 с.

6. Кербс Е. В. Математические досуги / Е. В. Кербс // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 3. - с. 21- 23.

7.Математика в детском саду : (пособие для воспитателя дет . сада / составитель Г. М. Лямина). - М. : Просвещение, 1977. - С. 224 - 228.

8. Метлина Л. С.Математика в детском саду : (пособие для воспитателя дет . сада) / Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 1994. - 256 с.

Форма - признак предмета, доступный зрительному и мышечно-тактильному восприятию.

В форме предмета выделяются более или менее типичные признаки: округлость или удлиненность, устойчивость или расчлененность, симметричность частей или ассиметричность.

Конкретными задачами умственного воспитания при ознакомлении с формой являются:

· Формирование представлений и знаний о форме как признаке предмета и красоты;

· Развитие способности видеть, различать, сравнивать, группировать предметы по их форме;

· Развитие способности видеть форму в сочетании с другими признаками в жизни, в предметах искусства;

· Развитие словаря и связной речи и приучение детей пользоваться точными названиями форм и их особенностей, образными, выразительными словами, обобщенными словами-понятиями;

· Обучение детей способам применения знаний о форме в разнообразных видах деятельности;

· Воспитание познавательных интересов.

Способность ребенка воспринимать, видеть форму в предмете не является врожденной, а формируется в процессе воспитания и обучения.

Ознакомление детей с формой как признаком предмета и обобщающим понятием имеет определенную последовательность, повторность и усложнение от одной возрастной группы к другой.

Младшая группа.

Педагог учит детей видеть и различать предметы по их форме, знакомит с основными геометрическими фигурами – шаром и кубом – и сам называет их. Воспитатель организует зрительное и тактильно-мышечное восприятие, познавательные действия с предметами, учит способам обследования предметов, опробования их в играх, в занятиях со строительным материалом, с игрушками.

На занятиях с отдельным ребенком или с небольшой подгруппой воспитатель показывает шар и говорит: «Это – шар» - и производит действия с ним, подчеркивая его форму.

Познавательные практические действия следует производить многократно. Период практического опробования не надо сокращать. На повторных занятиях, в играх воспитатель вновь называет фигуру и ее особенности.

На последующих занятиях, в играх педагог просит детей показать, принести. Положить шары в корзиночку. По выполняемому действию он проверяет, усвоили ли дети название и соотносят ли они слово с предметом. В дальнейшем он упражняет детей в названии формы предмета.

Организуя игры с шарами и другими игрушками, воспитатель упражняет детей в различении их по форме и вместе с тем в знакомое включает новое – цвет – и учит различать шары по цвету. На следующих занятиях воспитатель предлагает шары разного размера – большие и маленькие, затем называет словами «большой – маленький» и использует слово для закрепления различия.

Много игровых действий организует воспитатель и с предметами кубической формы – он побуждает осматривать кубы, переставлять, двигать. Зрительно-моторно воспринимая кубик, ребенок ощущает грани и плоскости и практически познает особенности этой фигуры.

Определение формы и размера уже можно включить в одно занятие, так как предшествующее освоение формы шара способствовало развитию внимания детей, умению смотреть и видеть. И на последующих занятиях, и в играх воспитатель упражняет способность детей выбирать из строительного материала кубы большие и маленькие.

Затем педагог организует сравнение шара и куба как двух различных фигур.

В дальнейшем он закрепляет представление о шаре и кубе на разных занятиях, в играх..

Т.о., воспитатель мл. гр. в соответствии с программой учит детей различать по форме шар и куб и называть их точным словом, учит применять усвоенные представления в разных видах деятельности.

Средняя группа.

Педагог закрепляет представления о шаре и кубе и совершенствует способы сенсомоторного обследования предметов на основе зрительного и тактильно-мышечного восприятия. Знакомит детей с новыми фигурами: прямоугольник, квадрат, треугольник, цилиндр – и учит различать предметы прямойгольоные, квадратные, треугольные. С расширением и усложнением содержания расширяются, усложняются и требования к умственной деятельности детей, формируется новые качества познавательной деятельности. Одну и ту же форму воспитатель учит видеть в предметах разного содержания.

И в средней группе воспитатель прежде вносит предметы, в которых выражены разнообразные формы, и особенно те, с которыми нужно знакомить детей в соответствии с требованиями программы.

Ознакомление детей с новыми фигурами педагог проводит обычным и уже знакомым детям способом.

Новое качество формы как общего признака многих окружающих предметов следует раскрывать на знакомом ребенку содержании.

Овладение представлениями об основных формах предметов, умением группировать предметы по их формам не происходит только на занятиях, в дидактических играх, оно требует «практикования» в жизни.

Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур.

Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом: плоские и объемные, имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые, различающиеся по внешним признакам. Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.

Классификация геометрических фигур строится как на чувственной, так и логической основе. Восприятие ребенком окружающих предметов на первых порах, как показали специальные исследования, не означает выделения формы. Вначале выступает сам предмет, и только потом - его форма.

В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей. Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем. Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.

Так, Я. А. Коменский в «Материнской школе» впервые дает оценку роли чувственного опыта в развитии ребенка и указывает на необходимость ознакомления детей до школы с различными геометрическими фигурами.

И. Г. Песталоцци в книге «Азбука зрительного восприятия» также пытается опереться на чувственный опыт ребенка в овладении счетом, числом и вообще в ориентировке малыша в окружающем мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: