Должен ли первоклассник. Родительское собрание: Что должен знать и уметь будущий первоклассник

За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклашкам, выросли. Если раньше в первый класс с большим удовольствием принимали детей, не умеющих читать и писать, чтобы впоследствии не пришлось их переучивать, то сегодня для поступления в школу подобные навыки приветствуются или обязательны. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек.


Как определить уровень подготовки ребенка к школе?

Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости.
Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.
В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога.


Ребенка считают неготовым к школе, если он:


настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Примерный перечень вопросов и заданий, определяющие уровень готовности дошкольника к школе.

Проверь свои знания. Закончи фразы, ответь на вопросы, выполни задания.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Сколько тебе лет? Обведи соответствующую цифру (цифры в рамках вперемешку: 6, 5, 7, 4,8)
  3. Назови дату своего дня рождения
  4. Наша страна называется…
  5. Раскрась флаг России (заготовка флага)
  6. Столица России – город…
  7. Обведи герб России красным карандашом (фломастером, ручкой), а герб Москвы- синим.
  8. Назови свой домашний адрес
  1. Сколько человек в твоей семье? Перечисли
  2. Мою маму зовут…моего папу зовут…Как зовут других членов семьи?
  3. Где и кем работают мама и папа?
  4. Какие профессии ты знаешь?
  5. Что такое домашний труд. Назови предметы, которые помогают в домашнем труде и объясни как ими пользоваться.
  6. Как люди отдыхают?
  7. Какие праздники ты знаешь? Перечисли.
  8. Солнце – это…
  9. Дом всех людей - планета….
  10. Зачеркни предметы, которые не относятся к природе Земли. (даются картинки: Солнце, туча, радуга, птица, насекомое, рыба, дикий зверь, домашнее животное, дерево, цветок, ягода, стул, ботинок, дым). Найди объекты неживой природы. Что относится к неживой природе. Найди растения и обведи их зеленым цветом. Какие еще растения ты знаешь? Найди животный и обведи их красным цветом. Каких животных ты еще знаешь.
  11. Я знаю пять названий деревьев.... Я знаю пять названий цветов….
  1. Дикие животные – это те животные, которые живут…

Домашние животные - это те животные, которые живут…

Я знаю пять названий птиц…

Я знаю пять названий насекомых…

Я знаю пять названий зверей…

  1. Назови времена года. Сколько в году месяцев. Назови зимние месяцы, весенние месяцы, осенние месяцы, летние месяцы.
  2. Расставь рисунки в том порядке, в каком появлялись эти создания на земле. (Рисунки: первобытный человек, современный человек, динозавр)
  3. Назови части тела человека
  4. Какой из этих мальчиков заботится о своем здоровье, а какой нет (рисунок: идет дождь. Идут два мальчика, один под зонтом, другой- без зонта)
  5. Я знаю правила пешехода… Что обозначают цвета не светофоре?
  6. Рукотворный мир- это предметы, которые …

Я знаю пять названий видов транспорта…

Я знаю пять названий предметов мебели

Я знаю пять названий предметов одежды…

Я знаю пять названий игрушек…

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ К ПЕРВОМУ КЛАССУ.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения.

  1. Первыми здороваться со взрослыми и сверстниками
  2. Вежливо прощаться
  3. Благодарить за оказанную помощь
  4. Говорить тихо, не привлекая к себе внимания
  5. Вежливо обращаться с просьбой
  6. Не перебивать говорящего
  7. Не вмешиваться в разговор старших
  8. Соблюдать порядок, чистоту.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Наша СТРАНА

НАШ ФЛАГ. Цвет флага:

  • белый
  • синий
  • красный

НАШ ГЕРБ

  • Двуглавый орел

НАША СТОЛИЦА

  • Город Москва

НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА

  • Рубль
  • Разменная монета-копейка

МАЛАЯ РОДИНА.

  • У каждого человека есть малая родина. Это место, где человек родился и живет. Кто-то родился в городке, кто-то в селе, кто- то живет в центре России, кто-то на ее окраинах. Место жительства определяет адрес.

  • О всенародных праздниках
  • О труде людей в городе и сельской местности
  • Должны уметь рассказать о своей семье

ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дети должны иметь представление:

  • Об условиях необходимых для роста растений
  • О лесных ягодах и грибах
  • Об овощах и фруктах
  • О деревьях, кустарниках и цветах

Дети должны уметь:

Различать и назвать деревья по коре, листьям, плодам.

ЖИВОТНЫЙ МИР.

Дети должны иметь представление:

  • О домашних и диких животных
  • О перелетных и зимующих птицах
  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Дети должны:

  • Иметь представление о сезонных изменениях в природе
  • Определять состояние погоды: солнечно, ветрено, дождливо, выпал снег
  • Уметь вести календарь природы с помощью взрослого

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Рисование с натуры
  • Сюжетное рисование
  • Гжель
  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Филимоновская игрушка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Правильно произносить все звуки родного языка
  • Различать и называть слова с определенным звуком
  • Уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец)
  • Подбирать синонимы, антонимы
  • Пересказывать знакомые сказки и рассказы
  • Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

МАТЕМАТИКА

Дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц)
  • Состав чисел из двух меньших

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • Называть числа в прямом и обратном порядке
  • Соотносить цифру и число предметов
  • Правильно пользоваться количественным и порядковым числительными
  • Сравнивать числа в пределах 10
  • Устанавливать, какое число больше (меньше) другого
  • Уравнивать неравное число предметов способами (добавить, убрать)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА

  • Не разговаривать с посторонними людьми
  • Не входить в лифт с незнакомыми людьми
  • Не открывать дверь чужим людям
  • Не показывать ключ от дома
  • Не баловаться спичками
  • Не вставать на подоконник

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний)
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)

Что должен знать и уметь первоклассник при поступлении в 1 класс школы.

Будущий первоклассник должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40…), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (<), равно (=), уметь пользоваться ими.

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.
Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».
На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

Для родителей

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовность ребенка к школе? Эксперты считают, что самым важным показателем является психоэмоциональная зрелость ребенка.

Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь? Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Также необходимо :

выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

решать простые арифметические задачки;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части

Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

подбирал слова на заданную букву;

делил слово на слоги;

читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;

проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

копировать с образца геометрические фигуры;

уметь продолжить штриховку рисунка;

уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Требования для поступления в школу

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских садах администрации детских учреждений уделяют большое внимание детям подготовительных групп – с ними занимаются психологи, логопеды. Несмотря на это, родителям следует обратить внимание, проконсультироваться с воспитателем детского сада о необходимости дополнительных занятий, о проблемах ребенка над которыми нужно поработать. Особого внимания заслуживают дети, не посещающие детские сады, а также ребята, которым в детских садах не обеспечивают подготовку к школе ввиду недостатка квалифицированных кадров. Таким детям рекомендуется обязательно посещать воскресные школы, где они смогут научиться правильно сидеть, слушать преподавателя, научатся мыслить логически, размышлять. Посещать такие школы можно с пяти лет, некоторые принимают детей и более младшего возраста. С ними рисуют, поют, играют.

Как правило, детские сады и воскресные школы не ставят перед собой задачи научить ребенка читать и писать. К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости . Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий:

  1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  6. Займите ребенка творчеством – вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин – это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Чем бы вы не занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.

И еще - занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме . Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно .


Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию и тем увереннее будет чувствовать себя на собеседовании с директором школы.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Мягко объясните малышу, что его ждет на собеседовании. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.

А знать ребенку нужно следующее:

Свое полное имя, отчество и фамилию;

Свой возраст и дату рождения;

Фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;

Свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;

Основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);

Название своей страны и ее столицы;

Последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;

Домашних животных и их детенышей;

Диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;

Растения различных природно-климатических зон;

Части тела человека;

Профессии;

Русские народные сказки;

Великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения.

Также ребенок должен уметь:

Различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;

Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;

Рассказать наизусть небольшое стихотворение;

Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

Придумать рассказ по картинке;

Запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

Разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;

Различать гласные и согласные звуки;

Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы";

Правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

Хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);

Делать аппликации из цветной бумаги;

Лепить из глины и пластилина;

Соотносить цифру и количество предметов;

Внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;

Сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;

Играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное - психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы.

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение.

Полный ответ всегда предпочтительнее краткого. Ответы "да", "нет", "не знаю" лучше не использовать. Отвечая на вопрос "Как тебя зовут?", не стоит называть свое уменьшительно-ласкательное, "домашнее" имя (Леночка, Толик и т.д.). Нужно сказать: "Меня зовут /Лена Петрова/, /Толя Иванов/". Часто интересуются и отчеством.

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).

Ребенок должен быть готов к следующим "каверзным" вопросам: "Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше - обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, - тетей или дядей? У кого больше лап - у собаки или у петуха? Кто больше - корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?" и т.п.

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

В норме к началу школьного обучения ребенок должен:


Правильно произносить все звуки;

Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;

Иметь достаточный словарный запас;

Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Точно спрягать знакомые глаголы;

Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);

Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир (1-4)

К школе готов! Что действительно должен знать и уметь будущий первоклассник?

Год перед школой - беспокойная пора для всей семьи будущего школьника. Первый класс - это не только новая ступень образования, это новая веха в жизни - неудивительно, что почти все заботливые и любящие родители, записав ребенка в школу, ненадолго теряют голову.

Вокруг процедуры записи ходят мрачные легенды. Якобы, если ребенок не нарисовал от руки идеальную вертикальную прямую, его не берут в школу; что нужно назвать не менее десяти видов хвойных деревьев, назубок знать гимн Российской Федерации…

Дорогие родители будущих первоклассников! Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок, чтобы уверенно учиться в первом классе.

Вступительный экзамен или просто знакомство?

Прием детей в первый класс регламентируется Письмом Министерства образования и науки о правилах приема в общеобразовательные учреждения от 28.06.2012. Обратимся к этому документу, чтобы ответить на три главных вопроса о приеме:

Чтобы поступить в школу, нужно пройти тест?

Цитируем Письмо Минобрнауки: «Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора)». Исключение составляют только «государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта». Таким образом, если ваш ребенок не прошел собеседования или не сумел на нем блеснуть, это не должно никоим образом влиять на его поступление в школу.

Часто в школах проводятся собеседования будущих первоклассников (теперь мы знаем, что они имеют статус только собеседований, а не вступительных тестов). Вопросы на собеседованиях - едины для всех? Кто их составляет?

Снова цитируем: «В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России… определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно». Таким образом, единого перечня вопросов нет, однако есть наиболее типичные вопросы, которые вероятнее всего зададут вашему будущему первокласснику почти в каждой российской школе.

Могут ли ребенку отказать в приеме в первый класс, если он не смог ответить на вопросы?

«Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка)». Проще говоря, даже если ваш ребенок на собеседовании был не на высоте, это не может быть основанием для отказа. Максимум, с чем вы можете столкнуться - это беседа со школьным психологом, который порекомендует вам рассмотреть вариант «подождать еще год». Но это не более чем рекомендация.

Русский язык. 1 класс. Учебник
Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Знания – и не только

Итак, будущий первоклассник по факту никому ничего не должен. Однако, существует ряд объективных критериев готовности ребенка к школе, и каждому родителю полезно обратить на них внимание. Отметим: это не требования, а скорее система сигналов, которые подскажут вам, что вашему ребенку действительно пора в школу, что ему там будет в достаточной мере комфортно и т.д.


В книге «Все о младшем школьнике» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой выделены три уровня готовности ребенка к школе - физический, личностный и интеллектуальный.

Физическая готовность

Что такое знания без крепкого здоровья? Чтобы успешно учиться, ребенок должен быть вынослив, а все системы его организма - в достаточной мере развиты, чтобы выдерживать школьную нагрузку без потерь для роста, развития, физического и психического самочувствия. Подчас успех ребенка в большей мере может зависеть от состояния его здоровья, чем от уровня его интеллектуального развития.

Что может помешать? Хронические заболевания, слабый иммунитет, склонность к быстрой утомляемости, особенности физического и психического развития.

Как помочь?

    Соблюдайте режим дня. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался, много гулял, правильно питался, не испытывал больших эмоциональных потрясений. Лучше всего, чтобы первого сентября ребенок пришел в школу бодрым, набегавшимся и хорошо отдохнувшим.

    Еще раз проверьте здоровье. Перед школой необходимо проконсультироваться с врачами-специалистами, в первую очередь офтальмологом, неврологом, отоларингологом. Если ребенок склонен часто болеть, можно обратиться к врачу-иммунологу.

    Будьте внимательны к индивидуальным особенностям здоровья ребенка. Если есть риск перегрузки, при выборе школьной программы сделайте выбор в пользу комфорта, а не заманчиво высоких результатов.

Личностная готовность

С одной стороны, это внутреннее желание ходить в школу, наличие учебной мотивации, с другой - умение общаться со сверстниками и учителями, способность принять свой новый статус школьника и усвоить новые правила поведения.

Что может помешать? Развитие личностной готовности детей к школе в основном зависит от взрослых. Если родители всегда поддерживали природное любопытство ребенка, общались с ним, уделяли ему достаточно внимания - проблем будет значительно меньше.

Чем помочь?

    Создайте круг общения. Чтобы научиться играть со сверстниками, нужно с ними регулярно встречаться. Если ваш ребенок не ходит в детский сад, пусть он общается с другими детьми во дворах и на площадках, на кружках и секциях – но главное, чтобы хотя бы на короткое время ребенок оказывался в детском коллективе. Еще лучше, если общение со сверстниками не будет напрямую регламентироваться педагогом или воспитателем.

    Разговаривайте с ребенком. Внимательно относитесь к его вопросам, не оставляйте их без ответа. Интересуйтесь мнением ребенка.

О том, как правильно разговаривать с ребенком о школе, можно почитать здесь (ссылка на статью о психологической готовности).

Интеллектуальная готовность

Нет, это не только и не столько объем знаний, который ребенку удалось наработать за первые шесть-семь лет жизни. В первую очередь, это уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций. Большую роль играют навыки самоорганизации, умение действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания. Наконец, интеллектуальная готовность ребенка определяется и уровнем его кругозора.

Чем помочь?

    Развивайте ребенка правильно. Это ни в коем случае не значит, что вам нужно с трех лет засесть за учебники, зубрить детские энциклопедии или учить иностранные языки. Не перегружайте ребенка лишними знаниями, лучше помогите ему построить позитивные ассоциации между интеллектуальной деятельностью и общим комфортом: когда ребенок с родителями, ему хорошо, уютно, спокойно, в это же время ему предлагают подумать, решить логическую задачку, просто поговорить о чем-нибудь интересном.

    Играйте. Игровая деятельность – ведущий род деятельности дошкольника, и именно в игре формируются все дальнейшие навыки, необходимые для интеллектуального развития.

    Тщательно выбирайте пособия, по которым занимаетесь с ребенком. Обращайте внимание на соответствие пособий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): с ними вы можете быть уверены, что даете ребенку только нужные знания и навыки, не перенапрягаете его.

Математика. 1 класс. Учебник.
Учебник предназначен для обучения математике учащихся в первом полугодии 1 класса. Он обеспечивает плавную адаптацию детей к обучению, способствует формированию универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу, находить и объяснять способ решения, составлять модель сюжетной математической ситуации.

Что неплохо бы знать первокласснику?

Опыт показывает, что если личностная и интеллектуальная готовность ребенка на должном уровне, то и определенный багаж знаний у него наработан.

Как мы писали ранее, в настоящее время школам запрещено законом проводить вступительные испытания в первый класс. Тем не менее, вас, вероятно, пригласят на небольшое собеседование, чтобы узнать общий уровень развития вашего ребенка. Вот примерный перечень знаний, которые скорее всего будут проверять у вашего ребенка. Заметим: ребенок никому ничего не должен. Он может ответить и не ответить на вопросы, на его поступление в первый класс это никоим образом не может повлиять.

Знания:

    Базовые знания о себе. Имя, отчество и фамилия, свой возраст и дата рождения, домашний адрес, кое-что о городе (населенном пункте), в котором он живет, главное о своей стране (название, флаг, герб).

    Семья . Имена и фамилии родителей, их профессии.

    Времена года. Последовательность, названия месяцев, основные приметы каждого времени года – что происходит в природе, чем заняты люди и животные.

    Животные . Домашние животные и их детеныши, дикие животные средней полосы России, жарких стран, севера. Хищники, травоядные и всеядные животные. Основные приметы, внешний вид, детеныши. Птицы: зимующие и перелетные, домашние и дикие.

    Транспорт . Наземный, водный, воздушный.

    Одежда . Основные предметы одежды, виды обуви, головных уборов, одежда мужская и женская.

    Растения . Деревья - хвойные и лиственные; ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды.

    Русские сказки . Знать и рассказывать основные сюжеты.

    Геометрия . Нужно различать плоскостные фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умения:

    Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Правая, левая сторона, верх, низ и т.д.

    Восприятие . Внимательно прослушать и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить связный рассказ по картинке или ряду картинок.

    Родной язык . Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    Владеть карандашом . Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать схематично, обводить по контуру, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры.

    Счет . Хорошо, если ребенок умеет считать до 20 и обратно, выполнять простейшие счетные операции в пределах 20, знать состав чисел 2, 3, 4, 5. Если он этого не умеет - ничего страшного.

В учебник вошли разнообразные по жанрам произведения народного творчества, писателей-классиков и современных писателей о Родине, о детях и для детей, о животных и родной природе. Содержание учебника позволяет вести дифференцированное обучение первоклассников с учётом их готовности и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделяется формированию основных видов речевой деятельности (слушанию, чтению и говорению), читательских умений, обогащению словаря и читательского опыта детей.

Готовимся к школе: руководство для родителей

О том, как правильно заниматься с ребенком накануне поступления в первый класс, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова , заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, проф., член-корреспондент РАО:

Прежде всего, будет хорошо, если родители, намечая план подготовки своего сына или дочери к школе, всякий раз будут задавать себе вопросы:

    Это точно необходимо моему ребенку? Без этого его в школу не примут? Без этого он не сможет учиться?

    Что это даст ему для успешности учения и интереса к учебному процессу?

    А он захочет этим заниматься? Ему это точно по силам?

Если хотя бы на один из этих вопросов ответ отрицательный - подумайте хорошенько, нужны ли вам эти занятия. Если ответ на первый вопрос отрицательный – они вам почти точно не нужны.

Чтобы настроить ваш родительский радар, предлагаю рассмотреть некоторые формы занятий и выбрать, в каком из них больше пользы. Сравните, что лучше:

    Каждый день проводить уроки обучения чтению, заставлять (или уговаривать) ребенка «складывать буквы в слова» (любимое задание родителей!);

    Играть с ребенком в разнообразные игры со звуками: послушаем звуки, произнесем звуки, сравним звуки, «определим звуки, которые тянутся», «определим последовательность звуков и обозначим их разными пуговками (фишками).

Ответ:

Поверьте профессионалу: методика обучения, когда все начинается с букв и заканчивается ими, приводит к ужасному побуквенному чтению, когда ребенок никак не может прочитать слово слитно. Он, конечно, научится этому, но с серьезной временной задержкой, отставанием в понимании смысла текста и с последующим (это психологами доказано) неграмотным письмом.

Примем как аксиому: буквы - знаки звуков, и прежде чем, ребенок запомнит буквы (это не так уж сложно), он должен научиться ориентироваться в звуковой стороне слова, хорошо знать, когда, в каких случаях нужно ставить ту или иную букву. Такая методика гарантирует умение ребенка мгновенно анализировать слово при чтении и письме. У ребенка формируется правильное чтение, становится грамотное письмо. Самое главное: дети играют со звуками с увлечением, с удовольствием, всегда готовы снова и снова выполнять «звуковые» задания.

Еще один пример!

    Можно купить прописи, которыми пользуются в первом классе, и регулярно заставлять дошкольника писать элементы букв и сами буквы. Правда, это скучно и неинтересно, но зато (так считают взрослые) рука будет готовиться к овладению письмом.

    Предложить ребенку научиться пришивать пуговицы, штопать несложные дырки, вязать, заниматься рисованием и аппликацией.

Ответ:

Идея о том, что прописи в раннем возрасте ставят руку - это миф! Гораздо полезнее действия из варианта 2. Подготовка руки к письму в этих действиях «прячется»: не скучные элементы рисуем, а к паровозу дым, или полет пчелы от цветка к цветку, или дорисовываем колеса у машин, которые художник забыл нарисовать. И т.д, и т.п. А вместе грустного и очень трудного соединения элементов букв, будем работать крючком, вырезать и наклеивать детали аппликации.

И наконец, давайте помнить еще один закон обучения: голова обучающегося должна быть не только хорошо наполнена, но и хорошо устроена. То есть, все, что знает ребенок, он должен понимать, а не просто формально запоминать. И еще: чем меньше «готовых» знаний получит дошкольник, чем больше сам их «откроет», тем выше будет уровень его интеллекта.

ерейти в каталог продукции по начальному образованию
И еще:

    Для занятий с ребенком лучше всего выбирать утренние часы: это оптимальное время для интеллектуальных нагрузок.

    Пусть занятия длятся не более 20 минут, а время занятий используется максимально полезно: меньше монотонных занятий, больше развивающих упражнений. Если вы не уверены, что сможете сами выстроить систему подготовки ребенка к школе, советуем вам следовать курсу проверенного учебного пособия.

Александра Чканикова

____________________

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: