Колосс Родосский – уникальное творение скульпторов, ставшее воплощением бога Гелиоса. Путешествия от а до я


Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) - одно из античных семи чудес света, явное и неопровержимое доказательство богатства и могущества Родоса. Колоссом Родосским называли в Древней Греции огромную бронзувую статую на острове Родос. Как и большинство из семи чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вообще ничего не осталось, кроме упоминаний в античных исторических трудах и мифах. Несмотря на это, историки и археологи упорно пытаются научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.

При всей неопределенности сведений о полумифическом Колоссе историческая наука все-таки накопила немалое количество объективных данных об этом древнегреческом чуде. Судя по античным источникам, высота Колосса была от 30 до 36 метров.


Georg Balthasar Probst.

В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя острова Родос. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э.


After Marten de Vos. 1614

Автором проекта был, предположительно, скульптор Хадес из города Линдос на Родосе, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.

Сотрудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса (есть версия, что каркас был обмазан глиной, "колосс на глиняных ногах"?), который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.

Статуя сооружалась 12 лет. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки, Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль.

Основными источниками фактических данных о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет там и детального описания статуи - только самые общие сведения.

Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Хорошо известно изображение Колосса Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение невозможно. При высоте Колосса 36 м, расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Отсутствуют не только конкретные археологические подтверждения, но и косвенные указания на такое расположение прославленной статуи. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили своего Колосса в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря.

Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. Колосс простоял 65 (по другим сведениям- 56) лет, В 226 (222 г.?) году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.

Сальвадор Дали. Colossus of Rhodes.

Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось.(Оракул запретил новый монтаж.) Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший.

Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.


1608

Самое старое изображение Колосса Родосского сохранилось с 1556 года. Не известна истинная форма и история появления Колосса, современные реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой "Статуя Свободы".

Теперь при входе в гавань Мандраки на колоннах стоят две бронзовые статуи оленей, являющиеся эмблемой современного Родоса. Считается, что колонны стоят на месте ног колосса. Изображение Колосса Родосского можно увидеть повсюду: на марках, открытках, старинных гравюрах.

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала - от 60 до 100 метров. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые будут выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof).


Церетели хочет построить в Сочи 47-метровый "Колосс Олимпийский". По проекту З.Церетели, внутри этой 47-метровой скульптуры будут лифты, а под ней будут помещения для музеев.

Каждый знает 93-метровую Статую Свободы установленную в гавани Нью-Йорка. В левой руке факел, а в правой табличка, на которой увековечена дата принятия Декларации Независимости. Но 2300 лет назад, такая же статуя была построена на греческом острове и имя ей .

Колосс Родосский: краткое описание

Колосс Родосский — знаменитое чудо света, которое было установлено на входе в гавань острова Родос в 304 году до н.э.
Во времена античности, остров Родос занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии. Главной город - Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э. остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света - .

Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский. После смерти Македонского, который скончался в (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.

Родос поделили на три части, которые достались Птолемею, Селевку, Антигону. Так получилось, что родоcцы были на стороне Птоломея, который ещё до этого правил Египтом. Зависть затуманила глаза Антигона и он с помощью своего сына Демитрия пошёл войной на Родос. Огромная армия насчитывающая более 40 000 (больше всего населения острова) солдат обрушилась на стены портового города. Для покорения Родоса была сооружена огромная осадная башня, установленная на шести кораблях!

Но тут Демитрия постигла неудача, внезапный ураган опрокинул конструкцию в воду. Антигон не сдавался и приказал своему сыну построить ещё одну башню-гигант высотой 150 футов и основанием 75 квадратных футов. Вторая башня несла на себе множество катапульт, солдатов на ней защищали шкуры животных и щиты из дерева. Родосцы и тут не спасовали, вылив кучу нечистот с наружной стороны стены. В итоге огромная башня завязла, так и не добравшись до места назначения. Как раз во время поспел флот из Египта, который отбил атаку Демитрия, обратив его в бегство.

Как создавался Колосс Родосский

Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса - бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.

Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так — статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент. Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.

Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы. Существует две версии его кончины. Первая - Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой. Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет. Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.

Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи

Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти «останки» скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.

В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.

Слова «колосс», «колоссальный» прочно укоренились в русском языке и используются для обозначения чего-то очень большого, гигантского. Но мы обычно не задумываемся о первоначальном их значении. Древние греки называли колоссами огромные статуи, значительно превышавшие человеческий рост. Увидев гигантские статуи в Египте, они начали создавать их сами. Одной из первых была сооружена статуя бога Аполлона высотой 13 метров, в Амиклах. Но самой почитаемой в Греции была статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, ставшая одним из семи чудес света, известном нам как Колосс Родосский.

Остров Родос в конце IV века до н. э. был одним из самых богатых и могущественных греческих государств. Основным источником благосостояния жителей острова служила торговля. Будучи искусными мореходами, родосцы смело отправлялись по торговым делам в отдаленные края и страны. Они плавали в Африку, Сицилию и даже к северным берегам Черного моря.

Богатство и процветание Родоса не могли остаться незамеченными теми, кто жаждал власти. Тем более что после смерти Александра Македонского его полководцы начали борьбу за раздел державы. Каждый стремился захватить наиболее богатые земли.

  • Селевк обосновался в Вавилонии,
  • Птолемей – в Египте,
  • Антигон – в Сирии и Передней Азии.
  • А сын Антигона, Деметрий, ставший прославленным полководцем, обратил внимание на богатства Родоса.

По какому случаю статуя появилась

Деметрий потребовал от жителей Родоса помощи в борьбе с Египтом. Но те отказались, так как с Египтом были налажены торговые отношения: именно там жители острова закупали большую часть хлеба.

Возмущенный отказом Деметрий направил к острову флот и начал осаду. При осаде широко использовались стенобитные орудия и метательные машины. Под стенами Родоса впервые была применена гелепола.

Гелепола – осадная машина, изобретенная афинским архитектором Эпимахом. Она представляла собой огромную башню 40 метров высотой и 15 метров шириной, которую обслуживало 3400 человек. В нижней ее части находился таран для пробивания стен и ворот. А на верхних этажах размещались стрелки из лука и располагались метательные машины. Гелепола была обшита плотными листами железа, которые защищали находившихся в ней воинов. Из этого сооружения нападавшие могли почти беспрепятственно обстреливать город.

Гелепола наносила защитникам Родоса большой урон. Но родосцы продолжали обороняться и даже предпринимали смелые вылазки, уничтожая стенобитные машины. По ночам они восстанавливали разрушенные стены и вновь занимали оборону. Египет и другие союзники оказывали им помощь, доставляя по морю продовольствие и снаряжение.

Осада Родоса продолжалась год и успеха не принесла. Враги Деметрия, пользуясь тем, что он развязал войну на острове, стали нападать на захваченные им земли. И полководец поспешил заключить мир с родосцами, которые восприняли это как победу.

По условиям договора они становились союзниками Деметрия, но отказывались от войны с Египтом. Осада была снята, а гелепола досталась родосцам. В память о своей победе родосцы решили создать гигантскую статую богу Гелиосу – покровителю острова.

Покровитель острова Родос

По преданию, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Поэтому жители острова особо почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и строили в честь него храмы, в которых устанавливали статуи Гелиоса.

Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании было принято решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на полученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.

Бронзовые статуи создавались с использованием техники литья. Само по себе сооружение такой статуи требовало немалых затрат и большого мастерства. Сначала копия будущей скульптуры лепилась из глины. Затем на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной.

Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: сверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Затем форму нагревали и давали стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После того как металл остывал, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

Мастера, создававшие Колос Родосский

Считается, что статуи из металла греки начали отливать в VII веке до н. э. Первые скульптуры были достаточно примитивны, но постепенно мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До наших дней дошла ее мраморная копия.

Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции. Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1,5 тысячи различных статуй. Причем начинал он свою деятельность в качестве подручного в мастерской. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисиппом была отлита гигантская статуя Зевса (около 20 метров в высоту), которая считалась самой большой в Греции до тех пор, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

Сооружение статуи началось не сразу. Сначала жители острова восстанавливали все разрушенное в ходе военных действий. Лишь затем началось создание Колосса. Работа продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Бывавшие на острове купцы говорили об огромной статуе высотой в 70 локтей (приблизительно 35 метров).

После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже стали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Но Колосса, созданного Харесом, никому превзойти не удалось. Правда, простоял Колосс очень недолго, около 60 лет.

Разрушение статуи

В 220 году до н. э. на острове произошло сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее жизни многих людей. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие государства, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса.

Но все старания и затраты оказались напрасными: поднять статую не удалось. Не смогли этого сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

В I веке н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не смог скрыть своего восхищения. Он отметил, что большинство людей не может обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле больше тысячи лет, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по рассказам одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С тех пор следы Колосса теряются.

  • Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла.
  • А во-вторых – непонятно, каким именно образом она была создана. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было просто невозможно.

Как выглядел Колосс Родосский

Тем не менее ученые пытаются найти ответы на все эти вопросы. Например, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был найден фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II веку до н. э.

Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, знаменитая статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, словно он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.

Колосс Родосский (статуя Гелиоса)

Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость.

Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

Как была изготовлена статуя. Версия

Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто
невозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично.

Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень.

Где ж тот холм?

На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы.

После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.

Жители Родоса, племя дорийцев,
Колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
Воздвигли тебе.

— Неизвестный античный поэт

В давние времена на острове Родос () в одноименном городе стояла гигантская статуя «» — одно из утраченных чудес света. Так же как и , попал в список « » благодаря своим огромным размерам. К сожалению, нет ни одного достоверного изображения легендарной статуи, а современники исполина оставили противоречивые описания.


Ученые лишь предполагают, что "рост" Колосса Родосского был примерно 35 метров, а по некоторым описаниям — и все 60! Статуя была настолько высокой, что ее можно было рассмотреть из проплывающих мимо острова Родос кораблей и даже с ближайших островов.


Неизвестны не только высота и облик исполина, но и точное место расположения монумента. Некоторые современники Колосса Родосского рассказывали, что он стоял на входе в гавань города, а корабли проплывали между его ног. Однако в такие рассказы верится с трудом: устойчивость подобной скульптуры оказалась бы слишком мала, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.


Ниже на карте Греции обозначена гавань города Родос, где предположительно был установлен легендарный Колосс Родосский, одно из чудес света.

Скорее всего, колосс располагался не у гавани, а ближе к городу. В руке великан держал чашу с пылающим огнем. Вам не кажется, что описания античной статуи напоминают современную Статую Свободы в ? А ведь, действительно, для родосцев колосс был символом независимости и свободы.

После распада державы Александра Македонского остров Родос достался одному из его полководцев — Птолемею. Другой полководец Македонского — Антигон Одноглазый, решив оспорить такой раздел империи, в 305 году до нашей эры послал своего сына с огромной армией на Родос, чтобы стереть с лица Земли главный город острова. Около года длилась осада столицы Родоса, и, в конце концов, завоеватели отступили. Родосцы верили, что выдержать осаду им помог бог Солнца Гелиос , который когда-то создал остров Родос, подняв его из морской пучины и вдохнув в него жизнь. В честь победы родосцы решили увековечить своего солнечного бога в обличии огромного колосса. Строительство началось в 304 году до нашей эры и длилось по разным источникам то ли двенадцать, то ли двадцать лет. Соорудить подарок богу взялся Харес — ученик Лисиппа. Сначала родосцы попросили Хареса построить статую в десять раз выше человеческого роста, то есть восемнадцатиметровую. Затем жители города потребовали увеличить высоту вдвое, увеличив вдвое и бюджет на строительство. Но выделенных на сооружение монумента денег не хватило, так как при увеличении высоты статуи в два раза объем материалов, необходимых для строительства, увеличился более чем вдвое. Чтобы завершить свою работу, Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.


Основой памятника служили столбы, которые Харес придумал замаскировать в ногах гиганта. На столбах смонтировали металлический каркас, который затем обшили бронзовыми листами, а свободное пространство внутри статуи заполнили крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Для возведения памятника потребовались тонны железа, бронзы и глины. Чтобы упростить строительство, Харес использовал интересный инженерный прием: с постепенным возвышением колосса строители засыпали его землей, поднимая вокруг него холм, на котором было удобно работать. Когда работа была завершена, а земляная насыпь убрана, изумленные жители острова увидели своего бога-великана — . Высокий и стройный юноша с лучистым венцом на голове стоял на белом мраморном постаменте, осматривая морские просторы.

После окончания строительства Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством. Также ходили слухи, что он наложил на себя руки, обнаружив трещину в почти готовой статуе, а может, он просто был недоволен своей работой. Позднее многие считали, что был недоволен статуей и сам бог Гелиос , так как колосс простоял всего около полувека, и был разрушен во время сильнейшего землетрясения в 226 году до нашей эры.

Древнегреческий историк и географ Страбон , написал в своих трудах, что в его время "статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей" . Упавший исполин породил выражение «колосс на глиняных ногах »: именно так стали называть все, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри. Но даже лежа на земле, божественный исполин вызывал восхищение своими огромными размерами. Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший повествует, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки колосса.

Египетский царь Птолемей III предложил родосцам помощь в восстановлении статуи бога, но те отказались, ведь оракул заявил, что Гелиос был недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Разгневанный бог сам низверг свою статую, а побеспокоив обломки, родосцы вызовут повторный гнев. Около тысячи лет пролежали на земле осколки колосса, а затем арабы, захватившие впоследствии остров, продали бронзовые части гиганта купцу, который, как говорили, нагрузил ими 900 верблюдов. Так закончилась история Колосса Родосского.


В наши дни в прессе все чаще появляются сообщения о намерении воссоздать легендарного колосса для привлечения туристов, но дальше слов дело не заходит. И кто знает, возможно, это и к лучшему: вдруг оракул был прав в своем предсказании?

С момента постройки статуи до разрушения прошло немногим более полувека (56 лет), но она не только названа одним из Семи чудес света. История монумента, овеянная легендами и мифами, на протяжении двух тысячелетий будоражит умы ученых планеты. Это – легендарная статуя Колосс Родосский. Колосс Родосский – статуя, изображающая бога солнца Гелиоса – покровителя Родоса, который, как верили жители острова, и помог им пережить осаду. Историки относят ее возведение к 292 — 280 гг. до н.э. Никаких фото легендарного монумента и одного из Семи чудес света, естественно, не существует.

Колосс Родосский – экскурс в историю

После смерти Александра Македонского, его огромная империя – почти мировая держава была поделена между соратниками царя, но без разногласий не обошлось. Самая ожесточенная борьба разгорелась между Антигоном (Одноглазым) и Птолемеем. Первый завладел практически всеми землями в Малой Азии, второй – Египтом. Какое отношение эти исторические события имеют к легендарной статуе Колосса Родосского? Именно они и послужили главной предпосылкой для возведения одного из Семи чудес света.

Основной доход жителям острова приносила торговля с Египтом, что категорически не устраивало Антигона, пославшего своего наследника Деметрия захватить столицу острова – Родос. Осада началась в 305 г. до н. э., а ее масштабы были впечатляющими. Деметрий напал на Родос с 40000 воинами, в состав армии входило 200 военных и 170 транспортных судов, нагруженных катапультами, боеприпасами, оружием.

Осада длилась практически год, Родос, поддерживаемый Птолемеем, не сдавался. Деметрий отступил, бросив у стен Родоса осадные орудия и всю военную технику – «металлолом», все деньги от продажи которого (300 талантов) было решено потратить на возведение гигантской статуи Колосса Родосского.

История Колосса Родосского – интересные факты и легенды

Даже картинки, изображающие Колоса Родосского, найденные в античных архивах, разительно отличаются одна от другой. На одних бог Гелиос изображен с факелом-маяком, освещающим морской пролив. На других – Колосс Родосский держит в руках плащ-покрывало. Однако исследования, продолжающиеся уже более 2000 лет, позволили пролить свет и на саму полумифическую статую Колосса Родосского, и на некоторые моменты, касающиеся ее внешнего вида и расположения.

Достоверно известно, что возведением Колосса Родосского занимался ученик знаменитого греческого скульптора Лисиппа – Харес, а работы велись около 12 лет. Согласно одним источникам, высота Колосса Родосского – бога Гелиоса, составляла 30 м, другие называют большую цифру – 36 м.

Главными источниками, позволяющими более-менее достоверно представить легендарное чудо света, являются записи Плиния и Филона. Однако ни в одном из них Колосс Родосский не описывается во всех подробностях – лишь самые общие сведения, полные восхищения перед величием статуи. Известно лишь то, что основным материалом для возведения Колосса Родосского служила бронза. Достоверно известно и то, что статуя простояла всего 56 лет, причиной ее разрушения послужило землетрясение на Родосе (222 г. до н. э.).

Колосс Родосский – гипотезы о расположении статуи

Итак, Колосс Родосский действительно существовал. Вопросы, волнующие ученых, касаются того, как именно он выглядел, где был установлен, и по какой технологии была построена огромная статуя, ведь даже в наше время размеры Колосса Родосского впечатляют.

Относительно месторасположения статуи, изображающей бога Гелиоса, есть две версии. Первая, признанная классической и зафиксированная во многочисленных учебниках истории, говорит о том, что Колосс Родосский стоял непосредственно на берегу гавани. Об этом свидетельствуют и многочисленные картинки, датированные разными эпохами, на которых Колосс Родосский изображен с широко расставленными ногами, между которыми проплывают корабли. Но, как убедительно доказали современные исследования, 2000 лет назад технически невозможно было установить статую Колосса Родосского над входом в гавань.

Вторая гипотеза гласит о том, что если величественный Колосс Родосский изображал бога солнца Гелиоса, то располагался непосредственно около его храма. Если Гелиос – покровитель Родоса, то его святилище находилось в самом центре столицы острова. Казалось бы, все верно, но жители Родоса поклонялись статуе и восторгались ею, а если она была расположена в самом центре города с достаточно плотной застройкой, то рассмотреть 36 метрового Колосса Родосского просто не представлялось возможным. Плюс, архитекторы Древней Греции очень чтили пропорции, и явная несоразмерность – это не их стиль.

Какая из гипотез правдива? Вопрос до сих пор остается открытым.

Колосс Родосский – версии о возведении статуи

О том, как возводили статую Колосса Родосского, очень подробно писал Филон Византийский. Но у ученых есть сомнения в правдивости рассказа, они не без основания полагают, что его написали в более позднее время. И вовсе не Филон, а ритор, ориентируясь на технологии отливки бронзы, которые были просто неизвестны в Древней Греции.

Существует версия о том, что статуя Колосса Родосского составлялась по частям и была полой. Пустоты заполнялись камнями и глиной, для устойчивости — отсюда и второе название статуи «колосс на глиняных ногах». Эта гипотеза не противоречит технологии, которая существовала 2000 лет назад, и именно ее мог применить Харес. Так ли это? Неизвестно, но гипотеза считается вполне достоверной.

Итак, архитектору удалось создать гигантскую статую, но как именно выглядело изображение бога Гелиоса – Колосс Родосский?

Колосс Родосский – версии, касающиеся внешнего вида

Вполне естественно предположить, что внешний вид Колосса Родосского соответствовал канонам, принятым в Древней Греции, – обнаженный мужчина атлетического сложения с обязательным лучистым венцом-ореолом на голове. Именно такими были статуи богов Греции. А вот поза его зависела исключительно от того, где он располагался.

Если Колосс Родосский стоял над входом в гавань, то в его руке непременно был факел, один из маяков Средиземного моря. Это – классическая версия, и именно таким Гелиос изображен на многочисленных картинках. Античные описания говорят о том, что сверкающая статуя Колосса Родосского была видна морякам, подплывающим к острову.

В том случае, если Колосс Родосский стоял перед храмом бога Гелиоса, то версия о том, что в его руке был не факел-маяк, а плащ-покрывало, видится тоже вполне достоверной. Есть и такие изображения полумифической статуи.

Однако все описания внешнего вида Колосса Родосского сходятся в том, что голову бога действительно украшал венец с лучами и это был обнаженный юноша атлетического сложения.

Колосс Родосский – поверженный гигант

Землетрясение полностью разрушило величественный город в 226 году до н.э. Колосс Родосский не выдержал подземных толчков и был повержен. Интересно, что статуя надломилась именно в коленях, так что расхожее выражение – «колосс на глиняных ногах», скорее всего, связано с этим событием. Хотя и на эту тему ведется много споров.

Нет, жители Родоса не оставили статую лежать поверженной, ведь Гелиос – покровитель острова. Попытки восстановить Колосса Родосского предпринимались неоднократно, но безуспешно. Почти 1000 лет расколовшийся гигант оставался на земле, но в 977 г бронза была продана на переплавку. Увозили «останки» Колосса Родосского на 900 верблюдах, ведь на изготовление статуи было истрачено более 13 тонн дорогой в то время бронзы и почти 8 тонн железа.

Интересно, но уже спустя 2 века после того как Колосс Родосский был переплавлен, на Родосе и в самой Греции началась мода на большие скульптуры. Считают, что именно легендарный Колосс Родосский и стал прообразом нью-йоркской Статуи Свободы и Статуи Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро.

В 2008 правительство Греции объявило о своем намерении восстановить полумифического Колосса Родосского. Но современный бог Гелиос будет еще более величественным. Предполагается, что его высота достигнет 60-100 метров.

Вконтакте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: