ЕГЭ. Познание. Чувственное и рациональное познание: суть и формы

План

Интуиция и понимание.

Проблема истины.

Чувственное и рациональное познание.

Теороия познания, или гносеология (от греческого «гносис» - знание, познание), оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из её фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины и о её критериях.

Большинство философских систем сложившихся в новое время выделяли два основных этапа познания: чувственное познание и рациональное познание. Чувственное познание рассматривалось в качестве начального этапа познания как в смысле историческом (т.е. в смысле филогенеза – развития человеческого рода), так и в смысле индивидуальном (т.е. в смысле онтогенеза – индивидуального развития человека). Чувственное познание существует в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение возможно рассматривать как простейший, исходный элемент чувтвенного познания. Видов ощущений больше чем органов чувств. Некоторые ощущения возникают в результате взаимодействия различных органов чувств. Так существуют ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. Но существуют и вибрационные, температурные, болевые и равновесные ощущения.

Синтез ощущений – это восприятие, которое дает целостный образ предмета. Восприятие связано с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия – это процесс активный. Например, мы видим часть дома (допустим фасад), но наше восприятие на основе нашего опыта, достраивает картину до целостного образа и мы воспринимаем не только фасад, а как бы целый дом. Необходимо учитывать эту фундаментальную особенность восприятия – его целостность. Традиционно в эмпирической психологии целостность объясняют как интегративный образ, складывающийся в результате синтеза исходных элементов. При этом учитывается, что способ построения и интеграции перцептивных образов задается предельно широким целым – «образом мира», через который в каждом акте восприятия участвует опыт познания и жизнедеятельности субъекта, далеко выходящий за пределы наличной ситуации. Целостный образ выходит за рамки субъективного настоящего и несет, наряду с конкретным локальным знанием и индивидуальным контекстом, самую общую информацию о действительности. Целостность чувственного образа предполагает обязательный выход за пределы показаний органов чувств на основе теоретического знания, мышления и общественно-исторической практики; соответственно в содержание восприятия включается также и то, чего нет в воздействиях непосредственных раздражителей.

Благодаря многократной работе механизмов восприятия, мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда непосредственно предмет отсутствует. В этом случае функционирует ещё более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением. Таким образом представление опирается на память – способность человека относительно быстро воспроизводить ранее освоенную информацию. Часть представлений возникает за счет воображения, т.е. создания субъектом ранее не присущих ему восприятий и представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. Фантазия, мечта – это формы воображения.

В современной философской и психологической литературе чувственное познание рассматривается как единство сенсорных данных, содержательных схем мышления, культурно-исторических образцов. В последнее время внесены серьезные изменения прежде всего в понимание природы такой формы познания, как ощущение. Имеет место даже отрицание правомерности его вычленения как элемента сознания, поскольку в нем нет разделения на субъект и объект, а непосредственно нам дано не ощущение, но восприятие. Выявлена также своего рода гетерогенность («гетеро» – соответствует русскому «разно») чувственного познания, включающего не только образы, но и знаки, что вносит существенные уточнения в прежние представления о познании как отражении, выявляет репрезентативный характер многих элементов и структур познавательной деятельности. (В эпистемологии (данный термин часто употребляется как синоним гносеологии) репрезентация – это представление познаваемого явления с помощью посредников – моделей, символов, вообще знаковых, в том числе языковых, логических и математических систем. Естественные и искусственные языки – главные посредники, репрезентанты в науке) Обосновывается, что чувственные ощущения – звук, вкус, цвет, ощущения тепла, холода и др., определяясь природой анализаторов, являются в то же время знаковыми обозначениями физической природы раздражителей, которая недоступна непосредственно чувственному познанию. Ощущения определяются функциональной организацией анализаторов и не содержат непосредственных сведений о физической природе воздействующих на органы чувств элементов действительности, следовательно ощущения являются своеобразной системой внутренних знаков. Происходит кодирование физических качеств в естественных знаках – конкретных видах ощущений. Отрицание знаковой формы чувственного отражения приводит к наивно-реалистическому отождестствлению чувственной картины объективной действительности с самой этой действительностью. Чувственное познание, полагают исследователи, исходит из показаний анализаторов, но вместе с тем настолько выходит за их пределы, что степень познания человеком окружающего мира определяется в значительной мере не изначальной человеческой природной организацией, но уровнем развития его мышления и общественной практики, коммуникациями и культурным контекстом. Это говорит о тесном взаимодействии, единстве биологических, социальных и культурных факторов наших действий. В частности, исследователи отмечают, что стиль зрения, основанный на законах перспективы (в одном из видео роликов интернета, посвящённых перспективе, автор для пояснения того, что такое перспектива использует слова старой песенки: «а рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся»), - это скорее стиль зрения городского человека, способ перспективного изображения объектов на полотне, увлекавший художников. Потребовалось более пятисот лет специального обучения и воспитания, чтобы приучить глаз и руку к перспективе, но и сегодня ни глаз, ни рука ребенка и даже взрослого без специального обучения не подчиняются этой тренировке и не считаются с правилами перспективного единства. Воспитанные с детства на изображениях определенного типа, мы видим так, как рисуем.



Сенсорные данные – это лишь материал, в котором субъекту представлено предметное содержание и который в процессе восприятия подвергается различным способам переработки уже неотражательного характера – выбору, категоризации (отнесение объектов к различным категориям вещей), интерпретации.

Принципиальным является то, что познание это не отражение, а процесс выдвижения перцептивных (перцепция – восприятие) гипотез, предсказание новых объектов, свойств, процессов, а затем их апробация.

Таким образом, познавательный процесс, не сводимый к отражательным процедурам получения чувственного образа как «слепка» вещи (по Дж. Локку), предстает сегодня в системе избирательной, проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, опосредованной его социальным и культурно-историческим опытом. Адекватность чувственного познания, предполагая соответствие сенсорных данных характеристикам объекта, вместе с тем непосредственно зависит от имеющихся у субъекта наборов понятий и гипотез, а также от установок и наработанных познавательных схем. Все эти средства, особенно выдвижение гипотез, обеспечивают процедуру интерпретации, или осмысления, в результате чего чувственные данные получают предметные смыслы, а восприятие оказывается тесно связанным с пониманием.

Рациональное познание (в его так сказать абстрактно чистом виде) осуществляется в трех формах. Таковыми являются: понятие, суждение и умозаключение.

Образование понятия не сводится к простому зеркальному акту отражения предметов действительности. Это сложный процесс, предполагающий активность субъекта и включающий в себя множество логических приемов. Важнейшими логическими приемами участвующими в процессе образования понятия являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ – это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование – мысленное упрощение предмета путём выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков. Собственно понятие определяется так: понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве (под предметом здесь подразумеваются не только конкретные вещи, но и явления, процессы, их свойства, связи и отношения).

Более сложной по сравнению с понятием формой рационального познания выступает суждение. Важнейшим отличительным признаками суждения являются утверждения или отрицания. В понятии лишь выделяется сам предмет мысли, а в суждении всегда нечто утверждается или отрицается. Например, «дом» - понятие, а «это дом» или допустим – «красивый дом стоит на холме» - суждения. Отметим, что понятие и суждение складываются вместе, в процессе становления мышления (т.е. из них ни одно не возникает раньше, чем другое).

Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной долей вероятности из них следующее.

Умозаключения подразделяются на дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Умозаключение по аналогии – один из самых древних видов умозаключения. Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в признаках с другим предметом.

В традиционной логике дедукцией называют умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности. Например,

Все рыбы дышат жабрами

Все окуни – рыбы

Все окуни дышат жабрами

Индукцией называется умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (т.е. от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению).

Говоря о рациональном познании нельзя пройти мимо таких категорий как рассудок и разум.

Во второй половине XX века отечественная теория познания как бы перестала нуждаться в категориях рассудка и разума, широко представленных в традиционной гносеологии. Это вызвано прежде всего тем, что понятие разума в ходе его уточнения в гносеологических текстах, по существу, было обеднено, сведено к действию по нормам и правилам, т.е. к рассудку, с которым и стало отождествляться рациональное. Вместе с тем богатство идей о специфике и взаимоположенности категорий рассудка и разума, как низших и высших стадий мышления, представленное в работах классиков немецкой философии Канта и Гегеля, до сих пор не утратило самостоятельной философской и эпистемологической значимости.

По Канту, знание, полученное благодаря чувствам, переходит к рассудку, «подводящему созерцание под категории», и достигает зрелости в разуме – «высшей инстанции» для обработки наглядных представлений, подведения суждений и понятий, получаемых рассудком, под принципы и идеи. Рассудок осуществляет упорядочивающую, систематизирующую функцию в мышлении, вводит его в определенные фиксированные нормы и структуры. Он имеет своим предметом конечное и обусловленное, тогда как разум – бесконечное и безусловное, обладает «способностью давать принципы».

Рассудок не вникает в содержание и природу понятий которыми он оперирует. Разум предполагает рефлексию, содержательную критико-аналитическую оценку понятий и правил оперирования ими. Если рассудок действует только по правилам логической дедукции – вывода из предыдущего знания, то разум опирается не только на логику, но и на интуицию, творчески активное начало, может ломать нормы и правила, старую логику и создавать новую, которая с позиций рассудка может восприниматься как безумие.

В реальном мышлении рассудок и разум существуют вместе, в единстве. Нет чисто рассудочного или разумного познания, эти способы с необходимостью дополняют друг друга. Вместе с тем четкое разведение понятий рассудка и разума, понимание необходимости их взаимодействия, взаимодополнительности – условие современных представлений о познании.

Рассмотрение абстрактно-логического мышления как дифференциации и взаимодействия рассудка и разума, а также понимание чувственного познания как взаимодействия знаковых и образных компонентов, сенсорных данных и культурно-исторически обусловленных схем мышления – все это приводит к мысли о том, что традиционное ступенчатое деление познания на чувственное и логическое – это весьма грубая и приблизительная абстракция. Речь должна идти не столько о «ступенчатости» и поэтапности – «от живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике», сколько о взаимодополнительности, органическом слиянии непосредственных и опосредованных, знаковых и образных, логически-рассудочных и интуитивно-смысловых моментов в каждом акте и виде познавательной деятельности.

Подчеркнем, что чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. За исключением самых первых этапов развития едва родившегося человеческого существа, мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать – «чистом» виде. Например, мы смотрим на предмет и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, приятный или неприятный, полезный или вредный. Или, например, мы слушаем музыку – мы не просто слышим звуки, но воспринимаем, слушаем именно музыку. Таким образом чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и взаимно определяют друг друга. В современной гносеологии нет жесткого противопоставления различных форм, уровней, видов познавательной деятельности.

Складывающаяся сегодня неклассическая эпистемология опирается на новые принципы подхода к познанию, часть из которых сформулирована постмодернизмом. В рамках этого подхода предполагаются признание многомерного образа реальности, а также неустранимой множественности описаний и «точек зрения», отношения дополнительности и взаимодействия между ними. Преодоление тотального господства одной (любой) доктрины – это, по существу, не только идеологическое, но и методологическое требование для философии познания XXI века.

В связи с новыми подходами к проблемам познания чувство неудовлетворенности у многих исследователей ныне вызывает даже использование самого термина «гносеология». Все чаще его заменяют термином «эпистемология». В ФЭС эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания, т.е. – синоним гносеологии. Но под эпистемологией ныне принято понимать научную теорию познания, соотносимую с представлениями о познании неклассической и постнекласической эпохи.

Традиционная теория познания с ее идеями и метафорой отражения, а также субъектно-объектными отношениями была достаточно долго общепринята в европейской философии и культуре. В подавляющем большинстве случаев европейский человек на теоретическом, а особенно на обыденном уровне мышления представлял познание в виде отражения и субъектно-объектной оппозиции, со значительными элементами наивного реализма. Субъект (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – одна из главных категорий философии, обозначающая человека действующего, познающего, мыслящего в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик. Имеет соотносительную категорию «объект» (от лат. оbjectum – предмет), обозначающую фрагмент реальности – материальной или идеальной, - на которую направлена активность субъекта. Субъектно-объектное видение познавательной деятельности в полной мере сформировалось лишь в XVII-XVIII веках. Во-первых, в связи с развитием науки укрепилось объектное осмысление действительности как следствие естественно-научной традиции; во-вторых, сформировалось представление о субъекте как «мыслящей вещи» (Р. Декарт), противостоящей материальному миру. Впрочем еще в средневековом номинализм формируется новое представление о познании и природе познающего ума. В номинализме, поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в её единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений. Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъектно-объектном отношении. При традиционном анализе субъектно-объектных отношений, как правило, неявно предполагается, что объект является бытием, субъект же бытием не является.

В современной теории познания отмечается несомненное достоинство экзистенциально-антропологического подхода к субъекту познания. Если в традиционной философии основное внимание уделялось предельным основаниям мира и космоса, где человеческое бытие рассматривалось как неспецифическая часть мира или вовсе не было предметом внимания, в антропологическом направлении бытие субъекта-человека разрабатывается как специфическая онтология. Хайдеггер, например, стремился понять сознание как определенный способ бытия, а бытие самого сознания он обозначает как Dasein, или здесь-бытие.

Исследователи, осознавшие недостаточность субъектно-объектного отношения для рефлексии познания, как правило, ищут пути углубления этого подхода, переосмысливая входящие в него категории и дополняя их субъектно-субъектными отношениями, например, между «Я», «Ты», «Другой». Эти проблемы исследовались, в частности, Л. Фейербахом, Мартином (Мардохаем) Бубером (1878-1965) и Михаилом Михайловичем Бахтиным (1895-1975), каждый из которых стремился показать прежде всего, что обращение к «Ты» или «Другому» позволяет раскрыть сущность «Я». Для Фейербаха человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве человека с человеком; Бубер убежден, что только отношение «человек с человеком» является фундаментальным фактом человеческой экзистенции. «Я» становится собой лишь через отношение к «Ты»; для Бахтина жить – значит участвовать в диалоге.

Указывая на абстрактность субъектно-объектного отношения эпистемология исходит из того, что необходимо принимать во внимание идею целостности человека. Посредством этой идеи происходит преодоление частичного гносеологического субъекта, сведенного к познавательной функции. При объяснении познания и его понятий необходимо брать за основу человека в многообразии его сил и способностей.

С проблемой целостности познающего человека связано определенное понимание его активности. В традиционной теории познания присутствовали две, опять же ненужно противопоставляемые друг другу модели: эмпиризм и рационализм. В первой человек выступал как пассивно воспринимающий воздействия объектов. Во второй как активный деятель снабженный априорными схемами понимания. Так, например, в немецком идеализме, как и в учениях, близких к нему, субъект в высшей степени активен, но он абстрактен, активность субъекта не означает здесь активности конкретного человека, который как бы ничего не привносит в познание. При высокой активности субъекта человек пассивен, он лишь исполняет веления трансцендентального сознания. При экзистенциально-антропологическом подходе принцип активности субъекта сохраняется, но субъектность, а значит, и активность соединяются с живым человеком.

Итак в современной эпистемологии подвергается критике абстрактность, неполнота познающего субъекта традиционной теории познания. Другим моментом, вызывающим критику является понимание познания как отражения.

Сегодня со всей очевидностью проявилась неполнота и спорность трактовки познания как непосредственного получения «копии», образа реального мира. Парадокс состоит в том, что познание, имеющее своим результатом образы предметного мира, осуществляется преимущественно неотражательными по природе операциями.

Достаточно обобщенное, метафорическое понятие «отражение» фиксирует скорее конечный результат, нежели операционную сторону познавательной деятельности. Познание далеко не всегда имеет отражательную природу, но скорее представляет собой творчески-созидательные, подходы, основанные на продуктивном воображении, соглашениях (конвенциях), социокультурных предпосылках, идивидуальном и коллективном жизненном опыте. (В эпистемологии конвенция, или соглашение, это – познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых систем на основе договоренности субъектов познания)

§2. Чувственное и рациональное познание

Познавательные образы по происхождению и сущности делятся на чувственные и рациональные, которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.

1. Чувственное познание

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и рационализма). Сенсуалісти считали источником знания чувственное познание, а рационалисты думали, что только мышление способно дать истину.

Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятия; ♦ представление.

Ощущение - непосредственное отражение какого-либо отдельного свойства объекта (цвета, звука, запаха) с помощью одного из органов чувств. Ощущения зависят как от свойств объекта, так и от строения органа, что воспринимает. Животные, в глазах которых нет "колбочек", не различают цвета. Но эти органы восприятия построены таким образом, чтобы давать достоверную информацию, иначе жизнь владельца органов станет невозможным.

Восприятие - высшая форма чувственного познания - отражение целого, системы свойств с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов. С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой, от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики личности, как метод Роршаха и т.д.

Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает разнообразные цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства, а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.

В других проективных тестах подопытный должен дописать незаконченные предложения, определить, что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и т.д. Во всех этих случаях подопытный объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость восприятие от этой структуры.

Специфической формой чувственного познания является представление - воспроизведение в психике чувственного образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.

Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, хранятся в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.

Представление - это переходная форма от чувственного познания к познанию логическому. Оно принадлежит к формам чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены, но отграничены от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.

Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета, что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то единичное дерево, но про дерево вообще, как о растении, которое имеет корни, ствол, ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.

Восприятие относится только к настоящему, тому, что существует в этот момент, а явление - и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде образов памяти и образов воображения.

Образы памяти - это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы в психике и является основой фантазии.

Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так, представление памяти, воспоминания разных людей об одни и те же события много чем различаются.

Об этом хорошо знают юристы, которые опрашивают свидетелей. Ярким примером этого явления есть интересные кинофильмы. В частности «Расемон», в котором несколько людей рассказывают на суде про одну и ту же событие (поединок между разбойником и самураем) так, что все основные моменты предстают по-разному. Также «Супружеская жизнь» - кинофильм по роману французского писателя Э. Базена. В этом фильме супруги, которые развелись, вспоминает историю своего знакомства, любви, совместной жизни и развода. Убедительно показано, что при общей схеме событий представление о детали, нюансы и саму сущность их взаимоотношений существенно отличаются.

Характерные черты чувственного познания:

непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.

♦ конкретность; ♦ наглядность;

Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).

Единичность заключается в том, что ощущение, восприятие и представление всегда имеют отношение до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность спрятана и не поддается чувственному познанию.

2. Рациональное познание

Рациональное познание - это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.

Суждение - форма отражения в человеческой голове наличия или нехватки признака у предмета. Суждения осуществляется в форме утверждения или отрицания. Поэтому суждение можно определить еще и так: суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о чем-либо. Внешней, языковой формой выражения суждения является грамматическое предложение. Например, "Листья на дереве зеленые", "Вселенная не имеет границ ни во времени, ни в пространстве" т.д.

В одних суждениях уже достигнуто достоверное знание о признаках предмета, например: "Человек может с успехом работать в условиях космического полета". В вероятных суждениях только предполагается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета: "Возможно, что на Марсе существует органическая жизнь". В суждениях - вопросах лишь делается запрос о существовании какой-либо признака у предмета: "существует вирус, что распространяет онкозаболевания?".

Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений, каждое из которых - это знание о какой-либо свойство или отношение предмета.

Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки, в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированы законы природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными суждениями, т.е. являются результатами выводов.

Умозаключение - это процесс выведения нового суждения из уже имеющихся. То, что выведено в процессе умозаключения, называется заключением. Те суждения, из которых выводится заключение, называются ссылкой, или основаниями. Умозаключение - это закономерная связь суждений, то есть, предложений. Он существует только тогда, когда ссылка связаны между собой какой-нибудь звеном, так называемым средним сроком. Если мы имеем, например, два суждения "Все инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами" и "Грипп - инфекционное заболевание", то с этих ссылок можем сделать вывод: "Грипп вызывается какими-то микроорганизмами". В этом умозаключении ссылка связанные общим для них термином: "инфекционные заболевания", что является необходимой логической основой для заключения. Наоборот, если мы имеем такие суждения, как "Листья на дереве зеленые" и "Кит - млекопитающее", то из них невозможно сделать вывод, потому что нет необходимой логической связи, нет среднего термина.

Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания, человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие - это конечный результат, итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов и явлений.

Понятие - это отражение в психике предметов и явлений действительности при их общими и сущностными признаками. Понятие как форма мысли выражается словами и характеризуется такими чертами. Во-первых, тем, что отражает предмет по его общими признаками. Это означает, что понятие - форма отображения не только единичных предметов или явлений, но и не определенного количества однородных предметов и явлений и их закономерных отношений. Во-вторых, понятие - это знание о сущностные свойства и отношения вещей. Это обстоятельство важно иметь в виду, потому что разные предметы и явления могут иметь довольно много общих свойств, однако их знание еще не означает знания сущности. Например, и человек, и курица, имеют по две ноги. Однако общий признак "двухногая существо" не будет выражать ни сущности человека, ни сущности курицы как птицы. В-третьих, понятие отражает единство общих и существенных признаков, каждая из которых необходима, а вместе они достаточны для определения предмета.

Понятие возникает уже на эмпирическом уровне, в повседневной жизни, когда, например, дети "определяют" вещи функционально: "Что такое фрукты?" - "их едят"; "Что такое собака?" - "Она кусается". То есть, на этом уровне понятия отражают внешние, а иногда и мнимые признаки вещей ("Моя мама лучше всех!").

Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения, оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта познания и скрытых от органов чувств, глубинных, главных свойств и явлений действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности до образования и применения понятий в познании и деятельности.

Характерные черты рационального познания:

опосредованность; ♦ обобщенность;

♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;

♦ сутнісність.

Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания - это первая его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.

Обобщенность - вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.

Третья черта рационального познания - абстрактность. Образуется из выделения и обособления определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, что заменяют явления.

Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности как четвертой черты рационального познания. И наконец, пятая черта - способность системы абстракций, косвенно связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.

3. Единство чувственного и рационального в познании

После всего сказанного об чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос, почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание. Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в него эта способность проникать в сущность вещей?

Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать с собой?).

Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание - это познание темное, ложное, и что истинным познанием является только разумное, рациональное.

Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода: первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.

Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение. Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания и проникал в сущность.

Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом всемирного тяготения - дистанция огромного размера.

Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются, например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того, положения науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например, Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает для познания мира логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего сенсуализма.

Относительно крайнего рационализма, то он также не выдерживает критики. Средневековый схоластический рационализм, нашедший свое отражение в религиозно-идеалистической философии Фомы Аквинского, вполне отрицал любое эмпирическое наблюдение над явлениями природы и был стремлением "рационально обосновать бытие Божие". Галилей приводит пример, когда ученый-схоласт пришел к анатома и попросил показать, где находится центр, к которому сходятся все нервы. Когда анатом показал ему, что они сходятся до человеческого мозга, то монах ответил: "Спасибо тебе, это так убедительно, что я бы тебе поверил, если бы Аристотель не написал, что они сходятся к сердцу". Ф. Бэкон сравнивал схоластов с пауками: "Схоласты, как пауки, плетут свои хитрые словесные тенета, совсем не заботясь о том, соответствует ли их хитрое мудрствования действительности, или нет". Необходимо, однако, подчеркнуть, что к числу сторонников рационализма в свое время принадлежали такие мыслители, как Декарт, Лейбниц, которые разработали логико-математический метод познания, выдвинули много ценных идей.

На самом деле чувственный и рациональный моменты - это две стороны единого познавательного процесса. Логическое мышление благодаря труду и языке исторически возникает из конкретно-образного, чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализованным без устного или письменного слова или какого-либо другого условного обозначения.

Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:

поставляет первичную информацию о внешние объекты;

слова и символы как внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют на основе чувств.

В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде, потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком внешнего мира в идеальных образах - это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального моментов познания.

Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности до установления диагноза.

При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание, однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению, которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.

4. Познание и творчество

В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую, не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества есть гармония чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека), что оказывается у развитому воображению, фантазии и интуиции.

В здравом уме утечка творческой работы, верной... Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь.

Гораций

Все радости жизни - в творчестве... Творить - значит убивать смерть.

Г. Роллан

Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.

М. Гоголь

И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Г. Шуман

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом.

В. Гюго

В работе мысли есть радость, сила, захватывает дух, гармония.

В. Вернадский

Счастье - это легкий продукт свободного труда, свободного творчества.

И. Бардин

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

Ж. Жубер

Всегда следует предпочесть сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями... представь, каким бы привлекательным ни казался полет.

Ж. Фабр

Найнезбагненніша свойство Вселенной - это то, что она постижима.

А. Эйнштейн

Воображение - это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта - особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкий к понятию фантазии.

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности и состоит из создания образа или психической модели, которая не имеет еще своего конкретного аналога (прообраза) в объективном мире. Без способности к созданию образов воображения, фантазии творческое мышление человека вообще было бы невозможным. "Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве,- писал М. И. Пирогов, - создано умом с помощью фантазии, и многое чего - фантазией при помощи разума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которое они имеют".

Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления) существенно различаются между собой.

Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических образов в искусстве, наглядных моделей в науке и т.д.). Во-вторых, руководящую роль в работе представь играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются во имя определенных целей - эстетической, научной, практической деятельности и т.п.). В-третьих, представления - это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются черты, присущие человеку и коню, в образе русалки - черты женщины и рыбы и т.д.

Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти, а и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно. Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых, содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация, является главным элементом творческого воображения.

Французский физик Луи де Бройль утверждал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий ум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувствовать.

Мечта - особая форма воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.

Итак, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях) относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе сложных новых образов и вследствие этого - фантазирование как предположение возможности существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.

Но каков механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают, что это интуиция.

Что такое интуиция? Понятие интуиции происходит от латинского слова, что означает "созерцание", "усмотрение", "видение", "зоркого вглядывания". Платон считал, что интуиция - это внутреннее зрение, с помощью которого человек способна созерцать вечный мир идей, находящихся в ее собственной душе. Сложность выяснение сущности и механизма интуиции связана с ее подсознательным характером и сложностью исследования всех явлений психики, Интуицию можно определить подсознательным познавательным процессом, что ведет к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем логического оперирования имеющимися понятиями.

В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:

накопление образов и абстракций в памяти;

не осознанное комбинирования и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;

четче осознание задачи и ее формулировка;

внезапное нахождение решение (озарение - инсайт - "эврика!" - часто во время отдыха, сна).

Творческая интуиция вступает в свои права тогда, когда имеющаяся информация не дает возможности решить проблему с помощью обычного логического рассуждения. Интуитивное знание возникает вроде бы скачкообразно, без последовательного логического обоснования, при этом важное значение имеет комбинирование чувственных образов (по выражению Эйнштейна, "комбинаторная игра" образными элементами мышления). Известный химик Кекуле долго не мог найти структурную формулу бензола и наконец нашел ее в результате ассоциации, о которой вспоминает так: "Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг одну, то сцепляясь, то роз"єднуючись, и однажды схватились так, что образовали кольцо... Таким образом, пять обезьян, вскочив, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула в голове мысль: вот изображение бензола".

Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение задачей.

Попытки решить задачу до "озарения" являются безуспешными, однако они не бессмысленные. В это время формируется особое состояние психики - поисковая доминанта - состояние глубинной сосредоточенности на решении задачи. Это и приводит к решению проблемы: мышление немного отстраненное ("лицом к лицу лица не увидишь") и мозг, что отдохнул, посещает идея, как говорят, "на светлую голову".

Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта, как результат деятельности чувственного и рационального познания.

Врачебная интуиция связана со скорой, подсознательным позалогічною уверенностью в диагнозе. Такая интуиция - результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.

Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание истины.


Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Осн формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

    ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

    восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

    представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Осн формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

    понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по опред совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

    суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

    умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

    гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

    теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

    нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

    Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

    Роль мышления закл лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

    В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

    Управление предметной деятельностью человека корректируются только с пом органов чувств.

    Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

    Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

    Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

    Чувства нас нередко обманывают.

    Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

    Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

    Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Интуиция обычно определяется как "знание, полученное без понимания того, как мы его приобретаем", как "знание, которое окружено ореолом "правильности", но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения".

При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, - неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.

В качестве точки отсчета для дальнейшей классификации большого поля явлений, связывающихся с интуицией, автор предлагает следующее определение интуиции.

Интуиция - это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.

В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них.

    Интуиция представляет собой знание, возможными проявлениями которого являются чувство и действие.

    Интуиция представляет собой некоторое ситуативно возникающее знание.

    В интуиции присутствует аффективный компонент, а именно, субъективные указатели на значимость интуитивного результата, его "правильность", такие как предчувствие, догадка, чутье.

    Интуиция имеет дело с воспринимаемой неопределенностью, неочевидностью, новизной ситуации, в отличие от воспринимаемой определенности ситуации при использовании ментальных упрощений.

На сегодняшний день выделяют две формы восприятия мира: чувственное и рациональное познание. У каждой из них имеются свои отдельные уровни, которые в совокупности позволяют человеку принимать правильные решения и жить в гармонии с окружающим миром.

Формы рационального и чувственного познания

Рациональное познание включает:

  1. Понятие – тезис, отражающий суть предмета, процесса, явления и др. К примеру, когда человек говорит «стул», то его мысль подразумевает не отдельные признаки этого предмета, а его сущность, обобщенный образ. То есть это может быть любой предмет, который можно использовать в качестве стула.
  2. Суждение – тезис, утверждающий или отрицающий что-либо о предмете, явлении или процессе. Например, «металл – это сплав».
  3. Умозаключение – вывод, который следует из рассуждений.

Чувственное познание включает:

  1. Ощущение . Свойства предмета, которые непосредственно затрагивают органы чувств человека – слух, зрение, осязание и др. К примеру, мандарин воздействует на зрение, то есть мы видим его цвет, издаваемый запах затрагивает обоняние, а сладкий цитрусовый вкус соответствующий орган чувств.
  2. Восприятие . Целостная картина, которая возникает вследствие работы всех органов чувств сразу. К примеру, автомобиль человек воспринимает не только как средство передвижения, но и как комфортное место пребывания, эстетически привлекательную вещь, подчеркивающую статус владельца и т.д.
  3. Представление . Предмет, процесс или явление, которое воздействует на органы чувств при воспроизведении в сознании, без непосредственного на них влияния. К примеру, когда человек представляет себе лес, он воспринимает его как единое целое, вместе с запахом хвои, пением птиц, журчанием ручьев и т.д.

В познании важно разумное соотношение чувственного и рационального. Нельзя сказать, что одно важнее другого. Только при взаимосвязи чувственных и рациональных форм происходит настоящий процесс познания. У чувственного и рационального познаний есть свои особенности. Первое выходит на первый план, когда человек рисует, занимается любовью, вкушает вкусную пищу, танцует и др.

Рациональное познание берет верх при чтении научных статей, проведении экспериментов, социологических опросов, а также конструировании и др. Да, чувственное и рациональное познания рассматриваются по отдельности, но взаимосвязь между ними присутствует всегда, потому как они выступают сторонами одного процесса и работают сообща.

Основные направления в теории познания

Существуют отдельные течения, сторонники которого выдвигают на первый план или чувства, или разум. Например, сенсуалисты считают, что все разумное уже изучено и новые знания можно получить, только опираясь на свои . Рационалисты привыкли доверять только разуму, и считают, что информацию, получаемую от органов чувств, нельзя считать достоверной. Ведь эти пять основных органов человека подводили не раз. Здесь к слову можно вспомнить о представлениях древних людей, касающихся формы Земли и появлении на ней жизни. Такое течение, как скептицизм, построено на пессимистических взглядах. Его сторонники считают, что ни , ни разум не могут дать точной картины мира.

Агностицизм является более сильной формой скептицизма. Приверженцы этого течения отрицают саму возможность познать объективный мир. Ярким его представителем был И. Кант, который утверждал, что действительный мир бескомпромиссно непознаваем. Все, что мы чувствуем и знаем – это только видимость, искаженная нашими представлениями о действительности. Современная наука смотрит на познание оптимистически, так как с каждым новым научным открытием мы все больше приближаемся к истине.

Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.

Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

Чувства нас нередко обманывают.

Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: