Построение 3 вида. Как построить третью проекцию

Построение третьего вида по двум известным видам.

Пусть известны главный вид и вид сверху. Необходимо построить вид слева.

Для построения третьего вида по двум известным применяют два основных способа.

Построение третьего вида с помощью вспомогательной прямой.

Для того чтобы перенести размер ширины детали с вида сверху на вид слева, удобно воспользоваться вспомогательной прямой(рис. 27а, б). Эту прямую удобнее провести справа от вида сверху под углом 45° к горизонтальному направлению.

Чтобы построить третью проекцию А 3 вершины А , проведём через её фронтальную проекцию А 2 горизонтальную прямую 1 . На ней будет нахо­диться искомая проекция А 3 . После этого через горизонтальную проекцию А 1 проведём горизонтальную прямую 2 до пересечения ее со вспомо­гательной прямой в точке А 0 . Через точку А 0 проведём вертикальную пря­мую 3 до пересечения с прямой 1 в искомой точке А 3 .

Аналогично строятся профильные проекции остальных вершин предмета.

После того как проведена вспомогательная прямая под углом 45 О, по­строение третьей проекции также удобно выполнять с помощью рейсшины и треугольника (рис. 27б). Вначале через фронтальную проекцию А 2 проведём горизонтальную прямую. Проводить горизонтальную прямую через проекцию А 1 нет необходимости, достаточно, приложив рейсшину, сделать горизонтальную засечку в точке А 0 на вспомогательной прямой. После этого, немного сдвинув рейсшину вниз, прикладываем угольник одним катетом к рейсшине так, чтобы второй катет прошёл через точку А 0 , и отмечаем положение профильной проекции А 3 .

Построение третьего вида с помощью базовых линий.

Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отсчёта размеров изобра­жений предмета. В качестве таких линий принимают обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета) и проекции плоскостей оснований предмета. Разберём на примере (рис. 28) построение вида слева по двум данным проекциям предмета.

Рис. 27 Построение третьей проекции по двум данным

Рис. 28. Второй способ построения третьей проекции по двум данным

Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предме­та включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четы­рёхугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 и усечённого конуса 5 . Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф , которую удобно принимать за базу отсчёта размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением составляющих поверхностей. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, построить их по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. 29 построен вид слева предмета, поверхность которого обра­зована поверхностью вертикального цилиндра вращения с Т -образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием, занимающим фронтально-проецирующее положение. В качестве базовых плоскостей взя­ты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф . Изображение Т -образного выреза на виде слева построено с помощью точек А, В, С, Д и Е контура выреза, а линия пересечения цилиндрических по­верхностей – с помощью точек К, L, М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф .

Рис. 29. Построение вида слева

5.2.3. Построение линий перехода. Очень многие детали содержат линии пересечения всевозможных геометрических поверхностей. Эти линии называются линиями перехода. На рис. 30 изображена крышка подшипника, поверхность которой ограничена поверхностями вращения: коническими и цилиндрическими.

Линия пересечения строится с помощью вспомогательных секущих плоскостей (см. раздел 4).

Определяются характерные точки линии пересечения.

«Задачи на построение» - Все задачи, которые можно решить с помощью циркуля и линейки, можно решить с помощью оригами. Процесс решения задачи на построение с помощью циркуля и линейки разбивают на 4 этапа: Анализ Построение Доказательство Исследование. Результаты контрольных срезов. Методики для выявления уровня логического мышления учащихся.

«Два капитана Каверин» - В.А. Каверин. Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю. Экспедиция не вернулась. Мальчики пешком добираются до Москвы.

«Построение графиков» - Ключ решения: Построить на плоскости множество точек заданных уравнением: По рисунку легко считываем ответ. Параллельный перенос вдоль оси абсцисс. Симметричное отображение относительно оси ординат. Найти все значения параметра а при каждом из которых система. Задачи элективного курса. Построим пунктиром в одной системе координат графики функции.

«Построение графиков функций» - Тема: Построение графиков функций. График функции y = sinx. Построить график функции y=sin(x) +cos(x). Выполнила: Филиппова Наталья Васильевна учитель математики Белоярская средняя общеобразовательная школа №1. Линия тангенсов. Построение графика функции y = sinx. Алгебра.

«Линейное уравнение с двумя переменными» - Определение: Алгоритм доказательства, что данная пара чисел является решением уравнения: Равенство, содержащее две переменные, называется уравнением с двумя переменными. Приведите примеры. -Какое уравнение с двумя переменными называется линейным? -Что называется уравнением с двумя переменными? Линейное уравнение с двумя переменными.

«Два мороза» - Ну, а ты как – справился с дровосеком? А как добрались до места, ещё хуже мне стало. Отвечает другой: - Отчего не позабавиться! Ну, думаю, доберёмся до места, тут я тебя и прихвачу. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет. Как бы нам позабавиться – людей поморозить? Два мороза. Старший брат, Мороз – Синий нос, посмеивается, да рукавицей об рукавицу похлопывает.

Построение третьей проекции детали по двум данным

Вначале необходимо выяснить форму отдельных частей предмета; для этого нужно одновременно рассмотреть оба заданных изображения. Полезно при этом иметь в виду, каким поверхностям соответствуют наиболее часто встречающиеся изображения: окружность, треугольник, шестиугольник и др. В форме треугольника на виде сверху (рис. 41) могут изображаться: треугольная призма 1, треугольная 2 и четырёхугольная 3 пирамиды, конус вращения 4, усечённая призма 5.

Форму четырёхугольника (квадрата) могут иметь на виде сверху (рис. 41): цилиндр 6, треугольная призма 8, четырехугольные призмы 7 и 10, а также другие предметы, ограниченные плоскостями или цилиндрическими поверхностями 9.

Форму круга могут иметь на виде сверху: шар, конус, цилиндр и другие поверхности вращения. Вид сверху в форме правильного шестиугольника имеет правильная шестиугольная призма.

Определив форму отдельных частей поверхности предмета, надо мысленно представить изображение их на виде слева и всего предмета в целом.

Для построения третьего вида по двум данным применяют различные способы: построение с помощью общих размеров; с помощью вспомогательной прямой; с помощью циркуля; с помощью прямых, проводимых под углом 45° и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Построение с помощью вспомогательной прямой (рис. 42). Для того чтобы перенести размер ширины детали с вида сверху на вид слева, удобно воспользоваться вспомогательной прямой. Эту прямую удобнее провести справа от вида сверху под углом 45° к горизонтальному направлению.

Чтобы построить третью проекцию А 3 вершины А , проведём через её фронтальную проекцию А 2 горизонтальную прямую 1. На ней будет нахо­диться искомая проекция А 3 . После этого через горизонтальную проекцию А 1 проведём горизонтальную прямую 2 до пересечения ее со вспомогательной прямой в точке А 0 . Через точку А 0 проведём вертикальную прямую 3 до пересечения с прямой 1 в искомой точке А 3 .

Аналогично строятся профильные проекции остальных вершин предмета.

После того как проведена вспомогательная прямая под углом 45 О, по­строение третьей проекции также удобно выполнять с помощью рейсшины и треугольника (рис. 80б). Вначале через фронтальную проекцию А 2 проведём горизонтальную прямую. Проводить горизонтальную прямую через проекцию А 1 нет необходимости, достаточно, приложив рейсшину, сделать горизонтальную засечку в точке А 0 на вспомогательной прямой. После этого, немного сдвинув рейсшину вниз, прикладываем угольник одним катетом к рейсшине так, чтобы второй катет прошёл через точку А 0 , и отмечаем положение профильной проекции А 3 .

Построение с помощью базовых линий. Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отсчёта размеров изображений предмета. В качестве таких линий принимают обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета) и проекции плоскостей оснований предмета.

Разберём на примере (рис. 43) построение вида слева по двум данным проекциям предмета.

Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предмета включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четырёхугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 и усечённого конуса 5. Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф , которую удобно принимать за базу отсчёта размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением составляющих поверхностей. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, построить их по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. 44 построен вид слева предмета, поверхность которого образована поверхностью вертикального цилиндра вращения с Т -образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием, занимающим фронтально-проецирующее положение. В качестве базовых плоскостей взяты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф. Изображение Т -образного выреза на виде слева построено с помощью точек А , В , С , Д и Е контура выреза, а линия пересечения цилиндрических поверхностей – с помощью точек К , L , М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф.

2.6. Контрольные вопросы

1. Какое изображение принимают на чертеже в качестве главного?

2. Как располагают предмет относительно фронтальной плоскости проекций?

3. Как разделяют изображения на чертеже в зависимости от их содержания?

4. Каковы обоснования к выбору количества изображений?

5. Какое изображение называется видом?

6. Как располагаются основные виды в проекционной связи на чертеже и каковы их названия?

7. Какие виды обозначают и как их надписывают?

8. Каков размер буквы, применяемой для обозначения вида?

9. Каковы соотношения размеров стрелок, указывающих направление взгляда?

10.Какие виды называются дополнительными, какие – местными?

11. Когда дополнительный вид не обозначают?

12. Какое изображение называется разрезом?

13. Как при разрезах указывают положение секущей плоскости?

14. Какой надписью отмечают разрез?

15. Каков размер букв у линии сечения и в надписи, отмечающей разрез?

16. Как разделяются разрезы в зависимости от положения секущей плоскости?

17. Когда вертикальный разрез называется фронтальным, когда – профильным?

18. Где могут быть расположены горизонтальный, фронтальный и профильный разрезы и когда их не обозначают?

19. Как классифицируются разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?

20. Как в сложном разрезе проводят линию сечения?

21. Какие разрезы называются ступенчатыми? Как их вычерчивают и обозначают?

22. Какие разрезы называются ломаными? Как их вычерчивают и обозначают?

23. Какой разрез называется местным и как он выделяется на виде?

24. Что служит разделяющей линией при соединении половины вида и разреза?

25. Что служит линией раздела, если при соединении половины вида и разреза с осью симметрии совпадает контурная линия?

26. Как показывают в разрезе ребро жесткости, если секущая плоскость направлена вдоль его длинной стороны?

27. Как в круговом фланце выявляют контур группового отверстия, если оно не попадает в плоскость данного разреза?

28. Какое изображение называется сечением?

29. Как классифицируются сечения, не входящие в состав разреза?

30. Каким сечениям отдается предпочтение?

31. Какой линией изображают контур вынесенного сечения и какой линией – контур наложенного сечения?

32. Какие сечения не обозначают и не надписывают?

33. Как при сечении указывают положение секущей плоскости?

34. Какой надписью сопровождают сечение?

35. Как располагают на поле чертежа вынесенное сечение?

36. Какое принято условное обозначение для изображения сечения по оси поверхности вращения, ограничивающей отверстие или углубление?

38. Как штрихуются различные сечения на чертеже детали?

39. Перечислите способы построения третьего вида детали по двум данным.

Комплексным чертежом называют изображения предмета, составленные из двух или более связанных между собой ортогональных проекций изображаемого геометрического образа (рис. 1).

Рис. 1. Наглядное изображение предмета

Фронтальную проекцию называют видом спереди , или главным видом . Главный вид, получаемый на фронтальной плоскости проекций, является исходным, он должен давать наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая. Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении , т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации. Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. (Можно посмотреть ). Как было сказано на прошлом уроке, горизонтальная проекция (вид сверху) располагается под фронтальной, а профильная (вид слева) - справа от фронтальной и на одном уровне с ней. Нарушать это правило расположения проекций нельзя . Такое расположение проекций называют проекционной связью .


Рис.2.Комплексный чертеж

Проекционная связь показана на рис. 2 тонкими сплошными линиями, которые называются линиями связи . При проведении линий связи между горизонтальной и профильной проекциями удобно пользоваться вспомогательной прямой , которую проводят под углом 45° от осей в правой нижней четверти. Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до вспомогательной прямой. Из точек пересечения с нею восставляют перпендикуляры для построения вида слева.

Так строят чертежи в прямоугольных проекциях. Используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертеж детали любой сложности.

Построение чертежа

В учебной практике иногда приходится выполнять задания, связанные с увеличением или уменьшением количества изображений на чертеже, например строить третий вид по двум имеющимся.

Построение третьего вида предмета сводится к построению третьих видов его отдельных элементов (точек, линий, плоских фигур) и отдельных частей. Для этой цели, изучая чертеж, определяют форму, размеры и положение этих частей на предмете. Таким образом, вначале осуществляется чтение чертежа. После этого приступают к графическим построениям, вычерчивая последовательно один за другим те или иные элементы предмета.

На рисунке 3 показана последовательность построения вида слева по двум заданным: главному и сверху. Перенос размеров с вида сверху на достраиваемый вид осуществлен с помощью постоянной прямой чертежа.

Рис. 3

Иногда при построении отсутствующего на чертеже вида применение постоянной прямой не обязательно. Для переноса размеров с одного вида на другой можно воспользоваться циркулем или линейкой (см. рис. 3, размер, обозначен звездочкой).

В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертеж.

Компоновка чертежа

Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки).

Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть.

Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие.

Простейший способ достижения равновесия в чертеже - это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи!). Из рисунка 4 легко понять суть этого требования.

Рис.4. Компоновка проекций на чертеже

Но здесь могут быть и неожиданности. На рисунке 5 проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз.

Рис.5. Деталь на чертеже кажется смещенной

Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета - больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа. По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис. 6).

Рис.6. Компоновка типографических знаков

Поверните рисунок и вы убедитесь в этом (посмотрите ).

Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта. Взгляните на рисунок 7.

Рис.7. Компоновка круга в квадрате

Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым.

На рисунке 8 легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно.


Рис.8. Компоновка размерных линий на чертеже

Стрелки чертежей на рис. 8, а) и в) несоизмеримы с проекциями: первые - велики, вторые - слишком малы, цифры - также. Кроме того, на рис. 8, а) они «прижаты» к своим проекциям, на рис. 8, в), напротив, «оторваны» от них. Правильно исполнен чертеж на рис. 8, б). В нем зрительно все уравновешено и создаются благоприятные условия для глаза при его движении по изображению.

Законы композиции проявляются во всех видах искусств: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, фотографии и т. п.

Количество изображений

Выбор числа изображений является важным этапом выпол-нения чертежей. Он заключается в нахождении положения детали на главном изображении и необходимого числа видов, которые позволят полно и точно отобразить внешнюю и внутреннюю форму, а также размеры предмета.

Количество видов должно быть наименьшим , но полностью выявляющим форму предмета .

Выбор положения детали в главном изображении должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали: на главном виде должна быть максимально представлена информация о форме.

Обычно деталь показывают в положении, которое она занимает при обработке. Поэтому ось деталей, получаемых точением (например, валы), располагают горизонтально . Это облегчает рабочему изготовление детали по чертежу, так как и на чертеже и на станке он видит ее в одинаковом положении.

Выбор положения детали на главном изображении в значительной степени определяет количество изображений на чертеже. Предмет стараются располагать так, чтобы большая часть его элементов на главном виде изображалась как видимая .

Форма детали, представленной на рисунке 9 выявляется одним видом при правильном выборе главного изображения (главного вида).

Рис. 9.

Для передачи формы детали (рис. 10) необходимы два вида. Одним, главным видом не возможно показать глубину пазов утолщенной части детали.

Рис. 10.

Форму детали, показанной на рисунке 11 выявляют тремя изображениями. Даже два вида детали не будет полно определять форму.

1. По двум видам детали построить третий вид. Нанести размеры.

2. Построить прямоугольную изометрическую проекцию.

Данные для выполнения взять из табл. 1.

Пример выполнения задания приведён на рис. 3.

1.2 Методические указания

1. Изучить ГОСТ 2.305–68, ГОСТ 2.317–68, рекомендуемую литературу и ознакомиться с методическими указаниями к изучаемой теме.

2. Внимательно ознакомиться с заданными изображениями детали и определить основные геометрические тела, из которых она состоит. Представить форму детали в пространстве, для чего деталь необходимо мысленно расчленить на составляющие геометрические элементы. Поэтому, чтобы научиться быстро и правильно читать комплексные чертежи деталей, необходимо знать, как проецируются на плоскости проекций различные геометрические элементы: прямые, линии, плоскости поверхности. При этом следует учесть, что каждая деталь в задании представляет собой совокупность различных геометрических тел, причём большинство из них занимает частное положение относительно плоскостей проекций. Кроме того, выполняя данное задание, нужно уметь решать задачи на построение линий пересечения поверхности плоскостью и линий взаимного пересечения поверхностей. В случае затруднений можно воспользоваться пластилином и вылепить деталь. Можно также вырезать деталь из какого-либо материала и выполнить ее набросок.

3. После того как будет полностью уяснена конструкция детали, следует осуществить предварительную компоновку чертежа на листе, выделив на листе бумаги соответствующую площадь для каждого изображения.

4. Правила построения изображений на чертежах установлены

ГОСТ 2.305–68. Построение изображений осуществляется путём прямоугольного (ортогонального) проецирования деталей на 6 граней куба, причём предполагается, что деталь располагается между наблюдателем и соответствующей гранью куба. Грани куба принимаются за основные плоскости проекций, которые вместе с полученными на них изображениями совмещаются в одну плоскость.

Построить все изображения на чертеже в соответствии с заданием.

Для этого построить:

    заданные виды: спереди (главный) и сверху; по двум видам детали построить её третий вид (слева).

    прямоугольную изометрическую проекцию детали. ГОСТ 2.317–69 устанавливает 5 видов проекций. При выполнении задания следует выбирать аксонометрическую проекцию, обладающую наибольшей наглядностью (прямоугольная изометрическая проекция).

5. Нанести все необходимые размеры и выносные линии, размерные числа и знаки.

    размерные линии и числа располагать вне контура изображения детали;

    не допускать пересечения выносных линий с размерными;

    выносные линии проводить от линий видимого контура;

    не допускать использования линий контура, осевых, центровых и выносных в качестве размерных.

    указать размеры всех поверхностей, из которых данная деталь состоит.

    указать взаимное расположение поверхностей;

    проставить габаритные размеры.

Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным и достаточным для изготовления детали. Размерные числа рекомендуется выполнять шрифтом 3,5 или 5 мм.

6. Заполнить основную надпись и оформить задание в соответствии с примером на рис. 3. Проверить правильность построений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: