Послание к евреям святого апостола павла. Библия онлайн Совершенный священник и совершенная жертва

8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
Итак, у нового духовного Первосвященника - воскресшего Иисуса Христа – много преимуществ по сравнению с первосвященниками из колена Аарона. Но главное его преимущество в том, что новый первосвященник сидит по правую руку Бога на небесах, ему незачем самому проходить множество очистительных процедур для того, чтобы с земли взывать к Богу в надежде быть услышанным. Он рядом с Богом и в любой момент может говорить с Ним.

8:2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
К тому же Иисус имеет возможность священнодействовать в истинном святилище Бога, находящимся на небесах и построенном самим Богом. Земное же святилище воздвигали люди, поэтому небесное святилище - настолько же превосходнее земного, насколько Божье умение создавать и творить - превосходит человеческое умение в этом.

8:3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
Но поскольку Первосвященник земного святилища был предназначен для принесения Богу даров и жертв, новый духовный Первосвященник также не с пустыми руками должен являться к Богу, а с кровью искупительной жертвы. Иисус имел эту кровь, принеся в жертву себя для искупления всех (1Тим.2:6)

8:4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары,
Если бы Иисус оставался на земле, он не мог бы быть священником по закону: не из рода Аарона этот человек, не имел бы права Иисус священнодействовать в скинии земного устроения

8:5 которые служат образу и тени небесного, но земное священнодействие пред Богом - это всего лишь «тень», которую «отбрасывает» небесное священнодействие, и земные священники - это лишь несовершенная копия небесного священства, настолько же проигрывающая в отображении истинной сути, насколько сам человек проигрывает в отображении сущности Бога.

как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
Земное святилище и процесс священнодействия были устроены Моисеем по тому образцу, который был показан ему на горе Синай. То есть, земное храмовое устройство для священного служения Богу - это попытка Моисея при помощи Бога «срисовать» небесное устройство настолько точно, насколько это вообще возможно в земных условиях с использованием земных священнослужителей и земных атрибутов.

Можно сказать, что на земле - всего лишь крошечный макет Божьего устройства общества разумных личностей, поклоняющихся Богу. А на небесах - само устройство, сама суть вещей Божьего мироустройства.

8:6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
Но новый Первосвященник Иисус Христос получил возможность священнодействовать пред Богом и ходатайствовать за грешных людей в условиях, превосходящих условия Ветхого Завета настолько, насколько сам Новый Завет Бога с людьми превосходит Ветхий (новый завет имеет лучшие обетования, он приведёт всё богобоязненное человечество к жизни вечной: к духовному и физическому совершенству)

8:7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
Ветхий завет не мог обеспечить спасения от греха и смерти богобоязненному человечеству, хотя и нужен был на определённом этапе истории человечества. Но поскольку в намерение Бога входит именно спасение человечества от греха и смерти (1Тим.2:4), то Он и предусмотрел введение в действие Нового завета, способного привести в исполнение его замысел.

8:8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
О том, что прежний (ветхий) завет с потомками Израиля (10ти коленного государства) и Иуды (Иудеи) - будет заменён на новый, народ Бога древности знал от своих пророков (Иер.31:31-34). Поэтому христиане из евреев не должны были бы удивляться введению в действие другого завета с Богом, в котором воскресший Иисус Христос назначен Первосвященником для всего Божьего народа эпохи нового завета.

8:9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
Новый завет должен будет отличаться от прежнего, заключённого с Израилем по плоти после их вывода из Египта. Евреи должны были понять, что Моисеев закон - не единственный и не окончательный завет Бога со Своим народом, так как будет заменён на другой.

8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
Новый завет должен будет содействовать изменению внутренней сущности Божьего народа, усовершенствованию их совести, а не просто диктовать пункты правил для жизни, как Моисеев закон. Моисеев закон могли исполнять как добрые люди, так и злые, как любящие, так и не любящие Бога и людей - ради избежания наказания смертью.

Новый же завет будет способствовать возрастанию в них духовной личности, сердечной, доброй и любящей как самого Бога, так и тот образ жизни, который Он предлагает человечеству для всей вечности: ни один злой человек не сможет стать участником Нового завета (либо ему придётся изменить свою сущность на добрую, либо его вычеркнут из списков Божьего бытия)

8:11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
Закон Бога, написанный на сердцах и заложенный в совесть человека - будет гарантией тому, что каждый «сердечный» участник Нового завета будет знать, как следует поступать правильно, по совести - во всех жизненных ситуациях, и для этого ему не придётся «перелопачивать» горы макулатуры пунктов закона в надежде найти в них описание тому, как он должен поступить правильно в своей ситуации.

Ни один закон в виде предписаний не имеет возможности описать вообще ВСЕ возможные житейские ситуации для верующего человека, но совесть, обученная самим Богом, в любой ситуации будет ему подсказывать правильно, ибо каждый человек, познав Божий дух, будет точно знать, как в его ситуации поступил бы Бог. Значит, так же следует поступить и Ему. Это и есть духовное совершенство, когда познан ум Христов и дух Божий в совершенстве.
Достижение духовного совершенства - это апогей воздействия Нового завета на человечество, достигнуто оно будет в конце Миллениума: и буду их Богом, а они будут Моим народом (Откр.21:3,7)

8:12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
Почему участники Нового завета смогут достичь духовного совершенства? Потому что по причине искупления Христова у Бога будут все основания простить им все грехи (Римл.3:24,25)
Прощение же грехов соделает их праведными в глазах Бога. Это, в свою очередь, позволит Ему милостиво приблизить очищенный народ к Себе настолько, чтобы они имели возможность «напитаться» Его святым духом и полностью изменить свою внутреннюю сущность.

Такая близость к Богу в условиях прежнего завета - была невозможна из-за того, что кровь животных не очищала совесть грешников до состояния праведности (Евр.10:1,4), а Бог далёк от нечестивых (Пр.15:29) и не мог нарушить Свой закон, приближая к себе тех, кто грешил и при этом считал, что кровью животных смоет свои грехи.

8:13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Евреи должны были понять, что если Бог назначил нового первосвященника и вводит в действие Новый завет, то прежний завет, по которому они привыкли жить и считать себя праведниками (Моисеев закон) - уже «израсходовался», исчерпав себя, и потерял свою значимость для Божьего народа.

2. ВЫСШЕЕ СЛУЖЕНИЕ (8:1 - 10:18)

По ходу дальнейшего развития своих мыслей автор ясно дает понять: в основе нового священнического служения лежит Новый Завет.

а. Вступление на высшее служение (8:1-6)

Евр. 8:1-2 . В первой половине стих 1 как бы подводится итог сказанному выше для перехода к развитию новых мыслей. О Господе Иисусе, Который в качестве Первосвященника воссел одесную престола величия на небесах, автор говорит почти в тех же словах, что в 1:3 (сравните 10:12; 12:2). Подробно эта тема разрабатывается дальше.

В словах и есть священно-действователь святилища и скинии истинной он касается некоторых положений, которых вскользь касался и прежде, но говорит о них иными словами. Идея "священнодействования" (яеитоургос) лежит в основе новой темы. Под "скинией истинной" понимается небесная сфера, где это "священнодействование" происходит.

Евр. 8:3-6 . Поскольку функция первосвященника состояла в принесении даров и жертв, нужно было, чтобы и новый Первосвященник имел, что принесть. Оставаясь на земле, Он не мог бы быть Первосвященником, так как совершение левитских ритуалов в храме продолжалось (эти слова свидетельствуют, что послание писалось до разрушения храма).

Однако святилище, в котором служили левиты, было всего лишь образом (сравните 9:23-24) и тенью (сравните 10:1) небесного святилища, в котором совершает Свое служение новый Первосвященник. Это подтверждается и словами, которые Моисей услышал свыше, когда приступал к сооружению спаши (предшествовавшей храму) под Божиим руководством (8:5).

И служение, совершаемое Иисусом в небесной "скинии", настолько же превосходит служение левитов, насколько завет, Ходатаем которого Он является, лучим их завета (т. е. закона). (Трижды употребляет здесь автор слово "ходатай" - в 8:6; 9:15; 12:24.)

Слово служение (леитоургиа) опять несет тут основную смысловую нагрузку; превосходство нового священнического служения связано, как уже отмечалось, с превосходством нового завета, который утвержден на лучших обетования. К рассмотрению этого завета и его обетовании и приступает теперь автор.

б. "Превосходнейший" завет (8:7 - 9:15)

Евр. 8:7 . В доказательство того, что Новый Завет был обещан издревле, автор сошлется вскоре на книгу Иеремии (31:31-34). В этом обетовании он видит свидетельство несостоятельности прежнего завета.

Евр. 8:8-12 . Обетование Нового Завета было дано, указывает автор, когда Бог, устами пророка, укорял народ. Ветхий завет "потерпел неудачу" по причине греховности народа, средством исцеления от которой не располагал. Новый завет такое средство имеет.

В цитируемом тут тексте из книги Иеремии прежде всего предсказывается заключение нового завета (стих 8); затем следует исполненное силы заявление, что он будет отличаться от предыдущего (стих 9). Потом идет описание "превосходнейших" результатов, которые повлечет за собой заключение обещанного завета.

Это: 1) внутренняя склонность к послушанию "Бог вложит Свои законы в мысли их и напишет их на сердцах их"; 2) устойчивые взаимоотношения с Богом "и буду их Богом, а они будут Моим народом"; 3) познание Бога "все… будут знать Меня" и 4) прощение грехов "Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более". Все это и есть "лучшие обетования", упомянутые в стихе 6.

Ясно, что все они относятся к возрожденным свыше людям, сколько бы ни жило их на земле со времени крестной смерти Спасителя. И хотя в первую очередь новый завет ориентирован на Израиль ("дом Израиля и дом Иуды" в Иер. 31:31), не вызывает сомнения, что и христиане всех времен подпадают под упомянутые благословения (Лук. 22:20; 1-Кор. 11:25; 2-Кор. 3:6). Такое понимание отнюдь не ведет к ошибочному смешению Израиля с Церковью.

Новый завет - это орудие, избранное Богом для осуществления тех благословений, которые были обещаны Израилю в Аврааме. Но ведь в завете Бога с Авраамом предполагалось благословение "всех народов", так что новый завет тем самым становится Божиим средством спасения всех верующих в Него со времени Креста, Сказать это - в сущности не сказать ничего более того, что было возвещено Самим Иисусом: "Ибо спасение от иудеев" (Иоан. 4:22).

Слова Спасителя ни в коей мере, однако, не противоречат восприятию христианской Церкви как явления уникального, как некоего духовного тела, тесно связанного со Христом и в значительной степени отличающегося от феномена израильского народа. Но поскольку спасение в целом совершено посредством креста Христова, оно невозможно вне крови Нового Завета.

Евр. 8:13 . Из только что процитированного им ветхозаветного пророчества автор делает справедливый вывод, что ветхий завет - это нечто ветшающее и стареющее, и, значит, близкое к уничтожению. Ритуалы, все еще совершающиеся в соответствии с ним (стихи 4-5), являются духовным анахронизмом; в этот момент автор мог вспомнить пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Матф. 24:1-2). Вероятно, пророчество это осуществилось вскоре после написания Послания к Евреям. И тогда гибель храма явилась драматическим подтверждением мыслей автора о ветхом завете.

8:1-2 Служение Первосвященника "навеки совершенного" связано со священнодействием "в святилище и скинии истинной", воздвигнутой Богом.

8:3 имел, что принести. Иисус принес в жертву Самого Себя: Свою кровь (9,12) и тело (10,10).

8:4 не был бы и священником. На земле Иисус не мог бы быть священником в силу закона Моисеева (7,13). Священническое служение Иисуса, таким образом, осуществляется по иным законам, не земным, а небесным.

8:5 образу и тени. Скрижали, врученные Моисею, содержали лишь смутное отражение будущего служения Иисуса. И скрижали, и установления о богослужении служили одной цели - они указывали на Иисуса.

8:6 Новый завет является лучшим, ибо он заключен с клятвой (7,22), а также потому, что он содержит лучшие обетования (ст. 8-12). По обеим причинам, служение новому завету - "превосходнейшее".

ходатай. Посредник - лицо, представляющее обе договаривающиеся стороны. Моисей охарактеризован как посредник (ходатай) закона (Гал. 3,19.20). Сущность посредничества Христа заключается в том, что Он предложил Себя как искупительную жертву за грех (9,14.15; 12,24; 1 Тим. 2,5.6).

8:7-13 Обетование нового завета в Иер. 31,31-34 - объединяющая тема стихов 8,7-10.18, в которых слово, переведенное как "завет", встречается четырнадцать раз. Для сравнения отметим, что оно еще трижды встречается в Послании к Евреям (7,22; 12,24; 13,20) и шестнадцать раз в остальных книгах Нового Завета.

8:7 Божие обетование нового завета, сделанное через Иеремию, свидетельствует, что прежний завет не был окончательным.

8:9 не пребыли в том завете. Одна из причин, обусловившая необходимость нового завета, в том, что народ "не пребывал" в прежнем завете, т.е. нарушал его и закон, сопутствовавший завету.

8:10 вложу законы Мои в мысли их. В отличие от освящения, предусмотренного законом, смерть Христа очищает совесть (9,9-14), поэтому мы в состоянии исполнять волю Божию (держать Его законы в мыслях своих).

8:11 все... будут знать Меня. Закон запрещал всем, кроме первосвященника, входить в Святая Святых (присутствие Бога). При новом завете все могут через Иисуса Христа приходить к Богу (10,19-22).

8:12 грехов их... не воспомяну. В отличие от постоянно повторяющихся жертвоприношений, предусмотренных законом как ежегодное напоминание о грехе (10,3), жертва Иисуса принесла прощение грехов и освящение и совершилась раз и навсегда (10,10.13.18).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: