Почему звук передается по нитке. Мастер – класс «Музыкальный эксперимент в детском саду

Елена Орешонкова
Музыкальное экспериментирование

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком . Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки . В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки , находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений , при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Неизведанное рядом» , авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников , среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком . Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит» , а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум ).

В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?» , «Откуда берется голос?» ).

В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?» , а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?» , «Как появляется песенка?» , причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче» , «Коробочка с секретом» и др.).

Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков- частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит» , «Поющая струна» ) и др.

В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию , содержащие следующие разделы : «Где живут звуки?» (темы : «Звуки улицы» . «Звуки дома» , «Звуки природы» ); «Звук живет в любом предмете» (темы : «Деревянные и металлические звуки» , «Стеклянные звуки» ,

«Инструментальные звуки» , «В звуках наш мир отражен» и т. п.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности , поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

В ОДРМ можно организовать музыкальную лабораторию «Комната звуков» , где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности. В процессе творческой деятельности дети создают оригинальный продукт. Это может быть изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п.

К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок» , дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов , подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента , пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент : "Стоит в поле. (ложки) ; он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник) " и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.

Спонтанные игры с инструментами можно проводить под руководством «дирижера» . Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука : трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука : маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды) . Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Работая в лаборатории, можно создать мини-музей : оформить

тематические выставки : «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей» , «В царстве звуков» , а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты , сделанные своими руками.

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности .

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент , сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности .

Кроме того, в процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни , чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Оглушительно гудя, проносится мимо нас тепловоз. И тотчас тон гудка становится ниже. Если источник звука приближается к нам, то до наших ушей в течение 1 секунды доходит колебаний больше, чем в том случае, когда источник неподвижен. Если же источник звука удаляется, число колебаний звука, воспринимаемых нами, уменьшается. Это явление называется эффектом Допплера. Хотите проверить, как движение звучащего тела сказывается на его звучании? Возьмите игрушечную свистульку и вставьте ее в резиновую трубку длиной 80-100 см. Держите трубку неподвижно и дуйте в нее. Вы услышите ровное звучание свистка. Не прекращая дуть, начинайте вращать трубку. Высота тона свистка будет то повышаться, то понижаться и тем заметнее и чаще, чем быстрее вы крутите трубку.

Свирель Пана

Имея полоску гофрированного картона и 8 трубочек - стеклянных, деревянных или металлических,- легко сделать так называемую свирель Пана. (Пан - древнегреческий бог лесов.) Длину трубок надо подобрать так, чтобы звуки, производимые ими, составили полную октаву. Самая длинная трубка даст самое низкое по тону звучание.


Укрепите 50-сантиметровую железную проволоку поперек 2 деревянных подставок, как показано на рисунке. Железный болт, обмотанный несколькими сотнями витков звонкового провода, будет электромагнитом. Включите его обмотку в сеть переменного тока последовательно с электрической плиткой и начинайте натягивать проволоку, вращая гвоздь (см. рисунок). Когда натяжение достигнет некоторой величины, проволока начнет сильно вибрировать. Это произойдет тогда, когда собственная частота колебаний проволоки станет равной частоте колебаний переменного тока. Проволока будет резонировать с пульсациями тока.

Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные эксперименты со звуками в детском саду
Дата публикации: 16.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Статья на тему: «Занимательные эксперименты со звуками в детском саду .

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка Этот возраст важен для развития познавательной

потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской

деятельности, направленной на «открытие» нового.При этом главным фактором

выступает характер деятельности.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения

дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы

обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им

возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок

познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных

учреждений.

Итак, термин «экспериментирование» - это особый способ освоения

действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы

наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях .

Роль экспериментирования в образовательном процессе:

Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на

собственных наблюдениях и опытах

Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную

деятельность

Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение

устанавливать взаимосвязи между различными явлениями

Ребёнок в мире звуков.

«Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,

Играя с нами,

Любит прятаться внутри»

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все,

что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или

человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес,

любознательность и много вопросов.Каким образом мы воспринимаем звуки? Что

требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и

послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со

звуками для старших дошкольников».

Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям

секреты звука.

Примерное содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»

Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые

музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)

Картотека д/и и сами д/и

Иллюстративный материал

Подбор картинок на разные звуки

Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл)

Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.

Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.

одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде

Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте .

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.

Закреплять представления детей о понятии «звук»

Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре,

длительности

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники,

зависимость звучащих предметов от их размера

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых

Познакомить с понятием «эхо»

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат

Этапы работы:

Определение уровня сформированности представлений детей о звуке,

использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:

Проведение элементарных опытов «Что звучит» (определение на слух различных

звуков:стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)

Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан

Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков

«Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных

материалов

«Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается

звук Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы

дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой

Звук живет внутри нас

слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют,что почувствовали

рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда

говорили шепотом(дрожания нет)

«Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет

издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё

один помощник – язык

Знакомство со строением уха позволило подвести к пониманию причин

возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что

происходит вокруг

3 Проведение опытов с музыкальными инструментами

Знакомство с высокими и низкими звуками

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров

Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность

Музыкальное экспериментирование

Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный

инструмент не зазвучит.

Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и

низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек,дети

выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их

4 Причина возникновения звука – распространение звуковых волн

Опыт ««Звучащийстакан»

Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.

Материал:пластмассовый стакан, резинка.

Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой,

приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.

Результат: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по

воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом.Колебания идут по воздуху,

который воздействует на уши, и мы слышим звук.

5 Причина возникновения эха

Опыт «Где живет эхо»

Цель:Подвести к пониманию возникновения эха.

Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани,

веточки, мяч.

Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится

еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в

арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее

заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую

стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем

заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки.

Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).

6 Причина усиления и ослаблен

Опыт «Как сделать звук громче?»

Цель: Выявить причины усиления звука.

Материал:Пластмассовая расческа.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети

проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от

прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и

издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий,

слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук

стал громче, что чувствуют пальцы

7 Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и

типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился»

С точки зрения физики, звук — это механическое колебание, распространяющееся в среде.

Опыт 1

Как частота возникающего звука зависит от длины колеблющегося тела?
Положите гибкую пластиковую или металлическую линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола.
Крепко прижмите рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогните свободный край линейки вниз и отпустите его.
Послушайте, какой звук при этом возникнет, и обратите внимание на то, как быстро колеблется свободный конец линейки.

Поставьте стакан без дна на динамик. Включите радио на небольшую громкость и найдите в эфире радиопомехи. Вы услышите постоянный звук одного тона. Определите, в каком положении должен находиться регулятор громкости в случае тихого, среднего и громкого звука. Выключите радио и положите одно зерно риса на центральный квадратик вощеной бумаги (на X).

Включите радио и поставьте громкость на тихий звук. Проследите за всеми движениями зерна риса из центрального квадратика.

Повторите ваш опыт со средним и громким звуком.
Оцените зависимость между громкостью и энергией звуковой волны.

Опыт 4

Звук может распространяться в твердом, жидком или газообразном веществе.
Как сравнить эффективность распространения звука в газе и твердом веществе?

Возьмите обычные наручные часы.
Вначале держите часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносите часы к уху до тех пор, пока не услышите первое слабое тиканье. В этом положении измерьте расстояние от часов до уха.

Затем прижмите ухо к столу и положите часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Послушайте, не будет ли слышно тиканья часов. Если вы услышите тиканье в этом положении, попросите вашего помощника медленно отодвинуть часы подальше, пока тиканье не станет слабым.

Если же вы не услышите тиканья часов на расстоянии вытянутой руки, медленно придвигайте к себе часы и найдите положение, в котором они будут слышны. Измерьте расстояние от часов до уха и сравните его с тем расстоянием, на котором вы смогли услышать слабое тиканье часов, прислушиваясь к ним в воздухе.

Опыт 5

Как распространяется звук в воде?
Возьмите обычные наручные часы, поместите их в целый пластиковый пакет, туго завяжите пакет, чтобы не проникла вода. Привяжите к мешку веревку и опустите его в аквариум с водой.

Мешок с часами должен находиться на середине расстояния между дном и поверхностью воды, поблизости от стенки аквариума. Прижмите ухо к противоположной стенке аквариума.

Если вы услышите тиканье часов, измерьте расстояние до них. Если нет, попросите вашего помощника двигать часы в вашу сторону до тех пор, когда вы сможете услышать тиканье, Измерьте это расстояние. Сравните это расстояние с теми, которые вы получили в предыдущем опыте.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №30 г. Павлово

Ищенко Жанна Генриховна

г. Павлово

2017г.

Мастер – класс для педагогов.

Тема: «Опыты со звуками для дошкольников»

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Ищенко Ж.Г., по проведению экспериментирования как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи:

  1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.
  2. Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость:

Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Материал, оборудование:

Оборудование для проведения опытов, одноразовые бумажные стаканчики, шило, нитки, канцелярские скрепки, пустые банки, ватман, воздушные шарики, коктельные трубочки, ножницы, ведёрки из-под майонеза, бумага, банковские резинки, таз с водой, бокалы на ножке,пластиковая бутылка, пищевая плёнка, свеча, спички, цветные бумажные нотки.

Ход мастер-класса :

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить

опыт работы по теме «Детское экспериментирование со звуком в ДОУ». Но для того, чтобы лучше слышать, проведём небольшую музыкальную логоритмическую разминку с элементами самомассажа.

Логоритмическая разминка «Доброе утро».

Игра «Замри и слушай!»

Муз.рук. предлагает педагогам закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Педагоги отгадывают, что звучит.

Затем по команде М.Р., которая осуществляется только жестом, указывающим на того или иного человека, педагог называет услышанные звуки. Те, кто услышал такие же звуки, показывают на свои уши. Если названные звуки не были услышаны, то закрывают уши руками.

Актуальность.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.

Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит» , а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?» ), приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?» , «Откуда берется голос?» ), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?») , а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков («Почему Мишутка пищал?» , «Как появляется песенка?») и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче» , «Коробочка с секретом» и др.).

Практическая часть.

А сейчас, уважаемы педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Опытов со звуком»

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. Попробуем ответить на некоторые вопросы.

  • Почему все звучит?
  • Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?

(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)

  • А что можно сказать про топот ног, скрип двери?

(Это шумы, бытовые звуки.)

  • Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?

Педагогам предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у).
Затем каждому предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

  • Что произошло? Почему звук прекратился?

Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

  • Есть ли голос у деревянной линейки?

Педагогам предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью.

  • Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)
  • Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
  • Почему все звучит? (Колебание предметов)
  • Откуда берется голос?

Подвести педагогов к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Муз.рук. предлагает педагогам «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.

  • Что для этого сделали (сказали громким голосом.)
  • Откуда выходили громкие звуки (из горла).

Поднося руку к горлу, произнести слова то шепотом, то громко.

  • Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).
  • Что почувствовали, когда говорили шепотом? (дрожания нет).

Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.

  • Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее - звук усилится).
  • Можете ли вы на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит?

Игра «Угадай на чём играю»

Водящий надевает шляпу, которая закрывает ему глаза. 4 человека играют на металлофоне, бубенцах, колокольчике, треугольнике. Ими управляет дирижёр. Если водящий отгадал правильно, сообщаем ему об этом аплодисментами.

  • Можно ли увидеть звук?

Опыт «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

  • пластиковая бутылка,
  • пищевая пленка,
  • резинка, свеча.

Ход эксперимента:

  • Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжжем свечу Придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Устройство по обману ушей.

Следующий вопрос:

  • Почему человеку нужно два уха, а не одно?

Проведем опыты со звуком и найдем ответ на этот вопрос. Этот забавный эксперимент позволит вам ответить на этот вопрос: за счет изменения восприятия звуков правым и левым ухом.

Для изготовления устройства по обману ушей нам понадобятся:

  • Две пластиковые трубочки длиной около 50 сантиметров (гибкая подводка) можно купить в хозяйственном магазине.
  • Две воронки
  • Скотч и ножницы
  • Ободок для волос
  • Помощник
  • Как будем делать?

Соединим воронки с пластиковыми трубочками скотчем, чтобы закрепить их. Скрепите две трубочки изолентой или скотчем. Прикрепим трубочки к ободку для волос изолентой. Наденем наушники на голову и приложим концы трубочек к ушам. Закроем глаза. Попросим помощника пошуметь в разных местах различными предметами.

  • Мы можем определить откуда исходит каждый звук?

Говорят в одно ухо, а слышно в другом!

  • Так зачем человеку два уха? (чтобы слышать)
  • А как вы думаете, как можно усилить звук? (Сильнее выдувать воздух, петь громче.)

Опыт с расчёской.

Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

Опыт с бумажными рупорами.

Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

  • Кто из вас может показать, как меняется голос?

Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.

  • А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)
  • И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точно

отзовётся в лесу эхо.

Опыт «Где живет эхо?»

Педагоги по очереди пропевают в банку несколько фраз любой песни.

  • Звуки отражается от твёрдых стенок банки и поэтому повторяются, слышится эхо.

Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки!

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Приступим:

Отрежьте нитку длиной 15-20 см. Натяните нитку в руках таким образом, чтобы у вас появилась возможность одним или лучше двумя пальцами дергать ее, как струну.

  • Какой получается звук? Попробуйте натянуть сильнее.
  • Изменился звук или нет?

Проделайте отверстие в центре дна стаканчика с помощью шила или кнопки и пропустите сквозь него нитку. Привяжите скрепку к тому концу нитки, который проходит через внутреннюю часть стаканчика. Вытяните нитку с другого конца, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. Прижмите стакан горлышком к уху и, натянув нитку, одним пальцем дергайте.

  • Что вы слышите? Что можно сказать о звуке?
  • Как он изменился по сравнению с тем разом, когда не было стаканчика?

Научное объяснение:

В первом случае, когда вы дергали нитку, начали колебаться только те частицы, которые находились в непосредственном контакте с ниткой. Поскольку таких частиц не так уж и много, звук получился мягкий и тихий. Когда мы добавили стаканчик, колебания нитки передались ему, поэтому весь воздух, заключенный в стакане, начал колебаться, и звук получился более глубокий и громкий.

Переговорное устройство из бумажных стаканчиков.

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Приступим:

  1. Отрежьте нитку длиной 1 м или 1,5 м.
  2. Возьмите 2 стаканчика и проделайте отверстие на дне каждого.
  3. Проденьте нить в отверстие одного стаканчика и закрепите с помощью скрепки - просто привязав ее к ней таким образом, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. То же самое проделайте со вторым стаканчиком так, чтобы между ними была натянута нить.
  4. Теперь возьмите переговорное устройство и попробуйте поговорить, один говорит в стаканчик другой в это время прикладывает стаканчик к уху и слушает.

Убедились? Ваше переговорное устройство действительно работает!

Научное объяснение:

Когда вы говорите в стаканчик, тем самым создаете звуковые волны, которые в свою очередь ударяются о дно стаканчика, заставляя его вибрировать. Движение этих колебаний передается нитке и срабатывает «принцип домино». Частицы нитки передают колебания, или другими словами звуковые волны, по нитке другому стаканчику, сначала звук доходит до дна, потом к воздуху внутри стаканчика, а потом к уху.

Барабан.

Следующая поделка по звуковой теме - это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!

Для изготовления барабана понадобятся:

  • пластиковые ведёрки из-под майонеза
  • бумага
  • банковские резинки
  • тазик с водой
  • ножницы
  • палочки

Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.

Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно.

Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.

К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.

«Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Опыт «Поющие бокалы»

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

А теперь, внимание на экран.

Видеоролик «Поющие бокалы»

Рефлексия.

В процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Оставьте нотку (символ из картона) возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком.

Педагогам предлагается отметить наиболее интересный опыт.

В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: