Игровые технологии. Игровые ситуации

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:

— она имеет короткий и несложный сюжет;

— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

— в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

— воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы,. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природ.

Хочется предложить вашему вниманию конспекты ИОС типа путешествий.

Помнится был такой мультипликационный фильм «Лошарик», сказочный персонаж -лошадка сделанная из воздушных шариков. Он и послужил героем нашей игры

Тема «Путешествие Лошарика в лес»

Старшая группа

Дидактические задачи:

О.о.«Познание»:

— формировать обобщенное представление о диких животных, птицах;

— уточнить представления детей о лесных зверях – медведе, волке, лисе, зайце;

— формировать представление о лесе как сообществе;

— убеждать детей в полезности всех видов животных и растений;

— учить устанавливать причинно — следственные связи между флорой и фауной смешанного леса.

О.о.«Социализация»:

— способствовать творческому использованию в играх представление о природе.

О.о.«Здоровье»

О.о.«Коммуникация»:

— развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами,

Воспитательные задачи:

— воспитывать у детей способность положительно относится к природе;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы, оборудование:

Картинки диких животных, лесных птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц.

Лошарик вбегает со словами:

Лошарик к детишкам в дет.сад прибежал

«Я по лесу бегал, кого-то встречал

Но так и не понял – кто встретился мне?

Быть может детишки — поможете мне?»

Воспитатель знакомит детей с Лошариком, пришедшим к ним в гости.

Лошарик здоровается с детьми и рассказывает, что был в лесу и встретил там кого-то, но кого точно не знает.

Воспитатель удивлён, что Лошарик не знает что такое лес и как там живут звери которые ему повстречались?

Выясняется, что он про лес совсем ничего не знает!

Воспитатель предлагает Лошарику отправиться вместе с ребятами в лес на экскурсию. Дети садятся на стульчики (автобус), покупают у кондуктора билеты и доезжают до станции «Лесная».

Лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных и о лесе.

Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке.

Воспитатель рассказывает детям, что в каждом лесу много различных птиц.

Воспитатель загадывает детям загадки про птиц.

Дети называют птиц, и показывают их на картинке.

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.

Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

Ребятам предлагается рассказать гостю о жизни зверей, которые ему повстречались.

Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводит лето и зиму.

Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются.

Ответы детей.

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

Ответы детей.

(Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

Воспитатель предлагает детям объяснить Лошарику основные правила поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т.п.)

Лошарик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Дети садятся в автобус, и возвращаются в детский сад. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

По приезду в детский сад ребятам предлагается выразить свои впечатления в рисунках, и организовывается выставка детских творческих работ.

Тема « Мы идём в зоопарк»

Средняя группа

Дидактические задачи:

О.о.«Познание»

— расширить представления дошколь​ников о диких животных;

— познакомить с животными, занесен​ными в Красную книгу;

О.о. «Социализация»

— способствовать использованию в играх представление о редких животных

О.о.«Здоровье»

— формировать начальные представления о здоровом образе жизни

О.о.«Коммуникация»

— развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами

— поощрять попытки делиться с детьми и взрослыми своими впечатлениями.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы, оборудование: картонные коробки, игрушки (картинки) зверей, билеты, корм для животных, скребки, совочки, магнитофон, диски с записью голосов птиц и животных.

Из картонных коробок воспитатель делает «клетки», в которых находятся «животные» (игрушки или картинки). На входе в зоопарк работает касса, где кассир продаёт билеты. Кон​тролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит де​тей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка детей встречает экскурсовод (эту роль берет на себя воспитатель), который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством. Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Экскурсовод возле каж​дой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они зна​ют про это животное, задавая им вопросы.

Ответы детей.

А затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.

При посетителях зоопарка организовать раздачу корма, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игро​вую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения.

Исследование И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов; кукол, изображающих литературные персонажи; различных вариантов сюжета «Путешествие».

Основная характеристика ИОС первого типа – использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объек-


ты природы. Следует отметить существование огромного разнооб­разия игрушек-животных и очень ограниченного количества иг­рушек-растений. Главный смысл использования такого рода игру­шек - сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игруш­ка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Послед­няя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игруш­ку и не могут - живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жиз­ни, способу функционирования (поведение), способу взаимодействия с ним.

Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.



Разнообразные ИОС, включаемые в занятия, показали, что
игрушка-аналог может быть использована в дидактических целях
при формировании реалистических представлений о животных у
детей разного дошкольного возраста. Важен при этом способ ее
включения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо
живому животному, либо животному, реалистически изображенному на картине. Момент противопоставления обеспечивает разведение сказочно-игрушечных и реалистических тенденций в знаниях о данном виде животных. При этом важно, чтобы использование игрушки на занятии полностью соответствовало ее функ­циональным назначениям: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Заметим, что использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, в других - менее успешным. Присутствие их уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.

Итак, материалы показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о живот­ных и растениях. Требования к ней в этом случае следующие. Иг­рушка должна быть опознаваема - независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видо-типичные признаки строения животного, растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкретного вида. Игрушка должна быть эстетична - отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка по­ложительные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточный материал.

Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игрушку - симпатичного мишку, сообщает, что он не хочет больше жить в детском саду, не хочет сидеть на полке и есть кашу из кукольной посуды. Он хочет уйти в лес и жить там, как настоящие медведи, - куклы рассказывали ему про это. Взрослый предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком.

Что происходит после включения игрушки-аналога в процесс обучения дошкольников? Как ситуация влияет на детей? Происходит следующее.

У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений.

Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки - ведь они в 5 - 6 лет имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про медведей.

Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

Включая данную ИОС в занятие, воспитатель достигает следющего педагогического эффекта.


Полная реализация дидактической задачи: подавляющее боль­шинство детей получают представление о жизни и приспособлен­ности бурого медведя (его строение, поведение, образ жизни, размеры) к различным факторам среды обитания, главными из которых являются лесная экосистема и сезонно меняющиеся погодно-климатические условия.

Уточнение и углубление представлений об отличии живого животного от игрушки, разведение сказочно-игрушечных и реа­листических представлений.

Легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благодаря игровой мотивации и включения механизма косвенного обу­чения: все сведения о бурых медведях передавались мишутке, вос­питатель не учил детей, он вместе с ними учил игрушку.

Быстрая активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников.

Развитие игровой деятельности детей: воспитатель действовал с игрушкой, говорил за нее, сам с ней вел диалог.

Используя метод игры, педагог тем не менее достиг эффекта благодаря правильному сочетанию приемов в этой ИОС и специальной подготовке:

продумал сюжет игры, в который включил программное содержание занятия;

выбрал симпатичную игрушку, продумал ее действия и слова;

во время занятия исполнял одновременно две роли - мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;

выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивал медвежонка к говорящим детям (он слушает их), подносил его к карти­не (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, капризничал («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу...» и т.д.).

Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку и картину в группе на 1 - 2 дня и разрешить их использовать в игре. В этом случае дети обязательно будут проигрывать и закреплять то содержание, которое они усвоили на занятии (мишку будут обучать, найдут ему маму-медведицу, будут кормить его медом и малиной, на участке покажут кусты, деревья, будут учить лазить по ним, устроят берлогу из снега и пр.).

Значительных результатов в понимании и усвоении материала детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопоставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей: «Ты не можешь жить в лесу - ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи - это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя). Посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными когтями. Ударом лапы он может убить оленя. С помощью когтей медвежата забираются на дерево. Открой рот, покажи свои зубы.

Что? Не открываешь! Зубов-то, наверно, совсем нет, а собрался в лес! И т.д.»

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знако­мых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И.А.Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают многие исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Л.П.Бочкарева, О.К. Зинченко, А. М. Виноградова и др.).

И.А.Комаровой было сделано предположение, что куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей неслучаен.

Чипполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень симпатичен детям. Он нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное.

Карлсон - в некотором смысле антипод Чипполино. Он знаком детям по книге Астрид Линдгрен и по мультфильму как хвастунишка, баловник и весельчак.

Незнайка, герой книги Н. Носова, носит свое имя неслучайно. Он много хвастается о своих способностях, на самом же деле ему часто недоступно решение самых простых вопросов.

Предполагалось, что данные сказочные персонажи будут использоваться на занятиях не с целью развлечения, а как факторы, обеспечивающие решение дидактических задач, т. е. куклы должны вписываться в ход занятий на основе программного содержания. Исследование Л. П. Стрелковой , которая изучала влияние литературных произведений на эмоциональное развитие дошкольников, демонстрирует не только уместность, но и целесообразность проведения - после прочтения сказок – игр-бесед


между детьми и куклами. При этом исследователь считает вполне уместным в разговоре с детьми выходить за пределы сюжета сказок, переводить беседы на реальные события из жизни детей, их проявления в коллективе сверстников. Автор настоятельно под­черкивает: от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных героев и тем самым упражняются на уровне проговаривания и эмоциональных оценок в хороших поступках.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо сла­бую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Таким образом, литературный герой, привнесенный на занятие, - это и просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляет свои прежние ти­пичные особенности, иначе говоря, действует в своем амплуа. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуа­ции, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций
выступает как положительный фактор обучения - активизируется умственная деятельность детей. В традиционном занятии воспитатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает - он взрослый и умнее. Но когда Незнайка и Карлсон задают «глупые» вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомленность в событиях, уже дети стоят над ними. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, - они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты),включенная в занятия, наблюдения, труд. По существу, всевозможные путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры предпола-

гает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новы­ми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматрива­ют, слушают пояснения, «фотографируют». Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает до­школьникам все то новое, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей: дети лучше входят в роль, совершают больше игровых действий. «Оптические приборы» в силу того, что объективом они ограничивают пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» - создание детьми изопродукции на основе впечатлений.

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Даже если обучение с использованием ИОС в ряде случаев выходит за рамки отведенного времени, дети не утомляются, так как хорошее исполнение игры, создавая положительный эмоциональный настрой, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Итак, игра как метод экологического воспитания - это игра,специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

1) имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2) в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

4) игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5) воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием
сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Маргарита Иванова
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста . Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС, основными характеристики которой являются :

Короткий и несложный сюжет.

Оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой.

Специально организованное игровое пространство .

Наличие дидактической цели и воспитательной задачи.

Обязательное проведение и руководство игрой взрослым .

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами – изображениями реально существующих предметов и объектов – могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например,живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение , становятся объектами подражания. Такие ОС формируют развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга, условно их можно назвать «Знакомство» .

Рассмотрим некоторые из них.

Игровая ситуация «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»

Цель : Развивать интерес детей друг к другу, желание заполнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласно игре.

Описание. Воспитатель приносит мишку : «Дети это Мишка Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть» .

Мишка : «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Назовите мне свои имена! Ой как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну, кто свое имя назовет, тот мне лапку пожмет»

После знакомства Мишка говорит :

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под музыку. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.

В заключении Мишка прощается с детьми :

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свидания, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой.

Игровая ситуация «Ладушки-оладушки»

Ладушки-ладушки

Напекли оладушки,

Для. (перечисляем имена детей группы)

ИОС в виде воображаемого путешествия в зоопарк, достопримечательных мест города и другие. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

К игровым ситуациям воображаемого путешествия относятся «Путешествие в Страну обуви» , «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного» , «Путешествие в игрушечное царство» , «Путешествие в страну одежды» , «Инструменты – помощники человека» и другие.

Иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками . Основу содержания ситуаций -иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения . Дети с интересом участвуют в ИОС «Чья эта игрушка?» , «Чьи это вещи?» Кто это? и другие

Игровые образовательные игры-имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. В старшей и подготовительной группе игры-имитации становятся более сложными и приобретают черты театрализованных этюдов, в которых дети изображают целое событие с участием нескольких персонажей. Интерес детей к игровым импровизациям возрастает, если при этом используются предметы для ряженья. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игровые образовательные ситуации – упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение , дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации -оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте .

В ситуациях -проблемах взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях , ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение .

К числу проблемно - игровых ситуаций , побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи, можно отнести такие :

«Потерявшиеся» - задача детей – понять состояние потерявшегося и помочь отыскать своих родителей или хозяев.

«Бездомные» У собачки, котёнка или маленькой обезьяны нет домика, и холодно, одиноко. Дети приходят им на помощь. Строят им домики.

«Голодные» . Дети находят проголодавшееся существо (котенка, щенка) . Они жалеют их, кормят голодных.

Ситуации -оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самых детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Практическая часть.

1. Определите, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации .

Уж ты котенька, коток,

Котя - серенький лобок!

Поздоровайся с детьми,

Сколько деток,погляди!

Как у нашего кота

Шубка очень хорошо!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые! (ситуация-иллюстрация )

2. Провести инсценировку. Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд,

Оказалось, длинный он.

Значит, надо долго-долго

Нам ещё искать вагон.

Мама. Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.

На билетах написали,

Что вагон наш номер три.

Дочка. Долго мы его искали,

Сбились с ног уже совсем,

Вдруг смотрю – в окошке цифра.

Три! Вот, мама, посмотри!

(ситуация-упражнение . Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда)

Я устал смотреть в окно.

Спать пора ложится.

Я б наверх, конечно, лег :

Там ведь интересно!

Отец. Не ложись там, сынок,

Там довольно тесно.

Детям спать вверху нельзя-

Можно и свалиться,

Стукнуться об пол иль стол,

Больно ушибиться.

Сын. Ничего, я подрасту –

Это же несложно.

Вот тогда и наверху

Спать мне будет можно.

(ситуация-упражнение . Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

3. Ситуация (Ситуация-проблема )

Дина коллекционирует открытки. Её друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождении выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

(Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги.)

Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника , сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации.

Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные.

Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их .

С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Наряду с ситуациями-иллюстрациями в образовательном процессе широко используются ситуации-упражнения. Теперь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей.

Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций .

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний дошкольников и повышает эффективность обучения.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой ситуации составляет сценарий активизирующего общения, овладение детьми определенными навыками и умениями .

В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют задачи игровых ситуаций, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. Сценарии игровых ситуаций необходимо разрабатывать таким образом, чтобы реализовать на практике "золотое правило" педагогики: "Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались". Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игровой деятельности ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация - драматизация. Для детей дошкольного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Установка на игровую ситуацию - драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения.

Игровая ситуация - соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности дошкольников. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - неделю, месяц. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным .

Среди игровых ситуаций, которые могут применяться воспитателями на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность дошкольника, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.

Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования дошкольников .

Деловая игровая ситуация - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс.

В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают дошкольники. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается "умственный аппетит", а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: