Основные философские идеи ницше кратко. Философские взгляды ницше учение о сверхчеловеке. Самый продуктивный период жизни

Ницше был многосторонним, его труды можно разделить на несколько идей:

1) Воля к власти.

2) Смерть бог.

3) Нигилизм.

4) Переоценка ценностей.

5) Сверхчеловек.

Философия Ницше кратко упоминает теории, являющиеся почвой для его размышлений, таких как теория эволюции и естественного отбора Дарвина и метафизика Шопенгауэра. Не смотря на огромное влияние этих теорий на труды Ницше, в своих размышлениях он безжалостно критикует их. Тем не менее, естественный отбор и борьба за выживание, в которой выживают сильнейшие, привела к желанию философа создать некий идеал человека.

Основные идеи работ Ницше:

    Воля к власти

Зрелую философию Ницше кратко можно изложить в его стремлении к власти и господству. Это было его главной жизненной целью, смыслом существования. Воля для философа являлась основой мира, который состоит из случайностей и наполненный хаосом и беспорядком. Воля к власти привела к мысли о создании «сверхчеловека».

    Философия жизни

Философ считает, что жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью. Он не отождествляет понятия разума и жизни и жестко критикует выражения и учения, касающиеся мыслей как показателя к существованию человека. Ницше представляет жизнь как постоянную борьбу, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.

    Истинное бытие

Философия Ницше кратко освещает проблемы бытия. Он считает, что нельзя противопоставить истинное и эмпирическое. Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.

Ницше яростно критикует абсолютно все: науку, религию, нравственность, разум. Он считает, что большая часть человечества жалкие, неразумные, неполноценные, люди, единственным способом управления которыми является война.

Смыслом жизни должна являться только воля к власти, а разум не имеет такого значительного места в мире. Также он агрессивно настроен в отношении к женщинам. Философ их отождествлял с кошками и птицами, а также с коровами. Женщина должна вдохновлять мужчину, а мужчина при этом держать женщину в строгости, порой с помощью физических наказаний. Не смотря на это, у философа имеются множество положительных работ об искусстве и здоровье.

    Сверхчеловек

Кто такой сверхчеловек, по мнению Ницше? Конечно же, это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён: общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того, кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.

Рассмотрим подробнее теорию сверхчеловека.

Идея сверхчеловека в произведении «Так говорил Заратустра»

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» - впервые изданная в 1885 году, одна из самых спорных и известных философских книг. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение нескольких лет. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну -- четвёртую. После смерти Ницше книга «Так говорил Заратустра» была опубликована в одном томе.

В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Через его речи и действия Ницше высказывает свои мысли. Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек -- промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек -- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». Философ, важной темой которого является декаданс, также подчеркивает то, что человечество пришло в упадок, исчерпало себя: «Человек есть то, что должно превзойти».

В противовес сверхчеловеку автор создает образ Последнего человека, о котором в своей речи к толпе Заратустра рассказывает на площади. Он соединяет в себе все негативные, по мнению писателя черты: он не знает что такое любовь, творение устремление, он приспособленец, живет дольше всех, неистребим, но «делает все маленьким». Забыв о высших идеалах, он, остановившись в развитии, думает что нашел уже счастье. Для него труд не средство достижения цели, а лишь развлечение, да и то в меру, чтоб не утомиться. Он объединяется в стадо, желая равенства и презирая чувствующих иначе. Толпа радуется словам Заратустры и просит сделать их похожими на последнего человека, что дает нам понять, что, по мнению Ницше, весь мир стремится к неверным целям, руководствуется ложными идеалами. Заратустра в своих речах называет своих противников лишними людьми, посредственностью. Еще одной их ложной добродетелью является крепкий сон, которому подчиняется все их жизнь. Именно из него происходит их умеренность и ровность в желаниях, а не из соображений долга.

Сверхчеловек, напротив, должен гармонично сочетать в себе физическое совершенство, высокие интеллектуальные качества ради того чтобы обновить человечество, воплотив идею вечного возвращения Ницше, которая выражается в цикличности бытия. Сверхчеловек должен обладать, прежде всего, несокрушимой волей. С ее помощью он преодолеет все трудности и построит новый мир. Но сверхчеловек скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Он разрушитель старых ценностей. Заратустра призывает «разбить старые скрижали, ибо Бог мертв». Ради достижения своей цели сверхчеловек может пренебречь общепринятой моралью («Нет истины, все позволено»), поскольку его разум не должен быть ничем задурманен. Придерживаясь прагматического подхода, Ницше дал ему право быть «по ту сторону добра и зла». Но афоризм «падающего подтолкни» происходит не отсюда. Его не следует понимать в том упрощенном смысле, что не стоит помогать ближним. Так как автор испытал на себе влияние дарвинизма, он уверен, что самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться, или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в ее способность самовозрождения и сопротивления всему роковому («То, что не убивает нас, делает нас сильнее»).

Сравнивая великого человека и последнего, автор проводит параллель к разнице алмаза и древесного угля. Они ведь суть одно и то же, состоят из углерода, но алмаз тверд и несгибаем, как воля стремящихся к пришествию сверхчеловека, а уголь мягкий и рассыпчатый, так как последний человек слаб и безволен. Завершая сравнение, Ницше горюет о том, что даже великие люди все еще слишком похожи на людей, то есть человек стоит в самом начале своего пути к обновлению.

Обновление должно произойти с помощью трех превращений. Первое превращение Верблюд. Он символ стойкости и выносливости. Человек должен противопоставить эти качества духу времени, выдержать все испытания, не сдавшись, не превратившись в маленького человека. Второе превращение Лев. Своей силой и яростью человек должен разрушить старые устои и традиции, а не разрушив старого, не получить нового. («Беззаботными, насмешливыми, сильными - такими хочет нас видеть мудрость, она женщина и всегда любит только воина»). Последнее превращение Ребенок. Он символ невинности, забвения, нового начинания, начального движения, так как Лев разрушитель не способен созидать, ему на смену приходит Ребенок.

Ницше провозглашает свободу смерти, лозунгом которой является слоган «Умри вовремя». Это подразумевает то, что смерть, как часть жизни, тоже должна быть подчинена цели. Человек должен ей управлять, он имеет на это право. То есть для Ницше Бог уже не владеет монополией на жизнь, ибо Бог умер. А человек подчиняя смерть идее сверхчеловека, на одре благословит клятвы больших людей быть верными своей цели.

Сверхчеловек освобождается не только от морали и религии, но и от авторитетов. Даже таких сильных как пророк сверхчеловека - Заратустра, который учит своих последователей: потеряйте меня и найдите самого себя. То есть каждый человек должен найти самого себя, принять себя.

Поиску себя мешают традиции, институты общества… Автор объявляет священников врагами сверхчеловека, ибо они проповедники медленной смерти, они служат мертвому Богу и они лживы («Когда заповеди были особенно священны - на свете было больше всего грабежей и убийств»). С ними рядом стоят добрые и праведные. Это довольные и сострадательные горожане, «чья тетива разучилась дрожать и им не стать стрелами тоски». Они никогда не смогут стать мостом над пропастью, так как они довольны тем, что имеют. Аристократия тоже подвергается жесткой критике, поскольку кто как не они должны вести людей в светлое будущее, а они погрязли в пороках, в блуде и лжи, в корысти и лени.

В отличие от аристократии, Ницше возвышает простого крестьянина, который способен на перемены. У него есть воля и этим он силен. В подтверждение этой мысли, автор рассказывает нам о пастухе, в рот к которому заползла змея пока он спал, он откусил ей голову и отбросил прочь по подсказке Заратустры, таким образом, выжив. Этим Ницше обозначает главную свою идею: слушай Заратустру и будешь жить.

(1844-1900) - основоположник нового направления в философии, философии жизни. Основные идеи - это концепция воли к власти как основа всякой жизни, всего общественного и культурного процесса, а в связи с ней идея переоценки всех ценностей, идея сверхчеловека и идея вечного возвращения.

В "Происхождение трагедии" рассматривает искусство как проявление воли или жизни вообще и противопоставляет "жизненное" искусство, символизируемое Дионисом интеллектуальному, символизируемому Аполлоном. Мысль о противоположности "жизни" и "разума" становится центральным пунктом все его последующей философской деятельности, порождая иррационализм .

Отдавая приоритет дионисийскому, он не отвергает аполлоническое, но требует их гармонического сочетания. Дионисийское начало в современном ему мире, как полагает Ницше, утрачено, а без него невозможно творчество, творческое бытие и происходит крушение, деградация культуры.

Воля - первооснова всего сущего (Шопенгауэр). Воля в себе самой имеет основание, стремящееся к возвышению и к превосходству, к власти. По Ницше воля к жизни - это всегда воля к власти. Воля к власти - это воля к господству, но это господство, прежде всего над собой, это постоянное преодоление себя, это творчество. Жизнь - единственная абсолютная ценность, безусловная ценность, существующая прежде разума и разум лишь средство для жизни.

Познание - "воля к созиданию". Познавать - значит творить. Сущность вещи есть только мнение о вещи, а истина всегда субъективна, она есть не что иное, как своеобразное заблуждение.

Прежняя философия, руководствовавшаяся стадным инстинктом, открыла истины, которые сегодня служат массам. Вся человеческая история - это борьба двух типов воли к власти: воли власти сильных (господ) и воли к власти слабых (рабов). Общество - скопище индивидов, отличающихся от животных только известной степенью интеллектуальности, способностью сознавать и оценивать свои поступки. В основе жизни лежат агрессивные эгоистические инстинкты.

Духовное состояние современной ему эпохи Ницше характеризует как нигилизм. Происходит ослабление инстинкта жизни и современное общество становится жертвой посредственности, "стада", "массы". Чтобы спасти жизнь необходимо решить основную задачу философии - критерий истины - практическая полезность для сохранения и продления жизни рода. Активный нигилизм Ницше связывает начало возвышения мощи воли и духа.

Переоценка всех ценностей: критика христианской нравственности, столь же безнравственной, как и любая вещь на земле (морали рабов) и стремление утвердить высший тип морали (мораль господ), более соответствующей условиям социального бытия. Мораль - система оценок. "Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов". «Я» - мера для всего этого мира. Жизнь - точка отсчета для определения ценности любой вещи.


Мир не имеет ни цели, ни смысла, в силу этого человечество деградирует и неминуемо погибнет. Гибель может быть предотвращена актом творчества, но необходима цель - Сверхчеловек - это нравственный образ, который означает высшую ступень духовного развития человечества.

Сверхчеловек, прежде всего, не может быть зверем или укротителем зверей. Сверхчеловек - это тот, кто умеет повелевать себе, но что самое главное и, прежде всего - это тот, кто умеет повиноваться себе. Сверхчеловек - это тот, кто не желает ничего даром (даром получать желает только чернь), не ищет и не желает наслаждений ибо "не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей".

"В человеке тварь и творец соединены воедино, ваше сострадание относится к "твари в человеке", ибо "самым опасным врагом, которого можешь ты встретить, будешь всегда ты сам…".

Сверхчеловек Ницше - это, прежде всего, могущественный и господствующий над собой и окружающим миром. Само это господство не может быть понимаемо только как политическое или правовое господство, ибо проповедуемое им господство - это духовное господство и власть над людьми приобретаемая лишь силою выдающихся духовных качеств личности. Господство лучших - это та форма жизни, которая дает простор для духовного развития, для расширения горизонтов творческой деятельности этой личности.

Идея вечного возвращения. Воля реализует себя через постоянную смену явлений. Творчество следует понимать здесь как созидание всякий раз нового явления, а иначе творчество понимать и невозможно. Даже разрушение для Ницше - это лишь момент созидания. Только творящий может уничтожать. Вечное возвращение, это не постоянное воспроизведение одного и того же, возвращения к тому же самому. Каждый раз в явлениях воля воспроизводит себя, реализует, объективирует себя иначе, чем прежде (различные индивидуальности).

В "Веселой науке" Ницше в страхе и ужасе перед вечным возвращением. «Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова - и ты вместе с ними, песчинка из песка!»

Выход здесь только один: хорошо относиться к себе (в отличие от христианства) и к жизни, любить ее и принимать ее, такой как она есть. Переход к героическому жизнепониманию". (Так говорил Заратустра ".) Мужество и твердость - это ростки великой надежды. Творчество и созидание - это основное средство возвращения к ЧЕЛОВЕКУ.

Философия жизни. Задача философии жизни - понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из ее самой. В рамках философии жизни различные феномены бытия, как-то: наука, искусство, религия и т.п. утрачивают свою сущностную самостоятельность и должны быть поняты, исходя из жизни. Философию жизни можно рассматривать и как протест против преувеличения роли рассудка в жизни человека и общества. (Протест души против машины.) Философия жизни затрагивает проблему ценности и смысла жизни.

Имя: Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)

Возраст: 55 лет

Рост: 173

Деятельность: мыслитель, филолог, композитор, поэт

Семейное положение: не был женат

Фридрих Ницше: биография

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.


Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» . Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.


Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.


Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.


В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.


Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.


Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» - один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.


Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.


На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.


Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.


В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.


Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.

Библиография

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
  • «Несвоевременные размышления»
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
  • «Весёлая наука»
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
  • «Казус Вагнер»
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • «Антихрист. Проклятие христианству»
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою»
  • «Воля к власти»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ницше Фридриха Вильгельма

Фридрих Вильгельм Ницше – немецкий мыслитель, философ, классический филолог.

Детство

Фридрих Ницше появился на свет 15 октября 1844 года в Реккене (местечко близ города Лейпциг, восточная Германия). Назван в честь короля Фридриха Вильгельма IV (их дни рождения совпадают). Отца звали Карл Людвиг Ницше, он был пастором, глубоко верующим человеком. Религиозной была и Франциска, мать Фридриха. Оба родителя выросли в семье священников, так что их восприятие мира было предопределено еще в раннем детстве. Свою бескомпромиссную веру Карл и Франциска старались привить детям.

10 июля 1846 года в семье Ницше родилась девочка. Ее назвали Элизабет. Через несколько лет у супругов появился еще один ребенок – мальчик Людвиг Йозеф. К сожалению, маленький Людвиг скончался еще в 1850 году от нервного припадка. За полгода до этого умер Карл, который до своей кончины целый год страдал от безумия. Воспитанием Фридриха и Элизабет занялась Франциска.

В 1858 году Фридрих уехал учиться в гимназию «Пфорта». В этом учебном заведении юный Ницше увлекся изучением античных текстов, впервые попробовал писать, в одно время даже страстно мечтал стать музыкантом, но это желание со временем прошло. Фридрих интересовался философскими и этическими проблемами человечества. В то время его любимым чтивом были книги английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона, немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера и немецкого поэта Фридриха Гельдерлина.

Юность, образование

Осенью 1862 года Фридрих Ницше в Боннский университет, один из самых крупных университетов Германии. Там Фридрих начал упорно изучать филологию и теологию. Образование было очень важно для Фридриха, он занимался с огромным удовольствием, однако остальные студенты, которые его окружали, особенно учебой не занимались. Одно время Фридрих пытался вразумить их, объяснить, насколько важно получать ценные знания, однако товарищи его не поняли. Ницше был страшно разочарован.

Вскоре Фридрих покинул Боннский университет и перевелся в Лейпцигский университет вслед за своим любимым преподавателем и наставником Фридрихом Вильгельмом Ричлем, профессором-филологом. Однако и в новом учебном заведение изучение филологии не принесло Ницше того удовлетворения, за которым он гнался. В 1868 году Фридриху предложили стать профессором классической филологии в Базельском университете. Но даже этот невероятный успех (Ницше в ту пору было всего лишь двадцать четыре года; профессоров такого возраста никогда еще не было) не обрадовал Фридриха. Он чувствовал, что ему все еще чего-то не хватает.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Еще будучи студентом, Фридрих Ницше познакомился с , композитором и теоретиком искусства. Музыка произвела на Ницше неизгладимое впечатление (впрочем, точно такое же впечатление произвели на сочинения Ницше). Фридрих и были близкими друзьями около трех лет, после чего их отношения постепенно охладели. Ницше обвинял в измене их общим идеалам и в принятии христианства, же, в свою очередь, говорил, что труды Ницше потеряли свой глубокий смысл.

Здоровье

Ницше с ранних лет своей жизни не отличался крепким здоровьем. В восемнадцатилетним возрасте он начал страдать от частых головных болей. Во время Франко-Прусской войны (1870 год) Фридрих служил санитаром. Проведя с раненными длительное время, Фридрих заразился дифтеритом и дизентерией. К тридцати годам Ницше практически перестал видеть, его мучали проблемы с желудком. С многочисленными болезнями Фридрих боролся с помощью опиатов. В начале мая 1879 года Фридрих перестал заниматься преподаванием в университете и ушел на пенсию. Дальнейшая жизнь Ницше была связана с упорной и настойчивой борьбой с болезнями, которые, однако, не мешали ему писать научные труды.

Основные философские идеи Фридриха Ницше

В основном все произведения Ницше насквозь пропитаны духом нигилизма и жесткой критикой современного мира. Основная идея – отрицание отождествления разума и жизни. Ницше понимал жизнь как вечную борьбу противостоящих сил, в центре которой находится понятие воли.

Ницше отмечал такое понятие, как воля к власти. Фридрих описывал это явление как сущность всей жизни. Учитывая тот факт, что все мироздание – это хаос, беспорядок и череда случайностей, именно воля является первопричиной всего, что только есть в этом мире. Основываясь на своей теории воли к власти, Ницше выдвинул еще одну очень интересную идею – идею «сверхчеловека». «Сверхчеловек» стал центром всей философии Ницше. Мыслитель утверждал, что только «сверхчеловек» может противостоять нелепым нормам и правилам, установленным христианством, пропагандирующим рабскую мораль и идеализацию слабости. «Сверхчеловек» способен уничтожить христианские идеи и осознать истину. Истинного бытия, абсолютного бытия, по мнению Фридриха Ницше, просто не существует. Это всего лишь бесконечный круговорот жизни, постоянное повторение того, что уже когда-то было.

Фридрих Ницше и женщины

Ницше никогда не был женат. Детей у него не появилось. В ранней молодости у Фридриха не было ни единого романа, даже самого легкого – все, что занимало ум философа, вращалось вокруг науки и поисков истинного знания.

В один прекрасный момент природа взяла свое. У Фридриха появилась потребность в женской ласке. Сначала Ницше занимался исключительно онанизмом, затем за удовлетворением своих желаний Ницше обратился к проституткам, однако все полученное удовольствие в итоге омрачилось тем, что юноша заболел сифилисом.

Первой любовью Ницше стала Козима Вагнер, вторая супруга и идейная вдохновительница . Но природная стеснительность Фридриха не позволила ему признаться в своих чувствах.

В 1876 году в Женеве Фридрих Ницше познакомился с Матильдой Трампедах, обворожительной голландкой. Спустя всего лишь несколько дней знакомства Ницше предложил девушке выйти за него замуж. Матильда отказала философу. Как признавался позже Фридрих, отказу он был очень рад – его предложение руки и сердца было очень опрометчивым, он жутко боялся, что Трампедах согласится на это безумство.

В 1882 году в Риме Фридрих с легкой руки своего близкого друга Пауля Рее, немецкого писателя и философа-позитивиста, познакомился с русско-немецкой писательницей и психотерапевтом Лу Саломе. Ницше влюбился в двадцатилетнюю девушку с самого первого взгляда. Паулю Лу тоже приглянулась. Со временем Пауль, Фридрих и Лу, объединенные общими идеями и общими интересами, стали жить вместе, однако сексуальных отношений между ними никогда не было. Они нарекали себя «Троицей». Жить вместе было тяжело из-за одолевавших мужчин страстей по отношению к Лу. В итоге компания развалилась, чему поспособствовала Элизабет, сестра Фридриха, всегда считавшая себя наставником и учителем брата. Элизабет была уверена, что все, чем занимается Фридрих, является полнейшим бредом, она не понимала его философских теорий и его стремлений. В итоге Ницше перестал общаться с Лу и Паулем. Долгое время он тосковал по ним, но так и не решился возобновить отношения. Лу и Пауль исчезли из его жизни навсегда.

В раннем детстве у Фридриха была сексуальная связь с Элизабет. В ту ночь, когда умер маленький Людвиг, Элизабет забралась в постель к Фридриху и начала ласкать его. Эротические игры брата и сестры продолжались несколько лет вплоть до тех пор, пока Фридриху не стало невыносимо стыдно за свои деяния. Его родная тетя Розали на смертном одре призналась Фридриху, что знает все об их отношениях с сестрой. Фридрих решил положить конец сексуальной связи с Элизабет, осознав, насколько это неправильно.

Когда Фридриху было всего лишь пятнадцать лет, его соблазнила тридцатилетняя замужняя графиня. В своих дневниках Ницше называет ее нимфоманкой. Графиня разными способами издевалась над юнцом, в итоге Фридрих не выдержал и избил ее кнутом. Но это только еще больше возбудило женщину. Как-то раз графиня тайком проникла в спальню к Фридриху, избила его до потери сознания и изнасиловала.

Последние годы жизни, смерть

В 1889 году у Фридриха Ницше случился нервный припадок после того, как он своими глазами увидел, как мужчина жестоко избивает лошадь. Причинами для помутнения рассудка Фридриха послужили, во-первых, дурная наследственность (его отец скончался, будучи безумным), во-вторых, полученный от проститутки сифилис, медленно разрушающий его тело и разум. Стараниями Франса Овербэка, профессора теологии, Фридрих Ницше был помещен в психиатрическую клинику в городе Базель (Швейцария). Доктора не смогли толком определить настоящую причину безумия Ницше. Что интересно, несмотря на то, что Фридрих не мог даже осознать, где находится и что происходит, он продолжал великолепно играть на фортепиано.

В 1890 году Франциска Ницше забрала сына к себе домой в Наумбург. Она ухаживала за Фридрихом, стараясь сделать для него как можно больше и облегчить его страдания. Двадцатого апреля 1897 года Франциски не стало. Из-за этого у философа случился апоплексический удар, после которого он уже не мог говорить и двигаться. Элизабет перевезла брата в Веймар, начала заботиться о нем, как могла, а также занялась публикацией его трудов, многие из которых, к слову, были ею же отредактированы в соответствии с ее идеалами. Чуть позже у Ницше случился еще один удар.

Двадцать пятого августа 1900 года около полудня Фридрих Вильгельм Ницше скончался. Его похоронили в Веймаре на территории старинной церкви, созданной еще в IIX веке.

Философия Ницше : Фридрих Ницше один из самых сложных философов 19 века. Его идеи принимаются абсолютно по-разному. Единственное что можно сказать это то что нет людей безразличных к его идеям. Фридрих Ницше - человек о котором в истории сложилось двойственное впечатление. Человек которого невозможно читать не испытывая ни каких эмоций. Этого мыслителя можно либо принимать либо ненавидеть.
Философия Ницше очень долгое время ассоциировалось с нацизмом и фашизмом, в частности с идеологией высшей арийской расы. До сих пор Ницше обвиняют в том, что он стал основоположником фашистского взгляда на мир и именно он виновен в том, что Гитлер продвинул и стал использовать идею знаменитой "белокурой бестии". Сам Ницше говорил о том что его философия будет принята и понята только через 200 лет после его смерти.

ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
Годы жизни Фридриха Ницше 1844 - 1900 год. Интересно что вся его жизнь сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию. Судьба философа довольно уникальна. Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать привила ему любовь к музыке и в дальнейшем он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами. Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года он становится самым молодым профессором в области филологии.

В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти. Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг. В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года германия заговорит о нем не как о филологе, а как об очень талантливом философе.

ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Его новые философские идеи стали очень популярными потому что были необычные и оригинальные. Взгляды которые он пропагандировал невозможно было не заметить.

Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «антихристианин».
В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего культуры христианской. Христианская культура, мораль, буквально выводила из себя автора и он ненавидел её всем своим существом. Что же так раздражало Ницше в христианстве?
Ницше говорит что на самом деле если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ». Ни какого равенства быть и не может потому что изначально, кто-то может знает и умеет больше остальных. Ницше выделяет два класса людей; люди с сильной
волей к власти, и люди обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти по численности многократно превосходят первых. Ницше говорит, что христианство воспевает возводит на пьедестал большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.

Ещё одна идея христианства к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ницше говорит «Как возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп». Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?». Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, чем меньше я знаю о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.

Христианское милосердие , тоже попало под шквал критики Фридриха Ницше. По его мнению; помогая бедным, больным, слабым и всем нуждающимся христианство облачается в маску лицемерия. Ницше как бы обвиняет христианство в том, что оно защищает и пропагандирует слабые и не жизнеспособные элементы. Если оказаться от этих элементов (то есть людей) то они умрут, потому что не способны бороться за своё существование. Основной принцип этой идеи у Ницше заключается в том что помогая и сострадая человек со временем сам становится слабым и не жизнеспособным элементом. Помогая становясь милосердным человек противоречит самой природе, которая истребляет слабых.

Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»
Эта идея заключается в том что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы? Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс который управляет этим миром.
«Волю» в своём понимании Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти. Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше как предельный принцип. Действие этого принципа мы находим повсюду на любой ступени существования, либо в большей либо в меньшей степени.

Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека.
Кто такой сверх человек по мнению Ницше? Конечно же это человек обладающий огромной волей. Это человек управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; ОБЩЕПРИНЯТЫХ моральных норм, милосердия, у него свой новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.

Философия Ницше, его сверхчеловек и сам Ницше предстаёт перед нами не совсем в приглядном виде, но здесь хотелось бы пояснить что Ницше наделял сверхчеловека творческими, духовными качествами, полной концентрации к власти, абсолютный самоконтроль. Ницше говорит что сверхчеловеку должен быть присущ сверх индивидуализм (в отличие от современности, где личность человека полностью нивелирована) Сверхчеловек обладает яркой индивидуальностью и стремится к самосовершенствованию. В своём труде философ чётко говорит о том что господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, то есть не в сфере политики экономики или права «ТОЛЬКО ГОСПОДСТВО ДУХА». Поэтому считать Ницше основоположником фашизма будет не правильно.


Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ.
Ницше говорит что мораль господ это высокая степень самоуважения. Это ощущение себя личностью, человеком с большой буквы, когда человек может сказать о себе я господин духа.
Мораль рабов, это мораль полезности, малодушия и мелочности. Когда человек покорно принимает унижение, ради своей выгоды.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: