Храм святого апостола иоанна богослова на бронной. Храм иоанна богослова на бронной Храм иоанна богослова на бронной расписание

Храм Иоанна Богослова в узеньком и кривом Богословском переулке осенью 2015-го года.

Мимо этой церкви я проходил много раз, когда водил экскурсию "От Пушкинской до Патриарших". Я собирал экскурсантов на Пушкинской площади, показывал им "дом под юбкой" (здоровенный домина архитектора Мордвинова на углу Тверского бульвара и Тверской, с башенкой, наискосок от памятника Пушкину), рассказывал короткое, озорное четверостишие, и вёл на бульвар. Сама церковь не была моей целью - я упоминал её вскользь, точно так же, как и видел - мельком, за ветками деревьев, в тени Пушкинского театра (бывшего театра Таирова) - выразительного здания приятных пропорций, приспособленного под театр в 1914-ом году.

В 1914-ом году молодой режиссёр Александр Таиров искал помещение для своего камерного театра. Его жена, актриса Алиса Коонен, так вспоминала об этом: "Мое внимание ещё раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём что-то есть: "Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр. Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!" Хозяева особняка, братья Паршины, дали согласие на необходимые переделки, и уже в декабре 1914-го года новый театр открылся драмой "Сакунтала" индийского автора Калидасы. Главную роль блестяще исполнила Алиса Коонен...

Но - здесь на экскурсии я делал выразительную паузу - недолго, как говорится, были радости. Те самые зрительный зал и сцену таировского театра построили, оказывается, "на костях" кладбища Богословской церкви. Часть кладбища преспокойненько засыпали и отгрохали на ней театр - зачем было это делать?! На голову Таирова посыпались всяческие несчастья, главным из которых стало постановление ЦК ВКП(б) от 20-го августа 1946-го года, запретившее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские "бесконфликтные" пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу, и в 1949-ом году театр был закрыт "за эстетство и формализм". Спустя год Александр Таиров сошёл с ума и умер.

После смерти мужа Алиса Коонен прокляла Московский драматический театр имени Пушкина - так он стал теперь называться - и предрекла ему сплошные невзгоды. Слова её оказались пророческими: ни одна из новых постановок театра не была успешной, сборы проваливались, залы оставались полупустыми. В довершение всего в театре завелось привидение. Актёры встречали его по ночам то в гримерках, то в коридорах, и уверяли, что это не кто иной, как сам маэстро, Александр Таиров, разгуливает по своему детищу назло Центральному комитету партии, который ничего не смыслит в театральном искусстве, зато отличается редкой узостью взглядов на вещи. В 1974-ом году ушла из жизни Алиса Коонен - и привидений в театре стало два.

"Так и бродят они по театру, чёрное и белое" - заканчивал я свой рассказ, - "и до сих пор Пушкинский театр считается самым загадочным и нечистым во всей Москве. Нечистым - не в смысле отсутствия канализации. Просто нечисто здесь что-то. Путано. Хотите верьте, хотите нет. А нам - наука. На кладбище мы, до поры до времени, гости. И нечего строить! Мертвое - мертвым. Пусть их. Пусть спят спокойно..."

А теперь мы узнаем, за какие такие заслуги Камерный театр Таирова (позже - Драматический театр имени Пушкина) понёс столь суровое наказание...


В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами жили слободой государевы оружейники - бронники, занимавшиеся изготовлением брони, а в коротеньком переулочке у них под боком стоял деревянный однопрестольный приходской храм в прославление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построили его, по некоторым сведениям, ещё во времена царствования благочестивого царя Фёдора Иоанновича, около 1587-го года. В честь бронников получили своё название Большая и Малая Бронные улицы, а переулок в честь храма стал Богословским.

В 1652-ом - 1665-ом годах на средства прихожан храм перестроили в камне. Вот как сказал о нём (новом, каменном) один ученый и сочный язык: "Главное место в архитектурном пространстве храма занимает двусветный четверик, покрытый сомкнутым сводом, который поддерживает центральный световой барабан и четыре малых глухих барабана, расположенных по углам четверика. Завершают композицию шлемовидные главы. С востока и запада к четверику примыкают более низкие объёмы трехапсидного алтаря и трапезной. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон..."

Красотища! Вкуснотища! Так и вижу перед собой все эти апсиды, барабаны и четверики. Читаем дальше...

В 1668-ом году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан открылась первая в Москве частная православная школа. А ещё спустя десять лет знаменательным событием в жизни прихода и города стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались "для поминовения царских родителей сто человек нищих".

Следующей вехой в истории храма явилось сооружение в 1694-ом году с северной его стороны каменного придела во имя Святителя Николая Чудотворца. Никольский придел, увенчанный одной луковичной главой на двухъярусном барабане, в своей архитектурной композиции сохранил верность заданному основным храмом стилю, однако же, выделялся из него новыми элементами московского барокко (например, разрывными фронтонами над окнами).

В 1740-ом году на месте старой, обветшалой колокольни была построена новая, двухъярусная, в классическом стиле.

В конце 1870-х в храме был поставлен новый иконостас, стены расписаны масляными красками, устроено духовое отопление, переложены полы, сделаны подоконники из "подольского мрамора", а вход был украшен чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917-му году храм Иоанна Богослова располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле стояло четыре дома, в одном из которых, каменном, четырёхэтажном, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть сдавалась внаём. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

В 1920-е годы храм был закрыт. Церковное здание использовалось как склад, периодически в нём держали заключенных. В 1932-ом году администрация театра Таирова выступила с предложением снести храм, однако, оно не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшегося в ту пору реставрацией памятников Московского кремля. Тем не менее, с храма сняли купола с барабанами, частично разобрали колокольню. В 1933-ем году общину храма упразднили, церковное здание передали театру, который принялся перестраивать его на свой лад. В одной из стен, например, устроили пролом для установки ворот, через которые в театр заносили крупные декорации. Долгое время в храме располагались актерские общежития, столярная и слесарная театральные мастерские, в которых работали на станках люди.

Начиная с 1950-х годов, храм начали реставрировать. Восстановительные работы шли крайне медленно и приводили зачастую к прямо противоположным результатам: годами не засыпаемый шурф, вырытый для изучения состояния фундамента, спровоцировал трещины на одной из стен, а потом и её частичное обрушение. Затягиванию работ способствовало и руководство театра, периодически обращаясь с просьбами об их переносе, поскольку проводились они частично за его (театра) счёт.

В 1991-ом году храм, наконец, был передан Русской Православной Церкви. Первое богослужение в Никольском приделе прошло в 1992-ом году, в 1995-ом из храма окончательно выехали театральные мастерские. Но уехали они не далеко - перебрались в соседнее владение, под крышу театра, который так до сих пор и стоит рядом с церковью, выразительный и неумолимый. Годами театр и храм воевали друг с другом. Актёры и режиссёры умирали и ложились в гроб, священники следили за сценой. Что будет дальше, покажет время - круговорот человеческих душ...


Апостол Иоанн Богослов. Русская икона, XVII век.

Иоанн Богослов (Иоанн Зеведеев , на иврите - Йоханан Бен-Заведи ) - один из Двенадцати апостолов, евангелист, сын Зеведея и Саломии, брат апостола Иакова. Согласно христианской традиции, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Был призван Иисусом Христом в число своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца, рыбака Зеведея, в лодке, Иоанн вместе с братом Иаковом последовал за Христом.

Иисус называл обоих братьев "боанергес" (с арамейского - "сыновья грома"), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда братья хотели низвести с неба огонь на самарянское поселение, а также в их просьбе сесть в Царстве Божьем по правую и левую сторону от Христа.

Из жития Иоанна Богослова известны следующие случаи воскрешения им усопших.

В Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там скончался юноша по-имени Домн. Отец Домна, Диоскорид, узнав о смерти сына, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и пригрозила убить его. Помолившись, апостол воскресил Домна и его отца.

Во время праздника в честь богини Артемиды апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что те забросали его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, от которой умерло двести человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших. Воскресшие приняли крещение.

В Риме апостол Иоанн был осужден на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи. Сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он, узнав, что они чтят языческих богов, отказал им. Утром Иоанн все же помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители чтили его, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по его молитве морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Помолившись, Иоанн исцелил больных и воскресил умерших.

Через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына жреца, умершего в бане.

А вам слабо?

Богословский переулок и на переулок то не похож - так, короткий и незаметный выезд с Большой Бронной на Тверской бульвар.

Первое упоминание храма относится к 1625 году, храм упоминается в окладных книгах за этот год как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова в Бронницах, за Тверскими воротами.

Каменный храм

В 1652 году на средства прихожан начинается строительство каменного храма, которое заканчивается в 1665 году, в 1694 году к храму пристраивают придел во имя Николая Чудотворца, а к 1842 году возводят колокольню, в этом же году было обновлено и само здание храма.

Ремонт и освящение храма

В 1842 году, по окончании ремонтных работ в здании храма, Великое освящение храма совершил святитель .

Главный престол храма освящен в честь апостола Иоанна Богослова, боковые приделы – святителя Николая Мирликийского и святителя Митрофана Воронежского.

неизвестен , Public Domain

В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

В 1876-79 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора».

В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

Закрытие храма

В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

Последним настоятелем храма в 1932 году, стал иеромонах Киприан (Нелидов), который прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских (день памяти 16 июня).

В 1932 году с предложением снести здание храма выступила администрация Московский городской камерный театр, однако предложение не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля. Однако с храма были сняты купола с барабанами и частично разобрана колокольня.

В здании храма разместили мастерскую Московского драматического театра, в результате деятельности которой было уничтожено все внутреннее убранство храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот через которые вносили крупные декораций, храм практически потерял свой первоначальный облик.

К 1970-м здание храма пришло в упадок в связи с чем началась его реставрация реставрационной мастерской под руководством Александра Охо, а в дальнейшем продолжена его учеником Георгием Игнатьевым. Реставрация шла крайне медленно, внутри здания она частично завершилась только к 1983 году, а главы восстановили только в 1990-му.

Причем сами реставрационные работы зачастую приводили к прямо противоположным результатам, годами не засыпаемый шурф, вырытый для изучения состояния фундамента, спровоцировал трещины на одной из стен, а потом и ее частичное обрушение.

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра.

NVO , CC BY-SA 3.0

В 1991 году храм был передан Русской Православной Церкви в аварийном состоянии.

Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1993 году.

Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан.

Нелегкая судьба была у храма святого апостола Иоанна Богослова на Бронной , впрочем, как и у большинства религиозных построек, которые с трудом смогли пережить некоторые исторические события и находились на грани полного исчезновения.

Есть предположение, что храм возник еще в 1587 году. В 1615 г. взошедший на престол Михаил Федорович дарит церкви икону святого апостола Иоанна Богослова, которая станет ее основной святыней.

До 1652 г. постройка храма была выполнена из дерева, но пожертвований прихожан стало достаточно, чтобы начать строительство каменного здания.

Жизнь в церкви начинает бить ключом. Здесь открывается православная школа, ставшая первым частным учебным заведением Москвы, строятся богадельни (на тот момент их в Москве были считанные единицы), возводится Никольский предел, стиль которого повторяет основную концепцию храма, однако привносит еще и элементы барокко.

В 1740 г. появляется колокольня, выполненная в стиле классицизма.

До 1917 г. храм жил своей обычной жизнь: дополнялся новыми постройками, претерпевал ремонтные работы, разрастался, богател. Он представлял собой уже целый комплекс, где размещались дома для священнослужителей, работников храма, а некоторые помещения даже сдавали в наем.

Октябрьский переворот разделил историю храма на до и после.

До - изысканный центр религиозной жизни, после - разграбленный и, кажется, забытый Богом.

От Камерного театра, расположившегося по соседству, однажды поступило предложение снести храм Иоанна Богослова, дабы освободить земли для театральных нужд. К счастью, пришлось согласиться с мнением архитектора Сухова, выступившего против сноса.

В 1933 г. здание церкви передается театру. Алтарь уничтожают, барабан храма разбирают, от росписи на стенах не остается и следа, ограду сносят, а к храму пристраивают гараж.

Лишь с 1956 г. начались попытки реставрации. Работы проходили очень медленно и часто в ущерб самой постройке. Так, например, когда вырыли шурф с целью исследовать фундамент храма, он время от времени наполнялся водой, а это в свою очередь приводило к появлению трещин на стенах святыни.

Когда в 1991 г. храм вернули Православной Церкви, состояние его оставляло желать лучшего. Поскольку делать приходилось все своими руками, а средств часто не хватало, восстановление шло очень медленно.

И тем не менее, к 1996 г. большая часть ремонтных работ была завершена. В 1997 г. наконец были разрешены все споры между театром, здания которого плотным кольцом окружили храм. Впервые после долгого перерыва святыня обретает свою целостность.

Однако многое еще предстояло сделать, ведь только 2003 год назовут окончательным в истории воссоздания облика храма.

Сегодня церковь живет своей обычной жизнью. Здесь открыта приходская библиотека, воскресная школа и совершаются всевозможные религиозные обряды: венчание, крещение, молебны, отпевания, панихиды. Храм занял свое законное почетное место среди прочих религиозных сооружений Москвы.

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной расположен по адресу: Москва, Богословский переулок, 4 (станции метро Пушкинская и Тверская).

Храм во имя Иоанна Богослова — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола — в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время - самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Бронная, Палашевский, Гранатный и др. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским. Именно здесь был воздвигнут, тогда еще деревянный, приходской храм в прославление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Произошло это по некоторым сведениям еще во времена царствования благочестивого царя Феодора Иоанновича (возможно, около 1587).

В 1615 году вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью, «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных его святынь.


«Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г. (Музей города Таллинна).»

Характерная для своего времени посадская церковь первоначально состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. В окладных книгах за 1625 год эта церковь упоминается, как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова - «в Бронниках, за Тверские вороты». Во второй половине XVIIв. место церкви уже обозначалось «за Никитскими воротами в Бронной слободе», а затем - «на Бронной», когда имелась в виду главная улица слободы.

Началом нового этапа в жизни храма стало строительство каменного здания церкви, когда на пожертвования прихожан «тщанием приходских людей» в 1652 году начались строительные работы, которые завершились освящением храма в 1665 году. Через несколько лет после постройки каменного храма в 1668 году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан при непосредственном участии Симеона Полоцкого была открыта первая в Москве частная православная школа. Финансирование школы осуществлялось из средств прихожан. Знаменательным событием в жизни прихода и города после 1678 года стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».

Двусветный, вытянутый с севера на юг четверик церкви венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал трехчастный пониженный алтарь (не сохранился), с запада были одновременно пристроены одноэтажная трапезная и шатровая колокольня, завершившая композицию (замена существующей). Во внешнем облике здания сквозь узорочье архитектурно-декоративного оформления, прежде дополнявшегося еще и раскраской (фрагментарно уцелела во фризовой части антаблемента), видно стремление подражать формам древних пятиглавых храмов; пропорции четверика монументальны, крупные килевидные кокошники в его завершении читаются, как закомары, несмотря на глубокую профилировку и мощный крепованный антаблемент, отделяющий их от стен.

Этому же способствовало пятиглавие с укрупненным центральным световым барабаном и шлемовидной формой глав, а также большие (на все среднее членение фасадов) перспективные порталы с килевидным верхом (восстановлены недавней реставрацией). Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу; в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводиками по числу соответствующих им кокошников - «закомар»; по углам четверика на эти сводики опираются глухие главы. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон.

Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя широкими арочными проемами; северную стену трапезной прорезает еще более широкий, возможно, растесанный проход в никольский придел. Изменения в трапезной могли быть вызваны не только строительством этого придела, но и размещением здесь в 1837 году престола Митрофана Воронежского.

Никольский придел, воспринимаемый снаружи и внутри в значительной мере самостоятельно, состоит из двусветного четверика, вытянутого по поперечной оси, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане и пониженной трехчастной апсиды и трапезной.

Он закончен постройкой в 1694 году, что соответствует существующей обработке фасадов в стиле «московского барокко» (особенно характерны большие окна с разорванными фронтонами наличников). По окончании работ в 1694 году Никольский придел освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан.

Исследования показали, что внутри четверика скрыт более ранний объем. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментами прежде существовавшего здесь портала (там, где теперь западное окно нижнего яруса). Предположительно (по особенностям декора) с этим древнейшим зданием связывают наиболее раннюю из известных в литературе датировок храма - 1620г.


Трехъярусная, грузных пропорций барочная колокольня, расположенная на оси главного храма и внесшая в архитектуру и декор храма элементы классицизма, выстроена в 1740 х годах на месте колокольни XVII в. Нижний, раскрытый арками ярус вместе с образованными достройкой «палатками» составил своего рода притвор церкви, в северной части которого расположен вход на колокольню (лестница идет в стене трапезной).


На колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит известным мастером Иваном Маториным в 1692 году. Первоначально, в условиях окружавшей церковь малоэтажной застройки, колокольня эффектно воспринималась с Большой Бронной улицы, проходившей вдоль стен Белого города, и с параллельного Большого Палашевского переулка. В настоящее время церковь со всех сторон окружена поздними многоэтажными домами, практически полностью застроен и Богословский переулок, на красную линию которого вынесен её западный фасад.


Верхние ярусы колокольни.

В 1812 году в церкви крестили А. И. Герцена. В 1837-38 годах в объеме Иоанна Богословской церкви был устроен второй придел - Митрофания Воронежского. В эти годы были произведены также ремонтные работы, по окончании которых в 1842 году освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский. В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

В 1876-1879 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора». В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма - иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная Икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание Икона Божией Матери Смоленская письма середины XVII века. Позже в 1836 году на нее был одет хороший оклад, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х годов.

Перемены, постигшие всю Россию после октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных.

Еще в 1914 году здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в театр имени Пушкина). В 1932 Московский городской камерный театр внес предложение снести храм, однако архитектор Д.П. Сухов, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля, выступил против - и разрушили только купола и барабан. В ноябре 1933 года по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот, через которые вносили крупные декораций, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную и слесарную мастерские театра, в связи с чем в нем были установлены станки. Храм практически потерял свой первоначальный облик.

Попытки исследования и реставрация памятника архитектуры начались с 1956 года и продолжались до 1998 года. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации по восстановлению храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту реставрации, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы после его смерти завершала работу архитектор мастерской 13 04Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая подвела итоги столь длительному периоду реставрации.


Южный фасад. Проект реставрации Авторы Г.К. Игнатьев и Л.А.Шитова

С 1973 года начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 90-х годов никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра, 2 года не могли оплатить работы по разработке проектной документации. Из-за проблем с финансированием, изготовленный в 1972 году крест проржавел во дворе мастерской Мособлстройреставраци 13 лет.

В 1991 году после 36 лет безуспешных реставрационных работ храм был возвращен Русской Православной Церкви. На момент юридической передачи храма памятник архитектуры находился в остро-аварийном состоянии. Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1992 году, к 1995 году из здание полностью освобождено мастерской театра. Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан. 21 мая 1991 года храм был освещен патриархом Алексием.

В 1996 году были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах.

В 1997 году реставрационные работы были продолжены. Этот год отмечен в летописи храма как разрешение многолетних прошений прихода и борьбы за целостность исторического облика храма. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с театром им. Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св. Иоанна Богослова по историческим фундаментам и оформление интерьеров храма, которое было увенчано установлением великолепного Иоанно- Богословского иконостаса.

Оба иконостаса храма были выполнены мастерской Новосимоновского монастыря в стиле московской школы XV - XVI веков коллективом иконописцев, среди которых А. Лавданский, А. Соколов, А. Этенейер, А. Вронский и другие, а также бригадой резчиков во главе с А. Фехнером. За прекрасное исполнение иконостасов эти творческие коллективы были удостоены двух наград: почетной грамоты от Святейшего Патриарха Московского и вcея Руси Алексия II и первого места в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы. В 1998 году основные реставрационные работы по храму были закончены.

Начались работы по благоустройству территории храма, возведению новой кованой ограды на белокаменном цоколе.

9 октября 2003 года в день престольного праздника в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при стечении прихожан настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов совершил первый за 70 лет крестный ход вокруг храма.

Следующей значительной вехой в истории храма можно назвать 2008 год. В 2008 году в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы на колокольне храма и западном фасаде трапезной св. Николая.

1 декабря 2011 года на благоустроенной территории храма состоялось захоронение останков усопших, найденных на территории храма с 1996 по 2011 годы во время ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории храма, и которые ранее покоились на церковном кладбище, уничтоженном в советское время при строительстве корпусов театра им. Пушкина. 9 декабря 2011 года на месте захоронения установлена Голгофа с памятной надписью «Вечная память почившим окрест храма сего погребенным».

В настоящее время при храме действует церковная приходская библиотека, воскресная группа для детей, воскресный лекторий для взрослых, который предлагает слушателям лектория циклы лекций по «Библейской археологии», «Истории РПЦ», «Истории Церковного искусства»; и факультатив по греческому языку. Обучение бесплатное. Детская воскресная группа занимается по двум направлениям: Закон Божий и рисование. Особое место на приходе занимает молодежная работа. Молодежный сектор организует экскурсии, конкурсы, квесты для любителей истории и архитектуры Москвы.
С 2010 года на попечении прихода находятся два социальных объекта: Офтальмологическая клиническая больница в Мамоновском переулке и ГБУ ЦСО «Пресненский», с которыми заключены бессрочные договора о сотрудничестве.


Круглова Светлана "Церковь Иоанна Богослова на Бронной"

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: