Естественное освещение боковое. Виды естественного освещения. Принцип нормирования естественного освещения

Источником естественного освещения является лучистая энергия солнца. Естественная средняя наружная освещенность в течение года по месяцам и часам резко колеблется, достигая в средней полосе нашей страны максимума в июне и минимума в декабре. Кроме того, в течение суток освещенность сначала возрастает - до 12 ч, затем снижается - в период от 12 до 14 ч и постепенно падает - до 20 ч.

Естественное освещение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Солнечное излучение сильно влияет на кожу, внутренние органы и ткани и, прежде всего, на центральную нервную систему. Интересно, что это влияние не ограничивается временем, когда человек находится на солнце, а продолжается и после того, как он уходит в помещение или наступает ночь. Медики называют его рефлекторным.

Действие солнечного света начинается с влияния на кожный покров. Незащищенная одеждой кожа человека отражает от 20 до 40 % упавших на нее видимых и ближайших к ним по длине волн невидимых инфракрасных лучей (20% отражает кожа загорелого человека, а 40% - самая незагорелая, белая кожа). Поглощенная часть (60...65 %) лучистой энергии проникает под внешний кожный покров и влияет на более глубокие слои тела.

Ультрафиолетовые и некоторые инфракрасные лучи отражаются кожей в меньшей степени и сильнее поглощаются роговым, более грубым слоем кожи.

У людей, длительное время работающих на Севере, в шахтах, метро или просто в городах в средней полосе России, у тех, которые в дневное время большей частью находятся в помещениях, а по улицам перемещаются на транспорте, развивается солнечное голодание. Дело в том, что обычные оконные стекла зданий в незначительной степени пропускают физиологически активные ультрафиолетовые лучи, а в городах их и без того мало доходит до поверхности Земли в результате загрязнения воздуха пылью, дымом, выхлопными газами.

При солнечном голодании кожа становится бледной, холодной, теряет свежесть. Она плохо снабжается питательными веществами и кислородом. В ней слабее циркулируют кровь и лимфа, из нее плохо выводятся продукты распада шлаки и начинается отравление организма отработанными веществами. Кроме того, капилляры делаются более ломкими, в связи с чем увеличивается склонность к кровоизлияниям.

У тех, кто испытывает солнечное голодание, происходят болезненные, неприятные метаморфозы, затрагивающие как сферу психики, так и физическое состояние. Прежде всего, появляются нарушения деятельности нервной системы: ухудшаются память и сон, усиливается возбудимость у одних и безучастность, заторможенность у других. С ухудшением кальциевого обмена (появлением затруднений при усвоении пищевого кальция и фосфора, которые продолжают выводиться из организма, а следовательно, наступает обеднение тканей этими необходимыми веществами) начинают усиленно разрушаться зубы, увеличивается ломкость костей. Таким образом, при длительном солнечном голодании снижаются умственные способности и работоспособность, очень быстро наступают утомление и раздражение, уменьшается подвижность, ухудшаются возможности борьбы с попадающими в организм микробами (снижается иммунитет). Несомненно, человек, испытывающий солнечное голодание, чаще заболевает простудными и другими инфекционными заболеваниями, и болезнь носит затяжной характер. В этих случаях медленно и плохо заживают переломы, порезы и любые ранения. Появляется склонность к гнойничковым заболеваниям у тех, кто раньше этим не страдал, а также ухудшается течение хронических заболеваний у тех, кто их уже имеет, тяжелее протекают воспалительные процессы, что связанно с повышением проницаемости стенок сосудов, усиливается склонность к отекам.


Учитывая степень благотворного влияния естественного света на организм человека, гигиена труда требует максимального использования естественного освещения. Оно не устраивается только там, где это противопоказано технологическими условиями производства, например, при хранении светочувствительных химикатов и изделий.

Так, солнечное освещение увеличивает производительность труда до 10 %, а создание рационального искусственного освещения - до 13 %, при этом в ряде производств брак снижается до 20…25%. Рациональное освещение обеспечивает психологический комфорт, способствует уменьшению зрительного и общего утомления, снижает опасность производственного травматизма.

По конструктивному исполнению естественное освещение подразделяют на:

Боковое, осуществляемое через оконные проемы, одно- или двустороннее (рис. 4.3 а , б );

Верхнее, когда свет проникает в помещение через аэрационныеили зенитные фонари, проемы в перекрытиях (рис. 4.3 в );

Комбинированное, когда к верхнему освещению добавляетсябоковое (рис. 4.3 г ).

Читая текст, постарайтесь визуализировать все, что написано. Это поможет вам не запутаться в бесконечных цветах и оттенках, а также поспособствует точнее понять статью. В общем, вперед и с песней! Кстати, у кого что играет? Напишите, пожалуйста, в комментариях – интересно знать, что слушают люди, бороздя просторы интернета.

Рассвет

На рассвете освещение меняется очень быстро. Естественное освещение имеет голубоватый оттенок перед самым восходом. А если небо в это время ясное, может наблюдаться и эффект красного заката. В природе часто встречается сочетание высоких слоистых либо перистых облаков с низко расстилающимся туманом. В таких условиях есть переход солнечного света от направленного снизу вверх до общего более рассеянного света, при котором тени размываются. При отрицательной температуре эффект более выражен.

На рассвете получаются превосходные снимки растений, отрытых пейзажей , водоемов, ориентированных на восток церквей. Зачастую туман расстилается в низинах, у водной глади. Очень эффектно выглядят долинные ландшафты, фотографируемые с высокой точки в восточном направлении. Нередко именно на рассвете снимаются сюжеты с техникой, металлоконструкциями и любыми другими объектами, имеющими глянцевитую блестящую поверхность. При естественном освещении подобные поверхности и отражения от них выглядят просто великолепно.

Фотограф: Слава Степанов.

Качество света в горах определяется местоположением. Если рельеф скрывает восход солнца, получить интересные световые эффекты практически невозможно. Также следует упомянуть, что на рассвете чаще всего наблюдается штиль. Это помогает получить идеальные снимки ровных поверхностей водоемов.

Естественное освещение утром

После восхода свет меняется очень быстро. В теплые месяцы солнце может рассеять туман или дымку, в холодный период – создать их (в результате испарения инея). Могут быть эффектными слабые испарения от водоемов, рек, влажных дорог. Если ночью был дождь, то утром влажные улицы и растения, тусклые в обычных условиях, заблестят множеством ярких искорок.

С увеличением дистанции пейзаж размывается и светлеет. Это можно использовать для передачи 3-го измерения. В указанный период суток цвет освещения изменяется от теплого ярко-желтого с золотистыми нотками до тепловато-нейтрального тона. На снимках, сделанных утром, человеческая кожа выглядит очень ровной. Дело в том, что ночью наша кожа стягивается, и наутро лицо кажется посвежевшим - главное как следует умыться.

Фотограф: Мария Килина.

Спустя час, как солнце взошло, создается идеальное для фотосъемки освещение. Профессиональные фотографы нередко встают задолго до рассвета, чтобы успеть подготовиться к сессии и «поймать» оптимальный свет. Прогноз погоды практически не имеет значения, ведь утреннюю погоду сложно предсказать.

Есть и другие причины подняться пораньше и заблаговременно добраться до места съемки. Вы сможете самостоятельно проследить изменения погоды и, ориентируясь на положение солнца, понять, в какое время будет оптимальное естественное освещение для фотосъемки конкретных сюжетов. Желательно вести соответствующие записи. Также не забывайте, что результаты наблюдений будут справедливыми только для конкретного времени года .

Полдень

Время и продолжительность идеального света зависит от широты местности и сезона. В северных регионах, где солнце не заходит, но и не поднимается слишком высоко, такой свет наблюдается большую часть ночи и весь день. В умеренных широтах подходящий свет сохраняется на протяжении нескольких часов. Но не стоит забывать, что при этом положение светила изменяется. Зимой оно может быть низко весь день (об этом я подробно ).

Максимальная яркость наблюдается в течение четырех часов в самой середине дня. Жарким летом тоже есть 4 идеальных для фотосъемки часа. Два из них – после полудня, и еще два – утром. Между ними - мертвый период. В это время существует очень большая вероятность получить на фото пересветы.

Фотограф: Овчинникова Елена.

В экваториальных и тропических регионах естественное освещение в полдень не подходит для фотосъемки. Солнце расположено высоко над головой и создает назойливый, ослепляющий свет, который делает невыразительными окружающие пейзажи.

Репортажную съемку людей можно проводить только с использованием заполняющего света посредством прямого дополнительного освещения либо отражателей. Рекомендуется применять свет, имеющий цветовую температуру примерно 5,2 тыс. Кельвин.

Полуденный свет в таких регионах можно использовать только для съемки каньонов и ущелий, густо покрытых растительностью. В другое время суток в подобные уголки солнечный свет не попадает. Наличие прямых лучей помогает фотографу получить яркие контрастные снимки.

Послеполуденное время и вечер

При дневном нагревании воздух впитывает влагу от воды или земли. Поэтому во 2-й половине суток наблюдаются изменения спектрального состава (цвета) естественного освещения, которые не всегда присутствуют утром. Теплый воздух впитывает больше влаги. Охлаждаясь при движении светила к закату, он теряет способность удерживать влагу. Последняя конденсируется в невидимые мельчайшие капли, которые остаются в виде взвеси. При резком похолодании получается туман. Особенно это характерно морским регионам.

Обычно туман очень слаб и визуально заметен по наличию легкой дымки, которая может «приглушить» свет. По этой причине послеобеденное время в летнюю пору может показаться унылым и сумрачным, даже если ярко светит солнце. На снимках это выражается «придавленными» цветами и тонами. Ближе к вечеру ситуация улучшается, поскольку солнечные лучи начинают пробивать себе путь сквозь дымку, состоящую из пылевых и водных частиц, и раскрывают воздушную перспективу.

Фотограф: Мария Килина.

Во 2-й половине летнего дня воздух в городе может выглядеть серым. Если посмотреть на город с самолета, можно заметить пелену голубоватой легкой дымки вокруг него. Следует учитывать, что пыль и влага рассеивают лучи естественного освещения. При высоко расположенном солнце красные лучи поглощаются, а синие – рассеиваются, повышая цветовую температуру. На снимках появляется холодная металлическая синева, выглядящая малопривлекательно.

Вышесказанное частично объясняет, чем отличается послеобеденный свет от утреннего. Существуют и другие факторы, например, характерная ориентация строительных и прочих конструкций в различных местах. Те же сады располагают так, чтобы максимально улавливать солнечный свет. Деревья и растения обретают окончательную форму, которая зависит от особенности попадания на них солнечных лучей. Но в целом утренний свет более предпочтительное, чем послеобеденное.

Закат

На закате создается специфическое естественное освещение, характерное низкому положению светила, когда атмосфера позволяет пропускать красное длинноволновое излучение и отражает коротковолновое синее. Днем часть красных лучей поглощалась дымкой, а синие – рассеивались. Теперь ситуация обратная. Верхняя часть неба остается синей, поскольку изменился угол ее освещения. В результате появляются классные цветовые сочетания и плавные градиенты тонов.

Закат может стать как и источником света, так и объектом самой съемки. В данном случае мы рассмотрим только качество излучения, характерного для этого времени суток. На закате солнечные лучи пробиваются сквозь дымку либо легкие облака. Их окраска постепенно теплеет (снижается цветовая температура).

Многие фотографы считают подобное состояние атмосферы наиболее благоприятным для передачи естественного освещения в вечернее время и интересным в контексте цветовой гаммы. Если возникнет необходимость внести коррективы, это можно сделать посредством применения голубых светофильтров.

Системы естественного освещения являются идеальным вариантом практически для любых зданий и сооружений. Ведь в отличии от искусственного света естественный не имеет мерцаний, обеспечивает полную светопередачу, комфортен для глаз и конечно же является совершенно бесплатным.

Да и вообще приятный, согревающий луч света всегда наполняет комнату особой атмосферой. Поэтому не удивительно что с древних времен люди стараются в своих зданиях обеспечить максимум естественного света.

За время своего развития человечество придумало немало способов обеспечить свое жилище солнечными лучами. Но все эти способы условно можно разделить на три способа.

Итак:

  • Наиболее часто применяемым является боковое освещение . В данном случае свет струится через проем в стене и падает на человека сбоку. Откуда пошло и название.

Боковое освещение достаточно просто реализуемо и обеспечивает качественную освещенность внутри дома. В то же время в широких залах, когда стены противоположные от окна расположены далеко, солнечный свет далеко не всегда достает во все уголки комнаты. Для этого увеличивают высоту оконных проемов, но такой выход не всегда возможен.

  • Более интересным для таких помещений является верхнее освещение . В этом случае свет падает из проемов в крыше и струится на человека сверху.

Такой вид освещения является практически идеальным. Ведь при правильном планировании можно обеспечить освещенность любого уголка дома.

Но как вы понимаете он возможен только при одноэтажном планировании. Да и теплопотери у такого вида естественного освещения на порядок выше. Ведь теплый воздух всегда поднимается вверх, а там холодные окна.

  • Именно поэтому существует освещение естественное комбинированное. Оно позволяет взять лучшее из первых двух видов. Ведь комбинированным называется освещение, при котором свет на человека падает как сверху, так и снизу.

Но как вы понимаете такой вид освещения так же возможен только в одноэтажном здании или на верхних этажах многоэтажных зданий. Но вот стоимость таких оконных систем является не маловажным ограничивающим фактором их применения.

Методы правильного планирования естественного освещения

Но зная виды естественного освещения мы не на шаг не приблизились к раскрытию вопроса как организовать правильное освещение у себя дома? Для ответа на него давайте мы шаг за шагом разберем основные этапы планирования.

Нормы естественного освещения зданий

Для того чтоб правильно спланировать освещение мы прежде всего должны ответить на вопрос, а какое оно должно быть? Ответ на этот вопрос нам дает СНиП 23 – 05 – 95 который устанавливает нормы КЕО для промышленных, жилых и общественных зданий.

  • КЕО – это коэффициент естественного освещения. Он является соотношением между уровнем естественного освещения в определенной точке дома и освещенностью вне помещения.
  • Оптимальность данного параметра рассчитана научно-исследовательскими институтами и сведена в таблицу, которая стала нормой при проектировании. Но дабы пользоваться этой таблицей нам необходимо знать нашу широту.

  • Из уроков БЖД и географии вы должны помнить, что чем южнее, тем интенсивность солнечного потока выше. Поэтому вся территория нашей страны была разделена на пять зон светового климата, каждая из которых имеет два подвида.
  • Зная нашу зону светового климата, мы наконец можем определить необходимый нам КЕО. Для жилых зданий он составляет от 0,2 до 0,5. Причем чем южнее, тем КЕО меньше.
  • Это связано опять-таки с географией. Ведь чем южнее, тем освещенность вне помещения выше. А КЕО это отношение освещенности вне помещения и внутри его. Соответственно для создания одинакового уровня освещенности для домов на юге и севере последним придётся приложить больше усилий.

  • Чтоб двигаться дальше, нам необходимо узнать, а где эта точка в доме для которой мы будем определять уровень освещенности? Ответ на этот вопрос нам дают п.5.4 – 5.6 СНиП 23 – 05 -95.
  • Согласно им, при двухсторонем боковом освещении жилых помещений нормируемой точкой является центр комнаты. При одностороннем боковом освещении нормируемой точкой является плоскость в метре от стены противоположной окну. В остальных помещениях нормируемой точкой является центр помещения.

Обратите внимание! Для одно-, двух- и трехкомнатных квартир такой расчет делается для одной жилой комнаты. В четырехкомнатной квартире такой расчет делается для двух комнат.

  • Для верхнего и комбинированного освещения нормируемой точкой является плоскость в метре от наиболее затемненных стен. Эта норма относится и к промышленным помещениям.
  • Но все что мы привели выше инструкция предписывает применять для жилых и общественных зданий. С производственными все немного сложнее. Дело в том, что производства бывают разные. На одних обрабатываю метровые заготовки, а на других имеют дело с микросхемами.
  • Исходя из этого все виды работ разделили на восемь классов в зависимости от разряда зрительной работы. Там, где обрабатывают изделия меньше 0,15 мм отнесли к первой группе, а там, где точность не особенно нужна отнесли восьмой. И вот для промышленных предприятий КЕО выбирают исходя из разряда зрительной работы.

Выбор оконных систем для здания

Естественный свет в наше здание будет проникать через окна. Поэтому зная нормы, которые нам необходимо соблюсти, можно переходить к выбору окон.

  • Самой перовой задачей является выбор оконных систем. То есть мы должны определиться какое у нас будет освещение – верхнее, боковое или комбинированное в каждой комнате. Для ответа на этот вопрос нужно учитывать архитектурное строение здания, его географическое расположение, используемые материалы, теплоэффективность дома и конечно не маловажную роль отыграет цена.
  • Если вы делаете выбор в пользу верхнего освещения, то вы можете использовать так называемые светоаэрационные или зенитные фонари. Это специальные конструкции, которые зачастую кроме света обеспечивают еще и вентиляцию зданий.
  • Светоаэрационные фонари в большинстве случае имеют прямоугольную форму. Это связано с удобством монтажа. В то же время наиболее удачными в плане освещения считается треугольная форма. Но для треугольных фонарей практически не существует надёжных систем поднятия окон для вентиляции.
  • Светоаэрационные фонари обычно устанавливают над промышленными зданиями с большим внутренним тепловыделением, либо на зданиях, расположенных в южных широтах как на видео. Это связано с большими тепловыми потерями таких оконных систем.

Прямоугольные светоаэрационные фонари рекомендованы для применения в II-IV климатической зоне. При это если установка производится на территориях южнее 55° широты, то ориентация фонаря должна быть выполнена на юг и север. Применять такие фонари следует в зданиях с избытком явного тепла выше 23Вт/м 2 , и с уровнем зрительной работы IV-VII разряда.

Трапециевидные светоаэрационные фонари предназначены для первой климатической зоны. Применяют их для зданий в которых выполняют зрительную работу II- IV класса и имеющие избыток явного тепла выше 23Вт/м 2 .

Зенитные фонари рекомендуется устанавливать в I- IV климатической зоне. При этом при расположении зданий южнее 55 0 в качестве светопропускных материалов следует применять рассеивающие или теплозащищенные стекла. Применяется для зданий с избытком явного тепла меньше 23Вт/м 2 и для всех классов зрительной работы. Важно отметить, что фонари должны равномерно размещаться по всей площади крыши.

Зенитный фонарь со светопроводной шахтой может применяться для все климатически зон. Обычно применяется для зданий с кондиционированным воздухом и малым диапазоном перепада температур (например, его вполне можно смонтировать своими руками в жилых зданиях), а также для зон где выполняются работы II-VI класса. Нашли широкое применение в зданиях с подвесными потолками.
  • Зенитные фонари в последнее время получают все более широкое распространение как на производстве, так и в жилищном строительстве. Это связано с удобством монтажа таких систем и достаточно комфортной стоимостью. Тепловые потери у таких оконных систем не так велики, что позволяет успешно их применять и в северных широтах.

Обратите внимание! Для исключения вероятности получения человеком травм все горизонтальные и наклонные поверхности вертикального освещения должны иметь специальные сетки. Они необходимы для исключения падения обломков стекла.

  • Если вы решили применить освещение помещений естественное бокового типа, то СНиП II-4-79 рекомендует отдавать предпочтение оконным системам стандартного типа. Для таковых систем уже произведены все необходимы расчеты и существуют даже рекомендации. Эти рекомендации вы можете увидеть в таблице ниже.
  • Для бокового естественного освещения важным аспектом является затененность оконных систем от прилежащих зданий. Это необходимо учитывать при расчетах.

  • Для зданий, в которых противолежащая от окна стена находится на значительном расстоянии, достаточно часто монтируют многоярусные оконные системы. Но при этом следует помнить, что высота одного яруса не должна превышать 7,2 метра.
  • Очень важным аспектом при выборе оконных систем является их правильна ориентация по сторонам света. Ведь не для кого не секрет, что окна, выходящие на юг, дают значительно больше света. Это следует по максимум использовать в зданиях, строящихся в северных широтах. В то же время для зданий, строящихся в южных широтах, рекомендуется ориентировать окна на север и запад.

  • Это позволит не только более рационально использовать световой день, но и сократить затраты. Ведь для зданий в южных широтах для ограничения слепящего действия солнца монтируют специальные светозаграждающие устройства, а при правильной ориентации окон этого можно избежать.

Сочетание норм КЕО и норм освещённости

Но нормы КЕО рассчитаны далеко не для каждого вида здания. Иногда может случиться так, что по нормам КЕО освещенность достаточная, но нормы освещенности рабочего места не соблюдены.

Этот недостаток естественного освещения можно компенсировать путем создания совмещённого освещения, либо увязать через критическую наружную освещенность.

  • Критической наружной освещенностью называется естественная освещенность на открытой площадке равная нормируемому значению искусственного освещения. Эта величина позволяет привести КЕО в соответствии с требованиями по искусственному освещению.
  • Для этого используется формула Е н =0,01еЕ кр, где Е н – нормируемое значение освещенности, е – выбранный норматив КЕО, а Е кр – наша критическая наружная освещенность.

  • Но даже этот способ далеко не всегда позволяет добиться требуемых нормативов. Ведь показатели естественного освещения далеко не всегда позволяют добиться нормируемых значений освещенности рабочего места. В первую очередь это касается зданий, расположенных в северных широтах, где и интенсивность светового потока ниже и тепловые потери не дают возможность установить большое количество окон.

  • Специально для нахождения золотой середины существует так называемый расчет приведенных затрат для естественного освещения. Он позволяет определить, что выгоднее для здания создать качественное освещение естественное или ограничится совмещенным, а может и вовсе искусственным освещением.

Вывод

Помещения без естественного освещения далеко не так комфортны, как здания с прямыми лучами солнечного света. Поэтому, при наличии такой возможности, естественный свет обязательно следует создавать для любых зданий и сооружений.

Конечно вопрос естественного освещения значительно более объемен и многогранен, но основные аспекты естественного освещения зданий мы вполне раскрыли, и мы очень надеемся, что это поможет вам в правильном выборе освещения для дома или предприятия.

Оценка естественного освещения на производстве из-за его изменчивости в зависимости от времени суток и атмосферных условий производится в относительных показателях коэффициента естественной освещенности – КЕО. KEO - отношение естественной освещенности в рассматриваемой точке внутри помещения (Ев) к одновременному значению наружной (Ен) горизонтальной освещенности без прямого солнечного света.

КЕО выражается в процентах и определяется по формуле:

На величину КЕО влияют размер и конфигурация помещения, размеры и расположение светопроемов, отражающая способность внутренних поверхностей помещения и затеняющих его объектов. КЕО не зависит от времени дня и изменчивости естественного освещения. В зависимости от назначения помещеия и расположения в нём светопроемов КЕО нормируется от 0,1 до 10%. Нормы естественного освещения помещений установлены раздельно для бокового и верхнего расположения светопроемов. При одноcтopoннeм боковом освещeнии нормируется минимальное значение КЕО на расстоянии 1 м от окон, а при двустороннем боковом освещении в середине помещения. В помещениях с верхним или комбинированным освещением нормируется среднее значение КЕО на рабочей поверхности (не ближе 1 м от стен). В бытовых помещениях производственных зданий величина КЕО должна быть не менее 0,25%.

Значения КЕО для совмещенного освещения зданий, расположенных в III поясе светового климата, составляют от 0,2 до 3%.

Уровень естественной освещенности в помещениях может снижаться вследствие загрязнения остекленных поверхностей, что уменьшает коэффициент пропускания, а загрязнение стен и потолков уменьшает коэффициент отражения. Поэтому нормы предусматривают очистку стекол световых проемов не реже 2 раз в год в помещениях с незначительным выделением пыли, дыма и копоти и не реже 4 раз при значительных загрязнениях. Побелка и окраска потолков и стен должна производиться не реже 1 раза в год.

Как известно, световые раздражители определенных участков солнечного спектра вызывают различные психологические реакции. Холодные тона в сине-фиолетовой части спектра оказывают угнетающее, тормозящее действие на организм, желто-зеленый цвет - успокаивающее, а оранжево-красная часть спектра - возбуждающее, стимулирующее влияние и усиливает чувство тепла. Это свойство спектрального состава света используется для создания светового комфорта при эстетическом оформлении цехов, окраске оборудования и стен.

При выборе цвета окраски помещений и оборудования следует пользоваться выпущенными Госстроем «Указаниями по световой отделке поверхности производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий». На предприятиях, где рабочие по характеру и условиям работы или в силу географических условий (северные районы) полностью или частично лишены естественного света, необходимо предусматривать ультрафиолетовую профилактику источниками УФ-излучения (эритемные лампы), компенсирующих дефицит природных УФ-излучений и оказывающих выраженное бактерицидное и психоэмоциональное воздействие на человека. Профилактика «светового» голодания проводится ультрафиолетовыми облучательными установками длительного действия, входящими в систему общего искусственного освещения и облучающими рабочих УФ-потоком небольшой интенсивности в течение всего времени работы. Используются и ультрафиолетовые облучательные установки кратковременного действия - фотарии, в которых УФ-облучение происходит в течение нескольких минут.


Инсоляция промышленнных зданий через световые проемы с большой площадью остекления значительно повышает естественную освещенность помещений, оказывает слепящее действие за счет прямой или отраженной блескости от солнечных лучей, и для борьбы с чрезмерной инсоляцией приходится применять солнцезащитные устройства стационарного или регулируемого типа - козырьки, горизонтальные и вертикальные экраны, специальное озеленение, прозрачные жалюзи, шторы и др.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Организация рационального освещения рабочих мест является од­ним из основных вопросов безопасности труда. От правильного устрой­ства освещения во многом зависит производственный травматизм, про­изводительность и качество выполняемых работ.

Существует два вида освещения: естественное и искусственное. При их расчете необходимо руководствоваться строительными нормами и правилами СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освеще­ние».

В методических указаниях даны методики расчета различных видов естественного освещения.

В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 все производст­венные, складские, бытовые и административно-конторские помещения должны иметь, как правило, естественное освещение. Оно не устраива­ется в помещениях, где противопоказано фотохимическое воздействие естественного света по техническим и другим соображениям.

Естественное освещение можно не устраивать: в санитарно-бытовых помещениях; ожидальных здравпунктов; помещениях для личной ги­гиены женщин; коридорах, проходах и переходах производственных, вспомогательных и общественных здании. Естественное освещение мо­жет быть боковое, верхнее, комбинированное и совмещенное.

Боковое естественное освещение - это естественное освещение помещения светом, поступающим через световые проемы в наружных стенах здания.

При одностороннем боковом освещении нормируется значение ко­эффициента естественной освещенности {КЕО) в точке, расположенной на расстоянии 1 м от стены (рис. 1.1а), т. е. наиболее удаленной от све­товых проемов на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола). При боковом освещении учитывается влияние затенения от противостоящих зданий коэффициентом затенения К ЗД (рис. 1.26).

При двустороннем боковом освещении нормируется минимальное значение КЕО в точке по середине помещения на пересечении верти­кальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабо­чей поверхности (или пола) (рис 1.16).

Верхнее естественное освещение - это естественное освещение помещения светом, проникающим через световые проемы в покрытии здания и фонари, а также через световые проемы в местах перепадов высот смежных зданий.


Рисунок 1.1 - Кривые распределения естественной освещенности: а - при одностороннем боковом освещении; б - двустороннем боковом; 1 - уровень условной рабочей поверхности; 2 - кривая, характеризующая изменение ос­вещенности в плоскости разреза помещения; РТ - точка минимальной освещенности при боковом одностороннем и двустороннем освещении e min .

При верхнем или верхнем и боковом естественном освещении нор­мируется среднее значение КЕО в точках, расположенных на пересече­нии вертикальной плоскости характерного разреза помещения и услов­ной рабочей поверхности (или пола). Первая и последняя точки прини­маются на расстоянии 1 м от поверхности стен или перегородок или от осей рядов колонн (рис. 3.1а).

Допускается деление помещения на зоны с боковым освещением (зоны, примыкающие к наружным стенам с окнами) и зоны с верхним освещением; нормирование и расчет естественного освещения в каждой зоне производятся независимо. При этом учитывается характер зри­тельных работ. Условная рабочая поверхность - условно принятая горизонтальная поверхность, расположенная на высоте 0,8 м от пола.

Совмещенное освещение - это освещение, при котором в светлое время суток одновременно используется естественный и искусственный свет. При этом недостаточное по условиям зрительной работы естест­венное освещение постоянно дополняется искусственным, удовлетво­ряющим специальным требованиям к помещениям (СНиП 23-05-95 по проектированию освещения ) с недостаточным естественным осве­щением.


Рисунок 1.2 - Схема обозначения размеров здания для расчета естественного бокового освещения:

а - схема обозначения размеров для расчета естественного бокового освещения: - ширина помещения;

L PT - расстояние от наружной стены до расчетной точки (РТ);

1 м - расстояние от поверхности стены до расчетной точки (РТ);

В п - глубина помещения; h 1 - высота от уровня условной рабочей поверхности до верха окна;

h 2 - высота от уровня пола до условной рабочей поверхности (0,8 м);

L п - длина помещения; Н- высота помещения; d - толщина стен;

6 - схема для определения коэффициента К ЗД: Нкз- высота расположения карниза

противостоящего здания над подоконником рассматриваемого здания; Lj# - расстояние

между рассматриваемым и противостоящим зданием; М- граница затенения

Нормы минимальной освещенности помещений определяются КЕО, представляющим собой отношение естественной освещенности , создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственно или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности , создаваемой светом полностью открытого небосвода, определяемого в %.

Значения КЕО для помещений, требующих различных условий ос­вещенности, принимают в соответствии со СНиП 23-05-95 , табл. 1,1.

Проектирование естественного освещения зданий должно базиро­ваться на детальном изучении технологических или иных трудовых процессов, выполняемых в помещениях, а также на светоклиматических особенностях места строительства зданий. При этом должны быть опре­делены следующие характеристики:

Характеристика зрительной работы, определяемая в зависимости от наименьшего размера объекта различения, разряда зрительной работы;

Местонахождение здания на карте светового климата;

Нормированное значение КЕО с учетом характеристики зрительной работы и светоклиматических особенностей места расположения зданий;

Требуемая равномерность естественного освещения;

Габаритные размеры и расположение оборудования, возможное за­темнение им рабочих поверхностей;

Желательное направление падения светового потока на рабочую поверхность;

Продолжительность использования естественного освещения в те­чение суток для разных месяцев года с учетом назначения помещения, режима работы и светового климата местности;

Необходимость защиты помещения от слепящего действия прямого солнечного света;

Дополнительные требования к освещению, вытекающие из специ­фики технологического процесса и архитектурных требований к ин­терьеру.

Проектирование естественного освещения осуществляется в опреде­ленной последовательности:

1-й этап - определение требований к естественному освещению по­мещений; определение нормативного значения КЕО по разряду преоб­ладающих в помещении зрительных работ:

Выбор системы освещения;

Выбор типов светового проема и светопропускающего материала;

Выбор средств для ограничения ослепляющего действия прямого солнечного света;

Учет ориентации зданий и световых проемов по сторонам гори­зонта;

2-й этап - выполнение предварительного расчета естественного ос­вещения помещений; т. е. расчет площади остекления Soc:

Уточнение параметров световых проемов и помещении;

3-й этап - выполнение проверочного расчета естественного освеще­ния помещений:

Определение помещений, зон и участков, имеющих недостаточное по нормам естественное освещение;

Определение требований к дополнительному искусственному ос­вещению помещений, зонам и участкам с недостаточным естественным освещением;

4-й этап - внесение необходимых коррективов в проект естественно­го освещения и повторный проверочный расчет (при необходимости).

РАСЧЕТ БОКОВОГО ОДНОСТОРОННЕГО ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

В большинстве случаев естественное освещение промышленных и административно-конторских помещений осуществляется боковым од­носторонним освещением (рис. 1.1а; рис. 1.2а).

Методика расчета естественного бокового освещения может быть сведена к следующему.

1.1.Определяется разряд зрительной работы и нормативное значе­ние коэффициента естественной освещенности .

Разряд зрительной работы определяется в зависимости от величины наименьшего размера объекта различения (по заданию) и в соответст­вии с этим по СНиП 23-05-95 (табл. 1.1) устанавливается нормативная величина коэффициента естественной освещенности , %.

Объект различения - это рассматриваемый предмет, отдельные его части или дефект, который требуется различить в процессе работы.

1.2. Рассчитывается необходимая площадь остекления Soc:

где - нормированное значение КЕО для зданий, располагаемых в раз­личных районах;

Световая характеристика окна;

Коэффициент, учитывающий затемнение окон противостоящи­ми зданиями;

- площадь пола, м 2 ;

Общий коэффициент светопропускания;

Коэффициент, учитывающий отражение света от поверхностей в помещении.

Значения параметров, входящих в формулу (1.1), определяются по формулам, таблицам и графикам в определенной последовательности.

Нормированное значение КЕО e N для зданий, располагаемых в раз­личных районах, следует определять по формуле

e N =e H -m N (%), (1.2)

где - значение КЕО, %, определяется по табл. 1.1;

m N - коэффициент светового климата (табл. 1.2), принимается с уче­том группы административных районов по ресурсам светового климата (табл. 1.3).

Полученное по формуле (1.2) значение КЕО округлить до десятых долей.

1,5%; m N = 1,1

где - длина помещения (по заданию прил. 1);

Глубина помещения, м, при боковом одностороннем освещении равная +d, (рис. 1.2а);

Ширина помещения (по заданию прил. 1);

d- толщина стен (по заданию прил. 1);

- высота от уровня условной рабочей поверхности до верха окна, м (прил. 1).

Зная величины отношений (1.3), по табл. 1.4 находят значение све­товой характеристики окна

Для вычисления коэффициента , учитывающего затемнение окон соседним зданием (рис. 1.26), необходимо определить отношение

где - расстояние между рассматриваемым и противостоящим здани­ем, м;

Высота расположения карниза противостоящего здания над подоконником рассматриваемого окна, м.

В зависимости от значения по табл. 1.5 находят коэффициент


Общий коэффициент светопропускания определяют по выражению

где - коэффициент светопропускания материала (табл. 1.6);

Коэффициент, учитывающий потери света в оконных переплетах световых проемов (табл. 1.7);

Коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструк­циях, при боковом естественном освещении = 1;

- коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах (табл. 1.8).


При определении коэффициента учитывающего отражение света от поверхностей в помещении, необходимо вычислить:

а) средневзвешенный коэффициент отражения света от стен, потолка и пола:

где - площади стен, потолка, пола, м 2 , определяют по формулам:

где - ширина, длина и высота стен помещения соответственно (по заданию прил. 1).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: