Железная леди пытка. "Железная дева" - орудие пыток Средневековья или мистификация Нового времени? Железная дева из толедо

Железная дева

Железная дева (справа)

Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения . Самый известный экземпляр был построен в Нюрнберге , предположительно в начале XVI века . До наших дней он не сохранился: в 1944 году крепость, в подвале которой находилась эта так называемая «Нюрнбергская дева», была разрушена в результате авианалёта. Также имеется экземпляр в швейцарском замке-музее Кибург .

Применение

Дополнительные мучения причиняла теснота - смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии . Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки , ноги , живот , глаза , плечи и ягодицы . При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

Аналогичные устройства

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом . Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части:

Он же велел изготовить следующую машину, если только позволительно называть машиною такой снаряд. Это была роскошно одетая фигура женщины, лицом замечательно похожая на супругу Набиса. Вызывая к себе того или другого гражданина с целью выжать у него деньги, Набис долгое время мирно уговаривал его, намекая на опасности от ахеян, угрожающие стране и городу, указывая на большое число наемников, содержимых ради благополучия же граждан, напоминая о расходах, идущих на чествование божеств и на государственные нужды, если вызванный гражданин поддавался внушениям, тиран этим и довольствовался. Если же кто начинал уверять, что денег у него нет, и отклонял требование тирана, Набис говорил ему примерно так: «Кажется, я не умею убедить тебя; полагаю, однако, что моя Апега тебя убедит». Так называлась супруга Набиса. Чуть он только произносил эти слова, как являлось упомянутое выше изображение. Взяв супругу за руку, Набис поднимал её с кресла, жена заключала непокорного в свои объятия, который вплотную прижимался к её груди. Плечи и руки этой женщины, равно как и груди, были усеяны железными гвоздями, которые прикрывались платьем. Всякий раз, как тиран упирался руками в спину женщины, и потом при помощи особого снаряда мало-помалу притягивал несчастного и плотно прижимал к груди женщины, истязуемый испускал крики страдания. Так Набис погубил многих, отказывавших ему в деньгах. .

Если описание имело реальные корни, то можно считать это устройство одним из первых известных механических автоматов - где в движение механизм приводился весом осуждённого который действовал на пружину в полу.

Похожая «дева» была обнаружена в 2003 году в Ираке . Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Железная дева" в других словарях:

    Орудие смертной казни, бывшее в употреблении в эпоху инквизиции и представлявшее собой сделанный из железа шкаф, в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI в. Поставив туда осужденного, шкаф замыкали, причем острые длинные гвозди, которыми… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    С английского: The iron Lady. Из английской газеты «Санди тайме» от 25 января 1979 г., где таким образом перевели словосочетание «железная дама» из советской газеты «Красная звезда». 19 января 1976 г. Тэтчер (тогда лидер консервативной оппозиции) … Словарь крылатых слов и выражений

    Железная дева (справа), выдаваемая за средневековый инструмент пытки, продукт фантазии XIX века Фальсификация истории сознательное искажение исторических событий, либо историческое мифотворчество. Цели и мотивы фальсификаций могут быть самыми… … Википедия

    Содержание 1 Протагонисты 1.1 Команда «Фунбари Онсэн» («Асакура») … Википедия

    См. также: Жанна д’Арк (значения) «Жанна д Арк». Картина Рубенса Образ Жанны д Арк в культуре является чрезвычайно популярным. Содержание … Википедия

    Shaman king Shaaman Kingu (ромадзи) Жанр сёнэн, приключения, боевик, фантастика … Википедия

    Шаман Кинг Shaman king Shaaman Kingu (ромадзи) Жанр сёнэн, приключения, боевик, фантастика Манга Автор Хироюки Такэи Издатель … Википедия

    Шаман Кинг Shaman king Shaaman Kingu (ромадзи) Жанр сёнэн, приключения, боевик, фантастика Манга Автор Хироюки Такэи Издат … Википедия

    См. также статью: Жанна д’Арк (значения) «Жанна д Арк». Картина Рубенса Образ Жанны д Арк в культуре является чрезвычайно популярным … Википедия

Для чего использовались в Европе в СРЕДНЕВЕКОВЬЕ "железные девы"? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Чернов[гуру]
Железная дева
- орудие смертной казни, бывшее в употреблении в эпоху инквизиции и представлявшее собой сделанный из железа шкаф, в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI в. Поставив туда осужденного, шкаф замыкали, причем острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук Ж. девы, вонзались в тело несчастного и причиняли ему мучительную смерть; затем подвижное дно шкафа опускалось, тело казненного сбрасывалось в воду и уносилось ее течением. По рассказам древних писателей, спартанский тиран Набис является первым изобретателем подобного способа казни. Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осужденного, Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь автомата, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части. Средневековые хроники упоминают о подобном автомате, придуманном испанской инквизицией и изображавшем статую Пресвятой Девы.

Ответ от Николай [гуру]
«Железные девы» были одним из известных способов пытки в Средневековье. Сначала вас заковывают в ней и затем закрывают…


Ответ от Леонид Ярошевский [гуру]
Желе́зная де́ва (англ. Iron maiden) - орудие смертной казни эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в тело несчастного; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казненного сбрасывалось в воду и уносилось её течением.
При этом, судя по всему, гвозди внутри "железной девы" были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.
По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом. Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осужденного Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Самый известный экземпляр (на фото) был построен в Нюрнберге в начале XVI века. До наших дней он не сохранился: в 1944 году крепость, в подвале которой находилась эта так называемая "Нюрнбергская дева", была разрушена в результате авианалёта. Учитывая строгую формализацию средневековых инквизиционных процессов и регламентацию дозволенных пыток, можно с уверенностью утверждать, что если "железная дева" и использовалась, то только светскими судами. Тем не менее, существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Похожая "дева" была обнаружена в 2004 году в Ираке. Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна.
дядяВитя - это не орудие пытки, это орудие казни, я в австрии видел такое, выжить - шансов нет.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Для чего использовались в Европе в СРЕДНЕВЕКОВЬЕ "железные девы"?

Средневековая инквизиция не применяла орудие пытки под названием «железная дева» - полую человекоподобную фигуру из железа, утыканную изнутри шипами.


Мария Елифёрова - преподаватель РГГУ, основатель проекта на Planeta.ru по сбору средств на первый независимый журнал по Средневековью:

Этот миф запустил немецкий просветитель Иоганн Филипп Зибенкес в 1793 г. Когда в конце XX века историки принялись изучать пылившиеся в архивах следственные дела инквизиции, в них не обнаружилось ни одного упоминания о «железной деве». Она не упоминается даже в художественной литературе, написанной до 1793 года!

Главное неправдоподобие этого мифа - в том, что в доиндустриальной Европе изготовление металлических изделий такого размера и сложности стоило дорого (ведь вся работа была ручная). А через инквизиционные суды Германии прошло десятки тысяч обвиняемых. Снабжение следователей нужным количеством «железных дев» влетело бы в копеечку. Зачем эти избыточные расходы, если существуют куда более дешёвые способы мучить людей (например, подвешивание за руки к потолочной балке - действительно популярный метод пытки в XV-XVII вв.)? Авторам конца XVIII и XIX веков, жившим в эпоху промышленной металлургии, подобные вопросы не приходили в голову.

«Железные девы» современных музеев являются копиями одного и того же экспоната - «железной девы» из Нюрнберга. Оригинал её утрачен, но и она была создана в начале XIX в. как своего рода археологическая реконструкция по описанию Зибенкеса. Мода на «ужасы Средневековья» зародилась ещё во второй половине XVIII в., когда возник жанр готического романа; пришествие романтизма на рубеже веков дало ей новый импульс. Богатые романтики принялись покупать средневековые дома, картины, вообще любые предметы - в том числе орудия пыток. «Железная дева» была превосходным эксклюзивным товаром для коллекционеров, и тот, кто её сконструировал, обладал замечательным маркетинговым чутьём.


В эту эпоху Европу захлестнула волна подделок под Средневековье и Возрождение: в 1768 г. Томас Чаттертон пытался писать стихи на среднеанглийском языке и выдавать их за сочинения средневекового монаха; в 1796 г. Генри Айрленд сфабриковал «неизвестные пьесы Шекспира»; в 1816-1818 годах Вацлав Ганка подделал две «древнечешские» книги песен и поэм; в 1829 г. Этьен де Ламотт-Лангон выпустил книгу о никогда не существовавших ведовских процессах во Франции.

Это лишь неполный перечень самых знаменитых фальсификаций. Вот на таком фоне и произошло появление «железной девы».

Особенно занятно то, что изобретение и эксплуатация мифа о «железной деве» совпадают по времени со становлением садомазохистской сексуальности в Европе. Маркиз де Сад был современником Зибенкеса; Леопольд фон Захер-Мазох жил во второй половине XIX в., но у него явно были предшественники - мазохистский секс описан в эротическом романе английского писателя Джона Клеланда «Мемуары Фанни Хилл», вышедшем в 1748 г. (в США - в 1821 г.).

Средневековью садомазохистский тип сексуального воображения неизвестен, хотя люди, мучащие своих партнёров в быту, конечно, существовали всегда. Название «железная дева» придумано чрезвычайно эффектно - оно содержит в себе явный оксюморон («дева» ассоциируется с невинностью, нежностью и добродетелью, и вместе с тем - с сексуальной привлекательностью). Назвать орудие пытки «девой» - значит, придать некое подсознательно эротическое направление мыслям читателя. Уравнение «любовная страсть = пытка» - устойчивая метафора в европейской литературе, которая существовала задолго до де Сада, но только у него приняла буквальный смысл.

Замок Сейт. 1654 г.

Тяжелая штора из темно-фиолетового плотного атласа, расшитого золотой нитью, трепетала от ветра, врывающегося в распахнутое настежь окно. Точно живая, она билась о стену, покрытую изысканным мозаичным узором. Этот звук напоминал хлопанье крыльев смертельно раненой птицы, отчаянно стремящейся взлететь, но обреченной умирать, истекая кровью.

Надо было бы закрыть окно, но никто из присутствующих в огромных покоях древнего замка даже не попытался это сделать.

В неясном полумраке их лица были едва различимы. Все четверо стояли возле небольшого мраморного возвышения с золотой купелью на самом верху.

Они ждали.

Их взгляды были прикованы к плотно закрытой двери, ведущей в покои. Они были совершенно не похожи друг на друга: старик с гладкой кожей младенца и глубоко запавшими глазами, в странной одежде, напоминающей птичье оперение; старуха с длинным крючковатым носом, морщинистой шеей и торчащими во все стороны седыми космами, закутанная в парчу и бархат, которые только подчеркивали ее уродство, две молодые девицы с лицами блудниц, разодетые в прозрачные ткани.

Они были разными. И все-таки кое-что объединяло их: выражение нетерпения, едва сдерживаемой страсти, написанное на всех, без исключения, лицах.

Откуда-то слева донесся едва различимый стон или вздох, тихий, почти неуловимый для человеческого уха. Казалось, он шел из глубины отвратительной бронзовой статуи, возвышающейся в центре залы. Фигура напоминала грубо слепленное тело какого-то божества, вероятнее всего – женщины, уродливая голова которой была увенчана подобием диадемы, в которой таинственно мерцали настоящие драгоценные камни. Одна из девиц повернула было голову на звук, но лишь на мгновение, потом она снова уставилась на дверь.

Секунду спустя дверь бесшумно отворилась, пропуская хрупкую женскую фигурку, полускрытую темным покрывалом. Она замерла на пороге, словно в нерешительности, затем легкая ткань соскользнула с плеч и плавно опустилась к ногам прелестной, как ангел, девушки, почти девочки.

Медленно, точно во сне, она сделала шаг по направлению к купели. Затем еще один, и еще. Она двигалась вперед, будто повинуясь приказу, слышному только ей одной, юное, прекрасное тело светилось в полумраке нежным перламутровым светом. Тяжелые, густые волосы волочились за ней по полу, точно золотой шлейф. Широко распахнутые глаза были устремлены куда-то вдаль, за пределы комнаты.

Девушка подняла ногу и поставила ее на мраморную ступеньку. Поднявшись к купели, она осторожно перешагнула через низкий борт и все так же медленно легла, вытянувшись во весь рост.

В полной тишине раздалось глухое бормотание старика, непонятный, пугающие слова срывались с его губ, эхом отдаваясь в каждом уголке огромных покоев.

Розовая кожа юной красавицы окрасилась в красный цвет. Свежая, теплая кровь, которой была наполнена купель, скрыла прекрасное тело.

Голос старика становился все громче, его глаза загорелись дьявольским огнем и наконец произошло то, чего все ожидали с таким нетерпением – кровь в купели заколыхалась, забурлила и захлестнула девушку с головой.

В этот момент все, кто стоял у подножия купели, в едином порыве издали что-то вроде стона, выражающего высшую степень наслаждения. Этот звук был гораздо громче того тихого всхлипа, который донесся со стороны бронзовой статуи…

ГЛАВА 1

Я сидела на жестком неудобном стуле который, ко всему прочему, отчаянно скрипел и испытывала непреодолимое желание задрать голову вверх и завыть на луну. Ну и что, что за окном – жаркий августовский день и вовсю светит солнце. Мне было так тошно, что я прекрасно обошлась бы и без ночного неба.

В просторной аудитории стоял ровный гул голосов, десятки мальчишек и девчонок, вчерашних школьников, сновали мимо меня, как мальки на отмели. Уже пять дней я смотрела на них и все отчетливее понимала, что стала совсем взрослой. Еще вчера я была моложе всех и умнее многих, а теперь… Вон их сколько вокруг: все моложе меня, и ум мой, увы, уже можно считать обычным жизненным опытом. А ведь мне всего двадцать четыре. Или уже?

Подошел серьезный паренек с намечающимся пушком над верхней губой и протянул тоненькую стопку листочков. Так… Посмотрим: аттестат, справка, анкета… Вроде все в порядке. Я занесла его данные в журнал и отложила бумаги в сторону. И так – целый день. Заканчивался срок, отведенный для приема документов, и абитуриенты шли сплошным потоком с утра до вечера.

А еще эти вечные глупые вопросы! За пять дней я сто раз отвечала, что в графе «образование» нужно писать «среднее», тысячу – что мать, торгующую на рынке китайскими шмотками, лучше назвать частным предпринимателем и миллион – что вместо ответа на вопрос о семейном положении надо ставить прочерк, а не перечислять всех имеющихся бабушек и дедушек. И кто только придумал этот вопрос? Откуда у этих малявок мужья и жены, хотя… Да, на сегодняшний день, пожалуй, вопрос актуальный. Акселерация!

Очередная абитуриентка прервала мои размышления и все по новой: аттестат, заявление, анкета, справка… Стоп, а где справка? Я еще раз пересмотрела лежащие на столе листочки. Так и есть, справки из поликлиники не хватало. Пришлось терпеливо объяснять хлопающей глазами толстушке с расстроенным личиком, что без формы У-86 документы принимать не положено. Девчушка, закусив губу, выслушала меня и отошла, понурив голову. Бедняга. Интересно, успеет достать справку или нет? Сейчас в поликлиниках жуткие очереди. Хорошо бы успела.

Я вздохнула, радуясь небольшой передышке.

Когда полгода назад я, Лиза Локтева, приняла решение переехать в этот город, мне казалось, что я поступаю правильно. Собственно говоря, так я думала и сейчас. После неприятного происшествия, в которое я угодила прошлым летом, слишком многое изменилось в моей жизни, что-то ушло из нее. Наверное, именно тогда я окончательно повзрослела.

Но и здесь, на новом месте, все оказалось не так-то просто. Квартиру я менять не стала, в ней осталась Зинка, девчонка-беспризорница, с которой я познакомилась в тот страшный период и которой была обязана спасением собственной жизни. Зинка отговаривала меня от переезда, испробовав для достижения своей цели все мыслимые и немыслимые способы. Но я твердо решила, что должна сменить обстановку, чтобы разобраться в себе и в том, как дальше относиться к жизни.

На новом месте я быстро нашла жилье, обзавелась многочисленными знакомыми и даже серьезным поклонником, вот только с работой не везло. У себя я считалась довольно известным художником и недостатка в заказах не испытывала.

Здесь все было по-другому. За шесть месяцев мне не удалось обзавестись ни одним более-менее постоянным клиентом, зато пришлось убедиться, что город буквально кишит безработными талантливыми художниками, в том числе и теми, кто работал в моей области, а именно – в книжной иллюстрации.

1
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: