Крамаренко, сергей макарович. Майские звезды Летчик истребитель герой советского союза сергей крамаренко

Боевые действия.

Крамаренко Сергей Макарович - лётчик, Герой страны, генерал-майор авиации. Участвовал в войне с фашистами с августа 1942 г. В Корейском конфликте командовал 2 эскадрильей 176 полка. Совершил 149 вылетов, сбил самостоятельно 3, в группе с товарищами 10 немецких самолётов.

Крамаренко был командиром эскадрильи под командованием комполка Пепеляева с декабря 1951 г. Сбил 12 самолетов, 2 из которых австралийские "Метеорами".

Из автобиографии:

"Бой, как часто, решался в первой же атаке. Не имело особого значения, успешным он был или нет: после первой атаки наши МиГ-15 сразу набирали высоту, а "Сэйбры" устремлялись к земле. Каждый из нас старался достичь высоты, где у него имелось преимущество, и поэтому едва начавшийся бой, сразу увядал" .

Наши летчики использовали маневр уклонения – косую петлю, очень трудный маневр для любого преследователя – не давал ему занять огневую позицию. Крамаренко сам один раз был зажат между трех "Сэйбров":


"Я сделал десять или двенадцать косых петлей. Боеприпасы на нуле. Все потемнело у в глазах. Но постоянно контролировал ситуацию, пытаясь оторваться от американцев и направиться в сторону базы. "Бочка". Пикирование. Полетел в сторону моста, защищенного зенитками".

Победы. Звания.

В 1952 г. Крамаренко был сбит, но успел катапультироваться. Американец попытался добить парашютиста, к счастью промахнулся. После этого происшествия, по прошествии 2 недель его часть вернулась в Союз.

Крамаренко продолжил службу в рядах авиации. В отставку Сергей Макарович вышел в 1981 г. будучи генерал-майором.

В этом конфликте советы признали свои потери – 345 самолетов МиГ, но и сделали заявление, что общее число побед составляло более 1300. Это были точные результаты.

А заявления США были весьма противоречивы. Согласно официальным американским данным, до конца войны потери самолетов класса "воздух - воздух" составляли 103 машины. Но к ним не были добавлены данные за период сентябрь – декабря 1950 г – потерянно было 27 самолетов.

Также следует добавить и потери разведчиков, бомбардировщиков, и пр., плюс самолетов австралийских, Великобританских, Французских ВВС. Если все это учитывать – потери превысят 2000 машин, хотя многие из них сбиты исключительно наземным огнем.


08:32 31.01.2015

Знаменитый пилот прославился еще в Великую Отечественную – он чудом выжил в немецком плену, штурмовал Берлин и был представлен сыну Сталина. Но звание Героя получил за Корейскую войну. «Живой легенде» Сергею Крамаренко сейчас 91 год.

19 марта 1944 года самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, сильно тряхнуло. Летчик почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя из моторного отсека перекинулось в кабину, обожгло лицо. Сергей каким-то чудом сумел открыть окно и выпрыгнуть.
6 дней в плену: обезболивающие уколы, тиф и два «расстрела»
Летчик Крамаренко очнулся на земле, когда его уже обыскивали немцы. На машине его отвезли в штаб на допрос, предварительно оказав первую медицинскую помощь – перевязали раны на ногах.«Сначала они меня приняли за танкиста, - я так обгорел, как обычно обгорали танкисты. И какая форма на мне была, понять было невозможно. Я сказал немцам, что я летчик. Тут же прозвучал приговор – расстрелять! Меня отвели к той же машине, но она, на мое счастье, не хотела заводиться. В то время, как водитель пытался ее починить, в штаб подъехало какое-то начальство. Ко мне подошел офицер в «серебряных» погонах, - видимо, генерал. Спросил: «Кто ты?» я опять сказал, что я – летчик. Он немного подумал, и велел везти меня в госпиталь», - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Сергей Макарович Крамаренко.Раненого летчика уложили в телегу, в которой уже лежал сбитый в том же воздушном бою немецкий ас. Телега под охраной двух немцев двинулась в сторону полевого госпиталя.«Ехали долго, возничий все время приговаривал: «Цоб-цобэ!», я его спрашиваю: «Хохол, что ли? Что ж ты против своих братьев воюешь?» А он спрыгнул с телеги, схватился за ружье и орет: «Щас я тебя москалюка, сам расстреляю!» Спасли меня немцы – отобрали у него винтовку, ведь у них был приказ – доставить меня в госпиталь, а воинскую дисциплину они соблюдали», - говорит Крамаренко.
Сбитого летчика доставили в лагерь военнопленных. В госпитале его раздели, уложили на стол. Врачи были наши, из числа пленных.
«Первым делом стали мазать какой-то красной жидкостью обожженные руки. Боль невыносимая! Потом начали лицо смазывать. Я им говорю: «Ребята, я сейчас буду кричать!» Тогда мне сделали обезболивающий укол, очнулся я уже в койке. Сосед меня спрашивает: «Ты кто, танкист?» Я говорю: «Я - летчик», а он говорит: «А я - штурман бомбардировщика». Так вместе и пролежали. Меня мазали по нескольку раз в день, но все время кололи обезболивающее. Кормили «бурдой», но давали и манную кашу», - рассказывает бывший летчик.
На седьмой день своего плена Крамаренко услышал звуки боя, в окно увидел, как немцы поджигают бараки с военнопленными. Но барак, в котором он находился, по каким-то причинам не подожгли. В 12 часов дня его двери открыли советские солдаты, и, узнав, кто перед ними – налили сначала одну кружку шнапса, потом вторую.
«Подвиг Маресьева» и полет в бомболюке
Сергей Крамаренко пролежал в госпитале несколько месяцев. Ранения ног и ожоги оказались тяжелыми. Пришло время проходить медицинскую комиссию. Рана на левой ноге еще толком не зажила, и Крамаренко пользовался тростью. Но перед врачами предстал, конечно, без нее.
«Помните фильм про летчика Маресьева, которому ампутировали обе ноги, а он перед медкомиссией плясать начал? Вот так и я, только не плясал, а стал приседать. Как сейчас помню – 15 приседаний сделал. Вот только это и убедило врачей в том, что я годен к воинской службе без ограничений», - говорит ветеран.
Но радовался Крамаренко недолго. Военное начальство направило его не в 19 авиаполк, в котором он служил, а совсем в другой. Летчик вернулся в гостиницу в расстроенных чувствах. В номер зашли его соседи и спросили в чем дело, он объяснил, что его отравляют на Украину, а его полк – в Белоруссии. Оказалось, что соседи улетают как раз в туда, и пообещали взять своего коллегу с собой.
«На следующий день приезжаем на аэродром в Тушино. Свободных мест в бомбардировщике не оказалось, и мне предложили лететь в бомболюке. Я, конечно, согласился. Меня привязали к штанге бомбодержателя, чтобы я случайно не вывалился, если люк вдруг откроется. Но я не думал, что будет так холодно. Летели примерно 2,5 часа, все это время я тер из последних сил руки и лицо, чтобы не замерзли. Так вот «бомбочкой» и долетел», - вспоминает Сергей Крамаренко.На военном аэродроме Крамаренко встретил своего боевого товарища Константина Дашина, который взялся доставить его в родной полк.
«Костя рассказал мне, что пока я «валялся» в госпитале, полк переименовали из 19-го в 176-ой Гвардейский, потому что к тому времени на счету наших летчиков было уже 200 сбитых немецких самолетов. Кстати, в это же время в мой полк был зачислен к тому времени уже дважды Герой Советского Союза Кожедуб», - говорит прославленный летчик.
В 176 Гвардейский авиаполк Сергея Крамаренко взяли не сразу. Хоть и не долгий, но плен у немцев считался «черным пятном» в биографии. Но учли его бывшие заслуги, поверили, и взяли на службу. Последний воздушный бой Крамаренко в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.«Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые летчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники», - утверждает военный летчик.
За время участия в Великой Отечественной войне Сергей Макарович Крамаренко совершил 66 боевых вылетов и участвовал в 26 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолета противника и 1 немецкий дирижабль-разведчик.
«Черное пятно» Крамаренко: как Сталин решал судьбу летчика
После войны Сергей Крамаренко переводится в Московский военный округ. В 1948 году он в очередной раз исключается из состава группы лучших летчиков своего полка, которые должны были принять участие в воздушном параде над Красной площадью и аэродромом в Тушино. СМЕРШ выявляет в полку еще двух бывших военнопленных – Виктора Шарапова и Виктора Петрова. Командира звена Петрова сразу отправили служить на Дальний Восток.
Вступиться за боевых товарищей берется командир 29-го авиаполка, Герой Советского Союза Александр Куманичкин – постоянный ведущий в паре с ведомым Крамаренко. Куманичкину удается договориться об аудиенции с командующим ВВС округа генерал-майором авиации Василием Сталиным.
«Василий Сталин расспросил меня про плен, я ему рассказал все, как было. Куманичкин сказал, что может за меня поручиться. Генерал Сталин посмотрел на меня оценивающе и сказал: «Хорошо, разберусь». А Шарапову он не поверил. Оказалось, что Шарапов был в прибалтийском концлагере с братом Сталина. Витя Шарапов сделал себе известью на ноге язву, чтобы не ходить на работы. Сталин ему говорит: «Повезло тебе, а вот моего брата Якова в этом концлагере убили... А ведь тебя и доктора за твою симуляцию могли расстрелять. Скажи, кто тебя лечил в лазарете? Как фамилия этого доктора?» Виктор не смог ответить. «Не помнишь? Ты всю жизнь должен его помнить: он жизнью рисковал, чтобы тебя спасти от расстрела за симуляцию», - возмутился Сталин. А потом сказал, что не верит Шарапову и в округе не оставит», - рассказывает ветеран войны.
Как рассказывает Сергей Макарович, Василия Сталина летчики любили – несмотря на то, что он был сыном вождя, он честно воевал в войну, добился того, чтобы в Московском военном округе для всех летчиков были построены благоустроенные финские домики, куда их переселили из казарм и общежитий. Окончательно судьба побывавшего в немецком плену Сергея Крамаренко решилась на партийной конференции в подмосковной Кубинке. Товарищи выбрали бывшего военнопленного своим делегатом. Василий Сталин в фойе узнал летчика.
«А Крамаренко что тут делает?», - спрашивает Сталин Куманичкина. Тот отвеил: «Летчики нашего полка его уважают, вот и выбрали делегатом». «Ну, раз летчики уважают, то и я буду уважать. Пусть летает на параде, и сделайте его командиром звена!» - сказал Василий Сталин», - вспоминает теперь 93-летний ветеран.
Но жизнь летчика Крамаренко после этого еще не раз преподносила сюрпризы. Сергей Макарович до выхода на пенсию в 1980 году успел поучаствовать еще в 3 войнах.Звезда Героя «за Корею», «футбол» в Ираке и Алжире
Уже через два года после знаменательных встреч с сыном самого Иосифа Сталина, Сергея Крамаренко отправляют в длительную командировку. В спешном порядке он был вынужден продать только что купленную «Победу», и отправиться в Китай.
«В 1950 году мы стали учить корейский язык. Дело в том, что Ким Ир Сен обратился за военной помощью к Советскому Союзу. Вот Сталин и послал своих «соколов» на охоту на американские бомбардировщики и истребители. Но официально мы там не были. Нам даже корейские имена давали для радиосвязи во время воздушного боя. Меня звали «Бай-Да». Летали мы тогда на самых современных – реактивных самолетах ЯК-15, а потом и МиГ-15», - рассказывает Сергей Крамаренко.
Командиром группы, которая была оформлена как 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Самолеты были разобраны чуть ли ни до винтика и погружены на железнодорожные платформы. Сами летчики поехали «прощаться» с Москвой.«Мы прошли по Красной площади, полюбовались кремлевскими башнями. Затем мы зашли в какой-то ресторан, откуда я увел своих товарищей с большим трудом, - чтобы успеть,если не выспаться, то хотя бы поспеть на посадку в вагоны! Не знаю, как остальные ребята, но я ночью спал безмятежно - привык за время войны к постоянным переездам», - говорит военный летчик.
На границе с Кореей советских летчиков переодели в китайскую военную форму: хлопчатобумажные брюки синего цвета и китель цвета хаки, хромовые сапоги, суконную шинель горчичного цвета и светло-коричневую шапку-ушанку с козырьком. На кармане кителя иероглифы – «Китайская народно-освободительная армия».
«В столовой нас пытались кормить «русскими блюдами» – макаронный суп, иногда капустный. На второе те же макароны, иногда картошка с мясом или рыбой. Очень часто – яичница, а иногда специфическое китайское блюдо – трепанги, которых мы сразу прозвали «морскими огурцами», - вспоминает ветеран.
Первый воздушный бой между советскими и американскими самолетами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских «Мустанга». В результате боя были сбиты 2 «Мустанга», у нас потерь не было.
Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством. Господство американской авиации в корейском небе закончилось.
«Нам, конечно же, очень хотелось обо всем этом написать домой, но мы не могли, не имели права. Мы должны были «зашифровывать» все. Так, например, о воздушных боях мы писали: «играли в футбол», о сбитом самолете: «Я забил гол в ворота противника», - вспоминает летчик.
Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 «Сейбр» («Сабля»).
По своим летно-тактическим данным этот истребитель был примерно равен МиГ-15: уступая в скороподъемности и удельной тяге, он превосходил его в лучшей маневренности, большей дальности полета и в наборе скорости на пикировании. Зато МиГ-15 имел существенное преимущество в вооружении. Его три пушки: две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров - значительно превосходили вооружение «Сейбра»: 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 метров.
«Мы учились воевать с «Сейбрами» по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили», - говорит Сергей Крамаренко.В одном из боев Сергей Макарович «простил» австралийского летчика. «Глостер Метеором», по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный пилот. И советский летчик решил его не сбивать. Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолет был сбит противником, и советскому летчику пришлось катапультироваться.
«Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных пулеметов, но мне повезло – ни одной царапины», - вспоминает летчик.Фото: USAF - Harry S. Truman Library
На земле Крамаренко тогда тоже сопутствовала удача. Было немало случаев, когда сбитые советские летчики безуспешно доказывали подобравшим их китайским или корейским солдатам, что они советские, а не американские пилоты. Ведь никаких документов, удостоверяющих это, у них не было, а одеты они были в форму Китайской народной армии. Такие ситуации порой заканчивались трагически. Крамаренко «задержали» северокорейские крестьяне, правда, не обошлось без объяснений.«Я им говорю: «Ким Ир Сен – хо!» – то есть «хорошо». Затем указал пальцем на себя: «Сталин – хо!», - рассказывает о своем спасении Сергей Крамаренко.
За десять месяцев участия в боевых действиях в Корее летчики дивизии под командованием полковника И.Н. Кожедуба сбили 215 самолетов противника, потеряв своих 10 пилотов и 23 самолета. Главным в этих событиях Крамаренко считает то, что наши летчики нанесли существенный урон стратегической авиации США, чем спасли миллионы мирных корейских жителей.
За проявленную отвагу майору Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза. После возвращения из Кореи он поступил в Военно-Воздушную академию, а закончив ее, продолжил службу в разных местах страны. Прошел путь от заместителя командира истребительного авиаполка до заместителя командующего отдельной армии ПВО и заместителя начальника штаба 23-ей Воздушной армии. Как опытного специалиста его направляли обучать безопасности полётов лётчиков в 1970-71 гг. в Ирак, а с 1973 по 1975 годы Сергей Крамаренко служил в Алжире.
91-летний Герой Советского Союза Сергей Крамаренко сегодня вспоминает об этом времени с улыбкой: «Ну, оттуда тоже, уже по проторенной дорожке, писали на Родину про футбол… Только вот про забитые голы не писали. Их «забивали» уже не мы, а иракские и алжирские «футболисты».



10.04.1923 -
Герой Советского Союза
Памятники
Памятный стенд в Ромнах


К рамаренко Сергей Макарович - заместитель командира 2-й эскадрильи 176-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого ордена Александра Невского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), гвардии капитан.

Родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка ныне Роменского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Окончил 10 классов средней школы села Выбор Псковской области. С 1940 году учился в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе и в Дзержинском аэроклубе Москвы.

В Красной Армии с марта 1941 года. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1942 года служил в 1-м запасном авиационном полку (Арзамас, Горьковская область).

На фронтах Великой Отечественной войны сержант С.М. Крамаренко с августа 1942 года. С Воевал в составе 523-го истребительного авиаполка 303-й истребительной авиационной дивизии. С июля 1943 года - в 19-м (переименован в 176-й гвардейский) истребительном авиационном полку. Воевал на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.

Принимал участие в боях под Курском, в Проскуровско-Черновицкой, Висло-Одерской и в Берлинской наступательных операциях. В воздушном бою 19 марта 1944 года был сбит и попал в плен. Через месяц был освобождён советскими войсками и вернулся в свой полк. К концу войны выполнил 66 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 2 вражеских самолёта и 10 - в составе группы. Также лично уничтожил аэростат-корректировщик врага. В 17 штурмовых вылетах уничтожил 12 автомашин и повредил 1 паровоз. Был тяжело ранен и получил ожоги в горящем самолёте.

После войны продолжал служить в ВВС СССР в том же 176-м гвардейском авиаполку, который был передан в состав ВВС Московского военного округа. В 1949 году освоил реактивные истребители. С октября 1950 - заместитель командира эскадрильи по лётной части. С декабря 1950 года в составе полка находился в правительственной командировке в Северном Китае, обучал китайских пилотов полётам на реактивных истребителях.

Участник Корейской войны с апреля 1951 по февраль 1952 года. Совершил 149 (по другим данным - 104) боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника. Все победы одержаны над истребителями противника. Стал четвёртым советским асом этой войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

По возвращении в CCCР продолжил службу в ВВС, поступил в академию. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года - заместитель командира 201-го истребительного авиаполка Войск ПВО страны (г. Мачулищи Минской области Белорусской ССР). С 1957 года - командир 167-го гвардейского истребительного авиационного полка (г. Цукулидзе Грузинской ССР). С 1960 года - заместитель командира по авиации 20-й истребительной авиационной дивизии Войск ПВО страны (Новосибирск), с марта 1964 года там же - заместитель командующего 14-й отдельной армии ПВО по боевой подготовке.

С сентября 1965 года почти 14 лет - старший лётчик-инспектор Службы безопасности полётов ВВС СССР. В период пребывания в этой должности находился в двух длительных командировках: в 1970-1971 годах в Ираке - военный советник командующего ВВС по безопасности полётов, в 1973-1975 годах в Алжире - старший офицер в аппарате Главного военного советника СССР.

С февраля 1979 года - заместитель начальника штаба 23-й воздушной армии (Чита). С мая 1981 года генерал-майор авиации С.М.Крамаренко - в запасе. За 40 лет службы освоил 22 типа самолётов: от У-2 и И-16 до МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 и Су-9.

Живёт в городе-герое Москве. Ведёт активную общественную работу. Является заместителем председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Генерал-майор авиации (1979).

Награждён орденом Ленина (10.10.1951), 2 орденами Красного Знамени (15.04.1945, 2.06.1951), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (21.02.1978), медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951), другими медалями.

Почётный профессор Российской академии естественных наук.

В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд С.М.Крамаренко.

Сочинения:
Против "Мессеров" и "Сейбров". М., 2006.

Родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка ныне Роменского района Сумской области Украины в семье крестьянина. Украинец. После окончания средней школы поступил в Московский институт железнодорожного транспорта, учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1941 года. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Сражался на 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах, участвовал в боях под Курском, в штурме Берлина. В период с января 1943 по 2 мая 1945 года сбил 3 вражеских самолета лично и 10 - в составе группы, уничтожил аэростат-корректировщик.

После войны продолжал служить в ВВС СССР. Участник корейской войны с апреля 1951 по февраль 1952 года, где раскрылся подлинный его талант как летчика. На самолете МиГ-15 он совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 15 (10 - в группе) самолетов противника.

Так, в воздушном бою 12 апреля 1951 года два авиационных полка 176-й и 196-й в массированном воздушном бою сбили 12 американских бомбардировщиков, еще 13 самолетов упали по пути на базу или разбились, будучи подбитыми, при посадке. Также было сбито 4 американских истребителя. Особо важную задачу в том бою выполнила шестерка «мигов», возглавляемая Сергеем Крамаренко.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу заместителю командира 2-й эскадрильи 176-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

17 января 1952 года капитану Крамаренко не повезло. Его истребитель был подбит, но летчик успешно катапультировался. Американский летчик сделал попытку добить Крамаренко в воздухе, но, к счастью, промахнулся. Через пару недель часть вернулась на Родину, разместилась в Калуге.

В том же году Крамаренко стал слушателем Военно-воздушной академии, которую окончил в 1955 году. Служил в Белоруссии, в Грузии.

Был командиром истребительного авиаполка, в Новосибирске получил назначение на должность заместителя командира дивизии. Последовательно летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим летчиком-инструктором службы безопасности ВВС страны. Затем был назначен в Читу на должность заместителя начальника штаба 23-й воздушной армии. В 1970 году работал военным советником в Ираке и Алжире.

В 1979 году ему присвоено звание генерал-майора. С 1981 года - в запасе. Живет в Москве.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Ныне заслуженный ветеран продолжает вести активную общественную работу. Он почетный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, член Народно-патриотического объединения «Родина» .

Родился 10 Апреля 1923 года в селе Калиновка Роменского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1941 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Августа 1942 года в действующей армии. Летом 1943 года, в составе 523-го ИАП, сражался под Курском. В 1944 году переведён в 19-й ИАП. Во время боя в районе Проскурова был сбит, получил ранение и попал в плен. Был освобождён и вернулся в свой полк, который уже назывался 176-м ГвИАП. Воевал на 1-м Украинском фронте. В Феврале 1945 года сражался на 1-м Белоруском фронте, впоследствии участвовал в захвате Берлина. К концу войны сбил 3 вражеских самолёта лично и 10 - в составе группы. Уничтожил аэростат - корректировщик.

После войны продолжал служить в ВВС. Участник Корейской войны с Апреля 1951 по Февраль 1952 года. Совершив 149 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника (9 F-86 "Сейбр", 2 F-84 и 2 Глостер "Метеор Е8" Австралийских ВВС). 10 Октября 1951 года заместителю командира 2-й эскадрильи 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитану С. М. Крамаренко за мужество и отывгу, проявленные при выполнении воинского долга, было присвоено звание Героя Советского Союза.

По возвращении в Союз продолжил службу. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1981 года Генерал - Майор авиации С. М. Крамаренко - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й Степени, медалями.

Сергей Крамаренко родился 10 Апреля 1923 года в селе Калиновка Ромненского района Сумской области. Отец, Макар Иванович (1890 - 1967), и мать, Надежда Григорьевна (1901 - 1982), занимались сельским хозяйством. В школьные годы, как и сотни тысяч его сверстников, Сергей занимался в оборонных кружках Осоавиахима, был даже руководителем одного из них. Но о военной карьере никогда особенно не задумывался.

После десятилетки поступил в Московский институт железнодорожного транспорта в 1940 году. Однако учёбу пришлось оставить. По комсомольской путёвке Сергей вскоре оказался в Дзержинском аэроклубе. После его окончания он был зачислен в Борисоглебскую военно - авиационную школу пилотов. Теория ему давалась легко. Практические полёты осваивались на УТ-2 и И-16. Здесь его и застала Великая Отечественная война.

В Июне 1942 года школу со станции Поворино перевели далеко в глубь страны. А восьмерых наиболее подготовленных курсантов, в числе которых оказался и Крамаренко, направили в 1-й запасной авиаполк, который находился в Арзамасе.

Лучшие дня

С Августа 1942 года молодой лётчик участвовал в боевых действиях в составе 523-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиадивизии на Западном фронте в районе города Сухиничи. Летал он на Ла-5. За год совершил более 80 вылетов. В неравных боях с вражеской авиацией сержант Крамаренко сбил вражеский самолёт и, как довесок к нему, аэростат. Проявил себя смелым и инициативным пилотом, пользовался уважением и любовью своих товарищей.

В те дни его приняли в партию, перевели в 19-й истребительный авиаполк или, говоря языком того времени, полк "охотников". Вскоре он сменил сержантские погоны на офицерские с маленькой звездочкой. После перелёта под Бердичев новоиспечённый Младший лейтенант чуть не погиб. 19 Марта в воздушном бою неподалеку от Проскурова его Ла-5 жарко вспыхнул. Немцы схватили обгоревшего лётчика и бросили в лагерь для военнопленных, где поместили в лазарет. К счастью, плен длился недолго. На 7-й день в город ворвались наши танки. Немцы вынуждены были бежать, успев захватить с собой лишь военнопленных и легкораненых. Сергея и нескольких его соседей по лазарету оставили. Их освободили подоспевшие пехотинцы и сразу же определили в ближайший госпиталь.

Здесь на Младшего лейтенанта навалилась ещё одна напасть: он подхватил сыпной тиф, а вслед за ним - воспаление лёгких. Только к Маю начал кое - как ходить. И первое, что сделал, побывал на аэродроме, где неожиданно встретил своих однополчан. Его отвели к командиру. Тот, не долго думая, связался с главнокомандующим ВВС, и чуть ли не на другой день Крамаренко оказался в Центральном авиационном госпитале, что в Сокольниках. Долго ещё, вплоть до Сентября, приводили его медики в нормальное состояние.

На врачебную комиссию Сергей пришёл, опираясь на палку, но оставил её в коридоре, не показав виду, что ступать нестерпимо больно. И комиссия, правда с трудом, признала его годным к лётной работе. Он получил направление в незнакомую часть, куда ему совсем не хотелось ехать.

И тут случайно узнал, что родной полк находится в Бресте. Знакомый лётчик перебросил его в бомболюке до Барановичей. А там по железной дороге "дезертир" самостоятельно добрался до Бреста. Только своих там не нашёл: часть уже воевала в небе Польши. Зато нашёл связной самолёт полка, на котором и добрался до места. В конце Октября 1944 года, вернувшись в свой 176-й Гвардейский истребительный авиаполк, что называется с ходу, вошёл в боевые будни своей части. Несколько раз на новом Ла-7 ему довелось быть ведомым у прославленного аса И. Н. Кожедуба. Тут Крамаренко сбил один вражеский самолёт лично. Но чаще всего он летал со штурманом полка Героем Советского Союза Майором А. С. Куманичкиным, помог ему вывести из строя 12 вражеских машин. А в групповых боях с его участием было уничтожено ещё 10 стервятников.

Из Германии часть перебросили под Москву. Теперь всё время отнимала повседневная служба, подготовка и участие в воздушных парадах. Через несколько лет, когда началась американская агрессия в Корее, в полк приехал заместитель командующего ВВС округа набирать добровольцев. Желание изъявили все. Но отобрали 30 человек, наиболее подготовленных, имеющих боевой опыт. Вскоре они, в том числе и заместитель командира эскадрильи Гвардии Капитан Крамаренко, железнодорожным составом отправились на Дальний Восток. Обосновались на территории Китайской Народной Республики. Лётчиков переодели в китайскую форму и усиленно тренировали. Затем перебросили поближе к Корее на аэродром Андунь, где и закончилось формирование 324-й истребительный авиационной дивизии под командованием Гвардии Полковника И. Н. Кожедуба.

Поздней весной 1951 года началась боевая работа, появились потери. Особенно жаркими были бои в районе железнодорожного моста через реку Яундзян. Это был важный стратегический узел и американцы упорно пытались вывести его из строя. 10 Апреля 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении 100 истребителей F-84 совершили очередной налёт. Комдив немедленно поднял на перехват все свои машины. "МиГи" буквально врезались в боевые порядки американцев. И закрутилась в небе карусель. В коротком бою было сбито 12 "летающих крепостей". Правда, янки списали 27. Видимо, дополнительные 15 были так изрешечены, что не поддавались восстановлению. Более 100 лётчиков с подбитых самолётов воспользовались парашютами и попали в плен. Сгорели в небе и 4 истребителя F-84. Крамаренко своей шестёркой "МиГов" не дал им защитить бомбардировщики и сбил ведущего группы F-84. Американские лётчики назвали этот день "чёрным вторником" и месяца три после него не показывались к небе Кореи. Что касается нашей стороны, то в тот день не было потеряно ни одной машины.

В корейском небе командир эскадрильи Капитан Крамаренко сбил 13 самолётов. Ещё два не засчитали. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Октября 1951 года за личный героизм и воинское мастерство ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

А 17 Января 1952 года Капитану не повезло. Его истребитель был подбит, пришлось катапультироваться. Американский лётчик сделал попытку добить Крамаренко в воздухе, но, к счастью, промахнулся. Через пару недель часть вернулась на Родину, разместилась в Калуге.

В том же году Крамаренко стал слушателем Военно - Воздушной академии, которую окончил в 1955 году. Началась повседневная служба. Сначала в Белоруссии, потом в Грузии. Был командиром истребительного авиаполка, в Новосибирске получил назначение на должность заместителя командира дивизии. Последовательно летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим лётчиком - инструктором службы безопасности ВВС страны. Затем был назначен в Читу на должность заместителя начальника штаба 23-й Воздушной армии. В 1970 году работал военным советником в Ираке и Алжире. В 1979 году он стал Генерал - Майором. В 1981 году Сергей Макарович вышел в отставку.

Ныне С. М. Крамаренко продолжает вести активную общественную работу. Он почётный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: