Очищение ума. Медитация очищение ума от негативных образов. Установление контроля над умом

Доброго здравия, друзья и гости блога! Негативные образы прошлого имеют большую силу воздействия на настоящее. Все неприятные события записаны в подсознании. Они влияют на нашу жизнь, эмоции, поведение.

Очистившись от негативных образов, можно существенно улучшить свою жизнь. Не удивляйтесь, если после очищения от этих образов, вы вдруг начнёте смотреть на мир по-другому. Если вам вдруг станет легче и приятнее, если у вас начнёт просыпаться любовь. Впрочем, здесь всё индивидуально, но медитацию очищения ума рекомендую провести всем.

Медитация очищения ума от негативных образов

Запомните эту медитацию и потом проделайте её. Закрываем глаза, расслабляемся. Затем необходимо войти в поток любви. Ничего не оценивайте, уберите все мысли и соедините свою душу с её Создателем. Мысленно соедините свою душу с Создателем или Отцом Небесным.

Оставайтесь в этом прекрасном состоянии. Не мешайте потоку течь через вас. Идёт наполнение любовью. Чем больше вы наполняетесь ей, тем меньше становится страхов.

Вспомните людей, через которых вы получали негативные переживания и образы, своих обидчиков и врагов. Всех, включая самых близких родственников, если хотя бы один раз у вас с ними были не приятные события. Даже если кто-то крикнул на вас и у вас остались неприятные впечатления. Поставьте мысленно всех их перед собой и начинайте им передавать этот поток любви.

Любая агрессия и злоба, это просто не хватка любви. Кроме того, если вы столкнулись с такими людьми и ситуациями, значит вы сами привлекли их своими прошлыми действиями или мыслями в этой или прошлой жизни. Значит, либо они отдают долги, либо они учат вас чему-то. Вы просто пожинаете свои плоды, ведь вы тоже когда-то причиняли насилие. Осознайте это, простите их и передавайте им любовь, которая льётся через вас.

Наполняйте своих обидчиков до тех пор, пока они сами не станут сосудами любви и сияющими божествами. Они должны стать сияющими ангелами и богами. Когда вы простите своих обидчиков, наполните их любовью так, что они станут сияющими богами, вы увидите эффективность этой медитации.

Такой медитацией очищения вы будете очищать ум от негативных образов, а вместе с тем и очищать свою карму, которая состоит из этих образов. Напишите о своих ощущениях в медитации в комментариях.

Чистого, сияющего вам подсознания! С уважением, .

Насколько необходима чистота, очищение тела, настолько же необходимо, чтобы ум также был чист и очищен, и, может быть, даже в большей степени. Как нерегулярность в работе физического организма, так и любое его загрязнение вызывают заболевания.

В равной степени это применимо к уму. Существуют такие загрязнения, относящиеся к уму, которые могут привести к различным заболеваниям, а очищая ум, можно помочь созданию и физического и умственного здоровья.

Под здоровьем я имею в виду естественное состояние. Разве духовность, не является естественностью?

Лишь немногие думают таким образом. Большинство людей считает, что быть духовным значит быть способным творить чудеса, видеть необыкновенные вещи, удивительные явления; и лишь немногие знают, как это просто и что быть духовным означает быть естественным.

Очищение ума может быть проведено тремя различными способами. Первый путь — успокоение ума, поскольку очень часто именно активность ума является причиной его загрязнения. Успокоение ума устраняет загрязнения; это подобно настройке ума на его естественный основной тон. Ум как водоем: когда вода в нем спокойна, отражение ясное. Если ум в беспокойном состоянии, человек не может ясно воспринимать ни предчувствие, ни вдохновение. Как только ум становится спокойным, он принимает ясное отражение, словно озеро, когда вода в нем спокойна.

Такое состояние ума вызывается практикой физического покоя. Сидение в определенной позе создает определенное воздействие. Мистикам известно множество способов сидеть в молчании, и каждый способ имеет определенное значение. И это значение не только воображаемое, каждый способ приводит к точному результату. У меня было много опытов как собственных, так и с другими людьми, подтверждающих, что определенный способ сидения изменяет склад ума человека.

В старину люди знали об этом и нашли разные позы сидения для различных людей. Была поза воина, ученика, медитирующего, бизнесмена, рабочего, юриста, судьи, изобретателя. Вообразите, как это прекрасно, что огромное воздействие, оказывающее определенной позой на человека, и в особенности на его ум, мистиками было обнаружено и испытано в течение тысячи лет.

Мы ощущаем это воздействие в нашей повседневной жизни, но не думаем о нем. Нам случается сидеть неким образом, и мы чувствуем тревогу; нам случается сидеть другим способом, и мы ощущаем спокойствие. Определенная поза заставляет нас чувствовать себя вдохновленными, другой способ сидеть приводит к чувству потери энергии, отсутствию энтузиазма. Посредством успокоения ума с помощью определенной позы человек способен очистить ум.

Второй путь очищения ума основывается на способе дыхания. Для восточного человека очень интересно отмечать, как иногда на Западе люди в своих изобретениях бессознательно применяют принципы из мистических сфер. У них есть аппарат, который чистит ковры, всасывая пыль. Это та же система, вывернутая наизнанку: правильный способ дыхания высасывает пыль из ума и выбрасывает ее. Ученые продвинулись настолько, что говорят о выдыхании двуокиси углерода; вредный газ выводится из тела человека при выдохе.

Мистики идут дальше, говоря, что выведение происходит не только из тела, но и из ума также. Если бы человек знал, как удалять загрязнения, он мог бы удалить больше, чем можно себе вообразить. Загрязнения ума возможно вывести посредством правильного способа дыхания; вот почему мистик сочетает позу с дыханием. Поза помогает успокоению ума, дыхание — очищению ума; они действуют вместе.

Третий путь очищения ума основывается на отношении, на правильном отношении к жизни. Это путь морали и королевская дорога к очищению. Человек может дышать и сидеть в молчании в тысячах поз, но, если он не имеет правильного отношения к жизни, он никогда не будет развиваться; это принципиальная вещь. Но вопрос в том, что есть правильное отношение? Правильное отношение зависит от того, насколько благосклонно человек относится к своим собственным недостаткам. Очень часто мы готовы оправдывать свои недостатки и ошибки и охотно превращаем свое заблуждение в правоту.

Однако у нас нет такого же отношения к другим. Мы сделаем им выговор, когда придет время высказать свое мнение о них. Так легко осудить других! Так легко сделать один шаг и невзлюбить других и совсем нетрудно сделать еще один шаг и возненавидеть других людей. И, поступая так, мы не думаем, что делаем что-то неправильное. Хотя именно это состояние, развивается внутри нас, мы только видим его снаружи; все дурное, накапливающееся внутри, мы видим в других.

Следовательно, человек постоянно пребывает в иллюзии; он всегда доволен собой и всегда порицает других. И самое удивительное, что больше всех достоин порицания тот, кто порицает других больше всех. Но лучше выразить это по-другому: поскольку человек порицает больше всех, он становится достойным наибольшего порицания.

Есть красота формы, цвета, линии, манер, характера. В некоторых людях недостает красоты, в других ее больше; только сравнение заставляет нас считать, что один человек лучше другого. Если бы мы не сравнивали, тогда каждый был бы хорош; именно сравнение заставляет нас считать одну вещь красивее другой. Но если мы посмотрим более внимательно, мы увидим, что красота есть и в той, другой, вещи.

Очень часто наше сравнение неправильно по той причине, что хотя сегодня мы и определяем в нашем уме, что является хорошим и красивым, но можем изменить эти понятия в течение месяца, года. Это показывает нам, что мы способны оценить то, на что смотрим, когда красота этой вещи проявляется перед нашим взором.

Нет ничего удивительного в том, что если один человек достигает той стадии, когда он говорит: «Все, что я вижу в этом мире, я люблю, несмотря на боль, борьбу и трудности; все это стоит того», то другой говорит: «Все это печально, жизнь безобразна; в этом мире нет ни крупицы красоты». Каждый прав со своей точки зрения. Они оба искренни. Но они отличаются друг от друга, поскольку смотрят на мир по-разному. У каждого из них есть своя причина для одобрения жизни и ее порицания. Только один извлекает для себя пользу из видения красоты, а другой теряет ее от недооценки жизни, от того, что не видит в ней красоты.

Следовательно, из-за неправильного отношения человек накапливает в своем уме нежелательные впечатления, приходящие от людей, поскольку никто не совершен в этом мире. У каждого есть сторона, которую можно критиковать и желать исправить. Когда кто-либо смотрит на эту сторону, он накапливает впечатления, которые делают его все более и более несовершенным; и затем все это становится его миром.

И когда ум превращается в губку, наполненную нежелательными впечатлениями, тогда то, что он испускает из себя, также становится нежелательным. Никто не может говорить плохо о другом без того, чтобы это не становилось его собственным, поскольку говорящий плохо о других плох сам.

Таким образом, очищению ума с моральной точки зрения необходимо учиться в своей повседневной жизни, пытаясь рассматривать вещи с симпатией, благожелательно: смотря на других людей так, как мы смотрим на себя, ставя себя на их место, а не обвиняя других, когда мы видим их слабости. Души, рожденные на земле, несовершенны и проявляют несовершенство, и из этого состояния они развиваются естественным образом, приходя к совершенству.

Если бы мы все были совершенны, не было бы цели в нашем сотворении. И проявление таково, что каждое существо здесь может подняться от несовершенства к совершенству. Это — цель и радость жизни, и для этого был создан этот мир. Если мы предположим, что каждый человек совершен и обстоятельства совершенны, тогда не будет ни радости в жизни, ни цели в приходе сюда.

Очищение ума, следовательно, означает очищение его от всех нежелательных впечатлений; и не только от недостатков других, ибо необходимо достичь той стадии, когда человек забывает и свои собственные недостатки также. Я видел справедливых людей, которые обвиняли себя в своих ошибках до тех пор, пока сами не стали ошибками. Постоянная концентрация на ошибке означает ее запечатление в уме. Лучший принцип — забыть других и себя, настроить наши умы на накопление всего, что есть благого и красивого.

У уличных мальчишек в Индии есть весьма символический род занятий. Они берут землю с какого-либо места, чтобы найти в ней немного металла типа золота или серебра, и на протяжении всего дня их руки в пыли. Но что они ищут? Они ищут золото и серебро.

Когда в этом мире несовершенства мы ищем благое и красивое, у нас есть множество шансов на разочарование. И в то же время, если мы продолжаем искать золото, не глядя на пыль, мы найдем его. И как только мы его отыщем, так будем находить все больше и больше.

Здесь, в жизни человека, наступает момент, когда он может видеть нечто хорошее в наихудшем человеке в мире. И когда человек достигнет этой точки, он возложит свою руку на благо, даже если бы оно было укрыто тысячью покровов, ибо он искал благое и притягивал то, что им было.

из книги Хазрат Инайят Хан " Очищение ума "

Чтобы обрести Высшее Знание, достичь вечности и блаженства, необходимо очистить ум от всего, что препятствует этому. Для этого можно использовать различные техники, медитации и мантры – то, что вам подходит, дает результат.

Какую технику, мантру, молитву и медитацию использовать?

Не существует одной-единственной правильной медитации, мантры или техники, которая подошла бы каждому человеку на любом этапе его духовного роста, поэтому каждый человек должен подбирать под себя тот метод...

Пространство нашего дома это наше убежище от проблем, сложностей и неприятностей мира. И это пространство нуждается в том, чтобы его ауру поддерживали в состоянии, благоприятном для жизни. Очищение пространства нашего дома это естественный процесс - такой же, как очищение нашего тела. Ведь границы между телом и пространством весьма условны...

Наш дом для нас значит очень многое. Это место, где мы любим, мечтаем, радуемся своим достижениям, смеемся, переживаем, грустим, создаем семью и просто...

В достижение чистоты храма души входит внутренне и внешнее очищение.

Внешнее очищение это:

* Омовение тела утром и вечером (до восхода и после заката солнца) приятной водой. Полное омовение совершается также после дефекации, но не прямо перед сном.

Сначала омываются ноги, потом голова, потом всё тело. Полное омовение тела: увеличивает продолжительность жизни, иммунитет, очищает и гармонизирует ауру.

* Омовение стоп после возвращения домой, до и после еды и перед сном.

* Полоскание...

Новая научная парадигма уже возникает на основе тех знаний, которые накоплены человечеством. Основой этих знаний становится не только ортодоксальная наука, но и религия, и эзотерическая наука. Только их союз и взаимодействие дадут возможность познания Мироздания во всех его проявлениях, на всех планах бытия.

Многомерное строение Вселенной постепенно становится понятным и объяснимым фактором, который воздействует на проявленном плане бытия человечества. Тонкие энергии, которые уже присутствуют...

Важнейшей сутью человека является Душа, и именно она определяет его особую индивидуальность. В течение жизни, под влиянием обстоятельств и отрицательного мышления человек изменяется в худшую и, гораздо реже, в лучшую сторону. Над этой проблемой работают психологи, но особого успеха они не достигли. Необходимо учитывать энергетическую составляющую человека, поскольку именно в Душе скрыты все его отрицательные и положительные качества.

Какова Душа, таков и Человек!
Слова Создателя. Диктовка от 01...

"Йоги, оставляя привязанность, действуют телом, умом, интеллектом и даже чувствами, только для очищения".

Йога означает связь с Богом, и все, что связано с Богом, будет очищать или продвигать человека. Так он постепенно утратит все ложные самоотождествления с тем или другим в этом материальном мире.

Даже находясь в этом мире он будет видеть все в связи с Богом, и действовать в этом контексте.

Лучше всего сделать это, не делая ничего: пусть ваше тело само выведет Аму посредством голодания.

Голодание - это первое и лучшее из всех лекарств. Когда это возможно, вы должны голодать по 24-48 часов, потребляя как можно меньше любой пищи.

Если вы сильно больны, например лихорадкой, это будет не слишком трудно, потому что вам, вероятно, и так ничего не захочется есть. Заварите немного некрепкого чая из сушеного имбиря (примерно 1 чайная ложка на литр воды, кипятить 20 минут) и процедите...

Нэти-крийя - метод очищения носоглотки и всех прилежащих к ней полостей, оказывающий исключительно благотворное воздействие на организм в целом и в особенности - на органы, находящиеся внутри черепа.

Существует два типа Нэти-крийи - Джала-нэти и Сутра-нэти.

Джала-нэти - очищение носоглотки водой, Сутра-нэти - очищение носоглотки нитью. Кроме собственно очищения, процедура Нэти обеспечивает также довольно интенсивный массаж воздуховодных путей внутри черепа.

Сутра-нэти является...

Чистый ум – объективен и оправдывает заповеди Христовы. Нечистый ум – субъективен и оправдывает человеческие желания либо существующее общественное мнение.

Прежде чем говорить об очищении ума, определим для себя само понятие ума. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, дав ему душу живую. И как Бог прост, так и душа наша проста. Простота души как раз свидетельствует о невозможности познания сущности души. Бог творит нашу душу вне времени и пространства – мгновенно. Мгновение – это точка, а заглянуть внутрь точки нельзя. Мы можем рассматривать сами мысли, но суть мышления не поддается исследованию. В предыдущей главе рассматривались четыре основных вопроса, которые может поставить ум. Типичным случаем четвертого вопроса является определение понятия ума – этого высшего творения Бога. И если все сотворенное Богом приводит нас в восторг, то особенный восторг вызывает красота нашей бессмертной умной души.

Есть вопросы, которые для нас неразрешимы не от недостатка искусства мышления, а принципиально по природе нашего ума. И, действительно, как можно умом познать сам ум? Ведь кроме ума для познания у нас ничего нет.

Свободная воля, которой мы обладаем, позволяет ставить и решать все новые и новые вопросы, но свобода, будучи безграничной, в конце концов приведет к вопросам невозможным и будет только смущать наше сердце.

Душа человека проста так же, как прост и бесплотный ангел, и представляет собой сплошной ум. Даже при разделении ума и сердца говорим, что сердце средина ума. Сама же душа цельная и единая.

Когда мы пытаемся понять, что такое ум, мы думаем о свойствах души, находим в ней добродетели, пороки, совесть, память и прочее, но все эти качества души возникают и исчезают в зависимости от нашей деятельности.

Сама же душа, если она чиста, представляет собой некую цельную умную природу.

Впрочем, можно допустить исследование умной души, но только, естественно, грешной или, скажем, бесовской. Нечистая (грешная) душа имеет внутри определенные "образования" в виде памяти, придумывания интриг, злоумышлений, лицемерия и постоянного выстраивания различных козней, как, например, совершения добра для соблазна. В такой душе множество так называемых психотравм, оборачивающихся обидчивостью, желанием мщения и прочее.

Душа же чистая – проста и бесхитростна. Человек с чистой душой спокойно спит ночью и в каждое новое мгновение жизни принимает решения согласно новым условиям, по заповеди Христа: "довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6,34). Это необходимое условие для блаженной небесной жизни.

Когда мы называем душу простой, то ни в коем случае не умаляем ее. Наоборот, тем самым даем понять, что душа имеет власть над собой, над своей природой. Душу называют простой и бесхитростной, так как в ней нет навязанной конструкции и устройства как в теле, и она сама себя определяет. Как Бог имеет Сам в себе жизнь, также и наша душа свободно избирает духовную свою сущность.

Ум, по своей природе, может действовать как в грехе, так и в добре. Критерием для определения чистого и нечистого ума является только Бог (заповеди Христовы).

Поскольку Бог сотворил мир, то Его воля является основой всего мироздания. Потому мы "всегда обращаемся к Богу за помощью.

Поскольку ум выполняет поручение человеческого духа, то чистота ума зависит от того, насколько наш дух не противоречит Святому Духу.

Так же как для жизни земной человеку необходимо иметь для защиты кожу на поверхности тела, также душа небожителя нуждается в умной оболочке, которая охраняет душу от случайных мыслей. Как только в этой оболочке появляются изъяны, нарушается целомудрие души.

Мир с Богом человек может приобрести в том случае, если его разум не будет вступать в противоречие с разумом Божиим. Это называется свет. Те существа, которые имеют на этот счет другое мнение, разрушают мир, созданный Богом. (То есть рубят сук, на котором сидят.) Это, прежде всего, сатана и бесы. Они своим противлением пытаются ввести понятия, отличные от тех, которые создал Бог. И это называется мраком, так как в этих запутанных неправильных понятиях нет реальности и истины. Чистый ум находится в свете и видит все так, как сотворил Бог. Нечистый ум находится во мраке и слеп в своем собственном заблуждении.

Как определить, что ум уже частично очищен? Чистый ум объективен, поэтому оправдывает заповедь Христову, а нечистый – субъективен и оправдывает свое человеческое желание.

В Церковной жизни неочищенный ум приводит к тяжелым последствиям: ересям, заблуждениям.

Многие являются еретиками не потому, что выступают против православного вероучения, а потому, что просто его не знают. Беспечность таких псевдохристиан ставит их вне Церкви. Здесь уместно привести слова Спасителя: "узкий путь ведет к спасению, а широкий в пагубу".

Истинное учение всегда одно и требует точного, конкретного понимания и, подобно узким вратам, не допускает отклонений. Когда же знаний конкретных нет, а существуют одни только догадки и фантазии, тогда мировоззрение представляет собой некий хаос блуждающих идей. При этом в душе невольно возникает постоянно хула на Бога, разные преступные мысли по отношению к Церковным таинствам. Не напрасно в Литургии существует возглас "елицы оглашенные изыдите, да никто от оглашенных".

В древности существовали катехизаторские школы с двухгодичным обучением и, перед таинством Крещения принимался экзамен у желающих вступить в лоно Церкви. Человека, не знающего Катехизис и основ православия, к Крещению допускать нельзя и в таинствах участвовать ему запрещается. Согласно слов Апостола "если кто приступит к чаше Господа не рассуждая Тела и Крови Господней, суд себе ест и пиет"(1 Кор. II,27). Скажем проще, такие люди сопричисляются к убийцам Христа, которые смотрели на распятого Господа и смеялись над Ним. не признавая в нем Бога.

Псалмопение в Православной церкви составлено в виде Богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии. Приступая к изучению и усвоению этой спасительной ступени восхождения на небо, верующий человек столкнется с необходимостью изучить Богослужение. Обучение новому предмету всегда связано с изучением основ. Например, изучая иностранный язык, мы должны выучить буквы, то есть алфавит. Естественно, никакой логики кроме исторической и этнографической в написании шрифта нет. Поэтому первое общение с новым языком довольно скучно и требует просто вызубривания новой системы знаков. Красота языка появляется тогда, когда составляются слова и предложения, и формируется речь. Точно также, познавая богослужение, человек в начале столкнется с небольшими трудностями по изучению церковного богословского языка и последовательности служб, то есть Устава. К счастью, учителя церкви много потрудились для нас, и богослужение со всей богословской терминологией перевели на наш родной язык. Но многие слова просто заимствованы из древне-еврейского и древне- греческого языков и потому требуют небольшого усилия для запоминания. Само богослужение, по своей структуре, является неким чудным творчеством. Поэтому необходимо просто выучить наизусть последовательность служб. Самая грубая ошибка при изучении Богослужения состоит в том, что человек пытается логически связать все свои мирские знания с церковной службой. Церковный устав как раз и составлен для того, чтобы оторвать христианина от греховных обычаев и погрузить его эмоции, чувства, радости и переживания в среду небесных, святых, христианских понятий.

После того, как выучены основные азбучные истины христианского богослужения, начинается настоящий интерес. Пример богослужения. В начале всенощного бдения поется 103-й псалом и совершается каждение всего храма в знак того, что Бог сотворил мир, и благодать Творца наполняла блаженный рай. Затем закрытие Царских врат означает изгнание из рая согрешившего Адама ("раю, мой раю!"). И так все богослужение. Естественно, не зная твердо основ, невозможно участвовать в богослужении. По словам многих христианских подвижников (например, Иоанна Кронштадского), имеющееся православное богослужение представляет собой некую оправу, в которой, как бриллианты находятся таинства. Потому споры о том, каким должен быть Устав, совершенно неуместны. Устав должен быть неизменным. И уже на основании этого, утвержденного на соборах. Устава строится церковное духовное знание, в коем пребывает Дух Святый, Которому и воспеваем славу во веки веков.

После изучения начальных основ богослужебной практики христианин может упражняться в псалмопении как в храме, так и дома.

Критерием того, что ступень псалмопения усвоена, служит постоянное жгучее желание регулярно участвовать в службе Богу. И не просто "отстаивать" обедню, как нерадивые школьники пережидают урок, прячась на задних партах, чтобы учитель их не вызвал к доске, а стремиться посещать храм и в будние дни, когда некому петь и читать на клиросе, чтобы самому занять "святое место" и активно воспевать славу своему Творцу.

Здесь необходимо сразу предупредить начинающих, что, наряду с истинными знаниями, к ним могут прикасаться различные суеверия, предрассудки и заблуждения. Поэтому необходимо все знания тщательно проверять, чтобы не стать "набожным человеком". Все необходимо изучать по сути со здравым смыслом, и тогда ложь и выдумки невежд к вам не прилипнут. Тут же оговоримся, что псалмопение сохраняется на всю жизнь, также как и знание букв для грамотного человека. После этого необходимо приступать к следующей ступени – очищению ума.

Очищение ума представляет собой более глубокое постижение тех православных истин, которые уже усвоены. Для сравнения опять приведем аналогию с изучением иностранного языка. Чтение со словарем либо механическое заучивание слов предполагает постоянное напряжение при переводе, так как человек думает на одном языке, а пытается говорить и слушать на другом. Намного важнее научиться думать на другом языке. Особенность существенной разницы этих двух способов видна в духовной жизни. Например, одно дело – научиться хорошим манерам, оставшись в душе подлецом и невеждой, и совсем иное дело стать действительно другим человеком так, чтобы хорошие манеры были потребностью сердца, не вызывая этим внутренней борьбы или противоречий, как в первом случае.

Вот именно такое перерождение должно произойти во время очищения ума. Когда ум не только запоминает как нужно поступить, чтобы все окружающие человека считали его хорошим (пример фарисея), но меняет всю свою природу и усваивает христианские истины, прежде всего, сердцем. То есть, чистый ум мыслит православными категориями, а не выполняет титаническую внутреннюю работу: имея внутри греховные категории, говорит о добрых делах.

Этот этап очищения ума уже связан с сердцем, поэтому и методика очищения ума, описанная в данной книге, как учат святые отцы, начинается с самых простых понятий, к которым мы относимся бесстрастно. Первые четыре дня творения и являются той областью, в которой можно начинать очищение ума для усвоения глубин православного миропонимания. Монах опускает глаза долу, чтобы не соблазниться, а размышлять в тех пределах, где сердце трезво и чисто.

Те христиане, которые практикуют этот метод очищения ума, сразу замечают, как совсем по другому, более глубоко начинают понимать Богослужение, и как к ним возвращается утраченная ревность и радость при участии в Богослужении. И самое удивительное: прекращаются споры и раздоры между христианами, так как все чувства поглощены глубоким смыслом произносимых слов и священнодействии. Прежде чем перейти к пятой главе, то есть, самой практике очищения ума, дадим один совет.

Изучение Шестоднева (особенно первых четырех дней) происходит постепенно. Для достижения искомой чистоты ума иногда может потребоваться несколько лет. Но пусть читателя это не пугает. Первые успехи приходят довольно быстро, но достигаются при определенном напряжении и старании. Со временем, постепенно, по мере более глубокого усвоения, ум легко и непринужденно будет жить в чистоте православного миропонимания. Тогда трудности пройдут, и очищение ума будет доставлять истинное наслаждение. Как, в свое время, псалмопение из трудов изучения церковного языка и чащи уставных законов переросло в блаженное воспевание псалмов пред Богом.

Забегая вперед, скажем, что когда ум станет свободным от труда рассмотрения первых четырех дней, он устремится в глубины нашей души, исследуя сердечные помыслы, связанные с нашей человеческой природой. А так как он уже к тому времени соединится со Христом, то и в сердце примет Спасителя и Созидателя всяческих – Господа Бога нашего, Которому слава во веки веков.

Очищение ума

Чтобы достичь Пробуждения, обожения, необходимо прежде всего очистить свой ум. Цитируя Диадоха, Григорий Палама утверждает по этому поводу: когда ум начинает испытывать непрестанное действие Божьего света, он становится весь как бы прозрачным, так что сам явственно видит свой свет – ведь он весь становится светом, когда сила души овладевает страстями. То есть ум становится как бы пустым от собственной природы, от своей деятельности, наполняясь божественным светом. Он уже не накладывает на познаваемое свою омраченную страстями и привязанностями природу, но точно и адекватно сразу и целиком видит внутренним зрением реальность Истины.

Илл. 28. Лама-красношапочник (школа ньингма)

Очищение ума достигается, согласно исихазму, правильной направленностью умственных энергий. Григорий Палама утверждает, что нашему уму дана, с одной стороны, сила мышления, благодаря которой он рассматривает умопостигаемые вещи, а с другой стороны – превосходящее природу мысли единение, благодаря которому ум сочетается с запредельным; он ищет это высшее из всего в нас, единственно совершенное, цельное и нераздробленное бытие, как бы образ образов, которое очерчивает и собирает воедино свивающееся и развевающееся движение нашей мысли, на чем как раз и стоит всякое прочное знание. Итак, наш ум может идти в двух направлениях: один путь ведет вовне, связан со свиванием и развеванием мысли, – это знание мирское, внешнее, рационалистическое, чувственно-рассудочное; но есть второй путь – путь единения, превосходящего мысль, когда ум непосредственно сочетается с запредельным, собираясь при этом в единство, в точку, концентрируясь. Не об этом ли говорил мне в Индии профессор Делийского университета доктор Чатурведи, принадлежащий к традиции индуизма, утверждая, что сегодня мир предстает перед нами как одна огромная лаборатория, в которой наука исследует очень много вещей, тогда как истинный ум концентрируется в одной точке и благодаря этому получает всю информацию полностью?

Двумя этими путями никак нельзя идти одновременно. Дело в том, что ум наш, по учению исихастов, обладает двумя видами энергии, и они разнонаправленны. Есть энергии, идущие от ума к телу, – они подчиняют тело, ведут по пути обожения, изменяя не только наш ум, но и тело. И есть энергии, идущие от тела к уму, – если они берут верх, то ум подчиняется мирским страстям и уже не может восходить к Богу.

Более того, по мнению Григория Паламы, ум имеет и такую энергию, которая делает его самодостаточным, тем самым уподобляя Богу. Так что, хотя ум и спускается к помышлениям и через них к сложному многообразию жизни, распространяя на все свои действия (энергии), у него есть, конечно, и какая-то другая, высшая энергия, когда ум действует сам по себе. То есть можно и нужно выйти к собственной энергии ума, совпадающей с божественной энергией. Точно такую же задачу концентрации энергий, подчинения низших энергий высшим и конечного выхода к наивысшему виду энергии ставит буддизм перед идущим по пути буддства.

И эта божественная энергия, дарующая знание, видится человеком как свет, причем неведение отделяет от Бога, тогда как свет собирает и совокупляет. Неведение предстает как некая особая энергия, противоположная свету. Максим Исповедник говорит про свет знания, делающий богами тех, кто ему доверяется. Духовная премудрость и обожение даруются через свет, который есть энергия божественной сущности.

Илл. 29. Гранитное изваяние будды в Архангайском аймаке (Монголия)

В тибетском буддизме энергия ума считается самым мощным из всех видов энергии, и правильное управление умственной энергией ведет к полному преобразованию как самого ума, так и всего телесно-умственного континуума человека, а следовательно, и к преобразованию окружающего его мира, главным фактором творения которого является именно ум. Медитация, под которой в тибетском буддизме понимается предельное сосредоточение всех энергий и управление ими, обладает огромной творческой и преобразующей силой, она творит и разрушает богов, людей и мир. Если очистить свое сознание от всех загрязнений, которые омрачают его изначально чистую природу, то окружающие предметы предстанут перед нами как творение состояний нашего ума. А когда такое видение возникает, все окружающее становится для нас чистой землей, в которой все феномены лишены истинного существования и самобытия, поскольку они существуют лишь в силу обозначения мыслью, то есть в силу соединения образующих их взаимозависимых энергий с энергией ума, а реальностью феноменов является их пустота от самобытия. Только Пустота постоянна, неизменна и нерушима.

Ум или сознание, согласно буддизму тантры, имеет три уровня – грубый, тонкий и наитончайший. Задача адепта – преобразовать свой грубый ум в наитончайший, в ясный свет, в котором непосредственно воспринимается Пустота, и работать с наитончайшей энергией, чтобы достичь состояния будды со свойственным этому состоянию абсолютным знанием, прямым, неконцептуальным постижением Пустоты, которое само обладает преобразующей силой. Истина буддистского пути – это ум, обладающий прямым постижением Пустоты, которая является также и абсолютной истиной ума, так как ему столь же свойственна пустота, как и всему остальному.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кукловоды Третьего рейха автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

38. Кары и очищение В 1812 г., во время нашествия Наполеона, по мере продвижения к Москве вражеская армия заметно уменьшалась. В 1941 г. картина была иной. Гитлеровская армия непрерывным потоком получала пополнения, боевую технику. В Германии и союзных ей государствах шло

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

Порча и очищение У разных народов в старину можно было услышать поверье: «Колодцы людям не только помогают, но и мстят. Перед стихийными бедствиями, голодом, мором, засухами, вражескими нашествиями вода в колодцах портится или вовсе уходит».Так уже повелось: чем важнее для

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Очищение и кара В сентябре 1921 года, уже не на допросе, а на судебном заседании Унгерна спросили: «Ваш родственник, кажется, проходил по делу Мясоедова?» Вопрос явно рассчитан на публику и находящихся в зале газетных корреспондентов. Спрашивающий сам всё знает и готов

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

Очищение и секуляризация истории В этой чудесной повести об истоках, где сочетаются миф и история, негативные черты отсутствуют. Легенда очищена от всего, что могло бы осквернить источники прошлого. Рамаяна – это история идеального правительства, которой последующим

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Очищение души и тела Для всех зороастрийцев обряд очищения был обязателен. Обычный обряд очищения включал простейшее омовение лица, рук и ног до и после молитвы. Более сложный обряд очищения производился в присутствии зороастрийских священнослужителей и, кроме обычного

Из книги Смутное время в Москве автора Шокарев Сергей Юрьевич

Очищение государства 11 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Федоровича Романова. Во время церемонии «царскую шапку» держал И. Н. Романов, а скипетр - князь Д. Т. Трубецкой. Ранее «по царский сан» на Казенный двор ходили князь Д. М. Пожарский и казначей

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Очищение в хаммаме Подобно мечетям и рынкам, неотъемлемую часть облика Стамбула составляют хаммамы - общественные бани. В начале XIX в. один из путешественников отмечал, что «после мечетей первые предметы, поражающие приезжающего в турецкие города - здания, увенчанные

Из книги История Франции. Том II. Наследие Каролингов автора Тейс Лоран

2. Очищение церквей Немного лучше в течение столетия таково было стремление и лучших представителей церковного мира. Можно ли говорить о реформировании Западной Церкви? С тех пор как она существует, она не перестает меняться, очищаться, развиваться. Реформа всегда стояла

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Очищение ума Чтобы достичь Пробуждения, обожения, необходимо прежде всего очистить свой ум. Цитируя Диадоха, Григорий Палама утверждает по этому поводу: когда ум начинает испытывать непрестанное действие Божьего света, он становится весь как бы прозрачным, так что сам

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Очищение Левобережья Крупнейший магнат Левобережья Вишневецкий, узнавши о восстании Хмельницкого, собрал большое войско, чтобы двинуться на помощь Потоцкому. Но, подойдя к Днепру, нашел все паромы уничтоженными и, не решаясь задерживаться на Днепре для переправы своего

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: