Мертвый город-остров Хасима. Фото. Заброшенный город Хасима, Япония. История острова-призрака

Застывшие во времени со своей историей, многие из этих призрачных островов получили мрачную вторую жизнь благодаря своей заброшенности. В этой статье – 12 заброшенных островов, каждый из которых имеет свою захватывающую историю упадка.

1. Остров Митцубиси Гункандзима (Нагасаки, Япония)

Этот крошечный остров у побережья Нагасаки когда-то был самым густонаселенным местом в мире. Сейчас это город-призрак, необитаемый уже более сорока лет. Гункандзима развивался корпорацией Мицубиси в 1900-е годы, так как был был расположен на богатом подводном месторождении угля.

К 1941-му году на этом крохотном острове производили 400 тысяч тонн угля в год, что стимулировало промышленную экспансию Японии. Городская застройка на острове была настолько плотной, что Гункандзима получила прозвище «остров без зелени». Затем запасы угля истощились. Мицубиси закрыла шахту, и все уехали. С тех пор остров стал городом-призраком.

2. Древние руины на острове Суакин (Судан)

В течение трех тысяч лет порт на острове Суакин имел стратегическое значение для могущественных империй. Расположенный на Красном море в Северном Судане, порт начал развиваться в X веке до н.э. и служил выходом в Красное море для торговли и исследований. После распространения ислама, этот порт стал отправной точкой для африканцев в их паломничествах в Мекку.

Остров оставался процветающим на протяжении всего своего существования. Он превратился в богатый и роскошный порт на Красном море. В течение XIX века Суакин стал центром работорговли в Восточной Африке, и это привело остров к гибели. По мере того, как работорговля приходила в упадок, порт становился все более ненужным. К 1920-м годам Суакин обветшал и пришел в упадок. Сегодня на острове остались только осыпающиеся руины.

3. Чумной остров Повелья (Венеция, Италия)

Этот небольшой запретный остров, расположенный менее чем в километре от Венеции, на рубеже XVIII века использовался в качестве чумного карантинного изолятора для моряков (так называемый, lazaretto). Говорят, что на этом крошечном острове свои последние часы провели 160 000 зараженных – так много, что по слухам, теперь 50% почвы состоит из человеческих останков. С таким прошлым это неудивительно, что Повелья и ее заброшенные сооружения считаются населенными призраками. Они привлекают внимание “охотников за привидениями” и исследователей паранормальных явлений. Сейчас остров закрыт для посетителей.

4. Форт «Ничья земля» (Нетлстон, Англия)

Форт «Ничья земля» (No Man’s Land) иллюстрирует странную судьбу «Причуд Пальмерстона», группы гигантских укреплений, построенных в викторианские времена для защиты побережья от предполагаемого вторжения Франции. Эти морские форты стали самыми дорогими и обширными укреплениями, когда-либо построенными в мирное время. Но к моменту завершения строительства они уже были устаревшими. Впрочем, возможно, они возымели отпугивающий эффект, так как французы так и не решились завоевывать Британию. Во время Первой мировой войны этот форт был оборонным пунктом против атак подводных лодок, а после выведен из эксплуатации. Затем искусственный остров превратился в роскошный курорт, который, к сожалению, так и не стал успешным. В 2000-ых отель и остров были выкуплены за 6 миллионов фунтов, но зараженная вода в бассейне вызвала вспышку легионеллеза, и бизнес пошел ко дну. Столкнувшись с финансовыми трудностями и возможной потерей острова, владелец сделал логичную вещь: упаковал свои вещи, взял ключи и заперся в крепости, где и жил до своего выселения в 2009 году. Дальнейшие планы для пустующего, и по-видимому, проклятого острова – неизвестны.

5. Остров “Открытие Диснея” (Бэй Лэйк, Флорида)

Заброшенный звериный остров Диснея был, пожалуй, самым классным аттракционом на свете. Дисней открыл его как роскошный зоопарк, сделав остров домом для множества экзотических животных. Когда аттракцион закрылся в 1999 году, оставшиеся животные были перевезены в “Королевство животных” в Диснейуорлде. Остров остался предоставлен природе, его здания разрушались.

На сегодня остров остается заброшенным и недоступным. Однако храбрецы и безумцы могут проникнуть на остров и сфотографировать то, что осталось. Дисней пригрозил запретить им доступ ко всем объектам Диснея, просто за то, что их нога ступала на Остров Дискавери.

6. Остров Макнебс (Галифакс, Новая Шотландия, Канада)

Этот канадский остров - заповедник упадка, чей пейзаж усеян бесчисленными заброшенными сооружениями и руинами: от военных объектов до частных домов и фабрики соды. Питер МакНеб основал здесь поселение в 1780-е годы, и семья МакНебов занимала остров до 1934-го года. С тех пор на острове не появилось ни одного поселения.

Остров Макнебс был по большей части заброшенным со Второй мировой войны. Сейчас он представляет собой впечатляющую коллекцию заброшенных сооружений всех видов: среди них три заброшенных военных форта, кладбище для бедняков, где похоронены умершие от эпидемии холеры, руины старых домов немногих жителей острова, бывший завод по производству соды, где процветало бутлегерство во время сухого закона, следы кораблекрушений и пляж, где английские солдаты вешали дезертиров в эпоху Наполеоновских войн.

7. Остров Десепшн (Антарктика)

Остров Десепшн (Deception Island) считался одной из самых безопасных гаваней в Антарктике и известным убежищем от штормов и айсбергов. Многие народы стремились им обладать, но затем покинули его.Полуразрушенные каркасы зданий, лодок и оборудования остаются доказательством продуктивных лет норвежско-чилийской китобойной компании и нескольких научных станций. Дело в том, что строительство и эксплуатация дорогостоящего оборудования на действующем вулкане - рискованный бизнес. К 1960-м остров натерпелся от людей достаточно: два извержения за два года разрушили исследовательские центры и похоронили все под пеплом. Сегодня посетители острова могут купаться в естественных горячих источниках вулкана среди разрушенных индустриальных исполинов.

8. Руины особняка Карнеги (Сейнт Мэрис, Джорджия, США)

Семейство Карнеги – яркий пример привилегированного класса XIX века (тот самый топ-1%). Они владели 90% острова Камберленд около побережья Джорджии. Владения включали и гигантский особняк в шотландском стиле на 59 комнат. Он был расположен на южном побережье, которое семейство использовало для зимнего отдыха в конце 1800-ых. Усадьба процветала до 1920-х годов, но оказалась заброшена во время Великой депрессии. Особняк постепенно разрушался вплоть до 1959-го года, когда случился пожар, после которого остались только руины. Сегодня эти руины остаются призрачным напоминанием о благосостоянии, которое остров когда-то имел.

9. Остров Росс (Южный Андаман, Индия)

Поселение на острове Росс в Андаманском архипелаги, основанное британскими колонистами в XVIII веке, сейчас совершенно заброшено. Жилые сооружения еще видны: старые дома, церковь, рынок, магазины, большой бассейн и маленькая больница, хотя их кирпичи медленно, но неумолимо зарастают диким фикусом. Остров Росс был первоначально заселен в 1788-89 после исследования Андаманских и Никобарских островов Арчибальдом Блэром. Британцы контролировали эту территорию до мая 1942-го года, пока острова не захватили японские войска. На острове Росс сохранились остатки бункеров, построенных японцами.

10. Драй-Тортугас (Ки-Уэст, Флорида, США)

Хуан Понсе де Леон первым наткнулся на эти острова в 1513 году. Тогда они были просто скоплением коралловых рифов с морскими черепахами. Де Леон назвал острова «Лас Тортугас», что и значит «черепахи». Говорят, что 160 черепах с островов пополнили запас провизии путешествия де Леона. Драй-Тортугас вскоре приобрел популярность как судоходный коридор. Однако, остров стал также и местом сотен кораблекрушений, заслужив прозвище «ловушка для кораблей». По сей день большая коллекция затонувших сокровищ по-прежнему таится где-то под поверхностью воды.

Из всех сокровищ Драй-Тортугас, наибольшую ценность имеет Форт Джефферсон. По плану это должна была быть неприступная шестиугольная крепость с массивной платформой для 420 тяжелых орудий. После почти 30 лет строительства, Форт Джефферсон так и не был достроен. 16 миллионов кирпичей ушло на его возведение, что сделало Форт Джефферсон одним из самых больших береговых фортов на свете. Армия покинула место в 1874 году. Позднее он использовался как угольная база и карантинный госпиталь.

Сегодня Драй-Тортугас считается одним из самых отдаленных и наименее посещаемых национальных парков США.

11. Свайный поселок Укивок (Ном, Аляска, США)

Свайный поселок Укивок на небольшом острове Кинг у побережья Аляски был когда-то местом зимовки для мореплавающих местных жителей. Однако в последние 50 лет он был заброшен. Несмотря на это, призрачный аляскинский поселок все еще держится на крутом утесе.

Местный народ, Инупиаты, называющие себя Асеулук («люди моря»), построили небольшой поселок на склоне при помощи рискованной конструкцию из свай и хижин. Это поселение на скале использовалось до середины XX-го века, когда его население было вынуждено мигрировать на материковую Аляску. Однако это невероятное поселение все еще существует, цепляясь за склон, будто его жители вернутся в следующем году.

12. Сан-Джорджо-ин-Алга (Венеция, Италия)

Остров Сан-Джорджо-ин-Алга у венецианского побережья (название острова в переводе означает «Святой Георгрий в водорослях») прожил несколько жизней, с тех пор, как люди появились здесь уже в 1000 году н.э. Остров был и очагом реформы монашеской жизни, и военной базой для нацистских водолазов. С конца Второй мировой войны он был заброшен. Сегодня это просто пустой остров, усеянный разрушающимися зданиями. Все предметы военного и религиозного быта исчезли, и остров стал просто очаровательной руиной.

Все мы хоть немного, но слышали о призраках, скоплениях энергии неясного происхождения и необъяснимых явлениях. Наша планета регулярно дает пищу пытливым умам, подогревает интерес к необычным местам и явлениям, заставляет отправляться в самые отдаленные ее уголки. Если вы питаете слабость к тем местам, где когда-то бушевала жизнь, а сегодня нельзя встретить ничего живого, если любите испытывать на собственной коже холодок от пребывания в местах скопления призраков, и готовы лично проверить на прочность местные легенды – вам придется по вкусу наше сегодняшнее путешествие. Собираем чемоданы! Нас ждет остров-призрак Ганкаджима (Хасима).

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Подобных мест на планете немало, но история у каждого своя. Вспомните, об украинском городе-призраке под названием Припять, который опустел из-за страшной катастрофы, но Ганкаджиме не было суждено пережить столь страшные страницы истории. Город стал считаться «призраком» вовсе не из-за катастрофы или смертоносной болезни. Он просто опустел в один миг, словно из его стен выбили последние признаки жизни.

Япония всегда была окутана завесой тайн и необычных легенд. Эта страна подарила миру немало чудесных открытий, а пытливый ум и трудолюбие японцев уже давно стали эталонами человеческих качеств. Далеко не все туристы отправляются в Страну восходящего солнца, чтобы познать тонкости здешней культуры и окунуться в дивный мир традиций цвета сакуры. Многие приезжают на край Земли, чтобы хоть издали посмотреть на небольшой остров, что расположился неподалеку от её западного побережья. Это забытый Богом и людьми маленький мирок под названием Ганкаджима (Хасима), в истории которого было не так мало «светлых» пятен.

История острова

Если разобраться, то Ганкаджиму и островом назвать нельзя. На самом деле это риф, который долгое время был непригоден для обитания людей и вообще не входил в сферу интересов японского правительства. Никто не обращал внимания на этот выступающий над поверхностью воды клочок суши до того самого момента, как здесь не нашли залежи угля.

Случилось это в далеком 1810 году. И с того момента за право владеть островом и всеми его богатствами началось настоящее противостояние, которое завершилось внушительной победой гиганта Mitsubishi. Именно эта компания получила право добывать уголь на острове и именно ее заслугой является все то, что было создано на острове.

Угольная промышленность развивалась огромными темпами, требовались все новые рабочие. Соответственно, началось и полномасштабное строительство жилых домов для всех тех, кто был занят в горнодобывающей отрасли.Существует мнение, что дома на Ганкаджиме получились очень крепкими, поскольку застройщик хотел обезопасить их от возможного цунами. Эта же роль отводилась и внушительным по размерам стенам, которые опоясывают остров по всему его периметру. Кроме этого, остров стал расширяться, тут и там создавались искусственные насыпи, а его площадь хоть и немного, но все же увеличилась.

Когда же потребность в угле сократилась и почти исчезла (связано с появлением нефти), население острова стало постепенно сокращаться. Если верить официальным источникам, последний житель японского городка покинул его в 1974 году.

Остров сегодня

Сегодня Ганкаджима напоминает корабль, который пришвартовался вблизи берега Японии. До него не более 15 километров. Раньше взгляды всех тех, кто смотрел на остров, могли пересечься с взглядами островных жителей. Но сегодня в сторону японского берега смотрят лишь пустые окна многоэтажных домов.Огромный лабиринт бетонных конструкций уже давно полностью лишен жизни. Еще несколько десятилетий назад местные обитатели с гордостью хвастались своим городом-крепостью, который больше напоминал маленькое королевство. У них было все, что необходимо для полноценной, долгой и счастливой жизни, а сегодня об острове мало кто вспоминает.

Интересен он лишь тем, кто жаждет новых, острых ощущений. Тысячи туристов ищут способ оказаться по ту сторону бетонных стен, лично прогуляться по некогда многолюдным улочкам и заглянуть в чью-то квартирку.

Сегодня попасть на остров невозможно. Для посетителей, туристов и прочих жаждущих своими глазами увидеть необычный город-призрак, его двери плотно закрыты. Но это не значит, что вам не удастся увидеть хоть одним глазком все то, что находится за этими стенами. Не так давно на экраны вышел фильм «Королевская битва», многие эпизоды которого были отсняты именно на острове Ганкаджима.

По официальной версии местных властей, поездки на остров могут быть опасны для жизни и здоровья. За долгие годы, пока единственным хозяином города оставалась природа, многие здания и стены пришли в негодность, были разрушены под действием природных стихий. Хотя многие специалисты утверждают, что, установив запрет на посещение острова, японцы хотят обезопасить это место от так называемых «черных искателей», которые успели нанести непоправимый вред многим местам на карте мира, где им удалось побывать. Ведь в мире не так мало любителей разного рода раритетов и экспонатов с подобных мест. А на «черном» рынке даже безделушки, привезенные из города-призрака, могут стоить целое состояние.

Немного поразмыслив о перспективах, власти Японии все же решили попытаться наладить туристические экскурсии на остров. Пока это возможно лишь небольшими группами и исключительно в ту часть острова, которая была специально реставрирована. В планах чиновников нередко проскальзывает мысль о том, чтобы превратить остров в полноценный музей, который бы рассказывал о быте и жизни японских шахтеров прошлого века. Но на реализацию таких задумок требуются немалые финансовые вложения, ведь практически все строения города находятся в критическом состоянии.

Для получения официального разрешения на посещение острова, придется договариваться с местными властями Нагасаки. А вот незаконное путешествие может быть чреватым. Пробраться на остров незамеченным не удастся, а всех, кто будет пойман полицией, ждет немалый штраф и лишение визы.

Те, кто впервые ступает на остров, ощущают некую напряженность в здешней атмосфере. Создается впечатление, что многотысячное население города просто исчезло за одну ночь. Люди исчезли, но дух и следы их пребывания остались навечно за высокими стенами города. Если вам однажды удастся стать членом экспедиционной группы, каким-то образом попасть внутрь города-призрака, поверьте, вы сможете испытать непередаваемые ощущения. Только представьте, вы лично прикоснетесь к истории, сможете ощутить на себе ее многовековое дыхание, станете счастливым обладателем редких и уникальных фотографий. Возможно, скоро каждый турист получит такую уникальную возможность, а город-призрак пополнит список мест на планете, рекомендованных для посещения.

Человечество за свою историю успело построить огромное количество величественных сооружений и городов и немало из них оказалось заброшено. Одним из таких мест является Хасима (Пограничный остров). 50 лет это место было самым густонаселенным на планете, кишило людьми и жизнь здесь била ключом. Так что же стало с этим островом и почему он практически 40 лет уже заброшен? Ответ читайте под катом.

20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, - Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894-95) и русско-японской (1904-05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг - 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 - госпиталь, 2 - дом №65, 3 - школа, 4 - комплекс Nikkyu, 5 - «Дом Гловера», 6 - детская площадка, 7 - зона шахт, 8 - кинотеатр.

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели - дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд - добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса - т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы - «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским - необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно - шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар - в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете - жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi. Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру. С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой - жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды. До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота». В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено - слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

«Город опустел практически за ночь. Он всех убедил, что на химическом заводе утечка».

Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Впрочем, побродить по острову-призраку теперь может любой желающий, не выходя из-за собственного компьютера. В июле 2013 года отснявший Хасиму сервис Google Street View дал возможность увидеть не только недоступные в настоящее время туристам кварталы острова, но даже побывать внутри покинутых зданий, зайти в шахтерские квартиры и увидеть брошенные при отъезде предметы быта.

Хасима, «японская Припять», только без радиации, остается суровым символом рождения в империи большой промышленности и в то же время наглядно показывает, что ничто не вечно, даже под восходящим солнцем.

Издалека Хашима (Hashima ) может быть ошибочно принят за японского двойника острова Алькатрас , вздымающегося над поверхностью окаена подобно изрезанной глыбе бетона или, возможно, за игровой курорт с опустевшими отелями. Лишь несколько случайных наблюдателей догадаются, что всего 40 лет назад этот крошечный остров был местом существования процветающего общества с самой большой плотностью населения на планете.

Один из 505 необитаемых островов префектуры Нагасаки, Хашима лежит в Восточно-китайском море примерно в 15 км от Нагасаки. Его голые, лишенные растительности скалы дают полный контраст с зеленеющими вершинами соседних островов. Более пристальный взгляд обнаруживает скопление безлюдных высоток, теснящихся у рукотворных укрепленных прибрежных насыпей, разрушенное буддийское изваяние на вершине утеса с невероятно крутым обрывом, и ни единого деревца в поле зрения.

Ключ к тайне острова лежит в угольных разработках. Достигнутые с помощью глубоко спускающихся туннелей залежи угля под дном океана недалеко от Хашимы в течение столетия вывели на поверхность огромное количество высококачественного угля. Но в 1974 году местные жители покинули остров, спасаясь от ветра и солевого тумана, оставляя позади только бесполезное личное имущество и несколько блуждающих кошек, которых не смогли захватить с собой.

По истории острова можно изучать хронологию перемен в энергетической политике Японии с периода Мейджи до настоящего времени. Веками люди, живущие на Такашима, большом острове близ Хашимы, как рассказывают, собирали уголь с поверхностных пластов залегания и использовали его для отопления своих домов. Они называли его «гохеита» в честь человека с аналогичным именем, который согласно местной легенде, обнаружил горючее качество угля нечаянным воспламенением породы на черной скале.

Когда сеть дорог была модернизирована в 18 и 19 веках, люди, живущие на Такашиме, начали продавать свой уголь заграницу, приемущественно производителям соли на побережье острова Сето. Одна из самых важных отраслей промышленности в то время в Японии, добыча соли, опиралась традиционно на богатые смолой сосновые деревья как топливо для кипячения морской воды, но производство страдало от продолжающегося истощения хвойных лесов. Уголь считали идеальной альтернативой сосновым дровам.

В то время остров Такашима был частью феодальных владений, управляемых семьей Фукахори, выходцев из клана Набашима, соответствующего в настоящие дни префектуре Сага. Наблюдая прибыли, пожинаемые от торговли углем, Фукахори захватили права на управление сделками в свои руки, определив островитянам роль субподрядчиков и рабочей силы, и положили угольные прибыли в основу местной экономики.

Эта схема взаимодействия всё ещё твердо существовала, когда Япония распахнула свои двери миру в конце 1850хгг. И Нагасаки обрел новое значение как ближайший порт к Китаю и промежуточный пункт для иностранных коммерческих судов и военно-морских кораблей. Это был также период, когда Британия, Америка и другие западные державы заменяли свои оснащенные парусами чайные клиперы и военные корабли на пароходы. В результате спрос на уголь побудил Набешиму Наомаса, главу клана Набешима, расширить область разработки залежей.

Набешима обратился к Шотландскому предпринимателю Томасу Б.Гловеру (1838-1911) за помощью. До тех пор метод добычи угля был примитивным: шахтеры просто откалывали куски породы с открытой поверхности с помощью кирок и затем перемещались на другие места, когда уголь истощался, или яма становилась слишком глубокой для того, чтобы копать без опасности для жизни. Но Гловер привез с собой современное оборудование для добычи из Британии и нанял британских горных инженеров, чтобы пробурить вертикальную шахту к залежам острова. В апреле 1869 года, бурильщики достигли угольного пласта примерно на глубине 45 метров, и началась первая современная добыча угля в Японии.

Некоторые иностранные судоходные компании и импортеры были настроены скептически относительно качества угля Такашимы. Ходили слухи о том, что он был мягкий и испытывал недостаток в вырабатываемой от сграния энергии. Но в 1873 году - продукт Такашимы доказал свои превосходные качества британским субподрядчикам в экспериментах, порученных Гловеру:

“Благодаря медленному, расширяющемуся жару уголь Такашимы равен во всех отношениях средней жиле Уэльса и гораздо лучше топлива из Северной Англии и любого другого угля, который я когда-либо жег на этом пункте. Для продолжительных поездок он предпочтительнее уэльского, и гораздо превосходит по своим качествам северо английский, так как производит меньше золы, шлака и копоти.”

Огромный успех угольных месторождений Такашимы заполнил Нагасаки казну иностранной валютой и побудил стремление к развитию разработок на соседних островах, включая до тех пор бесполезную гряду скал под названием Хашима.

Присвоив эксклюзивные права на добычу на месторождениях Такашимы, Клан Набешима позволил Семье Фукахори разработать жилы угля, испещряющие поперек острова пососедству. После нескольких неудачных попыток, семья, наконец, установила шахту на Хашиме в 1887 году, обжив его для начала. Спустя три года, однако, остров продали корпорации Митсубиси за 100000 йен. Сегодня всемирно известная компания стремительно расширилась после своего основания в качестве судоходного предприятия в 1873 году и приобретения угольного месторождения Такашима в 1881г.

Годы, которые последовали, ознаменовали значительный подъем в японской промышленности и рост военной мощи, поддерживаемой успехами в обеих японо-китайских войнах(1894-1895) и русско-япононской войне (1904-1905). На Хашиме Мицубиси запустила проект по освоению угольных ресурсов морского дна, прорыв 199 метровую вертикальную шахту в 1895 г, а также еще одну шахту в 1898 г. Компания также использовала шлак от добычи, создав ровное пространство для промышленного оборудования, сооружений и жилых зданий для рабочих.

Завершенные примерно в 1907 г, высокие защитные укрепления дали острову сравнение с линкором, скользящим по волнам. Сходство было таким сверхъестественным, что репортер местной газеты окрестил его Гунканьима (остров кораблей)- прозвище, которое вскоре вытеснило официальное название из просторечья.

Хашима производил около 150 тыс. тонн угля ежегодно, и численность его населения стремительно приближалась к 3000 чел, когда в 1916 г. Мицубиси построила железобетонный административный комплекс на острове, чтобы восполнить недостаток в жилом пространстве, а также предовратить угрозу бедствия от тайфуна. Это было первым бетонным зданием в Японии, сколько нибудь значительного размера. Тот факт, что первая американская постройка большого масштаба - Офисное здание Ингаллс в Чинчинати - было посторено только четырнадцатью годами ранее, показывает, что здание на Хашиме было фронтменом в новой эре Японской архитектуры.

Прямоугольное, шести-этажное здание выстроенное вокруг грязного, темного внутреннего двора у южного края острова, обеспечивало шахтеров и их семьи тесным, но частным жильем. Каждая квартира состояла всего лишь из единтвенной комнаты с татами (9,9 кв.м), окном, дверью и маленьким вестибюлем – более походила на клетку обезьяны, чем на апартаменты, но всё же была лучше предыдущих жилищных условий для рабочих. Ванна, кухня и туалет были общего использования.

Вслед за этим зданием последовал двумя годами позже еще больший квартирный комплекс на покатой скале в центре острова. Затем самое высокое здание в Японии, квартирный блок в форме буквы “Е”, имело 9 этажей со стороны океана и три – со стороны скалы. Один квартирный блок следовал за другим, пока крошечный остров не разродился более чем 30 бетонными зданиями. Даже в течение 11 летнего периода, перед и во время 2 мировой войны, когда ни единого бетонного здания не поднималось где либо ещё в Японии, создание квартирных блоков на Хашиме продолжалось как часть национальных усилий по удовлетворению спроса на уголь в ужасное военное время.

В результате этих усилий, ежегодное производство угля на Хашиме в 1941 г достигло отметки 410 тыс. тонн. Но это было достижением, которое добавило человечеству страданий. В то время, как японские юноши пропадали на полях сражения Китая, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья, японское правительство принудительно вербовало большое количество корейцев и китайцев, чтобы заполнить пустующие места на своих заводах и шахтах, и многие из этих людей гибли в результате суровых условий и голода.

Хашима не был исключением. К тому времени, как в жилых блоках Хашимы стали трещать окна от атомной бомбы, и Япония капитулировала под натиском сил антифашистской коалиции в августе 1945 года, около 1300 рабочих погибло на острове, некоторые в подземных авариях, другие от болезней, связанных с физическим истощением и недоеданием. Прочие выбрали более быструю, но менее ужасную смерть в тщетных попытках доплыть до материка, спрыгнув с береговых укреплений в море.

Су Жанг-ву, один из корейских рабочих, достаточно везучий, чтобы выжить в тяжелых испытаниях, вспоминал о Хашиме в интервью 1983 года:

“Я был одним из двух мальчишек, насильно затолкнутых в грузовик в моей деревне и доставленных в государственное учреждение, где были собраны несколько тысяч других корейцев в возрасте от 14 до 20. После ночи, проведенной на постоялом дворе, нас на грузовике переместили в ближайший город, затем на поезде в порт в Пусане и на корабле из Пусана в Шимоносеки. Около 300 членов группы, включая меня, былы позже отправлены на Хашиму. У меня были родственники в Японии, мои родители в Нагое, а также родственники, живущие в Сасебо. Я думал, что не важно, куда я буду отправлен в Японии, я смогу сбежать и найти укрытие у них. Но как только я увидел Хашиму, я оставил всякую надежду. Остров был окружен высокими бетонными стенами, и там был океан, и ничего кроме всеобъемлющего океана. Хашима был набит бетонными 9 этажными зданиями. Нас, корейцев, запихнули в здания на краю острова. Семь или восемь из нас поместили вместе в крошечной комнате, дав каждому не более чем несколько футов пространства. Постройки были сделаны из железобетона и снаружи были побелены известкой, но внутренняя отделка была отвратительной и отваливалась кусками. Нам выдали рабочую одежду, похожую на рисовые мешки, и заставили работать на следующее утро после прибытия. За нами постоянно наблюдала и охраняла нас японская стража, некоторые из конвоиров были вооружены мечами.

Разрабатывавшееся месторождение находилось глубоко под морским дном, рабочие добирались до него на лифте - вниз по узкой шахте. Уголь выносился из просторной подземной камеры, но сами места добычи были настолько малы, что нам приходилось нагибаться для работы. Это был мучительный, изнурительный труд. В туннелях скапливался газ, и скальные потолки и стены угрожали обвалом в любую минуту. Я был убежден, что никогда не выберусь с острова живым. Фактически в авариях погибало ежемесячно пятеро или четверо рабочих. Современные понятия о безопасности тогда отсутствовали. Трупы кремировались на Наканошиме, маленьком острове близ Хашимы.

Вероятно топка там всё ещё сохранилась на сегодняшний день.

Несмотря на этот угнетающий труд, наша еда состояла на 80 % всего лишь из бобовой шелухи и на 20 % из бурого риса, сваренных вместе с несколькими сардинами в бесформенную массу. Почти каждый день я мучился от расстройства желудка, и мои силы постепенно истощались. Но если я пытался отдохнуть, конвоиры приходили и заставляли меня работать.. Я не знаю, сколько времени я размышлял о прыжке в море и о том, как свести счеты с жизнью…

Сорок или пятьдесят моих приятелей корейцев совершили самоубийство или утонули, пытаясь доплыть до Такахомы. Я не умею плавать. Но я был везунчиком. Через пять месяцев меня перевели на заводе Мицубиси в Сайвай-мачи, Нагасаки, и поэтому я смог покинуть остров. Если бы я остался, я уверен, я бы не дожил до сегодняшних дней. Там находилось уже около 200 корейцев, когда мы прибыли, так что в общем нас было 500-600 человек. Нас всех вместе втолкали в двух-этажный дом с пятью комнатами на каждом этаже и в четыре четырехэтажных помещения с пятью-шестью комнатами на каждом этаже. У меня до сих пор сжимается сердце, когда я думаю о тех остальных корейцах. Сегодня Хашиму называют “остров линкоров”, но для нас он останется безвыходным “островом -тюрьмой”.

Окончание второй мировой войны принесло кардинальные перемены на о.Хашима и важную новую цель в производство. Вместо топлива для военных кораблей и стали для пушечных снарядов, на угле с Хашимы ковались инструменты для возрождения Японии после ада унижения и поражения. Иронично, но случился другой конфликт – корейская война (1950-1953гг), который вынес шахтеров и фактически всю остальную японскую промышленность в золотой период роста и процветания.

Численность населения на Хашиме составила 5259 человек в 1959г. Люди были буквально зажаты в каждом закоулке и углу квартирных блоков. Скалистые склоны, вмещавшие большинство этих зданий, составляли около 60 % от общей площади острова в 6,3 гектара, в то время как ровная поверхность суши использовалась преимущественно для производственных сооружений и составляла оставшиеся 40%. 835 человек на гектар площади всего острова, или невероятные 1391 человек на гектар жилого района. Эти цифры говорят о высочайшей плотности населения, когда либо зафиксированной в мире. Даже Вараби, спальный район-пригород Токио, и наиболее плотно населенный город в современной Японии, достигает отметки только 141 человека на гектар.

На Хашима имелось всё оборудование и службы, необходимые для существования этого комплекса зданий. В тени жилых блоков втиснулись начальная школа, средняя школа, игровая площадка, гимнастический зал, помещение для пинбола, кинотеатр, бары, рестораны, 25 различных розничных магазинов, больница, парикмахерская, будистский храм, место поклонения Шинто и даже публичный дом. Моторные средства передвижения не существовали. Как выразился один бывший шахтер, можно было пройти от одного до другого пункта на острове за меньшее время, чем его потребуется, чтобы выкурить одну сигарету. Зонты были также не нужны: лабиринты коридоров и лестниц соединяли все жилые здания и служили в качестве транспортной системы.

Равенство могло царить в коридорах, но расположение квартир отражало жесткую иерархию социальных классов. Неженатые шахтеры и работники компаний-субподрядчиков были лишены свободы перемещения в старых однокомнатных квартирах, женатые сотрудники компании Мицубиси и их семьи имели двухкомнатные апартаменты с отдельным туалетом, кухней и ванной, высокранговый офисный персонал и учителя наслаждались роскошью квартир с двумя спальнями с кухней и туалетом со смывом. Управляющий Мицубиси Хашима Коал Майн, между тем, жил только в частной резиденции – деревянной конструкции на острове – дом располагался символично на вершине настоящей скалы.

Действительно, Мицубиси владело островом и всем что на нём было, установив некий тип великодушного диктаторства, которое гарантировало безопасность работы и скупо выделяло бесплатное жилье, электричество и воду, но требовало, чтобы островитяне принимали участие по очереди в уборке и общественных работах. Таким образом, люди Хашимы жались вместе кучкой под крылом компании, и все стремились к одной цели.

Но уголь не годится в пищу. Сообщество зависело полностью от внешнего мира в плане еды, одежды и прочих предметов торговли. Даже свежую воду приходилось завозить на остров, пока трубы вдоль морского дна не соединили Хашиму с материковыми резервуарами в 1957 г. Любой шторм который, преграждал ход кораблям на более чем день, сеял страх и лишения на Хашиме.

Самыми запоминающимися чертами острова были полное отсутствие почвы и ратительности. Хашима, к тому же, был ничем иным, как обрамлением из угольного шлака, уложенного вокруг голой скалы. Киноматериал, снятый там компанией Шочику в 1949г был подходяще назван “Остров без растительности” (Мидори Наки Шима).

Начало озеленительной компании в 1963 было символом впервые тяжело отвоеванного жителями глотка свободы. Используя почву с материка, они создали сады на крышах и наслаждались беспрецедентным удовольствием от выращенных самостоятельно овощей и цветов. Это было примерно в то же время, когда в квартирах острова начали повсеместно появляться электрические рисоварки, холодильники и телевизоры.

Но оптимизм продлился не долго. Процветание Хашимы начало катиться по наклонной в конце 1960 х, когда японская экономика взмыла вверх и нефть заменила уголь в качестве опоры национальных энергетических программ. Угольные шахты по всей стране начали закрываться. Мицубиси проводили сокращения штата на Хашиме шаг за шагом, переучивая рабочих и отсылая их в другие филиалы своей расползающейся и быстро растущей производственной сети. 15 января 1974 г компания провела церемонию в гимнастическом комплексе острова и официально объявила о закрытии разработки.

Последующее массовое покидание обжитых территорий происходило с поразительной скоростью. Последний человек ступил на корабль до Нагасаки 20 апреля 1974 г., укрываясь зонтом от легкого дождя, мельком бросив скорбный взгляд назад на пустые жилые кварталы.

Сейчас, необитаемый и забытый, Хашима охраняет вход в гавань Нагасаки, как странный мертвый маяк, привлекающий чуть больше внимания, чем визит уставших чаек и любопытные взгляды людей с проплывающих мимо кораблей. Но символизм трудно не заметить. Тесно сплетенное сообщество Хашимы было миниатюрной моделью японского социума и, подражая всему архипелагу, накрыло своей массой остров, разница лишь в отсутствии воды и растительности.

Запустелое состояние острова в настоящем - это урок современной Японии того, что происходит со страной, которая истощает свои собственные природные ресурсы и зависит целиком от торговли с другими странами. Обратив на это внимание, японское правительство поместило фотографии Хашимы на целом развороте национального периодического издания, чтобы призвать к сбережению энергии.

В течении своей 84 летней деятельности под эгидой Мицубиси, остров произвел чуть больше 16,5 миллионов тонн угля. Шахтеры прорыли туннели глубоко под морским дном, но строители тщательно использовали каждый драгоценный квадратный метр островной поверхности, а население предприняло героические усилия, чтобы вести комфортную и достойную жизнь. Но немногие, если и вообще кто-нибудь из этих людей, включали закрытие шахты в свои планы.

В связи с этим, мертвый остров Хашима дает живое предупреждение о важности прогнозирования. Он предлагает взгляд на конечный результат “развития” общества, отдалившегося от матери Земли и ведущего образ жизни, отделенной от своих источников продовольствия. Вкратце, Хашима это то, на что будет похож мир, когда мы закончим урбанизацию и его эксплуатацию: призрачная планета бороздящая просторы вселенной – безмолвная, голая и бесполезная.

Клубы весенне-белых облаков плыли высоко в небе в тот день, когда я посетил Хашиму. Зафрахтованная лодка ревела, как будто скакала с волны на волну, и уклонялась от последнего, похожего на буй, острова на входе в гавань Нагасаки. Затем, когда вода стала темно-синей, мы миновали пролив между островами Йоима и Кояги, обогнули западное побережье Такашимы и вышли в открытое пространство Восточно-китайского моря, где Хашима, наконец, предстал нашему взору.

Когда я спрыгнул с лодки на облюбованный казарками бетонный выступ, возможно когда- то служивший опорой для пристани, я почувствовал, как будто я влез на борт гигантского корабля, который мистически растерял всех своих пассажиров, пока несся на парусах через некие заколдованные воды, наподобие Бермудского треугольника.

Два часа спустя я бродил среди опустевших жилых построек и исследовал дорожки и коридоры, заглядывая в комнаты, переворачивая куски бумаги и вызывая в воображении картинки человеческой деятельности. Степень разрушения была больше, чем я ожидал. Почти все окна были разбиты, и стекла хрустели под ногами везде, где я гулял. Огромные куски бетонного фасада отвалились от стен и были разбросаны на земле. Наполовину сгнившие двери, ставни и перила качались на петлях, скрипя и гремя на ветру.

По острову было разбросано устаревшее электрооборудование, мебель и прочее личное имущество, которое сейчас невозможно найти даже в кучах утиля. Это было подобно народному музею шестидесятых. В парикмахерской потускневшие ножницы всё ещё лежали на стойке, чехлы стульев потрескались, и стены были увешаны кино-постерами из прошлого. На стене комнаты, в которой люди ожидали регулярное судно на Нагасаки, -расписание отправлений, часы и календарь, где время буквально застыло на 1974 годе.

Беспорядок внутри здания был удивительным. Театр, офис, больница и другие общественные места выглядели, как сцена последствий землетрясения. В храме Сенпукьюи какой- то заботливый посетитель повязал кусок пластиковой веревки вокруг головы статуи, чтобы уберечь её от раскола на части. Но сейчас Будда в медитации больше походил на забинтованного солдата, сидящего в шоке среди обломков разоренного города.

Было ли это проказами вандалов, мне интересно, или работа островных привидений, разъяренных этим безлюдьем? Или Духи корейских и китайских рабочих, которые умерли не своей смертью, слоняются здесь по коридорам и комнатам по ночам, разбивают окна, рвут татами и колотят по двери офиса управляющего, чтобы потребовать свободу?

Когда я прогуливался я высматривал котов, как говорят, оставшихся единственными обитателями острова. Но ни одно живое создание не обнаружило себя, не было даже таракана, этого живучего соседа человечества. Только обрывки сорняков – растущих как будто по ошибке – протягивали болезненные цветы к небу и отправляли свои корни в потрескавшийся бетон. Некоторые посетители передо мной, возможно, бывшие жители, с помощью баллончика с краской оставили сообщение на японском на стене одного из зданий:

Как много десятилетий минуло

С тех пор как Хашима был оставлен на произвол судьбы,

Оставлен, чтобы сгнить, разрушиться, разложиться?

Жизнь никогда не вернется на этот остров…

Мне не захотелось обернуться, когда я шагнул с бетонного выступа на палубу милостиво вернувшейся за мной зафрахтованной лодки. И я представил, как мы набрали скорость, вышли в море по направлению к Нагасаки: нас тащила вперед ни сила моторов, но приманка из сочных зеленых холмов на горизонте и перспектива воссоединения с семьей и друзьями.


То, что вы видите на экранах своих мониторов, не стоп-кадры из фильмов ужасов, хотя каждая из локаций, запечатлённых на этих фото, может стать готовой съёмочной площадкой для леденящего душу триллера или ленты в стиле хоррор. А кое-где кинематографисты уже поработали. Онлайн-журнал Необычные Отели предлагает вам отправиться в виртуальную экскурсию по заброшенным местам планеты, от вида которых становится не по себе даже самым убеждённым прагматикам. 1.

Ныне это город-призрак в Киевской области, который был основан в 1970 году в связи со строительством Чернобыльской атомной станции, а опустел в апреле 1986 года после взрыва одного из её энергоблоков. На момент катастрофы в Припяти проживало порядка 43960 человек, включая 15500 детей. Большинство горожан являлось сотрудниками злополучного объекта.

2.
Подземный алмазный рудник «Мир».

Он находится в посёлке Мирный Республики Саха (Якутия) в Западной Сибири. Строго говоря, это месторождение и в наши дни активно разрабатывается, поэтому заброшенным его назвать нельзя. Однако теперь добыча ведётся только под землёй, а открытая часть рудника глубиной 525 метров и диаметром 1200 метров не используется с 2001 года. Этот карьер является 4-м в мире по глубине после другого якутского месторождения «Удачная», чилийского Чукикамата и американского Бингем-Каньон.

3.
Заброшенный дом на озере Сенека, штат Нью-Йорк, США.

Мрачный коттедж, давным-давно покинутый его обитателями, производит ещё более жуткое впечатление из того, что в непосредственной от него близости нашли своё последнее пристанище несколько старых автомобилей.

4.
Гостиница Рюгён в Пхеньяне, Северная Корея.

Её строительство началось ещё в далёком 1987 году. Согласно первоначальному проекту, высота отеля Рюгён должна была составить 330 метров. Будь он сдан вовремя, смог бы стать самым высоким отелем и 7-м по высоте зданием в мире. Тщетные попытки завершить работы по возведению Рюгёна продолжались более чем 20 лет, пока власти северокорейской столицы не объявили о намерении частично ввести объект в эксплуатацию в 2013 году. Чего, правда, не произошло до сих пор.

5.
Психиатрическая лечебница Уилларда в Нью-Йорке.

Стоит ли объяснять причины того, почему здесь царит такая гнетущая атмосфера. Учреждение было основано в 1869 году, года методы излечения душевных недугов не отличались какой бы то ни было гуманностью. Больные находились в стенах Уилларда не по собственной воле и подвергались довольно жестоким процедурам. Вот уже 20 лет клиника закрыта.

6.
Дома НЛО в Саньчжи, Тайвань.

Также известны под названием «дома-тарелочки». Это так и не введённый в эксплуатацию комплекс из 60 зданий в футуристическом дизайне.

7.
Парк развлечений сети «Six Flags» в Новом Орлеане, штат Луизиана, США.

Некогда грандиозный увеселительный комплекс прекратил своё существование в 2005 году после того, как печально известный ураган Катрина практически разрушил город.

8.
Парк развлечений Gulliver’s Travels в Кавагути, Япония.

Великолепный вид на гору Фудзияма не спас этот комплекс от разорения. Просуществовав менее 5 лет, Gulliver’s Travels закрылся из-за финансовых проблем владельцев.

9.
Замок Баннермана на острове Поллепель, Нью-Йорк, США.

Фрэнк Баннерман был состоятельным торговцем оружием из Шотландии, заработавшим огромное состояние на перепродаже боеприпасов во время испано-американской войны. Не найдя лучшего места для хранения товара, он купил остров и построил на нём замок в традиционном европейском стиле и использовал его как склад. В 1969 году сильный пожар нанёс непоправимый ущерб строениям, а правительство штата, выкупившее землю за несколько лет до этого, решило не восстанавливать их.

10.
Парк Disney’s Discovery Island в городе Лейк Буэна Виста, Флорида, США.

Территория, находящаяся во владении Walt Disney Company, использовалась как зоопарк и заповедник с 1974 года. Остров был закрыт для посещений в 1999 году, а все его обитатели переселились в расположенный неподалёку тематический парк Disney’s Animal Kingdom.

11.
Маяк на мысу Анива в Сахалинской области.

Сооружение высотой в 31 метр было построено в 1939 году, но вот уже много лет не функционирует и подвергается разграблению мародёрами.

12.
Железнодорожный вокзал в Канфранке, Испания.

Станция международного сообщения была открыта в муниципалитете Канфранк неподалёку от границы с Францией в 1928 году. Вокзал сумел пережить Вторую мировую войну, но обрушение железнодорожного моста в 1970 году привело к его закрытию.

13.
Замок Миранда в Селе, Бельгия.

Построенное в 1886 году здание никем не обитаемо с 1991 года из-за правовых разногласий между наследниками бывшего владельца и местным муниципалитетом.

14.

Прекратил функционировать из-за полной выработки месторождения.

15.
Замок Эйлен-Донан на острове во фьорде Лох-Дуйх, Шотландия.

Был возведён в 13 веке вместе с каменным мостом, по которому осуществлялось сообщение с большой землёй. В 1719 году во время очередной битвы шотландцев с англичанами сооружение было разрушено. В начале 20 века представители клана МакРэй выкупили замок и начали работы по его реставрации. Сегодня это место является достопримечательностью и принимает туристов со всего мира.

16.
Остров Хасима, Япония.

Это небольшой тихоокеанский остров, расположенный неподалёку от города Нагасаки. Местность была богатой и густонаселённой с 1810 года, когда здесь обнаружили уголь. После того, как запасы иссякли, в 1974 году шахты были закрыты. Население в несколько недель покинуло остров.

17.
Здание мельницы в Онтарио, Канада.

Можно только догадываться, почему никто не проявил интереса к реставрации исторического здания, которое пришло в запустение, так как используемое в производстве муки оборудование безнадёжно устарело и мельницу закрыли.

18.
Подземная станция City Hall в городе Нью-Йорк, США.

Торжественное открытие новой станции нью-йоркского метро состоялось в 1904 году. Через 40 лет стало очевидно, сооружение не отвечает техническим стандартам эксплуатации. В 1945 году City Hall была закрыта.

19.
Зал театра Орфей в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, США.

Был популярным местом развлечения городской публики с 1912 по 1958 годы. После закрытия использовался как склад табачной продукции. В настоящее время благотворительные организации проводят сбор средств, которые помогут вернуть былое величие театру.

20.
Парк Holy Land в Уотербери, Коннектикут, США.

Вероятно, библейские сюжеты, на которых основывалась тематика парка, перестали пользоваться популярностью у посетителей, и 1984 году заведение было закрыто.

21.
Здание электростанции в городе Монсо, Бельгия.

Точнее, её охлаждающая башня для воды, которая за долгие годы бездействия поросла мхом.

22.
Лайнер СС Америка, потерпевший крушение у берегов острова Фуэртевентура Канарского архипелага.

За более чем 50 лет эксплуатации судно сменило несколько имён и множество владельцев. В начале 1993 года было принято решение устроить на его борту 5-звёздочный отель. Но этого так и не случилось, так как лайнер попал в шторм и сел на мель.

23.
Подводный город Ши Чен в Китае.

Территория древнего города оказалась затопленной искусственным озером после завершения строительства местной ГЭС. Таинственный город, погребённый под толщей воды в 26-40 метров, неплохо сохранился и по-прежнему привлекает к себе внимание многочисленных исследователей.

24.
Сахарный завод Domino в нью-йоркском Бруклине, США.

Пустующая несколько десятилетий территория наконец привлекла внимание инвесторов. В ближайшем будущем здесь должен появиться новый жилой квартал с развитой инфраструктурой.

25.
Морские форты Манселла - Силенд, Великобритания.

Это укрепления, возведённые в годы Второй мировой войны для защиты Объединённого Королевства от немецкого вторжения. Они получили имя своего разработчика Гая Манселла. Войска покинули эти сооружения в 50-х, после чего они использовались в иных целях. Так, один из фортов превратился в непризнанное государство, именуемое княжеством Силенда.

26.
Участок Великой Китайской стены, Китай.

Это монументальное пограничное укрепление, которое было возведено для защиты рубежей Китайской империи от набегов кочевников с севера. Строительство стены началось ещё до нашей эры, и за свою историю она не раз подвергалась разрушению и забвению. Несмотря на то что реставрационные работы ведутся уже более 30 лет, удалённые от туристических маршрутов участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

27.
Мичиганский центральный вокзал в Детройте, штат Мичиган, США.

Он просуществовал с момента своего открытия в 1913 году до января 1988 года, когда было принято решение о прекращении работы станции.

28.
Парк развлечений Dadipark в Дадизеле, Бельгия.

Был открыт в 1949 году. После несчастного случая, приведшего к серьёзной травме у ребёнка, в 2002 году парк был закрыт на реконструкцию, но так и не возобновил свою работу.

29.
Военный госпиталь в Белице, Германия.

Расположенный в 40 км от Берлина комплекс зданий был построен в период с 1898 по 1930 год. После Второй мировой войны эту территорию заняли советские войска, и госпиталь перешёл в их ведение. Падение Берлинской стены и последовавшие за этим политические события привели к прекращению работы учреждения.

30.

Где бы он ни находился, музыка здесь не звучит уже давно.

31.

Частично сохранившиеся готические витражи почти не пропускают свет, но стулья по-прежнему ждут прихожан.

32.
Парк развлечений Wonderland в Пекине, Китай.

Его строительство было приостановлено в 1998 году из-за финансовых проблем, да так и не возобновилось.

33.
Железнодорожное депо в Ченстохове, Польша.

И здание депо, и сами составы оказались не нужны городу.

34.

Это лишь один из многих объектов военной промышленности, который пришёл в упадок в 90-е годы.

35.
Отель Дель Сальто в Колумбии.

В 1923 году был построен особняк по проекту архитектора Карлоса Артуро Тапиа, впоследствии превращённый в отель. Из-за ухудшения состояния живописного водопада Текендама, расположенного неподалёку, поток туристов стал иссякать. В 90-е годы начался период упадка сооружения. В настоящее время отель, получивший статус объекта культурного наследия, реконструирован и превращён в музей.

36.
Христос из бездны бухты Сан-Фруттуозо у берегов Италии.

Бронзовая статуя вовсе не затонула. Её установил аквалангист Дуилио Марканте, желая увековечить память погибшего коллеги. Высота статуи - 2,5 метра, глубина размещения - 17 метров.

37.
Железная дорога в Лебаноне, штат Миссури, США.

По-видимому, оказалась невостребованной после закрытия шахт по добыче железной руды.

38.
Восточная государственная тюрьма в Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

Неоготическое здание, возведённое в 1829 году по проекту архитектора Джона Хэвиленда, сто лет спустя удостоилось чести принимать в своих стенах знаменитого гангстера Аль Капоне, осуждённого за нелегальное ношение оружие и приговорённого к 10 месяцам заключения. Тюрьма была закрыта в 1971 году, а в настоящее время здесь проводятся экскурсии для всех желающих.

39.
Тоннель Любви в Клевани, Украина.

Отрезок железнодорожного пути длиной в 4 км стал природным памятником, привлекающим внимание туристов. Заросли деревьев и кустов плотно сплелись, образуя живописный тоннель идеальной арочной формы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: