Факторы, определяющие положение человека в обществе. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

5 класс

« Положение человека в обществе»

Подготовила: Катыхина Д. И.,

учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I . Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III . Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV . Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V . Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).


Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты



В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI . Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

Конспект урока по обществознанию:

5 класс

« Положение человека в обществе »

Подготовила: Катыхина Д. И.,

Учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания ; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III. Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV. Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V. Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Характер- совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Молодцы.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).

Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты

В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.


Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Устройство российского общества

Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.

Класс B1+B2. Средний класс. 10-15% населения. Занимается обслуживанием класса А во всех областях экономической деятельности (финансовой, юридической, информационно-технической, в побочно-производственной, необходимой для выкачки сырья) .

Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.

Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.

Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.

Класс D. Остальной народ, рабочие, крестьяне, бюджетники, военные, студенты, пенсионеры, электорат, «мужики» , «россияне» , быдло, толпа. 75-80% населения.

Национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.

Национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.

Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.

Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.

Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.

Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.

В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.

Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.

Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, -процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.

М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.

Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)

Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:

Религиозные организации.

Школа и научные организации.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство.

Пресса, телевидение, радио.

Экономические организации.

Семья и брак.

Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.

Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Данный пример иллюстрирует такое явление, как социальная мобильность, т.е. возможность смены социального слоя, в данном случае - с низшего на более высокий.

Инструкция

Оцените внешний вид человек, социальный статус которого вы хотите определить. Чаще всего люди, занимающие высокое положение в обществе, носят дорогую и качественную одежду. Они не выставляют напоказ свои финансовые возможности и потому выглядят всегда стильно и сдержанно. Особое внимание следует обратить на обувь. Человек, вращающийся в высших кругах, просто не может позволить себе носить дешевую обувь. Также туфли должны всегда быть вычищены до блеска.

Обратите внимание на запястья человека. Чаще всего люди, добившиеся высот, очень бережно относятся ко времени и потому часы являются неотъемлемым атрибутом любого делового человека. Как правило, чем выше и солиднее социальное положение человека, тем дороже его часы.

Посмотрите, на какой машине ездит интересующий вас человек. По большому счету, марка машины и ее ценовой сегмент может сразу подтолкнуть вас в нужном направлении. Машины делятся на три класса в зависимости от уровня дохода покупателей. Если человек ездит на автомобиле премиум класса, то логично будет сделать вывод, что его социальное положение весьма высоко. Наоборот, недорогие отечественные марки автомобилей могут свидетельствовать о том, что уровень дохода его обладателя не является чрезмерно высоким.

Обратите внимание на то, как человек проводит свое свободное время. Как правило, люди, занимающие высокое социальное положение, свободное время уделяют спорту, причем зачастую элитным его видам, например, гольфу.

Определить социальное положение человека вам поможет информация о том, где он проводит отпуск. Конечно, предпочтения у всех разные, однако некоторые закономерности выявить все же можно. Во-первых, обеспеченные люди чаще отдыхают за границей на дорогостоящих курортах, а, во-вторых, среднее количество путешествий в год составляет 3-6. Человек с низким социальным статусом либо не может позволить себе путешествие вообще, либо совершает их не более 2 раз в год. Однако следует иметь в виду и тот факт, что у обеспеченных людей может просто не быть свободного времени и тогда количество их отпусков резко сокращается.

Социальная роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в призме социальных, общественных и личных отношений. Иначе говоря, это поведение, которого от вас ждут в определенных условиях. Часто в поведении сталкиваются несколько моделей социального поведения, требования которых конфликтуют и противоречат друг другу. Определить социальную роль можно после анализа некоторых деталей поведения.

Инструкция

Социальные роли определяются несколькими факторами. Первый из них – социальный. Типы ролей могут быть: прохожий, покупатель, клиент. Определить эту роль можно, задав вопрос: «Кто я?» (или «Кто он/а?»).

Видео по теме

Обратите внимание

При общении с человеком нужно учитывать не только превалирующую социальную роль (как правило, профессию), но и другие. Этот взгляд помогает достигнуть оптимального взаимопонимания и симпатии собеседника.

Успеха хочет, наверное, каждый. Но, как бы странно это ни звучало, социальный статус определяется вовсе не качествами самого человека, а несколько иными факторами. Какими именно?

Инструкция

Внешность.

Как бы это банально ни звучало, но к вам будут относиться по тому, как вы выглядите. Презентабельная внешность всегда подчеркнет ваш стиль, разумность и умение держаться. В то же время, если вы всегда носите блеклые поношенные вещи, относиться к вам серьезно не будут. Возможно, это кажется несколько неоригинальным, но люди слишком часто игнорируют сие главнейшее правило.

Взвешенная речь.

Старайтесь говорить мало и по делу, это придаст вам вескости. Немного разные вещи - популярность и социальный статус - болтливый шут всегда будет популярен у людей, однако это не прибавит его мнению авторитета и вескости. Чтобы несколько придать себе значимости, говорите уверенно, в меру лаконично, но всегда имея собственное мнение. Глядя на хорошо поставленную речь люди волей-неволей оценивают ваш интеллект.

Работа, досуг.

Еще Макиавелли в «Государе»: «Правителя видят все, но потрогать могут только единицы. Поэтому дилема «быть или казаться» решается в очевидную сторону». Это правило применимо и в повседневной жизни: близко общаться с вами могут единицы, а поверхностно видеть - более сотни людей (проверьте друзей в социальных сетях). И для этих поверхностных гораздо более важно знать, что у вас престижная работа и отдыхаете вы только в дорогих клубах. Разбираться, сколько вы тратите в этих клубах, уже никто не станет.

Контакты.

В равной мере с вашим внешним видом и поведением важно то, кто ваши друзья. Причем совершенно не обязательно отказываться от старых знакомых: более важно заводить новых. Самым надежным и ненавязчивым способом расширить круг знакомств является, как ни странно, деятельность. Например, одно только желание поставить на открытой местности городок может познакомить вас с главой администрации района. Чем выше цели вы себе ставите, тем более людей вы рано или поздно встретите.

Вторая половинка.

Как ни странно, ваш партнер напрямую подчеркнет ваш социальный статус. Ваша жена будет для друзей постоянным напоминанием того, что интересуются вами, а немало. Для главным показателем качества мужа станет не красота, а любовь и желание угодить любимой.
Впрочем, ваша семья может, напротив, решительно уничтожить ваше положение в , если все друзья будут знать о фиктивности и слабости брака.

Видео по теме

Обратите внимание

Не пытайтесь подлизываться к людям выше по статусу. Лучше делайте комплименты равным.

Полезный совет

Приходя в новое общество, старайтесь сразу произвести отличное впечатление.

Общество можно условно разделить на уровни, каждый из которых занимают люди с определенным статусом. То или иное положение на социальной лестнице накладывает свой отпечаток на внешний вид человека, его манеры, вид деятельности, которой он занимается, широту потребностей. Существует и еще немало «сигналов», позволяющих определить социальное положение.

1. Прочитайте характеристики античного полководца Александра Македонского и выполните задания.

Александр Македонский жил в IV веке до нашей эры. Он был сыном царя Македонии Филиппа II. В 20 лет Александр стал царём. Известно, что он был невысокого роста, с длинными вьющимися волосами и белой кожей. У него была привычка наклонять голову вправо и смотреть как бы вдаль. Александр был упрям, находчив, смел, обладал сильной волей. Он воевал с персидским царём, покорил Египет и многие государства Азии. На захваченных землях Александр создал могущественную державу, которая распалась после его смерти.

Б. Как вы думаете, какие из этих качеств играли более важную роль в положении Александра Македонского в обществе и почему?

Более важную роль играли приобретенные качества, потому что именно они помогли Александру Македонскому завоевать многие народы и создать большое государство. Прирожденные качества в этом помочь ему не могли.

2. Характер человека (в отличие от прирождённых качеств) формируется на протяжении жизни. Выберите из предложенных черт характера пять самых положительных и пять самых отрицательных качеств.

Пять самых положительных качеств: смелость, решительность, ответственность, отзывчивость, активность.

Как можно их воспитать? Осознать свои хорошие и плохие стороны, правильная самооценка и саморазвитие помогут воспитать в себе положительные качества.

Пять самых отрицательных качеств: лень, грубость, лживость, двуличие, обидчивость.

Как можно с ними бороться? В первую очередь нужно осознать, что в тебе присутствую эти качества. Избавиться от них можно путем самопознания и саморазвития.

4. Составьте небольшой связный рассказ на тему «Положение человека в обществе». В рассказе обязательно должны быть использованы следующие термины: прирождённые черты, приобретённые черты, характер, социальный статус, ответственность, права, обязанности.

Когда рождается человек, у него есть прирожденные черты – внешние данные. Это цвет глаз, волос, цвет кожи. В период социализации дети учатся вести себя в обществе. Они приобретаю определенные навыки, у них формируется характер: ответственность, смелость, целеустремленность. Все это приобретенные черты. В период жизни человек приобретает социальный статус, который дает ему определенные права и накладывает определенные обязанности.

5. Рассмотрите изображения и выполните задания.

А. Определите, какие социальные статусы появились только в современном обществе. Отметьте современные статусы человека буквой «С».

Программист, национальность, президент, покупатель мобильного телефона.

Б. Напишите, с чем связано появление в обществе новых социальных статусов.

Появление новых социальных статусов с техническим, политическим и социальным развитием общества.

В. Перечислите социальные статусы.

Современные социальные статусы: программист, пенсионер, мама в декретном отпуске, покупатель бытовой техники, посетитель компьютерного клуба, летчик, космонавт, капитан подводной лодки, генетик.

Статусы, существующие во все времена: мама, папа, сын, дочь, внук, внучка, бабушка, дедушка, сосед, брат, сестра, учитель, ученик, врач, военный, сирота, мужчина, женщина, ребенок

6. Работаем с историческими фактами.

Франц Лефорт (1655-1699), швейцарец по происхождению, жизнерадостный и доброжелательный человек, оказал большое влияние на взгляды Петра I. Он стал не только советником, но и близким, задушевным другом юного царя. Лефорт служил в армиях разных стран, прежде чем приехал в Россию и поступил на службу в русскую армию. Научился говорить по-русски. Он также владел голландским, немецким, итальянским, английским и французским языками. Сильный и ловкий, он великолепно фехтовал, метко стрелял, не боялся сесть на дикую, необъезженную лошадь.

Александр Васильевич Суворов (1730-1800) родился в семье офицера гвардии. В детстве он не отличался хорошим здоровьем. Тогда Саша стал закаляться: каждый день обливался холодной водой, в любую погоду занимался верховой ездой. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Позднее Александр Васильевич стал великим полководцем. Блистательные победы Суворова над наполеоновскими войсками, легендарный переход через Альпы (1799) принесли семидесятилетнему полководцу мировую славу.

А. Как вы думаете, какие качества помогли Ф. Лефорту и А.В. Суворову достичь значительного положения в обществе?

Целеустремленность, решительность, ответственность, смелость.

Б. Определите главный социальный статус каждого.

Лефорт – советник Петра I

Суворов – полководец

7. Назовите современного вам человека, достигшего значительного положения в обществе. Опишите его (характер, интересы, деятельность, успехи).

Стивен Спилберг. Его дважды выгнали из школы. Ему трижды отказывали в поступлении в киношколу при Университете Южной Калифорнии, мотивируя это тем, что он бездарен. Вместо этого он поступил в Калифорнийский университет в Лонг Бич и стал режиссером самых больших блокбастеров в истории кинематографа, получил три Оскара, Орден Почетного легиона, Медаль Свободы, а также почетную ученую степень в 1994 году от киношколы, которая ему 3 раза отказывала.

Что помогло ему добиться такого положения?

Целеустремленность, вера в себя. Он не делал так, как ему говорили другие, он делал так, как нужно было ему.

Социальное положение - это важный компонент жизни современного человека. В зависимости от него граждане ведут ту или иную деятельность, влияют друг на друга, а также просто живут и развиваются. Именно благодаря нему у людей появляется так называемый статус. Стоит обратить внимание на то, что не всегда социальное положение значит нечто хорошее. В некоторых случаях оно может быть опасным. В группу риска попадает на данный момент большинство семей в России. Но как определить это? Кто считается находящимся в социально опасном положении? И можно ли как-то это исправить?

Положение - это...

Социальное положение гражданина - это его так называемое место в обществе. Занимаемая им должность, половая принадлежность, национальность, вероисповедание и так далее. Все, что только может характеризовать человека, оказывает влияние на его положение в обществе.

Эдакая принадлежность того или иного гражданина своему происхождению. В зависимости от социального положения, приобретается своеобразный статус. К примеру, богатый-бедный, атеист-верующий и так далее. Все это играет огромную роль для развития общества. Но, как бы грустно это ни звучало, в мире есть так называемое социально опасное положение.

Опасность

Что это такое? Точно сказать никто не может. Ведь здесь роль играют многие факторы. Но если взглянуть на общепринятое понятие, то социально опасное положение - это совокупность обстоятельств и иных элементов в жизни гражданина или семьи, которая указывает на неблагоприятную атмосферу.

Если точнее, то это некое неприятное положение в обществе. Сюда можно отнести очень много разнообразных причин, а также ситуаций. Тем не менее, если выясняется, что социальное положение человека близко к опасности (или уже является таковым), правительство способно предпринять меры по устранению неблагоприятных факторов, влияющих на жизнь гражданина. Особенно, когда дело касается семьи и детей.

Для чего нужно

Социально-экономическое положение людей повсеместно имеет значение. Куда бы вы ни обратились, у вас обязательно будут узнавать о вашем месте в обществе. Ведь так называемый социальный статус играет огромную роль как в становлении личности, так и в построении карьеры и ведении деятельности.

Чаще всего подобного рода вопросы узнаются, когда речь идет о семьях с детьми. Нередко им нужна какая-то помощь или защита. И чтобы государство вовремя смогло прийти на помощь, стоит докладывать о собственном статусе в обществе. Куда бы вы ни обратились, везде будут узнавать эти данные. За исключением разве что магазинов. А вот в разнообразных государственных службах или в госучреждениях придется докладывать о своем положении в обществе.

Наиболее распространенные случаи - это социальное положение детей. Как уже имеющихся, так и будущих. Во время беременности, например, в женских консультациях узнают социальный статус будущей роженицы, а также делают соответствующие записи в обменной карте для фиксирования условий, в которых будет развиваться малыш. Если выяснится, что статус опасен, то будут приняты соответствующие меры. Например, оказание помощи или даже изъятие ребенка из семьи после рождения. То же самое касается школ, детских садов, больниц и так далее. При трудоустройстве социальное положение также уточняется. В общем, данный компонент присутствует повсеместно. Кого можно отнести к группе риска? И какие семьи признаются находящимися в социально опасном положении?

Зависимость

Самый распространенный в России случай - это наличие у членов семьи или близких родственников каких-либо зависимостей. Сюда можно отнести: алкоголизм, наркоманию и даже компьютерную зависимость, тягу к азартным играм. В таком случае социальное положение семьи признается опасным.

В принципе, исправить все возможно. Но на практике такое происходит крайне редко. Зависимость от чего-то вылечить почти невозможно. До тех пор, пока человек сам не захочет этого. Если в семьях имеются дети, то при наличии родственника с зависимостью такое "объединение" признается находящимся в опасном положении и вас "берут на карандаш". Точнее, ставят на учет в соответствующих органах. И теперь социальные службы могут проводить время от времени проверки.

При нанесении серьезного вреда несовершеннолетним детям их могут забрать из семьи. С лишением родительских прав или без этого. Чаще всего родительские права отнимают у зависимого члена семьи, а остальных поддерживает государство.

Жестокость

Если задуматься, то социально опасное положение детей и семей встречается очень часто. Только многие стараются скрыть это. Так, к примеру, жестокое обращение с детьми и членами семьи - это фактор, указывающий на опасность.

Например, домашнее насилие в семье. Это может быть как применение физической силы в любых ее формах (даже в воспитательных целях), так и принижение человеческого достоинства, психологическая тирания, подчинение. Сюда же стоит отнести злоупотребление своими родительскими правами. Такое обычно просматривается в отношении несовершеннолетних детей.

Жестокое обращение в семье будет наказано. Скорее всего, виновного в этом будут судить, опираясь на Уголовный кодекс Российской Федерации. В подобных ситуациях имеют место статьи: "Побои", "Умышленное нанесение вреда здоровью", "Истязание". Список можно продолжать еще долго. Но при подобном положении виновного, скорее всего, приговорят к лишению свободы на срок до 3-х лет. Выявить неблагоприятное социальное положение в обществе из-за жестокого обращения становится все труднее и труднее. Так называемые тираны стараются не проявлять себя, чтобы избежать наказаний.

Условия

Также на социальное положение в семьях влияние оказывают бытовые условия. И все, что с ними связано. Например, безработица или уровень заработной платы. Общее состояние жилья, наличие всего необходимого для комфортного проживания и развития, здоровье проживающих с вами членов семьи - все это крайне важно.

Гражданин признается находящимся в опасном социальном положении, когда он не способен сам проживать и обеспечить пригодное проживание в минимальных "тепличных" условиях для развития человека. То есть, если квартира есть, но она находится в шатком состоянии, холодильник пустует, дети не имеют возможности нормально развиваться и обучаться - все это указывает на опасность.

Чаще всего с такими условиями сталкиваются семьи, которые и без того признаны неблагополучными. Детей, как правило, изымают. Но без лишения родительских прав (если условия проживания - единственный негативный момент в жизни). И дают какой-то промежуток времени, чтобы исправить положение.

Невыполнение обязательств

Кроме всего прочего, невыполнение родительских обязательств - это тоже фактор, который способен повлиять на социальный статус. В законодательстве четко прописаны все права, обязанности и ответственность граждан по отношению к своим детям и родителям. Как только они не исполняются (в злостной форме), можно сетовать на социально опасное положение семьи.

Как при этом развиваются действия и события? Все зависит от конкретной ситуации. Выясняется точная причина, повлекшая за собой опасное положение, после чего, опираясь на разнообразные законы РФ, выносится решение по корректировке ситуации. Чаще всего невыполнение обязательств выражается в уклонении от воспитания и обеспечения несовершеннолетних и нуждающихся детей, уклонении от уплаты алиментов, отказе от поддержки престарелых родителей.

Практика позывает, что в данных ситуациях наступает головная ответственность. Или же суд отнимает у нерадивых родителей права на опеку и воспитание ребенка. Неуплата алиментов исправляется принуждением к выплатам, арестом, лишением свободы, а также изъятием водительских прав и наложением запрета на пересечение границ страны.

Итоги

Как видите, при опасном положении в обществе будут приняты соответствующие меры. К слову, узнать о них можно при помощи доноса, из СМИ или любых других источников информации. Если у вас есть подозрения, что кто-то находится в опасном социальном положении в семье, стоит заручиться доказательствами и обратиться в органы социальной поддержки. Они проведут расследование и разъяснят ситуацию.

Социальное положение само по себе важно. Это неотъемлемая часть общества и гражданина. Появляется оно еще при рождении. Отобрать социальный статус никто не может, а вот изменить в некоторых случаях - вполне. Опасное положение будет исследоваться и исправляться всеми законными силами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: