Адам стал одним из нас. Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло!!! Прп. Иоанн Кассиан

СЛОВА ИЕГОВЫ: "ВОТ, АДАМ СТАЛ КАК ОДИН ИЗ НАС"
Джон Гилл

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт.3.22

В трех первых главах Книги Бытия мы видим повествование о создании и падении мира и человеческой природы. Первая глава дает нам сжатое повествование о сотворении вселенной, о многих этапах, в которые Творец всего благоволил совершить его, и в особенности о создании человека, этого венца всех дел Божиих в этом дольнем мире. Вторая глава описывает нам то счастье, которым пользовался человек во время его пребывания в состоянии невинности, а именно, что он был любимцем неба, господином этого мира, все существа были в подчинении у него, он был благословлен всеми удовольствиями от удобств и прелестей природы, так как находится в самом приятной и плодотворном месте в мире; у него было большое знание о Боге и общение с Ним. Тем не менее "человек не пребыл в чести; он уподобился животным, которые умирают", потому что в третьей главе мы слышим о его бегстве от Бога, о том, кто был основным инструментом этого, какими хитрыми методами он осуществил это, а также о страшных вещах, которые за этим последовали, а именно о вине и осуждении всех, кто принял участие в этом великом бунте, и о приговоре, вынесенном каждому из них Богом, Судией всех. Это изложение продолжается почти до слов, которые я прочитал и которые произнес Сам Бог относительно Своего падшего творения, человека, в котором Он может наблюдать эти две вещи:
1. Его нынешнее и падшее состояние;
2. Предотвращение возможности того, чтобы он съел от древа жизни.
I. Вот заявление, сделанное Самим Иеговой относительно или нынешнего человека, или его прошлого состояния. "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас". Здесь следует рассмотреть: 1) Кто это говорит, 2) почему это сказано и что значит "нас", 3) кому это сказано, то есть человеку или Адаму; 4) способ, которым это говорится.
1. Необходимо прежде всего рассмотреть, Кто это говорит и о Ком сказано, что это Иегова Элохим, Господь Бог. "И сказал Господь Бог": я понимаю так, что это Второе Лицо Троицы, обещанный Мессия, Который продолжает говорить со стиха 8. Это было общее согласие древней еврейской Церкви, как ясно из Таргумов, то есть парафразов на эту книгу. Онкелос перефразирует ст.8 так: "И услышали голос Слова Господа Бога"; также у р. Йонатана бен Узиэля ст.9 по Иерусалимскому Таргуму звучит так: "И Словом воззвал Господь Бог к Адаму". Ст.10 и у Онкелоса и у Йонатана звучит так: И он сказал: я услышал голос, Слово Твое в саду". Речь идет ни о ком другом, как о Личности, которую евангелист Иоанн, в начале своего Евангелия называет Слово, когда он говорит: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Таким же образом Иерусалимский Таргум перефразирует слова нашего текста: И Слову сказал Господь Бог: вот человек, которого Ты сотворил; и это сказано о Той же Личности.
Кроме того, Личность, о Которой идет речь, обладает таким характером, который явно обнаруживает, что это Мессия, ибо здесь дается образ всех трех Его служений - Царя, Пророка и Священника. Он судит, призывая человека к ответу, разбирая в законном порядке обвинение его в измене и затем вынося приговор, и это часть царского служения Христа: "Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну". Он также является как Пророк, возвещая будущую жизнь и спасение падшего человека через обещанное Семя и потому наставляя человека в том, как это произойдет. Сын Божий, Который был посвящен во все Божьи советы и решения относительно человека, подлежавшие на Нем исполнению, был Тем, Кто должен был стать великим Пророком в Израиле, и через Кого должны были прийти благодать и истина. Он также явился как Священник, сотворив одежды кожаные и дав их Адаму и жене его. Это были шкуры убитых животных, которые, по всей вероятности, были убиты в жертву, и были прообразом для Христа, великой Жертвы, ибо Он как великий Первосвященник совершил примирение за грех и принес вечную праведность, в которую облечены все Его люди.
Более того, я не сомневаюсь, что эта славная Личность явилась тогда в образе человеческом, чтобы наши прародители в раю, когда им была возвещена весть о благодати, не просто услышали Его голос; и когда говорится, что Он прошел между ними, почему мы не можем предположить, что Он явился им в образе человеческом, как прелюдия Его будущего Воплощения и для подтверждения их веры в Него, как Он явился сделал Аврааму в долине Мамре, и Иакову, как Некто, с Кем он боролся до рассвета, а также многим другим? Пожалуй, это можно назвать правилом, которое признает немногие, если вообще какие-либо, исключения, что везде, где, в Ветхом Завете мы читаем, что Бог говорит громким и отчетливым голосом, или является в любой видимой форме, то это есть Сын Божий, обещанный Мессия, и скорее всего, наш Господь говорит именно об этом евреям о Своем Отце: "А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели" (Иоан.5.37). И на самом деле уместно сказать, что видимым образом могло появиться тогда лишь Слово, которое должно было стать плотью и обитать среди нас. Отсюда можно указать:
Во-первых, на существование Христа до воплощения. Последователи Социна отрицают это, и утверждают, что Он не существовал до Его воплощения от Девы. Но эта истина явствует из многих неоспоримых фактов. Он существовал во времена Моисея и пророков, и до Авраама, как Он Сам говорит: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8.58). Он существовал в начале всех вещей, ибо в начале было Слово, и Он был прежде всего, и все Им стоит.
Во-вторых, на истинную и подлинную Божественность Христа. То, что Личность, о Которой здесь идет речь, есть полностью и истинно Бог, ясно из благоговения и страха пред Его величием, которые пали на наших прародителей; из Его совершенного знания дел Адама и состояния, которое он принес себе и своим потомкам, из власти, которую Он осуществлял в испытании и обвинении человека, и в раскрытии Семени жены, которое до этого было тайной, сокрытой в сердце Бога от века; ко всему этому можно добавить, что Он прямо назван в тексте как Господь Бог, то есть именем, которое не принадлежит никому, кроме Бога Всевышнего (ср. Пс.83.18 KJV).
В-третьих, то, что сказано в этих словах: вот, Адам стал как один из нас, что бы ни понимать под ними (этому мы посвятим дальнейшее исследование), безусловно сказано от имени Бога, Который далее предотвращает возможность того, чтобы человек съел от древа жизни, что было бы теперь не во благо для человека, а во вред ему; зная это, Господь, Который принес послание милости, облекает Адама и его жену в кожаные одежды, которые помешали бы им сделать это.
2. Часто спрашивают: кто есть "Мы", один из Которых человек?
Во-первых, некоторые еврейские толкователи, которым также следуют некоторые христиане, говорят, что эти слова используются как знак царственной власти по обычаю царей, которые в своих указах и воззваниях обозначают себя во множественном числе. Но эта придворная манера говорить не известна в древности среди восточных народов, и, пожалуй, впервые была введена римлянами. В Священном Писании ни один человек, сколь бы велик, горд и высокомерен он ни был, не говорит о себе во множественном числе. Те чтения, которые настаивают на обратном, еврейские ученые, как Ибн Эзра в своем толковании на Быт.1.26, отвергают как подложные. Кроме того, когда цари и князья дают таким образом свои указы и прокламации, они имеют в виду лишь свой тайный совет, который и имеется в виду в этом выражении; так что по сути эта уловка оказывает услугу антитринитарием.
Во-вторых, другие вынуждены понимать под этим выражением ангелов, которым так говорит Господь. Но они не есть Его сподвижники и не обладают равным с Ним достоинством и властью. Они никогда не были посвящены в Его тайный совет, Он не советуется с ними, и они не были Ему помощью в формировании человека; также ни один из них не создан по Его образу и подобию, как человек. Они лишь слуги Божии, исполняющие волю Его, "служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение".
В-третьих, я полагаю, что мы должны понимать этот текст как обозначеник Трех Лиц Троицы, Отца, Сына и Духа, ибо Тот же Триединый Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. То же выражение используется Господом в Иоан.14.23: "Иисус сказал ему: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель с ним сотворим". Здесь упоминаются по крайней мере два Лица - Отец и Сын. Этот прямой смысл текста показывает, что учение о Троице - не римская доктрина. Это учение не только Нового, но и Ветхого Завета, и хотя оно яснее обнаруживается в Новом Завете, чем было в Ветхом, даже там у нас есть обилие свидетельств этому. Нигде оно не высказано более полно и сжато, чем в словах, предназначенных для использования в формуле крещения: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Мтф.28.19). Нет также более сильных доказательств ему, чем описание крещения нашего Господа в Мтф.3.16-17. Но хотя это было более явно раскрыто в Новом Завете, все же это не было неизвестно Моисею и пророкам, и более того, это было открыто нашим прародителям в саду Эдема.
3. Тот, Кто это говорит, есть Человек, о Котором мы читаем в учении Писания о двух Адамах, первом и Втором. Первый Адам есть земной и перстный, Второй же Адам есть Господь с неба, Истинный Мессия, посланный от Оттуда быть Искупителем погибших грешников. Можно отметить, что некоторые еврейские авторы имеют понятие о двух Адамах, один из которых есть просто человек, а другой пребывает с Богом от вечности, но они отвергают понятие, что Второй Адам есть Сам Бог.
Теперь вопрос в том, какой из двух Адамов здесь имеется в виду. Когда евреи говорят о небесном Адаме, они также понимают слова Господа как направленные к ангелам; но мы знаем, что после несчастного падения человека ему была открыта тайна его искупления, и Кто был Автором его, а именно Тот Адам, Который был с Богом от вечности и Который един с Богом, а также со всеми, кого любит Бог. Последнюю часть текста иногда толкуют как предотвращение немедленного выхода этого небесного Адама на дело искупления, которое было перенесено на более отдаленное время, и при этом ангел был послан, как посланник, познакомить падшего Адама с этой тайной, чтобы он не был раздавлен чрезмерной печалью о том, что разрушил себя и все свое потомство. При том, что здесь есть нечто сказочное, это показывает, что древняя еврейская Церковь имела некое понятие о Мессии Искупителе как о Втором Адаме. Здесь, однако, речь не идет об этом Человеке, но мы хотим понять, как это относится к нашим прародителям Адаму и Еве, которые и были наречены человеком: "Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день, когда они были созданы" (Быт.5.2). Оба они были созданы после образу Божию и подобию Его, и оба впали в преступление.
4. Суть того, что содержится в этих словах, и каким образом она передается нам, вытекают отсюда. Многие толкователи понимают их как иронию или сарказм, насмешку или издевку на обман человека сатаною, который сказал нашим прародителям, что они должны будут стать как боги, знающие добро и зло; и попавшись на эту лживую приманку, они были вовлечены в преступление и разрушили себя. Этот скрытый смысл, возможно, имел в виду для них сатана, который вещал его через своих оракулов языческому миру, и мы можем быть уверены, что наши прародители поняли его слова как свое равенство с Всевышним Богом, что завлекло их в сеть и привело к погибели. Здесь может действительно иметься в виду, что они должны быть, как ангелы, которых называют Элохим, боги или высшие силы, в Пс.8.5, и так Ионатан в своем Таргуме перефразирует Быт.2.5. Возможно, сатана хотел спроецировать это на своих ангелов, поддержавших его, в которых он мог быть уверен. Действительно, в силу своего греха, они получили горестный опыт познания добра и зла, хотя и как отступники. Тем не менее, я говорю: ясно, что Адам и его жена понимали это иначе. Господь здесь, укоряя человека, действительно с иронией говорит: вот, Адам стал как один из нас. Как если бы Он сказал: посмотрите на человека, которому сатана ложно обещал равенство с Богом и он тщетно ожидал этого; теперь он стоит в кожаных одеждах, будучи вынужден шить смоковные листья, чтобы сделать опоясание и прикрыть свою наготу. Он в стыде и позоре за свою глупость; и этот человек похож на Бога? Ему было обещано это, и он этого не достиг; он был призван к более возвышенному положению, нежели то, в котором он был создан, но в какую низость он погрузился! Это очень похоже, хотя и с другим знаком, на слова Пилата, сказанные, когда Христос был приведен к нему в терновом венце, и он сказал евреям с сарказмом: вот Человек! (Иоан.19.5). Не то чтобы мы должны представить себе, что Господь Бог здесь радуется страданиям человека, оскорбившего Его, ибо Он сжалился над ним, помнит его и в низости его, и, в Своей любви и жалости избавил его. Он говорит так, чтобы привести человека к ясному видению своего греха, к стыду и истинному покаянию в нем, чтобы вполне разоблачить подлость дьявола и коварные козни, которые он использовал для обмана человечества, так что наши прародители просто не поняли его затей. Я должен признать, что я с трудом могу представить, что эти слова были сказаны не всерьез, ибо трудно помыслить, что наш великий Мессия, впервые возвещая Евангелие, как выразился один автор, "шутит над страданиями человека", тем более что эти слова относятся к членам Его Церкви. Таким образом, я склонен думать, что это было сказано серьезно и выражает реальную суть вещей, и может быть понято так.
Либо это провозглашение реального состояния человека и состояния тех, которые, хотя и отпали от состояния невинности, теперь должны рассматриваться как верующие во Христа, как восстановленные и оживотворенные по благодати, так что они вполне могут быть обозначены в качестве "одного из Нас". Ибо:
1. Адам стоял пред Ним облеченный в праведность Христа, которая была прообразована в кожаных одеждах, что Господь сделал для него, потому что в Его замысле он должен был рассматриваться внутри Троицы, как и Господь Иисус, Чья праведность была уделена ему, ибо тот, которому вменено, есть праведник, как Он праведен. Поэтому есть так много сходства между Христом и верующими через Его завершенное дело, так что Он и Его Церковь называются одним и тем же именем (Иер.23.6,16).
2. Адам и Ева были теперь возрождены по благодати, чтобы стать были подобными образу Христа, Который является первородным между многими братиями; это является уделом всех избранных, предопределенных к этому Богом, и потому он есть один из Нас. Это процесс нового творения в образе Божием, вызванный Духом и через возрождение взращивающий в нас все, что дает нам славу Личности Христа, и он будет завершен уже в другом мире, когда святые уподобятся Ему и увидят Его как Он есть.
3. Адам мог верить теперь, что он состоит в единстве с Отцом, Сыном и Духом, как и все верующие. Этот союз очень строг и полон, так что слова "один из Нас" подразумевают Христа, Который должен был полностью проявиться в этих условиях: "Да будут все едино, как Ты Отец во Мне, и Я в Тебе... так и они да будут в Нас едино". Это выявится вполне, когда мы будем удалены из нынешнего несовершенного состояния.
4. Адам был теперь в состоянии дружбы с Богом. Это правда, что грех разделил и разрушил эту прежнюю дружбу между Богом и человеком, но теперь человек был примирен с Богом через предназначенную для этого смерть Сына Божия, которая по вере Адама была доступна ему в обетовании и прообразе, и также через работу Духа Божия он был поставлен на спасительный путь к обетованному Семени.
Либо же эти слова должны рассматриваться как выражающие состояние Адама до грехопадения, ибо они могут быть истолкованы следующим образом: вот, этот человек был как один из Нас; это, я полагаю, является вернейшим чтением и подлинным смыслом слов. Это понятие, как я полагаю, дается и утверждается многими еврейскими учеными применительно к доле человека в его первом творении, ибо он был в образе и подобии Божием, состоявшем:
Во-первых, в форме и конституции его тела. Тело Христа, которое было подготовлено для Него Богом, является, бесспорно, славой человеческой природы. Необходимо отметить, с какой тщательностью оно было создано в глубине глубин этого мира, то есть в утробе Девы, силою благословенного Духа, по тайному замыслу вечного Божьего разума. В самом деле, в книге Его вечной цели были написаны все Его члены, и в полноту времени они "были вылеплены, когда еще не было ни одного из них". Представляется теперь, что, в соответствии с идеей человеческого тела Христа, в видении Божием от века, было сформировано и тело Адама. Христос действительно, как сказано, явился в подобии плоти греховной вкусить той же плоти и крови, что и дети Его, чтобы во всем уподобиться братиям, которые, как сказано также, от плоти Его и от костей Его. Вполне может быть так, что тело Адама было сформировано в соответствии с идеей тела Христова, которое было в Божием разуме от века, и несомненно, что тела святых в воскресении будут вылеплены по подобию славного тела Христа (Фил.3.21). Я не вижу причин, почему тело Адама не может быть сформировано в соответствии с идеей тела Христа в разуме Божием. Поэтому может быть очень хорошо сказано о нем, особенно в его состоянии невинности, прежде чем он согрешил, и его тело стало подпадать слабости, болезни и смертности, что он был одним из Нас. Но это не все, в чем заключались образ и подобие Божии в нем.
Во-вторых, они также проявились в правоте его ума, потому что Бог создал его правым. Человек вышел из рук своего Создателя святым существом. Бог вложил в него образ Своей святости, так что он был, в какой-то мере, свят как и Творец. Поэтому в восстановленном состоянии он назван новым человеком, который создан по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4.24).
В-третьих, этот образ Божий, в котором человек был создан, проявился в той мудрости и знании, которыми он был наделен и которые в некоторых случаях явлены нам: он мог дать имена всем тварям, он знал о своей жене, как только она была приведена к нему, кто она такая и откуда она была взята, а также знал добро и зло, как сказано в некоторых чтениях: вот, этот человек был как один из Нас, зная добро и зло. Я знаю, что это приводится в качестве возражения против данного смысла этих слов, и утверждается, что Адам не знал добро и зло до падения. Это правда, что он не знал зло в том же смысле, как сказано о Христе, что Он не знал греха (2 Кор. 5.21), то есть не знал таким образом, чтобы совершить его, но знал природу этого бедствия, его противоречие с явной волей Божией и его гибельные последствия, и это знал и Адам. Но я рискну утверждать, что в этом смысле у Адама было более изысканное и полное знание добра и зла до его падения, нежели впоследствии.
В-четвертых, это так потому, что этот образ состоял также в его власти над всеми существами. В своем первом творении он был создан как их господин (Быт.1.26). Представляется важнейшим сходством с Божественным величием то, что все твари должны были подчиняться его словам, как это очень конкретно и красиво описано в Пс.8.5-8. Таким образом, человек был как один из Нас, и какими словами можно сравнить его прошлое с его нынешним состоянием? Сей человек был как один из нас, но что он сейчас? Он страшно изменился; он уже не тот человек, что был; его тело, которое было крепким, надежным и свободным от всех болезней, теперь стало слабым и хилым, подверженным всяческим расстройствам и самой смерти. Сейчас это просто дом из глины, которая имеет свое основание в прахе, и вскоре должна будет вернуться к своему истоку. Его душа, которая была создана правой, ныне лишена ее изначальной праведности и исполнена всякой неправды. Его разум, который изобиловал всей мудростью и знанием, теперь помрачен. Человек, который был любимцем неба и обладал дружбой со своим Творцом, теперь отчужден от Него, и тот, кто был властелином этого мира, чьему слову подчинялась всякая тварь, в настоящее время является рабом своей собственной похоти, и боится тех тварей, которые были созданы ему на пользу! Странное и внезапное изменение, в самом деле! Таким образом, человек в падшем состоянии уже не обладал той свободой воли, которую приписывают ему евреи, как говорит тот же Таргум Онкелоса: и Господь Бог сказал: вот человек, является единственным в мире, кто знает добро и зло. Мы закончили с первой частью текста, которая говорит обо всем, касающемся прошлого или нынешнего состояния человека.
II. Что значит это ограждение от древа жизни: "и теперь, чтобы он не простер руку свою, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно". Есть ли это намек на то, что есть такая опасность, или, Мы должны позаботиться, чтобы он этого не делал, и потому человек был изгнан из рая, как описано дальше? Смысл может быть таков, что человек в его изначальном состоянии, был как один из Нас, но теперь, по его греху, он привел себя в плачевное состояние. Он совершенно изменился, он не тот человек, что был прежде, и видя, что он так развратился, следуя тому, что растленное сердце подсказывает ему, а буйная фантазия разогревает - то чтобы он не простер руку свою вкушать от древа жизни, чтобы жить вечно, весьма целесообразно изгнать его из Эдема, чтобы он не предпринял такую попытку.
Две вещи, которые здесь важны: I. Чем было это древо жизни. II. Почему Адаму возбранялось есть от него после падения.
I. Прежде всего следует учесть, чем было древо жизни. В том, что оно было реальным в саду Эдема, а не просто образом или аллегорией, я никак не сомневаюсь. Весьма вероятно, что оно могло быть полезно для тела Адама, сохраняя его и продолжая в нем жизнь в состоянии его невинности. Я не буду утверждать, что я могу описать это древо, его качества и плоды, но вряд ли можно сомневаться, что это был также и символ.
1. Это был знак и символ зависимости его жизни от Бога. Когда человек видел это древо и мог есть от него, он знал, что Бог дал ему жизнь, и Его присутствие сохраняет его душу. Своей жизнью он был полностью обязан Богу, в Нем он жил, двигался и существовал.
2. Это был знак и символ, подтверждающий, что жизнь человека будет продолжаться, пока он будет послушен Божественной воле. Я не буду говорить, что это было подтверждением того, что через некоторое время человек должен был быть введен в небесную и сверхъестественную жизнь, если бы он продолжал подчиняться Божественной воле, ибо я убежден, что Бог никогда не замышлял, что человек должен достичь вечной жизни просто через послушание завету дел. Ибо, как сказал апостол: "Если бы дан был закон, который мог бы дать жизнь, то подлинно праведность была бы от закона" (Гал. 3.21). Но это никогда не было намерением Бога. Он дал другой способ спасения в Своем вечном завете.
3. Это могло быть также прообразом Христа, или по крайней мере намеком на Его приход в Ветхом Завете (Притч.3.18, Откр.2.7, 22.2,14), ибо Он есть Автор и Господин духовной и вечной жизни. Как Посредник Он был призван Своим Отцом в совете и завете мира. Он искупил Адама Своей Кровью, и соединил его с Собой, ибо "наша жизнь сокрыта со Христом в Боге".
II. Почему же Адам после его падения был огражден от этого древа? Некоторые считают, что естественные или сверхъестественные силы, пребывающие в древе, могли бы продлить его жизнь после падения на много веков или неограниченно долго, и причиной, почему Бог не дал ему доступа к древу, было или сострадание к Адаму, чтобы он не мог жить долгой и утомительной жизнью, сопровождаемой скорбями и печалями, которой он теперь подлежал, или в качестве наказания, дабы он был не в состоянии уклониться от смертного приговора, который был вынесен ему.
Но ни одно из этих объяснений не представляется верным. Не первое, бывший, потому что можно сделать вывод, что если это древо обладает силой продлить жизнь, то оно может сохранить также от всех скорбей тела и мук души; и не последнее, ибо невозможно, чтобы от приговора Божия можно было бы уйти таким простым путем в пустыне греха, ибо это подвергло бы сомнению правдивость и благость слов Бога. Если бы в этом древе была заложена Богом такая сила, чтобы Он благоволил через него снять последствия падения, то это не имело бы для Бога никакого смысла, и Он никогда не ставил такой цели. Мы едим каждый день, и если Бог удерживает благословение, или отнимает естественную силу, Он не даст никакой пищи для нашего тела.. Ибо "человек не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мтф. 4.04). Так что не было никаких причин такого рода для такой охраны у этого древа, как "херувим и пламенный меч обращающийся", чтобы защитить его. Истинная причина этого предупреждения, следовательно, другая.
Адам не должен был иметь никакой надежды на продление жизни, тем более навеки, кроме Христа, обещанного Мессии. Адам мог подумать, что если это древо было полезно для него, в его состоянии невинности, чтобы сохранить ему жизнь, то это будет так сейчас, и тем самым впал в соблазн забыть обещанное Семя, от Которого лишь у него были основания ожидать жизни и спасения. И теперь, чтобы он не мог быть побежден этим искушением, Господь счел целесообразным изгнать его из рая и охранить древо. Ибо нет ничего более характерного для человека, чем искать жизнь где угодно, только не во Христе. Он испытывает естественное отвращение к этому. Вы не хотите придти ко Мне, говорит Христос, чтобы вы могли иметь жизнь. Нет, люди готовы идти скорее на гору Синай или в мир сей, чем идти ко Христу, надеясь, что они могут получить жизнь как-то иначе. Но Бог предоставил им Христа как единственный путь жизни и спасения, и человек не должен приходить к Нему со своими делами праведности, как хотят многие. И потому древо до сих охраняется таким образом, что тот, кто стремится к праведности и жизни, по его собственным делам, попадал под пламенный меч правосудия, и в то время как он стремится застраховать свое собственное спасение, он притягивает к себе только погибель. В целом, я не считаю эти слова имеющими отношение к мнимому событию, то есть, что было бы, если бы Адам вкусил от этого дерева, но к напрасному мнению и глупым ожиданиям, что он мог добиться жизни таким способом, то есть самому.
Объяснив эти слова, сделаем из них некоторые выводы.
1.Познаем, следовательно, убогую и мерзкую природу греха. Как скоро человек, венец дела Божия в этом мире, разрушил себя и его! Весь мир оказался под проклятием из-за него, ибо "грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5.12).
2. Рассмотрим суету, которую мы ищем в жизни своими силами. Это не только то, что Бог не создал, но также то, против чего Он всегда и во всем.
3. Увидим благодать Бога, обеспечившего Спасителя для падшего человека, причем раскрытие этого сразу же было дано ему. Спаситель был предоставлен до того, как грех был совершен, и был явлен, прежде чем человек был изгнан из сада, так что он не может иметь повода отчаиваться в жизни.
4. Давайте не будем держаться тщетного смысла жить, каковы наши дела, стремления и то, что мы пытаемся из себя показать, но будем взирать только на Христа, ибо Он Древо жизни для тех, кто держится Его, и блаженны те, кто хранимы Им (Притч.3.18).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

Дерево не дало неведающему добра и зла никакой заповеди и закона относительно того, что надлежит делать, а чего не делать. Теперь нужно сказать, почему же оно названо деревом познания добра и зла, пусть даже человек не обрел от него знания: ведь это немалое дело - узнать, по какой причине дерево носит это имя. Вот и дьявол сказал: в день, в который вы вкусите [плодов от дерева], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5) . Почему же ты утверждаешь, скажут мне, что оно не дало знания добра и зла? Но кто, скажите мне, его дал? Не дьявол ли? Да, ответят мне, потому что он сказал: будете, как боги, знающие добро и зло . Итак, ты ссылаешься на свидетельство врага и злоумышленника? Хотя он и сказал: будете, как боги , разве стали они, как боги? Но раз не стали они богами, значит, не обрели тогда и знания добра и зла. Ибо он - лжец и не произносит ни слова истины. Потому и сказано в Евангелии, что он не устоял в истине (Ин. 8:44) .

Проповеди на Книгу Бытия.

Смотри опять на Божие снисхождение. «И рече , – говорит Писание, – Господь Бог се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое» . Видишь, какие простые слова? Все это будем понимать богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил (первых людей). Диавол сказал им, что «аще снесте,… будете яко бози» (Быт.3:5) , и они, надеясь сравняться с Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить их, привести в сознание греха и показать, как велико их преслушание и чрезмерно обольщение, говорит: «се Адам бысть, яко един от нас» . Эти слова выражают большое посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты, говорит Бог, пренебрег моею заповедию, что возмечтал быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся быть, или -лучше – не тем, чем надеялся быть, а чем заслужил быть, «се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое» . Это и говорил им чрез змея диавол – обольститель, – что «отверзутся очи ваши и будете, яко бози, видяще доброе и лукавое» (Быт.3:5) . «И ныне да не когда прострет руку и коснется древа жизни, и снест, и жив будет во век» . Усматривай отсюда человеколюбие Господа. Нужно тщательно исследовать эти слова, чтобы не могло утаиться от нас ничего, что сокрыто в этой глубине. Когда Бог давал Адаму заповедь, то повелел ему воздерживаться от одного только дерева, вкусив от которого он подвергся наказанию смерти; давая заповедь, это определил ему, если нарушит, ничего не постановив касательно дерева жизни. Поелику Бог, как я думаю и как надобно понимать создал человека бессмертным, то он мог, если хотел, вместе с другими вкушать плоды и этого древа (жизни), которое могло постоянно поддерживать его жизнь: поэтому он не получил никакой (особенной) заповеди касательно этого дерева.

Если же кто из любопытных захочет доискиваться, почему оно названо древом жизни, то пусть знает, что человек, следуя своим умозаключениям, не может понимать ясно все дела Божии. Чтобы созданный Им человек, живя в раю, имел упражнение в послушании или непослушании, Господу угодно было насадить там и эти два дерева: одно дерево жизни, а другое, так сказать, смерти, потому что вкушение от этого последнего и преступление заповеди навлекло на человека смерть. Так как человек, вкусивши от этого дерева, сделался смертным и подлежал уже телесным нуждам, так как впервые явился грех, за который Господом благодетельно установлена смерть, то Он и не оставляет Адама в раю, но повелевает ему выйти из него, показывая тем, что делает это не по чему-либо другому, как только по любви к нему. Чтобы точно уразуметь это, необходимо опять прочитать слова божественного Писания: «и ныне , – говорит, – да не когда прострет руку и возьмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век» . Так как, говорит, человек обнаружил великую невоздержность по отношению к данной заповеди и сделался смертным, то чтобы он не осмелился прикасаться и к этому дереву, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божией о человеке, нежели гнева. Таков Господь наш: и наказаниями не меньше, чем и благодеяниями, Он показывает Свое промышление о нас; и наказание посылает нам для нашего же вразумления. Так, если Он знает, что мы, греша безнаказанно, не делаемся худшими, то и не наказывает; чтобы предупредить наше поступательное движение к худшему и пресечь дальнейшее распространение греха, Он, по Своему человеколюбию, наказывает. Так поступил Он и теперь: заботясь о первозданном, повелел ему удалиться из рая.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Дабы дать полноту повествованию о грехе и суде первых человеков, Моисей упоминает, наконец, каким образом произнесенное на них определение осуждения произведено в действо изгнанием их из рая. Сего изгнания он показывает причины и образ, или сопутствовавшие оному обстоятельства. . Слова сии, очевидно, соответствуют обещанию искусителя: будете как боги, знающие добро и зло , и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное. Подобное сему обличение находим у пророка Исаии (Ис. 41:23-24) на язычников. Когда Бог говорит об Адаме: стал как один из Нас , нельзя думать, что сия речь обращена к Ангелам; ибо гордость сотворенного по образу Божию не могла состоять в желании уподобиться Ангелам. Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный совет о судьбе падшего человека, подобный первому совету о его сотворении. Поелику же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной, которая здесь, быть может, следующая: человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самым делом исполнил сие желание столько, сколько мог; уже ничего не может он для себя сделать более; он сам решил свою судьбу: рай, место испытания, не нужен уже для того, который окончил свое испытание. И в сем заключается первая причина изгнания человека из рая. Вторая причина есть следствие первой: теперь, чтобы не простер он руки своей, и не взял плода с древа жизни, и не вкусил его, и не стал жить вовек . Теперь, когда человек, возжелав быть Богом, в себе самом возомнил найти независимое начало жизни, он не должен более пользоваться орудием и знамением бессмертной жизни, дабы мог познать свою ошибку. Древо жизни не может быть полезно тому, кто, быв отчужден от жизни Божией, носит в себе внутреннее начало смерти: в сем случае его бессмертие только продолжило и утвердило бы его смерть. Он должен удалиться от древа жизни не столько в наказание, сколько для сокращения его наказания, и для того, чтобы как грех отделил его от Бога, так смертность отделяла бы от диавола. Преткнувшись на пути жизни, он должен идти безопаснейшим путем внутреннего и внешнего умерщвления.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И рече Бог: се, Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое: и ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век

Прп. Иоанн Кассиан

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Нельзя думать, что Бог не дал человеку желания и возможности делать добро; ибо не дал бы ему свободной воли, если бы человек мог желать и делать только зло. Это мнение также доказывают слова, сказанные Господом после совершения Адамом преступления: Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло . Не следует думать, будто до этого времени он совсем не знал добра; иначе он был бы животным неразумным и нечувствующим существом. Но так думать совершенно противно кафолической вере. Напротив, по мнению Соломона, Бог создал человека правым , то есть он постоянно обладал знанием только добра, но сами люди пустились во многие помыслы (Екк. 7:29) , потому что стали понимать злое и доброе. Поэтому Адам получил познание зла после падения, не утратив, впрочем, познания добра.

Собеседования.

Прп. Максим Исповедник

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Вопрос : К кому обращается Бог, говоря: ? Если Он обращается к Сыну, то каким образом может Адам сравниваться с Богом, не будучи от сущности Его? А если же [Бог обращается] к Ангелам, то опять же, каким образом Ангел сравнивается с Ним, говорящим словно с равным по сущности: яко един от Нас ?

Ответ : Я уже говорил в главе о возведении [вавилонской] башни, что Писание описывает Бога, сообразуясь с душевным расположением [каждого] из тех, кто находится под [Божиим] попечительством и посредством свойственных нам по природе способов [восприятия] намекает на Божественную волю. Отсюда Писание показывает Бога не просто глаголющим: се Адам бысть яко един от Нас , но (конечно, после преступления [заповеди]) присоединяет еще и [указание на] причину (подобного] речения, которую вы, не включив в вопрос, пропустили и которая, однако, делает ясной всю мысль. Ибо Писание, говоря: се Адам бысть яко един от Нас , еще добавляет: еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век . Ведь поскольку диавол вместе со [своим] советом научил [уже] человека многобожию, изрекши: в оньже аще день снесте от древа, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:5) , постольку Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: бысть яко един от Нас , [высказываясь] относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия.

И нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний. Ибо внимающий Писанию, глаголющему от лица Бога к Израилю: Аще пойдете ко Мне лукавыми и Аз пойду к вам лукавым (Лев. 26:27) , видит, что слово «лукавость» употребляется здесь в ироническом смысле. Опять же [внимающий Писанию] находит [иронию и в том описании], как [Бог] приготовил ловушку для Ахава, представляя ему ложь в качестве истины, и посредством тех [лжепророков], через которых [Ахав] согрешил, воздавая ему праведное наказание. Если Писание представляет Бога глаголющим яко един от Нас не относительно заблуждения Адама, то почему добавлено: еже разумети доброе и лукавое , словно [Бог] обладает ведением сложным и составленным из противоположностей? - Невозможно не то чтобы осмелиться сказать, но даже и подумать такое о Боге, Который один только прост по сущности, силе и ведению, и обладает одним только ведением добра; более того, Он есть Самосущность, [Само]сила и [Само]ведение. И ни одно из тех разумных существ, которые[произошли] от Бога и после Бога, также по той же самой причине не имеют в простом движении [своей] мысли сложного ведения, образовавшегося из сочетания противоположностей. Потому что ведению, [постигающему] одну из противоположностей, присуще производить неведение другой. Ибо ведение противоположностей беспримесно и совершенно несовместимо, так как ведение одной из противоположностей ведет к возникновению неведения другой; это подобно тому, как око не может одновременно смотреть и вверх, и вниз, видеть горние и дольние [вещи] совокупно, не обращаясь к одним и не разобщаясь полностью с другим.

Стало быть, Писание, представляя Бога усвоившим страсть Адама, опровергает Адама, [внявшего] совету змия, приводя его к осознанию губительной для него вздорности многобожия, имеющего своим истоком ложь. И если сказанное правильно, то его достаточно для ответа на поставленные вопросы. А потом и ты сам, обнаружив [в Писании] нечто более значительное, сообщишь мне частицу божественной благодати, дарующей тебе [ведение] о сущих.

Словами же: И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век , как я думаю, промыслительно проводится различие, соответственно деланию, между [вещами] несовместимыми, дабы зло не стало бессмертным, сохраняемое сопричастием с добром. Ибо Создатель человека желает, чтобы он, [уже вкусивший] ведение, сочетающее противоположности, был беспримесен относительно самого себя.

Вопросоответы к Фалассию.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Изгнание падших прародителей из рая

«вот Адам стал как один из Нас…» Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах лишь одну простую иронию над несчастными падшими прародителями. Посему, более правы те, кто усматривает в них сильную антитезу одному из раннейших стихов данного повествования, где говорилось о льстивом обещании искусителя дать людям равенство с Богом (Быт. 3:5). «Поскольку, - замечает блаженный Феодорит, - диавол говорит: «вы будете, как боги, знающие добро и зло», преступившему же заповедь изречено смертное определение, то Бог всяческих изрек сие в укоризну, показывая лживость диавольского обещания». Таким образом, если здесь и есть некоторая ирония, то самих фактов, а не слов.

“Адам - как один из нас”

Уважаемый ребе, мои познания в иудаизме неглубоки и я бы сказал - поверхностны, поэтому подскажите

, как мне правильно разъяснять это место: Берешит, гл. 3, ст. 22, т.е. почему упомянуто множественное число?

Владислав
Киев

Давайте процитируем эту фразу: “И сказал Всевышний - вот, Адам, стал как один из нас в познании добра и зла...” (Берешит , гл. 3, ст. 22).

Речь идет о “подведении итогов” события космического значения, когда Хава, а затем - Адам, вкусили от плода “дерева познания добра и зла”.

И действительно, трудно догадаться, о ком здесь говорится - “как один из нас

”.

Чтобы это понять, мы должны вернуться к определенному моменту шестого дня Сотворения мира, когда начался процесс сотворения человека. В Торе об этом написано так: “И сказал Всевышний - создадим человека по образу нашему, подобию нашему...” (Берешит , гл. 1, ст. 26). Как видим, местоимение “нашему” тоже стоит во множественном числе.

Устная Тора (в Талмуде, Мидрашах и Зоѓаре ) подробно разъясняет это место. Выделю из этого лишь некоторую информацию.

Сотворение человека - не просто финальный акт всего процесса Сотворения мира. Человек содержит в себе потенциал постижения Устройства мира и - конструктивной духовной работы по восстановлению абсолютной гармонии.

Однако создание “объекта” с таким потенциалом как бы нарушало общую картину мира. Ведь краеугольный принцип в ней - “Творец - объект”. Точнее - объекты. Имеется в виду, что до человека объекты своими действиями не могли порождать другие объекты (речь - о духовных мирах).

Поэтому сама мысль о создании человека, а тем более - план, как бы внесла в “ощущения”, если можно так выразиться, всех сотворенных до этого в течение шести дней объектов некий дискомфорт. Чтобы дискомфорт этот (иначе говоря - невозможность постичь суть идеи Творения) был устранен, Тора сообщает: “...создадим человека...”, то есть - в человеке (в его душе) будут все объекты мира. И поэтому способность человеческого существа восстанавливать мир (тикун олам ), дает эту возможность каждому объекту мира. Также, как, к примеру, все пассажиры, которые сели в поезд, получают возможность добраться до станции назначения. И ничего другого от них не требуется - только сесть в этот поезд.

Проецируя это рассуждение в плоскость нашего вопроса, подчеркнем, что в создание человека (Адама) было включено все Творение.

Надеюсь, теперь понятна и фраза, о которой Вы пишете. Осталось только объяснить, ту ее часть, в которой слышится некое назидание: “...вот, Адам стал как один из нас...”. И далее говорится о наказании (изгнании из Ган Эдена

).

Речь идет о том, что Адам был сотворен идеальным (как сказано выше, в него были включены все объекты). Но нарушив заповедь - не есть плод того дерева, Адам создал новый объект - отрицательного свойства, разрушительного характера. Чтобы дать возможность Адаму исправить содеянное, восстановить гармонию, надо было внести в мир некий “потолок”, а точнее - понятие смерти. Иными словами, Адам, с одной стороны, останется полностью - “как один из нас”, то есть будет иметь способность постигать Устройство мира, с другой (тоже - “как один из нас”) - будет жить в состоянии, у которого нет временных границ (как в духовных мирах).

“Внесем в существование человека понятие “верхнего” срока времени, - как бы сказал Творец, - это поставит его перед необходимостью исправить мир, чтобы снова вернуться в Ган Эден . Ведь человек, постигающий добро и зло, знает, как хорошо вернуться в Ган Эден

В своих «Словах» преп. Анастасий толкует непростые для экзегезы слова Божии, сказанные Творцом после грехопадения прародителей:

Слова: Вот, Адам стал - после преступления [заповеди] - как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас . Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: вы будете, как боги (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: . Если змий словами вы будете, как боги научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: Стал как один из Нас , то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы (II, 2, 5).

Данное христологическое толкование стиха довольно оригинально в святоотеческой литературе. Обычно это место толкуется совсем в другом ключе и именно в связи со словами змия. Так, свт. Филарет Московский суммирует святоотеческое наследие экзегезы слов Вот, Адам стал как один из Нас следующим образом: «Слова сии очевидно соответствуют обещанию искусителя будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3, 5), и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное… Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный Совет о судьбе падшего человека, подобный первому Совету о его сотворении. Поскольку же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной, которая здесь может быть следующая: человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самим делом исполнил сие желание столько, сколько мог; уже ничего не может он для себя сделать более; он сам решил свою судьбу: Рай, место испытания, не нужен уже для того, который окончил свое испытание». В данном ключе толкуют это место и свт. Иоанн Златоуст , и преп. Максим Исповедник .

Преп. Анастасий, как мы видим, утверждает, что Адам стал вещественным и тленным только после грехопадения. До вкушения запрещенного плода он имел другое - нетленное, бессмертное и близкое к невещественному - тело, и лишь после обольщения змием был одеян в «кожаные ризы», то есть настоящую плоть:

Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал [до грехопадения], был переоблачен Богом в тело нынешнее - более дебелое и страстное. Этот пример, я имею в виду наготу и одевание Адама, показывает, как это представляется и божественным Григориям, что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества. Поэтому человек и был сотворен нагим и не являлся самооблаченным наподобие скотов и птиц, обладающих [естественно] присущим им покровом благодаря перьям, толстой коже, шерсти и волосам. А человек, будучи [первоначально] нагим, нетленным и бессмертным, [затем] был облачен в бессемянные кожаные ризы во образ и подобие нагого Слова (II, 3, 1).

На такой смысл наготы и одевания Адама указывают и свт. Григорий Богослов в Слове 45 «На святую Пасху»: «Когда же, из-за зависти и обольщения жены, которому она подверглась как слабейшая и которое произвела как искусная в убеждении…, человек забыл данную ему заповедь и побежден горьким вкушением; тогда через грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (может быть, в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть - в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным».

Если из слов свт. Григория можно предположить, что ризы эти были действительно сняты с закланных Богом животных, смертных по своей природе, почему и Адам стал смертным, то преп. Анастасий настаивает на богозданности этих риз. Дебелое наше тело - тоже творение Божие (хотя и после грехопадения) ибо символизирует человеческое естество Христа:

Бог [облачил Адама], не совлекши и не отняв [эти ризы] у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над [всяким прочим] естеством. Отсюда ризы эти - не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь [тем самым] ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему [Сам] Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 37, 3). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или [сотканные] из какого-либо иного материала? (II, 3, 1).

Итак, мы опять сталкиваемся в «Словах» преп. Анастасия с возможностью раскрытия некоторых смыслов по образу и подобию во времени, не сразу при творении, а позже, может быть даже и после грехопадения. Вспомним наши рассуждения в Главе III об образе Троицы в разделении человечества на ипостаси. Тот смысл по образу и подобию натолкнул нас на мысль о том, что Синаит предполагал возможность рождения детей и Адама и Евы и до грехопадения. Теперь мы видим, что его толкование кожаных риз исключает эту возможность. Такое противоречие можно объяснить не только тем, что для образного мышления преподобного отца характерна увлеченность и некоторая неточность и противоречивость. Как и там, здесь Синаит допускает возможность раскрытия образа Божия в человеке во времени. Ведь и те Святые Отцы, которые использовали антропологическую аналогию в христологии, тем самым допускали, что человек приобретает образ Христа не сразу при творении, а после Воплощения Бога Слова:

Некоторые утверждают, что человек был создан по образу Божию, когда образ Бога Слова стал обитать в нем, а [сотворен] по подобию он был тогда, когда совоскрес из мертвых со Христом и вместе с Ним воссел на троне херувимском, став сопрестольником Бога Отца и Святого Духа. [Лишь] тогда, [по их мнению], Адаму подлинно подобают слова, сказанные Богом: «вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3, 22) (II, 4, 1).

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александр Дулгер, 15.03.2012


Мир Вам, брат Дмитрий!

"Из нас" - имеется в виду Бог Отец и Бог Сын.

Аналогичный текст мы находим в 1-й главе:

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле." ()

"сотворим " - структура текста предполагает как минимум двух исполнителей, а творить и давать жизнь может, как известно, только Бог. То есть оба участника акта творения обладали божественной природой.
В Новом Завете мы находим подтверждение этим словам:

"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит." ()

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." ()

"по образу Нашему " - структура текста предполагает как минимум две личности, которые являлись образцом при творении человека. В то же время, далее мы читаем, что человек был сотворен "по образу Божию":
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." ()
Следовательно, обе личности из имели божественную природу.
В Новом Завете мы находим подтверждение этим словам - см. , .

Эти простые для понимания тексты напрочь отвергают учение некоторых конфессий о том, что Христос был просто неким особым старшим ангелом, не равным Отцу в божественности или неким "младшим" богом.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Троица в христианстве":

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: