Русско-японская война (1904–1905). Подвиг кейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» (1904). Оборона Порт-Артура (1904). Героическая оборона крепости порт-артур

Русско-японская война началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля)1904 г. Флот Японии неожиданно, до официального объявления войны, напал на корабли, находящиеся на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этого нападения были выведены из строя мощнейшие корабли русской эскадры. Объявление войны состоялось только 10 февраля.

Важнейшей причиной русско-японской войны стала экспансия России на восток. Однако причиной непосредственной явилась аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией. Это спровоцировало военную реформу и милитаризацию Японии.

О реакции русского общества на начало русско-японской войны кратко можно сказать так: действия Японии возмутили российское общество. Мировое сообщество отреагировало иначе. Англия и США заняли прояпонскую позицию. А тон сообщений в прессе отличался явным антирусским настроем. Являвшаяся на тот момент союзницей России Франция объявила о нейтралитете – союз с Россией был необходим ей для того, чтобы не допустить усиления Германии. Но, уже 12 апреля Францией был заключено соглашение с Англией, что вызвало охлаждение русско-французских отношений. Германия же заявила о дружественном нейтралитете по отношению к России.

Овладеть Порт-Артуром японцам, несмотря на активные действия в начале войны не удалось. Но, уже 6 августа ими была предпринята еще одна попытка. На штурм крепости была брошена 45-твсячная армия под командованием Ойямы. Встретив сильнейшее сопротивление и потеряв более половины солдат, японцы 11 августа вынуждены были отступить. Крепость была сдана только после гибели генерала Кондратенко 2 декабря1904 г. Несмотря на то, что Порт-Артур мог бы продержаться еще не менее 2 месяцев, Стессель и Рейс подписали акт о сдаче крепости, в результате чего был уничтожен русский флот, а 32 тыс. человек попали в плен.

Наиболее значительными событиями 1905 г. стали:

  • Мукденское сражение (5 – 24 февраля), остававшееся крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества до начала Первой мировой. Завершилось оно отходом русской армии, потерявшей 59 тыс. убитыми. Потери японцев составили 80 тыс.
  • Цусимское сражение (27 – 28 мая), в котором японский флот, численностью в 6 раз превосходящий русский практически полностью уничтожил русскую Балтийскую эскадру.

Ход войны явно складывался в пользу Японии. Однако ее экономика была истощена войной. Это заставило Японию пойти на мирные переговоры. В Портсмуте, 9 августа участники русско-японской войны начали мирную конференцию. Нужно отметить, что эти переговоры стали серьезным успехом для российской дипломатической делегации, которую возглавлял Витте. Заключенный мирный договор вызвал протесты в Токио. Но, тем не менее, последствия русско-японской войны оказались для страны весьма ощутимыми. В ходе конфликта был практически уничтожен Тихоокеанский флот России. Война унесла более 100 тыс. жизней героически защищавших свою страну солдат. Была остановлена экспансия России на Восток. Так же, поражение показало слабость царской политики, что в определенной степени способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 гг. Среди причин поражения России в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. важнейшими являются следующие:

  • дипломатическая изоляция Российской империи;
  • неподготовленность русской армии к боевым действиям в сложных условиях;
  • откровенное предательство интересов отечества или бездарность многих царских генералов;
  • серьезное превосходство Японии в военной и экономической сферах.

Героическая оборона Порт-Артура потерпела крах из-за недальновидных решений генералов. Это поражение русских войск предопределило исход русско-японской войны.

Начало войны

С нападения японских миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура на русскую эскадру 26 января 1904 года начались масштабные боевые действия русско-японской войны. Японцами были торпедированы и на время выведены из строя лучшие русские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада». Меры по охране кораблей на внешнем рейде оказались явно недостаточными. Стоит признать, что фатальных повреждений ни один из русских кораблей не получил, а после артиллерийского боя утром 27 января японский флот был вынужден отступить. Фатальную роль сыграл моральный фактор - японскому флоту удалось захватить инициативу. Наша эскадра стала нести в последующие дни нелепые и неоправданные потери из-за слабого взаимодействия и управления. Так, спустя уже два дня после начала войны, на собственных минах погибли заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин».

Минная война

В ходе борьбы за Порт-Артур обе стороны активно использовали минные заграждения: русские для защиты подхода к крепости, а японцы для усиления блокадных мер. Причем потери от мин в кораблях и личном составе для обеих сторон оказались гораздо большими, нежели чем во всех артиллерийских морских боях у Порт-Артура вместе взятых. В результате подрыва на японских минах затонули броненосец «Петропавловск» (на корабле погибли вице-адмирал Степан Макаров, его штаб и большая часть команды), канонерка «Гремящий» и четыре миноносца. Русские корабли за время боев выставили на подходах к крепости 1442 мины, жертвами которых стали 12 японских кораблей, в том числе броненосцы «Хацусе» и «Ясима». Таким образом, самые тяжелы потери в войне 1904-1905 годов японский флот понес именно от русских мин у Порт-Артура.

На кого работает время

События у Порт-Артура в немалой степени определяли общий ход военных действий Русско-японской войны. У русского командования возникла необходимость провести ряд наступательных действий с целью деблокировать крепость. Это заставляло переходить в наступление. Результатами таких вынужденных и плохо подготовленных наступлений становились неудачи под Вафангоу и на Шахэ.

Для японцев, планировавших овладеть Порт-Артуром сходу, длительная осада также оказалась сложной задачей. Она сковывала треть всех японских войск на континенте. Попытки же решить проблему одним мощным штурмом (как в канун боев на Шахэ) вели к колоссальным потерям с минимальным военным результатом. Сдача же крепости 5 января 1905 года позволила японскому командованию своевременно перебросить 3-ю армию из под Порт-Артура в Маньчжурию незадолго до крупнейшего сражения войны под Мукденом.

Продовольствие

В период борьбы за Порт-Артур как русская, так и японская армии испытывали нехватку продовольствия. Ситуацию в крепости усугублял запрет генерала Стесселя местному китайскому населению заниматься рыбной ловлей, которая могла быть серьезным подспорьем в борьбе с нехваткой продовольствия. И если запасов муки, сухарей и сахара на момент сдачи крепости оставалось еще на месяц-полтора, то мяса и овощей практически не было. Среди гарнизона начала свирепствовать цинга.

Японские войска испытывали не меньшие трудности. Изначально система питания японцев не была адаптирована к боевым действиям на континенте в условиях более сурового, чем на японских островах климата и морозной зимы 1904-1905 годов. Огромная убыль в японской армии под Порт-Артуром (до 112 тысяч человек, по оценкам отечественных историков) была обусловлена не только боевыми, но и огромными санитарными потерями.

Гибель генерала Кондратенко

Тяжелой потерей для защитников Порт-Артура, ускорившей падение крепости, стала гибель начальника сухопутной обороны генерал-лейтенанта Романа Кондратенко. С именем этого человека, ставшего душой обороны Порт-Артура, связан целый ряд мероприятий по усилению обороны крепости. Под руководством Кондратенко оборона Порт-Артура была выстроена фактически заново.

Сосредоточение крупных сил на направлении главных ударов противника не раз позволяло Кондратенко отражать натиск превосходящих сил японцев. Большое внимание Кондратенко уделял внедрению технических новшеств (минометов, колючей проволоки с пропущенным через нее электрическим током). Являясь бесстрашным защитником Порт-Артура, в то же время, Кондратенко выступал за скорейшее окончание войны с Японией, указывая на необходимость подписания мира до того, как японцы сумеют овладеть Порт-Артуром. После гибели Кондратенко 2 декабря 1904 года генералы Стессель и Фок стали активно проводить политику, направленную на сдачу крепости японцам.

Высокая

Высокая (высота 203) являлась одним из ключевых пунктов обороны Порт-Артура. С Высокой просматривалась крепость и внутренний рейд, где находилась большая часть кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры. Японские войска предпринимали неоднократные попытки овладеть этой высотой. Наиболее ожесточенные бои на Высокой развернулись в середине ноября 1904 года, когда японцы бросили в бой две дивизии и сосредоточили огонь тяжелых 280 мм осадных гаубиц, от снарядов которых не спасала никакая защита. 23 ноября японцы окончательно овладели Высокой, получив возможность корректировать огонь осадной артиллерии по русским кораблям в Порт-Артуре, что и предопределило гибель большей части эскадры.

На фото Порт-Артур накануне русско-японской войны (г. Люйшунь, Китай)

Создание в Порт-Артуре российской морской базы

Китайский город Люйшунь расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова в Гуаньдуне (Квантунская область). Во второй половине XIX в. при содействии немецких специалистов здесь был основан порт, получивший название Порт-Артур, которое связывают с тем, что в августе 1860 г. в его гавани стоял на ремонте корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура.


Русский плакат начала русско-японской войны. Джон Буль (Англия) и Дядя Сэм (США) толкают японского микадо на войну с Россией. Порт-Артур обороняет забайкальский казак, зажав под мышкой крепостное орудие. Ниже шли стихи:

  • Посидим у моря, подождем погоды!
  • Вишь — какие страшные уроды
  • виднеются из-за японской спины;
  • Должно-быть, это — его опекуны?..
  • Заморские п окровители!..
  • Покурить, господа, не хотите-ли —
  • нашей русской махорочки,
  • что виднеется на горочке!..
  • А это тебе, Японец, игрушка —
  • наша российская пушка!..
  • Ну, скорей чтоль начинай,
  • к нам на сушу вылезай!
  • Сойдемся, брат, по чести;
  • а все-таки я посижу на этом месте!
  • Докажу желтолицым врагам,
  • что Бог на помощь нам!.. Заступником!!!

Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах. В 1894 г. в ходе первой японско-китайской войны порт был захвачен японской армией и разрушен.

В 1895 г. по инициативе России Германия и Франция принудили Японию пересмотреть навязанный Китаю Симоносекский договор и вернуть ему Ляодунский полуостров. В декабре 1897 г. русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре.

Здесь переговоры, проведенные командующим эскадрой Тихого океана контр-адмиралом Дубасовым с начальством местного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем, прошли очень быстро и результативно.

После того как генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь — 50 тыс., 20-тысячный китайский гарнизон покинул этот район, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. В 1898 г. эти действия получили юридическую поддержку — Россия арендовала у Китая сроком на 25 лет Квантунский полуостров и начала строительство на нем крупной военно-морской базы, сохранившей название Порт-Артур.

В дальнейшем Порт-Артур стал местом базирования основных сил русского флота, так как занимал чрезвычайно выгодное положение на Желтом море: отсюда флот мог постоянно держать под ударом Корейский и Печилийский заливы, т. е. важнейшие морские пути японских армий в случае их высадки в Маньчжурии.

Строительства крепости в Порт-Артуре

Строительство крепости в Порт-Артуре было начато в 1901 г. по проекту профессора К. Величко. Крепость должна была состоять из двух линий обороны: сухопутной и приморской. Протяженность сухопутной линии обороны, прошедшей по высотам Драконова хребта, на возвышенность впереди Кладбищенской горы, на Зубчатую гору, на возвышенность у деревни Саншугоу, на Вальдшнепинный холм, на высоты у южного угла Западного бассейна и на гору Белый волк, составляла около 19 км. Здесь предполагалось соорудить 8 фортов, 9 укреплений, 6 долговременных батарей и 8 редутов.


Приморский фронт должен был состоять из 25 береговых батарей, расположенных тремя группами: группа Тигрового полуострова, группа Золотой горы и Плоского мыса и группа Крестовой горы.

В общем на постройку Порт-Артурской крепости должно было быть отпущено около 15 млн рублей. В связи с затруднениями, возникшими при выделении средств, строительство разбили на три этапа, с расчетом окончить возведение всей крепости в 1909 г. В результате к 1904 г., когда разразилась русско-японская война, всего на оборонительные работы Порт-Артура было отпущено чуть более 4 млн рублей, а выполнено около 20 % запланированных работ. В наибольшей степени готовности находилась приморская линия обороны, где были возведены 21 батарея и 2 пороховых погреба, причем половина построек была в законченном виде. На сухопутной линии обороны полностью были возведены только 1 форт, 3 батареи и 2 продуктовых погреба.

Еще 4 форта, 3 укрепления и 1 батарея находились в недостроенном состоянии. В промежутках между ними были вырыты стрелковые окопы, которые прикрывались проволочными заграждениями и, на наиболее опасных направлениях, зарытыми в землю фугасами.

Начало Русско-Японской войны

30 января 1902 г. с целью укрепления своих позиций на Дальнем Востоке Япония заключила договор с Великобританией, правительство которой было обеспокоено, что дальнейшие действия России в этом регионе затронут их интересы. Заручившись поддержкой сильного партнера, Япония приступила к подготовке к войне. 6 февраля 1904 г. (по старому стилю) Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 10 февраля официально объявила о начале войны.

План ведения боевых действий, разработанный японским командованием, предусматривал достижение господства на море, захват Порт-Артура, Кореи и Маньчжурии.

Русская и Японская армии накануне войны

К началу войны Япония располагала небольшой, но хорошо подготовленной и вооруженной кадровой армией численностью около 150 тыс. человек. В результате развернутой в стране мобилизации ее численность удалось довести до 375 тыс. человек. Огневую поддержку японской армии обеспечивали около 1,1 тыс. орудий и до 150 пулеметов. Японский флот состоял из 6 эскадренных броненосцев, 8 броненосных и 12 легких крейсеров, 27 эскадренных и 19 малых миноносцев (командующий адмирал Х. Того).

Россия, имевшая к этому времени гигантскую армию, численность которой превышала 1,1 млн человек, держала на Дальнем Востоке (в Маньчжурии, Приморье и Забайкалье) всего около 110 тыс. человек, на вооружении которых кроме стрелкового оружия находилось до 150 орудий и 8 пулеметов.

В составе российского флота на Дальнем Востоке находилось 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 легких крейсеров, 27 эскадренных и 10 малых миноносцев, 2 минных заградителя, 4 канонерские лодки.

Бездарная оборона Порт-Артура на море

Несмотря на то что правительство Японии только 10 февраля официально объявило о начале войны с Россией, уже в ночь на 9 февраля 1904 г. японский флот внезапно атаковал российские корабли, базирующиеся в Порт-Артуре (1-я Тихоокеанская эскадра и часть кораблей Сибирской флотилии под командованием вице-адмирала О.В. Старка — 7 броненосцев, 9 крейсеров, 4 миноносца, 4 канонерские лодки, 2 минных заградителя).

Корабли российской флота находились на внешнем рейде Порт-Артура, без охранения, и это, совместно с внезапностью нанесения удара, позволило японскому флоту в первом же бою повредить 2 броненосца и 1 крейсер. Остальным кораблям удалось отойти под защиту береговых укреплений Порт-Артура. Под их огнем японский флот был вынужден отойти, при этом блокировав российские корабли в порту. После этого активные боевые действия были приостановлены практически на несколько месяцев.


24 февраля 1904 г. в крепость Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров, принявший энергичные меры для подготовки флота к активным боевым действиям. 13 апреля эскадра под его руководством вышла навстречу японскому флоту.

Броненосец «Петропавловск», на котором находился Макаров, подорвался на японских минах и затонул. После гибели Макарова русская эскадра под руководством безынициативного контр-адмирала В.К. Витгефа не смогла помешать противнику произвести переброску войск на Квантунский полуостров.

Война на суше

5 мая 1904 г. войска 2-й японской армии (до 35 тыс. человек, около 220 орудий) под командованием генерала Я. Оку беспрепятственно высадились на западном побережье Корейского залива, севернее Порт-Артура (поселок Бицзыво). Не встречая сопротивления, японские войска перерезали железную дорогу, соединяющую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой, затем продвинулись на юг, и уже 26 мая нанесли удар по частям российской армии (около 3,8 тыс. человек, 65 орудий, 10 пулеметов), обороняющим Цзиньчжоуский перешеек. Под давлением численно превосходящего противника российские войска вынуждены были оставить свои позиции и отойти.

В то время как части 2-й японской армии были заняты отражением попыток российского командования деблокировать Квантунский полуостров, японцы разместили на его территории 3-ю армию генерала М. Ноги, в задачи которой входило захват Порт-Артура. 26 июня новая японская армия численностью до 48 тыс. человек, при поддержке 400 орудий и 72 пулеметов, начала наступление в южном направлении и уже к 30 июля вышла на ближние подступы к крепости и приступила к ее осаде.

Порт-Артурская крепость имела три фронта: Восточный на правом фланге, Северный в центре и Западный на левом фланге оборонительной линии.

Оборона Восточного фронта Порт-Артура была возложена на генерала Горбатовского, Северный фронт поручен полковнику Семенову, а Западный вверен полковнику Ирману. Всей обороной сухопутного фронта заведовал генерал Кондратенко, а резервами — генерал Фок. Гарнизон крепости Порт-Артур к этому времени насчитывал около 50,5 тыс. человек и мог рассчитывать на огневую поддержку до 650 орудий и 62 пулеметов.

Поражения русского флота в Жёлтом море

Видя бесперспективность деблокирования Порт-Артура с суши, российское командование приняло решение сделать это с моря. Однако в дальнейшем и этот вариант был признан неосуществимым, и контр-адмирал В.К. Витгефт получил упрощенную задачу — вывести корабли в порт Владивосток.

23 июня российская эскадра предприняла первую попытку прорваться, но едва перед ней показались японские военные корабли, российский контр-адмирал приказал вернуться под защиту береговых укреплений.

10 августа В.К. Витгефт вновь вывел российские корабли из порта. На этот раз он довел их до Желтого моря и даже вступил в бой с японской эскадрой, который закончился поражением. После этого сильно пострадавшие в бою российские корабли вновь вернулись в Порт-Артур. Основная часть их экипажей сошла на берег для усиления гарнизона, а корабельная артиллерия была привлечена к обороне крепости.

16 августа японское командование направило в Порт-Артур парламентера с предложением сдать крепость. Командование большинством голосов высказалось за отклонение японских предложений.

3 штурма Порт-Артура и захват японцами горы Высокая

Через три дня войска 3-й японской армии перешли к штурму. После многодневных кровопролитных боев к 24 августа японцам только на некоторых участках удалось вклиниться в оборону защитников крепости. За это они заплатили жизнями и здоровьем 20 тыс. солдат и офицеров (потери российской армии за этот период доходили до 6 тыс. человек).

Большие человеческие потери вынудили генерала М. Ноги отказаться от продолжения атак на крепость и, перейдя к осаде, накопить силы для следующего штурма.

Второй штурм Порт-Артура начался 19 сентября. За 4 дня кровопролитных боев японцам удалось захватить несколько укреплений, но при этом все стратегически важные пункты обороны продолжали оставаться в руках российских солдат. Еще менее удачным оказался третий штурм (30—31 октября). Почти месяц ушел у генерала Ноги на получение резервов и подготовку очередного (четвертого) штурма крепости.

26 ноября японские войска вновь перешли в атаку. На этот раз направление главного удара было нацелено против укреплений стратегически важного пункта российской обороны — горы Высокая. В течение 9 дней защитники удерживали гору, выведя из строя более 8 тыс. японских солдат и офицеров, но после этого вынуждены были отойти.

Японцы сразу же оборудовали на Высокой наблюдательный пункт, откуда корректировщики начали управлять артиллерийским огнем. Это позволило японским артиллеристам начать уничтожение российских кораблей, находящихся на внутреннем рейде, и наносить точные выстрелы по оборонительным сооружениям крепости.

Капитуляция российских войск в Порт-Артуре

15 декабря в одном из обстрелов погиб генерал Кондратенко — главный сторонник продолжения обороны Порт-Артура. После этого на заседании военного совета, состоявшегося 29 декабря, мнения о целесообразности продолжения обороны крепости разошлись. Используя колебания среди офицеров генерал A.М. Стессель, которому к этому времени подчинялись все сухопутные и инженерные войска, а также крепостная артиллерия, 5 января 1905 г. подписал акт о капитуляции. Гарнизон Порт-Артура, численность которого составляла около 32,5 тыс. человек, попал в плен.

Итоги потери Порт-Артура

Борьба за Порт-Артур, продолжавшаяся около 8 месяцев, стоила японской армии и флоту огромных потерь, которые составили около 112 тыс. человек и 15 кораблей различных классов, еще 16 кораблей получили серьезные повреждения. В то же время падение крепости предопределило дальнейший ход русско-японской войны и поражение в ней России, потерявшей флот и военно-морскую базу на Тихом океане. Японские войска, освободившиеся после захвата Порт-Артура, были использованы против русской армии в Маньчжурии. По Портсмутскому мирному договору 1905 г. арендные права на Порт-Артур пере шли к Японии.

Следует добавить, что срок этой аренды истек в 1923 г., но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца Второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию. В августе 1945 г. город был захвачен советскими десантниками и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 г. безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год…

На фото выше крейсер “Новик”.

На фото ниже внутренний рейд Порт-Артура после нападения японских кораблей на русскую эскадру 22 января 1904 года.

«ПОРТ-АРТУР - китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия - около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.

Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками, и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы». Взято отсюда .

Чрезвычайно любопытная история о том, как путем взяток китайским чиновникам царская Россия получила военно-морскую базу на территории Китая. Правительственная коррупция и политическая беспринципность во всем своем блеске .

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год,

Ниже знаменитый крейсер 1-го ранга «Варяг».

Статья В.Д. Доценко, «Крейсер “Варяг” – неизвестные страницы истории». Приведен документ, подписанный командиром крейсера 1 ранга “Варяг” капитаном 1 ранга Рудневым .

Ниже канонерская лодка «Кореец», Порт-Артур, 1904 год. Та самая, которая приняла неравный бой наравне с «Варягом» в битве при Чемульпо.

Схема канонерской лодки «Кореец», чертежи модели и волнующая история .

«Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них - умерло. Еще 11 наших раненых моряков были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли - в Одессу».

Ниже на фото командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и командующий одесским военным округом генерал А.В. Каульбарс с группой моряков-героев.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,- промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

Ниже парад моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Группа офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», отличившихся в бою при Чемульпо. Сидят слева направо: священник М. Руднев, лейтенант П.Т. Степанов, капитан 2-го ранга Г.П. Беляев, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, капитан 2-го ранга А.И. Засухин, лейтенант Е.А. Беренс, лейтенант С.В. Зарубаев.

Ниже гибель флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». На нем погибли командующий русским флотом С.О. Макаров и великий русский художник-баталист В.В. Верещагин.

«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска он был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов.

Гибель «Петропавловска» была глупой и трагичной, как и многие события в этой войне.
Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О. Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

«На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду».

Ниже художник-баталист Верещагин. Он погиб на «Петропавловске». В наши дни так погибают военные корреспонденты.

Всю жизнь он был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) “учиться на живой летописи истории мира”, ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 × 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Потрясающий сайт, посвященный Верещагину и его картинам .

Ниже бронированный крейсер 1-го ранга «Аврора». Википедия . Во время «Гулльского инцидента» на нем был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. Кстати, это та самая «Аврора», сыгравшая позже определенную роль в Октябрьской революции.

Ниже крейсер (броненосец) «Громобой». Википедия . 14 августа 1904 г. во время боя в Корейском проливе крейсер получил серьёзные повреждения; потери в личном составе - 91 убитый и 185 раненых.

15 мая 1904 года он бестолково напоролся на камни в Амурском заливе и получил серьёзные повреждения. С большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте. Это спасло корабль и экипаж от гибели, но лишило их военной славы русского флота при обороне Порт-Артура. Впрочем, слава досталась «Богатырю» позже. Во время Первой Мировой войны 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Крейсер «Рюрик» погиб в бою с японскими кораблями героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

Ниже подбитые крейсеры «Победа» и «Паллада». Википедия .

Крейсер «Паллада» 8 февраля 1904 был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. Потом он вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого в основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 крейсер «Паллада» потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Ниже спуск на воду броненосца «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода.

На фото ниже – во время обстрела японских кораблей, русский крейсер «Паллада» и броненосец «Победа». Внутри рейда «Паллада».

Ниже эскадренный броненосец «Севастополь». Википедия .

Ниже эскадренный броненосец «Полтава». Википедия .

К концу ноября японцы захватили господствовавшие над Порт-Артуром высоты и стали прицельно обстреливать стоявшие в гавани русские корабли. Первой погибла «Полтава»: 22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками. Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра (около 2 т пороха), в результате чего были разрушены многие водонепроницаемые переборки и пожарные магистрали, погиб один нижний чин и ещё 10 было ранено (всего на корабле находилось порядка 50 человек). Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. Остатки экипажа приняли участие в последних боях за Порт-Артур.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (запись хираганой: たんご, катаканой: タンゴ, иероглифами: 丹後; так называется один из районов древней японской столицы Киото). В 1915 г. «Полтава»-«Танго» была выкуплена у Японии российским царским правительством, переименована в «Чесму», экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль зачислили в число гвардейских линейных кораблей Черноморского флота.

Ниже броненосец «Цесаревич». Ему удалось выжить во время обороны Порт-Артура. Драматическая история описана ниже по ссылкам.

Ниже минный заградитель «Амур».

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Однако, он не погиб. Корабль достался японцам, т.к. он оказался лежащим в доке в полузатопленном состоянии. Судьба «Амура» оказалась долгой и насыщенной событиями. Он участвовал в Октябрьской революции, в подавлении Кронштадтского восстания и даже участвовал в событиях начала Великой Отечественной войны в 1941-м г. История “Амура” ниже по ссылкам.

Ниже броненосец «Пересвет».

После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт. Он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения… Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки - разбиты вдребезги… Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала её крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привёл её в полную негодность. Всё закоптело и искорёжилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесённых японскими снарядами».

Ниже флагманский крейсер «Россия». Википедия .

Затонувший японский брандер и русский пострадавший при минной атаке брандеров в ночь на 14 марта.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затонувшие броненосцы.

Погружаясь в архивные фотографии, документы и исторические свидетельства очевидцев, мы приходим к субъективной картине прошлого. Массовый героизм простых воинов в таком аду, когда смерть уже перестает быть личной трагедией. Массовая расхлябанность и безответственность управляющей верхушки, при которой военные корабли оказываются не боеспособны. Реальные случаи поступков военной верхушки, за которые в мирное время надо судить, а в условиях войны принято расстреливать на месте. Горько и трагично. Понимаешь, что нынешние проблемы России имеют глубочайшие корни…

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012

Поражение русской армии в войне с Японией в 1904-1905г.г., позорный мир, заключенный по ее итогам, первая русская революция и антипатриотические настроения, царившие в тогдашнем русском обществе оставили без внимания саму войну, в частности, один из важнейших и героических ее эпизодов - оборону Порт-Артура.

Вся история той далекой, теперь уже всеми забытой войны до сих пор вызывает много вопросов, сомнений и споров среди исследователей, да и просто любителей военной истории.


Из различных источников известно, что Порт-Артур так и не успели должным образом подготовить к обороне, главную причину сложившегося положения связывают с отсутствием необходимого государственного финансирования, в те времена, русскую армию преследовали такие же проблемы с финансированием, как и сейчас.

Согласно планов военного ведомства, полностью завершить все строительные работы и другие мероприятия по приведению крепости в полную боевую готовность планировалось только к 1909 году, однако выделять деньги на строительные работы царский минфин начал только с началом войны, всего успели выделить около 4,5 млн. рублей из 15 млн. запланированных, что составляло примерно менее одной трети от необходимого.

В результате, к началу боевых действий в крепости было выполнено лишь немногим более половины всех работ, причем наибольшее внимание было обращено на приморский фронт, то есть от врага собирались обороняться в основном со стороны моря, а не с сухопутья.

Другим просчетом при строительстве Порт-Артура считается то обстоятельство, что его оборонительная линия слишком тесно примыкала к городу и гавани, это давало японцам в дальнейшем возможность подвергать артобстрелам большую часть крепости, практически с самых первых дней осады, в том числе и саму морскую гавань с боевыми кораблями флота.

Получалось, что в военно-инженерном отношении Порт-Артур просто не подходил по своим инженерным параметрам к нормативам тогдашней современной крепости типа Вердена или Брест-Литовска, так называемым классическим крепостям. Порт-Артур являлся не крепостью, а скорее всего, представлял из себя комплекс различных оборонительных позиций и сооружений. Русское военное командование, прекрасно осознавая все слабые места обороны Порт-Артура, всю систему основных крепостных сооружений строило, опираясь на довольно выгодный для обороны рельеф местности.

Большая часть укреплений, в основном, сооружались на господствующих высотах, напротив которых к северу от крепости находилось сравнительно ровное пространство, которое по мере его приближения к укреплениям переходило в открытую покатую местность, вся данная местность, была превращена обороняющимися в зону сплошного артиллерийского и ружейного огня. Задние склоны высот служили хорошим прикрытием для людей и орудий.

С началом боевых действий возведение укреплений ускорилось, работы велись днем и ночью. В крепость до самого последнего момента продолжали прибывать эшелоны с войсками, артиллерией, пулеметами и боеприпасами. Но полностью выполнить все инженерные и строительные работы за пять месяцев, которые рассчитывались на пять лет, так и не удалось.

Из различных источников также известно, что уже к июлю 1904 г. на вооружении порт-артурской крепости было всего 646 артиллерийских орудий и 62 пулемета, из этого общего числа 514 орудий и 47 пулеметов было установлено на сухопутном фронте.


Снарядов имелось из расчета около 400 на каждое орудие. Для перевозки грузов, материальной части, боевого запаса, продовольствия и т.д. в крепости было свыше 4,5 тыс. лошадей.

К началу оборонительных боев гарнизон Порт-Артура был обеспечен продовольствием, в т.ч. мукой и сахаром на полгода, мясом и консервами только на один месяц. Затем пришлось довольствоваться кониной, запасов зелени было мало, из-за чего во время осады в гарнизоне было очень много случаев заболевания цингой.

Общая численность гарнизона крепости насчитывала 41 780 солдат и 665 офицеров. Кроме того, в бухте Порт-Артура стояло 6 броненосцев, 6 крейсеров, 2 минных крейсера, 4 канонерских лодки, 19 миноносцев и минный транспорт "Амур".

Личного состава на эскадре и Квантунском флотском экипаже числилось до 8 тысяч человек, это была по настоящему хорошо подготовленная, кадровая армия, состоящая из солдат по призыву, средний возраст которых составлял не старше 30-ти лет, поэтому бойцы из состава гарнизона Порт-Артура, в отличии от солдат армии Куропаткина, состоявшей в своем большинстве из запасников, воевали профессионально, с минимальными собственными потерями, нанося при этом максимальный урон врагу.

Оборону Порт-Артура возглавлял генерал А. М. Стессель, которому подчинялись все сухопутные и инженерные войска, а также крепостная артиллерия. Однако что было интересно отметить, флот, который базировался в бухте крепости, подчинялся не Стесселю, а главнокомандующему, который находился в Маньчжурии и не мог им реально управлять.

Даже при отсутствии достаточного количества долговременных, хорошо укрепленных сооружений Порт-Артур встретил врага организованной обороной и, как показали дальнейшие события, стал настоящей могилой для японской сухопутной армии.

Японцы стремились к захвату Порт-Артура, прежде всего, в целях уничтожения его как основной базы русского военного флота, то есть сухопутная армия действовала в интересах флота, события войны показали, что японский флот воевал гораздо лучше, чем сухопутные войска. Для осады и взятия Порт-Артура японцы сформировали специальную 3-ю армию, которая состояла из трех пехотных дивизий, двух резервных бригад, одной полевой артиллерийской бригады, двух отрядов морской артиллерии и резервного саперного батальона.

На начальном этапе осады, не считая специальных войск, командующий генерал Ноги имел под своим командованием свыше 50 тысяч штыков, более 400 орудий, из них 198 стволов специальной осадной артиллерии.

В дальнейшем, осадная группировка японских войск постоянно наращивалась и вскоре достигала уже порядка 100 тыс. солдат, и это не считая резервов, вместе с которыми японцы держали у Порт-Артура до 200 тыс. солдат и офицеров.

Боевые действия за Порт-Артур начались в первой половине мая 1904г. на дальних к нему подступах, с так называемого сражение при Паньшане. Это место называлось Цзиньчжоуский перешеек шириной около 4 км (самое узкое место Квантунского полуострова) позиции оборонял усиленный 5-й Восточно-Сибирский стрелковый полк 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, который всего насчитывал около 3 тысяч 800 человек при 65 орудиях и 10 пулеметах. В течение 13 часов полк противостоял частям японской 2-й армии, это около 35 тысяч человек при 216 орудиях и 48 пулеметах. Японцы вначале действовали по шаблону, пытались в лоб штурмовать высоты, шли буквально по трупам своих убитых солдат, 8 последовательных атак были отбиты русскими без особого труда.


В конце концов, не получив подкреплений, полк вынужден был отступить с занимаемой им тактически выгодной и хорошо укрепленной позиции. В результате первого боя, войска генерал-лейтенанта Ясукаты Оку потеряли 4,5 тыс. из 30 тысяч человек, участвовавших в сражении. Потери русских войск составили около 1 тысячи человек. Это было только начало, основные жертвы осады ждали японцев еще впереди.

Далее штурмы непосредственно укреплений Порт-Артура производились японцами в строгой очередности, словно по расписанию, так, например,
штурм, проведенный в период с 19 по 24 августа, окончился полным поражением японцев, одной из причин которого стала замечательная по меткости ночная стрельба русской артиллерии. Итог штурма - за две недели беспрерывных боев японцы положили только убитыми более 15 тысяч своих солдат, некоторые подразделения, а то и целые части генерала Ноги, просто перестали существовать или были больше небоеготовными, русские войска также понесли серьезные потери приблизительно около 3 тысяч человек.

В период с 15 по 30 сентября, генерал Ноги нанес свой очередной плотный массированный фронтальный удар, на этот раз удачно. Японцам даже удалось захватить некоторые второстепенные позиции, однако ключевой пункт всей оборонительной системы - высота 203 - отразила все атаки. Ударные колонны сметались вниз снова и снова, пока склоны холма не покрылись трупами японских солдат. В этом сражении японцы потеряли 7 тысяч 500 челочек, русские - около 1 тысячи 500 человек.

Особо удачно и эффективно при отражении всех этих японских штурмов действовали подразделения русских пулеметчиков, очередь за очередью они косили несметные цепи японцев, отправляя их десятками, а то и сотнями на небеса к своим японским богам, стволы раскалялись до красна и не успевали остывать, от интенсивной эксплуатации, пулеметы выходили из строя, подносчики еле успевали подносить патроны с лентами, вокруг стоял грохот боя, навалом лежали трупы врага, японские солдаты, словно зомби, продолжали идти вперед, а впереди их ждала только смерть.

В ноябре состоялось очередное так называемое «пятое генеральное» наступление японцев и опять оно было отбито русскими на всех позициях и стоило японцам более 12 тысяч жизней.

И только, наконец, то 22 ноября (5 декабря) противник полностью занял высоту 203 (гору Высокую). Общие потери японцев при штурме горы составили около 10 тыс. человек. Русские войска потеряли 5тыс. солдат и офицеров, это были самые большие единовременные потери русских войск за всю оборону Порт-Артура.


С захваченной горы японцы стали корректировать огонь тяжелых осадных орудий по русским кораблям. Вскоре большая часть кораблей 1-й Тихоокеанской эскадра была потоплена на рейде Порт-Артура. Участь крепости была предрешена. Неудача постоянных штурмов, а также и всей осады крепости в целом резко усложнили обстановку в осадной армии японцев. Во многих соединениях был превзойден «предел так называемой устойчивости», в результате чего моральный дух японских войск резко понизился.

Имели место случаи неповиновения и даже попытка бунта, и это среди всегда дисциплинированных японцев, имеющих свою особенную от всех народов философию жизни и смерти, которые, как говорят знатоки-японисты, ни когда не боялись умереть за своего императора, видно не все так - боялись и еще как боялись. Интересно и поведение самого японского высшего командования, которое бросало прямо как на убой десятки тысяч своих солдат, можно прямо сказать японцы буквально трупами своих солдат завалили защитников крепости.

По различным данным, известно, что в ходе осады Порт-Артура японская армия потеряла убитыми, ранеными, умершими от ран и болезней от 90 до 110 тыс. своих солдат, - это были поистине ужасающие потери. Русские потери составили всего 15 тыс. погибших, из них непосредственно боевые потери составили 7800 солдат и офицеров.

23 декабря 1904 (5 января 1905г.) была заключена капитуляция, согласно которой гарнизон в составе 23 тыс. человек (считая с больными) сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения.

В те времена еще действовали рыцарские традиции и русским офицерам японцы разрешили вернуться на Родину. Тем, кто согласился дать при этом честное слово, что не будут участвовать в военных действиях.

До сих пор остается спорным вопрос, мог бы и далее продолжать сопротивление Порт-Артур, или силы сопротивления гарнизона действительно были полностью исчерпаны? Кем является начальник гарнизона генерал Стессель - преступником, сдавшим крепость врагу или заложником сложившихся обстоятельств. Одни исследователи утверждают, что дальнейшее сопротивление защитников крепости было бесперспективным, полностью блокированный с моря и суши, без боеприпасов и достаточного количества продовольствия Порт-Артур был обречен, и действия Стесселя как командующего были оправданными, они позволили спасти оставшихся в живых защитников крепости. Есть и другое мнение, что Стессель совершил предательство, так как сдал японцам всю артиллерию, а это не менее 500 ед. артиллерийских орудий различных калибров и систем, большие запасы провианта и других материальных ценностей, которые на момент капитуляции продолжали оставаться в крепости.

Стессель все же предстал перед военным трибуналом, который приговорил его к смертной казни за сдачу крепости и порта. Суд установил, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил её к сдаче. Однако, приговор потом заменили 10-летним заключением, но уже в мае 1909 года он был прощён царем. Обществу тогдашней России были совсем не интересны подробности проигранной войны, студентов и курсисток тогда больше интересовали бомбисты и революционеры различных мастей, а героическая оборона Порт-Артура, находящегося аж на другом конце света, война с какими-то японцами, - все это воспринималась большой частью общества скорее как экзотика и не более того.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: