Парк царицыно описание кратко. Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес. Как добраться в музей-заповедник «Царицыно»

Посмотрело: 7903

Располагается в южной части столицы и представляет собой особо охраняемую территорию. Это одно из самых таинственных и красивых мест Москвы, которое включает в себя огромный пейзажный парк, живописные Царицынские пруды и великолепный дворцово-парковый ансамбль. Это крупнейший музей-заповедник на территории Москвы, площадь которого составляет 550 га.

История музея-заповедника Царицыно


В 1984 году на землях Царицынского парка был организован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР . Постройки Царицынского ансамбля активно реставрировались в 80-е годы, в 1993 году ему присвоили статус Музея-заповедника , который в скором времени вошел в перечень памятников истории и культуры федерального значения. Второй кавалерийский корпус стал местом, где в 1994 году была представлена первая экспозиция. В 1996 году открылся Средний дворец (Оперный Дом) и Малый дворец. В последующие годы реставрировались и прочие постройки ансамбля. В 2005 году Царицынский комплекс стал собственностью города, именно тогда группа ландшафтных архитекторов, которую возглавила М.Р. Морина, начала реставрационные работы. Были восстановлены павильоны и здания, воссозданы плотины и пруды, установлена садовая скульптура, а также открыт светодинамический фонтан, масштабнее которого сегодня в столице нет. В сентябре 2007 года после реконструкции открылся Большой Царицынский дворец, который сегодня является музейно-выставочным комплексом. В настоящее время продолжаются работы по благоустройству Бахрушинки и Ореховской окраины.

Царицыно: усадьба и парк

Строительство усадьбы началось в 1775 году, когда Екатерина II поручила архитектору В.И. Баженову построить под Москвой, в усадьбе «Черная грязь», царскую резиденцию, которая в скором времени стала называться Царицыно . Зодчий отступил от классического стиля и возвел единую композицию, отличительной чертой которой стала живописная асимметрия разных зданий. Как только двор отъехал в Петербург, деньги на создание усадьбы выделяться перестали, что значительно замедлило процесс строительства. Корпуса дворцовой усадьбы, построенные Баженовым, стали ветшать.

Прошло десять лет, и Екатерина поручила возведение дворца М. Казакову. Дворец Боженова был разрушен, однако Казаков сохранил многое из его проекта, в результате чего был создан своеобразный «компромиссный» вариант, в котором соединились классицистическая объемно-планировочная структура дворцовой постройки и готическое декоративное убранство. Сегодня аналога Царицынского дворца не существует – это единственный в дворцовый комплекс в Европе, построенный в стиле «русской готики» или «псевдоготики». Впрочем, мечте Екатерины так и не суждено было исполниться: при ее жизни дворец не был возведен до конца. В 1797 году, после ее смерти, строительство прекратилось. Лишь в 21 столетии ансамбль и сам Дворец были восстановлены.


В.И. Баженов также работал над созданием Малого дворца и Оперного дома. Малый дворец является наименьшим из трех императорских дворцов. Его называют полуциркульным, потому что он расположен на вершине небольшой полукруглой площадки. Средний дворец находится между Фигурными воротами и Малым дворцом, которые ведут в парк. Оперным домом его стали называть в 1804 году, когда возникла идея проводить в нем музыкальные вечера и концерты. Хлебный двор, известный также в качестве Кухонного корпуса, был предназначен для хранения продуктов. Помещения для служителей, кладовые и кухни должны были располагаться здесь. Его строительство началось в 1784 году, однако завершено не было.


До наших дней сохранилась галерея Миловид с колоннами тосканского ордера. Она была построена архитектором И.В. Еготовым в 1804 году. Спустя год он же возвел Храм Цереры (Золотой сноп) – восьмиколонную беседку, в центре которой стоит статуя Цереры – древнеримской богини плодородия. Русалкины ворота установлены на южном острове верхнего Царицынского пруда. Оттуда открывается потрясающий вид на павильон Нерастанкино, также сооруженный Еготовым. Церковь во имя Иконы Божией Матери датируется 1722 годом, она была построена на месте деревянного храма. Отдельно расположена крестильная изба.


Изумительный пейзажный парк начала 19 столетия раскинулся рядом с дворцовым ансамблем. Крупнейший в столице каскад прудов образуют Царицынский, Борисовский и Шипиловский пруды. Функционирует конный двор. Спортивные сооружения, кольца, канаты, турники и горки имеются на другой стороне пруда. Кроме того, в парке есть лодочная станция, скамейки для отдыха и пешеходные дорожки.

Музей-заповедник Царицыно

Большой Дворец – главная постройка Царицынского комплекса. В нем на постоянной основе представлена экспозиция, которая рассказывает об истории Царицынского парка и усадьбы, археологических находках, обнаруженных на территории комплекса, а также императрице Екатерине II. Произведения кондитерского искусства представлены в Хлебном доме – они имитируют блюда императорской эпохи. Частым явлением являются концерты различных музыкальным коллективов, которые проводятся в атриуме Хлебного дома. Музей-заповедник Царицыно занимается просветительской и научно-исследовательской деятельностью. Доступны образовательные занятия для школьников среднего и младшего возраста, можно записаться в Конную школу.
В настоящее время музей-заповедник Царицыно представляет собой не только красивые постройки и парки с богатой историей, но также излюбленное место отдыха гостей столицы и самих москвичей.

Контактная информация:
Адрес: 115569, Россия, г. Москва, ул. Дольская, д.1

Царицыно - одно из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе.

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно . В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.


В ХI – XIII веках здесь жили вятичи – потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке – их захоронения-курганы.


Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века – подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.


Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.


Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину…в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.


С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.


Царицыно - дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.


Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.


Царицынский дворцово-парковый ансамбль , занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада - Царицынскими прудами, с востока - комплексом оранжерей.


Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики»; над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно - самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.


Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.


Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.


###Страница 2

Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского. Место, где теперь находится Царицыно, в 1712 г. было отдано Петром I бывшему молдавскому князю Д. К. Кантемиру. Издревле его населяли славянские племена Вятичей – об этом свидетельствуют курганы XI-XIII веков. Эти земли принадлежали селу Коломенское, были великокняжескими и царскими.


Парк был заложен в начале XVIII в. Тогда же была сооружена церковь Троицы; перестроена в 1765 году, трапезная и колокольня - в 1883 году. В 1775 году село купила императрица Екатерина II для постройки своей новой резиденции, тогда же оно и было названо «Царицыно» . Под руководством архитектора В. И. Баженова в 1776 году началось строительство дворцового комплекса, который должен был стать памятником победы России над Турцией в 1774 году.

Усадьба расположена на пересечённом оврагами участке, круто обрывающемся к прудам, что обусловило свободную планировку дворцового парка и живописный характер архитектурного ансамбля, усиленный ярким сочетанием краснокирпичной кладки стен и белокаменных деталей. Центр композиции, развёрнутой к прудам, образовали два дворца, соединённые между собой галереей с ажурной аркой ворот, и Большой кавалерский корпус; позади них расположен Хлебный дом. Однако законченные к 1785 г. сооружения не понравились императрице и в 1786 г. были по её приказу частично разобраны. Позднее дворцовый комплекс достраивался архитектором М. Ф. Казаковым до 1797 года, им был возведен Большой Дворец и разбит парк. После смерти Екатерины II строительство было прервано, царская резиденция так и не была достроена до конца.


В первые годы Советской власти Царицыно с ближайшими деревнями вошли в посёлок Ленино.


Созданный в марте 1918 года революционный орган местной власти - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов - расположился в Первом кавалерском корпусе. В 1932 году это здание было перестроено и стало 3-этажным; в нём разместился исполком Ленинского района Московской области.


В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, в его музейный подотдел. 21 июля 1927 года в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына; через год музей обрёл статус историко-краеведческого. Первым директором и создателем музея был В. В. Казанцев. Основой экспозиции музея стали ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса; демонстрировались также предметы из раскопок царицынских курганов. Музей пользовался известностью; в летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в таком виде музей просуществовал недолго: в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации основу экспозиции составили муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». Наконец, в 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.


К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н. А. Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»); проводилась также консервация и укрепление некоторых руинированных дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка.


Новую жизнь получил Хлебный дом: в начале 1920-х годов здесь стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция.


В 1936 году по заданию Моссовета архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат разработали проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.


В конце 1950-х годов вновь потребовалась реставрация павильонам «Миловида» и «Нерастанкино», беседке «Золотой сноп» и ряду парковых мостиков.


Работы осуществлялись в 1958-1961 годы по проекту реставратора М. В. Дьяконова; тогда же под руководством архитектора В. И. Долганова и инженера-лесовода Е. С. Панфёровой были проведены лесоустроительные работы в левобережном парке.

###Страница 3

В 1960 году Ленино стало частью Москвы. В 1970-е в связи с застройкой жилого района Орехово-Борисово вокруг Царицына и каскада Цареборисовских прудов была установлена охранная зона площадью более 1000 гектар. Зона дворцово-паркового ансамбля была постепенно освобождена от хаотичной застройки.


К концу 1960-х годов относится первый проект научной реставрации царицынских архитектурных и ландшафтных памятников; он был разработан в «Моспроекте-3» под руководством архитектора В. Я. Либсона. Однако масштабность реставрационных работ стала препятствием для их осуществления. В начале 1980-х годов была образована «Высшая школа живописи, ваяния и зодчества» во главе с Ильёй Глазуновым; первоначально планировалось, что она будет базироваться в отреставрированных зданиях царицынского ансамбля.

С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов; почти все они к 2004 году были отреставрированы. Оставалось завершить реставрационные работы в Хлебном доме, благоустроить парк, восстановить парковые павильоны; предстояло также восстановление Большого дворца.


Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.


В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен), и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.

После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделявшаяся по высоте среди окружающих дворцовых построек), но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.


В годы Советской власти здание использовалось для размещения трансформаторной подстанции; церковные реликвии были в основном разграблены. В 1990 году храм передан Русской православной церкви и началась его реставрация; работы завершились в 1998 году.


В 2004 году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 года в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. Проект реконструкции был разработан в «Моспроекте-2» под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и руководителя «Моспроекта-2» М. М. Посохина.


Несмотря на жёсткую критику ряда специалистов, проект восстановления Большого Царицынского дворца в 2005-2007 годах осуществился полностью. В короткие сроки был проведён большой объём строительных, восстановительных и реставрационных работ; многие из них носили уникальный характер. Своеобразным девизом строительства стали слова мэра Москвы Ю. М. Лужкова: “Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!”


2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца. В торжественных мероприятиях принял участие Президент РФ В. В. Путин. Восстановленный царицынский дворцово-парковый ансамбль вызвал неподдельный интерес у москвичей; парк, сразу же ставший популярным местом прогулок, по просьбам горожан с ноября 2007 года работает круглосуточно.


Тогда же, в 2007 году, на серповидном острове Средне-Царицынского пруда был сооружён фонтан, к которому с противоположных сторон пруда ведут два ажурных стальных моста. Водяные струи бьют в небо с переменной силой, строго синхронно исполняемой здесь музыке.


В 2008 году проект реставрации и реконструкции царицынского ансамбля был признан абсолютным победителем конкурса «Лучший реализованный проект 2007 года в области инвестиций и строительства», который проводится правительством Москвы, а коллективу реставраторов, работавших над воссозданием Царицына , была присуждена международная премия имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры». Специалисты, критиковавшие «фантазийную реставрацию» Царицына, с сожалением отмечали, что данный подход лежит в русле современных мировых тенденций в реставрационном деле.


  • Царицыно ‒ природный и архитектурный комплекс в неоготическом стиле в южной части Москвы.
  • Комплекс основан по приказу Екатерины Великой в 1776 году, но императрица так и не жила там, хотя это достойная резиденция монарха.
  • Комплекс включает в себя дворец, парковый ансамбль , а также огромные выставочные залы.
  • Музейный комплекс состоит из экспозиций XVIII века, археологической выставки и музея прикладного и декоративного искусства.
  • Живописный и романтичный ландшафтный парк со скульптурами и павильонами ‒ идеальное место для прогулок.
  • Самый большой в Москве светодинамический фонтан .

Царицыно - заповедное место на юге Москвы, уникальный исторический, природный и архитектурный ансамбль, жемчужиной которого является дворцово-парковый комплекс постройки второй половины XVIII в. В наше время этот крупнейший парк в черте столицы (его площадь почти 400 га) считается одним из любимых мест посещения как туристов, так и жителей столицы. К Царицынскому парку примыкает Бирюлевский дендропарк, в котором можно увидеть редкие виды деревьев и кустарников. По своей значимости архитектурные памятники Царицыно входят в число крупнейших мировых достопримечательностей, а масштабные выставки, развернутые в музее-заповеднике, позволят вам погрузиться в атмосферу XVIII столетия. Дворец и соседние с ним постройки созданы в фантазийном стиле неоготики, подражающем архитектуре средневековых католических соборов XIII–XV вв.

История усадьбы

Дворцово-парковый ансамбль был заложен в 1776 г. по повелению императрицы Екатерины II на месте старой усадьбы XVI в. Этой усадьбой в разное время владели представители самых богатых и влиятельных аристократических династий России - Годуновы, Стрешневы, Голицыны, Кантемиры. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что еще раньше в Царицыно располагались поселения древних обитателей московского края - славянского племени вятичей (X–XII вв.).

Интересна и удивительна судьба дворца. Практически завершенный грандиозный комплекс, выстроенный знаменитым ар хитектором В. И. Баженовым, не понравился Екатерине II - она приказала разрушить его и отстроить «с чистого листа»! Изначально комплекс Баженова состоял из семнадцати построек, включая два симметричных корпуса - для императрицы и ее сына Павла Петровича, будущего императора Павла I. По одной из версий, именно архитектурная равнозначность корпусов императрицы и наследника, к которому она сильно охладела за время строительства, и стала основной причиной недовольства Екатерины II. Сама императрица никогда в Царицынском дворце не жила, а его строительство завершил уже другой архитектор - М. Ф. Казаков - как раз в год ее смерти. С 1796 г. дворец стоял без внутренней отделки и постепенно разрушался. В XIX–XX вв. Царицыно стало популярным местом отдыха. Прогулки на фоне величественных останков дворца были одним из излюбленных развлечений праздной публики.

Еще с XIX столетия разрабатывались планы реконструкции Царицыно, но воплотиться им было суждено только в 2007 г., когда был открыт полностью воссозданный Большой Царицынский дворец. Также были реконструированы парк, фонтаны, аллеи, павильоны и многие другие памятники. Сегодня это не только первоклассный исторический дворцово-парковый комплекс, но и огромные выставочные залы, общая площадь которых составляет почти 6000 кв. м.

Архитектура дворцового комплекса

Это архитектура «галантной эпохи». Каждое здание по-своему уникально, а все вместе они составляют роскошный дворцовый ансамбль, достойный резиденции европейского монарха XVIII в. На прямой аллее, которая проходит от центрального входа в парк, между Верхним и Средним Царицынскими прудами, перед посетителями вырастает величественный Фигурный мост (1776 г.). Издалека он напоминает ворота крепости, обрамленные мощными башнями на мощных белокаменных устоях и стенами, увенчанными двурогими зубцами («ласточкин хвост», как и на стенах Кремля). По мосту можно пройти от Большого и Малого дворцов к церкви и оранжереям. Поднимаясь на него, мы оказываемся на ажурной галерее, а башни моста «превращаются» в полукруглые ниши.

Центральное пространство перед дворцом открывает прекрасную панораму царицынского ансамбля - Большой дворец с Хлебным домом и три Кавалерских корпуса. Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, фланкированное по краям башнями с зеленоватыми крышами. Для него, как и почти для всех царицынских построек, характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Издалека видны шпили на его башнях, стрельчатые окна, арки. Здание состоит из боковых квадратных корпусов с башнями, соединенных между собой галереями. В целом планировка дворца напоминает планировку резиденций Царского Села и Петергофа. В ходе реставрации воссозданы парадные залы дворца - Екатерининский и Таврический. Очень красива галерея между Большим дворцом и Хлебным домом. Она была построена вместе с Хлебным домом в 1784–1785 гг. по проекту В. И. Баженова и состоит из двух стен, богато украшенных декоративными элементами. Хлебный дом - условное название, связанное с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это одно из самых крупных зданий ансамбля. Его огромные ворота предназначались для заезда фур с дровами, съестными припасами, кухонным инвентарем. В кухнях и подвалах Хлебного дома кипела хозяйственная жизнь императорского дворца, для чего Баженов спроектировал почти 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады. В наше время это кубическое здание перекрыто стеклянным куполом, в котором создан атриум и организован концертный зал.

Поми мо центрального ансамбля, в Царицыно есть еще целый ряд не менее прекрасных зданий. Средний дворец был выстроен В. И. Баженовым специально для Екатерины II в 1776–1778 гг. Он, как и соседний Малый дворец, находится на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда. Вероятно, эти дворцы строились для развлечений и отдыха императрицы. В архитектурном облике дворцов чувствуется сочетание разных элементов: стрельчатые проемы окон, шпили, обелиски, диски и серпы. Здание Среднего дворца было отреставрировано одним из первых и сегодня используется для проведения концертов, почему и получило неофициальное название Оперный дом.

Три небольших необычных павильона были условно названы Кавалерскими корпусами. Они стоят вдоль оврага у храма (как говорится в документах, «на церковном рву»). Все корпуса выдержаны в едином стиле «неоготика». Украшенные коронами, стрельчатыми арками и оконными проемами, зубцами, кокошниками, декоративными фризами и профилированными кирпичиками, они представляют собой настоящие шедевры архитектуры XVIII столетия.

Одной из визитных карточек усадьбы являются Фигурные (Виноградные) ворота (1777–1778 гг.). Эта постройка, можно сказать, воплощает весь дух Царицына. Ворота находятся в конце Березовой перспективы - аллеи, идущей по берегу пруда к дворцам. Виноградные ворота являются символической границей дворцовой и парковой частей комплекса, состоят из башен со стрельчатыми окнами и арки. В центре под последней можно увидеть резную «гроздь винограда», благодаря которой ворота и получили свое название. Кроме того, в парковой части Царицына есть «Большой мост через овраг» - массивное сооружение, перекинутое через овраг, выходящий к пруду. Издалека он поражает своим мощным обликом, а некоторые его элементы вызывают ассоциации с католическими соборами. Его фасады украшены странными символами, которые не разгаданы до сих пор.

В конце изви листых тропинок Царицына стоит так называемый Храм Цереры (беседка «Золотой сноп»), который украшает статуя древнеримской богини плодородия Цереры (1804 г, архитектор И. В. Еготов). На южном острове Верхнего Царицынского пруда находятся Русалкины ворота - руинированная арка, которая должна была символизировать древнюю архитектуру, а на высоком холме - странное сооружение архитектора И. В. Еготова, стилизованное под руину древней шотландской башни. Сегодня здесь устроена смотровая площадка. Кроме того, по парку «разбросаны» многочисленные фигурные мостики и гроты.

В ансамбл ь Царицынского парка входит также Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (XVIII в.). В 1722 г. его заложил князь Дмитрий Кантемир, сподвижник . Как и многие храмы, церковь была закрыта в 1932 г. и впоследствии разграблена. В 1990-х гг. храм был восстановлен и освящен.

Музеи и выставочные залы

Вы можете как прогуляться по парку, так и посетить его музейный комплекс, в который входят: интерьеры Большого дворца; археологическая выставка; исторические и художественные экспозиции, посвященные эпохе Екатерины II; а также богатейший музей декоративно-прикладного искусства, собравший огромную коллекцию произведений со всех уголков бывшего Советского Союза: произведения из стекла, керамики, декоративные ткани, фарфор, предметы народного искусства. Этот музей был открыт в 1984 г. - с его создания и начинается история современного музея-заповедника «Царицыно». Вход в музейно-выставочный комплекс «Царицыно» расположен у Большого дворца, через специальный стеклянный павильон. С Большим дворцом и Хлебным домом его связывают подземный тоннель и атриум, в котором находятся гардероб, кассы, книжный магазин и туалеты. Большой дворец после реставрации был оборудован лифтами и сегодня полностью доступен для всех категорий посетителей.

В наше время в Большом дворце развернуты интересные тематические выставки. Первая — «Царицынские древности. Археология Царицыно» (показывающая артефакты разных эпох, найденные в ходе реставрационных работ и археологических исследований; также здесь в виде макета представлен царицынский дворец в руинированном состоянии) и «Воспоминание о великой руине» (показывает историю разрушения и реставрации Большого дворца). Здесь же проходит выставка «Серебряная кладовая”», демонстрирующая изделия из драгоценных металлов, хранящиеся в фондах музея-заповедника, - работы ювелирных фирм П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, К. Г. Фаберже, И. П. Хлебникова. А на краеведческой выставке «Быль и новь Царицына» представлена история села Черная Грязь со времени приобретения его Екатериной II в 1775 г. до начала XX в.

На втором этаже Большого дворца размещена постоянная экспозиция «Екатерина II: золотой век Российской империи», посвященная императрице, ее судьбе и жизни. Здесь вы увидите подлинные портреты, мебель, фарфор, оружие и предметы быта того времени. Не менее интересна и постоянно действующая выставка «Шпалеры для дворца», представляющая шедевры западноевропейского художественного ткачества конца XVII - XVIII в. Картины и мебель дополняют атмосферу дворцового интерьера эпохи. Здесь же на площади около 900 кв. м работает постоянная экспозиция «Искусство большого стиля», рассказывающая о советском декоративно-прикладном искусстве 1961–1991 гг. (разделы: «На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство - народу», «Земля и космос»).

Пройти в здание Хлебного дома можно из Главного дворца по подземному тоннелю. В обширных помещениях Хлебного дома также проходят постоянные и временные выставки. В частности, здесь развернута экспозиция «Искусство в границах СССР», представляющая значительную часть собрания Музея декоративно-прикладного искусства. Вы можете увидеть глиняные игрушки, изделия из металла и дерева, народные костюмы, тканые изделия, вышивки, .

Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков. После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. Часть построек используется под кофейни и дачи. А с 1917 по 1970-е гг. их занимают коммунальные квартиры. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».

Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень. Крыши построек кроются желтой черепицей (впоследствии их заменяют металлической кровлей).

Первые строительные сезоны проходят успешно. Но затем начинаются проблемы с финансированием и стройматериалами. Баженов постоянно пишет письма чиновникам. Из-за нехватки средств он даже вынужден брать кредиты на свое имя и расплачиваться с бригадами строителей. Все же в период с 1776 по 1779 гг. в Царицыне возводится большинство мелких построек. К 1782 году закончены все три дворца. В 1783 – Большой Кавалерский корпус. В 1784 – 1785 гг. Кухонный. Все здания внутри оштукатурены и ожидают покраски. Намерения Екатерины относительно отделки помещений неясны. На протяжении десяти лет Баженов тщетно пытается добиться от императрицы ответа на вопрос “чем и как убирать здания». Но Екатерина отвечает туманно: «на то будет времени». Она только отдает распоряжение покрыть полы керамической плиткой и устроить изразцовые печи. Архитектор предлагает Екатерине расписать стены «во вкусе арабеск или убирать в древнем Египетском, Греческом и Геркуланском вкусе». Однако на это императрица повеления не дает.

3 июня 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.

Императрица решает подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. В 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

Начинается второй этап строительства Царицынского ансамбля. Вернее сказать – его мучительная перестройка. Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей. Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков выужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.

Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры. Спокойные уравновешенные пропорции. Колонны. Пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.
Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.

В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры. Музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

Сейчас это одно из любимых мест москвичей и гостей столицы. Но что было на месте Царицыно много веков назад? Какие известные люди были владельцами усадьбы?

История Царицыно.

На месте сегодняшнего Царицыно ещё до появления Москвы находилось поселение племени вятичей. По одной из версий именно это племя стоит у истоков основания и самой Москвы, а вернее поселения, которое увидел Юрий Долгорукий, и решил дать ему название (или просто при нём Москва была отражена в летописи, дошедшей до нас). Вятичи здесь селились ещё в X-XI веках. После себя они оставили курганы, которые и по сей день можно увидеть в Царицынском парке.

Первое название у Царицыно было не столь благозвучное и величественное. Благодаря тому, что здесь издавна располагались лечебные грязи и святые ключи, это место носило название "Чёрная грязь". Стоит обратить внимание, что "Чёрная грязь" является именно ядром будущей усадьбы, в дальнейшем территория примет намного больший масштаб. Первая усадьба в лечебном месте была построена по заказу жены российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, это произошло в 16 веке. К сожалению, в период польско-литовской интервенции усадьба полностью сгорела.

После этого, этой территорией владели бояре Стрешневы (В 1605 году после смерти Годунова вотчина перешла во владение царского двора пока в 1633 году царским указом она была продана Лукьяну Степановичу Стрешневу), князья Голицыны. За это время были построены красивые дома, разбиты чудесные сады. Но в результате того, что род Стрешневых прекратился, а Голицыны были сосланы в Сибирь, новым владельцев стал молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо "Чёрная грязь" было пожаловано самим Петром I.
Сначала владельцем был сам Дмитрий Кантемир, а после него здесь хозяйничали три его сына.

Среди рода Кантемиров, владевших усадьбой, стоит выделить Матвея Кантемира, владевшего "Черной Грязью" 14 лет. Здесь при нём была построена каменная церковь (1759-1765) "Во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого" - покровителя отца Матвея. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен "восьмерик", увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.

В 1775 году у Сергея Кантемира (также сына Д.Кантемира, который к тому моменту оставался единственным полноправным владельцем), "Чёрную грязь" покупает сама императрица Екатерина II. Обошлась ей эта покупка в 25 000 рублей (по некоторым данным за 30 000).

Как гласит легенда, 4 мая 1775 года императрица, которая в тот год много ездила по России и изучала имперские земли, во время поездки на Цареборисовский пруд, обнаружила полузаброшенную усадьбу. Императрицу поразили красота пейзажей, ландшафт: холмистая, изрезанная быстрыми ручьями местность, рощи и луга, тихие пруды, поросшие камышом, тишину которых нарушали лишь крики уток.

С появлением новой хозяйки, эта местность начинает новую историю. "Чёрную грязь" переименовывают в Царицыно село. Екатерина вызывает сюда своего личного архитектора Василия Баженова, которому заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию "в готическом вкусе". Начинается масштабное строительство: на центральной площади возводят два дворца - для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание - дворец-храм, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры.

Cтроительство продолжалось целых десять лет (1775-1785 гг.). Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить.

Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства - неизвестно. Через несколько дней после осмотра построек, Екатерина отдала распоряжение о сносе трех центральных дворцов. Сейчас на этом месте стоит так и не достроенный дворец по проекту ученика Баженова Матвея Казакова, а на месте большого дворца - зеленая лужайка. Под руководством архитектора М.Ф. Казакова было продолжено строительство, и Дворец был даже практически достроен, но из-за смерти Екатерины II строительство было остановлено. Приказал это сделать наследник императрицы Павел I. С того момента, целых двести лет дворец и вся усадьба пустовала и постепенно разрушалась.

В 80-х годах прошлого века началось постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации проводились в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года произошло открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.

Достопримечательности Царицыно.

Царицынский парк — памятник русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Формирование его относится к первой половине XVIII века, на тот момент этой территорией владели князья Кантемиры. Расцвет Царицынского парка приходится на первую треть XIX века, когда здесь были устроены разные "художественные затеи": беседки, павильоны, гроты, мостики.

Царицынские пруды и реки Верхний и Нижний Шипиловский пруды - их появление относится к середине XVII века, когда усадьбой владели бояре Стрешневы.
Пруды образовались после строительства двух плотин на местных речках Городня, Язвенка и Черепишка. Царицынские пруды составили единый каскад с Борисовским прудом,
созданным в царствование царя Бориса Годунова. Сейчас эти три пруда считаются самыми старейшими в Москве. Их площадь также на первом месте, составляет она более 180 га.

Большой Царицынский дворец - троительство было начато архитектором В. И. Баженовым, который хотел спроектировать Царицыно в псевдоготическом стиле, вместе с тем напоминающим нарышкинское барокко. Декор фасада был насыщен масонской символикой. Но строительство дворца было прервано по распоряжению императрицы Екатерины II. Строительство (а скорее всего переделка) было продолжено в 1786-1793 гг. архитектором Ф. М. Казаковым. Но из-за смерти Екатерины II в 1798 году было полностью остановлено. Только в 2005-2007 годах, спустя 200 лет Дворец был достроен и торжественно открыт. Сейчас в нём размещаются выставки, проводятся экскурсии.

Малый Царицынский дворец 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Является одним из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов (самым маленьким), предназначавшихся для императрицы Екатерины. В 1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона. После этого, строение приходило в упадок. В 1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал музея-заповедника "Царицыно".

Памятник Ф. Казакову и В. Баженову памятник расположен возле входа в Дворец (вход для экскурсий), пользуется большой популярностью среди посетителей заповедника. Сфотографироваться с архитекторами желают все проходящие отдыхающие.

Хлебный дом (Кухонный корпус) - Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. В середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и Земское училище.
В конце XIX века, во время развития дачного отдыха, комнаты в Хлебном доме сдавались в аренду на лето дачникам. После революции и до конца 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного дома, в результате которой появился стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; "Хлебный дом" стал основным зданием для музейных коллекций.

Галерея с аркой - Построена 1784 году. Архитектор В. И. Баженов. Соединяет Большой дворец с Хлебным корпусом. Предназначалась для доставки блюд и яств из "фабрики-кухни" в Большой дворец. В 1985-1988 годах была проведена реставрация, в результате которой строение стало первым отреставрированным объектом в Царицыно.

Оперный дом (Средний дворец, Приемный дворец) - Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Средний дворец, позднее названный "Оперным домом" был предназначен
для императрицы Екатерины II и является одним из первых значительных сооружений Царицынского ансамбля. На протяжении XIX-XX веков здание не использовалось и превратилось в живописные руины. Реставрация дворца проведена в 1988-1996 гг. В настоящее время Оперный дом используется как выставочный и концертный зал музея-заповедника "Царицыно".

Первый Кавалерский корпус - Построен в 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Был предназначен для свиты императрицы. В конце XIX - начале XX вв. здание сдавалось в аренду на лето дачникам. В советское время здесь располагался ленинский райсполком.

Второй Кавалерский корпус ("Восьмигранник", "Лакейский дом") - Построен в 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Имеет восьмигранный план, фасады его украшены балюстрадой, розетками и волютами.

Третий Кавалерский корпус (корпус с круглым залом) - Построен в 1776-1779 гг. Архитектор В. И. Баженов, одно из первых зданий архитектурного ансамбля Царицыно. Расположено на пригорке перед церковью Иконы Божией Матери "Живоносный источник". В 1800-1850-е гг. здесь размещалась гостиница, затем дача известного петербургского виолончелиста И. Давыдова. В советские годы здесь располагался краеведческий музей, клуб, дирекция заповедника. Все изменения, связанные с изменениями предназначения здания исказили планировку, в связи с чем был утрачен первоначальный внешний вид. В частности, не сохранились венчавшая здание башня и опорные столбы. Реставрация была проведена в 1998-2003 годах.
Сейчас здесь находится Выставочный зал, здесь также размещаются экскурсионные службы музея.

Фундаменты и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса - Построен в 1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов. Данный Кавалерийский корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II. Разобран в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца. Фундаменты музеефицированы в 2006-2007 году.

Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" (Троицы Живоначальной) - старейшая постройка в Царицыно. Находится на пересечении двух основных въездов в усадьбу - с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, но зато каменной постройкой. О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. В 1765 году Храм был перестроен. Трёхярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году. В 1940 году, когда храм был закрыт, здесь размещалась типография и деревообделочный цех. Богослужения возобновлены в 1990 году. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия. При храме действует воскресная школа и Духовный центр.

Оранжерейные корпуса - Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII века, когда усадьба "Черная Грязь" принадлежала князьям Кантемирам. Оранжереи построили на участке за Большим оврагом вблизи каскада из небольших прудов, называвшихся "Оранжерейными". Во время работы в Царицыне (1776-1785 гг.) архитектор Баженов занимался в том числе и ремонтом старинных деревянных оранжерей, а в 1780-е гг. выстроил новую каменную оранжерею. Остатки ее фундаментов полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году. Наряду с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными кустарниками выращивалось огромное количество цветов, особенно роз. К середине XX века Царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник дачный поселок, где снимали летние дома многие выдающиеся деятели русской культуры. Здания знаменитых Царицынских оранжерей восстановлены в конце 2007 года.

Фигурный мост - Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Мост "на приезде с плотины", получивший название "Фигурного", одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно. Служит как парадными воротами ансамбля со стороны прудов, так и частью аллеи Березовой перспективы - одной из основных осей Царицынского ансамбля. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. В 1987-1992 и 2006 годах была проведена реставрация памятника.

Фигурные ворота ("Виноградные") - Построены в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Название свое получили за счёт стилизованных гроздей винограда, которые украшают проём арки. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров - ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов. В 1998-2000 годах проведена реставрация ворот.

Гротесковые мосты - Построены в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов. Большой и Малый Гротесковые мосты сложены из кирпича. Строительство их предназначалось для перехода через овраг. Арки и замковые камни мостов отделаны грубо обработанным белым камнем. С помощью камня также оформлены орнаменты, напоминающие кресты и звезды на мостах, построенных В.И. Баженовым.

Оранжерейный мост - Построен в начале XIX века. Выложен из красного кирпича с белокаменным декором, несколько напоминающим постройки Баженова.

Большой мост через овраг - Построен в 1784 г. Архитектор В. И. Баженов. Проектировался как парадный въезд в резиденцию Екатерины II со стороны Большой Каширской дороги. Из сохранившихся образцов русского мостового строительства XVIII века мост через Большой овраг в Царицыне - самый выдающийся и по величине, и по художественным достоинствам. Реставрировался в течение десяти лет.

Царицынская плотина между Верхним и Нижним Царицынскими прудами - Построена в 1803 г. Архитекторы И.В. Еготов и Е.Д. Тюрин. К концу XX века находилась в разрущенном состоянии.

Павильон "Миловида" - построен в 1756-1814 гг. на правом берегу Верхнего Царицынского пруда архитектором И. В. Еготовым. По преданию прозван так самой императрицей Екатериной за прекрасный вид, который открывается от стен "Миловиды" на Покровскую сторону и глубокий залив Царицынского пруда у Лазаревой плотины.
Первоначально павильон был обильно украшен скульптурой. На кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа - скульптуры дельфинов и сфинксов.
В 1870-х гг. он был приспособлен под чайный домик. Близлежащую местность современники называли "Миловидовой рощей". В XIX веке здесь располагался чайный домик, а в соседней роще играл духовой оркестр. К началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году павильон был сильно поврежден пожаром. Отреставрирован в 2006 году.

Павильон "Нерастанкино" ("Храм Меланхолии", "Галерея в саду") - Павильон «Нерастанкино» построен в 1803-1804 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора И. В. Еготова.
Расположен на пологом склоне берега, спускающемся в долину. Предназначался для спокойного отдыха. Здесь в XIX веке находилось несколько столов, кресел и скамей,
покрытых серой краской. Главным удовольствием от пребывания в этом уголке было созерцание живописного вида на пруд с каменной аркой, прозванной "Русалкины ворота".

Арка-руина "Русалкины ворота" - Построена в 1804 г. Архитектор И.В. Еготов. На правом берегу Царицынского пруда вблизи береговой дорожки можно увидеть одно из самых романтичных сооружений парка. Сооружение находится на острове и представляет собой арку, перекинутую через узкий канал, разъединяющий остров на две части. В нынешнем виде арка восстановлена в 2006 году в соответствии с обмерными чертежами XIX века. С береговой дорожки у арки открывается вид на павильон "Нерастанкино".

Беседка "Храм Цецеры" ("Золотой сноп") - Построена в 1805-1806 гг. Архитектор И.В. Еготов. Беседка представляет собой круговую колоннаду, увенчанную куполом - "круглый маленький храмик ионического ордена о восьми колоннах". Такие беседки стали к началу XIX века обязательной принадлежностью крупных пейзажных парков. В беседке была установлена статуя римской богини плодородия Цецеры, державшей в руках серп и сноп колосьев. Голубой купол постройки венчает сноп позолоченных колосьев, поэтому беседку также называли "Золотой сноп". В середине XIX века статуя Цецеры была утрачена. В 1927 году во время реставрации, проведённой архитектором М. В. Дьяковым, была вновь установлена статуя Цецеры, перевезённая из усадьбы Боде-Колычевых Лукино. Последняя реставрация проведена в 2005-2006 гг.

Башня-руина из дикого камня - Построена в 1804 году. Архитектор И. В. Еготов. Специально была сооружена с нарочитой небрежностью из грубо отесанных блоков известняка вперемежку с краснокирпичной кладкой, чтобы придать вид старины. По лестниуе можно подняться на смотровую площадку.

Грот - В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном "Миловида". Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями.

Ореховская плотина - Сооружена на речке Язвенке в 1805-1807 гг. местными крестьянами под руководством садового мастера К. С. Унгебауэра. Мостик через плотину связывает центральную часть Царицынского парка с запрудной парковой зоной "Покровская сторона".

Курганные могильники - Курганные могильники являются памятниками археологии Москвы XII-XIII веков. Около тысячи лет назад эту территорию населяли славянские племена
вятичей. Их курганы расположены по склонам речки Язвенки на северной окраине Царицынского парка.

Светомузыкальный фонтан - Открылся в 2007 году ко Дню города Москвы. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре композиции: "Вальса цветов" и "Марш" Петра Ильича Чайковского, две композиции — на мелодии французского композитора Поля Мориа. В конструкции фонтана применены 82 насоса различной мощности. Работа фонтана в Царицыно управляется компьютером. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. метров, а глубина воды - до 1,5 метров. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

Материалы взяты с сайтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: